богат,, образован и... умен
социально-экономические проблемы развития
системы высшего образования в России
Решение приоритетных задач социально-экономического развития страны невозможно без опоры на образование общества. Через систему образования должна быть сформирована кадровая инфраструктура, адекватная современным технологиям, используемым в основных отраслях промышленности и сфере услуг, обеспечено воспроизводство и развитие инновационного потенциала экономики.
Особенностью системы образования, по сравнению с другими сферами экономики, является то, что она имеет наиболее широкие, устойчивые и сильные обратные связи со своей макросредой, так как формирует целые поколения специалистов, которые в своей дальнейшей деятельности начинают определять изменения этой среды.
Вследствие этого большинство проблем высшего образования в России связано с изменениями, происходящими во внешней среде. Основными из них являются:
- недостаточное финансирование образования государством;
- несогласованность работы системы образования и рынка труда;
- демографический спад;
- низкая платежеспособность населения. Функционирование системы высшего образования в значительной степени зависит от интенсивности финансирования. При этом непрерывно решается задача перераспределения средств между количеством обучающихся и качеством их обучения.
Брекоткина Е.С.
аспирант кафедры экономики предпринимательства Института экономики и управления Уфимского государственного авиационного технического университета
в связи с развитием платного Несмотря на повышение роли частных
обучения все большее влияние инвестиций, основным
источником финан-
на деятельность системы сирования образовательных учреждений в
образования оказывает России остаются средства бюджетов различ-
платежеспособный спрос ных уровней. Уровень
__государственных рас-
населения ходов на образование __определяется федеральной политикой в дан_ ной области. В 2005 году совокупные расходы на образование за счет всех источников составляли более одного триллиона рублей 3,1% от ВВП Российской Федерации), в том числе [1]:
расходы бюджетов всех уровней - 608 млрд. руб. (3,1% ВВП);
- расходы населения - 376 млрд. руб. (1,9% ВВП);
- расходы предприятий - 20 млрд. руб. (0,1% ВВП).
Несмотря на то, что за период с 2000 по 2005 годы бюджетные расходы на образование выросли в сопоставимых ценах в общем образовании практически вдвое, а в профессиональном - в 1,7 раза, по сравнению со странами-членами Организации экономического сотрудничества и развития (с поправками на паритет покупательной способности) они остаются крайне низкими. В расчете на одного обучающегося они от 2,5 до 10 раз меньше, чем в государствах ОЭСР [2]. В связи с развитием платного обучения все большее влияние на деятельность системы образования оказывает платежеспособный спрос населения. По оценкам социологов, готовность семей платить за образование в последние годы возрастает. Тем не менее, на сегодняшний день лишь 16% российских домохозяйств могут потратить на обучение ребенка свыше 36 тыс. руб. в год; 48% от 12 тыс. до 36 тыс. руб.; 29% до 12 тыс. руб.; 6,4% российских семей вообще не в состоя-
нии материально поддерживать своих детей
в процессе их обучения [3]. _
Существенное влияние на развитие как _
системы образования в целом, так и отде- _
льных ее уровней оказывает демографическая ситуация в стране. В настоящее время в РФ ежегодная убыль населения составляет около 800 тыс. человек. Реальна угроза _
вырождения населения России и, главным образом, за счет новых поколений - основных потребителей образовательных услуг. _
Так, по прогнозам, сокращение континген- _
та обучаемых к 2010 г. относительно 2001 г. _
может составить:
- в учебных заведениях начального профессионального образования 30-35%; _
- среднего профессионального образова- _
ния 22-25%;
- высшего профессионального - 25-30% [4]. _
Демографический спад оказывает отри- _
цательное воздействие на деятельность образовательных учреждений различных
уровней профессионального образования. Важнейшим фактором влияния здесь является сокращение потенциала абитуриентов, общее количество которых меньше числа мест приема в учебные заведения, осуществляющие подготовку по основным программам профессионального образования всех
уровней. _
Миграция населения в Россию может поло- _
жительным образом сказаться на развитии системы образования. В таком случае прибывающие являются потенциальным контингентом для учебных заведений, что может скомпенсировать снижение темпов роста
«коренного населения». В тоже время миг- _
рация может выражаться
в виде оттока населения _
из страны. Отъезд веду- 6,4% российских семей
щих специалистов, уче-
ных и научных сотрудни- не в состоянии материально
ков оказывает негативное
воздействие на все сферы поддерживать своих детей
российской экономики,
что в наибольшей степени в процессе их обучения
выражается в дефиците кадров, способных к воспроизводству полноценного интеллектуального потенциала.
В свете недостаточного бюджетного финансирования привлечение ресурсов частных предприятий в систему образования может служить дополнительным источником. Развитие сотрудничества между корпорациями и учреждениями профессионального образования позволит повысить эффективность деятельности системы образования и снизить структурный дисбаланс на рынке труда.
Объединяя возможности нескольких компаний, работающих в регионах, бизнес в состоянии решить назревшие социальные роблемы, в частности, связанные с качеством образования, созданием систем допол-ительного обучения по дефицитным профессиям. В этой связи представляется целесообразным:
- сформулировать национальную доктрину и стратегию развития человеческого капитала, подготовки кадров;
- создать эффективную государственную систему информирования работодателей и населения о динамике профессиональных рынков труда и соответствующих прогнозах;
_ - возродить государственную систему профориентации населения.
_ Как известно, чем выше технологический
потенциал национального демографический спад народного хозяйства, тем
более высококвалифици-
оказывает отрицательное рованный труд требуется
для работы на основных
воздействие на деятельность производственных фондах. При интенсивном
образовательных развитии промышленности создаются предпо-
учрежденийразличных сылки для безработицы
в социальных группах с
уровней профессионального низким уровнем образования, не соответствующим образования технологическому содер-
жанию экономики, что отъезд ведущих специалистов,
вызывает социальную
напряженность. ученых и научных сотрудников
Новые задачи и виды
организации произ- оказывает негативное
водства, появление
новых технологий, воздействие на все сферы
моделей управления
персоналом требуют, российской экономики
чтобы квалификация
работников соответствовала изменяющимся требованиям рынка труда. _
В настоящее время наблюдается значительное несоответствие между требованиями
работодателей к уровню квалификации _
трудящихся и уровнем подготовки выпускников ВУЗов. Следует отметить, что при _
высоких темпах экономического развития не только заметно изменяются пропорции видов трудовых ресурсов, но и возрастает необходимость увеличения расходов на их переподготовку по сравнению с их первичным обучением. _
Основной причиной такого несоответс- _
твия можно считать недостаточное исполь- _
зование стратегического менеджмента и _
маркетинга в сферах высшего образования _
и занятости. Поэтому необходимо обеспе- _
чить выполнение всех функций по выявле- _
нию и удовлетворению потребностей субъ- _
ектов рынка труда и системы образования, _
управлению их координацией и взаимодействием.
Таким образом, анализ социально-экономических проблем системы высшего образования в России позволил выявить основные факторы, оказывающие влияние на ее развитие. Их учет при управлении образова- _
тельным учреждением позволит повысить эффективность его деятельности.
Для повышения качества образовательных _
услуг и увеличения уровня востребован- _
ности выпускников необходимо развивать
сотрудничество образовательных учреж- _
дений с предприятиями в области целевой подготовки и переподготовки кадров.
в настоящее время наблюдается Необходим инструментарий, позволяю_значительное несоответствие щий образовательному
учреждению управлять _между требованиями процессом взаимодействия субъектов рынка работодателей к уровню образовательных услуг __и рынка труда, учи_ квалификации тывая и согласовывая
потребности учащихся, трудящихся работодателей, а также государства.
Литература
1. Бюджетное финансирование образования. Информационный бюллетень. - М.: ГУ-ВШЭ, 2005. - 55 с.
2. Экономика образования в зеркале статистики: новые данные. Информационный бюллетень. - М.: ГУ-ВШЭ, 2005. - 40 с.
3. Савицкая Е.В. Ценность и доступность высшего профессионального образования в России // Вопросы статистики. - 2004 . №9. - с. 45-48.
4. Киселев А.Ф., Савельев А.Я., Сазонов Б.А. Образовательный потенциал России: состояние и развитие. - М.: МГУП, 2004. - 136 с.
Ye.S. Brekotkina,
postgraduate student, Private Enterprise Economics Department, Economics and Management Institute, Ufa State Technical University of Aviation
Social and economic problems of higher education system development in Russia
The primary objective of government policy in the area of education is to improve the quality and performance of educational services and to provide equal access to education. This task can only be addressed by making allowance for the factors that contribute to the growth of national economy and its welfare sector. Identifying social and economic problems of education system development will make it possible to establish the scope of activities to improve the performance of the education system.