Е. Л. Водолажская, С. Ш. Останина ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: инвестиции, образование. investments, formation
Актуальность исследования заключается в возможных путях наращивания финансового потенциала высшей школы и поиска новых форм взаимоотношений между государством и системой высшего образования в России.
The actual of research contain the main ways of value financial potential of high school and founding form of relations between government and the system of high education in Russia.
Для повышения качества высшего профессионального образования правительством Российской Федерации принята Федеральная программа развития образования, цель которой состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечении ее соответствия социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства. Среди задач, решение которых связано с реализацией указанной цели, выделено формирование в системе высшего профессионального образования эффективных нормативно - правовых и организационно - экономических механизмов привлечения и использования финансовых ресурсов, доводя их до нормативной потребности. Однако уровень нормативной потребности пока не определен, не утверждены государственные минимальные социальные стандарты и государственная финансовая политика в области образования.
Вопросы аккумулирования и использования внебюджетных средств, полученных от платной деятельности, адаптации различных сторон финансово - хозяйственной деятельности высшей школы в условиях рыночных отношений, применения норм законодательства, регулирующего образовательную деятельность, требуют своего разрешения. Механизм реинвестирования высшей школы, провозглашенный в Федеральном законе «Об образовании», с 1 января 2002г., после введения в действие главы 25 НК РФ, не применяется. Это может привести к уменьшению капиталовложений, понижению уровня потенциала вузов и как следствие - к ухудшению их финансового состояния, понижению уровня качества образовательных услуг. В качестве примера можно привести таблицу 1, в которой анализируются показатели источников финансирования по КГТУ. Из данной таблицы можно сделать вывод, что доля государственных вложений в разы меньше, чем доля частных [1].
На протяжении последних десятилетий расходы государственного бюджета на образование уменьшались. В реальном выражении государственное финансирование образования в настоящее время составляет около половины дореформенного уровня. В развитых странах на долю общественных расходов на высшее образование приходится 78,6%, на долю частных расходов - 22,4% [2].
С переводом высшей школы на многоканальное финансирование стало возможным рыночное взаимодействие вузов с потребителями подготавливаемых кадров на основе прямых договоров с полной оплатой затрат на подготовку. Для эффективного взаимодействия высшей школы и рынка труда система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на возрастающий общественный образова-
тельный спрос. Ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создавать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов, в частности, инвестиций частного бизнеса, некоммерческих организаций.
Таблица 1 - Источники финансирования научных исследований тыс. руб.
Источники финансирования Годы
2004 2005 2006 2007 2008
Федеральное агентство по образованию 6423,2 4451,8 3933,0 12766,7 15065,2
Федеральное агентство по науке 450,0 270,0 3050,0 2150,0 450,0
Российский фонд фундаментальных исследований 1564,1 2341,2 2916,4 3939,7 5500,0
Бюджет Республики Татарстан 2300,0 2841,0 3225,0 4571,3 2500,0
Хоздоговора 6932,0 16315,4 12806,9 21580,1 25000,0
Зарубежные источники 1540,8 84,2 - - -
ИТОГО 17669,3 26303,6 25931,3 43001,8 48515,2
Исходя из макроэкономической роли как фактора экономического роста, высшее профессиональное образование требует государственного регулирования. К числу важнейших функций управления высшей школой, обеспечивающих государственную поддержку адаптации высшего образования к требованиям реальной экономики, относятся: разработка стратегии развития высшего образования, финансовая поддержка высшей школы, разработка государственных стандартов образования.
В настоящее время только инновационно интеллектуальный характер экономики обеспечивает динамичное развитие государств и высокое качество жизни населения. Развитие рынка образовательных услуг, адекватного современным потребностям общества и экономики, является одной из стратегических задач Республики Татарстан.
Инновационная направленность развития профессионального образования в Республике Татарстан требует совершенствования системы финансирования, при этом ключевым принципом должно стать «планирование на результат». Одной из задач совершенствования системы профессионального образования является разработка механизмов финансирования расходов на образование. Среди существующих рыночных рычагов можно отметить следующие [3]:
1. Нормативное подушевое финансирование вузов с использованием государственных именных финансовых обязательств (ГИФО).
ГИФО - документ, полученный гражданином в порядке, установленном законом, иными нормативными правовыми актами, согласно которому государство обязуется предоставить учебному заведению бюджетные средства на обучение в нем этого гражданина в течение всего срока обучения в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Финансирование вузов с использованием ГИФО является дифференцированным нормативным финансированием образовательной деятельности вузов. Тем не менее, ана-
лиз итогов финансирования отдельных учреждений высшего профессионального образования с использованием ГИФО, позволил сделать ряд выводов. При использовании данного метода в условиях функционирования образовательных учреждений в организационноправовой форме бюджетных организаций:
- повышается риск утраты государством возможности целенаправленно регулировать рынок образовательных услуг, а следовательно, структуру подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и структуру занятости; снижается эффективность использования средств бюджета, так как средства выделяются всем гражданам, даже обучающимся с доплатой, и используются на финансирование подготовки кадров по специальностям, которые не являются необходимыми для государства, экономики страны, как в настоящее время, так и на перспективу;
- отсутствует возможность обеспечить реальность, достоверность и обоснованность показателей бюджета в части расходов на финансирование профессионального образования, становится невозможным вести прогнозирование этих расходов на перспективу;
- ГИФО, являясь дифференцированным бюджетным нормативом финансирования вузов, но дифференцируются в зависимости от итогов сдачи ЕГЭ, а стоимость обучения в вузе, от этого не зависит, она одинакова для всех студентов, зачисленных в вуз на бесплатных началах; размер норматива не учитывает ни реальные рыночные цены, ни средние расходы бюджета на подготовку кадров с профессиональным образованием, поэтому ГИ-ФО не покрывают реальные затраты на подготовку студентов, обучающихся на бесплатных началах;
Использование этого механизма должно способствовать:
- подготовке специалистов по профессиям, нужным органам государственной власти, органам местного самоуправления, государственному, муниципальному секторам экономики;
- закреплению выпускников по месту запланированного трудоустройства в реальных секторах экономики.
2. Финансирование развития вузов на основе среднесрочных (3 - 5 лет) программ (бюджетные целевые программы).
Эти программы должны обеспечивать вложения в:
- основные фонды образовательных учреждений, в том числе в объекты социальнокультурной сферы;
- информационное развитие, в том числе пополнение и модернизацию библиотек;
- кадровое развитие: повышение квалификации преподавателей и обеспечение профессиональной мобильности (стажировки, конференции и т.п.).
В современных условиях сочетания государственных и рыночных подходов в функционировании высшей школы стало очевидно, что недостаточность бюджетных средств вызывает объективную необходимость повышения эффективности использования государственными вузами выделяемых общественных финансовых ресурсов - с одной стороны, и более широкого привлечения ими средств из внебюджетных источников - с другой стороны.
Прежде всего, требует изменения механизм финансового обеспечения государственных вузов, который сейчас строится следующим образом:
- бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств получателям бюджетных средств распределяются из федерального центра соответствующим главным распорядителем;
- вузы составляют бюджетные заявки и проекты бюджетных средств на основе показателей, доводимых до них главным распорядителем бюджетных средств (таких как контрольные цифры приема и предельные объемы финансирования на очередной финансовый год; индексы дефляторы по различным статьям бюджетной сметы; ставки оплаты труда работников высшей школы; материальные и финансовые нормы;
- бюджетная смета вуза утверждается распорядителем средств, при этом в бюджетной смете должны быть отражены все доходы вуза, в том числе от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- расходование всех средств строго регламентировано по назначению и по времени.
К недостаткам нынешнего механизма государственного финансирования относятся:
затратный характер планирования; излишняя детализация кодов экономической классификации, что приводит к необходимости постоянного внесения изменений в сметы доходов и расходов вузов в течение финансового года и ограничивает маневрирование бюджетными средствами; слабая увязка объемов и форм финансирования с конечными результатами деятельности вузов; ограничение самостоятельности вузов при осуществлении финансовохозяйственной деятельности. Все это требует преобразования существующего механизма государственного финансирования, что влечет за собой институциональные и организационные изменения.
На основе исследования различных аспектов нынешнего функционирования высшего профессионального образования в условиях трансформации общественного сектора, вырисовываются контуры обновляемого организационно - экономического механизма его развития. Модернизация существующего механизма государственной системы высшего профессионального образования (ВПО) предполагает осуществление совокупности действий, способных стать действенными рычагами прогрессивных изменений:
- оптимизацию объемов бюджетного финансирования вузов в соответствии с государственными потребностями на основе нормативов финансовых затрат, определяемых по единым методикам;
- внедрение государственных (муниципальных) заданий на образовательные услуги в соответствии с прогнозами государственных и местных потребностей в кадрах соответствующих специальностей и квалификации;
- освоение новых инструментов привлечения дополнительных финансовых средств, в частности образовательных кредитов, образовательных субсидий из региональных и местных бюджетов, увеличения привлекаемых средств предприятий, банковских и других организаций;
- введение государством дополнительных налоговых льгот на частные инвестиции в систему ВПО в целях стимулирования бизнеса и населения на вложение финансовых средств;
- масштабное расширение научно-исследовательской деятельности в вузах;
- создание при вузах специальных фондов развития, формируемых за счет государственных, муниципальных и частных источников;
- внедрение в вузах системы менеджмента качества услуг в соответствии с государственными образовательными стандартами;
- выделение субвенций из региональных бюджетов в связи с реализацией целевых региональных программ развития образования.
В результате взаимоувязанной реализации всех рассмотренных выше составляющих формирующегося организационно - экономического механизма современного функционирования системы ВПО, станет вполне реальным ускоренное и высококачественное разви-
тие образовательных услуг высшей школы, ведущее к превращению образования и знаний в ключевой двигатель инновационного развития нашей страны.
Важность финансовых аспектов в решении разнообразных проблем высшей школы подчеркивают как российские, так и зарубежные исследователи. Уровень и структура финансирования выступают в качестве основополагающей экономической базы функционирования системы высшего профессионального образования. При этом определяющую роль играет государственная поддержка, осуществляемая через бюджетное финансирование.
Помимо этого, российское налоговое законодательство до последнего времени было несовершенным и подвергалось довольно частым изменениям, что в определенной мере затрудняло финансовую деятельность как вузов, так и получателей их услуг. Например, в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации в течение ряда лет периодически возникают предложения о внесении поправок в Налоговый кодекс, которые позволят относить средства работодателей, направляемые на повышение квалификации своих работников, на себестоимость продукции (работ, услуг). В настоящее время они вынуждены оплачивать эти расходы из прибыли, остающейся после налогообложения.
Развитие российской высшей школы как общественного и социального института, формирующего потенциал высшего профессионального образования, базируется на государственном финансировании и требует правительственной поддержки деятельности вузов, включая разработку и реализацию продуманной экономической политики. При проведении исследования образовательного потенциала российских вузов одним из первоочередных аспектов обстоятельного рассмотрения является финансовое обеспечение высшей школы. Поэтому перечень источников финансовых ресурсов, образующих структуру финансирования вузов, необходимо включить в состав информационной системы подотрасли «Высшее профессиональное образование» и соответственно в общую систему показателей, характеризующих образовательный потенциал вузов.
В 2002 - 2006 гг. расходы на образование в бюджетных расходах медленно увеличивались, однако по отношению к ВВП они оставались достаточно стабильными. Аналогичная картина наблюдалась и по уровню расходов на высшее образование. Между тем в соответствии с рекомендациями специалистов стратегия устойчивого социальноэкономического развития страны должна строиться исходя из опережения темпов роста расходов на образование по сравнению с темпами роста ВВП.
Согласно установкам приоритетного национального проекта «Образование» в среднесрочной перспективе необходимо обеспечить поэтапное достижение нормативных значений рассматриваемых показателей. Распределение бюджетных ассигнований на 2008, 2009 и 2010 годы в области образования и науки представлено в таблице 2.
Основная часть расходов федерального бюджета по разделу «Образование» приходится на высшее и послевузовское профессиональное образование, удельный вес которого в 2008 - 2010 гг. будет колебаться от 77,5 до 74,7%.
С учетом новой классификации бюджетных расходов, в период с 2008 по 2010 г. на образование предусмотрено в целом израсходовать 960,7 млрд. руб., что составляет 4,97% в общих расходах федерального бюджета на данный период [4].
Бюджет принимаемых обязательств в области образования предусматривает расходы на повышение заработной платы работников образования, расходы на повышение размера средств, направляемых на социальную поддержку нуждающихся студентов, расходы на государственную поддержку студентов, расходы на индексацию материальных затрат на уровень инфляции.
Для практической реализации Концепции модернизации российского образования принципиальное значение имеет последовательный переход на многоуровневую систему подготовки специалистов и многоканальное финансирование вузов. На эти цели необходимо направлять средства не только федерального, но и региональных, муниципальных бюджетов, внебюджетных фондов, других источников. При этом важно обосновать наиболее приемлемые с точки зрения общественной целесообразности объемы финансовых вложений за счет различных источников и их оптимальный удельный вес в общем объеме инвестиционных ресурсов.
Таблица 2 - Распределение бюджетных ассигнований в области образования и науки тыс. руб.
Наименование расходов 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Общегосударственные вопросы 828777051.9 899842525.0 963098127.6
Образование, в том числе 307193978.2 313636827.1 339854471.8
Дошкольное образование 2867686.3 3081146.7 3380560.8
Общее образование 3538346.3 3712611.8 15637586.1
Начальное профессиональное образование 11857918.7 12655259.4 11936121
Профессиональные технические училища 9028136.3 9963456.0 10937300.4
Среднее профессиональное образование 29674081.3 32154774.9 34555076.2
Высшее и послевузовское профессиональное образование 238161165.9 243280250.3 254046313.7
Социальная политика 270863655.9 342671565.2 396542231.0
Межбюджетные трансферты 2281558096.7 2609419622.6 3125472717.1
Здравоохранение, культура, спорт 211686276.6 245224768.9 295356389.0
Из изложенного вытекает актуальность исследования возможных путей наращивания финансового потенциала высшей школы и поиска новых форм взаимоотношений между государством и системой высшего образования в России.
Существенным недостатком применяющейся в России системы показателей, характеризующей образовательный потенциал вузов, является отсутствие в ней данных об объемах, каналах поступления и направлениях использования финансовых ресурсов. В настоящее время методические основы сбора и разработки материалов о финансовой базе высшей школы в обобщенном виде, без достаточной детализации, изучаются статистикой финансов и входят в состав информационной системы Министерства финансов России.
Результаты проведенного исследования позволили сформировать новое представление о составе и содержании аналитических материалов, разносторонне характеризующих финансовые аспекты деятельности высшей школы и в конечном итоге финансовый потенциал вузов. К числу абсолютных показателей, формирующих подсистему «Финанси-
рование вузов в составе действующей информационной системы показателей оценки образовательного потенциала вузов, целесообразно было бы отнести: бюджетные ассигнования в составе средств федерального, региональных и местных бюджетов (с выделением объемов нормативного финансирования и субсидий, дотаций); кредиты банков; средства внебюджетных фондов; средства иностранных источников; средства организаций государственного и предпринимательского секторов; средства частных некоммерческих организаций; собственные средства вузов.
Все показатели должны отражать размер выделяемых на конкретные нужды средств и разрабатываться в целом по системе высшего профессионального образования, а также по отраслевым группам и по ведомственной принадлежности учебных заведений. Кроме того, в процессе анализа следует использовать относительные показатели, характеризующие динамику и структуру названных выше абсолютных величин.
Применительно к российской высшей школе наиболее гибким способом использования бюджетных источников может быть финансирование под определенный субъект. Своеобразие данного способа централизованного финансирования состоит в том, что общественный характер воспроизводства ресурсов дополняется частной формой их распределения. В нашей стране высказываются предложения по замене традиционной системы стипендиального обеспечения системой централизованного кредитования процесса получения студентами высшего профессионального образования, которая может включать следующие разновидности кредита: безвозвратный, льготный и возвратный.
На примере КГТУ наибольшей популярностью у предприятий и студентов пользуется прямой целевой договор с предприятиями на подготовку специалиста. Кроме того, продолжают действовать заключенные долговременные договоры на срок свыше 5 лет о совместной деятельности по подготовке специалистов с высшим образованием более чем с 160 предприятиями, организациями, учреждениями, фирмами Республики Татарстан и регионов Российской Федерации.
В соответствии с федеральным положением «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием», в университете развивается деятельность по соучредительству специальностей. По таким договорам обучается 1759 студентов очной формы обучения и 370 студентов заочной формы. В текущем году доля таких студентов в общем плане приема составила 40% (в прошлые годы - 20 %).
На сегодняшний день 9903 студента обучаются за счет внебюджетных источников финансирования по очной, очно - заочной и заочной формам, что составляет 45% от общего числа студентов головного вуза. В рамках выполнения обязательств по этим договорам в КГТУ поступило более 213 млн. руб. [1].
Возможно, что в качестве компенсации части государственных расходов на образование (погашение образовательного кредита) каждый выпускник вуза, ставший работником, и его работодатель могут вносить в соответствующей пропорции возвратную плату в соответствующий бюджет. При этом указанные расходы могут быть распределены во времени на период от 10 до 15 лет.
Возвратная плата образовательных услуг выпускниками вузов может осуществляться в виде целевого налога на доходы физического лица. Участие работодателя в оплате указанных услуг может производиться в форме отчислений в централизованный (национальный) фонд (поддержки) студенческого кредитования. При этом ставка целевого налога на доходы физического лица, как и ставка отчислений в централизованный (национальный) фонд (поддержки) студенческого кредитования, устанавливается дифференцированными по группам вузов и уровню доходов их выпускников, исходя из следующей общей
закономерности. Чем ниже уровень образовательных услуг и выше доход выпускника вуза, тем меньше должна быть суммарная ставка налогов и отчислений.
Таким образом, в рамках сложившейся в России многоканальной системы финансирования высшего образования предлагается изложенная выше модель финансирования, базирующаяся на сочетании государственного целевого субсидирования с образовательным кредитом, которая позволяет решить двуединую задачу: с одной стороны, способствовать повышению доступности к высшему образованию (путем предоставления государственных целевых субсидий и государственных образовательных кредитов, посредством которых создается адресная финансовая помощь в период обучения студентов из малообеспеченных семей); с другой стороны, стимулировать подготовку профессиональных кадров по приоритетным направлениям и специальностям, имеющим важное социальное и экономическое значение для страны и региона, их распределение и закрепление на рабочих местах, стимулирование студентов к достижению высоких результатов в учебе.
Можно предположить, что через механизмы субсидирования и кредитования на процесс обучения студентов в более широких масштабах будут влиять рыночные отношения. Происходящие изменения будут способствовать созданию в вузах конкурентной среды. Данная идея представляется весьма привлекательной на различных уровнях управления. Однако ее практическая реализация в России часто сопряжена с определенными трудностями.
В случае последовательного проведения в хозяйственной практике изложенного комплекса мер появится возможность оптимизировать использование различных видов ресурсов, упорядочить финансовые потоки бюджетных и внебюджетных средств, обеспечить финансовую самостоятельность вузов как юридических лиц, усилить правовую базу и финансовую дисциплину в подотрасли высшего профессионального образования. Реализация названных выше и других практических мероприятий будет способствовать укреплению системы высшего профессионального образования в современной России и обеспечит доступ всех желающих к обучению с целью получения необходимой профессии и требуемого уровня квалификации. Нельзя не согласиться с тем, что снижение уровня государственной поддержки образования является следствием экономического кризиса, но при этом не следует забывать, что без обеспечения приоритетного положения образования в обществе ни о каком повышении уровня благосостояния населения не может быть и речи.
Литература
1. Отчет ректора КГТУ за 2007/2008 учебный год. http://www.kstu.ru
2. Высшее образование: вызовы Болонского процесса и ВТО. - М. : 2007. С. 49.
3. Актуальные экономические проблемы российской высшей школы. - М. :2005. - с. 112.
4. Социально-экономическое положение Республики Татарстан. Комплексный информационноаналитический доклад. № III - 2009. (январь-март). http:www.tatstat.ru
© Е. Л. Водолажская - соиск. каф. экономики КГТУ, е-mail: [email protected]; С. Ш. Останина -соиск. каф. экономики КГТУ, е-mail: [email protected].