ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА
Н. А. БОНЮШКО*
Наталья Анатольевна Бонюшко — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления качеством СПбГУЭФ. В 1997 г. закончила СПбГУЭФ. Автор 42 публикаций.
Область научной специализации — исследование проблем обеспечения и повышения качества образовательных услуг, разработки и внедрения
СМК в соответствии с требованиями МС иСо 9001:2000. ^ ^ ^
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
В настоящее время в мире наблюдается интенсивное развитие производительных сил на основе инновационных процессов, применения качественно новых информационных технологий, поиска и использования альтернативных традиционным видов материалов, источников энергии.
Динамичная внешняя рыночная среда, эффективные пути распространения новых производственных процессов, интенсивно возрастающие требования покупателей, появление на рынке большого числа производителей аналогичной продукции — все это обусловливает необходимость широкого использования инноваций для обеспечения конкурентоспособности предприятий.
Развитие инновационной экономики вносит существенные изменения в структуру рынка образовательных услуг системы высшего профессионального образования (ВПО). Общим требованием к качеству образовательной услуги является обязательность передачи образовательным учреждением обучающемуся комплекса универсальных и предметно-ориентированных знаний и квалификаций, способствующих устойчивости специалиста на рынке труда и его социальной мобильности. Развитие в обществе инновационных процессов интенсифицирует рост соответствующей части рынка трудовых ресурсов за счет подготовки квалифицированных кадров, обладающих креативными способностями и специальным комплексом знаний и навыков для деятельности в инновационной сфере. Качество образовательной услуги для инновационного сектора рынка трудовых ресурсов, предлагаемой образовательным учреждениям, во многом зависит от уровня соответствия образовательной программы текущим и перспективным потребностям работодателей и, в первую очередь, специализированной инновационной инфраструктуры на базе образовательных учреждений, научных организаций и специализированных зон (парков высоких технологий, инновационных бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий). Специфика эффективной деятельности молодых специалистов в этом секторе экономики заключается в необходимости максимального соответствия образовательных программ последним научно-техническим достижениям в данной области знаний. Кроме того, структуре малого бизнеса требуется максимальная производственная загрузка и, соответственно, возможности эффективного совмещения специалистом нескольких функций (разработчика, технолога, метролога и т. д.).
Другой особенностью развития инновационной экономики является потребность в интенсивном развитии таких видов деятельности, как бизнес-планирование, послепродажное обслуживание, маркетинг и др. По мере интеграции российской экономики в европейское и мировое экономическое пространство будут развиваться
*
© Н. А. Бонюшко, 2009
взаимные миграционные процессы специалистов, что также будет сказываться на состоянии рынка образовательных услуг системы ВПО в России.
Для обеспечения интеграционных процессов необходимо выполнение работ по ряду существенных направлений: взаимное признание национальных образовательных программ, их взаимная гармонизация, профессиональная и экономическая целесообразность взаимного перемещения специалистов, а также необходимость использования в процессе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности единых информационных ресурсов, способов доступа к ним, терминологии и систем обработки информации.
По нашему мнению, к дополнительным особенностям российского рынка образовательных услуг ВПО, определяющим необходимость организационного реформирования и повышения его качественных характеристик для обеспечения потребностей национального инновационного развития, следует отнести сложившуюся демографическую ситуацию в стране, определяющую существенное сокращение выпускников средней школы (массив потенциальных абитуриентов), т. е. значительное ограничение возможностей отбора для обучения, что должно привести либо к сокращению числа студентов, а по окончании вуза — сокращению числа специалистов, либо к их существенному снижению качества подготовки специалистов из-за понижения требований при поступлении в вуз.
В силу специфики демографии России (покупатели) и дислокации образовательных учреждений (продавцы) рынок образовательных услуг существенно ограничен по следующим причинам:
— слабые социально-экономические возможности миграции (постоянной или временной) населения, т. е. потенциальных покупателей образовательных услуг;
— значительный уровень централизации дислокации образовательных учреждений в крупных городах;
— слабая развитость социальной инфраструктуры в значительном числе регионов перспективного трудоустройства специалистов;
— недостаточная экономическая основа перспективных работодателей для финансирования целевой подготовки специалистов на контрактной основе.
В настоящее время ключевыми ресурсами, определяющими эффективное развитие экономики и общества, являются знания, информация и система образования. Именно интенсивное развитие этих факторов определяет качество и уровень жизни населения, позиции и конкурентоспособность стран на мировых технологических рынках.
В этих условиях решающее значение приобретают знания, интеллектуальный капитал хозяйствующих субъектов, т. е. образовательный уровень персонала, соответствующая интеллектуальная собственность и развитие информационных технологий приобретения и поддержки знаний. Соответственно, чем выше образовательный уровень персонала, тем устойчивее деятельность предприятия, выше его конкурентоспособность.
Образовательный уровень персонала определяется как количественными, так и качественными показателями. Если количественные показатели могут характеризоваться долями специалистов, имеющих профессиональное образование, соответствующее функциям работника и профилю предприятия, то качественные показатели характеризуются уровнем качества предоставления образовательных услуг учебного заведения.
В рыночной ситуации в условиях конкурентной борьбы каждому образовательному учреждению системы ВПО необходимо решать задачи распространения на основе существующего и формируемого комплекса знаний адекватного их восприятия студентами и соответствующей оперативной адаптации образовательных программ на этой основе.
Если решение первой задачи для вузов является традиционным, то вторая задача может быть решена только на основе развития инновационных процессов, в числе которых фундаментальные и прикладные исследования и разработки. Реализация этих процессов может быть обеспечена путем формирования нового вида структур на основе интегрирования вузов с исследовательскими предприятиями.
Особенностью образовательной услуги (ОУ) на любом уровне является то, что она предоставляется не только индивидууму непосредственно, но опосредованно — всему обществу, в качестве основы расширенного воспроизводства комплекса знаний, навыков и возможностей общественно полезной деятельности.
Такие специфические черты ОУ как товара определяют, соответственно, и особенности рынка образовательных услуг системы высшего профессионального образования. Главной его особенностью является активная роль государства и его учреждений в качестве поставщика образовательных услуг, юридических и нормативных гарантий качества предоставляемых услуг, а также потребителя ОУ в части кадрового обеспечения реализации государственных функций и институтов, их осуществляющих (бюджетная сфера, реализация госзаказа другими отраслями и секторами экономики и общественной жизни).
Другой особенностью рынка образовательных услуг является характер двойного спроса на них: со стороны обучающегося и со стороны работодателя. Соотношение этих видов спроса может иметь идентичный характер или различия по учебной программе, глубине изучения отдельных дисциплин, срокам обучения. По нашему мнению, рынок образовательных услуг, как и любой другой, имеет определенные характеристики и свойства.
Прежде всего, необходимо отметить специфику субъектов рынка образовательных услуг, в качестве которых выступают:
1) государство, включая региональные и территориальные органы управления;
2) работодатели, включающие в себя системные (к ним нужно относить предприятия, регулярно дающие заказ и оплачивающие целевую подготовку специалистов) и стохастические (все остальные виды работодателей);
3) работополучатели;
4) поставщики образовательных услуг.
Интенсивное функционирование в России как рынка образовательных услуг в целом, так и ВПО в частности предполагает наличие ряда факторов, определяющих возможность его успешного функционирования, к которым, прежде всего, можно отнести: наличие конкуренции между вузами; потребительские требования более быстрой адаптации подготовленных специалистов к конкретным условиям деятельности; способность вузов адекватно реагировать на требования рынка путем изменений перечня специальностей, корректировки образовательных программ с ориентацией на интенсивные инновационные процессы, характерные для рыночных условий; совместимость критериев и показателей качества образования (и свидетельств о нем) не только на национальном, но и на европейском уровне.
В целях обеспечения уровня подготовки специалистов, соответствующих действующим и перспективным потребностям внутригосударственного и международного рынков труда, в системе высшего образования интенсивно происходит обновление содержания и методов обучения, внедрение современных информационных технологий. Кардинальному пересмотру подвергаются программы, учебные планы, принципы набора студентов, методы административного и финансового менеджмента.
Важным условием поддержания необходимого качества образования является рост профессионализма всех работников образования, и в нынешних условиях для этого существуют различные возможности (самообразование, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка, работа в творческих группах и т. д.). Существуют и «рычаги» профессионального роста — аттестация работников образования.
Учитывая важнейшую роль образования для развития современной экономики и общественных процессов, государство активно воздействует на эту сферу. Основными чертами политики и функций государства в обеспечении высокой эффективности образовательной деятельности является необходимость учета следующих факторов: комплексный многоотраслевой уклад экономики и всесторонний характер общественно-человеческой деятельности; невысокая средняя плотность населения при значительной его абсолютной величине (небольшая емкость регионального рынка образовательных услуг в большинстве регионов); значительный исторически сложившийся объем бюджетной сферы производства и услуг; многонациональный характер населения.
По нашему мнению, роль государства сводится к следующему:
— разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов образования, включая перечень направлений и специальностей;
— аккредитация учебных заведений;
— регулирование деятельности государственных учебных заведений в качестве собственника (управление, развитие специализации);
— регулирование качества образовательного процесса;
— адаптация системы образовательных учреждений ВПО применительно к международным и государственным законодательно-правовым документам;
— госзаказ на организацию обучения и подготовку бакалавров, магистров, специалистов по определенным направлениям и специальностям;
— обеспечение кадровым потенциалом бюджетной сферы, в том числе по регионам;
— утверждение системы минимальных нормативов бюджетных затрат на подготовку выпускников;
— бюджетное обеспечение затрат государственных образовательных учреждений.
В перспективе с развитием рыночных отношений сфера государственных функций должна сокращаться (сокращающаяся доля специалистов, получивших образование на бесплатной основе в общем количестве специалистов). Процесс сокращения должен быть ограничен, прежде всего, потребностями в специалистах непосредственно бюджетной сферы: учреждения образования, здравоохранения, социальные, обороны, науки, охраны правопорядка и др.
Важное значение при определении стратегии и перспектив развития рынка образовательных услуг высших профессиональных учебных заведений имеет учет фоновой ситуации, т. е. факторов и тенденций, напрямую не зависящих от деятельности образовательных учреждений, но оказывающих существенное влияние на их функционирование. По нашему мнению, очевидными элементами фоновой ситуации являются:
— российская экономика является многоотраслевой, включающей все виды общественной деятельности и, соответственно, предъявляет спрос на кадры необходимого профиля и квалификации практически по всем направлениям и специальностям;
— российское государство представляет собой совокупность крупных регионов со спецификой определяющих их экономическое и социальное состояние и развитие сфер хозяйственной деятельности, особенностей национального и культурного развития, географического положения, размеров и структуры доходов и расходов населения, что в конечном итоге определяет размеры и специализацию региональной потребности в профессиональных кадрах;
— развитие рыночных отношений и интеграция российской экономики в мировую и европейскую системы предопределяет необходимость интеграционных мероприятий и на рынке образовательных программ, оценки качества образовательных процессов и качества специалистов;
— диспропорции в дислокации высших учебных заведений России, при которой большая их часть сосредоточена в нескольких крупных центрах (главным образом в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде).
Таким образом, на наш взгляд, основные направления развития системы высшего образования, требующие разрешения в самое ближайшее время, могут быть сформулированы следующим образом.
1. Использование в полной мере потенциала сферы образования для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов.
2. Активизация роли государства в сфере образования в целях повышения ее конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, совершенствования механизмов управления инновационными проектами, опережающего обновления материально-технической базы образования.
3. Развитие сотрудничества в рамках международного сообщества, сохранение общего образовательного пространства со странами Содружества Независимых Государств, образовательная поддержка соотечественников за рубежом, содействие интеграции науки и образования.
4. Активная поддержка научно-педагогических школ в вузах.
5. Модернизация системы научно-методического обеспечения образования в соответствии с переходом на двухуровневую систему обучения.
Между тем решение этих глобальных задач требует анализа и оценки реальной ситуации в системе ВПО России и потенциальных возможностей. Россия сегодня занимает третье место по проценту населения с высшим образованием (после Норвегии и США), что составляет 22,3 % людей экономически активного возраста [1].
Прием в вузы за десятилетний период увеличился более чем в два раза (если в 1998 г. численность студентов составляла 3598 тыс. человек, то в 2007 г. — 7636 тыс. человек). При этом следует отметить, что численность студентов негосударственных высших заведений возросла в 6,5 раза (в 1998 г. — 202 тыс. человек, в 2007 г. — 1317 тыс. человек), а государственных — всего в 2 раза (в 1998 г. — 3046 тыс. человек, в 2007 г. — 6319 тыс. человек). Число студентов, обучающихся на платной основе (рыночный сектор образовательных услуг), за период 1998-2007 гг. возросло в 5,6 раза, в том числе за счет обучающихся в государственных вузах — в 5,8 раза (по данным Федеральной службы по надзору в сфере образования). Таким образом, в сферу высшего образования поступают значительные финансовые ресурсы, главным образом за счет средств населения, которые, уже начиная с 2002 г., более чем на четверть превысили также возросшие, но не столь значительно, затраты государства.
Вместе с ростом поступающих в вузы наблюдается и рост числа самих высших образовательных учреждений. Так, если в 1998 г. в стране было 914 вузов, в том числе 334 — негосударственные, то в 2007 г. — уже 1356, из них 666 — негосударственные.
В соответствии с одобренной Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года [2] образование определено как одно из четырех приоритетных направлений, а его модернизация — как важнейшая политическая и общенациональная задача.
Статистика приведенного выше анализа показывает необходимость продолжения реализации намеченных мероприятий по модернизации образования в РФ. Кроме того, следует отметить как положительную тенденцию значительный рост объема валового внутреннего продукта (объем ВВП увеличился в 5 раз), а также рост наукоемких производств с высоким уровнем инновационной деятельности.
Если рост общего объема ВВП характеризует необходимые количественные параметры потребности экономики в квалифицированных кадрах на замену естественной убыли на действующих производствах и прирост числа объектов производства, предназначенных для обеспечения экстенсивного развития традиционных производств, то рост наукоемких производств предопределяет необходимость подготовки специалистов по новым специальностям, обеспечения постоянной адаптации образовательных программ и уровня квалификации профессорско-преподавательского состава к новым технологиям, системам и методам.
Следует отметить, что Концепция исходит из следующих двух основополагающих принципов: необходимости восстановления в полном объеме ответственности государства за функционирование и развитие сферы образования и проведения модернизации образования в тесном взаимодействии с другими направлениями реформ,
поскольку именно система образования является источником обеспечения необходимого кадрового ресурса для всех отраслей экономики и других областей человеческой деятельности.
Эти принципы важны в связи с тем, что либерализация высшего образования привела к предоставлению государственным вузам де-юре и особенно де-факто широких полномочий в выборе содержания программ и требований к студентам.
Большинство учебных заведений, пользуясь полученной автономией, радикально реформировали свои образовательные программы, учебные планы, принципы набора студентов. Государственные учебные заведения получили возможность взимания платы за обучение, дополняя таким образом бюджетное финансирование. Возникли также многочисленные негосударственные учебные заведения, где государственный контроль ограничивается аккредитацией и лицензированием.
Государство широко использует квотирование подготовки специалистов, распределяя между вузами государственный заказ по различным специальностям, тем самым, оно берет на себя ответственность за прогнозирование спроса на труд в разбивке по отраслям и специализациям работников на перспективу 4-5 лет. Соответственно, осуществляя экономическую реформу, ориентируясь на внедрение рыночных отношений и постоянный интенсивный экономический рост, государство должно создать систему прогнозирования и стратегического планирования перспективной потребности страны и каждого ее региона в квалифицированных кадрах в разрезе направлений, специальностей по временной шкале.
Установив перспективные потребности в определенных профессиональных кадрах, государство, с учетом показателей демографической ситуации и структурной перестройки экономики (особенно важное значение имеет региональная структура), должно определить:
— объемы государственного заказа на подготовку профессиональных кадров за счет бюджетных ассигнований;
— предпочтительные объемы (количество по направлениям и специальностям) заключения образовательными учреждениями контрактов с конечными потребителями (хозяйственными субъектами) и гражданами на получение образовательных услуг на платной основе;
— нормы общих финансовых затрат на обучение в каждом типе и виде профессиональных учебных заведений по каждому направлению, специальности, дифференцированные по регионам, которые позволяют получить образование качественно высокого уровня в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами и образовательными программами;
— нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных образовательных услуг (в расчете на душу населения) с учетом гарантированных государством минимальных государственных социальных стандартов — предоставления гражданам государственных образовательных услуг на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из средств бюджетной системы РФ всех уровней на всей территории страны;
— степени компетенции (самостоятельности) и ответственности образовательного учреждения в осуществлении образовательного процесса, в подборе, расстановке кадров, оплате и стимулировании их труда, предоставлении льгот обучающимся, проведении научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности, с учетом результатов проведения правовой экспертизы.
Одной из важнейших проблем реформирования образования выступает решение вопросов разграничения расходных полномочий в финансировании образовательных учреждений. Однако для того чтобы объективно сформировать объемы бюджетного финансирования образования и разделить их между федеральным и региональными бюджетами, бюджетами субъектами РФ и местными бюджетами, необходимо провести научное обоснование и утвердить по каждому типу и виду образовательных учреждений, по каждому направлению и специальности минимальные нормы общих финансовых затрат на оказание образовательных услуг на одного обучающегося, а также оценить потребность государства в кадрах и объеме государственного заказа на подготовку специалистов за счет средств определенных уровней бюджетной системы.
Немаловажным, на наш взгляд, является то, что при разработке и утверждении норм финансирования должны учитываться последствия текущих и перспективных социально-экономических мероприятий, проводимых государством. Например, учет необходимого увеличения расходов на оплату труда в связи с осуществлением перехода на систему оплаты труда педагогических работников с учетом специфики образовательной отрасли, введением надбавок за высокие результаты педагогического труда, за продолжительность работы в образовательных учреждениях, надбавок молодым специалистам; выплаты предусмотренных законодательством компенсаций и по социальным льготам работникам и обучающимся, в том числе в сельской местности и в районах Крайнего Севера.
Предоставление вузам большей хозяйственной самостоятельности в планировании приема повысило бы их чувствительность к сигналам, поступающим с рынка труда, и в то же время стимулировало бы появление образовательных программ, дающих необходимые компетенции и обеспечивающих более высокую профессиональную мобильность выпускников.
Одной из важнейших целей модернизации системы российского образования является повышение качества предоставляемых образовательных услуг. Так, в настоящее время в системе российского образования осуществлен переход к комплексной оценке деятельности вузов на базе утвержденного перечня показателей аккредитации. В данный перечень входит и такой показатель, как Показатель 1.2.3, предусматривающий наличие внутри-вузовских систем управления качеством образования. Оценка этого показателя должна осуществляться на основе анализа наличия системы качества (СК) в вузе, в связи с этим образовательные учреждения должны приступить к созданию СК. При этом следует отметить, что сами критерии наличия и эффективности СК образовательного учреждения в настоящее время четко не определены, что существенно затрудняет проведение внешней экспертизы при государственной аккредитации.
Вузы имеют возможность выбора модели, на основе которой они будут строить систему качества. Это определяется стратегией, политикой и целями в области качества. Так, на сегодняшний день 62 вуза имеют сертифицированные системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001 [3]; 68 вузов внедрили типовую модель, из них 3 аттестованы на соответствие ее требованиям (при этом следует отметить, что на сегодняшний день утвержденной методики оценки нет, идет только ее апробация); 256 учебных заведений приняли участие в конкурсе «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов»; 400 вузов используют самооценку на основе модели «совершенствования деятельности в области менеджмента качества».
Фактическая политика вузов в отношении качества образования зависит от его текущей репутации и первоначальной позиции на рынке образовательных услуг. Устанавливая минимальные требования к уровню качества, вуз не может рассчитывать на приток талантливых или заинтересованных в знаниях студентов, которые могли бы поднять репутацию вуза в долгосрочной перспективе.
Однако повышая требования к уровню качества образования и, соответственно, к поступающим абитуриентам, вуз тем самым отсекает значительную долю «платежеспособного» спроса, лишая себя, таким образом, финансовых ресурсов для сохранения качества в средне- и долгосрочной перспективе. В данной ситуации может возникнуть конкуренция между вузами за государственное финансирование и за студентов, обучающихся на платной основе, а не за предоставление высококачественных образовательных услуг.
Необходимо отметить, что современная образовательная политика, отражающая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает, вместе с тем, общие тенденции мирового развития.
К числу основных современных тенденций мирового развития, определяющих существенные изменения в системе образования, можно отнести:
— ускорение темпов развития общества и как следствие — необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;
— переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
— возникновение и рост проблем глобального уровня, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
— динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении квалификации и переподготовки работников, росте их профессиональной мобильности;
— рост значения человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 % национального богатства, что обусловливает интенсивное, опережающее развитие сферы образования, как молодежи, так и взрослого населения.
В последнее время Россия делает стратегические шаги по интеграции в единое европейское пространство. Это и широкое взаимодействие с ЕС, и подписание в 2003 г. Болонской декларации, и др. Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации отечественного высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений в академических обменах с университетами европейских стран.
Можно сказать, что сегодня процесс создания единого европейского образовательного пространства для российских вузов является серьезным поводом для внимательного анализа уровня качества образования. Движение в этом направлении позволит России интегрироваться в европейское образовательное пространство, применяя позитивный зарубежный опыт и адаптируя его к условиям российской образовательной системы.
Нельзя не отметить и такой важный аспект интеграции России в международное экономическое и образовательное пространство, как присоединение ко Всемирной торговой организации (ВТО). Министерство образова-
ния и науки РФ и Российский союз ректоров рассматривают присоединение российской системы образования к соглашениям ВТО как важную государственную задачу, нацеленную на перспективы формирования реально открытого рынка образовательных услуг. Развитие сферы национального профессионального образования напрямую связано с мировыми интеграционными процессами.
Однако параллельно Россией должны быть предприняты меры внутренней защиты рынка образовательных услуг, связанные со вступлением в ВТО: целесообразно законодательно в полной мере защитить в России государственные образовательные стандарты и, соответственно, статус государственного документа об образовании. Данные меры необходимо предпринять в связи с тем, что присоединение России к ВТО неизбежно расширит присутствие зарубежных образовательных программ и учреждений.
Соответственно, необходимы всесторонние мероприятия по разработке и утверждению объективных критериев и методов оценки качества образовательных услуг и ряда других важных сопутствующих показателей по оценке качества образовательных учреждений всех уровней, образовательного процесса, исследовательской и инновационной деятельности образовательных учреждений.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Значительное влияние на развитие высшей школы оказывает общий подъем российской экономики и переход ее на принципы инновационного развития, что предопределяет необходимость подготовки специалистов качественно более высокого уровня.
2. Модернизация системы ВПО в целях решения важнейших социально-экономических задач развития российского общества, а также обеспечения ее адаптации к требованиям мирового рынка образовательных услуг является одним из четырех важнейших общенациональных, приоритетных проектов. Для обеспечения реализации задач этого проекта необходимо осуществить ряд организационных мероприятий, таких как:
— формирование системы прогнозирования и стратегического планирования общегосударственного и регионального рынков профессиональных образовательных услуг в разрезе действующей и перспективной номенклатуры специальностей и профессий;
— переход на нормативную основу оценки величины затрат на получение образовательных услуг на одного обучающегося, дифференцированную по видам и уровням образовательных учреждений, специальностям и направлениям, в том числе за счет бюджетных ассигнований;
— решение юридических проблем (корректировка Гражданского кодекса), тормозящих процессы интеграционных мероприятий образовательных учреждений с научными и производственными предприятиями.
3. Российский рынок образовательных услуг системы ВПО обладает определенной спецификой:
— слабые социально-экономические возможности миграции (постоянной или временной) населения, т. е. потенциальных покупателей образовательных услуг;
— значительный уровень централизации дислокации образовательных учреждений в крупных городах;
— слабая развитость социальной инфраструктуры в значительном числе регионов перспективного трудоустройства специалистов;
— недостаточная экономическая основа перспективных работодателей для финансирования целевой подготовки специалистов на контрактной основе.
По нашему мнению, эти факторы будут в значительной мере определять в дальнейшем перспективы функционирования российского рынка образовательных услуг ВПО и его развитие в контексте интеграции в международное образовательное пространство.
ЛИТЕРАТУРА
1 Россия в цифрах. — официальный сайт Госкомстата, Росстата и государственной службы статистики. URL: http://www. statistika.ru
2 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: ИздАТ, 2001.
3 ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. М.: «ИПК Изд-во стандартов», 2001.