Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СЛУЖБА / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭКОНОМИКА / СУБСИДИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбасова Юлия Викторовна, Леднёва Юлия Александровна, Попова Анастасия Николаевна

Одной из приоритетных отраслей в политике импортозамещения является отрасль сельского хозяйства. В этой связи особую значимость приобретает своевременное получение сельскохозяйственными товаропроизводителями и жителями сельской местности актуальной информации и консультационной помощи. В статье поднимается вопрос о необходимости повышения информирования сельского населения и, в частности, сельской молодежи, о проводимых, государством программах развития сельского хозяйства и возможностях ее самореализации на селе. Связано это с тем, что именно на селе сегодня особенно остро проявляются бедность, общее снижение уровня жизни, отсутствие условий для трудоустройства, неразвитость культурных потребностей и эмоциональная бедность. Как результат - пренебрежение к созидательной трудовой деятельности, снижение ответственности за состояние общества, отчуждение от него. В контексте социально-экономической значимости села, такая тенденция способна привести к еще большему его упадку и деградации. Именно по этой причине необходима и крайне актуальна сегодня работа информационно-консультационного обслуживания в АПК, направленная на молодое поколение сельских жителей. В связи, с чем в работе рассмотрены этапы становления и социально-экономические предпосылки формирования информационно-консультационной службы. Также проведен анализ эффективности работы службы и представлены региональные особенности развития деятельности ИКС, которые заключаются в использовании инструментов самого масштабного на сегодняшний день проекта общероссийской молодежной общественной организации «Российский союз сельской молодежи» - «Мобильные бригады». В работе авторами представлен анализ реализации проекта «Мобильные бригады» на территории Ставропольского края, предложены направления развития деятельности информационно-консультационного центра.One of the priority sectors in the policy of import substitution is a branch of agriculture. In this regard, special significance is the timely receipt of agricultural producers and rural residents up to date information and advice. The article raises the question of the need to raise awareness of the rural population and in particular, rural youth, about the ongoing, State Agriculture Development Programme and the possibilities of its fulfillment in the countryside. This is due to the fact that it is in the village today are especially acute poverty, overall decline in living standards, lack of conditions for employment, inadequate cultural needs and emotional poverty. As a result - disregard for the creative work, the decline of responsibility for the state of society, alienated from him. In the context of socio-economic importance of the village, this trend could lead to even more of its decline and degradation. It is for this reason it is necessary and extremely relevant today the work of information and advisory services in the agricultural sector, aimed at the younger generation in rural areas. In connection with what are considered the stages of development and socio-economic conditions of formation of information-consulting service. Also, the analysis of the efficiency of the service and presented the activities of the regional peculiarities of X, which is to use tools of the large-scale project to date, the all-Russian youth organization "Russian Union of Rural Youth" - "Mobile teams". The paper presents an analysis of the authors of the project "Mobile teams" in the Stavropol Territory, proposed directions of activity of information and consultation center.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рыбасова Юлия Викторовна, Леднёва Юлия Александровна, Попова Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ»

в

естник АПК

Экономика

УДК 005.942 (470.630)

295

Рыбасова Ю. В., Леднёва Ю. А., Попова А. Н.

Rybasova J. V., Ledneva J. A., Popova A. N.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

SOCIO-ECONOMIC BACKGROUND OF FORMING INFORMATION AND CONSULTANCY SERVICES AND REGIONAL PARTICULARITIES ITS DEVELOPMENT

Одной из приоритетных отраслей в политике импорто-замещения является отрасль сельского хозяйства. В этой связи особую значимость приобретает своевременное получение сельскохозяйственными товаропроизводителями и жителями сельской местности актуальной информации и консультационной помощи. В статье поднимается вопрос о необходимости повышения информированиясельскогона-селения и, в частности, сельской молодежи, о проводимых, государством программах развития сельского хозяйства и возможностях ее самореализации на селе. Связано это с тем, что именно на селе сегодня особенно остро проявляются бедность, общее снижение уровня жизни, отсутствие условий для трудоустройства, неразвитость культурных потребностей и эмоциональная бедность. Как результат -пренебрежение к созидательной трудовой деятельности, снижение ответственности за состояние общества, отчуждение от него. В контексте социально-экономической значимости села, такая тенденция способна привести к еще большему его упадку и деградации. Именно по этой причине необходима и крайне актуальна сегодня работа информационно-консультационного обслуживания в АПК, направленная на молодое поколение сельских жителей. В связи, с чем в работе рассмотрены этапы становления и социально-экономические предпосылки формирования информационно-консультационной службы. Также проведен анализ эффективности работы службы и представлены региональные особенности развития деятельности ИКС, которые заключаются в использовании инструментов самого масштабного на сегодняшний день проекта общероссийской молодежной общественной организации «Российский союз сельской молодежи» - «Мобильные бригады». В работе авторами представлен анализ реализации проекта «Мобильные бригады» на территории Ставропольского края, предложены направления развития деятельности информационно-консультационного центра.

Ключевые слова: информационно-консультационная служба, импортозамещение, сельское хозяйство, экономика, субсидирование.

One of the priority sectors in the policy of import substitution is a branch of agriculture. In this regard, special significance is the timely receipt of agricultural producers and rural residents up to date information and advice. The article raises the question of the need to raise awareness of the rural population and in particular, rural youth, about the ongoing, State Agriculture Development Programme and the possibilities of its fulfillment in the countryside. This is due to the fact that it is in the village today are especially acute poverty, overall decline in living standards, lack of conditions for employment, inadequate cultural needs and emotional poverty. As a result -disregard for the creative work, the decline of responsibility for the state of society, alienated from him. In the context of socioeconomic importance of the village, this trend could lead to even more of its decline and degradation. It is for this reason it is necessary and extremely relevant today the work of information and advisory services in the agricultural sector, aimed at the younger generation in rural areas. In connection with what are considered the stages of development and socio-economic conditions of formation of information-consulting service. Also, the analysis of the efficiency of the service and presented the activities of the regional peculiarities of X, which is to use tools of the large-scale project to date, the all-Russian youth organization «Russian Union of Rural Youth» - «Mobile teams». The paper presents an analysis of the authors of the project «Mobile teams» in the Stavropol Territory, proposed directions of activity of information and consultation center.

Key words: Information and consultancy services, import substitution, agriculture, economy, subsidization.

Рыбасова Юлия Викторовна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономика предприятия и бизнес-технологии в АПК

Ставропольский государственный аграрный университет

г. Ставрополь

Тел.: 8-919-745-07-52

E-mail: r-yuliya2006@rambler.ru

Леднёва Юлия Александровна -

кандидат экономических наук,

старший преподаватель кафедры экономика

предприятия и бизнес-технологии в АПК

Ставропольский государственный аграрный университет

г. Ставрополь

Тел.: 8-918-756-66-28

E-mail:Led1984_30@mail.ru

Rybasova Julia Viktorovna -

Ph.D. in Economic Sciences

Associate Professor of the department business

Economics and business technologies in agriculture

Stavropol State Agrarian University

Stavropol

Tel.: 8-919-745-07-52 E-mail: r-yuliya2006@rambler.ru

Ledneva Julia Alexandrovna -

Ph.D. in Economics Sciences,

Senior lecturer of the department dusiness Economics and business technology in agriculture Stavropol State Agrarian University Stavropol

Tel.: 8-918-756-66-28 E-mail:Led1984_30@mail.ru

Попова Анастасия Николаевна -

студентка 4 курса экономического факультета

Ставропольский государственный аграрный университет

г. Ставрополь

Тел.: 8-962-441-92-64

E-mail: masik.9494@mail.ru

В последние годы состояние аграрного сектора страны характеризуется общей положительной тенденцией. Большое внимание уделяется аграрному сектору экономики со стороны государства после сложных экономических и политических преобразований связанных с введением Российской Федерацией ответных мер на санкции стран Евросоюза. Основной проблемой в сложившихся условиях стал вопрос импортозамещения и сбалансированности отечественного продовольственного рынка. Сельскохозяйственная отрасль стала одной их приоритетных отраслей для импортозамещения, на поддержку и развитие которой уже реализуются федеральные программы. В этой связи особую значимость приобретает своевременное получение сельскохозяйственными товаропроизводителями и жителями сельской местности актуальной информации и консультационной помощи, позволяющие повысить качество и оперативность принятия хозяйственных решений, способствующие модернизации сельского хозяйства и повышению конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции.

История развития информационно-консультационной службы (далее ИКС) в России имеет глубокие корни, а ее начало датируется концом Х!Х - началом ХХ вв. Впервые о консультировании в сельском хозяйстве всерьез заговорили еще в 1887 году, когда в Пермской губернии появился опыт оказания консультационной помощи в области агрономии. В последствие это подтвердило свою эффективность и получило достаточно широкое распространение в виде организованных служб «общественной агрономии».

Первые серьезные научно-теоретические разработки в области агроконсультирования принадлежат А. В. Чаянову, который в 1918 году в своей работе «Основные идеи и методы работы общественной агрономии» отводил весомую роль общественной агрономии. По его мнению, организация консультирования в сельском хозяйстве в первую очередь должна способствовать наращиванию темпов агропроизводства, посредством доведения до производителей знаний о передовых технологиях, научных открытиях, прогрессивном опыте в отрасли, расширенных возможностях рынка и т. п. В свою очередь, подобная просвещенность позволит аграрным производителям принимать более взвешенные и рациональные решения, добиваться высоких положительных результатов, стимулировать прогресс в обществе в целом.

Popova Anastasia Nikolaevna -

4th year student of the Faculty of Economics Stavropol State Agrarian University Stavropol

Tel.: 8-962-441-92-64 E-mail: masik.9494@mail.ru

Продолжение разработок в области ИКС связано с организацией в 1922 первого в стране научно-исследовательского института сель-скохозяйственнойэкономии, который возглавил А. В. Чаянов, сумев привлечь в число его постоянных членов крупных ученых экономистов. Результатом восьмилетней работы института стали глубокие теоретические и практические изыскания, крупные научные труды, имеющие большую значимость и построенные на всестороннем глубоком экономико-математическом анализе. Однако в период коллективизации работы ученых института сельскохозяйственной экономии остались невостребованными, что предопределило развитие нового способа распространения научных достижений и лучшего опыта посредством системы научно-технической информации, а также повсеместного ограничения инициативности и самостоятельного поиска наилучших хозяйственных решений самими сельскохозяйственными производителями. В условиях административно-командной экономики ключевая роль в определении приоритетных направлений развития аграрного производства принадлежала государственных органам, централизованно определявшим магистральные направления развития отрасли.

С этого времени в истори нашей консультационная служба в сфере АПК несколько раз была трансформирована. Так, в 1967 году была организована государственная система научно-технической информации, в масштабах которой функции по распространению научно-технических достижений и передового производственного опыта в сфере народного хозяйства выполняли отраслевые системы НТИ. В аграрном секторе экономики на всесоюзном уровне Всесоюзным эта структура была дополнена научно-исследовательским институтом информации и технико-экономических исследований в сельском хозяйстве. Основной задачей всей консультационной системы в период планово-административной экономики выступало формирование устойчивых долговременных связей между наукой и агропромышленным производством. Все это находило отражение в создании институтов дополнительного образования и повышения квалификации работников сельского хозяйства, большом количестве научных и учебных пубикаций, массовом проведении семинаров, конференций, совещаний по аграрной тематике. В это время в стране выходило около 100 сельскохозяйственных периодических изданий, ежегодно издавались сотни книг, пособий, справочников, снимались документальные фильмы.

Современный этап развития ИКС в нашей стране датирован уже 90-ми годами ХХ века, что было обусловлено, в первую очередь, становлением института фермерства. Первоначально в современной России консультации малых сельхозпроизводителей осуществлялись некоммерческими организациями или силами образовательных учреждений. Государственное участие в процессе создания и функционирования ИКС стало более активным с 1996 года, когда мировым банком реконструкции и развития был выделен кредит на поддержание аграрной реформы в нашей стране. Следствием этого стало формирование в рамках деятельности Министерства сельского хозяйства России современной информационно-консультационной службы АПК.

На региональном уровне первоначально было решено возложить функции ИКС на фермерские консультационные центры, а уже позже консультационные центры стали создаваться в форме государственных и некоммерческих организаций, а также подразделений на базе высших учебных заведений или органонов управления АПК. В дальнейшем модернизация отечественной ИКС была связана с включением мероприятий по развитию и совершенствованию информационно-консультацион-ного обслуживания сельского населения в число приоритетных направлений федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года», а также Государственной программы «Развития сельского хозяйства и регу-

лирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» (далее Государственной программы на 2008-2012 годы).

В качестве целевых ориентиров на данном этапе выступали:

- создание необходимых условий для обеспечения сельского населения и работников агропромышленного комплекса необходимой актуальной информацией по вопросам производства, реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также развития сельских территорий;

- повышение образовательного уровня и информированности жителей села относительно вопросов ведения личного подсобного хозяйства, а также развития народных промыслов;

- формирование условий для повышения уровня занятости сельского населения;

- и другие.

В результате на реализацию поставленных задач в период с 2008 по 2012 год было выделено более 4,5 млрд. руб.; в субъектах Российской Федерации было создано более 64 региональных и 680 муниципальных центров сельскохозяйственного консультирования; было оказано около 3,5 тысяч консультационных услуг; более 28 тыс. человек из руководящего состава сельскохозяйственных товаропроизводителей прошли повышение квалификации или переподготовку (таблица 1).

Таблица 1 - Результаты реализации Государственной программы на 2008-2012 гг. по созданию системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства

Индикаторы 2008 2009 2010 2011 2012 Отклонение (+\-)

Количество оказанных услуг, тыс.ед. 450 570 740 767 917 467

Количество региональных центров по оказанию консультационной помощи, ед. 56 60 64 64 64 8

Количество консультантов региональных центров по оказанию консультационной помощи, человек 2520 3069 3155 3017 3607 1087

Количество руководителей сельскохозяйственных организаций, повысивших квалификацию или прошедших переподготовку в течение года, человек 5770 5823 5245 6127 5300 -470

Фактический объем финансирования, млн. руб. 571,9 899,9 176,1 466,0 762,8 190,9

На сегодняшний день работа по совершенствованию функционирования ИКС в сельском хозяйстве продолжается. В действующей Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в числе ключевых задач обозначено стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса, а значит, роль и значение информационной поддержки аграрных товаропроизводителей остается весьма существенной.

Дальнейшее поступательное инновационное развитие АПК невозможно представить без ис-

пользования информационно-консультационной поддержки, первостепенная задача которой состоит в оказании помощи личным подсобным и крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным кооперативам, организациям сферы АПК, молодым специалистам. Именно наличие доступность, актуальность и значимой информации позволит им сегодня наилучшим образом принимать оптимальные управленческие решения, достигать поставленных целей и двигаться в направлении инновационного развития агропроизводства.

Таким образом, на современном этапе аграрных преобразований информационно-

консультационные службы выступают в качестве надежного канала доведения научно -технических разработок и передовых инновационных технологий непосредственно до сельхозтоваропроизводителей. А благодаря тому, что региональные ИКС привлекают к консультационной деятельности на местах только высококвалифицированных работников и используют самые лучшие научные площадки результативность их деятельности достаточно высока и максимально приближена ближе к индивидуальным запросам производства в конкретных условиях отдельно взятого субъекта Российской Федерации.

Традиционновысокуюэффективностьсвоего функционирования демонстрирует созданное в сентябре 2008 года Государственное казенное

учреждение «Ставропольский сельскохозяйственный информационно-консультационный центр» (далее ГКУ «Ставропольский СКИЦ»). В настоящее время в учреждении работают 66 специалистов-консультантов и функционирует 6 отделов:

- консультационного обеспечения производственных процессов;

- информационно-аналитический отдел;

- отдел взаимодействия с некоммерческими организациями и консультаций малых форм хозяйствования;

- отдел финансово-экономических консультаций;

- отдел юридических и кадровых консультаций;

- хозяйственный отдел (рисунок 1).

Рисунок 1 - Организационная структура и функциональная взаимосвязь основных

отделов ГКУ «Ставропольский СКИЦ»

К основным задачам ГКУ «Ставропольский СКИЦ» сегодня, в первую очередь, можно отнести содействие сельхозтоваропроизводителям в освоении инновационных проектов и передового опыта, направленные на увеличение объемов производства, сбыта, повышение качества продукции, улучшение условий жизни сельского населения. Особо следует отметить, что в соответствии с подпрограммой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», предопределившей активизацию участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов, центр совместно с Ми-

нистерством сельского хозяйства Ставропольского края, Ставропольским региональным отделением «Российский союз сельской молодежи» и ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет» принял активное участие в реализации перспективного проекта «Мобильные бригады». Данные проект, имеет особую актуальность в связи с соответствием своих целей ключевым ориентирам инновационного развития АПК региона, а также вследствие активного участия в его деятельности сельской молодежи, что в свою очередь предопределяет успех самых перспективных идей социально-экономического возрождения села.

Вестник АПК

Ставрополья

3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

№ 2(18), 2015

. ■ 56

/ 50

2233 /с 250 ^-^2068

25 34 34

15 1094

* И" ><606

<234

5 40

60

30

20

10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2008 2009

2010 2011 2012 2013

2014

■Количество участников обучающих и практических мероприятий, проводимых ПСУ «Ставропольский СКИЦ», чел.

— ■ —Семинары, проведённыеГКУ «СтавропольскийСКИЦ» с 2008-2014 г., единиц

Рисунок 2 - Показатели деятельности ГКУ«Ставропольский СКИЦ»

Об успешной и эффективной работе центра позволяют говорить показатели деятельности ГКУ «Ставропольский СКИЦ», которые увеличились более чем в три раза (рисунок 2).

Ключевыми показателем являются, оказание консультационных услуг по вопросам кредитования (субсидирования) и трудовые ресурсы центра.

Наиболее востребованные тематики консультации на протяжении всего времени работы центра касаются:

1. Кредитования, с акцентированием внимания на вопросах субсидирования процентной ставки по кредитам и специальных кредитных продуктов для агро-товаропроизводителей.

2. Государственная поддержка с обязательным рассмотрением вопросов с действующими целевыми программами федерального и регионального назначения.

3. Инновационное развитие отраслей растениеводства и животноводства по основным направлениям государственной поддержки (рисунок 3).

Рост показателей деятельности центра также взаимосвязан и взаимозависим от реализации проекта «Мобильные бригады», благодаря которому информированность сельского населения возросла в 2 раза.

Также в ГКУ «Ставропольский СКИЦ» большое внимание уделяется обучению участников рынка сырья и продовольствия, информационной и демонстрационно-выставочной деятельности. За период с 2011 по 2014 год центром было издано около 30 печатных изданий по заявкам Министерства сельского хозяйства Ставропольского края, представлено около 40 тематических презентаций, 29 печатных изда-

ний, напечатано статей в местной печати около 150 и было организованно 10 агропромышленных выставок (рисунок 4).

Прочие

Рисунок 3 - Структура консультаций проводимых Ставропольским СКИЦ за 2012-2014 год, %

Выставочная и инновационная деятельности информационно-консультативного центра - это, прежде всего совершенствование механизмов внедрения технологий и разработок, участие и проведение агропромышленных выставок, ярмарок, показ достижений АПК края.

Традиционным для ГКУ «Ставропольский СКИЦ» выступает на протяжении всей его деятельности проведение различных обучающих мероприятий, ежедневно организуемых центром. Их проводят специалисты отделов Министерства сельского хозяйства края, Министерства экономического развития, много-функциональнального центра. Целевая аудитория практических мероприятий - это фермеры, молодые специалисты, работающие в АПК (рисунок 5).

300

в

Рисунок 4 - Информационная и выставочная деятельность ГКУ «Ставропольский СКИЦ»

в 2011-2014 г., шт.

Рисунок 5 - Количество участников обучающих и практических мероприятий, проводимых

ГКУ«Ставропольский СКИЦ», чел.

Число обучающих и практических ме- лось 3 раза. Это подтверждает высокий уровень роприятий, проводимых информационно- поддержки, оказываемой центру со стороны от-консультативным центром с 2008 года, увеличи- раслевого Министерства (рисунок 6).

Рисунок 6 - Семинары, проведённые ГКУ«Ставропольский СКИЦ» с 2008 - 2014 г., единиц

Одной из особенностей развития и функционирования ГКУ «Ставропольский СКИЦ» послужила программа «Мобильные бригады». Первые «Мобильные бригады» были сформированы в 2012 году на базе кадрового резерва ведомства в 63 субъектах РФ. В числе ключевых вопросов, которым было уделено повышенное внимание в рамках их работы, особо следует отметить:

- организационные аспекты участия в программах по поддержке начинающих фермеров;

- получение жилья в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села»;

- проблемы повышения квалификации граждан, занятых в сельском хозяйстве;

- развитие несельскохозяйственных направлений бизнеса в сельской местности;

- наличие и использование поддержки личных подсобных хозяйств и другие.

Результатом первого этапа работы «мобильных бригад» стало оказание около двух тысяч встреч в 63 регионах страны и решение сделать работу бригад регулярной

В 2014 году «Мобильные бригады» возобновили свою деятельность в 58 регионах России в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.». Они стали частью всероссийского молодежного проекта по сохранению культурно-исторического наследия села и повышению информированности населения о возможностях самореализации на сельскихтерриториях, а основным координатором их деятельности выступила Общероссийская молодежная общественная организация «Российский союз сельской молодежи» (далее ОМОО «РССМ»).

К основным задачам, поставленным перед «Мобильными бригадами» были отнесены:

- информирование сельской молодежи о проводимой государственной политике по развитию сельских территорий и поддержке агропромышленного комплекса;

- консультирование по возможностям использования механизмов действующих программ и реализуемых проектов в сфере сельского хозяйства для решения задач развития инфраструктуры, сельскохозяйственной и предпринимательской деятельности на селе;

- ознакомление целевой аудитории с источниками информации о существующих вакансиях в сфере АПК;

- проведение мониторинга и изучения потребности сельской молодежи в возможностях самореализации на основе перспектив развития села и сельских территорий.

Основные целевые группы, на которые направлен проект, являлись: молодежь в возрасте от 16 до 35 лет; фермеры; рабочие и специалисты, задействованные в сфере АПК.

В качестве методов реализации проекта были выбраны консультативный, метод обсуждения, информационный и интерактивный.

Консультативный метод предполагал в рамках выездных встреч информирование население по вопросам самореализации и трудоустройства в селе, государственной поддержки и другим. При этом многие встречи проходили в формате «вопрос-ответ» и предполагали детальное пояснение методов, форм и мер государственной поддержки; подробное раскрытие политики развития села и сельских территорий; нахождение оптимальных путей решения проблем, с которыми могут столкнуться молодые специалисты и предприниматели.

Применение в ходе встреч метода обсуждения вызывало живой интерес и способствовало возникновению настоящих интерактивных дискуссионных площадок, где каждый желающий имел возможность задать интересующие вопросы, оставить свои предложения и замечания.

Посредством разделения целевой аудитории на 2 команды, отстаивающие противоположные мнения о преимуществе жизни в сельских территориях и городской среде, о перспективах трудоустройствах и самореализации, об эффективной деятельности местных органов власти появилась возможность вывить отношение аудитории к перспективам индивидуальной самореализации на селе. Именно это в результате помогло сделать работу, проводимую бригадами конструктивной, услышать критику, и самое главное сформировать предложения для решения проблем регионального АПК, которые были в последующем, переданы в рассмотрение в соответствующие министерства и ведомства.

Информационный метод использовался при проведении круглых столов и лекций для студентов старших и выпускных курсов средних специальных и высших учебных заведений. На семинаре для студентов были подготовлены методички с мерами государственной поддержки, координатами ОМОО «РССМ» и тестом на выявление предпринимательских способностей.

Интерактивный метод предполагал использование информационной платформы в социальной сети. Ставропольским региональным объединением ОМОО «Российский союз сельской молодежи была создана группа Вконтакте для обмена мнениями, опытом, информацией, проведения дискуссий и т. п. Помимо этого для ускорения метода информирования о вакантных местах в сфере АПК и стимулирования процессов занятости на селе был создан интернет-ресурс rssm-trud.ru официальный сайт для трудоустройства молодежи, специалистов разных регионов России в частности Ставропольского края.

Таким образом, с середины октября 2014 года сельская молодежь Ставропольского края в результате работы «Мобильных бригад» стала

получать информацию о мерах государственной поддержки сельских территорий и возможностях самореализации на селе, включая предоставление грантов на осуществление личных инициатив. Наибольшую заинтересованность у аудиторий вызывали вопросы реализации программ по поддержке малого и среднего предпринимательства, готовые решения по трудоустройству молодежи, обустройству быта будущих специалистов в сельской местности, востребованность рабочих профессий на селе. Уже сейчас можно сказать, что информационно-консультативная работа «мобильных бригад» создала настрой для мотивации в трудоустройстве и закреплении будущих выпускников учебных заведений на селе.

Литература:

1. Алборова З. М. Влияние госпрограммы на развитие системы сельскохозяйственного консультирования // Новые направления решения проблем АПК на основе современных ресурсосберегающих инновационных технологий : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. Владикавказ, 2011. Ч. 2. С. 145-149.

2. Глебова А. Г. Оценка эффективности аграрного консультирования // Стратегическое развитие инновационного потенциала АПК регионов : сб. науч. тр. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. (Тверь, 29-30 октября 2012 г.) Тверь, 2012. С.170-172.

3. Глебова А. Г. Совершенствование государственной поддержки сельского хозяйства посредством аграрного консультирования // Стратегии развития отраслей в региональной экономике : сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. Киров, 2013. С. 45-48.

4. Копылова Е. В. Развитие сельскохозяйственного консультирования // Региональные аспекты экономики, управления и права в современном обществе : меж-вуз. регион. сб. ст. Йошкар-Ола, 2013. Вып. 10. С. 62-68.

5. Куренная В. В., Рыбасова Ю. В. Развитие информационно-консультационного обслуживания: региональный аспект // Вестник АПК Ставрополья. 2012. № 2 (6). С. 72-76.

Также благодаря правильно организованной работе по реализации проекта можно наблюдать увеличение активности сельской молодежи, повышение уровня информированности сельского населения о комплексе мер государственной поддержки, рост вовлеченности молодежи в актуальные дискуссии о будущем российского села, обмен опытом, мнениями, а значит и решение проблемы реализации молодежи в сельской местности.

В связи с чем, дальнейшее формирование информационно-ориентированной аграрной экономики неразрывно связано с эффективной работой информационно-консультационной службы и грамотным подбором региональных инструментов ее развития.

References

1. Alborova Z.M. Influence of the state program on the development of agricultural consulting // new ways of solving the problems of AIC on the basis of modern resource-saving innovation: the collection. scientific. work. Intern of the material. Scientific-practical. Conf., Vladikavkaz. 2011. Part 2. S. 145-149.

2. Glebova A.G. Evaluating the effectiveness of the agricultural consulting // Strategic development of innovative potential of agribusiness in the region: the collection. scientific. works based on the All-Russian scientific-Practical. Conf. 29-30 October 2012 Tver: TGSKHA, 2012. S. 170-172.

3. Glebova A.G. Improvement of state support for agriculture through the Agricultural Development Strategy // consulting sectors in the regional economy: the collection. scientific. Proceedings of the International scientific-Practical. Conf. Kirov: VPO Vyatka State Agricultural Academy, 2013. S. 45-48.

4. Kopylova E.V. Development of agricultural consultancy // Regional aspects of economics, management and law in modern society: Hi. region. Sat. Art. Vol. 10. Yoshkar-Ola: Volga State University of Technology, 2013. S. 62-68.

5. Kurennaya V.V., Rybasova Y.V. Development of information and consulting service: a regional perspective // Herald agribusiness Stavropol. 2012. № 2 (6). S. 72-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.