Научная статья на тему 'Экономическая обусловленность создания информационно-консультационных центров для увеличения экономической эффективности функционирования товаропроизводителей Ставропольского края'

Экономическая обусловленность создания информационно-консультационных центров для увеличения экономической эффективности функционирования товаропроизводителей Ставропольского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / INFORMATION AND CONSULTING CENTRES / AGRICULTURAL COMMODITY PRODUCERS / CONSULTING SERVICES / BUSINESS-PLANNING / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нестеренко Алексей Викторович, Бездольная Татьяна Юрьевна

Рассмотрены вопросы экономической эффективности создания и функционирования информационно-консультационных центров в Ставропольском крае. Предложено внедрять информационно-консультационного на базе учебных заведений в целях информационно-консультационного обеспечения сельских товаропро изводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая обусловленность создания информационно-консультационных центров для увеличения экономической эффективности функционирования товаропроизводителей Ставропольского края»

Ежеквартальный

УДК 338.244

Нестеренко А. В., Бездольная Т. Ю.

Nesterenko A. V., Bezdolnaya T. Yu.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ECONOMIC CONDITIONING OF CREATION OF INFORMATION AND CONSULTING CENTRES FOR INCREASE OF ECONOMIC EFFICIENCY OF COMMODITY PRODUCERS IN STAVROPOL REGION

Рассмотрены вопросы экономической эффективности создания и функционирования информационно-консультационных центров в Ставропольском крае. Предложено внедрять информационно-консультационного на базе учебных заведений в целях информационно-консультационного обеспечения сельских товаропроизводителей.

Ключевые слова: информационно-консультационные центры, сельскохозяйственные товаропроизводители, консультационные услуги, бизнес-планирование, управление.

The questions of economic efficiency of creation and operation of information and consulting centers in the Stavropol Region are considered. It is suggested to implement information and consulting services on the basis of educational institutions in order to provide the information and consulting support of agricultural commodity producers.

Keywords: information and consulting centres, agricultural commodity producers, consulting services, business-planning, management.

Нестеренко Алексей Викторович -

кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономического анализа и аудита

Ставропольский государственный

аграрный университет

Тел. 8 (8652) 35-75-87

E-mail: alnesterenko1@yandex.ru

Бездольная Татьяна Юрьевна -

кандидат экономических наук, ст. преподаватель кафедры экономического анализа и аудита Ставропольский государственный аграрный университет Тел. 8 (8652) 35-75-87 E-mail: kau801980@mail.ru

Nesterenko Alexey Viktorovich

Ph. D. in Economics, Docent

of Department of Economic Analysis and Audit

Stavropol State

Agrarian University

Тел. 8 (8652) 35-75-87

E-mail: alnesterenko1@yandex.ru

Bezdolnaya Tatyana Yurievna

Ph. D. in Economics,

Senior lecturer of Department of Economic Analysis and Audit Stavropol State Agrarian University Тел. 8 (8652) 35-75-87 E-mail: kau801980@mail.ru

Экономической основой для сельскохозяйственного производства является использование таких производственных ресурсов, как земля, труд и капитал. Поэтому для эффективного производства продукции информационно-консультационное обслуживание АПК имеет важное значение в России, особенно для сельскохозяйственных товаропроизводителей Ставропольского края. В условиях переходного периода перед сельскохозяйственными товаропроизводителями стояли задачи, довольно отличные от тех, которые были при плановой экономике. В настоящее время товаропроизводители должны самостоятельно научиться принимать огромное количество сложных решений, что является главной функцией информационно-консультационной службы.

В связи с этим важной и основополагающей сущностью информационно-консульта-

ционной деятельности является оказание сельскохозяйственным организациям информационно-консультационных услуг Сущность информационно-консультационной деятельности заключается в постоянном ее совершенствовании. В настоящее время для страны играет огромную роль выбор оптимальных путей развития сельскохозяйственного производства. Как показывают исследования, информационным обеспечением для принятия управленческих решений служит маркетинговая информация [1].

Одним из важнейших компонентов системы маркетинговой информации является информационно-консультационная система, в состав которой входят: подсистема сбора информации о рынке (ПСИР) и информационноконсультационная служба (ИКС). Они играют главную роль в развитии сельскохозяйственных организаций (рис.) [2; 3].

в

естник АПК

Ставрополья

№ 2(6), 2012

Экономика

77

Рисунок - Структура интегрированной системы маркетинговой информации АПК

Маркетинговая деятельность в аграрном секторе должна строиться на общих принципах маркетинга, основанных на опыте мировой коммерческой деятельности. Организационная структура предприятия и маркетинговая деятельность определяются в зависимости от формы хозяйствования, основной частью маркетинговой деятельности организации является формирование интегрированных систем маркетинговой информации. Система сбора текущей информации обеспечивает руководителей данными на рынке о самых последних событиях и представляет набор источников и приемов.

К числу важнейших задач, стоящих перед ИКС, относятся:

- распространение актуальной информации о рынке сельхозпродукции и услуг;

- внедрение инновационных технологий;

- распространение передового опыта и научно-технических достижений.

Как показывает опыт развитых стран, одним из факторов, способствующих повышению эффективности сельскохозяйственного производства, является интегрированная система маркетинговой информации, которая обеспечивает сельских товаропроизводителей правовой, технологической, экономической, рыночной информацией и направлена на активизацию информационно-консультационной деятельности.

В информационно-консультационной службе нуждается также вся инфраструктура агропромышленного комплекса. Задачей государственной информационно-консультационной службы является активное участие в реформи-

ровании АПК и программах устойчивого развития сельских территорий.

На основе проведенного исследования можно отметить, как показывает мировой опыт, половина фермерских хозяйств разоряется из-за нехватки информации и знаний, поэтому с 1950-х гг. во всех развитых странах начала активно создаваться сеть инжиниринговых и консультационных фирм, действующих на коммерческой основе, так и за счет государственного финансирования. Одна из форм государственной поддержки сельских товаропроизводителей является создание консультационной службы, которая финансируется за счет государственного бюджета [4].

Во многих странах мира успешная работа консультационных служб в значительной степени обусловила высокий уровень развития сельского хозяйства, что заслуживает изучения и использования накопленного опыта. Общим для всех консультационных служб является то, что с момента создания и до оформления все службы находились на содержании государства и осуществляли только бесплатные услуги. К началу второй половины 1990-х гг. в среднем по всем странам доля государственной поддержки составила 40 %.

В агропромышленном комплексе Ставропольского края реализуются мероприятия Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446 (с последующими изменениями от 23.04.2012 № 370).

Реализация мероприятий Государственной программы осуществляется в рамках Соглашения между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и правительством Ставропольского края о реализации мероприятий в агропромышленном комплексе и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. от 28 февраля 2008 г. № 131/17. Соглашением предусмотрены динамика и прогноз развития сельского хозяйства Ставропольского края, а также целевые индикаторы реализации мероприятий, предусмотренных Государственной программой.

Включение в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. по направлению «Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства» явилась важным этапом для развития сельскохозяйственного консультирования в Ставропольском крае.

В России аграрный сектор и общество меняются в целом очень быстро. Изменения происходят в технологиях, темпе роста производительности продукции, политике правительства, области кредитования и т. д. Поэтому для сельского хозяйства сегодня намного важнее информационно-консультационные службы, чем это требовалось раньше [5]. Для расширения доступа сельскохозяйственных организаций и сельского населения к консультационным услугам предусмотрено мероприятиями Минсельхоза России по выполнению Госпро-граммы [6].

В рамках мероприятий, предусмотренных Соглашением, в Ставропольском крае завершена работа по созданию Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса в сфере сельского хозяйства, основными задачами которой являются формирование государственных информационных ресурсов и предоставление государственных услуг по информационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей Ставропольского края в электронном виде.

По состоянию на 1 января 2011 г. все муниципальные районы Ставропольского края подключены к Единой системе АПК. В 2010 г. проведено дополнительное обучение 52 специалистов управлений (отделов)сельского хозяйства и охраны окружающей среды администраций муниципальных районов Ставропольского края [6].

В 2010 г. работниками государственного учреждения «Ставропольский сельскохозяйственный информационно-консультационный центр» [3]. ГУ «Ставропольский СИКЦ» пред-

ставляют специалисты регионального и районного уровней. Существование такой структуры, безусловно, повышает качество предоставляемых услуг, делает их более оперативными, а также доступными и удобными для работников агропромышленного комплекса.

Информационно-консультационная служба, сформированная из региональных и районных информационно-консультационных центров, должна стать проводящим каналом законченных научно-технических разработок в производство и обеспечить реальную обратную связь сельхозтоваропроизводителей с научными организациями. В большинстве регионов Ставропольского края службы стали необходимой частью формирования рынка в аграрном секторе, при этом обеспечивают практическое взаимодействие науки, производства и органов государственного управления агропромышленным комплексом [7; 3].

В организационной части информационноконсультационная служба делится на четыре подсистемы: инновационная, консультационная, информационная и образовательная.

Консультационная служба является наиболее крупной подсистемой, которая включает все структуры аграрного сектора, объектом обслуживания предоставляются вопросы управления и организации производства, налогообложения, бизнес-планирования, маркетинга, освоения инновационных разработок, передового производственного опыта и др.

Информационная служба носит информационно-справочный характер с пополнением баз данных информационными ресурсами, предоставляемыми научными и образовательными организациями, органами управления, рыночными и другими структурами аграрного сектора [5].

Образовательная служба включает все аграрные учебные заведения, центры дополнительного профессионального образования, которые обеспечивают обучение, подготовку и повышение квалификации сельскохозяйственных кадров, работников органов управления аграрного сектора и других хозяйствующих субъектов [7; 5].

Информационно-консультационная служба одна из немногих структур в аграрном секторе, которая тесно взаимодействует с сельскохозяйственными организациями и реально способна обеспечить повышение эффективности производства. В последнее время служба также влияет на социально-экономические условия жизни на селе через реализацию программ занятости сельского населения и повышение их доходов, распространение знаний, освоение инноваций [2].

Кроме того, информационно-консультационная служба обеспечивает и другую важную социально-экономическую функцию, в которой заинтересованы местные органы вла-

Вестник АПК

Ставрополья

-----№ 2(6), 2012 =

сти. Ее деятельность предполагает тесную интеграцию всех структур аграрного сектора в целях оперативной передачи информации заинтересованным потребителям, а также привлечения кадрового потенциала этих структур к совместной разработке и реализации проектов в аграрном секторе. Таким образом, за органами управления аграрного сектора должно быть закреплено оказание помощи в создании современной информационноконсультационной службы, обеспечение соответствующих финансовых и материальнотехнических условий для ее эффективной работы. Только при такой гарантированной поддержке служба действительно может стать важнейшей движущей силой, влияющей на социальное и экономическое развитие аграрного сектора [7].

Результаты ежегодно осуществляемого мониторинга развития консультационной деятельности свидетельствуют, что в аграрном секторе России функционирует система сельскохозяйственного консультирования, включающая федеральный, региональные и районные уровни (табл.1).

Таблица 1 - Структура системы сельскохозяйственного консультирования АПК России

Наименование ИКЦ Коли- чество, ед.

Федеральный центр 1

Федеральный и региональные учебно-методические центры 28

Количество регионов, развивающих консультационную деятельность 58

Количество региональных консультационных центров 56

в т. ч. в форме государственных учреждений (предприятий) 22

при образовательных учреждениях 15

органах управления 7

в других формах 12

Количество районных информационноконсультационных центров 465

в т. ч. организованных в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2012 г.» 234

в форме муниципальных учреждений (предприятий) 151

в форме структурных подразделений региональных центров 145

Федеральный уровень представлен Российским центром сельскохозяйственного консультирования и организовывающимся Федеральным учебно-методическим центром сельскохозяйственного консультирования, функции которого возложены на учебно-методический кабинет профессионально-технического образования.

В системе сельскохозяйственного консультирования занято 2888 чел., из которых 1168 чел. работают в региональных центрах, 1673 чел. в районных центрах (табл. 2).

За отчетный год в область сельскохозяйственного консультирования принято на рабо-

Экономика

ту 552 консультанта, в т. ч. на постоянную работу 281 консультанта. По данным исследований можно считать, что в аграрном секторе России формируется профессиональный состав консультантов.

Таблица 2 - Кадровый состав системы сельскохозяйственного консультирования

Кадровый состав Коли- чество, чел. в т.ч в федеральных центрах в т.ч. в региональных центрах в т. ч в районных центрах

Штатные сотрудники 1825 44 744 1037

Совместители 1063 3 424 636

Всего 2888 47 1168 1673

С целью совершенствования методических основ формирования и развития информационно-консультационных служб рекомендуется:

- внедрить рекомендации по формированию информационно-консультационной службы как части интегрированной системы маркетинговой информации на базе учебного заведения в целях информационно-консультационного обеспечения сельских товаропроизводителей и совершенствования системы аграрного образования, обеспечения устойчивого развития образовательных учреждений аграрного профиля;

- создать условия для внедрения информационно-консультационной деятельности в сельскохозяйственную, социальную, экологическую и другие области;

- обеспечить сельскохозяйственным организациям консультирование по вопросам организации и управления производством;

- активизировать работу по сбору, апробации и оказанию помощи сельскохозяйственным организациям в освоении инновационных разработок;

- организовать непрерывный процесс формирования баз данных, удовлетворяющих запросы клиентов в реальном режиме времени по всей интересующей их информации;

- повысить ответственность за предоставляемые консультационные услуги на основе введения механизма страховой защиты и системы подтверждения качества инновационных разработок требованиям сельхозпроизводителей [8-10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создать академическую сеть аграрных вузов по ИКС, основной целью которой будет являться: базовая подготовка консультантов; подготовка специалистов ИКС высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру; проведение совместных научных исследований в области ИКС; создание единой методической базы.

Ежеквартальный

Литература

1. Батищева Е. А., Ващенко А. А. Анализ развития межотраслевых связей агропромышленного комплекса // Вестник университета. Теоретический и научно-методический журнал государственного университета управления. 2011. № 5. С. 93-101.

2. Колобова Т Ю., Нестеренко А. В. Актуальные проблемы создания и функционирования информационно-консультационных центров Ставропольского края // Вестник Института дружбы народов Кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством». 2010. № 13. С. 55-63.

3. Трухачев В. И., Банникова Н. В. Концептуальные подходы к разработке и реализации стратегии развития регионального АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. № 3. С. 28-30.

4. Батищева Е. А., Ващенко А. А. Совершенствование ценового механизма межотраслевого взаимодействия предпринимательских структур зернопродуктового кластера // Вестник АПК Ставрополья. 2011. № 1. С. 63-67.

5. Колобова Т. Ю., Нестеренко А. В. Структурные проблемы агробизнеса в России // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2010. № 96. С. 45-48.

6. Бесчастнова Н. В. Организационноэкономические аспекты повышения эффективности консультационных услуг в сельскохозяйственном производстве: на примере личных подсобных хозяйств Республики Башкортостан : дис. ... канд. экон. наук. М., 2009. 160 с.

7. Веселовский М. Я. Развитие информационно-консультационной службы АПК России (Теория, методология, практика) : дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05. М., 2002. 308 с.

8. Трухачев В. И., Тарасенко Н. В. Мониторинг социально-трудовой сферы села на Ставрополье // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. № 4. С. 51-53.

9. Костюкова Е. И., Башкатова Т. А., Башкатова Н. А. Влияние технологии и организации производства на построение системы управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 39. С. 18-24.

10. Скляров И. Ю., Склярова Ю. М., Ду-плей В. В. Проблемы и оценка эффективности управления государственным имуществом // Российское предпринимательство. 2009. № 6. С. 36.

References

1. Batishcheva E. A., Vashchenko A. A. Analysis of development of interbranch connections in agribusiness // Theoretical and scientifical methodical journal of the state university of management «The university bulletin». 2011. № 5. P. 93-101.

2. Kolobova T. Yu., Nesterenko A. V. Urgent problems of creation and functioning of information consultation centers in the Stavropol Region // The bulletin of Institute of friendship of the people of the Caucasus «Theory of economy and management of national economy». 2010. № 13. P 55-63.

3. Trukhachev V. I., Bannikova N. V. Conceptual approaches to working out and realization of strategy of development of regional agrarian and industrial complex // Economy of the agricultural and processing enterprises. 2010. № 3. P 28-30.

4. Batishcheva E. A., Vashchenko A. A. Improvement of the price mechanism of interbranch interaction of enterprise structures Grain klaster // The bulletin of agrarian and industrial complex of Stavropol Territory. 2011. № 1. P 63- 67.

5. Kolobova T. Yu., Nesterenko A. V. Structural problems of agribusiness in Russia // Scientific and technical journal of St.-Petersburg state pedagogical university. 2010. № 96. P. 45-48.

6. Beschastnova N. V. Organizational and economic aspects of increasing efficiency of consulting services in the agricultural production: on an example of personal farms of the Republic of Bashkortostan : Ph.D. thesis in Economics. M., 2009. P 160.

7. Veselovsky M. Ya. Development of the information consulting service of the Russian agro-industrial sector (Theory, methodology, practice) : Doctoral thesis in Economics : 08.00.05. M., 2002. P. 30.

8. Trukhachev V. I., Tarasenko N. V. Monitoring of social labor sphere of rural territories in Stavropol regin // Economy of the agricultural and processing enterprises. 2006. № 4. P 51-53.

9. Kostukova E. I., Bashkatova T. A., Bashkatova N. A. Influence of technology and organization of manufacture on construction of system of the management accounting system // International accounting. 2011. № 39. P 18-24.

10. Sklyarov I. Yu., Sklyarova Yu. M., Dupley V. V. Problems and assessment of management efficiency of the state property // Russian business. 2009. № 6. P. 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.