Научная статья на тему 'Формирование информационно-консультационной службы в АПК'

Формирование информационно-консультационной службы в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3459
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНСУЛЬТАЦИИ / КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ / AN INFORMATION WORK / CONSULTATIONS / CONSULTATION CENTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рогожина Татьяна Владимировна

В данной статье рассмотрено формирование информационно-консультационной службы в АПК. Выявлена необходимость создания информационно-консультационной службы АПК. Отмечена актуальность информационно-консультационной деятельности в агропромышленном комплексе страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INFORMATION-CONSULTING SERVICE IN AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX

In given article formation of information-consulting service in agrarian and industrial complex is considered. The indispensability of creation of information-consulting service of agrarian and industrial complex is revealed.The urgency of information work-consulting in agriculture of the country is noted.

Текст научной работы на тему «Формирование информационно-консультационной службы в АПК»

ствование организационной и информационной структуры управления.

ORGANIZATIONAL BOTH INFORMATION STRUCTURES OF OPERATION OF BUSINESS AND THEIR ROLE IN THE INTENSIFICATION OF MANAGERIAL PROCESS

А. V. Pavlov, director of « New Lyskovsky knitting factory », the can&date of economic sciencee, the docent of NGIEI

Annotation. In article the general problems of increase of efficiency of administrative activity, workmanship of administrative decisions, organizing structures of management and their influence on results of industrial activity are considered, ways by efficiency of managerial processes are offered.

Keywords: managerial process, streams of information, organizational structure, production efficiency, the administrative factor, information potential.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОКОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ В АПК

Т. В. Рогожина, соискатель НГИЭИ

Аннотация. В данной статье рассмотрено формирование информационно-консультационной службы в АПК. Выявлена необходимость создания информационноконсультационной службы АПК. Отмечена актуальность информационно-консультационной деятельности в агропромышленном комплексе страны.

Ключевые слова: информационная деятельность, консультации, консультационные центры.

Актуальность и производственная значимость информационно-консультационной деятельности в агропромышленном комплексе страны в современных условиях резко возрастает в связи со спадом производства в этой жизненно важной отрасли, оттоком высококвалифицированных и опытных специалистов из села, слабым внедрением достижений науки, современной техники и передового опыта.

Направление данной деятельности в АПК всегда были достаточно многогранны, а в последние годы она становится объективно необходимой в связи с увеличением потребности в информации о системе знаний по технологии агропромышленного производства. Консультационная деятельность направлена на оказание практической квалифицированной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в организации и повышении эффективности производства продукции, ее переработки. При этом необходимо учитывать институциональные особенности современного сельскохозяйственного производства и то, что абсолютное большинство производителей на селе до недавнего времени работало на достаточно крупных предприятиях, имеющих в своем составе специалистов, фактически являвшимися консультантами. Поэтому система Г осНТИ, обеспечивавшая доведение информации до своих региональных звеньев, и система повышения квалификации сельскохозяйственных кадров, вполне решали задачи распространения новых знаний и передового опыта. Однако одним из недостатков сложившейся ранее информационной и консультационной системы обслуживания была разобщенность этих видов деятельности, они осуществлялись самостоятельно, без необходимой координации и связи.

Такое разобщение стало тормозом дальнейшего их развития. Возникла необходимость интеграции информа-

ционной и консультационной деятельности. О высокой эффективности интеграции этой деятельности свидетельствует накопленный опыт многих развитых стран, в которых уже сформированы сельскохозяйственные службы. В 154 странах мира работают более 600 тыс. специалистов-консультантов, обслуживающих 1,2 млрд работников сельского хозяйства. Интерес к формированию и дальнейшему развитию информационно-консультационной службы в современных условиях российской экономики растет на всех уровнях управления АПК [1].

В эффективной деятельности информационноконсультационной службы должны быть заинтересованы, во-первых, сельскохозяйственные товаропроизводители, результативность работы которых непосредственно зависит от оперативного и полного получения необходимой информации, во-вторых, органы управления АПК, поскольку служба является наиболее эффективной формой реализации аграрной политики путем внедрения достижений науки, техники и передового опыта в агропромышленном комплексе. На данный момент в 55 регионах России созданы информационно-консультационные службы (ИКС).

Однако процесс формирования самостоятельных служб во многом сдерживается проблемами в системе АПК, поскольку они частично перенимают от органов управления ряд задач и функций. В первую очередь функций, связанных с передачей знаний, с оказанием помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям по всем вопросам организации эффективного производства. Естественно, возникают сомнения и даже неприятие тезиса выделения консультационной деятельности в особый и самостоятельный вид деятельности. До сих пор бытует представление о том, что следует более четко и централизованно управлять всей деятельностью в АПК, а проблемы ин-

формационно-консультационного обеспечения АПК можно решить путем некоторого изменения работ имеющихся структур.

В настоящее время осуществлен переход от этапа признания необходимости создания и развития ИКС к этапу уточнения роли и места консультационных служб в АПК во взаимосвязи с решением целого комплекса проблем управления отраслью в развивающихся условиях рыночной экономики. При этом во многих регионах проводился самостоятельный поиск научно обоснованных подходов к данным проблемам. Примером является Нижегородская область, где наряду с созданием Нижегородской консультационной службы АПК уже в 1996 году были предприняты усилия по восстановлению управляемости в отрасли по всей вертикали. В целом по стране проблемам управления АПК, усиления вертикали от Минсельхоза России до районных структур сегодня уделяется повышенное внимание. Таким образом, практическая потребность в исследовании проблем формирования и организации деятельности системы информационно-консультационного обеспечения АПК региона, ее институционализации предопределили необходимость системного подхода к решению данных проблем во взаимной увязке с целым комплексом проблем аграрного сектора экономики страны в новых условиях становления рыночных отношений. Теоретические основы сельскохозяйственного консультирования были заложены А.В.Чаяновым, который опубликовал в 1918 году «Основные идеи и методы работы общественной агрономии». Исследованию проблем формирования

информационно-консультационных служб в России на современном этапе, изучению зарубежного опыта посвящены работы В. М. Баутина, В. В. Лазовского, Б. А. Рунова и других ученых. Большой практический вклад в решение проблемы создания и функционирования ИКС внесли Д. С.

Алексанов, Н. П. Андреева, Е. И. Береснева, Ю. И. Зятьков, Л. С. Колотов, В. М. Кошелев, В. В. Маковецкий, И. М. Михайленко и А. И. Филатов. Значимый вклад в изучение истории развития РПСС в России, в разработку проблем ее формирования в современных условиях внес известный голландский ученый A.W. Van den Ban [2].

Наиболее значимым в создании информационноконсультационных служб в России стал проект ARIS Минсельхозпрода России и Всемирного банка 1996 года, который предоставил возможность 36 регионам России решить целый ряд организационно-экономических вопросов и вопросов технического оснащения ИКС. С целью ускорения этих работ Коллегией Минсельхозпрода России было принято решение «О совершенствовании информационноконсультационной деятельности в АПК Российской Федерации» (от 10 февраля 2000 г. № 1).

В результате этого были разработаны основные подходы к организации деятельности региональных ИКС, как основного звена всей консультационной системы АПК России, были раскрыты основные виды, формы и методы деятельности ИКС и предприняты попытки их реализации. Однако при этом пока не удалось сформировать целостного представления о теоретических и методологических основах формирования региональной ИКС. Соответственно имеются не систематизированные практические рекомендации по обеспечению ее функционирования, не решены вопросы разграничения компетенции органов управления АПК всех уровней с этой службой, вопросы обеспечения ее взаимодействия с научными и обучающими организациями. Отсутствуют научно обоснованные подходы в решении вопросов организации управления деятельностью этой службы.

В настоящее время в стране начат процесс создания различных форм сотрудничества образовательно-исследо-

вательских учреждений с отраслевой наукой и производством. Существуют целые системы взаимоотношений, которые включают в себя ведение работ по отдельным контрактам с образовательными и производственными структурами, заключение исследовательских соглашений, ведение совместных исследований, финансируемых на основании полученных грантов, учреждение бесприбыльных корпораций, центров для кооперативных исследований, университетских научно-исследовательских центров и т.д. Успешно реализуемые взаимоотношения могут развиваться глубже и развиваются, как показывает практика, по пути более тесной интеграции.

Данный процесс сопровождается реформированием систем образования и переподготовки кадров для АПК и, в частности, специалистов и консультантов информационноконсультационной службы (ИКС), которая призвана объединить деятельность науки, образования и производства и направить ее на комплексное удовлетворение запросов сельских товаропроизводителей.

Важнейшим условием эффективно работающей информационно-консультационной службы является сочетание в ней функций образования, распространения знаний, науки и консультирования. Все эти функции в той или иной степени выполнялись в аграрном секторе России до создания информационно-консультационной службы. Однако эффект от их реализации был весьма низок в силу того, что они реализовывались в значительной мере отдельно друг от друга различными государственными структурами, не имевшими тесной связи между собой.

К сожалению, складывающаяся концепция развития ИКС во многом повторяет данную ошибку. В частности, система подготовки кадров для ИКС АПК практически отделена от самой службы и функционирует почти самостоятельно без должной координации действий с федеральным

и региональными центрами ИКС. Кроме того, процесс обучения в сфере ИКС должен базироваться не только на теоретических знаниях преподавателей, но и на практическом опыте работы службы. В связи с этим представляется целесообразным создание такой организационной структуры, которая могла бы объединить системы подготовки кадров и консультирования.

Информационно-консультационная служба (ИКС) АПК является проводником аграрной политики региона и рассматривается как один из приоритетных механизмов внедрения научных разработок, новых технологий.

На первом этапе была осуществлена реорганизация колхозов и совхозов на основе частной собственности на землю и другие средства производства, а в результате этого - реформирование земельных отношений и организационно-правовых форм хозяйствования.

Второй этап - это кооперирование и интеграция производства по горизонтали и вертикали, объединение сельскохозяйственных товаропроизводителей с перерабатывающими и обслуживающими отраслями, формирование принципиально новых структур - агрофирм и агрохолдингов.

Основу третьего этапа составляют научно-технический прогресс и привлечение в аграрный комплекс инвестиций для реализации задач по структурной перестройке экономики и обеспечению стабильного развития аграрного сектора и социальной сферы на длительный период. Перспективой дальнейшего развития является активизация инновационных и инвестиционных процессов.

Анализ показывает, что в развитых странах длительное время действуют системы внедрения результатов НИОКР в сельскохозяйственное производство, в основном через сельские консультационные службы, которые являются связующим звеном между наукой и производством.

Специалисты-консультанты в США, Англии и других странах трансформируют сложные научные разработки в простые рекомендации, формируют региональные центры по распространению сельскохозяйственных знаний, укомплектованные исследователями и специалистами по распространению знаний. Широкое распространение получили и частные консультационные службы, например, фирмы-изготовители с.-х. техники. Такие фирмы выступают проводниками новых технических идей и способствуют освоению новой техники.

Таким образом, существующие информационноконсультационные центры можно рассматривать как необходимые элементы доведения в первую очередь информации по приоритетным и инновационным направлениям развития отрасли.

На сегодняшний день в системе информационноконсультационного обеспечения сельского хозяйства в той или иной степени задействованы 209 научно-исследовательских института Россельхозакадемии, 59 ВУЗов, аграрной направленности, 47 ИТК Минсельхоза РФ, 64 региональных ИКС, более 700 предприятий технического сервиса, регионального машиностроения и других бизнес-структур [3].

Ими в совокупности отработана функция формирования информационных ресурсов, информационного мониторинга развития АПК. Основу этой работы составляют подготовка аналитических материалов для руководства Минсельхоза России, содержащих тенденции развития механизации и электрификации сельского хозяйства, сельских территорий, переработки сельскохозяйственной продукции. Ежегодно подготавливается свыше 200 аналитических обзоров, справок, сообщений, фактографических информаций по новой технике. Подготовка аналитических материалов нацелена на выявление инноваций, их сопоста-

вительный анализ с зарубежными достижениями, активное информирование о них научных и руководящих работников сельского хозяйства. Это позволяет своевременно инициировать новые разработки и проекты, направленные на развитие и повышение эффективности сельского хозяйства.

Современное состояние востребованности сельскохозяйственными товаропроизводителями всех форм собственности в информационно-консультационной помощи и освоении инноваций примерно в следующем соотношении: эффективно работающие предприятия - 2 - 5 %; предприятия, работающие устойчиво, но нуждающиеся в поддержке - 25 - 35 %;

предприятия работающие неэффективно, требующие внешнего воздействия - 60 - 70 %.

К перечню услуг информационно-

консультационной помощи относятся:

Информация о технологических и технических инновациях.

Аналитическая оценка тенденций развития отраслей АПК с учётом зональных особенностей.

Консультации по развитию производства, использованию инноваций.

Подготовка инновационных проектов.

Разработка бизнес-планов.

Оказание помощи в получении кредита.

Оформление лизинга, субсидий.

Содействие в подготовке инвестиционного проекта и подборе инвестора.

Подбор партнёров по производству и сбыту продукции и др.

Информационная деятельность, освещение аграрной политики Нижегородской области путем осуществления редакционно-издательской деятельности, работы в средствах массовой информации.

Научно-методическая деятельность, в том числе разработка и опытная отработка нововведений по направлениям деятельности Фонда.

Обучающая деятельность и консультационное обслуживание, включающие в себя: индивидуальное кон-

сультирование и обучение фермеров, работников сельскохозяйственных предприятий и организаций, специалистов районных администраций путем организации курсов лекций, практических занятий и семинаров, проведение встреч, совещаний, круглых столов по всем основным вопросам (агрономия и зоотехния, экономика и организация производства, юриспруденция, бухгалтерский учет и налогообложение, развитие сельских территорий).

Опытно-демонстрационная деятельность, направленная на пропаганду и распространение новейших достижений в сфере технологий, видов деятельности и методов организации сельскохозяйственного производства.

Выполнение социально значимых работ и проектов, направленных на улучшение условий жизни сельского населения и развитие сельских территорий.

Содействие в подготовке и проведении мероприятий по реорганизации и реформированию предприятий и организаций агропромышленного комплекса путем оказания правовой и иной консультационно-методической поддержки, техническая помощь по финансовому оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций путем использования специальных процедур с целью создания на их базе платежеспособных, эффективно действующих хозяйствующих субъектов.

Осуществление других мероприятий, необходимых для достижения уставных целей Фонда. В частности, информационное обеспечение предполагает широкое использование семинарских занятий, бизнес-тренингов и возможностей научно-практических конференций.

Как и вся Россия в начале 90-х годов, Нижегородская область столкнулась с проблемой поиска вариантов выживания сельскохозяйственного производства на основе изменения производственных отношений, создания условий для эффективного производства. Убедившись, что осознать и реализовать нововведения люди могут только при наличии необходимых знаний, администрация области реформирование хозяйств проводила одновременно с обучением кадров от руководителей районных управлений сельского хозяйства до специалистов хозяйств, потому что недостаток необходимой информации ведет к несоблюдению технологий, к слабому менеджменту, в результате хозяйства не достигают тех результатов, которых могли бы добиться. По инициативе администрации Нижегородской области в 1996 году были внесены коррективы в деятельность органов управления АПК области и районов. В результате была создана наиболее мощная в России консультационная служба, которая не только осуществляет информационную, опытно-демонстрационную и обучающую деятельность по агрономии, зоотехнии, экономике, бухгалтерскому учету и юриспруденции, но и занимается вопросами преодоления неплатежеспособности организаций, вопросами интеграции и кооперации в агропромышленном комплексе. Создание и развитие НКС АПК проходило при активной технической поддержке Департамента Международного Развития Великобритании (проект «Сельские консультационные центры») и Минсельхоза России (проект АРИС). В первые годы функционирования службы основные усилия были направлены на завоевание репутации у клиентов, на достижение приемлемого уровня качества и практической эффективности рекомендаций. При создании службы широко использовался опыт подобных служб развитых стран мира. Большую роль в этом сыграли специалисты британской фирмы ADAS [4].

Для информационного обеспечения системы поддержки сельского предпринимательства на государственном уровне намечен ряд мероприятий. Формирование региональной информационно-аналитической базы предпринимательства с предоставлением субъектам сельского предпринимательства различного рода информационносправочного материала; статистических данных; сравнительных анализов и прогнозов, осуществляемых аналитическими центрами, социологическими службами и другими специализированными организациями; издание специальной и справочной литературы для сельских предпринимателей:

- словарей, справочников по основам предпринимательской деятельности;

- научно-методической литературы и учебных пособий, учебников по методике организации и осуществления предпринимательской деятельности; по проблемам, возникающим на стадии создания и функционирования, способам их решения; по формам и методам руководства малыми предприятиями и управлению персоналом; по личным и профессиональным качествам руководителя предприятия, предпринимателя и работников фирм и т.д.;

- информационных бюллетеней и т. п.

Организация различных информационных мероприятий: конференций, семинаров, лекций, встреч, носящих информационно-обучающий, просветительский и развивающий характер.

Создание электронного сайта с обновляемой базой данных по федеральному и республиканскому законодательству для субъектов сельского предпринимательства.

Литература

1. Серов, В. М. Об участии информационноконсультационной службы АПК Орловской области в про-

граммах аграрного реформирования. Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства Российской Федерации №11 / В. М. Серов, С. Г. Иванушкин. - 2004. -С. 31 - 35.

2. Федоренко, В. Ф. Развитие системы научноинформационного обеспечения инновационной деятельности в сфере сельского хозяйства. Информационные технологии, системы и приборы в АПК. Ч.1: материалы 4-ой международной научно-практической конференции «АГ-Р0ИНФ0-2009» (Новосибирск, 14 - 15 октября 2009 г.) Рос. акад. с.-х. наук Сиб. отд-ие, Сиб. Физико-техн. Ин-т аграр. Проблем. - Новосибирск, 2009. - С.30 - 38.

3. Кошелева, В. М. Информационно-консультационная служба в АПК / В. М. Кошелева, В. В. Маковец-кий. - М: Агроконсалт, 2001. - 348 с.

4. http://www.ncs.ru - Официальный сайт НКС

АПК.

FORMATION OF INFORMATION-CONSULTING SERVICE IN AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX

T. V. Rogozhina, the competitor, NGIEI

Annotation. In given article formation of informationconsulting service in agrarian and industrial complex is considered. The indispensability of creation of information-consulting service of agrarian and industrial complex is revealed.The urgency of information work-consulting in agriculture of the country is noted.

The keywords: an information work, consultations,

consultation centers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.