Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕВИЗИОННЫХ СОЮЗОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ ИМУЩЕСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕВИЗИОННЫХ СОЮЗОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ ИМУЩЕСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / РЕВИЗИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нестеренко Алексей Викторович, Бездольная Татьяна Юрьевна

Рассмотрена важность функционирования информационно - консультационных служб связанных с проведением ревизионных проверок, нацеленных на обеспечение сохранности имущества сельскохозяйственных предприятий и обеспечения защиты от противоправных действий со стороны руководства организации. Предложено уделять должное внимание со стороны законодательства для обеспечения бесперебойной работы таких центров.Examine the importance of functioning of information and consultancy services related to the audit, aimed at ensuring the safety of property of agricultural enterprises and provide protection against unlawful actions by the leadership of the organization. Requested to pay due attention from the legislation to ensure the smooth operation of such centers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нестеренко Алексей Викторович, Бездольная Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕВИЗИОННЫХ СОЮЗОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ ИМУЩЕСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ»

Вестник АПК , ,

_Аудиторская деятельность

= № (4)20/1, 2015 * ■

УДК 631.115.8:631.162:657.6

Нестеренко А. В., Бездольная Т. Ю.

Nesterenko A. V., Bezdolnaya T. Yu.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕВИЗИОННЫХ СОЮЗОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ ИМУЩЕСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ

ECONOMIC NECESSITY OF THE FUNCTIONING OF THE AUDITING UNIONS TO ENSURE THE SAFETY OF THE PROPERTY OF AGRICULTURAL COOPERATIVES

Рассмотрена важность функционирования информационно-консультационных служб, связанных с проведением ревизионных проверок, нацеленных на обеспечение сохранности имущества сельскохозяйственных предприятий и защиты от противоправных действий со стороны руководства организации. Предложено уделять должное внимание со стороны законодательства для обеспечения бесперебойной работы таких центров.

Ключевые слова: информационно-консультационные центры, сельскохозяйственные товаропроизводители, консультационные услуги, проведение проверки, ревизия.

Нестеренко Алексей Викторович -

кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет» Тел.: 8(8652) 35-75-87 E-mail: alnesterenko1@yandex.ru

Бездольная Татьяна Юрьевна -

кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет» Тел.: 8(8652) 35-75-87 E-mail: kau801980@mail.ru

Для результативного управления всей финансово-хозяйственной деятельностью организаций, агропромышленных холдингов важна учетная информация, которая накапливается в разрезе всех центров возникновения затрат и тех центров хозяйственной ответственности, которые позволяют оперативно осуществлять проведение контроля и превращать его из формального в реальный, что в своевременных условиях является важным для любой организации в рамках повышения эффективности производственной деятельности по производству сельскохозяйственной продукции. Создание надежной системы контроля будет способствовать сокращению возникновению ошибок в осуществлении текущей работы и, соответственно, сведет к минимуму применяемых экономически невыгодных решений, возникновению убытков в организациях.

В отличие от юридических лиц (которые подлежат в обязательном порядке аудиту, а другие - могут проходить аудиторские проверки по желанию своих учредителей и вышестоящих органов), в обязательном порядке сельскохозяйственные производственные ко-

Examine the importance of functioning of information and consultancy services related to the audit, aimed at ensuring the safety of property of agricultural enterprises and provide protection against unlawful actions by the leadership of the organization. Requested to pay due attention from the legislation to ensure the smooth operation of such centers.

Keywords: information and counsellingcentres, agricultural producers, consulting services, inspection, audit.

Nesterenko Alexey Viktorovich -

Candidate of Economic Sciences, docent

Stavropol State Agrarian University

Теl.: 8(8652) 35-75-87

E-mail: alnesterenko1@yandex.ru

Bezdolnaya Tatyana Yurevna -

Candidate of Economic Sciences, docent

Stavropol State Agrarian University Теl.: 8(8652) 35-75-87 E-mail: kau801980@mail.ru

оперативы должны входит в ревизионные союзы и получать от них по своей бухгалтерской и финансовой отчётности заключения.

Данное положение введено статьей 31 Федерального Закона «О сельскохозяйственной кооперации» № 193-Ф3 от 8 декабря 1995 г. и не предполагает исключений.

В том случае, если сельскохозяйственные организации не обязаны в обязательном порядке в ступать в ревизионный союз, то их руководители в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, статьей 19 «Внутренний контроль», обязаны своевременно проводить внутренний контроль всех совершаемых фактов хозяйственной деятель-ности.Каждый экономический субъект, бухгалтерская отчетность которого подлежит обязательном порядке аудиту, должен организовать и осуществлять своевременно внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления отчетности (исключения могут составлять тогда, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).

В последние годы в нашей стране были сформированы важные изменения в научно-технической сфере, создан каркас и основные несущие элементы национальной инноваци-

118

,,„ „„„„, щ ^ Ставрополья

научно-практическии журнал

онной системы, сформулирован эффективный механизм продвижения инноваций. Не последняя роль в изменении этой ситуации принадлежит информационно-консультационной службе (ИКС). Причем в нашей стране ее роль более значима, чем в странах с давно устоявшейся рыночной экономикой. Это связано прежде всего с тем, что с переходом от плановой к рыночной экономике у сельхозтоваропроизводителей возникло множество совершенно новых (несвойственных им) проблем, которые в настоящее время они должны решать самостоятельно [3].

Специальные требования к саморегулируемым организациям ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов разработаны и установлены в положениях Федерального закона №193 «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 года.

Так, согласно п.п. 1, 3, 7 и 8 ст. 31 Закона о сельскохозяйственной кооперации ревизионныйсоюз является союзом сельскохозяйственных кооперативов, осуществляющий проведение ревизии всей финансово-

хозяйственной деятельности входящих в него кооперативов, проводит своевременную координацию этой деятельности, представляющий и осуществляющий защиту имущественных интересов кооперативов, оказывает членам ревизионного союза в рамках своей компетенции сопутствующих ревизиям услуг, а также прочие предусмотренные установленные Законом о сельскохозяйственной кооперации функции.

По состоянию на 01 января 2011 года все муниципальные районы Ставропольского края подключены к Единой системе АПК. В 2010 году прошли дополнительное обучение 52 специалистов управлений (отделов) сельского хозяйства и охраны окружающей среды администраций муниципальных районов Ставропольского края.

ГУ «Ставропольский СИКЦ» представляют специалисты регионального и районного уровней, в которые входят все районы Ставропольского края, что существенно позволяет улучшить качество оказываемых услуг и проведение ревизионных проверок [4].

Рисунок 1 — Основные цели и задачи проведения проверки налоговой службой и Ревизионным союзом деятельность сельскохозяйственных кооперативов

в

естник АПК

Ставрополья

= № (4)20/1, 2015:

Аудиторская деятельность

119

Наличие такой структуры, обязательно, повысит качество предоставляемых услуг, сделает их более своевременными, а также доступными и удобными для всех работников АПК.

Так в 2014 году сельхозконсультантами края было:

- оказано - 20,0 тыс. актуальных консультаций;

- в муниципальных районах проведено 56 информационно-обучающих семинаров, на которых присутствовало 2,5 тыс. сельхозпроизводителей;

- разработано, издано и распространено в районах 95 наименований различных информационных материалов;

- ежедневно обновляется сайт ГКУ «ССИКЦ», который ежемесячно посещают более 3,6 тыс. сельхозтоваропроизводителей и т.д.

Ревизионный союз, как например налоговая служба не является контрольной и надзорной структурой в полной мере. Цель проверок, проводимых как государственными органами финансового контроля, так и ревизионным союзом, существенно различаются (рис. 1).

В то же время, множество сельскохозяйственных производственных кооперативов пытаются отклониться от вступления в ревизионный союз.

Это безусловно является грубым нарушением законодательства и грозит СПК ликвидацией [1].

Основными причинами сложившейся ситуации мы видим в следующем:

- СПК часто не представляют всех возможных последствий своего поведения;

- СПК не понимают в полном объеме, в чем заключается основная цель деятельности ревизионных союзов;

- СПК остерегаются дополнительной проверки со стороны другой ещё проверяющей структуры.

Согласно действующему законодательству вышедшие из ревизионного союза СПК должны в период не более чем тридцать дней переоформить свое членство в другом ревизионном союзе. СПК по действующему законодательству не должны являться одновременно членами более чем одного действующего ревизионного союза.

Ревизионный союз в своей деятельности полностью осуществляет ревизию производственной деятельности кооператива, на определение оценки достоверности финансово-бухгалтерской отчетности, утвержденного порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ, важности полного соблюдения ими законодательства РФ и положения утвержденного устава кооператива, устава союза кооперативов, в области соблюдения принципов создания и осуществления деятельности кооперативов, на случай выявления возможных нарушений, которые привести к ухудшению результатов финансово-хозяйственной деятельности или в дальнейшем к банкротству кооператива, союза кооперативов, случаев возможного ущемления интересов членов входящих в кооператив, союз кооперативов, а также может выдать предписания об своевременном устранении всех выявленных нарушений и недостатков, и осуществлять постоянный контроль за их действенным исполнением [2].

Рисунок 2 - Основные этапы проведения ревизионными союзами контрольных проверок

120

,,„ „„„„, Jj Ставрополья

научно-практическии журнал

При осуществлении проверки, ревизионная деятельность обычно, включает в себя следующие основные этапы (рисунок 2).

В соответствии утвержденными этапами ревизионной проверки строится в дальнейшем и структура ревизионного заключения. Ревизор по каждому выявленному им нарушению подготавливает рекомендации по их своевременному устранению. По окончании должен быть сделан вывод овсех выявленных существенных нарушений и дается положительное или отрицательное заключение.

В своей деятельности ревизионный союз может оказывать своим членам сопутствующие услуги в рамках их профессиональной компетенции.

Сельскохозяйственный производственный кооператив должен осуществлять ревизионную проверку по результатам каждого финансового года ревизионным союзом в обязательном порядке один раз в два года.

Внеочередная ревизия деятельности СПК может проводиться ревизионным союзом по инициированию руководства правления кооператива или наблюдательного совета кооператива, а также группы лиц, представляющих 1/10 от числа членов всех кооператива, членов союза кооперативов или 1/3 от числа ассоциированных членов кооператива [3].

По результатам ревизии ревизионный союз должен представить в проверяемый кооператив, союз кооперативов в письменной форме ревизионное заключение, данное заключение обязательно быть рассмотрено на совместном заседании правления кооператива и наблюдательного совета кооператива, союза кооперативов в семидневный срок. О результатах рассмотрения заключения должно быть доложено на очередном общем собрании членов кооператива, союза кооперативов. В свою очередь правление кооператива, в обязательном порядке обязано известить ревизионный союз, представители которого имеют право на участие в указанных заседаниях, а также на организованном общем собрании с правом совещательного голоса.

По всем итогам рассмотрения проведенных результатов ревизии общее собрание членов кооператива, союза кооперативов должно принять решение о первостепенных мерах по защите законных интересов и прав кооператива, союза кооперативов или членов кооператива, союза кооперативов, в т.ч. об необходимости привлечения виновных должностных лиц кооператива, союза кооперативов к дисциплинарной ответственности, а также об направлении подготовленных проверяющими материалов ревизии в правоохранительные

Литература

1. Бездольная Т. Ю., Нестеренко А. В. Проблемы и пути совершенствования качества проведения аудиторских проверок аудиторскими организациями Ставропольского края // Теоретические и при-

органы, при необходимости об обращении ими в суд, арбитражный суд, и принятия ими иных решений.

При осуществлении ревизии ревизионные союзы обязаны:

1) предоставлять необходимые информацию и документацию ревизионному союзу, при необходимости давать по письменному запросу ревизионного союза исчерпывающие разъяснения и подтверждения в письменной форме, запрашивать все важные сведения у третьих лиц, создавать условия, которые будут способствовать своевременному и качественному осуществлению ревизии;

2) следить за своевременностью внесения членских взносов в ревизионный союз, в т.ч. и в случае, когда вынесенное заключение ревизионного союза не согласовывается с позицией кооператива, союза кооперативов, в случаях осуществления ревизионным союзом проверки и (или) возможностью оказания сопутствующих ей услуг не в полном объеме по не зависящим от проверяемого ревизионного союза причинам;

3) выполнять иные обязанности, которые определенны настоящим Федеральным законом и учредительными документами ревизионного союза.

В случае необходимости ревизионный союз в целях скорейшего ознакомления заинтересованных членов кооператива с результатами проведенной проверки вправе требовать от руководствакооператива сбора внеочередного собрания всех заинтересованных членов кооператива. Ревизионный союз имеет право созывать внеочередное общее собрание членов кооператива по личной инициативе в случае неисполнения или недостаточного исполнения кооперативом данного требования. Председательствовать на таком собрании может только назначенное ревизионным союзом лицо. Понесенные расходы на проведение внеочередного общего собрания членов кооператива возмещаются за счет средств кооператива [4].

Своевременно выявленные нарушения в ходе проведенной ревизионной проверки позволяют устранять их в кратчайшие сроки, чтобы избежать более серьезных санкций в последствии со стороны налоговых органов.

В системе учетно-контрольного обеспечения успешной реализации Государственной программы по развитию сельского хозяйства важную роль призваны сыграть ревизионные союзы, которые продолжают традиционную практику контроля и выступают на современном этапе своего развития централизованной ревизионной комиссией входящей в состав кооперативов.

References

1. Bezdolny T. Yu., Nesterenko A. V. Problems and ways of improving the quality of audits of audit organizations of the Stavropol territory // Theoretical and applied aspects of modern science. Stavropol, 2014. P. 164-167.

в

естник АПК

Ставрополья

= № (4)20/1, 2015:

кладные аспекты современной науки. Ставрополь. 2014. С. 164-167.

2. Нестеренко А. В., Бездольная Т. Ю. Особенности организации и проведения ревизионных проверок по инициативе правоохранительных органов // Модели управления производством и совершенствование информационных технологий. Ставрополь, 2010. С. 68-70.

3. Нестеренко А. В., Бездольная Т. Ю. Актуальные проблемы создания и функционирования информационно-консультационных центров Ставропольского края // Вестник Института дружбы народов Кавказа Теория экономики и управления народным хозяйством. 2010. № 1 (13). С. 55-63.

4. Нестеренко А. В., Бездольная Т. Ю. Экономическая обусловленность создания информационно-консультационных центров для увеличения экономической эффективности функционирования товаропроизводителей Ставропольского края // Вестник АПК Ставрополья. 2012. № 2 (6). С. 76-80.

Аудиторская деятельность

121

2. Nesterenko A. V., Bezdolny T. Y. peculiarities of organization and conducting audit inspections on the initiative of law enforcement bodies // Model of production management and improvement of information technology. Stavropol, 2010. P. 68-70.

3. Nesterenko A. V., Bezdolny T. Y. Actual problems of creation and functioning of information-consulting centers of the Stavropol territory // Bulletin of Institute of friendship of peoples of the Caucasus Theory of Economics and national economy management. 2010. № 1 (13). P. 55-63

4. Nesterenko A. V., Bezdolny T. Y. Economic conditionality of creation of informationconsulting centers to increase the economic efficiency of the functioning of the producers of the Stavropol territory // Bulletin AIC Stavropol. 2012. № 2 (6). P. 76-80(13). P. 55-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.