Научная статья на тему 'Пути становления и развития сельскохозяйственных организаций в России и за рубежом на современном этапе экономического развития'

Пути становления и развития сельскохозяйственных организаций в России и за рубежом на современном этапе экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОБИЗНЕС / СОБСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ФЕРМЕРСТВО / МАРКЕТИНГОВЫЕ УСЛУГИ / ГОСУДАРСТВО / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRIBUSINESS / PROPERTY / THE STATE SUPPORT / AGRICULTURAL PRODUCTION / FARMING / MARKETING SERVICES / THE STATE / AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бездольная Татьяна Юрьевна, Нестеренко Алексей Викторович, Скляров Игорь Юрьевич

Рассмотрены пути становления и развития сельскохозяйственных организаций в России, проведено сравнение системы агробизнеса с развитыми странами. Изучено сходство и различие методики налогообложения. Как показывают исследования, характерным для всех стран в последние годы является снижение уровня прогрессивного налогообложения, влияющего на товаропроизводителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бездольная Татьяна Юрьевна, Нестеренко Алексей Викторович, Скляров Игорь Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути становления и развития сельскохозяйственных организаций в России и за рубежом на современном этапе экономического развития»

Ежеквартальный

УДК 338.431

Бездольная Т. Ю., Нестеренко А. В., Скляров И. Ю.

Bezdolnaya T. Yu., Nesterenko A. V., Sklyarov I. Yu.

ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

WAYS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURAL ORGANIZATIONS IN RUSSIA AND ABROAD AT THE PRESENT STAGE OF ECONOMIC DEVELOPMENT

Рассмотрены пути становления и развития сельскохозяйственных организаций в России, проведено сравнение системы агробизнеса с развитыми странами. Изучено сходство и различие методики налогообложения. Как показывают исследования, характерным для всех стран в последние годы является снижение уровня прогрессивного налогообложения, влияющего на товаропроизводителей.

Ключевые слова: агробизнес, собственность, государственная поддержка, сельскохозяйственная продукция, фермерство, маркетинговые услуги, государство, сельское хозяйство.

Ways of formation and development of the agricultural organizations in Russia are considered, comparison of system of agrobusiness with the developed countries is spent. Similarity and distinction of a technique of the taxation is considered. As show researches characteristic for all countries last years, decrease in level of the progressive taxation influencing commodity producers is.

Keywords: agribusiness, property, the state support, agricultural production, farming, marketing services, the state, agriculture.

Бездольная Татьяна Юрьевна -

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономического анализа и аудита Ставропольский государственный аграрный университет Тел. 8 (8652) 35-75-87 E-mail: kau801980@mail.ru

Нестеренко Алексей Викторович -

кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономического анализа и аудита

Ставропольский государственный

аграрный университет

Тел. 8 (8652) 35-75-87

E-mail: alnesterenko1@yandex.ru

Скляров Игорь Юрьевич -

доктор экономических наук, профессор кафедры экономического анализа и аудита, декан учетно-финансового факультета Ставропольский государственный аграрный университет Тел. 8 (8652) 35-75-87 E-mail: isklyarov@yandex.ru

Bezdolnaya Tatyana Yurievna -

Ph.D. in Economics, Senior Lecturer of Department

of Economic Analysis and Audit

Stavropol State

Agrarian University

Тел. 8 (8652) 35-75-87

E-mail: kau801980@mail.ru

Nesterenko Alexey Viktorovich -

Ph.D. in Economics, Docent of Department

of Economic Analysis and Audit Stavropol State Agrarian University Тел. 8 (8652) 35-75-87 E-mail: alnesterenko1@yandex.ru

Sklyarov Igor Yurievich -

Doctor in Economics, Professor of Department

of Economic Analysis and Audit

Stavropol State

Agrarian University

Тел. 8 (8652) 35-75-87

E-mail: isklyarov@yandex.ru

Развитие сельскохозяйственных организации в развитых странах существенно отличается от развития сельскохозяйственных организации в России. Сельское хозяйство - это сфера малого бизнеса. Такова закономерность, которая наблюдается во многих странах. И нет никаких оснований полагать, что она не будет соблюдаться в России. В настоящее время малый сельскохозяйственный бизнес нуждается во взаимодействии с крупным агропромышленным бизнесом на основе кооперации. И только в результате этого взаимодействия может быть обеспечена высокая эффективность АПК.

Отличия прослеживается в уровне развития инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в России. Но удельный вес сельскохозяйственных организаций в сельском хозяйстве по-прежнему остается высокой. Удельный вес сельского хозяйства, оцениваемый по количеству занятых, стоимости основных фондов в целом в секторе составляет более 30 %, в то время как в развитых странах удельный вес данного подразделения в системе агробизнеса занимает лишь около 15 %. В то же время удельный вес секторов по переработке и продаже продукции в развитых странах в два раза больше, чем в России [1].

Вестник АПК

Ставрополья

-----№ 2(6), 2012 =

Данное отличие является свидетельством, с одной стороны, крайне неэффективного использования трудовых и капитальных ресурсов в сельском хозяйстве страны, низкого уровня применяемых технологий, с другой стороны, явно недостаточного развития секторов по хранению, переработке, продвижению продукции на рынке. Специалисты отмечают, что потери при уборке зерна и его хранении в России превышают аналогичные показатели для Германии на порядок. Так, приблизительно 13 % теряется в России по сравнению с 3 % в среднем по Германии.

Ограниченное количество предприятий сегодня составляет маркетинговую цепочку движения сельскохозяйственной продукции от производителей к потребителям или на мировые рынки. При существующем монополизме в сфере маркетинга сельскохозяйственной продукции номенклатура предоставляемых услуг для сельскохозяйственных производителей достаточно узкая при высоких тарифах [2].

Например, поставка зерновых на мировые рынки требует услуг по очистке, классификации, сертификации, хранению и транспортировке зерна от предприятий до экспортного порта. Сельскохозяйственные предприятия редко в состоянии обеспечить эти услуги самостоятельно. Только очень крупные производители способны на своей основе создавать подразделения, выполняющие данные функции.

В большинстве стран-экспортеров зерновых эти услуги предоставляются специализированными предприятиями, которые нередко созданы как кооперативы производителей. В России же при пока что низком уровне конкуренции на рынке маркетинговых услуг для сельского хозяйства производители сразу же после уборки урожая попадают в зависимость от элеваторов, хранилищ, транспортной системы. Высокие монопольные тарифы на услуги по хранению, перевозке ведут к тому, что производители получают более низкую цену за свою продукцию, иногда - к потерям части урожая [3].

Деятельность государства по оказанию маркетинговых услуг для сельскохозяйственных производителей не способствует пока что развитию конкуренции в данном секторе рынка. Частные инвесторы, которые пытаются выйти на данный рынок, сталкиваются с бюрократическими преградами. Проблема состоит в том, что основные услуги все еще прямо или косвенно контролируются государственными предприятиями. По оценкам специалистов, претензии государства на произведенный урожай зерновых в некоторые годы достигали 75 % от общего объема зерна, которое подлежало продаже. Таким образом, хотя государственный заказ формально не существует, на практике государство продолжает играть су-

щественную роль на рынке сельскохозяйственной продукции.

При сравнении состояния сельского хозяйства в России с развитыми странами обращает на себя внимание ограниченное число институтов инфраструктуры, обслуживающих этот сектор. Целая сеть финансово-кредитных учреждений в развитых странах оказывает услуги сельскому хозяйству, обеспечивает его финансовую и производственную гибкость. Практически 100 % фермеров в развитых странах используют кредиты в той или иной форме. Государство также работает в данном сегменте рынка, но не замещает рыночный механизм, а корректирует так называемые «провалы» рынка.

Так, деятельность фермерской кредитной системы в США, созданной по принципу кооператива под руководством и при участии государства, оказывающей услуги фермерам по предоставлению займов и учету векселей, способствует развитию конкурентных отношений на рынке подобного рода услуг. В сельском хозяйстве этой страны официально фиксируют два вида так называемых «цен поддержки» фермеров: залоговые и целевые. Они сохраняют свое значение важнейших регуляторов рыночных фермерских цен и уровня их дохода.

По заранее объявленным залоговым ценам Торгово-кредитная корпорация принимает у фермеров продукцию (зерно, хлопок), если не находят более выгодным продать ее на рынке (в любой момент в течение 9 месяцев). Фермеры, как правило, требуют установления залоговых цен на уровне рыночных цен трех предшествующих лет. Но фактически залоговые цены устанавливаются на уровне 75-85 % от средней рыночной цены за предшествующие 5 лет. При этом могут быть исключены годы с самой высокой или самой низкой ценой.

Целевые (или гарантированные) цены на 10-15 % выше залоговых. При падении цен на рынке фермеры охотно прибегают к залоговым ценам. В США считают, что сравнительно высокий уровень залоговых и рыночных цен в стране повышал уровень мировых цен, а, следовательно, не стимулировал повышение конкурентоспособности продукции. Новое законодательство США предусматривает понижение залоговых цен (с увеличением дополнительных платежей фермерам, покрывающим это уменьшение) и тем самым закладывает экономические основы для упрочения своего положения на мировых рынках сельскохозяйственной продукции.

На сегодняшний день в России сложилась разветвленная банковская система. Но услуги, предоставляемые сельскохозяйственным товаропроизводителям, ограничены и не учитывают специфику сельскохозяйственного производства. Растет число предприятий, которые не в состоянии использовать кредиты. Отсут-

ствие реального наполнения прав частной собственности на землю делает невозможным практику кредитов, предоставляемых под залог [4].

Помимо финансово-кредитных учреждений, инфраструктуру сельскохозяйственных товаропроизводителей в развитых странах составляют товарные биржи, играющие ведущую роль в установлении цен на продукцию сельского хозяйства, консалтинговые, аудиторские фирмы, информационно-учебная и консалтинговая служба (Extension Service). Специалисты этой службы помогают фермерам разработать бизнес-план, выбрать соответствующую технику, семена, обеспечивают фермеров необходимой информацией о рынках ресурсов и продукции.

Длительный срок успешной работы данной службы явился основой доверия между государственной консалтинговой организацией и частными производителями. Extension Service в развитых странах стала проводником внедрения научных достижений в производство, обеспечила доступность научных разработок для широкого круга сельскохозяйственных производителей.

Особо следует отметить систему информационного обеспечения сельскохозяйственных производителей в развитых странах. Новый этап в развитии данной сферы связан с информационными технологиями. Сегодня через систему Интернет сельскохозяйственные организации получают информацию от прогнозов погоды до динамики цен на ведущих биржах. По каналам Интернета происходит установление контактов между контрагентами, а также сделки по купле-продаже.

Как и другие страны с переходным типом экономики, Россия столкнулась с проблемой приспособления аграрного сектора к новым условиям. В 80-е годы государственная политика состояла в массированной поддержке сельского хозяйства, причем субсидировались как производители, так и потребители. Государство поддерживало низкие цены на продукцию сельского хозяйства для потребителей и высокие цены - для производителей. В результате такой политики расходы государства на аграрный сектор были очень велики, что вело к истощению бюджетных ресурсов [5].

С началом реформ ситуация изменилась. Государство существенно снизило поддержку аграрного сектора. Сельское хозяйство стало испытывать значительные трудности, поэтому назрела настоятельная необходимость в разработке новой концепции государственного регулирования сектора в рыночных условиях.

Многие проблемы возникли в связи с регионализацией аграрной политики страны. Некоторые регионы и после начала реформ продолжали политику высокого уровня поддержки

сельского хозяйства, сохраняя принятую в советский период ориентацию на самообеспечение регионов, приводившую к неэффективности распределения ресурсов. Кроме того, местные администрации устанавливали межрегиональные барьеры, что затрудняло производителям выход на наиболее выгодные для них рынки.

В настоящее время в России применяются следующие основные способы регулирования агробизнеса:

- поддержка цен и доходов производителей. Сюда относятся прямые ценовые субсидии производителям, установление минимальных гарантированных цен, государственные закупки продовольствия для нужд армии, районов Крайнего Севера, крупных городов;

- внешнеторговое регулирование;

- меры, направленные на снижение затрат производителей, такие как различные способы компенсации затрат на средства производства (прямые компенсации производителям, система лизинга, предоставление средств производства по сниженным ценам); льготный кредит сельхозпроизводителям (сниженная ставка процента, льготные сроки, товарный кредит, реструктуризация и списание долга); налоговые льготы;

- структурная политика: различные меры поддержки, не связанные с доходом производителей.

Перечисленные меры применяются на федеральном уровне. Региональные власти могут вводить и другие способы регулирования.

Важнейшим составным элементом экономических методов регулирования государства является налоговая система. Общественное назначение налогов - создание финансовой основы жизнедеятельности государства. Из всех функций, выполняемых налогами, отличительной особенностью налогообложения в аграрном секторе экономически развитых стран является то, что фискальная их роль для бюджета стран сведена до минимума. Во многих государствах суммы налоговых платежей отрасли меньше сумм налоговых льгот. Но система направлена на стимулирование повышения эффективности производства.

Одним из способов государственной поддержки аграрного сектора является также предоставление сельхозпроизводителям определенных налоговых льгот. Так, они освобождаются от налога на прибыль, от налогов на пользователей автодорог, а также от налога на имущество. Существующая система налогообложения не учитывает сезонный характер сельскохозяйственного производства. Это приводит к росту задолженности предприятий по платежам в бюджеты и внебюджетные фонды [5].

Вестник АПК

Ставрополья

-----№ 2(6), 2012 =

К главным видам налогов, которыми облагаются сельскохозяйственные производители, относятся: на недвижимость, в том числе на землю; инвестируемый капитал, или прирост основного капитала; добавленную стоимость; передачу имущества по наследству или при продаже; налог в систему социального страхо-вания;акцизы.

Несмотря на столь широкий перечень, эти налоги по странам составляют от 2,5 до 6,0 % всех фермерских затрат. Около половины в общей сумме их приходится на два вида налогов: подоходный и на недвижимость [6].

В методиках налогообложения, применяемых в отдельных странах, существуют сходства и определенные различия. Характерным для всех стран в последние годы является снижение уровня прогрессивного налогообложения. Так, в США с 1989 года фермерские хозяйства, имеющие до 50 тыс. долл. годовой прибыли, облагаются налогом по ставке 15 %, а с последующих сумм - 28 % (раньше эти ставки колебались от 11 до 50 % с 14 промежуточными ставками). Максимальная ставка на прибыль крупных компаний (аграрных хозяйств) сокращена с 46 до 33 %.

В сельском хозяйстве Франции максимальные ставки налога на прибыль составляют 45 %, в ФРГ - 56 % (но это для крупных высокодоходных хозяйств).

В европейских странах применяют два метода исчисления сельскохозяйственного подоходного налога:

- нормальный доход, то есть тот, который исчисляется на основе фактических данных бухгалтерской отчетности, ведущейся в хозяйстве;

- нормативный доход, для расчета которого используются не фактические, а расчетные данные на основе определенной методики.

Методика учитывает факторы, создающие богатство (данные земельного кадастра, размеры хозяйства, затраты труда, капитала, выборочного обследования типичных хозяйств, данные о ценах и др.) [7].

В Великобритании действует первый метод исчисления подоходного налога. В Италии, Франции, ФРГ 60-80 % численности фермеров используют второй режим исчисления подоходного налога. Это обусловлено особенностями аграрной структуры этих стран. Там, где численно преобладают небольшие семейные фермы, ведение бухгалтерской отчетности является необязательным.

При передаче фермерского хозяйства по наследству взимается налог, прогрессивно увеличивающийся в зависимости от стоимости передаваемого имущества, а также от степени родства.

Налоги на недвижимость, в том числе на землю, поступают в местные бюджеты. Причем налоги на землю и рентные платежи за нее учитываются отдельно и используются по назначению улучшения земель.

Для того чтобы стимулировать научнотехнический прогресс, предусматриваются специальные условия налогообложения: налоговые скидки на прирост инвестиций; пролонгация налоговых платежей на период завершения инвестиционного процесса; бюджетная компенсация налоговых платежей на прирост инвестиций. Фермер может воспользоваться одним из них.

Налоги на добавленную стоимость, применяемые в разных странах с высокой обеспеченностью сельскохозяйственной продукцией, ориентируют фермеров на ее экспорт. Как правило, от этого налога полностью или частично освобождаются доходы, полученные от реализации продукции за пределы страны.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень государственной поддержки сельского хозяйства в России в настоящее время крайне низок. При этом уровень государственных расходов на поддержку аграрного сектора в России находится на вполне приемлемом по мировым стандартам уровне. Это говорит о том, что необходимо изменение направлений политики государства таким образом, чтобы она приносила реальный эффект.

Литература

1. Колобова Т. Ю., Нестеренко А. В. Структурные проблемы агробизнеса в России // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2010. № 96. С. 45-48.

2. Скляров И. Ю., Склярова Ю. М., Гурее-ва М. Е. Экспертная оценка государственного регулирования экономики // Российское предпринимательство. 2010. № 1. С. 164.

3. Костюкова Е. И., Башкатова Т. А., Башкатова Н. А. Влияние технологии и организации производства на построение системы

References

1. Kolobova T. Yu., Nesterenko A. V. Structural problems of agribusiness in Russia // Scientific and technical gazette of St. Petersburg state polytechnic university. 2010. № 2. P 45-48.

2. Sklyarov I. Yu., Sklyarova Yu. M., Guree-va M. E. Expert estimation of state regulation of economy // Russian Entrepreneurship. 2010. № 1. P. 164.

3. Kostukova E. I., Bashkatova T. A., Bashkatova N. A. Influence of technology and the manufacture organization on construction of system of the administrative account // The international accounting. 2011. № 39. P 18-24.

управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 39. С. 1824.

4. Скляров И. Ю., Склярова Ю. М., Ду-плей В. В. Проблемы и оценка эффективности управления государственным имуществом // Российское предпринимательство. 2009. № 6. С. 36.

5. Колобова Т. Ю. Прогнозирование эффективности развития агробизнеса при оптимизации отраслевой структуры производства : дис. ... канд. экон. наук / Ставропольский государственный аграрный университет. Ставрополь, 2008.

6. Трухачев В. И., Банникова Н. В. Концептуальные подходы к разработке и реализации стратегии развития регионального АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. № 3. С. 28-30.

7. Трухачев В. И., Кусакина О. Н. Конкурентоспособность продовольственного подкомплекса // АПК: Экономика, управление. 2011. № 4. С. 21-24.

4. Sklyarov I. Yu., Sklyarova Yu. M. Problems and efficiency rating of federal property management // Russian Entrepreneurship. 2009. № 6. P. 36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Kolobova T. Yu. Forecasting of efficiency of develohment of agribusiness by optimization of branch stricture of production : the dis. ... of Ph.D. in econ. sciences / Stavropol state agrarian university. Stavropol, 2008.

6. Trukhachev V. I., Bannikova N. V. Conceptual approaches to working out and realization of strategy of development of regional agrarian and industrial complex // Economy of the agricultural and processing enterprises. 2010. № 3. P. 28-30.

7. Trukhachev V. I., Kusakina O. N. Competitiveness of food subcomplex // AIC: Economics, Management. 2011. № 4. P. 21-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.