Научная статья на тему 'Зарубежный опыт государственной поддержки производства зерновых культур'

Зарубежный опыт государственной поддержки производства зерновых культур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1508
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы управления
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗЕРНОПРОДУКТОВЫЙ ПОДКОМПЛЕКС / МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ЦЕНОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GRAIN PRODUCTION SUBCOMPLEX / MECHANISMS OF STATE REGULATION / INSTRUMENTAL CONTROL OF STATE SUPPORT / TAX INCENTIVES / PRICE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковбасюк А.А.

Цель. Исследование опыта передовых стран производителей и экспортеров зерна в сфере стимулирования развития зернопродуктового подкомплекса. Методы. В качестве основного подхода используется системный и структурно-функциональный подходы, которые позволили определить основные инструменты государственного регулирования зернового производства передовых стран, выделить перспективные инструменты стимулирования развития отрасли в отечественной практике. Результаты. Рассмотрены общие подходы к регулированию аграрного рынка и определены направления использования зарубежного опыта в зернопроизводстве. Исследован опыт передовых стран производителей и экспортеров зерна в сфере стимулирования развития зернопродуктового подкомплекса, в том числе через льготное налогообложение. Научная новизна. Раскрыты положительные последствия реализации инструментов системы налогообложения для устойчивого развития сельского хозяйства. Обоснована специфика инструментальных методов государственной поддержки производства зерновых культур в зарубежных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign experience of the state support of grain crop production

Purpose. To research experience of advanced countries grain producers and exporters in the field of grain subcomplex development stimulation. Methods. The main approach used is the system and structural-functional approaches enabling to identify the basic tools of the state regulation of grain production in advanced countries and perspective tools to stimulate the domestic industry development. Results. General approaches to agricultural market regulation are considered and directions for foreign experience implementation in grain production are defined. The author researched the experience of advanced countries grain producers and exporters in the field of grain subcomplex development stimulation, also through preferential taxation. Scientific novelty. Positive implications of the taxation tools implementation for the sustainable development of agriculture are revealed. The specifics of instrumental control of state support to grain production in foreign countries are substantiated.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт государственной поддержки производства зерновых культур»

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР

Ковбасюк А. А.

преподаватель кафедры экономики предприятия и менеджмента, Университет управления и предпринимательства (Украина), 29001, Украина, г. Хмельницкий, ул. Вайсера, д. 79, кв. 19, kovbasiuk-alex@mail.ru

УДК 338.43:35

ББК 65.325.1-21

Цель. Исследование опыта передовых стран производителей и экспортеров зерна в сфере стимулирования развития зернопродуктового подкомплекса.

Методы. В качестве основного подхода используется системный и структурно-функциональный подходы, которые позволили определить основные инструменты государственного регулирования зернового производства передовых стран, выделить перспективные инструменты стимулирования развития отрасли в отечественной практике.

Результаты. Рассмотрены общие подходы к регулированию аграрного рынка и определены направления использования зарубежного опыта в зернопроизводстве. Исследован опыт передовых стран производителей и экспортеров зерна в сфере стимулирования развития зернопродуктового подкомплекса, в том числе через льготное налогообложение.

Научная новизна. Раскрыты положительные последствия реализации инструментов системы налогообложения для устойчивого развития сельского хозяйства. Обоснована специфика инструментальных методов государственной поддержки производства зерновых культур в зарубежных странах.

Ключевые слова: зернопродуктовый подкомплекс, механизмы государственного регулирования, инструментальные методы государственной поддержки, налоговое стимулирование, ценовое регулирование.

FOREIGN EXPERIENCE OF THE STATE SUPPORT OF GRAIN CROP PRODUCTION

Kovbasyuk A. A.

Lecturer of Enterprise Economics and Management Department, University of Management and Entrepreneurship (Ukraine), fl .19, 79 Vaisera Str., Khmelnytsky, Ukraine, 29001, kovbasiuk-alex@mail.ru

Purpose. To research experience of advanced countries grain producers and exporters in the field of grain subcom-plex development stimulation.

Methods. The main approach used is the system and structural-functional approaches enabling to identify the basic tools of the state regulation of grain production in advanced countries and perspective tools to stimulate the domestic industry development.

Results. General approaches to agricultural market regulation are considered and directions for foreign experience g implementation in grain production are defined. The author researched the experience of advanced countries grain produced ers and exporters in the field of grain subcomplex development stimulation, also through preferential taxation. «c Scientific novelty. Positive implications of the taxation tools implementation for the sustainable development of ^ agriculture are revealed. The specifics of instrumental control of state support to grain production in foreign countries § are substantiated.

to io

do

¡g Key words: grain production subcomplex, mechanisms of state regulation, instrumental control of state support, tax © incentives, price regulation.

КовбасюкА. А.

Постановка проблемы в общем виде. Обеспечение эффективного развития зернопроизводства как в отдельном регионе, так и в стране в целом, возможно при условии внедрения действенных механизмов государственной поддержки производства зерновой продукции. Учитывая, что на мировом рынке присутствуют мощные страны-конкуренты, возникает необходимость поиска эффективных механизмов государственного регулирования развития зернового подкомплекса, что в свою очередь, обусловливает актуальность исследования ведущего опыта в этой сфере.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросами исследования развития и функционирования рынков аграрной продукции занимались многие современные ученые, частности В. Г. Андрийчук, Н. Демьяненко, Н. И. Малик, П. Т. Саблук, А. Г. Шпику -ляк, С. В. Кваша, Н. Г. Лобас, И. И. Червен и др. Однако, выявление основных аспектов государственной поддержки производства зерновых требует дальнейших исследований и обобщений.

Цель статьи. Целью этого исследования является изучение и обобщение международного опыта трансформации механизмов государственного управления развитием зернопродуктового подкомплекса, а также определение перспективных направлений совершенствования методов государственной поддержки аграрного сектора экономики.

Изложение основного материала. Развитые страны мира, как правило, направляют свою политику на поддержку постоянных объемов производства зерна и обеспечения собственной продовольственной безопасности и экономической независимости. Кроме того, большинство стран преследуют и протекционистские цели (защита внутреннего товаропроизводителя от внешних конкурентов и расширение объемов собственного производства с целью экспорта продукции на внешние рынки). Большинство ведущих стран-экспортеров зерна в качестве средств государственной поддержки используют экономические механизмы регулирования производства зерна [1].

Современные системы влияния государства на развитие сельского хозяйства в развитых странах традиционно включают два основных компонента: институциональный и инструментальный. Первый находит свое выражение в деятельности органов, занимающихся разработкой и проведением мероприятий по регулированию производства и рынков, второй представляет собой постановления, регламенты и программы, на основе которых регулирующие органы реализуют на практике основные положения аграрной политики с помощью различных методов и инструментов. Предлагаем сконцентрировать наше внимание на втором компоненте - инструментальном.

Традиционно систему инструментальных рычагов государственного регулирования разделяют на прямые и косвенные (рис. 1).

Так, к прямым методам государственной поддержки производства зерновых, по нашему мнению, следует отнести:

• регулирования цен на зерновом рынке, предусматривающее установление целевых, пороговых и залоговых цен, интервенции из резервных фондов для обеспечения баланса спроса и предложения на внутреннем рынке. Целью применения этого механизма является поддержание цен на рынке зерна внутри страны, стабилизация доходов сельскохозяйственных предприятий и сглаживания диспаритета цен в аграрной сфере;

• применения средств прямого государственного финансирования сельскохозяйственного производства, транспортировки, хранения и переработки зерна, в том числе в районах с неблагоприятными условиями производства зерновых путем предоставления субсидий и дотаций;

• разработка и реализация государственных и региональных целевых программ и долгосрочных проектов, направленных на стимулирование производства зерновых культур, развитие научно-технического прогресса в области разработки технологий выращивания зерна;

• средства протекционистской защиты внутреннего товаропроизводителя путем установления ввозной пошлины, квоты на ввоз зерновых и т.д.;

• поддержка экспортного потенциала зерновой отрасли через субсидирование экспорта зерна.

Кроме того, достаточно часто в развитых странах мира используют методы косвенной поддержки аграрного производства, к которым следует отнести:

• внедрение системы льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей или предоставления кредитов под гарантии правительства;

• введение системы обязательного страхования урожаев зерновых культур;

• льготное налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей;

• стимулирование подготовки высококвалифицированных кадров в области аграрного образования из-за увеличения объемов государственного заказа;

• развитие социальной инфраструктуры в аграрных регионах с целью обеспечения достойных условий жизни для работников сельскохозяйственных предприятий и выравнивания уровня доходов работников аграрного сектора по сравнению с работниками промышленных предприятий.

Наиболее распространенным методом государственной поддержки зернопроизводства является регулирование ценообразования на продовольственных рынках. Анализ зарубежного опыта показывает, что

КовбасюкА. А.

Инструментальные методы государственной поддержки производства зерновых культур^

—►Г Регулирование ценообразования на рынке зерна ^ [ Развитие социальной инфраструктуры в аграрных -- 1 регионах

—►Г" Субсидии и дотации сельхозпроизводителям ^

Прямые

3

с

1

Косвенные

Финансирование государственных целевых программ, направленных на стимулирование производства зерновых

Обязательное страхование сельскохозяйственного урожая

Формирование государственного заказа на подготовку специалистов аграрной отрасли

—Протекционизм в сфере производства зерновых Л

Субсидирование экспорта

[ Льготное налогообложение сельскохозяйственных ] 1 предприятий I

Г Льготное кредитование сельхозпроизводителей

Рис. 1. Система инструментальных методов государственной поддержки производства зерновых культур (составлено автором).

регулирование цен осуществляется с использованием примерно одинаковых подходов, которые предусматривают установление верхней и нижней границы колебаний цен, определение целевых, закладных, и пороговых цен, которые используются на зерновом рынке.

Для расчетных операций и ориентировки на возмещение расходов устанавливают целевые цены на зерно. С целью таможенной защиты внутренних товаропроизводителей страны могут устанавливать пороговые цены. Верхний предел защиты внутренних цен на зерно определяют целевая и пороговые цены. Нижний порог гарантированных цен на зерно устанавливается с помощью залоговой цены, которая, в свою очередь, связана с ценами на мировом рынке.

Например, в странах ЕС, Еврокомиссия периодически регулирует цены по трем основным направлениям:

• рекомендованные цены (индикативные - для зерновых культур);

• минимальные цены импорта (для зерновых культур это предельные цены). Кроме того, защита от нежелательного импорта осуществляется путём накладывания дополнительного сбора, который рассчитывается как разница между ценами на внутреннем рынке и импортной ценой. Также имеет место стимулирование экспорта за счет экспортных субсидий;

• минимальные цены, которые имеют целью гарантирование сельхозпроизводителям получения прибыли и дифференциацию заготовительных цен в зависимости от регионов выращивания сырья [2, 3].

Система ценового регулирования зернового рынка используется также и в Китае. В частности, в КНР закреплена двухуровневая система цен, которая предусматривает государственные фиксированные цены и различные виды негосударственных цен. На рынке зерна цены определяются на основе спроса и предложения, однако контролируются со стороны государства с целью обеспечения минимальных цен продажи. Обеспечение баланса между спросом и предложением на рынке осуществляется также путем интервенций и формирования страховых резервов продовольствия. Эти резервные фонды используются для целей ценового регулирования, а также избегания циклических и сезонных колебаний на аграрном рынке [4]. Еще одним средством регулирования на внутреннем рынке является применение так называемых государственных закупок и товарных интервенций. Такой механизм чаще всего используют страны, ориентированные на защиту отечественного рынка от значительных колебаний цен на продовольствие.

Например, в России государственные закупки впервые были использованы осенью 2001 года. Это было связано со стремительным падением цен после сбора больших и рекордно высоких урожаев зерновых в стране. Средние объемы таких закупок ежегодно составляют около 8 % реализованной пшеницы [5, с. 64-66]. Такие меры позволяют сельхозпроизводителям получать необходимые после затратной уборочной кампании деньги для текущей хозяйственной

КовбасюкА. А.

деятельности и получить прибыль. Товарные интервенции осуществляются, если на рынке складывается обратная ситуация, то есть возникает дефицит, или в случае чрезмерного роста цен. Российский опыт проведения интервенций показывает, что наличие интервенционного фонда осуществляет стабилизирующее влияние на зерновой рынок страны.

Регулирование зернового рынка путем проведения государственных зерновых закупочных и товарных интервенций достаточно часто используется в экономически развитых странах. Например, в Японии государство устанавливает цены, по которым ежегодно проводятся закупки в национальный резервный фонд. Закупка пшеницы и ячменя осуществляется по выгодным для фермерских хозяйств ценам в полном объеме производства. Торговые операции с зерном осуществляет Продовольственное агентство, которое жестко контролирует внутренний рынок риса, пшеницы и ячменя, а также их импорт.

Довольно часто в развитых странах мира предусматривается применение средств прямого финансирования производства отдельных видов продовольственной продукции путем субсидирования и дотирования. Практически во всех странах с высокоразвитым сельским хозяйством уровень прямого финансирования (субсидирования) сельхозпроизводства, несмотря на постоянные переговоры (в рамках ВТО) и попытки снижения уровня государственной поддержки аграрного сектора, остается крайне высоким. Так, сельхозпроизводители ЕС за счет цены получают только часть прибыли, а остальное платит государство. В подтверждение этого говорит тот факт, что бюджет Европейского Союза на 2013 г. с общими расходами 150 млрд. евро предусматривал около 60,3 млрд. евро (39,9 %) на поддержку агропромышленного комплекса, при условии, что в АПК ЕС производится всего 1,22 % его валовой продукции (тогда как в Украине за счет аграрного сектора генерируется 10 % ВВП. однако объемы его финансирования являются незначительными) [6].

В Канаде основным законодательным актом, регулирующим зерновые операции, является Закон о Стабилизации сельскохозяйственного производства, согласно которому закупка зерна по базовым ценам, осуществляется Канадским комитетом по пшенице. В случае, если средневзвешенная цена на определенную категорию зерна, реализованного конечному потребителю, формируется на уровне, превышающем базовую цену закупки, то эта разница за вычетом накладных расходов выплачивается фермерам. Закон предусматривает меры по регулированию и сглаживанию колебаний цен на зерно с целью компенсации затрат труда и инвестиций для его производства, обеспечения справедливого соотношения между доходами,

получаемыми фермером, и теми затратами, которые он получает, покупая товары и услуги, связанные с ведением зернового хозяйства [7].

Ярким примером прямого финансирования производства зерновых является США. Так, сегодня около трети фермерских хозяйств США получают прямые субсидии от государства на сумму более 12 млрд. долл. При этом удельный вес государственной поддержки в себестоимости производства зерна составляет 38 %. С целью стимулирования развития крупных фермерских хозяйств в стране при расчете размера государственной субсидии учитывается стоимость произведенной товарной продукции и действует принцип: чем больше произведено продукции, тем больше сумма расходов, а следовательно и начисленных компенсационных платежей.

Практически для всех стран-экспортеров зерна характерные меры государственной поддержки экспорта. Так, в Канаде, где производство зерна традиционно носит экспортно-ориентированный характер, установлена государственная монополия на экспорт. В США особенностью государственной поддержки производства и экспорта зерна является ее интенсивный характер. На национальном уровне государства-члены Европейского союза поддерживают всех своих производителей и экспортеров зерна с целью стабилизации внутреннего рынка.

Распространенным методом государственной поддержки производителей продовольствия является разработка и финансирование соответствующих программ и проектов. Например, в США есть программа поддержки фермеров Стабилизация доходов фермеров (в состав которой входят следующие разделы: Государственная программа поддержки цен, Страхование урожая и Сельскохозяйственный кредит), на реализацию которой выделяется до 50 % всех аграрных бюджетных ассигнований [8].

Большинство сельхозпроизводителей при производстве зерна привлекают краткосрочные кредиты для формирования оборотных средств в достаточном объеме. По завершению цикла возникает потребность в реализации части зерна и выполнении своих обязательств перед работниками организации, государством, поставщиками и кредитными учреждениями. Однако не всегда сельхозпроизводители в результате значительных колебаний цен, неурожая и влияния других факторов оказываются платежеспособными. В таких случаях отдельные страны используют механизмы льготного кредитования. Так, в США производитель получает возможность, в случае низких цен на его продукцию, разместить часть своей продукции на соответствующих складах (сформировав таким образом залоговый фонд) и получить кредит по льготной процентной ставке. В дальнейшем фермер может

КовбасюкА. А.

либо вернуть полученный кредит вместе с процентом за него и получить назад залог, или же после окончания срока кредитования рассчитаться за полученный кредит залоговым зерном, которое хранится на складе.

Еще одним из механизмов поддержки развития зернового рынка является страхования урожая сельскохозяйственных культур. Так, в США ежегодно в рамках государственных программ страхуется урожай на половине площади пашни. Программами страхования в Канаде охвачено до 70 % зерновых культур, на финансирование этих мероприятий из госбюджета выделяется около 450 млн. долл. В Германии при страховании урожая зерновых культур применяется система прямого возмещения государством убытков производителям зерна. При этом финансовая помощь достигает одной трети от суммы ущерба. Во Франции размер государственной компенсации ущерба, нанесенного посевам зерновых культур, составляет до 45 % от его величины. Правительство Испании субсидирует выплаты почти по полному пакету рисков страхования сельскохозяйственных урожаев зернобобовых и зерновых культур. Сумма возмещения рассчитывается как разница между 65 % размера ожидаемого урожая и фактически полученным.

По масштабам государственной помощи аграриям, Япония занимает первое место среди других стран мира. Основной закон о продовольствии, сельском хозяйстве и сельской местности определяет протекционистскую политику государства в аграрной сфере. Так, государством используются импортные квоты, тарифы и различные налоги на импортное зерно. Также государство способствует фермерам в лизинге высокомощных тракторов, рисопосадочных машин, техники для внесения пестицидов и т.д.

С целью защиты внутреннего рынка от конкурентно низких цен и стимулирования отечественного товаропроизводителя большинство стран вводит целую систему протекционистских мер (установление ввозной пошлины на импортируемый товар, квотирование импорта, его запрет и т.д.). Так, в Индии действует открытая генеральная лицензия на импорт кукурузы с нулевой ставкой пошлины. Но при массовом поступлении кукурузы на внутренний рынок страны по демпинговым ценам, правительство с целью защиты отечественных сельхозпроизводителей совершил разделение импортированного сырья на две категории: продовольственную кукурузу и кормовую. При этом было установлено импортную квоту на кормовые сорта в размере 350 тыс. тонн с установлением пошлины - 15 % от таможенной стоимости. В случае импорта кукурузы сверх квоты импортная пошлина повышается до 50 %. Такой алгоритм используется и в случае импорта овса и сорго. В Японии действует жесткая система

лицензирования и ограничения импорта, осложненные процедуры оформления документации и установлены высокие ставки налогов.

Канада для защиты собственного рынка от поступления дешевой кукурузы из США в рамках установленных правил торгового соглашения ввела антидемпинговый тариф в размере 4 доллара США за каждую тонну кукурузы, которая ввозится в Канаду.

Традиционно значительное влияние на эффективность функционирования сельскохозяйственного производства имеет государственная политика в сфере налогообложения аграриев. В частности, речь идет о создании льготных условий функционирования по сравнению с другими отраслями экономики.

Снижение уровня налогообложения в странах с высокоразвитым сельским хозяйством достигается, как правило, путём использования двух моделей. В первом случае - это непосредственное снижение налоговых ставок, что приводит к существенному уменьшению налоговой нагрузки на прибыль хозяйствующих субъектов. Во втором случае, в комбинации с обычным уровнем налогообложения могут применяться налоговые льготы, а также методы ускоренной амортизации, применение которых обусловливается определенным использованием полученных хозяйствующими субъектами доходов [9].

Страны с развитой рыночной экономикой активно практикуют налоговое стимулирование сельхозпроизводителей. Это проявляется в особых методах оценки стоимости земли и зданий, снижении уровня налогообложения, исключении из налоговой базы стоимости машин и оборудования, предназначенных для обработки почвы, предоставление налоговых льгот, грантов для оплаты налоговых обязательств.

Для стимулирования инновационной активности аграриев, в налоговом законодательстве многих стран предусматриваются налоговые скидки на прирост инвестиций и инноваций, бюджетная компенсация налоговых выплат на эту сумму и тому подобное. Фермер может воспользоваться одним из льготных условий налогообложения, если осваивает инновации, которые вписываются в рамки государственных или региональных аграрных программ.

Так, в США фермерским хозяйствам разрешается инвестировать до 25 % налогооблагаемой прибыли в приоритетные направления производственного развития без уплаты налога на вложенный капитал. К таким направлениям относятся мероприятия, направленные на охрану земли и воды, модернизацию хозяйственных и производственных объектов [10; 11].

В Канаде фермеры не платят налоги на инвестиции по улучшению земель, облагаемые доходы уменьшаются на величину этих капиталовложений. В целом налоговая политика в области сельского хозяйства

КовбасюкА. А.

Канады направлена на укрепление экономического положения фермерских хозяйств.

В Германии, Франции, Италии наиболее широкое применение получил нормативный режим налогообложения, которым охвачено от 60 до 80 % общего количества ферм. Во Франции расчет суммы дохода, подлежащего налогообложению, проводится по нормативному методу, исходя из данных земельного кадастра, средних показателей стоимости продукции, издержек производства, урожайности сельхозкультур и продуктивности скота.

Сравнение системы налогообложения в развитых странах позволяет выявить ряд общих черт, а также специфику в практике налогообложения (табл. 1).

В целом суммы налоговых платежей в развитых странах мира, несмотря на значительный перечень, составляют в среднем от 2,5 до 6,0 % всех расходов сельхозпроизводителей, из которых около половины приходится на два налога: на прибыль и на недвижимость. При исчислении налога на прибыль ставки налога существенно зависят от размера предприятий и их рентабельности. Дифференциация ставок очень высока: в Великобритании - от 5 до 40 % прибыли, в Италии - от 12 до 62 %, в Нидерландах - от 16 до 72 %.

Кроме того, в ряде развитых стран мира размер налогов достаточно часто зависит от масштабов

Табл. 1. Основные виды налогов в сельском хозяйстве зарубежных стран*

Виды налоговых платежей Страна

США Франция Италия Великобритания Германия

Прямые налоги, в т.ч .:

налог на доходы + + + + +

налог на прибыль + + + + +

налог на имущество - + - - +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Непрямые налоги, в т.ч .:

НДС - + + + +

налог с объёма продаж + - - - -

Местные налоги + + + + -

Социальные налоги + + + + +

* Составлено автором на основе источника [11].

деятельности хозяйствующего субъекта. Так, в США фермерские хозяйства с объемом годового дохода до 50 тыс. долларов платят 15 % налога на прибыль, сумма прибыли от 50 тыс. долларов облагается по ставке 28 %. Крупные корпорации при получении прибыли более 335 тыс. долларов облагают свои доходы по ставке - 33 %. В целом, в большинстве развитых стран мира стимулируют развитие мелких сельхозпроизводителей, создавая для них благоприятные налоговые условия.

Основными налоговыми льготами в сельском хозяйстве развитых стран являются:

• уменьшение налогооблагаемого дохода сельхозпроизводителей через ускоренную амортизацию машин и оборудования;

• льготы, освобождающие от налогообложения или снижающие налоговые суммы (налоговые кредиты, налоговые скидки на прибыль мелких товаропроизводителей и убыточных предприятий);

• система налоговых льгот при проведении инновационной и инвестиционной деятельности;

• налоговые льготы при формировании резервных и других фондов.

На основе проведенного исследования сформируем сравнительную таблицу для анализа средств государственной поддержки производства зерна в развитых странах (табл. 2).

Итак, вышеизложенное свидетельствует, что производство зерновых в большинстве стран мира является высокодотационной отраслью. Причем формы и методы государственной поддержки довольно разные и варьируются от непосредственно прямого финансирования деятельности сельхозпроизводителей до создания общих благоприятных условий для развития сельских территорий. Это не только создает возможности для нормального функционирования аграрных предприятий, но и обеспечивает получение ими стабильного дохода, который инвестируется в собственное развитие, и, в конечном итоге, обеспечивает стабильное функционирование сельскохозяйственного производства в стране.

Кроме того, главной функцией государства является надежное продовольственное обеспечение населения за счет собственного производства, основой которого является зернопроизводство. Государственное регулирование рынка зерна за границей - это сложный механизм, включающий инструменты влияния на прибыль фермеров, структуру сельскохозяйственного производства, продовольственный рынок, удовлетворение потребностей населения в продуктах питания по доступным ценам, сельское развитие.

Выводы из данного исследования и перспективы дальнейшего развития в этом направлении. Анализ механизмов государственной поддержки

КовбасюкА. А.

Табл. 2. Инструментальные методы государственной поддержки производства зерновых культур в зарубежных странах*

Методы Страны

США Европейский союз Китай Канада

Прямые

Регулирование ценообразования на рынке зерна + (снижение цен поддержки на злаковые до 20 %) + (использование гарантированных и целевых цен, поддержка цен путём интервенционных закупок) + + (использование гарантированных и целевых цен, поддержка цен путём интервенционных закупок)

Субсидии и дотации сельхозпроизводителям + (компенсация до 35 % доходов сельхозпроизводителей) + (компенсация сверх 35 % доходов сельхозпроизводителей) + +

Финансирование государственных целевых программ, направленных на стимулирование производства зерновых + + + +

Протекционизм в сфере производства зерновых + (ввозная пошлина на зерновые составляет до 30 %) + (ввозная пошлина на зерновые составляет до 30 %) + (ввозная пошлина на зерновые составляет до 15 %) +

Субсидирование экспорту + + - +

Непрямые

Развитие социальной инфраструктуры в аграрных регионах + + + +

Обязательное страхование сельскохозяйственного урожая + + Данные отсутствуют +

Льготное налогообложение сельскохозяйственных предприятий + + + +

Льготное кредитование сельхозпроизводителей + + + +

1. Условные обозначения: «+» - методы используются; «-» - методы не используются

2. Составлено автором на основе анализа источников [4, 12, 13, 14, 15]

производства зерновых, которые используют ведущие страны-производители и экспортеры зерна доказал, что аграрный сектор экономики этих стран является високодотационной отраслью и предусматривает использование многих механизмов стимулирования его развития. Обеспечение эффективного развития зерно-продуктового подкомплекса возможно при условии внедрения действенных механизмов государственной поддержки производства зерновой продукции. Основными современными проблемами функционирования этого продуктового подкомплекса является неустойчивая ценовая политика, дефицит информации

о состоянии рынка, несовершенство государственного регулирования рыночных отношений в сельскохозяйственной отрасли.

Таким образом, сочетание эффективных форм и методов регулирования производства зерновых создает основу для успешного развития отрасли и наращивание экспортного потенциала страны-производителя. Использование лучших практик государственной поддержки аграрной отрасли создает почву к разработке стратегии, направленной на обеспечение устойчивого развития зернопродуктового комплекса как страны в целом, так и ее регионов.

КовбасюкА. А.

Литература:

1. Быков Г. Е. Экономический механизм государственной поддержки и регулирования зернового производства в странах с развитой рыночной экономикой // Агропромышленное производство: опыт, проблемы и тенденции развития. 2004. № 1.

2. Шпаар Д., Беме К. Реформа Общей аграрной политики в Евросоюзе и ее последствия для ФРГ // АПК: экономика, управление. 2004. № 7.

3. The European Union's Common Agricultural Policy: Pressures for Change / United State Department of Agriculture. International agriculture and trade reports // WRS-99-2. 1999. October.

4. Коркунов И. H. Цели и задачи обеспечения продовольственной безопасности в КНР // Продовольственная безопасность КНР и роль государственного регулирования. М.: РАН, Институт Дальнего Востока, 2002.

5. Евдокимова Н. Закупочные интервенции на зерновом рынке // АПК: экономика, управление. 2011. № 3.

6. УАК: Аграрний "м1зер" Держбюджету-2013 // Украшська аграрнаконфедерация [электронныйресурс]. URL: http://agroua.net/news/news_41586.html (дата обращения 22.10.2015).

7. Стадник А. Т., Матвеев Д. М., Макарова Ю. Ю. Совершенствование государственного регулирования рынка зерна в России // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. № 10 (108). 2013.

8. Кучуков Р. Ценообразование в АПК стран с развитой рыночной экономикой // АПК: экономика, управление. 1997. № 7.

9. Volk E. Investitionsförderung in EuropäischenLändern. Ein Vergleich der Systeme in der BRD, Schweiz, Schweden und Österreich: dissertation zur Erlangung des Akademischen Grades eines Doktors der Sozial - und Wirtschaftswissenschaften. Wien, 1982.

10. ГасымовН., Мамбеталиев H., Алиев В. Налоги и сборы Азербайджанской Республики // Налоговый вестник. 2002. № 10.

11. Проблемы налоговой системы России : теория, опыт, реформа : в 2 т. Т. 2 / С. Синельников, А. Золотарева, Е. Шкребела и др.; под ред. М. Алексеева, С. Синельникова. М. : ИЭПП, 2000. 503 с.

12. Черняков Б. А. Законодательные и административные основы продовольственной безопасности США // США. Канада: экономика, политика, культура. 2010. № 8.

13. Клименко I. В., Бугрш М. Г., Ус I. В. Сшльна аграрна полггика Свропейського Союзу: можливосп та виклики для Укра1ни. Аналггична доповщь. К.: НЮД, 2011. 19 с.

14. Олшник В. О. Державне регулювання у сфер1 забезпе-чення продовольчо! безпеки: заруб1жний досвщ // Державне управлшня та м1сцеве самоврядування: зб. наук. пр. Вип. 1 (12). Дшпропетровськ : ДР1ДУ НАДУ, 2012. С. 103-111.

15. Гриньков Д. М. ЭКАлогическая цепь // Бизнес. 2011. № 34 (971). С. 36.

References:

1. Buykov G. E. Economic mechanism of state support and regulation of grain production in the countries with developed market economies // Agricultural production: experience, problems and development trends. 2004. № 1.

2. Shpaar D., Bohme K. The reform of the Common Agricultural Policy in the European Union and its consequences for the FRG // AIC: Economics, management. 2004. № 7.

3. The European Union's Common Agricultural Policy: Pressures for Change / United State Department of Agriculture. International agriculture and trade reports // WRS-99-2. 1999. October.

4. Korkunov I. N. Goals and objectives of food security in China // Food security in China and the role of state regulation. M.: RAS, Institute of the Far East, 2002.

5. Evdokimova N. Purchasing interventions on grain market // AIC: Economics, management. 2011. № 3.

6. UAS: Agrarian minuscule of the State Budget 2013 // Ukrainian Agrarian Confederation [e-resource]. URL: http://agroua.net/news/news_41586.html (date of reference 22.10.2015).

7. Stadnik A. T., Matveev D. M., Makarov Yu. Yu. Improvement of state regulation of grain market in Russia // Bulletin of Altai state agrarian University. № 10 (108). 2013.

8. Kuchukov R. AIC pricing in countries with developed market economies // AIC: Economics, management. 1997. № 7.

9. Volk E. Investitionsförderung in EuropäischenLändern. EinVergleich der Systeme in der BRD, Schweiz, Schweden und Österreich: dissertation zur Erlangung des Akademischen Grades einesDoktors der Sozial - und Wirtschaftswissenschaften. Wien, 1982.

10. Gasymov N., Mambetaliev N., Aliev V. Taxes and fees of the Azerbaijan Republic // Tax Bulletin. 2002. № 10.

11. Problems of tax system in Russia: theory, experience, reform: in 2 vol. V.2 / S. Sinelnikov, A. Zolotareva, E. Shkrebela et al; ed. by M. Alekseev, S. Sinelnikov. Moscow: IEPP, 2000. 503 p.

12. Chernyakov B. A. Legislative and administrative frameworks of the US food security. // USA, Canada: the economy, politics, culture. 2010. № 8.

13. Klimenko I. V., Bugrij M. G., Us I. V. Common Agricultural Policy of the European Union: opportunities and challenges for Ukraine. Analytical report. K.: NISS, 2011. 19 p.

14. Oliynik V. O. State regulation in the field of food security: foreign experience // Public administration and local government: coll. of scient. pr. Iss. 1 (12). Dnipropetrovsk: DRIDU NADU, 2012. P. 103-111.

15. Grinkov D. M. EKAlogical chain // Business. 2011. № 34 (971). P. 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.