СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ (СТАТУСА) ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Е.В. Киричёк
(старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел и охраны общественного порядка Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, кандидат юридических наук, доцент; 8 (3452) 59-84-34)
Статья посвящена комплексному анализу социально-экономических и культурных прав и свобод как важнейшего элемента конституционно-правового положения (статуса) человека и гражданина в Российской Федерации и определению их места и роли в общей системе прав и свобод.
Ключевые слова: права и свободы человека, гражданин, социально-экономические права, культурные права, правовое положение человека и гражданина.
Социально-экономические и культурные права и свободы (ст.ст. 34-44 Конституции РФ [1]) определяют правовое положение человека и гражданина в социально-экономической и духовной сферах общества и государства. Определяя их место и роль в общей системе прав и свобод человека и гражданина, необходимо учитывать, что для международного права и для национальных правовых систем современных демократических государств характерно отношение к правам человека как к единому комплексу. Не может быть более важных и менее важных прав и свобод человека и гражданина. Все они по-своему необходимы, являются жизненно важными. Выделение определенной группы прав и свобод в качестве ведущей, главной неизбежно ведет к недооценке, умалению роли других. Об этом свидетельствует и наш исторический опыт, когда в теории и практике советского конституционализма безусловный приоритет отдавался социально-экономическим правам в ущерб гражданским и политическим. Классическая же теория и практика буржуазного конституционализма исходили из того, что качествами основных прав человека обладают лишь гражданские и политические права и свободы; что касается социально-экономических и культурных, то они в лучшем случае рассматривались в виде «программных установок законодате-
ля». Потребовался достаточно длительный исторический процесс, чтобы социально-экономические права получили признание в качестве основных прав и свобод человека и гражданина и вошли в единую систему как права и свободы второго поколения [2, с. 177].
В настоящее время социально-экономические и культурные права и свободы имеют всеобщее признание, в том числе и на международном уровне. Они нашли свое отражение во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. [3], Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. [4], а также в иных международно-правовых актах по правам человека.
По своему юридическому содержанию данные права неодинаковы. Некоторые (например, право частной собственности), по существу, являются бесспорными правами прямого действия, другие (право на отдых или на социальное обеспечение) представляют собой субъективные права, конкретное содержание которых вытекает из действующего отраслевого законодательства, третьи (право на труд, на жилище и др.) порождают для государства только общую обязанность проводить политику содействия в их реализации. Различия в юридическом содержании определяют различную степень массовости
Юридическая наука и правоохранительная практика пользования этими правами - те из них, которые лучше обеспечены, проявляют свое жизненное значение, а другие остаются на бумаге. Важная особенность этой группы прав состоит в том, что они закрепляются за каждым человеком, т.е. не зависят от гражданства их субъектов. Закрепление некоторых прав (на образование - ст. 43 Конституции РФ, на участие в культурной жизни - ст. 44 Конституции РФ, прав, связанных с взаимоотношениями детей и родителей, - ст. 38 Конституции РФ) увязано с прямым установлением соответствующих обязанностей [5, с. 221].
Учитывая все многообразие и неоднородность данной группы прав и свобод, закрепленных в Конституции 1993 года (ст. ст. 34-44 Конституции РФ), их можно представить в виде системного единства.
1. Экономические права и свободы, обеспечивающие свободу предпринимательской и иных форм экономической и трудовой деятельности: право частной собственности (ч. 1 ст. 35 Конституции РФ) и ее наследования (ч. 4 ст. 35 Конституции РФ); право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36 Конституции РФ); право на свободу предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ); право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ); право на труд и на вознаграждение за труд (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).
2. Социальные права и свободы, гарантирующие человеку и гражданину достойную жизнь и защиту от негативных факторов рыночной системы: право на гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ); право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ); право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ); право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ); право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности,
потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39 Конституции РФ); право на жилище (ч. 1 ст. 40 Конституции РФ), на получение жилища малоимущими гражданами бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ), включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 41 Конституции РФ); право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции РФ); право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42 Конституции РФ).
3. Социально-культурные права и свободы [2, с. 240; 6, с. 233-235], способствующие свободному развитию человека и гражданина: право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37 Конституции РФ); право на образование (ч. 1 ст. 43 Конституции РФ), на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ч. 2 ст. 43 Конституции РФ); право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ч. 3 ст. 43 Конституции РФ); свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ); свобода преподавания (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ); право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ); право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ).
Важнейшим из этих прав является право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ). Речь идет о свободе экономической деятельности, что является экономической базой гражданского общества или экономической базой частной жизни людей, на основе которой и для обеспечения которой создается вся политическая система и государственная власть со всеми ее институтами и рычагами управления. Свобода сама по себе и экономи-
ческая свобода в частности не безграничны, иначе они могут трансформироваться в свою противоположность. Заслугой Карла Маркса как экономиста остается то, что он показал, каким образом свободная конкуренция капиталов приводит к возрастанию концентрации материальных средств, используемых в экономической деятельности и в конечном счете в результате образования преобладающих монополий ведет к нарушению ее собственных правил. Сохранение свободного рынка обосновывает государственное ограничение свободы отдельных лиц в их деятельности на рынке по своему усмотрению [7, с. 216-217].
Как инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, предпринимательство после долгих лет запрета было легализовано в нашей стране Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 года [8]. Вместе с тем статья, предусматривающая уголовную ответственность за частнопредпринимательскую деятельность и коммерческое посредничество, была исключена из Уголовного кодекса РСФСР только год спустя - Законом РСФСР от 5 декабря 1991 года [9], а уголовная ответственность за спекуляцию отменена еще полутора годами позже - Законом РФ от 1 июля 1993 года [10]. В связи с этим трудно переоценить важность придания праву на занятие предпринимательством конституционного статуса.
В Конституции РФ говорится о предпринимательской и иной экономической деятельности. «Экономическая деятельность» - более широкое понятие, чем «предпринимательская деятельность». Всякая предпринимательская деятельность является экономической, но не всякая экономическая деятельность - предпринимательской. Экономическая деятельность, выходящая за рамки предпринимательства, может быть определена как деятельность человека, не направленная непосредственно на получение прибыли, но предполагающая использование его способностей и имущества для удовлетворения своих материальных потребностей и интересов (творчество писа-
теля, художника, изобретателя; инвестирование сбережений; ведение подсобного хозяйства, не носящее товарного характера, и т.д.) [11, с. 146].
Любая экономическая, в том числе предпринимательская деятельность, должна осуществляться в определенных правовых рамках, предусмотренных действующим законодательством. Выход за эти рамки может повлечь за собой гражданско-правовую, административную и даже, при наличии предусмотренных в УК РФ условий, уголовную ответственность.
Признается и охраняется законом право частной собственности (ч. 1 ст. 35 Конституции РФ). Особое значение данного права определяется тем, что только оно может быть базой для реализации экономической свободы личности, для воплощения в жизнь права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, предоставленного каждому человеку статьей 34 Конституции РФ.
Содержание права частной собственности раскрывается в части 2 статьи 35 Конституции РФ как право лица владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом единолично либо совместно с другими лицами. При этом владение предполагает фактическое обладание имуществом, пользование - извлечение из имущества той или иной пользы, обусловленной его потребительскими свойствами, а распоряжение - возможность отчуждения имущества посредством продажи, мены, дарения или иным способом.
Ошибочным является понимание под правом частной собственности только индивидуального права одного человека. В Конституции РФ не случайно говорится о реализации этого права как единолично, так и совместно с другими лицами.
Важнейший законодательный акт России, регулирующий отношения частной собственности, - Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ). Именно в ГК РФ раскрывается содержание права собственности, определены основания его приобретения и прекращения, названы средства (способы)
защиты. За нарушение права частной собственности действующим российским законодательством наряду с гражданско-правовой предусмотрена административная и уголовная ответственность.
В рамках современного отраслевого законодательства, регулирующего вопросы наследования (часть 3 ГК РФ), принципиально важным является закрепление гарантии права наследования имущества, принадлежащего лицу на праве частной собственности, в части 4 статьи 35 Конституции РФ.
Статья 36 Конституции РФ - это прямое продолжение статьи 35, так как в ней закреплено право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю и другие природные ресурсы.
Специфика этих объектов частной собственности, послужившая причиной выделения их в отдельную статью, заключается в том, что именно они являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ).
Согласно Конституции РФ «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно». А это означает, что земля, как и любое имущество, может не только наследоваться, но и продаваться, сдаваться в аренду и т.д. При этом государство предъявляет собственникам земли и других природных ресурсов только два требования. Свободно реализуя право собственности, они не должны:
1) наносить ущерб окружающей среде;
2) нарушать права и законные интересы иных лиц. Других ограничений действующим российским законодательством не предусмотрено.
Часть 1 статьи 37 Конституции РФ провозглашает свободу труда, которая заключается в праве каждого человека свободно распоряжаться своими способностями к определенному роду занятий. Человек самостоятельно решает вопрос
0 своей трудовой деятельности. Свобода труда предполагает не только право распоряжаться своими способностями, но и
право не заниматься трудовой деятельностью, так как Конституция РФ 1993 года не предусматривает обязанность трудиться, а в части 2 статьи 37 закрепляет положение о запрете принудительного труда, которое в соответствии с Конвенцией Международной организации труда от 28 июня 1930 года № 29 «О принудительном или обязательном труде» означает «всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг». В то же время в Конвенции содержится перечень работ, не являющихся принудительными (обязательная военная служба, выполнение гражданских обязанностей, работа по приговору суда, работа в условиях чрезвычайных обстоятельств, мелкие работы общинного характера) [12, с. 515-516].
Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством, одной из главных задач которого является охрана труда и здоровья людей. Социальный характер Российского государства обусловил включение в статью 37 положения о том, что «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы». Аналогичное положение предусмотрено также в международно-правовых документах. В частности, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах провозглашает право каждого на справедливые и благоприятные условия труда. Детальная регламентация этих вопросов в нормативных актах является своего рода гарантией реализации нормы части 3 статьи 37 Конституции РФ.
По вопросам регулирования трудовых прав граждан субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие положениям ст. 37 Конституции РФ и конкретизирующего ее федерального закона, поскольку трудовое законода-
тельство находится в совместном ведении России и ее субъектов. В них они могут устанавливать более льготные условия труда по сравнению с предусмотренными федеральным законодательством [13, с. 188].
Конституция РФ признает также право на индивидуальные и коллективные трудовые споры (ч. 4 ст. 37 Конституции РФ) с использованием установленных Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 7 декабря 2011 г.) [14] способов их разрешения, включая право на забастовку. Забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом (ст. 413).
В соответствии с частью 5 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на отдых. Право на отдых является неотъемлемым и одним из основных прав человека согласно ст. 24 Всеобщей декларации прав человека. Данное право гарантируется установленными законом продолжительностью рабочего времени, выходными и праздничными днями, оплачиваемым ежегодным отпуском и регулируется трудовым законодательством. Эти гарантии предоставляются только работающим по трудовому договору, поскольку принцип свободы труда не позволяет государству регулировать рабочее время лиц, не работающих по найму.
Конституция РФ устанавливает государственную защиту материнства, детства, семьи (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ). Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. 3абота о детях, их воспитание рассматриваются как равные права и обязанности родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ).
Среди социальных прав важное место занимает гарантированное право на социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции РФ). Содержание этого права сводится к гарантированной возможности получать государственные пенсии и социальные пособия. Аналогичная норма содержится в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в соответствии с которым признается право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.
Реализация этого права связана с развитием системы социального обеспечения, целью которого является поддержание тех, кто нуждается в социальном обеспечении. В этом должно принимать участие не только государство, но и общество в целом. Многое зависит от условий жизни самого общества, от того, в какой мере оно обеспечено ресурсами на цели социального обеспечения, дополняющими средства, выделяемые для этой цели государством.
Развитие государственной системы социального обеспечения является необходимым направлением социальной политики, т.к. она выступает как гарантия реализации конституционного права граждан Российской Федерации на материальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях.
Нельзя отрицать тот факт, что проводимые в стране реформы подчас усиливают проблему социальной защищенности населения. Такие явления, как безработица, бедность, - реальность в нашем обществе. Именно поэтому роль государства в социальном обеспечении граждан - определяющая. Эту роль можно объяснить следующим: уровень жизни граждан - это показатель уровня развития самого государства.
Закрепляется право каждого на жилище (ст. 40 Конституции РФ) - одно из самых необходимых фундаментальных прав. Конституционное право на жилище означает гарантированную для каждого гражданина РФ возможность быть обеспеченным постоянным жилищем. Оно подкреплено следующими конституционными положениями:
- во-первых, никто не может быть произвольно лишен жилища;
- во-вторых, органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище;
- в-третьих, предоставление жилища (бесплатно или за доступную плату) малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В числе важнейших социальных прав - право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ). Под охраной здоровья понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-про-тивоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Право граждан на медицинскую помощь входит в состав права на охрану здоровья. Порядок обеспечения граждан медицинской помощью регламентирован в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [15], Федеральном законе от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ (ред. от 3 декабря 2011 г.) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [16]. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.
Медицинская помощь представляет собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановле-
ние здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Следующее конституционное право - это право каждого на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).
Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 7 декабря 2011 г.) «Об охране окружающей среды» [17], других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Право человека на благоприятную окружающую среду носит естественный характер и относится к числу основополагающих прав. В современных условиях идет обострение экологического состояния общества, что выражается в негативном воздействии окружающей природной среды на человеческий организм, поэтому человек нуждается в гарантиях обеспечения со стороны государства права на благоприятную и безопасную окружающую среду.
Как и право на жизнь, право на окружающую среду обусловливает существование отдельного человека и общества в целом, и поэтому относится к правам как индивидуальным, так и коллективным.
По имеющимся данным, 20-30 % заболеваемости населения непосредственно связано с нарастающим негативным воздействием окружающей среды. Эти данные свидетельствуют об остроте и актуальности проблемы защиты конституционного права каждого на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Большое значение имеет конституционное закрепление права каждого на образование (ч. 1 ст. 43 Конституции РФ). Образование - основа всякого организованного общества. Являясь основным естественным правом человека, имеет целью
удовлетворение потребности человека в информации и непосредственно в самом образовании.
Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.
Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
Конституция РФ и Закон РФ «Об образовании» от 19 июля 1992 г. № 3266-1 (ред. от 3 декабря 2011 г.) гарантируют гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с законодательством образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются
федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.
Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, а также оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В Российской Федерации гарантируется закрепленная Конституцией РФ (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ) свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Закон охраняет интеллектуальную собственность [18]. Свобода творчества включает в себя возможность защиты моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, интеллектуальной собственностью.
Конституция РФ предусматривает право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ). Это право связано с обеспечением доступности для граждан всех достижений культуры.
В Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1 (ред. от 8 мая 2010 г.) закреплено положение о том, что права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур,
Юридическая наука и правоохранительная практика общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений (ст. 9) [19].
В Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.
Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессио-нальных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений.
Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе.
Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности.
Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Лицам, не достигшим восемнадцати лет, гарантируется право бесплатного посещения музеев один раз в месяц. Порядок бесплатного посещения музеев устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Каждый человек без ограничения возраста имеет право на гуманитарное и художественное образование, на выбор его форм и способов в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.
Граждане имеют право создавать ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные культурные объединения в порядке, определяемом законодательством об общественных объединениях, вывозить за границу с целью экспонирования, иных форм публичного представления, а также с целью продажи результатов своей творческой деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, осуществлять культурную деятельность в зарубежных странах, создавать организации культуры на территории других государств, если последнее не противоречит законодательству этих государств.
В конституциях и уставах субъектов Российской Федерации права и свободы человека и гражданина в сфере экономической, социальной и культурной жизни имеют немаловажное значение. Во многом это обусловлено достижениями предыдущей советской эпохи, утверждением новых принципов хозяйствования и социального развития, своеобразием социально-экономического и культурного положения субъектов Федерации, соотношением социально-политических сил в отдельных регионах.
Соответственно, конституционное (уставное) законодательство устанавливает неприкосновенность собственности в любых ее формах, недопустимость прекращения прав собственника или ограничения права собственности, кроме предусмотренных федеральным законом случаев, а также гарантирует право наследования.
Нередко в конституциях и уставах повторяются и положения федеральной Конституции о свободе хозяйственной инициативы, экономической или предпринимательской деятельности при одновременном запрете органам государственной власти соответствующего субъекта Федерации и органам местного самоуправления вводить не предусмотренные законами Российской
Федерации и ее субъектов ограничения. В субъектах Федерации преимущественно не декларируется право на труд, что было характерно для конституционного законодательства советского периода. Ориентируясь на Конституцию РФ (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ), они провозглашают лишь право на свободный труд.
Важное значение придается защите прав потребителей, праву каждого на здоровую окружающую среду. Среди социальных прав особое значение отводится праву на достойные условия жизни, охрану труда и вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, праву на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием предусмотренных федеральным законом способов их разрешения, праву на отдых и пособие по безработице. Самостоятельное закрепление находит универсально звучащее право на социальную защиту.
Заметное место в конституциях и уставах отводится также праву на охрану здоровья и медицинскую помощь, защиту материнства и детства, праву родителей на воспитание детей и праву нетрудоспособных родителей на заботу о них со стороны трудоспособных детей, праву на образование, культуру, спорт, научные исследования и использование духовных ценностей.
Таким образом, рассмотрение такой важной группы прав и свобод, как социально-экономические и культурные, является начальной базой, фундаментом для последующей, более дифференцированной, тщательной работы, необходимой для понимания того, что же может охранять, обеспечивать государство и его органы.
Все права человека являются универсальными, незаменимыми, взаимосвязанными и взаимозависимыми. Каждый человек должен пользоваться не только гражданскими и политическими, но и социально-экономическими и другими правами. Как известно, идеал свободной личности, независимой от страха и нужды, может быть достигнут только в том случае, если государством будут созданы такие полити-
ческие и социально-экономические условия, при которых каждый сможет пользоваться всеми своими правами.
1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г.: ред. от 30 дек. 2008 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 4. Ст. 445; 2009. № 1. Ст. 1; 2009. № 1. Ст. 2.
2. Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов н/Д, 1996.
3. Рос. газ. 1995. 5 апр.
4. Бюллетень Верховного Суда Рос. Федерации. 1994. № 12.
5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для юрид. вузов и фак-тов. 2-е изд., изм. и доп. М., 1999.
6. Конституционное право России: учеб.-метод. пособие. (Краткий учебник для вузов) / под ред. А.В. Малько. М., 2000.
7. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина» / под ред. К.А. Экштайна. М., 2000.
8. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418.
9. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1867.
10. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 32. Ст. 1231.
11. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996.
12. Международные акты о правах человека: сб. документов. М.: НОРМА (Из-дат. группа НОРМА-ИНФРА - М), 2000.
13. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / отв. ред. В.В. Лазарев. 2-е изд., доп. и пе-рераб. М., 2001.
14. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3; 2011. № 50. Ст. 7359.
15. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 48. Ст. 6724.
16. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 49. Ст. 6422; 2011. № 49 (ч. 5). Ст. 7057.
17. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 2. Ст. 133; 2011. № 50. Ст. 7359.
18. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 дек.
2006 г. № 230-ФЗ: ред. от 8 дек. 2011 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 52 (ч. 1). Ст. 5496; 2011. № 50. Ст. 7364.
19. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 46. Ст. 2615; 2010. № 19. Ст. 2291.