Научная статья на тему 'Понятие механизма реализации конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации'

Понятие механизма реализации конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1213
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ И СВОБОД / МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД РЕБЕНКА / СТРУКТУРНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / РЕБЕНОК / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бондаренко О. А.

Механизм реализации конституционных прав и свобод ребенка предлагается рассматривать как систему взаимосвязанных, взаимовлияющих, имеющих структурную дифференциацию элементов, а также совокупность форм, способов и социально-юридических факторов, способствующих переводу из плоскости формального закрепления конституционных прав и свобод ребенка в плоскость фактического пользования ими. Ребенок гражданин РФ в силу своих возрастных, психических, интеллектуальных особенностей право на осуществление государственной власти реализует только с достижением совершеннолетия. Эффективность деятельности механизма реализации прав и свобод человека и гражданина в значительной мере обусловлена особенностями, характеризующими правовую культуру как самого субъекта права, так и иных лиц, способных воздействовать на процесс реализации. Декларированный интерес государства к детям сочетается с отсутствием четкого механизма по реализации и защите прав ребенка в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие механизма реализации конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации»

О.А. Бондаренко

ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Реализация ребенком своих конституционных прав и свобод, а также гарантирующая деятельность государства в сфере реализации конституционных прав и свобод детей в настоящее время далеки от идеальной. Сложные политические процессы, социально-экономические преобразования в нашей стране обусловили не только позитивные результаты применительно к правам человека, но и повлекли негативные последствия, в том числе и в сфере прав ребенка. Если даже взрослые граждане все чаще сталкиваются с препятствиями при осуществлении своих конституционных прав и свобод, то совсем неудивительно, что права детей, подчас не имеющих возможность в полной мере их реализовать, требуют особого механизма защиты, гарантирования и реализации.

В России отсутствует единый нормативно-правовой акт, раскрывающий механизм реализации конституционных прав и свобод ребенка. В российской правовой системе частично используются международные документы, нормы Конституции Российской Федерации, в которых закреплены общие положения, применимые к статусу личности, не указаны особенности осуществления прав и свобод ребенком. В то же время российское законодательство, нормативно-правовые акты различного уровня, содержащие большинство необходимых правовых норм, регулирующих положение детей в различных сферах жизнедеятельности, «разбросано» по соответствующим отраслям [8, с. 112].

В ряде работ, посвященных конституционно-правовому статусу ребенка в Российской Федерации, неоднократно ставился вопрос о необходимости разработки такого механизма. «Поскольку непродуманность средств и способов обеспечения действительности правовых норм способна привести к "отрыву" провозглашенных законом требований и предписаний, в том числе и конституционных, от реальной жизни... В таких случаях указывается на декларативность, либо фиктивность установленных прав и свобод ребенка» [8, с. 143].

Для определения понятия «механизм реализации конституционных прав и свобод ребенка» следует обратиться к «Толковому словарю русского языка» и проанализировать точки зрения ученых, раскрывающих содержание «механизма реализации субъективных прав».

Соотнося понятия «реализация прав и свобод» и «результат», Л.Д. Воеводин приходит к выводу, что «в первом случае речь идет об осуществлении записанных в конституции и законе юридических возможностях приобрести те или иные социальные блага, во втором же - имеется в виду итог, фактическое пользование ими». «Однако, - пишет автор, - между этими двумя словами, как правило, есть некий "зазор", для преодоления которого нужен механизм, способный обеспечить эффективный переход от одного к другому» [9, с. 268].

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой под «механизмом» понимается система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности; последовательность состояний, процессов, определяющих собою какое-нибудь действие, явление [11, с. 354]. «Система - определенный порядок в расположении и связи действий; нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей» [11, с. 719].

По мнению О.В. Ростовщиковой, при некоторых отличиях в определении содержания механизм обычно видится учеными в неразрывном сочетании непосредственно самой реализации и гарантирующих ее явлений и факторов [12, с. 97].

С точки зрения А.В. Черкасова, заложенный в правах и свободах человека и гражданина известный социально-юридический потенциал может неадекватно или вообще не воплотиться, если отсутствует ряд необходимых для того объективных и субъективных факторов. Автор имеет в виду механизм реализации прав и свобод, включающий регулирующие данный процесс юридические нормы, формы, в которых он протекает, гарантирующая деятельность государства, само правовое поведение индивида и т.д. [14, с. 18].

Емкое понятие механизма реализации прав и свобод человека и гражданина содержится в работе В.О. Лучина, отмечающего, что «механизм реализации раскрывается через упорядоченность, структуру (субъекты, объекты, характер связей между ними), разнообразные социальные и юридические факторы, формы, способы, условия и гарантии осуществления конституционных норм в соответствии с демократическими процедурами, принципами законности и социальной справедливости» [10, с. 5].

«Любой механизм представляет собой не просто совокупность взаимосвязанных элементов, -подчеркивает В.А. Авдеев, - а их структурную дифференциацию, обусловленную определенной

спецификой каждого из них по функциональному назначению, с одной стороны, взаимосвязью и преследуемым целям - с другой» [7, с. 29].

Анализ точек зрения ученых по вопросу о понятии механизма реализации прав и свобод личности позволяет выработать понятие «механизм реализации конституционных прав и свобод ребенка».

Механизм реализации конституционных прав и свобод ребенка предлагаем рассматривать как систему взаимосвязанных, взаимовлияющих, имеющих структурную дифференциацию элементов, а также совокупность форм, способов и социально-юридических факторов, способствующих переводу из плоскости формального закрепления конституционных прав и свобод ребенка в плоскость фактического пользования ими.

Согласно традиционной классификации конституционные права и свободы человека и гражданина, от специфики содержания которых во многом зависит механизм их реализации, делятся на личные, политические, экономические, социальные и культурные.

Особого внимания заслуживает классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина, предложенная Л.Д. Воеводиным. Он выделяет: права и свободы в сфере личной безопасности и частной жизни; в области государственной и общественно-политической жизни; в области экономической, социальной и культурной деятельности. Каждая из названных сфер и областей охватывает особенности личности в отдельных ситуациях ее жизни и деятельности, такая группировка конституционных прав и свобод личности соответствует и международным пактам о правах человека и отечественной Конституции. Указанная классификация позволяет представить детальную картину правового положения человека и гражданина в отдельных областях [9, с. 184].

На наш взгляд, эта классификация может быть применима и к анализу конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации как предмету исследования механизма реализации вышеобозначенных прав и свобод человека и гражданина.

Особенностью группы прав и свобод человека и гражданина в сфере личной безопасности и частной жизни является то, что конституционные права и свободы объединяются вокруг права на жизнь -высшей ценности. К данной группе прав и свобод человека и гражданина мы относим следующие права и свободы в отношении ребенка: право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ); право на охрану государством достоинства личности (ст. 21 Конституция РФ); право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ); право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции РФ); право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ); право на определение национальной принадлежности, пользования родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 26 Конституции РФ); право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27 Конституции РФ); свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ); свобода мысли и слова, право на получение, передачу и распространение информации (ст. 29 Конституции РФ); право на государственную защиту детства, право на родительскую заботу и воспитание (ст. 38 Конституции РФ). Своеобразие этих прав и свобод человека и гражданина состоит в том, как справедливо замечает Е.Н. Хазов, что их использование не требует субъекта совершения каких-либо действий. Благом является уже само существование носителя права. Однако реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина в сфере личной безопасности и частной жизни может быть осуществлена при условии соблюдения остальными лицами запрета посягательств в отношении предоставляемого правом блага [13, с. 79]. В то же время реализация ряда прав и свобод ребенком, таких, как: право на частную жизнь, право на определение национальной принадлежности, пользование родным языком, право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, свобода совести, свобода вероисповедания - определяется и ограничивается родителями или лицами, их заменяющими. В этих случаях законодатель исходит из презумпции единства интересов родителей и детей.

Ребенок - гражданин Российской Федерации в силу своих возрастных, психических, интеллектуальных особенностей право на осуществление государственной власти реализует только с достижением совершеннолетия. Механизм реализации ребенком прав и свобод человека и гражданина, таких как: право на объединение (ст. 30 Конституции РФ); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции РФ); право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ); свобода массовой информации (ст. 29 п. 5 Конституции РФ) - раскрывается в федеральных законах: «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ [3], «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ [1], «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ [2], «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 [4], Законе РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 [5], постановлении ВС РФ «Об

основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1993 г. № 5090-1 [6] и в других нормативно-правовых актах, требующих дальнейшего развития и конкретизации.

Следующую группу прав и свобод человека и гражданина составляют конституционные права и свободы в области экономической, социальной и культурной деятельности. Эта группа прав касается таких важных сфер жизнедеятельности человека, как собственность, труд и отдых, образование, здоровье, социальное обеспечение, творчество. «Социально-экономические, культурные права направлены на удовлетворение физических, материальных и духовных потребностей личности. Закрепление данных прав у ребенка имеет немаловажное значение, поскольку их реализация способствует личностному становлению несовершеннолетнего как члена общества» [9, с. 47].

К данной группе прав и свобод человека и гражданина относятся: право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ); право частной собственности (ст. 35 Конституции РФ); свобода труда (ст. 37 Конституции РФ); право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ); право на жилище (ст. 40 Конституции РФ); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ); право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ); право на образование (ст. 43 Конституции РФ); право на участие в культурной и творческой жизни общества (ст. 44 Конституции РФ).

Особенность данной группы прав и свобод человека и гражданина состоит в том, что ее основу составляют права и свободы, осуществление которых приводит к самореализации личности молодого человека - самодостаточного и в моральном и материальном плане. Но это в идеале. К сожалению, продолжающееся реформирование российского общества во многом определяет трудности в решении проблем, связанных с реализацией социально-экономических, культурных прав и свобод ребенка. Следует отметить, что государством не используются максимальные возможности в обеспечении жизнедеятельности и развития детей, минимизации их потерь в уровне жизни. Не обеспечен беспрепятственный доступ детей к системам высшего профессионального образования и здравоохранения, развитие различных форм их материальной поддержки. Остаются не решенными проблемы в отношении детей, находящихся в трудных условиях, - детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот, детей-инвалидов.

Значительную роль в механизме реализации конституционных прав и свобод ребенка играют юридические факты - «вехи в определении порядка реализации права, его стадии» [13, с. 78]. Юридическим фактом, влекущим возникновение конституционных прав и свобод, является рождение ребенка - гражданина Российской Федерации. Юридическим фактом, прекращающим конституционные права и свободы, является его физическая смерть. В большинстве случаев реализация прав и свобод ребенка связана с его правомерными действиями, с принятием организационных мер для их осуществления.

Эффективность деятельности механизма реализации прав и свобод человека и гражданина в значительной мере обусловлена особенностями, характеризующими правовую культуру как самого субъекта права, так и иных лиц, способных воздействовать на процесс реализации [13, с. 81].

Правовая культура не только охватывает правовой уровень, на котором находится российское общество, но и организацию выработки и принятия законов, степень эффективности законов, информированность общества о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, состояние законности и правопорядка. Важным показателем правовой культуры является правовая воспитанность ребенка, его правовая грамотность. В современных условиях модернизация и развитие правового образования являются одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских учебных заведениях.

Государство, признавая детство важным этапом жизни человека, исходя из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности сформулировало цели своей политики в области прав детей в ряде федеральных законов. К сожалению, недостаточно эффективные федеральные акты лишь создают иллюзию благополучия в законодательной сфере обеспечения осуществления прав ребенка в России. Причем декларированный интерес государства к детям сочетается с отсутствием четкого механизма по реализации и защите прав ребенка в Российской Федерации.

Литература

1. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

2. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 27. Ст. 2503.

3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 ию-ля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.

4. Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 г. // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.

5. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300.

6. Постановление ВС РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1993 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 25. Ст. 903.

7. Авдеев Д.А. Правовой механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: РГБ, 2003.

8. Борисова Н.Е. Конституционные основы правового положения несовершеннолетних в Российской Федерации: Проблемы теории и практики: Дис. ... д-ра юрид. наук. М.: РГБ, 2005.

9. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, ИНФРА М - НОРМА, 1997.

10. Лучин В О. Теоретические проблемы реализации конституционных норм. М., 1993.

11. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Сост. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М., 1997.

12. Ростовщикова О.В. Свобода передвижения и выбора места жительства и гарантии ее обеспечения и защиты в России: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: РГБ, 2003.

13. Хазов Е.Н. Юридические гарантии основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в России: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: РГБ, 2002.

14. Черкасов А.В. Гарантии защиты конституционных прав несовершеннолетних: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: РГБ, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.