Научная статья на тему 'Особенности конституционного (уставного) закрепления прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской федерации'

Особенности конституционного (уставного) закрепления прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4705
588
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА / СВОБОДЫ / ЧЕЛОВЕК / ГРАЖДАНИН / КОНСТИТУЦИЯ / УСТАВ / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / RIGHTS / FREEDOMS / A PERSON / A CITIZEN / THE CONSTITUTION / THE ARTICLES OF ASSOCIATION / SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киричёк Евгений Владимирович

В статье рассматриваются особенности закрепления личных (гражданских), политических, социально-экономических и культурных прав и свобод человека и гражданина в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CONSTITUTIONAL (CHARTER) SECURING OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN IN THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

I n the article features of secure personal (civil, political, economic, social and cultural rights and freedoms of man and citizen in the constitutions (charters) of the subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Особенности конституционного (уставного) закрепления прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской федерации»

Е.В. Киричёк,

кандидат юридических наук, доцент, Академия управления МВД России

ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО (УСТАВНОГО) ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

FEATURES OF CONSTITUTIONAL (CHARTER) SECURING OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN IN THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

В статье рассматриваются особенности закрепления личных (гражданских), политических, социально-экономических и культурных прав и свобод человека и гражданина в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации.

In the article _ features of secure personal (civil, political, economic, social and cultural rights and freedoms of man and citizen in the constitutions (charters) of the subjects of the Russian Federation.

Деление прав и свобод человека и граждани -на на личные (гражданские), политические, социально-экономические и культурные достаточно чётко прослеживается по содержанию современного законодательства субъектов РФ, регу-лирующего правовой статус человека и гражда -нина. С теми или иными вариациями классифи -кация обычно подаётся и рассматривается в юридической литературе, не вызывая принципи -альных разногласий в вопросе признания или непризнания тех или иных прав вообще.

Вместе с тем следует признать, что, несмотря на отнесение федеральной Конституцией вопроса о «регулировании», а значит, и об установлении прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств к исключительному ведению Федерации, конституции и уставы могут включать дословно заимствованные из федеральной Конституции либо видоизмененные права, свободы и обязанности, либо дополнительные права, свободы и обязанности в развитие уже закрепленных федеральной Конституцией. Ведь Конституция РФ не содержит прямого запрета на регулирование прав, свобод и обязанностей субъектами федерации. Тем более, что, с одной стороны, обеспечение правовой защиты прав и свобод невозможно без правового регулирования, а с другой — установление прав и свобод в конституции или уставе субъекта федерации уже есть дополнительная мера правовой защиты в силу юридических свойств конституции и устава.

Необходимо учитывать и некоторые другие обстоятельства. Во-первых, провозглашаемые в конституциях и уставах субъектов федерации видоизмененные или дополнительные права, свободы и обязанности не должны противоречить принципам правового положения человека и гра-

жданина, правам, свободам и обязанностям, установленным федеральной Конституцией. Во-вторых , дополнительные права и свободы, закреплённые в силу наличия в конкретном субъекте федерации особенностей природно-кли-

матического, социального, национально-этнического или техногенного характера, должны быть подкреплены в своей реализации собственными или совместными с федерацией организационными и финансово-экономическими ресурсами. В-третьих, установление дополнительных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина конституцией или уставом нельзя рассматривать как исключительное ведение субъекта федерации: в силу провозглашённого федеральной Конституцией в этой сфере верховенства федерации последняя при известных обстоятельствах вправе вторгаться в процесс регулирования конкретного права либо обязанности вплоть до приостановления их действия. В связи с этим, например, оправдано изъятие из Устава Санкт-Петербурга положения о том, что «права, установленные нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга и не предусмотренные Конституцией Российской Федерации и правовыми актами, принятыми федеральными органами государственной власти, могут быть ограничены только нормативны іми пр авовыми актами С анкт-Петер бурга».

Известно, что перечень и содержание конституционных прав и свобод человека и гражда -нина обусловлены восприятием Россией при -знанных международным сообществом к концу XX в. неотчуждаемых прав человека; установле -нием общедемократических прав граждан России, обеспечивающих построение демократического правового и социального государства; уровнем социально-экономического и духовного

развития российского общества в постсоветский период; соотношением интересов ведущих соци -ально-политических сил в России на момент принятия федеральной Конституции. В Консти-туции РФ, как уже отмечалось, отчётливо выде -ляются по сферам жизнедеятельности человека и гражданина права и свободы личные (граждан-ские), политические, социально-экономические и культурные. Следует заметить, что основные законы некоторых субъектов федерации, появившиеся еще до принятия Конституции РФ 1993 г., уже содержали указание на подобную классификацию. В частности, согласно ст. 30 Конституции Республики Татарстан граждане республики обладают всей полнотой личных, политических, социально-экономических и куль -турных прав и свобод, предусмотренных данной Конституцией. Все это не могло не повлиять на перечень, классификацию и содержание прав и свобод человека и гражданина в принятых после 1993 г. конституциях и уставах многих субъектов федерации.

Итак, рассмотрим некоторые особенности закрепления личных (гражданских), полити -ческих, социально -экономических и культур -ных прав и свобод человека и гражданина в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации.

Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина

В единой системе конституционных прав и свобод человека и гражданина личным (граждан -ским) правам и свободам принадлежит особая роль. Они находятся на первом месте и возглав -ляют всю систему прав и свобод человека и гражданина (ст. 20—29 Конституции РФ [4]).

Далеко не всегда именно такое место занимали личные права и свободы в нашем конституционном законодательстве [39. — С. 96]. На протяжении десятилетий, в условиях господства идеологии государственного патернализма, безраздельный приоритет отдавался социально-экономическим правам. И это не случайно: тоталитарный режим, устанавливая безраздельный контроль и постоянную опеку над личностью, принимает на себя заботу о предоставлении членам общества определённого минимума материальных благ и социальных услуг, но взамен отнимает у человека его личную свободу. Поэтому во всех ранее действовавших советских конституциях личные права и свободы закреплялись на последнем месте в общей системе конституционных прав и свобод и в предельно ограниченном объеме [36. — С. 158]. В настоящее время данной проблеме придаётся большое значение. Появились работы, где затрагиваются различные аспекты личных (естественных) прав и свобод человека и гражданина. В частности, данными проблемами занимались такие учёные, как В.С. Нерсе-сянц, Д.А. Керимов, А.С. Мордовец, В.Н. Карташов, Ю.И. Гревцов, А.В. Малько, Н.И. Матузов, Е.А. Лукашева, Н.С. Малеин, Р.О. Халфина и др.

На различных этапах возникновения этих прав и свобод они призваны были ограждать че -ловека и гражданина от незаконного вторжения государства в сферу личной свободы. Однако в дальнейшем для осуществления личных прав и свобод недостаточно было пассивной обязанности государства воздерживаться от вмешательст -ва в сферу свободы человека и гражданина. Вы -явилась потребность содействовать в осуществ -лении прав и свобод индивида. Это значит, что недостаточно установить прямые запреты, оберегающие сферу личной свободы и частной жиз -ни от противоправных и произвольных попыток её ущемления, в том числе со стороны государства. Необходимы его активные действия для реализации прав и свобод человека и граждани -на. Такая позиция, распространенная во второй половине ХХ в., нашла выражение, в частности, в решениях Европейского суда по правам человека [38. — С. 143].

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила систему личных (гражданских) прав и свобод в полном соответствии со Всеобщей декларацией прав человека 1948 года [1], Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года [2], другими актами о правах человека. На международно-правовом уровне соответствующая группа прав определяется в качестве «гражданских» прав и свобод. Такое их наименование определяется тем, что именно эти права наиболее полно характеризуют положение человека в гражданском обществе с точки зрения гарантирования каждому человеку как члену гражданского общества невмешатель ства го судар ства в сферу частных интересов личности, защиты её жизни и здоровья, личной неприкосновенности и безопасности и т.п. В нашем же законодательстве, а также в отечественной юридической литературе соответствующая группа прав чаще всего определяется как «личные» права и свободы. Эти два понятия, таким образом, можно рассматривать как тождественные.

При всём многообразии и различии нормативного содержания каждого в отдельности лич -ного (гражданского) права им присущи и сле-дующие общие характеристики как единой группе прав и свобод:

во-первых, эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не связаны с принадлежностью к гражданству определённого государства;

во-вторых, эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

в-третьих, эти права и свободы необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства чело -века как личности и т. д [37. — С. 259].

Основное назначение личных прав и свобод заключается в том, чтобы обеспечить личную свободу, независимость человеческой индивидуальности. Именно личная свобода лежит в основе всей системы личных прав. При этом следует учитывать, что понятие «личная свобода» не тождественно понятию «свобода личности». Последнее поня-

тие значительно шире, объемнее по своему содержанию, чем первое. Личная (индивидуальная) свобода — это возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственно-этических, религиозных и других отношений, где индивид выступает не как труженик или общественно-политический деятель, а как биосоциальное существо.

Воспринимая идею неотъемлемых прав человека и существования определенных границ человеческой свободы, конституции и уставы субъектов федерации провозглашают признанные федеральной Конституцией права и свободы в сфере личной жизни: равенство всех перед законом и судом, равенство всех в правах и свободах независимо от обстоятельств природного и социального характера, в том числе равноправие мужчин и женщин (ст. 17 Конституции Республики Бурятия [7], ч. 1 ст. 20 Конституции Республики Дагестан [17], ч. 1 ст. 13 Устава Кемеровской области [25]). Особо устанавливается право каждого на такие высшие ценности сообщества людей, как жизнь, здоровье, достоинство личности, свобода, личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, жилища (ст. 18—21 Конституции Республики Бурятия, ч. 1 ст. 9 Устава Алтайского края [20], ч. 2 ст. 5 Устава Курской области [29], ст. ст. 20, 22 Устава Новосибирской области).

В некоторых конституциях и уставах нахо-дят отражение личные права и свободы, уже хорошо известные на протяжении XX в.: право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на запрет сбора, хранения, использования и распространение информации о частной жизни лица; право на определение и указание своей нацио-нальной принадлежности, пользование родным языком и языком общения; право каждого законно находящегося на территории субъекта феде-рации свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, выезжать за пределы субъекта федерации и России (ст. 22, 24 и 25 Конституции Республики Бурятия, ст. 17 Кон -ституции Республики Саха (Якутия) [6], ст. 22 и 23 Конституции Республики Хакасия [12]).

Важное значение в современном обществе имеет провозглашение свободы совести и вероисповедания: права свободно исповедовать лю -бую религию, в основе которой нет идей челове -коненавистничества, национальной и расовой розни, либо не исповедовать никакой; выбирать, иметь и распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона (ст. 34 Консти -туции Республики Алтай [15], ст. 32 Кабардино -Балкарской Республики [16], ст. 25 Конституции Карачаево-Черкесской Республики [14]).

Политические права и свободы граждан

Важное место в общей системе конституци -онных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации принадлежит политиче-

ским правам и свободам (ст. ст. 30—33 Консти -туции РФ). Наряду с гражданскими правами и свободами, политические права принадлежат к первому поколению прав человека и гражданина. Именно эти две группы прав были провозглаше -ны буржуазно-демократическими революциями и получили юридическое признание в первых конституционных актах США, Франции и других государств в качестве естественных и неот -чуждаемых прав и свобод человека и граждани -на. Не случайно и на международно-правовом уровне гражданские и политические права закрепляются в едином документе — Междуна-родном пакте о гражданских и политических правах 1966 года, а наряду с другими политиче -ские права провозглашаются во Всеобщей дек -ларации прав человека 1948 г.

Основная особенность политических прав и свобод заключается в том, что они самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают ярко выраженным политическим содержанием. Всё это позволяет выделить следующие наиболее общие характеристики политических прав и свобод граждан Российской Федерации: во-первых, политические права и свободы являются средством реализации народовластия в Российской Федерации; во-вторых, политические права и свободы являются способом привлечения каждого гражданина к участию в реализации как государственной власти, так и местного самоуправления; в-третьих, в отличие от гражданских (личных) прав и свобод, которые принадлежат каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права и свободы, как правило, принадлежат только гражданам данного государства. Эти права позволяют участвовать в управлении государственными делами, в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Конституции и уставы подавляющего большинства субъектов федерации устанавливают общепризнанные демократические права и сво-боды в сфере политического волеизъявления граждан, участия их в управлении делами государства . Закрепляя исходное положение о том, что единственным источником государственной власти в субъекте федерации являются проживающие на его территории граждане Российской Федерации (ч. 1 ст. 1 Устава Московской области [24], ч. 1 ст. 4 Устава Санкт-Петербурга [27]), конституции и уставы логично устанавливают и право граждан на различные формы — прямые (посредством референдума и свободных выборов) и непрямые (посредством своих представи -телей) — управления государственными делами субъекта федерации и делами муниципальных образований. Так, Устав Свердловской области [35] содержит норму, согласно которой народ участвует в создании и реформировании органов

государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Свердловской области и законами Свердловской области (ч. 2 ст. 3). В целом созвучно с Конституцией РФ и федеральными законами провозглашение субъективного активно -го и пассивного избирательного права на выборах депутатов представительных (законодатель-ных) органов государственной власти и глав ис -полнительных органов государственной власти субъектов федерации, депутатов и должностных лиц местного самоуправления. Согласно ч. 2 ст.

20 Устава Приморского края [21] «граждане в соответствии с федеральными законами и законами Приморского края имеют право избирать и быть избранными в органы государственной вла -сти Приморского края и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме Приморского края, местном референдуме».

Новеллой российского конституционного законодательства стало закрепление права граждан на информированность о деятельности государственных и муниципальных органов. В связи с этим вызывают интерес некоторые положения ст. 19 Устава Мурманской области [26]: «1. Каж -дый имеет право свободно искать, получать, пе -редавать, производить и распространять любым законным способом информацию о деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления и соответствую -щих должностных лиц. 2. Органы государствен -ной власти Мурманской области и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено федеральными законами или законами Мурманской области». Устав Воронежской области (ст. 11) [31] содержит положения, согласно которым, «правовые акты органов государственной власти Воронежской области, органов местного самоуправления, образованных на территории Воронежской области, не содержащие информации, которая согласно законодательству Российской Федерации отнесена к категории информации ограниченного доступа, являются открытыми и доступными для ознакомления. Органы государственной вла -сти Воронежской области и органы местного самоуправления формируют общедоступные фонды официальной информации. ... Информация о назначении на должность и освобождении от должности руководителей исполнительных органов государственной власти Воронежской области, избрании (переизбрании) руководите -лей Воронежской областной Думы, о проведении конкурсов на замещение вакантных должностей гражданских служащих публикуется в средствах массовой информации». В Ивановской области гарантируется право на получение информации о деятельности органов государственной власти

области, в частности «каждый имеет право на доступ к информации о деятельности органов государственной власти Ивановской области, не обосновывая необходимость её получения. Ог-раничение доступа к информации допускается только в случаях, предусмотренных федераль-ными законами. Органы государственной власти Ивановской области обеспечивают по запросам граждан бесплатный доступ к нормативным правовым актам Ивановской области в установлен -ном порядке. Ивановская областная Дума и Правительство Ивановской области ежегодно обнародуют отчёты о своей деятельности» (ст. 12 Устава Ивановской области [34]).

Широкое распространение получило закрепление права личного, индивидуального либо коллективного обращения с заявлениями, жалобами и предложениями (петиционное право) в органы государственной власти субъекта федерации, органы местного самоуправления или к их должностным лицам с установлением сроков рассмотрения подобных петиций (ст. 40 Конституции Республики Алтай, ст. 37 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, ст. 26 Устава Томской области, ст. 14 Устава Новосибирской области).

В конституциях и уставах находят также от -ражение традиционные политические права и свободы, среди которых свобода печати, массовой информации (ст. 42 Конституции Республи -ки Татарстан [5], ст. 29 Устава Кемеровской области); право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 43 Кон -ституции Республики Татарстан, ч. 4 ст. 14 Уста -ва Алтайского края); право каждого (чаще всего лишь граждан) на объединение, т.е. образование политических, экономических, культурных, религиозных и иных общественных организаций в соответствии с федеральными законами и законами субъектов федерации (ст. 30 Конституции Республики Марий Эл [13], ч. 3 ст. 14 Устава Алтайского края). При закреплении права на объединение некоторые субъекты федерации идут дальше соответствующих положений Кон -ституции РФ. Например, Устав Алтайского края оговаривает, что иностранные граждане и лица без гражданства на территории Алтайского края могут принимать участие в деятельности общественных объединений в соответствии с феде-ральным законом (ч. 3 ст. 14). Устав Кемеровской области (ч. 1 ст. 27) провозглашает право на свободное объединение в общественные объеди -нения не каждого человека, а лишь граждан (это противоречит в известной мере ст. 30 Конститу -ции РФ), в то же время четко предписывает, что «в соответствии с Конституцией Российской Фе -дерации и федеральным законодательством в Кемеровской области не допускается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильст -венное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федера-

ции, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, осуществление экстремистской деятель -ности».

Социально-экономические и культурные права и свободы

Социально-экономические и культурные права и свободы (ст.ст. 34—44 Конституции РФ) определяют правовое положение человека и гражданина в социально-экономической и духовной сферах общества и государства. Определяя их место и роль в общей системе прав и свобод человека и гражданина, необходимо учитывать, что для международного права, и для национальных правовых систем современных демократических государств характерно отношение к правам человека как к единому комплексу. Не может быть более важных и менее важных прав и свобод человека и гражданина. Все они по-своему необходимы, являются жизненно важными. Выделение же определенной группы прав и свобод в качестве ведущей, глав -ной неизбежно ведёт к недооценке, умалению роли других. Об этом свидетельствует и наш исторический опыт, когда в теории и практике советского конституционализма безусловный приоритет отдавался социально-экономическим правам в ущерб гражданским и политическим. Классическая же теория и практика буржуазного конституционализма исходили из того, что качествами основных прав человека обладают лишь гражданские и политические права и свободы; что же касается социально-экономических и культурных, то они в лучшем случае рассматривались в виде «программных установок законодателя». Потребовался достаточно длительный исторический процесс, чтобы социально-экономические права получили признание в качестве основных прав и свобод человека и гражданина и вошли в единую систему как права и свободы второго поколения [36. — С. 177].

В настоящее время социально-экономические и культурные права и свободы имеют всеобщее признание, в том числе и на международном уровне. Они нашли свое отражение во Всеобщей декларации прав человека от 10 де -кабря 1948 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. [3], а также в иных междуна -родно-правовых актах по правам человека.

По своему юридическому содержанию данные права неодинаковы. Некоторые (например, право частной собственности) являются бес -спорными правами прямого действия, другие (право на отдых или на социальное обеспечение) представляют собой субъективные права, кон -кретное содержание которых вытекает из дейст -вующего отраслевого законодательства, третьи (право на труд, на жилище и др.) порождают для государства только общую обязанность проводить политику содействия в их реализации. Раз -личия в юридическом содержании порождают

различную степень массовости пользования эти -ми правами — те из них, которые лучше обеспечены, проявляют своё жизненное значение, а другие остаются на бумаге. Важная особенность этой группы прав состоит в том, что они закреп -ляются за каждым человеком, т .е. не зависят от гражданства их субъектов.

В конституциях и уставах субъектов РФ права и свободы человека и гражданина в сфере экономической, социальной и культурной жизни имеют немаловажное значение. Во многом это обусловлено достижениями предыдущей советской эпохи; утверждением новых принципов хозяйствования и социального развития; своеобразием социальноэкономического и культурного положения субъектов федерации; соотношением социальнополитических сил в отдельных регионах.

Соответственно, конституционное (уставное) законодательство устанавливает неприкосновен -ность собственности в любых её формах, недо-пустимость прекращения прав собственника или ограничения права собственности, кроме предусмотренных федеральным законом случаев, а также гарантирует право наследования. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии равноценного возмещения (ст. 42 Конституции Республи -ки Алтай, ст. 39 Конституции Кабардино-

Балкарской Республики, ст. 32 Конституции Ка -рачаево-Черкесской Республики).

Нередко в конституциях и уставах повторяются и положения федеральной Конституции о свободе хозяйственной инициативы, экономической или предпринимательской деятельности при одновременном запрете органам государственной власти соответствующего субъекта феде -рации и органам местного самоуправления вводить не предусмотренные законами федерации и её субъектами ограничения (ст. 66 Устава Омской области, ст. 13 Устава Амурской области [23], ст. 7 Устава Астраханской области [32], ст.ст. 67, 68 Устава Ханты -Мансийского авто -номного округа [19], ст. 13 Устава ЯмалоНенецкого автономного округа [28]). В субъек-тах федерации преимущественно не декларируется право на труд, что было характерно для кон -ституционного законодательства советского пе -риода. Ориентируясь на Конституцию РФ (ч. 1 ст. 37), они провозглашают лишь право на сво -бодный труд (ст. 36 Конституции Республики Ингушетия [8], ч. 1 ст. 37 Конституции Республики Северная Осетия — Алания [9], п. 1 ч. 2 ст. 10 Устава Алтайского края), охрану труда (ст. 69 Устава Челябинской области [30]).

Важное значение придается защите прав потребителей, праву каждого на здоровую окружающую среду (ст.ст. 22 и 23 Устава Хабаровского края [22], ст.ст. 21, 25 Устава Кемеровской области, 69—71 Устава Челябинской области, Устав Ханты-Мансийского округа содержит целую гла-

ву 14 «Природные ресурсы и охрана окружающей среды в Ханты-Мансийском автономном округе

— Югр е». Среди социальных прав особое значение отводится праву на достойные условия жизни, охрану труда и вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, праву на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием предусмотренных федеральным законом способов их разрешения, праву на отдых и пособие по безработице (ст. 34 Конституции Республики Адыгея [11], ч. 2 ст. 6 Конституции Удмуртской Республики [10], ст. 40 Устава Камчатского края [33]). Самостоятельное закрепление находит универсально звучащее право на социальную защиту, социальную поддержку и социальное обслуживание (ст. 18 Устава Хабаровского края, ст. 18 Уста -ва Кемеровской области).

Одновременно в ряде субъектов федерации фиксируется право адресной социальной защиты граждан в связи с особенностями природноклиматического (Ямало-Ненецкий и Ханты -Мансийский автономные округа) и техногенного положения на их территории.

Так, Устав Алтайского края устанавливает право на дополнительную социальную защиту жителей Алтайского края, подвергшихся радиа -ционному воздействию вследствие ядерных ис -пытаний на Семипалатинском полигоне (ст. 12).

Заметное место в конституциях и уставах отводится также праву на охрану здоровья и медицинскую помощь, защиту материнства и детства, праву родителей на воспитание детей и праву нетрудоспособных родителей на заботу о них со стороны трудоспособных детей, праву на образование, научные исследования и использование духовных ценностей (ст. 79 Устава Ханты -

Мансийского автономного округа, ст. 70 Устава Ямало-Ненецкого автономного округа, в Уставе Свердловской области содержится глава 15 «Социальная защита населения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, охрана и укрепление здоровья граждан, охрана окружающей среды»). В отдельных конституциях (уставах) с целью подтверждения значимости прав граждан оговаривается, что любое ограничение их устанавливается исключительно законом либо запрещается (ст. 20 Конституции Республики Северная Осетия — Алания, ст. 14 Устава Ставропольского края [18]).

Субъекты федерации учитывают и защища -ют интересы национальных меньшинств, в том числе коренных малочисленных народов. Им, как правило, уставы и конституции предостав-ляют дополнительные права (Устав Ханты -Мансийского автономного округа (ч. 2 ст. 2 гла -вы 10 « Коренные малочисленные народы в Хан -ты-Мансийском автономном округе — Югре»), Устав Ямало-Ненецкого автономного округа (ст. 8), Устав Камчатского края (ст. 3)).

Таким образом, приведенная выше универсальная классификация является, на наш взгляд,

начальной базой, фундаментом для последую -щей более дифференцированной систематиза-ции, необходимой нам для понимания того, что же может охранять, обеспечивать Российская Федерация и её субъекты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. — 1995. — 5 апр.

2. О гражданских и политических правах: международный пакт от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1994. — № 12.

3. Об экономических, социальных и куль -турных правах: международный пакт от 16 де-кабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ.

— 1994. — № 12.

4. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: ред. от 30 декабря 2008 г. // Со -брание законодательства РФ. — 2009. — №4. — Ст. 445; — 2009. — № 1. — Ст. 1; — 2009. — №1. — Ст. 2.

5. Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г.: ред. от 22 июня 2012 г. // Республика Татарстан. — 2002. — 30 апреля; — 2012.

— 26 июня.

6. Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия) от 4 апреля 1992 г. № 908-Х11: ред. от 8 июня 2012 г. // Якутия. — 2002. — 12 ноября; Якутские ведомости. — 2012. — 26 июня.

7. Конституция Республики Бурятия от 22 февраля 1994 г.: ред. от 27 июня 2012 г. // Бурятия. — 1994. — 9 марта; 2012. — 28 июня.

8. Конституция Республики Ингушетия от 27 февраля 1994 г.: ред. от 18 июня 2012 г. // Кон -ституции республик в составе Российской Феде -рации. — М., 1995. Выпуск 1; Ингушетия. — 2012. — 21 июня.

9. Конституция Республики Северная Осетия

— Алания от 12 ноября 1994 г.: ред. от 20 июня 2012 г. // Из фонда полномочного представитель -ства Республики Северная Осетия — Алания при Президенте Российской Федерации; Северная Осетия. — 2012. — 5 июля.

10. Конституция Удмуртской Республики от 7 декабря 1994 г. № 663-Х11: ред. от 4 июня 2012 г. // Известия Удмуртской Республики. — 1994.

— 21 декабря; 2012. — 7 июня.

11. Конституция Республики Адыгея от 10 марта 1995 г.: ред. от 6 июня 2012 г. // Ведомости ЗС (Хасэ) — Парламента РА. — 1995. — № 16; Ведомости ГС — Хасэ Республики Адыгея. — 2012. — № 16.

12. Конституция Республики Хакасия от 25 мая 1995 г. № 45: ред. от 27 июня 2012 г. // Вест -ник Хакасии. — 1995. — № 25; 2012. — № 62.

13. Конституция Республики Марий Эл от 24 июня 1995 г.: ред. от 27 августа 2012 г. // Марийская правда. — 1995. — 07 июля; 2012. — 28 августа.

14. Конституция Карачаево-Черкесской Республики от 5 марта 1996 г.: ред. от 27 июня 2012 г. //

Сборник Законов и Постановлений КЧР. — 1995— 1999. Часть I; День Республики. — 2012. — 3 июля.

15. Конституция Республики Алтай (Основной закон) от 7 июня 1997 г. № 21-4: ред. от 25 июня 2012 г. // Звезда Алтая. — 1997. — 11 июля.

16. Конституция Кабардино-Балкарской Республики от 1 сентября 1997 г. № 28-РЗ: 22 июня 2012 г. // Кабардино-Балкарская правда. —1997.

— 9 сент.; Официальная Кабардино -Балкария. — 2012. — 29 июня.

17. Конституция Республики Дагестан от 10 июля 2003 г.: ред. от 14 июня 2012 г. // Собра -ние законодательства Республики Дагестан. — 2003. — № 7. — Ст. 503; Дагестанская правда.

— 2012. — 16 июня.

18. Устав (Основной Закон) Ставропольско -го края: закон Ставропольского края от 12 ок-тября 1994 г. № 6-кз: ред. от 25 июня 2012 г. // Ставропольская правда. — 1994. — 14 окт.; 2012. — 26 июня.

19. Устав (Основной закон) Ханты Мансийского автономного округа от 26 апреля 1995 г. № 4-ОЗ: ред. от 24 мая 2012 г. // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа. — 2000.

— № 10. — Ст. 722; Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа—Югры.

— 2012. — № 5 (Ч. II). — Ст. 476.

20. Устав (Основной Закон) Алтайского края от 5 июня 1995 г. № 3-ЗС: ред. от 6 июня 2012 г. // Алтайская правда. — 1999. — 20 окт.; — 2012.

— 14 июня.

21. Устав Приморского края от 6 октября 1995 г. № 14-КЗ: ред. от 7 июня 2012 г. // Устав Приморского края. — 1995. — 16 окт.; Ведомости Законодательного Собрания Приморского края. — 2012. — № 15.

22. Устав Хабаровского края от 30 ноября 1995 г. № 150: ред. от 27 июня 2012 г. // Тихо -океанская звезда. — 1996. — 13 января; Собрание законодательства Хабаровского края. — 2012. — № 6(119) (Ч. I).

23. Устав (Основной Закон) Амурской области : закон Амурской области от 13 декабря 1995 г. № 40-ОЗ: ред. от 24 ноября 2011 г. // Амурская правда. — 1995. — 20 дек.; 2011. — 1 дек.

24. Устав Московской области от 11 декаб -ря 1996 г. № 55/96-ОЗ: ред. от 17 июля 2012 г. // Подмосковные известия. — 1996. — 18 дек.; Ежедневные Новости. Подмосковье. — 2012.

— 24 июля.

25. Устав Кемеровской области от 9 апреля 1997 г. № 282-ОЗ: ред. от 26 июня 2012 г. // Куз -басс. — 1997. — 11 июня; Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области. — 2012. — № 122 (Ч. I).

26. Устав Мурманской области от 26 ноября

1997 г.: ред. от 6 июля 2012 г. // Мурманский вестник. — 1997. — 6 дек.; 2012. — 13 июля.

27. Устав Санкт-Петербурга от 28 февраля

1998 г.: ред. от 26 июня 2012 г. // Вестник Зако -нодательного Собрания Санкт-Петербурга. — 1998. — № 5-6; 2012. — № 23.

28. Устав (Основной Закон) Ямало-Не -нецкого автономного округа от 28 декабря 1998 г. № 56-ЗАО: ред. от 24 мая 2012 г. // Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого авто -номного округа. — 1998. — № 10/1; Ведомости Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа. — 2012. — № 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Устав Курской области: закон Курской области от 2 октября 2001 г. № 67-ЗКО: ред. от

21 июня 2012 г. // Сборник законодательства Курской области. — 2001. — № 4; Курская правда. — 2012. — 26 июня.

30. Устав (Основной Закон) Челябинской области: закон Челябинской области от 25 мая 2006 г. № 22-ЗО: ред. от 28 июня 2012 г. // Южноуральская панорама. — 2006. — 16 июня; 2012. — 7 июля.

31. Устав Воронежской области от 7 июня 2006 г.: ред. от 25 июня 2012 г. // Коммуна. — 2006.

— 10 июня; Собрание законодательства Воронежской области. — 2012. — № 18. — Ст. 621.

32. Устав Астраханской области: закон Астраханской области от 9 апреля 2007 г. № 21/2007-ЮЗ (ред. от 22 июня 2012 г.) // Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области.

— 2007. — № 18; 2012. — № 29.

33. Устав Камчатского края от 4 декабря 2008 г. №141: ред. от 27 июня 2012 г. // Официальные ведомости. — 2008. — № 199-200; 2012. — № 204-206.

34. Устав Ивановской области от 18 февраля 2009 г. № 20-ОЗ: ред. от 26 июня 2012 г. // Собрание законодательства Ивановской области. — 2009. — № 7(427); 2012. — № 26(595).

35. Устав Свердловской области от 23 декабря 2010 г. № 105-ОЗ: ред. от 20 июня 2012 г. // Собрание законодательства Свердловской облас -ти. — 2011. — № 12 (2010). — Ст. 1914; Област -ная газета. — 2012. — 21 июня.

36. Бондарь Н. С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. — Ростов н/Д., 1996. — С. 158, 177.

37. Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Конституци-онное право России: учебник. — 3-е изд., пере-раб. и доп. — М., 2002. — С. 259.

38. Права человека / отв. ред. Е.А. Лукашева.

— М., 1999. — С. 143.

39. Рассказов Л.П., Упоров И.В. Естествен -ные права человека: учебное пособие. — СПб., 2001. — С. 96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.