Научная статья на тему 'Нормативно-правовое закрепление системы гарантий социальных прав и свобод человека и гражданина'

Нормативно-правовое закрепление системы гарантий социальных прав и свобод человека и гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3045
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / SOCIAL RIGHTS / CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION / GUARANTEES OF THE RIGHTS AND FREEDOMS / HUMAN RIGHT AND CITIZEN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никитин Алексей Николаевич, Столяренко Владимир Михайлович

Представлены особенности нормативно-правового закрепления системы гарантий социальных прав и свобод человека и гражданина. Обосновывается, что обязанность государства обеспечивать социальные права человека должна распространяться на все государственные и муниципальные органы, в том числе и на специально созданные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Standard and Legal Fixing of System of Guarantees Social Rights and Freedoms of Person and Citizen

Features of standard and legal fixing of system of guarantees of social rights and freedoms of person and citizen are presented. Locates that a duty of the state to provide social human rights should extend on all state and municipal authorities, including on the specially created

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое закрепление системы гарантий социальных прав и свобод человека и гражданина»

Юридические науки

УДК 342.71

Никитин Алексей Николаевич Alexey Nikitin

Столяренко Владимир Михайлович Vladimir Stolyarenko

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ГАРАНТИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

STANDARD AND LEGAL FIXING OF SYSTEM OF GUARANTEES SOCIAL RIGHTS AND FREEDOMS OF PERSON AND CITIZEN

Представлены особенности нормативно-правового закрепления системы гарантий социальных прав и свобод человека и гражданина. Обосновывается, что обязанность государства обеспечивать социальные права человека должна распространяться на все государственные и муниципальные органы, в том числе и на специально созданные

Ключевые слова: социальные права, конституционно-правовое регулирование, гарантии прав и свобод, права человека и гражданина

Features of standard and legal fixing of system of guarantees of social rights and freedoms of person and citizen are presented. Locates that a duty of the state to provide social human rights should extend on all state and municipal authorities, including on the specially created

Key words: social rights, constitutional and legal regulation, guarantees of the rights and freedoms, human right and citizen

Одно из фундаментальных направлений конституционно-правовой политики — признание, соблюдение, защита прав и свобод личности, обеспечение её достойной жизни и свободного развития [1; С. 147]. Природа конституционного принципа социального государства становится ясной при анализе конституционных прав второго поколения, а также системы юридических гарантий их реализации и требований основного закона к распределению компетенции, порядку осуществления ряда процедур и актам органов государственной власти [2; С. 63].

Применительно к понятию «гарантии социальных прав» можно выделить следующие моменты:

— в качестве общего социального права (как родового понятия) можно рассматривать право на достойную жизнь и свободное развитие, а такие права, как право на индивидуальные и коллективные споры, право на вознаграждение за труд, право на безопасные условия труда, право на жилище, право на охрану здоровья, право на получение пенсий, пособий и иное социальное обеспечение со стороны государства, можно рассматривать как своего рода гарантии указанного общего социального права;

— в качестве непосредственных социальных прав, объединяемых в теории в одну группу и отражённых во второй главе конституции, соответственно, будут выступать права, закреплённые в статьях 37...43,

которые также будут требовать собственной системы гарантий, обеспечивающих, не только факт осуществления социального обеспечения со стороны государства, но и его определённый уровень (важным является не просто выплата, например, пенсии, но и её размер; не просто установление прожиточного минимума, а его соответствие реальному положению дел).

Применительно к социальным правам в конституциях делается акцент на материальные гарантии (установление законом минимальной заработной платы, доплата на иждивенцев, законодательно установленный уровень «потребительской корзины» и др.). Однако в этом отношении требуется особая осторожность. Необходимо прежде всего учитывать реальные возможности государства, иначе соответствующие нормы превратятся в пустые обещания [3; С. 170].

Социальное обеспечение представляет собой систему социально-экономических мероприятий, гарантирующих материальное обеспечение граждан в старости, в период временной нетрудоспособности, при потере кормильца в семье; обеспечение пособиями и предоставление льгот женщинам-матерям, семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и др. [4; С. 6]. К непосредственным гарантиям социальных прав можно отнести следующие: создание условий для безопасности и гигиены труда, оплата труда без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, запрет принудительного труда, институт государственных инспекторов в сфере труда, меры юридической и политической ответственности государственных органов и должностных лиц, индивидуальные и коллективные трудовые споры, ограничение максимальной продолжительности рабочего времени, выплата пенсий, пособий, институт социального страхования, целевые программы в социальной сфере («Жилье», «Образование», «Дети России»), льготное предоставление жилья, система налоговых вычетов, введение образовательного кредита и дру-

гие. Требуется установление законодателем чётких социальных стандартов, которые соответствуют конкретно-историческому содержанию концептов «достойная жизнь» и «социальная справедливость». К ним относятся прожиточный минимум различных категорий населения; минимальный размер оплаты труда; ставка первого разряда единой тарифной сетки; минимальный размер пенсий; минимальные значения ряда социальных пособий; нормы обеспечения бесплатными образовательными и медицинскими услугами; нормативы социального обслуживания инвалидов, престарелых, детей, оставшихся без попечения родителей, и других лиц; нормативы обеспечения жильем и его доступность; форма типового трудового контракта для профессионалов и молодежи [5; С. 11-12]. Для иллюстрации состояния этих стандартов в РФ можно привести следующие показатели.

Перечень гарантий является «открытым» и достаточно объёмным и устанавливается специальным отраслевым законодательством. Он может быть дополнен и расширен, и для этого не обязательно вносить поправки в Конституцию РФ, о чём свидетельствует упоминание об «иных гарантиях социальной защиты» (ч. 2 ст. 7) и о гарантиях социального обеспечения «в иных случаях, установленных законом» (ст. 39).

Получается, если какая-либо новая жизненная проблема или личное качество граждан вдруг станут «социальной проблемой», то может быть инициирован и сравнительно легко завершён процесс создания нового типа социальных гарантий [4; С. 6].

Одной из важнейших гарантий социальных прав рассматривается институт частной собственности. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что обладание гражданином собственностью является условием и дополнительной гарантией, так или иначе приближающей его к «достойной жизни» и обеспечивающей его «свободное развитие». Интересна точка зрения Б.Н. Алейникова, в соответствии с которой собственность является тем объектом, грамотное использование которого даёт человеку

возможность без вмешательства государства самостоятельно пополнять свое благосостояние. Это важно, поскольку у государства в отношении такого собственника отпадает необходимость затрачивать силы и механизмы на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие данного конкретного человека

— собственника. Означает это и снижение «социальной» (читай — финансовой) нагрузки на государство. В то же время, финансирование процесса реализации социальных гарантий осуществляется за счёт налогоплательщиков, которые по закону сами не нуждаются в государственной социальной поддержке. Но налоги [6] берутся с чего-то, в частности, с собственности, которой обладают граждане и юридические лица (например, гл. 23 «Налог на доходы физических лиц», гл. 25 «Налог на прибыль организаций», гл. 30 «Налог на имущество организаций», гл. 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ от 5 августа 2000 г.). Следовательно, собственность как экономическая и правовая категория с помощью налогообложения её обладателей

— собственников является одним из элементов, формирующих бюджет, с помощью которого реализуется социальная государственная политика [4; С. 7-10].

В связи с этим можно обратить внимание на ещё один аспект. В ст. 7 Конституции РФ закреплён перечень ( не исчерпывающий) групп населения, которым требуется особая поддержка со стороны государства. В соответствующих статьях гл. 2 также закрепляются социальные права и, таким образом, можно определить круг субъектов, которые могут ими воспользоваться и в отношении которых предусматривается и система гарантий. При этом отношения, связанные с социальной защитой, возникают между гражданами, коллективами и без непосредственного участия государства. В этом случае последнее «распределяет» гарантии в соответствии со статусом участников отношений. Наёмные работники в соответствии со ст. 37 Конституции РФ нуждаются в большем наборе средств социальной защиты, чем лица, занимающи-

еся предпринимательской деятельностью. Очевидно, что работодатель и наёмный работник находятся в заведомо неравных отношениях и по этой причине последнему устанавливается больший набор юридических гарантий.

Своего рода «индикаторами» состояния социальных прав являются уполномоченные по правам человека и уполномоченные по правам ребёнка. 29 марта 2005 г. создана Ассоциация Уполномоченных по правам ребёнка. Например, при анализе причин обращения к уполномоченному по правам ребёнка становится очевидно, что практически половина всех обращений составляют жалобы на нарушения жилищных прав. На втором месте — жалобы на нарушения имущественных прав ребенка. На третьем — жалобы на нарушения прав ребенка на проживание с родителями, их воспитание и заботу. Далее — жалобы на нарушение права на жизнь, безопасность, неприкосновенность личности, уважение человеческого достоинства детей, охрану здоровья, жалобы на злоупотребление родителями родительскими правами, иные жалобы (нарушение прав потерпевших; тяжелое материальное положение семей; отказы в паспортизации и т.д.) [7; С. 137-138]. В последние годы существенно увеличилось количество обращений граждан о нарушениях их прав и свобод, поступающих в адрес Администрации Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, аппарата Правительства РФ, Конституционного Суда РФ, других федеральных судов, Прокуратуры РФ, МВД России [8: С. 85].

Обязанность государства обеспечивать социальные права человека, распространяется абсолютно на все государственные и муниципальные органы, в том числе и на специально созданные [9; С. 163]. В Конституции РФ в п. «в» ст. 71 сказано: «В ведении Российской Федерации находится «регулирование и защита прав, свобод человека и гражданина...». То же самое записано в п. «б» ст. 72: «...защита прав и свобод человека и гражданина; защита национальных меньшинств». Однако

в этих двух статьях Конституции РФ (статьи 71 и 72) говорится и о других предметах ведения, которые относятся и к федеральному центру, и к совместному ведению [10; С. 32]. Таким образом, необходимо учитывать федеративное устройство, специфику и уровень развития регионов для анализа возможности и степени обеспечения социальных прав граждан, гарантий, устанавливаемых тем или иным субъектом РФ дополнительно к федеральным. Наряду с судом (в том числе конституционными судами) права человека охраняют другие органы государства: прокуратура [11], омбудсманы ( уполномоченные по правам человека [12]), Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека и т.д. Среди мер по преодолению кризисных явлений в социальном государстве важное место должен также занять постоянный контроль за деятельностью государственного аппарата как с точки зрения её эффективности, так и законности. При этом недостаточно ограничиваться внутренним контролем в пределах самой администрации или внешним (бухгалтерским, финансовым) контролем. Требуется расширение парламентского контроля за всей совокупностью государственной деятельности [13; С. 12]. В качестве своего рода гарантии социальных прав можно рассматривать и деятельность, например, Счётной палаты РФ, поскольку зачастую невозможность реализации указанных прав объясняется со стороны власти финансовыми затруднениями, которые выражаются и в том, что выделяемые «на бумаге» средства не доходят до своих адресатов, растрачиваются. А чтобы этого не допустить, требуется проведение контроля, проверок целевого расходования средств. Пройдя все стадии защиты прав в государстве пребывания и будучи неудовлетворенным, индивид ( теперь и российский гражданин после ратификации парламентом в 1997-1998 гг. ряда документов Совета Европы) может обратиться в международные органы [14; С. 54]. К международным гарантиям следует отнести международные декларации,

хартии, пакты и другие акты о правах человека, Генеральную Ассамблею ООН; Совет Безопасности ООН; Комитет по правам человека ООН; Международный суд ООН в Гааге; Европейский Суд по правам человека в Страсбурге [15; С. 176-177].

Нормативное закрепление конституционной характеристики РФ как социального государства должно сопровождаться установлением системы гарантий, обеспечивающих её фактическую реализацию во взаимодействии личности, общества и государства. Помимо материальных гарантий должны формироваться процессуальные гарантии, должна складываться организационно-правовая деятельность по их реализации. Обеспечение достойной жизни и свободного развития может осуществляться посредством разработки и установления системы социальных стандартов. На них должна основываться деятельность органов государственной власти и должностных лиц, а также частного бизнеса. Они могут выступать одним из критериев оценки их деятельности, в частности, применяться при разработке административных регламентов, устанавливающих порядок исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, а также технических регламентов, устанавливающих обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Одной из наиболее эффективных гарантий социальных прав является, прежде всего, организация судебной защиты против случаев их нарушения. С целью повышения эффективности института судебной защиты равенства прав граждан в настоящее время предпринимаются реальные шаги для создания административной юстиции — специальных судов, призванных рассматривать жалобы граждан на действия и решения органов управления и их должностных лиц. По мнению Н.Ю. Хаманевой, учреждение системы административных судов стало бы естественным продолжением укрепления судебной власти как третьей власти в государстве [16; С. 146]. Конституционный Суд РФ, активно

занимаясь соответствующими вопросами, оказывает своими решениями весьма позитивное влияние на законотворческую и правоприменительную практику, способс-

Литература

твует разрешению существующих противоречий в сфере социально-экономической и политической жизни [17; С. 62].

1. Рыбаков О.Ю. Российская правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004.

2. Танчев Е. Социальное государство (всеобщего благосостояния) в современном конституционализме // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. № 4 (61).

3. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М.: Норма, 2005.

4. Алейников Б.Н. Социальное государство и собственность // Государство и право. 2008.

№ 1.

5. Кочетков В.В. Ещё раз о сущности социального государства // Закон и право. 2009. № 7.

6. Налоговый кодекс РФ (Ч. 1) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. № 31. 03.08.1998. Ст. 3824; Налоговый кодекс РФ (Ч. 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. № 32. Ст. 3340.

7. Гуль Н.В. Конституционное право на защиту семьи, материнства и детства // Журнал российского права. 2007. № 4.

8. Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Журнал российского права. 2001. № 12.

9. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: Ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации. М.: Городец, 2000.

10. Габоев А.Б. Защита прав и свобод человека — важнейший составной элемент при осуществлении государственной национальной политики // Государство и право. 2005. № 1.

11. Федеральный закон «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202-1 // Собрание законодательства РФ. 20.11.1995. № 47. Ст. 4472.

12. Федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в РФ» от 26.02.1997 № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 03.03.1997. № 9. Ст. 1101.

13. Жирнов Н.Ф. Социальное государство: политико-теоретический анализ // Власть. 2008 № 9.

14. Чиркин В.Е. Государствоведение: учебник. М.: Юристъ, 1999.

15. Зиновьев А.В. Проблемы теории и практики прав человека // Конституция Российской Федерации: доктрина и практика: Материалы научно-практической конференции, посвящённой 15-летию Конституции РФ и 60-летию Всеобщей декларации прав человека. Санкт-Петербург, 13-14 ноября 2008 г. / Отв. ред. В.Д. Зорькин. М.: Норма, 2009.

16. Комкова Г.Н. Конституционно-правовой механизм защиты равенства прав и свобод в России / Конституционное развитие России: Межвузовский сборник научных статей. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2003. Вып. 4.

17. Бондарь Н.С. Конституция, конституционный контроль и социальные противоречия современного общества // Журнал российского права. 2003. № 11.

Коротко об авторах_

Никитин А.Н., д-р юрид. наук, профессор, кафедра государственно-правовых дисциплин, Московский гуманитарный университет Тел. моб.: 916-177-88-64

Научные интересы: конституционное право, конституционно-правовое регулирование, государственное регулирование

Столяренко В.М., д-р юрид. наук, профессор, кафедра государственно-правовых дисциплин, Московский гуманитарный университет Тел. моб.: 916-177-88-64

Научные интересы: конституционное право, конституционно-правовое регулирование, государственное регулирование

_Briefly about the authors

A. Nikitin, Doctor of Law Sciences, professor, professor of state law disciplines department, Moscow Humanitarian University

Scientific interests: constitutional law, constitutional and law regulations, state regulation

V. Stolyarenko, Doctor of Law Sciences, professor, professor of state law disciplines department, Moscow Humanitarian University

Scientific interests: constitutional law, constitutional and law regulations, state regulation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.