УДК-342.7
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА ТЕРРИТОРИИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ (КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 7 УСТАВА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ)
Н.Н. Мишина
Авторский комментарий к статье 7 Устава Брянской области посвящен историкотеоретическим аспектам становления концепции прав и свобод человека и гражданина, исследованию ее политико-правовой природы и сущности. Анализируется принципиальная возможность нормотворческой деятельности не только органов государственной власти Брянской области, но и органов местного самоуправления по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина.
Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина, защита прав и свобод, гарантии прав человека.
Права и свободы человека и гражданина, в соответствии с п.1 статьи 7 Устава Брянской области, признаются и гарантируются на территории Брянской области в полном соответствии с Конституцией страны. Признание прав и свобод человека означает, что личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект бесконтрольной государственной деятельности, а как равноправный субъект, реализующий свои конституционные права. Понятием «гарантии» охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на полную реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного или ненадлежащего осуществления и защиту от нарушений.
Конституция РФ восприняла общую концепцию прав человека, закрепленную во Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. Правам и свободам человека и гражданина целиком посвящена вторая глава Конституции, конкретизирующая и развивающая положения статей 2 и 7 Конституции о человеке, его правах и свободах как высшей ценности. Перечень и содержание этих прав соответствуют провозглашенным правам и свободам в указанных международных актах. Расположены они в определенной системе, отражающей специфику характера прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются.
В первую очередь Конституция называет личные, или гражданские, права и свободы (ст. 20-29). Для того чтобы человек активно и плодотворно проявил себя в различных сферах социальной жизни, прежде всего ему необходимо найти себя как личность, осознать свое достоинство, самостоятельность и ответственность за то, что он является одним из участников общественной жизни. Личные права и свободы охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства, для защиты его как человеческой личности. Связаны эти права с его индивидуальной, частной жизнью. Основными личными правами являются: право на жизнь, право на охрану государством достоинства личности, право на неприкосновенность личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на неприкосновенность жилища, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свобода совести, вероисповедания, свобода мысли и слова, право на информацию.
Ст. 30-33 Конституции закрепляют политические права. Именно политические права отражают положение человека в обществе как полноправного субъекта, участвующего в управлении делами государства. В отличие от личных прав, которые неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, политические права связаны с наличием гражданства, т. е. устойчивой политико-правовой связью человека с государством. Политические права выражают свободу граждан формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности. Наиболее значимыми из них являются: право на участие в управлении делами государства, право на объединение, право на митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
Социально-экономические права (ст. 34-42) касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, социальное обеспечение. Экономические права в своей основе они
имеют право собственности и охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг. Важнейшими из них выступают право на предпринимательскую деятельность и право на частную собственности. Социальные права позволяют человеку проявить себя не только участникам экономических отношений, но и полноправным субъектам во всем многообразии социальных связей и потребностей. Они, как правило, затрагивают область наемного труда. К основным социальным правам относятся: право на труд, право на отдых, право на материнство и детство, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование.
Культурные права - это совокупность прав и свобод, позволяющих человеку участвовать в культурной сфере жизни общества: свобода литературного, художественного, научного,
технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 43-44).
Пункт 2 ст. 7 Устава Брянской области исходит из ст. 18 Конституции, в которой права и свободы человека и гражданина характеризуются как непосредственно действующие. Если человек руководствуется ими, его поведение является правомерным. В странах с устойчивыми демократическими институтами именно конституция является определяющим правовым основанием и критерием правомерности действий индивида. Конституционные права и свободы обязательны к соблюдению для законодательной, исполнительной и судебной власти, а также для органов местного самоуправления.
Определение в статье 7 Устава конституционных прав и свобод как непосредственно действующих разрушает порочную традицию рассматривать конституционные нормы как декларативные, реализующиеся лишь при наличии закона, распоряжения правительства, инструкции и т.д.
Практика Конституционного Суда РФ постоянно утверждает непосредственное действие норм Конституции [см., например, 1]. Причем, если на основании постановления
Конституционного Суда акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, до устранения соответствующего пробела в правовом регулировании непосредственно применяется Конституция РФ [2].
Верховный Суд РФ в специальном Постановлении разъяснил значение статье 18 Конституции при разбирательстве судами конкретных дел [3, 1]. Закрепленное в Конституции положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией. Судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию в качестве акта прямого действия.
Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, когда:
а) закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
б) суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;
в) суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;
г) закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
В случаях, когда статья Конституции РФ является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда РФ о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.
Важное значение для стабильности правового статуса человека и гражданина, характерного для гражданского общества и правового государства, имеет запрет издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Конституция — акт высшей
юридической силы, принятый народом на референдуме. Поэтому никакой иной правовой акт не может изъять из перечня естественно принадлежащих человеку неотчуждаемых и неотъемлемых прав какое-либо право или свободу. Не должны издаваться такие законы и на уровне субъектов.
Пункт 3 статьи 7 Устава Брянской области устанавливает прямой запрет на издание в Брянской области актов, отменяющих или ограничивающих права и свободы человека и гражданина. Принципиально важно, что подобное воспрещение касается прав и свобод, признаваемых как в Конституции, так и в международно-правовых нормах, ставших частью нашей правовой системы (ч. 4 ст. 15, ст. 17 Конституции РФ).
Ограничение законом прав и свобод следует понимать как необоснованное умаление их объема или действия по кругу лиц, во времени, сокращение гарантий или редуцирование механизмов их правовой защиты. Нормативные правовые акты Брянской области и муниципальных образований, расположенных на территории Брянской области, позволяющие своими нормами отмену или ограничение права или свободы личности, могут быть обжалованы в Конституционный Суд или суд общей юрисдикции в соответствии с их компетенцией.
Часть 4 комментируемой статьи предусматривает возможность установления нормативными правовыми актами Брянской области и муниципальных образований, расположенных на территории Брянской области, дополнительных гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина в Брянской области.
Согласно Конституции РФ обязанность по защите прав и свобод человека и гражданина является универсальной функцией всех органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц. Она предполагает формирование такой социальной, экономической, политической и правовой среды, которые обеспечивали бы реальную возможность не только обладания, но и обеспечения прав человека.
Регулирование прав и свобод человека и гражданина Конституцией отнесено к ведению Федерации (ст. 71, п. «в»), а их защита - к совместному ведению Федерации и субъектов (ст. 72, п. «б» ч. 1). Одним из способов такой защиты является законодательное закрепление гарантий реализации гражданами их конституционных прав и свобод, Субъекты вправе наряду с основными гарантиями прав граждан, закрепленными на федеральном уровне, установить в своем законе дополнительные гарантии этих прав [см. 4]. Отметим, что в ряде случаев соответствующие полномочия субъектов прямо предусматриваются в федеральных законах [например, 5].
При анализе комментируемой нормы следует учитывать принципиальную возможность нормотворческой деятельности не только органов государственной власти Брянской области, но и органов местного самоуправления по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, ибо данная сфера напрямую соприкасается с вопросами местного значения. Это особенно важно, так как на местом уровне публичная власть наиболее приближена к населению и решение вопросов защиты прав и свобод осуществляется наиболее предметно.
Наличие в Уставе комментируемой нормы означает, что Брянская область, как субъект Российской Федерации, принимает активное участие в реализации правозащитной функции государства: федеральные конституционные и законодательные нормы не просто воспроизводятся, но и детализируются, развиваются в региональном законодательстве, что позволяет формировать комплексную нормативную основу гарантирования прав граждан.
The author’s comment on the article 7 of the Charter of the Bryansk region is devoted to the historico-theoretical aspects of formation of the concept of the rights and freedoms of man and citizen, to the investigation of its politico-legal nature and essence. The author analyzes the fundamental possibility of the lawmaking process not only of the bodies of state authority of the Bryansk region, but also bodies of local self-government concerning protection of the rights and freedoms of man and citizen.
The key word: rights and freedoms of man and citizen, protection of the rights and freedoms, warranties of the human rights.
Список литературы
1. Пункт 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2009 г. // СПС Гарант; пункт 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 25 марта 2008 г. N 6-П //Вестник Конституционного Суда РФ, 2008, N 3; пункт 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2007 г. N 13-П //Вестник Конституционного Суда РФ, 2007, N 6.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 5.02.2007 г.) «О Конституционном Суде Российской Федерации»// Российская газета от 23.07.1994 г. N 138-139.
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (ред. от 6.02.2007 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ, 1996, N 2.
4. Постановление Конституционного суда РФ от 23.03.2000 г. N 4-П// Вестник Конституционного Суда РФ, 2000 г., N 3; Определение КС РФ от 22.10.1999 N 162-0 // Вестник Конституционного Суда РФ, 2000 г., N 2; Определение КС РФ от 10.04.2002 N 92-0 // Вестник Конституционного Суда РФ, 2002 г., N 6.
5. Например: статья 1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (ред. от 5 апреля 2009 г) // Российская газета от 15.06.2002 г. N 106; статья 313 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 г. N 197-ФЗ (ред. 30.12.2008 г.) // Российская газетаот 31.12.2001 г. N 256.
Об авторе
Мишина Н. Н. - кандидат юридических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, nn-mi@yandex.ru