ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНОВ
ЗЕЛИМХАНОВА Н.З.,
старший преподаватель, Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова, 364052, г. Грозный, ул. А. Авторханова 14/53;
ТАЙМАСХАНОВ Х.Э.,
кандидат экономических наук, доцент, Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова, 364052, г. Грозный, ул. А. Авторханова 14/53
В данной статье рассматриваются региональные проблемы, обусловленные неравенством регионов страны по социально-экономическим условиям проживания населения, из-за недостатков территориальной организации общества.
Также сделан вывод о том, что региональная стратегия федерального центра — это такая система намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и осуществляет все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей.
Ключевые слова: депрессивный регион; население; региональное деление; регионализация; интеграция; дотации; региональная стратегия; экономический механизм.
In given article the regional problems caused by an inequality of regions of the country on social and economic conditions of residing of the population, because of lacks of the territorial organization of a society are considered.
Also the conclusion that regional strategy of the federal center is such system of intentions and actions which realizes interests of the state concerning regions and internal interests of regions methods and in the ways considering the nature of modern regional processes and which carries out all it mainly in structure inter- and intraregional communications is drawn.
Keywords: depressive region, the population, regional division, regionalization, integration, grants, regional strategy, the economic mechanism.
Коды классификатора JEL: O18, R11.
Выделение региональных образований в составе субъектов РФ связано с тем, что управление всеми сферами общественной жизни из единого центра неэффективно, так как при этом теряется оперативность управления, нерационально формируется информационное обеспечение. С одной стороны, информация о данной территории может быть перенасыщенной, включающей не имеющие существенного значения данные, а с другой — не полной, не содержащей особых, специфических характеристик.
Региональное деление — это одна из форм экономического районирования, позволяющая субъектам Российской Федерации осуществлять целенаправленное управление развитием своей территории, оказывая постоянное воздействие на ход экономических и социальных процессов с учетом специфики различных районов своей территории. Региональные образования в пределах субъектов Федерации обладают всеми атрибутами, необходимыми для осуществления функций управления.
Экономическое пространство может быть действительно единым только при обеспечении свободы движения товаров, капитала, рабочей силы и информации. Если одно из этих условий нарушается (например, путем ограничения ввоза товаров в отдельные регионы или вывоза из них), нет основы нормального развития рыночных отношений, невозможно обеспечить необходимое данным отношениям единство экономического пространства. Отмечая
© Н.З. Зелимханова, Х.Э. Таймасханов, 2011
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ.
121
необходимость ориентации преобразований на формирование общего социального пространства (как и в случае с общностью правового пространства), следует иметь в виду, что субъект федеративного государства обладает правом на формирование и реализацию собственной социальной политики. Но при этом государство всегда осуществляет контроль за обеспечением на всей его территории системы социальных гарантий, признанных общественно необходимыми.
Экономический механизм российского федерализма, так же как и все атрибуты этой формы государственности, находится в стадии становления, поэтому важно в первую очередь выяснить его специфическую роль в укреплении интеграционных начал социально-экономического развития страны. Вполне естественно, что не существует и не может существовать абсолютного совпадения интересов регионального развития и общегосударственных интересов, всегда имеются противоречия, и характер этих противоречий может меняться в соответствии с конкретными условиями того или иного этапа исторического развития страны.
Поэтому основной функцией экономического механизма федеративных отношений является разрешение этих противоречий с целью достижения социально-экономической интеграции субъектов федерации. Становление российского федерализма и соответственно всех его институтов, включая экономический механизм, по времени совпало с кардинальным разрушением не только старой государственности, но и всего хозяйственного механизма ранее существовавшей экономической системы (монопольно-государственной, планово-нормативной, дефицитной), которая недостаточно эффективно, с большими перебоями, но все-таки обеспечивала условия жизнедеятельности для всего населения всех регионов большой страны.
Экономический механизм федеративных отношений включает государственное регулирование, организационнохозяйственные институты и формы, систему стимулирования. В России при проведении экономических реформ необходимо разумно сочетать два начала федерализма — регионализацию и интеграцию. В связи с этим, очень точно подмечено в контексте процессов реализации комплекса национальных проектов, что «именно отдельные субъекты РФ, сочетая собственные ресурсы со значительными возможностями, предоставляемыми им российским государством в ходе реализации национальных проектов, способны уравнять показатели качества жизни и достигнуть стабильных, среднестатистических российских показателей» [2].
Давно не является секретом, что острота региональных проблем обусловлена неравенством регионов страны по социально-экономическим условиям проживания населения, из-за недостатков территориальной организации общества, вследствие чего созданные богатства распределяются по регионам без должного соответствия размещению населения страны. В результате этого, уровень жизни групп людей выше других не потому, что они лучше трудятся, а потому, что они проживают в более благоприятных регионах, где лучше развита сфера услуг, больше рабочих мест с высокой оплатой труда и т.д.
Другая сторона региональной проблемы — более эффективное использование выгод от разнообразия условий производства в разных регионах.
Третья сторона — сочетание общенациональных и местных интересов каждого человека, который одновременно является гражданином страны и жителем определенного региона.
Следует подчеркнуть, что решение задач регионального развития перерастает в сложную проблему в силу следующих обстоятельств: существуют объективные и неуничтожимые противоречия между социально-экономическими интересами государства в целом и отдельными регионами (как противоречие между целым и частью); то, что выгодно для отдельного региона, далеко не всегда выгодно для других регионов или для страны в целом, и наоборот. Следовательно, необходим поиск компромиссных решений.
Поэтому следует сделать вывод о том, что региональная стратегия федерального центра — это такая система намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и осуществляет все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей. Любая политика не только выражает единые интересы, но и консолидирует их. Например, экономическая политика ищет компромисс между интересами государства и хозяйствующих субъектов по поводу принципов построения и структуры бюджетно-финансовой системы, а также прав объектов и собственности. Всякая политика эффективна настолько, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов.
Государственная региональная политика исходит из факта дискретности пространства, неравнозначности регионов по факторам развития, следовательно, региональная политика должна строиться дифференцированно, селективно и адаптивно. Региональную политику надо понимать как сферу деятельности государства по регулированию экономического, социального, политического, экологического развития страны в пространственно-региональном аспекте. Объектом государственной региональной политики федерального центра является территория России, разделенная на экономико-географические регионы, в структуре которых субъекты федерации, местные самоуправлен-ческие структуры. Государственная региональная политика должна быть направлена на формирование всей совокупности (вертикальных и горизонтальных) национально-политических, социально-экономических, этнокультурных отношений и на реализацию на их основе сбалансированных государственных и региональных интересов.
Говоря об адресности политики, следует уточнить: кому помогать - депрессивному региону или его населению? Если первое, то надо вкладывать средства в данный регион, если второе — лучше стимулировать отток населения в более благополучные регионы. Однако при решении этой задачи нельзя принимать один из двух вариантов как альтернативу, нужно искать компромисс: отдавая предпочтение заботе о населении, следует думать и о том, чтобы
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3
122
Н.З. ЗЕЛИМХАНОВА, Х.Э. ТАЙМАСХАНОВ
не разрывалась единая ткань территориальной структуры общества. Даже самый отсталый регион — неотторжимая часть страны, это родина проживающего там населения, и в этом статусе он заслуживает поддержки при иных способах решения задачи помощи его населению.
Гарантией экономической независимости федеральной и региональной власти служит договор о разделении налоговой базы на федеральную и региональную части. Например, поступления от подоходного налога целиком направляются в федеральный бюджет, а поступления от налога на землю — в региональный. Одни и те же источники налогов не могут использоваться совместно федеральными и региональными властями. Кроме этого, сбор налогов должен осуществляться федеральными и региональными ведомствами независимо друг от друга посредством своих налоговых служб и представителей, что позволяет избежать соблазна использовать контроль за федеральными (или региональными) налогами в качестве инструмента давления на федеральные (или региональные) органы власти.
Современная рыночная экономика региона представляется как воспроизводственно-институциональная сфера отношений, определяющих специфику функционирования экономических субъектов данной территории, опосредующих формирование условий производства, распределения, перераспределения, обмена и потребления производственных благ и услуг. Субъектами региональной экономики являются: население — социально-поселенческая общность данного субфедерального образования, интересы которого перед федеральным центром и в отношениях с другими регионами призваны выражать представительные органы государственной власти субъекта федерации, а также местные экономические элиты, объединяющие субъектов хозяйственной жизни, обладающих значительной реальной «экономической» властью, и оказывающие существенное влияние на выработку региональной экономической политики и процесс ее реализации. Население региона, представленное его экономически активной частью, самодеятельным контингентом и группами, нуждающимися в социальной поддержке и защите, а также представителями органов государственного и муниципального управления, хозяйственных элит и предпринимательских структур, формирует неповторимый (по структуре, реальной власти, управленческим компетенциям, этнокультурным чертам, укладу жизни и т.д.) социум региона. Этот региональный социум и является основным субъектом производственнохозяйственной деятельности и социально-экономической жизни региона.
Объектами региональной экономики являются все определенные Конституцией РФ компоненты собственности субфедеральных структур и объекты, отнесенные к предметам совместного ведения (в рамках компетенции распоряжения ими, определенных для субъектов Российской Федерации), а также другие элементы регионального богатства: овеществленный в материальных и нематериальных активах результат производства благ, услуг и создания духовных ценностей как накапливаемый суммативный итог деятельности регионального социума от предшествующих воспроизводственных циклов и предпосылок (условия, база, фундамент) их последующего продолжения.
Экономическая целостность регионов России поддерживается воспроизводственными процессами, а также сложившимся единым управленческим пространством, общностью денежного и инвестиционного пространства, целостностью финансово-бюджетной системы на всем рыночно-экономическом пространстве страны. Вместе с тем, на целостность и возможность регионального воспроизводства в условиях нестабильной системы государственного регулирования негативно влияют такие факторы, как абсолютная открытость национальной экономики для внешней интервенции, длительный экономический кризис, изменение политических и экономических отношений центра и регионов не в пользу последних и др. Воспроизводственный процесс в регионе представляет собой производительное функционирование совокупного регионального капитала и одновременно — процесс создания и использования совокупного регионального продукта в форме товарных благ и услуг, предназначенных для производственного и личного потребления. Поскольку экономика региона — система открытая, постольку часть средств, необходимых для обеспечения воспроизводства, поступает в результате осуществления трансакционных операций межрегионального обмена, а в случаях их недостаточности — предоставляется федеральным центром региону в виде трансфертных перечислений.
Дотационный характер функционирования экономики многих регионов в известной мере формируется и воспроизводится самим центром. В данном случае имеются в виду отдаленные последствия внешне-позитивных краткосрочных инструментов, к которым следует отнести введение разнообразных необоснованных льгот (а такие льготы не ограничиваются послаблениями только в налоговой сфере, а охватывают также сферы кредитных, тарифных, лицензионных и таможенных преференций), ограничение стимулирующих возможностей регионов на активное привлечение стимулов для частных инвестиций и сдерживание льготного инвестиционного кредитования.
И хотя не исключено, что по мере расширения инвестициионных возможностей государство будет формировать Фонд регионального развития в большем объеме (направляя средства из него на финансирование эффективных проектов регионального и межрегионального значения), однако это должно осуществляться, прежде всего, «путем реализации обоснованной и эффективной политики межбюджетных отношений в сфере распределения доходов и осуществления расходов» [1].
ЛИТЕРАТУРА
1. Шинкоренко П. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами в РФ // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 1. С. 19.
2. Щанкин С.А. Национальные проекты в контексте экономического развития регионов России // Регионология. Научный — публицистический журнал. 2006. № 2(55). С. 52.