ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 3
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИНАНСЫ РЕГИОНА»
ТАВБУЛАТОВА З.К.,
кандидат экономических наук, доцент, декан факультета «Экономика и финансы»,
Чеченский государственный университет, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрено экономическое содержание понятий «регион», «финансы региона», выявлена специфика региональной финансовой системы РФ.
Ключевые слова: регион; финансовая система; региональная экономика.
In article the economic maintenance of concepts «region», «the region finance» is considered, specificity of a regional financial system of the Russian Federation is revealed.
Keywords: region; a financial system; regional economy.
Коды классификатора JEL: R51.
В современных условиях возрастает роль региональных аспектов развития экономики России. Процессы мирового развития свидетельствуют о наличии двух противоположных тенденций, определяемых как «глобализация» и «регионализация». С одной стороны, революционный прорыв в последней четверти двадцатого века в сфере информационного обмена, усиливающийся процесс создания наднациональных организаций, таких как Европейский Союз (ЕС), свидетельствуют об относительном уменьшении мирового пространства с принятием на вооружение многими субъектами принципа «мысли глобально, действуй локально». С другой стороны, наблюдается повышение значимости территориальных единиц национального и мирового пространства — регионов. В связи с этим, на первый план выступают самостоятельные возможности регионов определять свое место в национальном и мировом развитии, даже при минимуме посреднической роли государства. Все в большей мере функции регулирования экономических и социальных процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому, роль региональных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется [2].
Как показывает многолетний мировой опыт, мощь и национальная безопасность государства характеризуются, прежде всего, состоянием экономики страны, финансовой системы и ее части - региональных финансов [1]. Специфика российского государства требует согласованного развития национальной экономики не только с точки зрения государства в целом, но и в региональном аспекте. Устанавливая «правила игры» институциональных преобразований для реформирования национальной экономики на макроэкономическом уровне и не разрабатывая адекватных правил этой игры на уровне региона, невозможно достичь успеха в экономике страны в целом. Одной из причин слабости исполнения законов, постановлений, инструкций, принятых центром, является недостаточный учет именно региональных особенностей, без знания которых невозможно эффективное функционирование национальной экономики.
Очевидно, что регион сегодня становится главным субъектом экономических и политических отношений. Раскрывая суть региональных финансов, мы считаем необходимым уточнить понятие «регион». Это вызвано тем, что оно является основополагающим не только в географических науках, но также и во всех отраслях экономической науки, связанных с пространственным территориальным аспектом функционирования всех областей экономической жизни.
В научной литературе проблемы регионов рассматриваются в различных аспектах: мирохозяйственном, геополитическом, административно-территориальном. С позиций исследования региональных финансов предпочтителен административно-территориальный подход, который выражает общность всех территорий страны, образующих суверенное государство. Интересы административно-территориальных единиц выступают наиболее четко определенными объектами территориального управления социально-экономическими процессами. Среди них в пределах Российской Федерации уровень субъектов Федерации является основным, их границы и количество относительно стабильны. Значительная часть воспроизводственных и миграционных процессов происходит в рамках субъектов Федерации, здесь в основном осуществляется связь между центральными и местными органами управления. На этом уровне наиболее четко проявляется функционирование территориального управления как самостоятельного вида управленческой деятельности. В энциклопедических словарях понятие регион трактуется как «территория, выделенная по совокупности каких-либо взаимосвязанных признаков и явлений, крупная таксономическая единица в какой-либо системе территориального членения», именно он взят в качестве объекта исследования.
На сегодняшний день существует несколько трактовок понятия «регион». Одно из них определяет регион как «социально-экономическую пространственную целостность, характеризующуюся структурой производства, наличием
© З.К. Тавбулатова, 2012
всех форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, условий духовной жизни человека, имеющую местные органы самоуправления своей территории (область, край, республика) и функционирующую для создания оптимальных условий обитания» [3]. Другое определение характеризует рассматриваемое понятие как «территориальное образование на едином экономическом поле, по своей сути выполняющее посредническую роль между макро- и микроэкономикой, обеспечивая оптимальное функционирование всех систем: экономических, социальных, политических, национальных в любой части пространства и тем самым в целом на территории Федерации» [3].
Приведенные определения дополняют друг друга: в общем смысле под регионом правомерно понимать часть территории РФ, которая обладает общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион можно определить и как естественно - историческое пространство, в рамках которого осуществляется социально-экономическая и общественная деятельность проживающих в нем людей. Российская Федерация по Конституции состоит из 83 субъектов (причем, существующие регионы сложились как административные единицы еще в период существования СССР, без изменения они превратились в субъекты РФ), и с точки зрения формирования национальной экономики можно рассматривать каждый отдельный субъект Федерации как основу функционирования региональных финансов. В этой связи в данной работе мы считаем возможным рассматривать в качестве региона субъект РФ. При этом следует оговориться, что вообще регион может совпадать с границами территории субъекта РФ, но может и объединять территории нескольких субъектов РФ (например, существующие сейчас семь федеральных округов).
Мы придерживаемся позиции ученых, которые определяют территорию региона как «... определенную часть социального (в первую очередь населения), природного (включая природно-ресурсный и экологический), экономического, инфраструктурного, культурно-исторического и, наконец, собственно пространственного потенциалов государства, которая находится в юрисдикции субфедеральных органов власти» [2].
Учитывая вышеизложенное, мы понимаем регион как субъект РФ следующим образом: это составная часть суверенного государства, наделенная свойственными ей природно-ресурсными, социальными, культурно-историческими, а также экономическими и инфраструктурными признаками.
Период экономической трансформации, переживаемый Россией, сопровождается формированием основ государства на принципах федерализма и демократии. Федеративное государство предполагает равенство субъектов, его составляющих, что должно способствовать сочетанию демократических тенденций и оптимального уровня децентрализации полномочий региональных властей, пропорциональному развитию, самостоятельности регионов и согласованности в действиях федерального центра и субъектов Федерации. На уровне субъектов РФ действует государственная власть, которая характеризуется наличием законодательного органа, возможностью принятия самостоятельного экономического решения, разработки программы развития, системы образования, культуры. Важно иметь в виду, что федеративное государство призвано не управлять регионами, но осуществлять регулирующее воздействие, определять общие условия их самостоятельной деятельности, согласованные пропорции федерального и регионального, общенациональные пропорции развития территории.
Большая доля полномочий и ответственности в регулировании социально-экономических процессов легла на региональный уровень, породив множество сложных и болезненных вопросов, от решения которых зависит будущее всего российского государства. Исходя из структуры федеративного устройства России, государственные финансы, будучи двухуровневыми, включают финансы федеральных органов власти и финансы органов власти субъектов РФ.
Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению вопроса об экономическом содержании региональных финансов, необходимо четко определиться в понимании категории финансов вообще, являющимся весьма дискуссионным для предмета нашего исследования. Нерешенность вопросов сущности финансов на общетеоретическом уровне стали причиной искажения практических процессов в области финансовой политики государства.
Так, проф. В.М. Родионова определяет финансы как «денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) и части национального богатства (НБ) в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества» [4]. Подобное определение дает и проф. Л.А. Дробозина: «финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства» [5]. В данном случае под централизованными фондами понимаются средства государства, а под децентрализованными - денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий.
Следует отметить, что такая трактовка была справедлива для советского периода развития России, когда все предприятия находились исключительно в собственности государства и не существовало никаких других форм собственности.
Общим элементом приведенных определений является включение в понятие финансы предприятий всех форм собственности. Однако Б.М. Сабанти доказал, что общегосударственные финансы и финансы народного хозяйства - это две разные категории, последняя из которых составляет денежное хозяйство предприятий [5]. Доходы, создаваемые на уровне предприятий, регулируются общими законами рынка, которые служат базой для формирования общегосударственных ресурсов, а не финансами.
Вместе с тем, по нашему мнению, на современном этапе развития страны использование таких формулировок неоправданно, т.к. происходит смешение двух самостоятельных категорий: финансов и денежного хозяйства предприятий. В цивилизованной экономической системе финансы, одной из существенной черт которых является государственновластная форма проявления, регулируют все денежные отношения, возникающие между государством и предприятиями различных форм собственности. За пределами финансов остается большое количество денежных отношений внутри
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 3
106
З.К. ТАВБУЛАТОВА
предприятий негосударственной формы собственности и между ними. Мы придерживаемся позиции ученых, которые считают, что эти отношения не представляют собой финансы, поскольку отношения товарного производства регулируются не государством, а законами материального производства [5]. Таким образом, существуют две разные экономические категории — финансы и денежное хозяйство.
В западной литературе и практике финансы изначально трактуются как публичные общественные (государственные) финансы. Данная позиция связана с тем, что государство нуждается в формировании институтов для выполнения государственной политики, т.е. с возникновением государства в обществе появляется объективная потребность в формировании системы перераспределительных отношений, которые с развитием товарно-денежных отношений принимают денежную (финансовую) форму.
Следует остановиться и еще на одной особенности для точного понимания сущности финансов. Отличительным признаком финансов является их денежный характер, т.е. не все экономические отношения (денежные и натуральные) подпадают под определение финансов. Поэтому, на наш взгляд, логичнее финансы определять как денежные отношения.
Исходя из вышеизложенного, мы считаем наиболее точно отражающим современные экономические отношения в стране следующее определение. Финансы — это «обусловленная фактом существования государства и необходимостью обеспечения выполнения последними своих функций система денежных отношений, имеющих государственно-властную форму проявления, выражающих перераспределение стоимости совокупного общественного продукта и целенаправленное формирование на этой основе централизованных и децентрализованных фондов (доходов) в соответствии с общественными потребностями» [1]. В данном случае под централизованными фондами понимаются общегосударственные финансы, а под децентрализованными — финансы регионального уровня, но никак не противопоставление централизованного фонда государства и предприятий, совокупность денежных ресурсов которых зачастую продолжает классифицироваться как децентрализованные фонды государства. Игнорирование этого очевидного теоретического положения на практике выражается в ущемлении роли регионов и регулярном вмешательстве государства в процессы формирования и использования денежного хозяйства предприятий негосударственных форм собственности.
Сегодня децентрализация экономических отношений в обществе существенно повышает самостоятельность и роль регионов в осуществлении общей экономической политики государства. Однако эффективность практической реализации их деятельности зависит от целого ряда обстоятельств, прежде всего, от четкого решения всех теоретических аспектов сущности региональных финансов.
Понимание сущности региональных финансов непосредственно зависит от содержания понятий «регион» и «финансы».
Поскольку нет единого мнения по поводу сущности финансов вообще, то и суть региональных финансов экономистами понимается по-разному. Одни считают, что они охватывают региональные бюджеты и финансы субъектов хозяйствования [1, 2], другие — что они «выражают систему экономических отношений между государством и отдельными территориями, между регионами и населением» [4, 5].
Итак, обобщая результаты нашего исследования, сформулируем собственное определение региональных финансов. Учитывая четко обозначенную позицию относительно сущности финансов вообще (как публичные финансы), мы считаем наиболее точно отражающим сущность региональных финансов следующее определение: «местные финансы - это система денежных отношений, связанных с аккумулированием части стоимости совокупного общественного продукта (главным образом НД), посредством ее перераспределения и соответствующим образом использованием данных денежных средств в соответствии с функциями, возложенными на местные органы власти и управления» [3]. В данном случае под «местными» понимаются не только финансы местного самоуправления, но и финансы республиканских, краевых, окружных органов управления, т.е. субъектов РФ, и поэтому правомерно брать за основу данное определение.
Мы определяем сущность региональных финансов следующим образом. Региональные финансы — это система денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств в соответствии с функциями, возложенными на региональные органы власти и управления. Региональные финансовые органы призваны, во-первых, формировать денежные фонды на региональном уровне и, во-вторых, использовать эти фонды для выполнения задач, возложенных на них населением и вышестоящим уровнем власти.
Как составной части общегосударственных финансов, региональным финансам присущи все характерные черты финансов в целом. Финансы субъектов Федерации - одна из важнейших составных частей государственных финансов, которые реализуются в рамках субъектов РФ в пределах их компетенции в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками.
Социально-экономическая сущность региональных финансов адекватна сущности общегосударственных финансов, так как свойства и характеристики, присущие чему-то целому, находят свое отражение и в каждой частице этого целого.
К общим моментам государственных и региональных финансов можно отнести:
♦ аналогичность построения (сложность построения и развития систем, состоящих из большого количества подсистем);
♦ адекватность механизмов хозяйствования (если государство развивается по определенным рыночным механизмам, то и входящие в него регионы развиваются соответствующим образом);
♦ адекватность макропоказателей, используемых для оценки состояния экономики;
♦ общность законов равновесия региональных и государственных макросистем.
Общность финансовых отношений в масштабах государства и регионов характеризуется следующими основными элементами: федеративным устройством государства; единством денежной системы государства; единством воспроизводственного процесса, распределительных и перераспределительных механизмов в масштабах государства; единством систем управления и регулирования финансовой сферы; единством экономического, таможенного и информационного пространства.
Финансы субъектов РФ занимают промежуточное положение между финансами муниципалитетов и финансами федерального центра (схема 1).
Финансы федерального ► Финансы органов ► Финансы местного
центра М власти субъектов РФ М самоуправления
Схема 1. Общность финансовых отношений
Это специфическое вертикальное положение требует от финансов регионов одновременного согласования взаимодействий с финансовыми отношениями федерального центра и муниципалитетов. Исходя из этого, в региональных финансах проявляется двойственный характер отношений с федеральным центром и органами местного самоуправления. С одной стороны, они являются составным элементом государственных финансов, а с другой - состав финансов регионов определяется муниципальными финансами.
Сущность и содержание региональных финансов определяются региональными масштабами, формами и методами распределительных, контрольных и воспроизводственных экономических отношений, тогда как общегосударственные финансы определяются национально-государственным устройством этих отношений.
Вышесказанное позволяет констатировать, что, имея основу, общую с национально-государственными, финансы в региональном аспекте характеризуются отличительными особенностями.
Региональные финансы в значительной степени зависят от федерального центра. Эта зависимость выражается, в первую очередь, ограниченностью решений органов власти субъектов Федерации в области функционирования финансов. Законодательная основа функционирования региональных финансов во многом определяется федеральными законами и нормативными актами.
Система финансовых отношений на субфедеральном уровне относительно открыта, но в рамках единого общегосударственного финансово-экономического пространства эта открытость проявляется через постепенное перетекание денег, ценных бумаг из одних регионов в другие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белоусов Д.Р. Трансформация системы государственных финансов // Проблемы прогнозирования. 2001. № 2. С. 24- 29, 171.
2. Жангоразова Ж.С., Устова Дж.А. Эффективность государственного регулирования региона // Тегга Есопоткиз. Ростов-н/Д: ЮФУ. 2011. № 4. С. 167-180.
3. Рафьюз Р.У. Общая теория бюджетно-налогового федерализма: Доклад / Вопросы налоговой политики и бюджетного федерализма в России и США / Материалы семинара. Майкоп, 1996. 23-24 апреля. С. 5-6.
4. Родионова В.М., ФедотоваМ.А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. М.: Перспектива, 1995. 98 с. С. 182.
5. Сабанти Б.М. Теория финансов: учебное пособие. М.: Менеджер, 1998. 168 с.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 3