Научная статья на тему 'Особые экономические зоны инструмент преодоления региональной депрессивности'

Особые экономические зоны инструмент преодоления региональной депрессивности Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
493
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
ДЕПРЕССИВНЫЙ РЕГИОН / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / УСКОРЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ТЕХНИКОВНЕДРЕНЧЕСКИЕ ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ПОРТОВЫЕ ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / DEPRESSIVE REGION / THE SPECIAL ECONOMIC ZONE / THE ACCELERATED DEVELOPMENT / INVESTMENT CLIMATE / INDUSTRIAL AND PRODUCTION SPECIAL ECONOMIC ZONES / TURISTSKO-RECREATIONAL SPECIAL ECONOMIC ZONES / PORT SPECIAL ECONOMIC ZONES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Зелимханова Н. З.

В данной статье рассматривается необходимость создания особых экономических зон в депрессивных регионах для их ускоренного развития и выхода из кризисного состояния. Они способствуют улучшению инвестиционного климата и притоку внешних и внутренних инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special Economic Zones a tool to overcome the regional depression

In given article necessity of creation of special economic zones for depressive regions for their accelerated development and an exit from a crisis state is considered. They promote improvement of an investment climate and inflow of external and internal invest-ments.

Текст научной работы на тему «Особые экономические зоны инструмент преодоления региональной депрессивности»

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ - ИНСТРУМЕНТ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДЕПРЕССИВНОСТИ

ЗЕЛИМХАНОВА Н.З.,

старший преподаватель, Грозненский государственный нефтяной технический университет

имени акад. М.Д. Миллионщикова,, 364052, г. Грозный, ул. А. Авторханова 14/53

В данной статье рассматривается необходимость создания особых экономических зон в депрессивных регионах для их ускоренного развития и выхода из кризисного состояния. Они способствуют улучшению инвестиционного климата и притоку внешних и внутренних инвестиций.

Ключевые слова: депрессивный регион; особая экономическая зона; ускоренное развитие; инвестиционный климат; промышленно-производственные особые экономические зоны; техниковнедренческие особые экономические зоны; туристско-рекреационные особые экономические зоны; портовые особые экономические зоны.

In given article necessity of creation of special economic zones for depressive regions for their accelerated development and an exit from a crisis state is considered. They promote improvement of an investment climate and inflow of external and internal invest-ments.

Keywords: depressive region; the special economic zone; the accelerated development; investment climate; industrial and production special economic zones; special economic zones; turistsko-recreational special economic zones; port special economic zones.

Коды классификатора JEL: O18.

В отечественной научной литературе под государственной политикой зонирования принято понимать комплекс мер социального, экономического и правового характера, направленных на создание и эффективное функционирование особых образований (зон) на территории данной страны [4]. Определяя круг экономических и социальных проблем, связанных с этим, необходимо отметить, что особые зоны создаются, прежде всего, в целях развития и более рационального использования производственного потенциала страны, ее отдельных регионов и отраслей. При этом содержание и цели государственной политики зонирования сводятся к следующему:

♦ обеспечение благоприятных условий для активизации совместной с зарубежными партнерами деятельности по увеличению экспортно-импортных возможностей данного региона и страны в целом;

♦ расширение торгово-экономического сотрудничества с зарубежными государствами данного региона и РФ;

♦ формирование благоприятных условий для привлечения иностранного капитала (инвестиций), современной и высокоэффективной технологии и новых видов техники;

♦ создание нового научно-промышленного парка с целью накопления и тиражирования опыта в области производства высококачественной наукоемкой продукции, привлечения высоких технологий;

♦ более рациональное и эффективное использование земельных ресурсов региона, развитие инфраструктуры на территории зоны и сопредельных территорий; привлечение зарубежного управленческого опыта с целью распространения его на отечественные организации и предприятия;

♦ отработка на локальном уровне новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике;

♦ практическое обучение отечественных специалистов приемам и методам бизнеса;

♦ переподготовка кадров для удовлетворения потребностей предприятий и организаций, размещенных на территории зоны и сопредельных территориях.

Понятие особых зон многоаспектно, так как в основе его толкования лежат самые разнообразные критерии. В отечественных и зарубежных источниках отсутствует однозначная трактовка этого понятия. Особые зоны чаще всего увязывают со свободными экономическими зонами (СЭЗ) в различных формах.

В России Свободные Экономические Зоны (СЭЗ) стали создаваться в начале 90-х гг. Однако в отличие от многих зарубежных стран, где политика их образования характеризовалась значительной долей прагматизма и целесообразностью, в нашей стране такая идея была инструментом борьбы за перераспределение власти и ресурсов в про-

© Н.З. Зелимханова, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 3

цессе становления нового российского федерализма. В результате только с июля 1990 по июнь 1991 г. Верховный Совет России официально закрепил статус СЭЗ за 11 регионами, включая Приморский край, Находку, Алтайский край, г. Санкт-Петербург, Ленинградскую область, г. Выборг, Зеленоград, Калиниградскую, Читинскую, Новгородскую области, Еврейскую автономную область. Общая площадь этих территорий составляла более 1 млн км2 (7 % территории России), население - 18,5 млн чел. (13 % населения России).

Для поддержания государственной линии на формирование преимущественно двух видов локальных зон российское правительство в 1994-1995 гг. предприняло ряд шагов по улучшению инвестиционного климата для иностранных и отечественных предприятий, действующих в СЭЗ. Среди них можно выделить предоставление льгот при налогообложении прибыли предприятий с иностранными инвестициями; освобождение от НДС и специального налога на импортируемое технологическое оборудование; отмена с 1 января 1996 г. налога на сверхнормативное превышение расходов на оплату труда и др.

Специфика политики по созданию СЭЗ в нашей стране на протяжении 90-х гг. не имела четкой стратегической направленности, носила стихийный характер. Кроме того, отсутствовала основополагающая концепция и соответствующая правовая база развития СЭЗ, а вопрос об их создании решался под воздействием различных факторов

- намерений администраций отдельных регионов, пожеланий иностранных и отечественных предпринимателей, меняющейся в стране политической и экономической ситуации. Российские СЭЗ возникали на основе не федерального закона, а отдельных указов и постановлений исполнительной власти, принимаемых по отдельным СЭЗ.

Несмотря на короткий срок их существования, можно с уверенностью утверждать, что деятельность большинства СЭЗ в России, если придерживаться международных стандартов, неэффективна. Экспертная оценка практики функционирования СЭЗ в нашей стране, проведенная международной ассоциацией их развития, показала, что предполагаемые цели создания СЭЗ не достигнуты. При отсутствии надежной правовой базы деятельность этих территориальных объединений не способствовала решению приоритетных для страны проблем в области стабилизации и подъема экономики, регионального развития и укрепления федерализма, развития внешнеэкономических связей.

Другой крупной проблемой, связанной с функционированием СЭЗ, является недостаточное законодательное обеспечение деятельности иностранного капитала. Правовой базой, регламентирующей ее, долгое время выступал Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», принятый в июле 1991 г. Однако он действовал в условиях перехода России к рыночной экономике, во многом устарел уже в первой половине 90-х гг. Новый Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» был принят только в июле 1999 г., но не содержал раздела о деятельности иностранного капитала на территории СЭЗ, а только определял основные гарантии прав иностранных инвесторов и условия их предпринимательской деятельности на территории всей России.

Наиболее слабым звеном в деятельности российских СЭЗ является отсутствие эффективной системы управления зонами на федеральном и местном уровнях. Поэтому одним из ключевых вопросов образования СЭЗ является создание такой системы управления, в которой сочетался бы баланс этих интересов. Однако до настоящего времени подобная система управления зонами не создана. Результатом подобной политики зонирования в России, несмотря на определенные коррективы, вносимые на местах, слабая эффективность этих зон и иррациональность.

Новым этапом в развитии ОЭЗ стал Федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 г. В нем ОЭЗ определена как часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности [3]. В данном определении можно выделить следующие характерные черты:

1) ОЭЗ - часть территории Российской Федерации (государственной и таможенной территории);

2) границы ОЭЗ устанавливаются Правительством РФ, которое наделяется правом их создания на территориях субъекта Федерации или муниципального образования;

3) территория ОЭЗ отличается от остальной территории Российской Федерации тем, что на ней действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Как указывалось ранее, на территории Российской Федерации могут создаваться ОЭЗ следующих типов:

1) промышленно-производственные особые экономические зоны;

2) технико-внедренческие особые экономические зоны;

3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;

4) портовые особые экономические зоны.

Под промышленно-производственной деятельностью понимается производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация.

Под технико-внедренческой деятельностью понимается создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем определенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.

Под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов, предназначенных для санаторного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному разливу минеральных вод.

особые экономические зоны — инструмент преодоления региональной... 127

Законодательно установлен ряд требований, касающихся географического расположения зон, их конфигурации, особенностей застройки и характера осуществляемой на их территории деятельности. Так, одна ОЭЗ не может находиться на территории сразу нескольких муниципальных образований, и она не должна полностью включать в себя всю территорию какого-либо административного образования. На территории ОЭЗ запрещается размещать объекты жилищного фонда. Данные требования не распространяются на туристско-рекреационные ОЭЗ.

На территории ОЭЗ не допускается:

1) добыча полезных ископаемых и металлургическое производство;

2) переработка полезных ископаемых и переработка лома черных и цветных металлов;

3) производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Особые экономические зоны (кроме портовых) могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности. Кроме того, земельные участки, образующие их территорию, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц (для техниковнедренческих ОЭЗ - кроме образовательных и научно-исследовательских учреждений) за исключением земельных участков, которые представлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты.

На момент создания ОЭЗ на земельных участках, образующих ее территорию, могут быть расположены только объекты, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц (для технико-внедренческих особых экономических зон - кроме образовательных и научно-исследовательских учреждений), за исключением объектов инженерной и транспортной инфраструктур.

Высший орган исполнительной власти субъекта федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования подает в Правительство страны заявку на создание ОЭЗ с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач федерального, регионального и местного значения.

Заявка должна содержать:

1) технико-экономическое обоснование;

2) характеристику социально-экономического положения субъекта федерации и муниципального образования, на территории которых предполагается создание ОЭЗ;

3) стратегию социально-экономического развития субъекта федерации с указанием планируемого вклада предполагаемой ОЭЗ в реализацию указанной стратегии;

4) перечень потенциальных резидентов ОЭЗ, их краткую характеристику, а также направления деятельности;

5) сведения о трудовых ресурсах субъекта федерации и муниципального образования, где предполагается создание ОЭЗ, и возможности их привлечения;

6) расчеты предполагаемых расходов федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации, местного бюджета и внебюджетных источников, связанных с созданием и функционированием ОЭЗ;

7) перечень сопроводительных документов.

Перечисленные пункты должны содержаться в заявке независимо от типа ОЭЗ, планируемой к созданию.

Отбор заявок на создание ОЭЗ одного типа осуществляется на конкурсной основе [2]. Минэкономразвития России является организатором конкурса, принимает решение о проведении конкурса, утверждает его результаты и конкурсную документацию, а также организует конкурс по каждому типу ОЭЗ отдельно.

Федеральное агентство по управлению ОЭЗ проводит в установленном порядке отбор заявок [1].

Участниками конкурсных процедур являются:

— комиссия по отбору заявок на создание ОЭЗ;

— претенденты на участие в конкурсе - высшие исполнительные органы государственной власти субъектов федерации совместно с исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований, подавшие заявку организатору конкурса на создание ОЭЗ.

Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается ОЭЗ, в течение 30 дней с даты принятия Правительством решения о создании ОЭЗ заключают соглашение, в котором устанавливаются:

❖ объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной, социальной, инновационной инфраструктур за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъекта федерации и местного;

❖ план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории;

❖ комплекс мероприятий по разработке перспективного плана ее развития и порядок их финансирования;

❖ права на имущество, созданное за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъекта федерации и местного, в соответствии с планом обустройства и материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории и расположенное в ее границах, а также на объекты инфраструктуры этой зоны, находящиеся на прилегающей к территории и непосредственно с ней связанные;

❖ порядок управления объектами недвижимости и объектами инфраструктуры, созданными за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъекта федерации и местного и расположенными в границах ОЭЗ, а также порядок эксплуатации и содержания таких объектов, в том числе осуществления их капитального ремонта;

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 3

❖ порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, созданным за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъекта федерации и местного и расположенным в границах ОЭЗ, после прекращения ее существования;

❖ обязательства органов государственной власти субъекта федерации по предоставлению налоговых льгот резидентам ОЭЗ;

❖ порядок формирования наблюдательного совета ОЭЗ;

❖ обязательства исполнительного органа государственной власти субъекта федерации по делегированию федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению ОЭЗ, полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости в пределах ее территории на срок существования;

❖ обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования по передаче федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению ОЭЗ, права на управление и распоряжение земельными участками и другими объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности, в пределах ее территории на срок существования.

Создается ОЭЗ на 20 лет. Этот срок продлению не подлежит.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление от 13.09.2005 г. № 563 «Об утверждении положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон» // СЗ РФ. 2005. № 38. Ст. 3821.

2. Постановление от 13.09.2005 г. № 564 «Об утверждении правил оформления и подачи заявок на создание особых экономических зон» // СЗ РФ. 2005. № 38.

3. Постатейный комментарий Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» / Под ред. А.Н. Кодырина. М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2006. С. 15.

4. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. С. 373.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.