Научная статья на тему 'Социально-экономическая структура транснациональных корпораций как субъект развития инновационной экономики'

Социально-экономическая структура транснациональных корпораций как субъект развития инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Альманах «Крым»
ВАК
Ключевые слова
транснациональные корпорации / страны / расходы на НИОКР / причины изменений в расходах на НИОКР в ТНК / НИОКР / transnational corporations / countries / R&D spending / reasons for changes in R&D spending in TNCs / R&D

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чоксум А.Ч.

В исследовании предпринимается попытка оценить значение транснациональных корпораций (ТНК) в исследования [и разработки (НИОКР)] в современной мировой экономике. Масштабы этого явления могут быть подтверждены сравнением расходов на НИОКР крупнейших корпораций с расходами ведущих стран в этой области и анализом рейтинга ТНК с наибольшими расходами на исследования и разработки и рейтинга самых инновационных корпораций. В исследовании указаны причины изменения расходов на НИОКР среди крупнейших транснациональных корпораций мира и атрибуты самых инновационных из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-economic structure of transnational corporations as a subject of the development of an innovative economy

The study attempts to assess the importance of transnational corporations (TNCs) in research [and development (R&D)] in today’s global economy. The magnitude of this phenomenon can be confirmed by comparing the R&D spending of the largest corporations with the spending of the leading countries in this area and by analyzing the ranking of TNCs with the highest R&D spending and the ranking of the most innovative corporations. The study indicates the reasons for the change in R&D spending among the largest transnational corporations in the world and the attributes of the most innovative of them.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическая структура транснациональных корпораций как субъект развития инновационной экономики»

Чоксум А.Ч.

Аспирант, кафедры организационного проектирования систем управления, Институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Социально-экономическая структура транснациональных корпораций как субъект развития инновационной экономики

Введение

процессы инновационного развития в мире реализуются в значительной степени транснациональными корпорациями (ТНК). Ведущая роль транснациональных корпораций является результатом их экономической мощи и имеющихся у них преимуществ. Это также подтверждается заключением ОЭСР 2018 г., в котором говорится, что в отношении исследований и разработок (НИОКР) транснациональные корпорации являются ключевыми игроками, определяющими размер и местонахождение НИОКР в современной мировой экономике. Они также являются движущей силой вовлеченных процессов, таких как интернационализация НИОКР, международных исследований и разработок. сотрудничества, передачи знаний и технологий [5].

предполагалось, что за исключением нескольких высоко интернационализированных средств и крупных предприятий, транснациональные корпорации несут ответственность за уровень и направления НИОКР по всему миру. Доминирующая роль транснациональных корпораций в деятельности по НИОКР отражается в сумме затрат этих компаний на НИОКР сохраняется и по сей день, что может свидетельствовать об изменении их положения с годами. Расходы на исследования и разработки правительств и других учреждений находятся на подъеме. Кажется, что это может быть связано с изменением действующей инновационной модели, которая предполагает распространение деятельности НИОКР в контексте инновационных сетей, которые все чаще вовлекают более мелкие компании, но и с ростом НИОКР в таких странах, как Китай, Индия и т.д.

Цель данной статьи - представить значение транснациональных корпораций в глобальных исследованиях и разработках, а также указать причины и изменение расходов на НИОКР крупнейших мировых ТНК и тенденции этого процесса. В литературе на настоящий момент имеется сравнительно мало исследований, посвященных этой теме. Это связано как со сложностью самих ТНК, так и с

продолжающимися преобразованиями (слияния, организационные изменения и т.д.), а также нежеланием транснациональных корпораций раскрывать свои стратегические данные.

Методология.

Научно-методическим основанием данной работы послужили общенаучные методы познания, такие, как метода анализа и синтеза, а также методы экономико-статистического анализа, табличного и графического отображения данных.

Результаты и обсуждение.

Анализ статистических данных за последние два десятилетия демонстрирует быстрый рост расходов на НИОКР в глобальном масштабе. Эти изменения во многом вызваны транснациональными корпорациями. Согласно исследованиям, тысяча крупнейших корпораций выделяет от 44% до 40% мировых расходов на НИОКР. Кроме того, следует отметить, что эффективность расходования денег корпорациями была выше, а их доля в общем количестве выданных патентов на изобретения была выше, чем их доля в средствах, выделяемых на НИОКР в глобальном масштабе.

Согласно исследованиям зарубежных учёных, в настоящее время почти каждый четвертый или каждый третий патент на изобретение принадлежал 102 крупнейшим корпорациям по затратам на НИОКР в мире [1].

Важность ТНК в глобальных исследованиях и разработках также подтверждается списком 20 крупнейших мировых бизнес-структур по затратам на НИОКР в 2022 году (таблица 1).

Таблица 1. ТОР-10 крупнейших мировых бизнес-структур по затратам на НИОКР в 2022 г.

компания Затраты на нИокР, млрд. долларов США

Alphabet, Inc. 28,8

Apple, Inc. 26,25

Huawei Technologies Co., Ltd. 23,2

Microsoft Corporation 22,7

Samsung Electronics Co Ltd 18,17

Tencent Holdings ADR 17,7

Intel Corporation 17,53

Volkswagen Group 17,1

Alibaba Group 17

Roche Holding AG 15,15

Alphabet потратила около 28,8 млрд долларов на исследования и разработки в 2022 году, что на 19% больше, чем в 2021 году.

Годовые расходы Apple на исследования и разработки в 2022 году составили 26,251 млрд долларов, что на 19,79% больше, чем в 2021 году. Расходы на исследования и разработки за квартал, закончившийся 31 декабря 2022 года, составили 7,709 млрд долларов, что на 22,25% больше, чем в прошлом году. Расходы компании на исследования и разработки составили 6,67% от ее общего дохода в 2022 году по сравнению с 5,95% в 2021 году. Это отражает ее приверженность инновациям и дифференциации на конкурентном рынке [3].

Huawei В 2022 году инвестировала 161,5 млрд юаней (около 23,2 млрд долларов) в исследования и разработки, что составляет 25,1% от ее общего дохода. Это одни из самых высоких расходов на исследования и разработки в истории Huawei, что отражает ее приверженность инновациям и устойчивому выживанию. Расходы Huawei на исследования и разработки за последние 10 лет превысили 977,3 млрд юаней (около 140,6 млрд долларов).

Microsoft потратила около 22,7 млрд долларов на исследования и разработки в 2022 году, что на 15% больше, чем в 2021 году.

Samsung Electronics инвестировала 13,4 млрд долларов США в исследования и разработки в первые три квартала 2022 года, что является рекордным показателем и на 14% больше, чем за тот же период

2021 года. Ее расходы на исследования и разработки в четвертом квартале 2022 года составили 4,774 млрд долларов США, что означает, что ее общий объем исследований и разработок расходы на

2022 год до 18,174 млрд долларов, что составляет 6,9% от общего дохода в 2022 году по сравнению с 6,5% в 2021 году.

Tencent в 2022 году потратила около 114,5 млрд юаней (около 17,7 млрд долларов США) на исследования и разработки, что на 28% больше, чем в 2021 году. Часть расходов была связана с искусственным интеллектом, облачными вычислениями, автоматизацией, поисковыми системами, социальными сетями, обменом мгновенными сообщениями, средствами массовой информации, веб-браузерами, антивирусным программным обеспечением, музыкой, платежными системами, кинопроизводством, видеоиграми и онлайн-сервисами.

Расходы Intel на исследования и разработки в 2022 году составили 17,528 млрд долларов, что на 15,39% больше, чем в 2021 году. Расходы составили 23% от общего дохода в 2022 году по сравнению с 21,8% в 2021 году. Основные направления исследований и разработок включают технологические процессы, технологии упаковки, архитектуру Цп, графические процессоры. архитектура, ускорители искусствен-

ного интеллекта, решения для памяти и хранения, программное обеспечение и безопасность.

Общие затраты Volkswagen на исследования и разработки в автомобильном подразделении в 2022 году составили 17,1 миллиарда долларов, что составляет 7,6% его выручки. Эти расходы увеличились на 12,2% по сравнению с 2021 годом, что отражает ее внимание к электрификации, цифровизации, новым технологиям и модульным платформам. В 2022 году Volkswagen подал 5638 патентных заявок по всему миру на изобретения сотрудников, в основном в Германии, и в таких областях, как системы помощи водителю, автоматизация и связь, а также альтернативные системы привода.

В 2022 году Alibaba потратила около 110,5 млрд юаней (около 17 млрд долларов) на исследования и разработки, что на 19% больше, чем в

2021 году. Средства пошли на искусственный интеллект, облачные вычисления, электронную коммерцию, платежные системы, логистику, цифровые медиа и исследование онлайн услуг [4].

Расходы компании Roche на исследования и разработки в 2022 году составили 14,05 млрд швейцарских франков (около 15,15 млрд долларов США), что на 2,7% больше, чем в 2021 году. Расходы компании на исследования и разработки составили 22% от ее общего дохода в

2022 году по сравнению с 23% в 2021 году. Основные направления исследований и разработок включают онкологию, иммунологию, неврологию, инфекционные заболевания и редкие заболевания.

Крупнейшие ТНК работают в четырех секторах: различные направления, связанные:

- со здравоохранением (фармацевтическое, косметическое, диагностическое и медицинское оборудование), в лице Novartis, Roche, Johnson & Johnson, Pfizer, Merck US;

- с автомобилестроением: Фольксваген, Тойота Мотор, Дженерал Моторс, Форд Мотор, Даймлер, Хонда Мотор;

- с электроникой и электротехникой: Samsung Electronics, Siemens, Huawei, Robert Bosch, Panasonic и ИТ: Microsoft, Google, Apple, Intel, IBM.

Анализ рейтингового списка двадцати ТНК с самыми высокими расходами на НИОКР в динамике позволяет сделать вывод, что за последние десять лет почти половина списка изменилась. Это демонстрирует огромное давление со стороны крупнейших корпораций, чтобы получить финансирование для исследований и развития, и, в то же время, убежденность в том, что только этот вид деятельности позволит им получить и сохранить глобальное положение.

Лидирующее положение ТНК на рынке, несомненно, отражает масштаб и динамику их изменения в расходах на НИОКР.

Анализ расходов на НИОКР крупнейшизх ТНК за последние десять лет показывает два периода развития. Первый - с 2013 по 2019 годы, когда их общие расходы увеличились с 82 млрд евро до 142,7 млрд евро, или на 74%. (в среднем более чем на 10% в год). Динамику изменения затрат на НИОКР в этот период следует признать высокой по сравнению с другими результатами мировой экономики (например, рост ВВП). Это означает, что крупнейшие транснациональные корпорации выделяли относительно большие суммы на финансирование НИОКР, несмотря на различные условия, сложившиеся в экономической среде.

Изучение затрат на НИОКР по отраслям и секторам (таблица 2) показывает, что его структура существенно изменилась в период между 2019 и 2022 г. Доля ТНК в секторе здравоохранения снизилась на -25,8%, а доли других секторов выросли.

Таблица 2. Изменения в отрасли для ТНК с наибольшими расходами на НИОКР в 2019 и 2022 гг.

отрасль Расходы на ниокр в 2019 г. Расходы на ниокр в 2022 г. динамика изменений 2022/2019 в %

млрд. долларов % млрд. долларов %

Здравоохранение 54,3 38,0 40,3 28,3 -25,8

ИКТ 33,8 23,7 37,6 26,4 11,2

Автомобилестроение 35,2 24,7 42,1 29,5 19,6

Электротехника и электроника 19,4 13,6 22,6 15,8 16,5

Всего 142,7 100 142,6 100 -

Лидеры рейтинга в поисках конкурентного преимущества постоянно увеличивают свои расходы на НИОКР. Например, Volkswagen увеличил их на 219,5% за 10 лет. Это привело к увеличению различий в расходах на НИОКР. Результатом является растущее доминирование крупнейших ТНК над остальными корпорациями и большая стабилизация на верхних позициях в рейтинговых списках.

Представленный анализ финансовой деятельности ТНК с самыми высокими расходами на НИОКР свидетельствует о том, что эти хозяйствующие субъекты, несомненно, сыграли ключевую роль в научно-исследовательской деятельности в мире, особенно в отношении размера понесённых финансовых расходов. И это несмотря на то, что

их вклад в глобальные расходы на НИОКР за годы, охваченные исследованием, снизились с 10,2% в 2013 г. до 8,9% в 2022 г. [2].

Boston Consulting Group, международная компания стратегического консалтинга, составляет рейтинг самых инновационных компаний мира с 2005 года. Рейтинг BCG включает 50 самых инновационных корпораций. Из них самое большое число, то есть 29, приходится на компании из США, 11 из Европы и 10 из Азии. В список также входят новые рынки - это три компании из Китая и одна из Индии. В таблице 3 представлены Т0Р-10 компаний из рейтинга самых инновационных компаний мира по версии Boston Consulting Group и Forbes в 2022 году.

Таблица 3. ТОР-10 компаний из рейтинга самых инновационных компаний мира по версии Boston Consulting Group и Forbes в 2022 году.

номер в рейтинге BCG Forbes

1 Apple Salesforce

2 Tesla Amazon

3 Amazon Intuitive Surgical

4 Alphabet/Google Tencent Holdings

5 Microsoft Apple

6 Moderna Hindustan Unilever

7 Samsung Google

8 Huawei Natura Cosmeticos

9 BYD Company Bharat Heavy Electricals

10 Siemens Monsanto

Хотя критерии принадлежности ТНК к тем или иным отраслям были разными в рейтинге компаний с наибольшими расходами на НИОКР и в рейтинге самых инновационных ТНК, многие компании можно найти в обоих списках. Это может указывать на то, что сумма расходов на НИОКР превратилась в результаты, которые необходимо учитывать.

По данным исследования, проведенного среди респондентов ВСС при создании рейтинга самых инновационных компаний, в 2022 году целых 79% респондентов считали инновации важнейшим условием развития, тогда как в 2005 г. такое мнение высказывали только 66%.

Исследование BCG показало, что корпорации, которые первыми сосредоточили свои усилия на НИОКР, получили значительное кон-

курентное преимущество. К ним относятся Apple, Google, Microsoft, Samsung, Toyota, BMW, Amazon, IBM и Hewlett-Packard. В этих ТНК инновации были и остаются очень важными. Эти исследования показывают, что четыре атрибута, которые делают инновации более эффективными, становятся все более важными.

Они включают:

- давление относительно скорости действия,

- хорошо и эффективно реализованные процессы НИОКР,

- использование технологических платформ,

- систематическое изучение соседних рынков.

Значение этих атрибутов не ново, но в последние годы они приобрели новый смысл. Например, увеличение скорости на рынке ведет ко многим преимуществам, как финансовым, так и нефинансовым. Финансовые выгоды напрямую измеримы и намного превосходят затраты на внедрение «скорости» на рынок.

Примеры преимуществ введения «скорости» включают:

- более быстрые инновации - компании, ориентирующиеся на скорость в своих стратегиях, могут оперативнее реагировать на потребности рынка;

- более низкие затраты на разработку - высвобождается финансовый и операционный капитал, создаваяресурсы для других видов деятельности, которые могут принести компании дополнительную ценность;

- более высокая доля рынка и более точные прогнозы, так как это сокращает время от дизайна продукта до доставки на рынок.

Заключение

Что касается расходов на исследования и разработки, транснациональные корпорации наряду со странами являются одними из крупнейших субъектов хозяйственной деятельности в мире. Однако, эффективность их денег выше, чем у стран.

В оценке инновационной деятельности в 21 веке по-прежнему доминируют корпорации из западных стран, хотя появились и ТНК из Китая и Индии.

Исследование также показали, что корпорации, занимающиеся исследованиями и разработками, получили значительное конкурентное преимущество на рынке, и именно они формируют направления и тенденции этой деятельности в глобальном масштабе.

Библиографический список:

1. Адаманова З.О., Шацкая Э.Ш. Влияние транснациональных корпораций на мировую экономику // Инвестиции и новации. 2021. № 1. С. 27-31.

2. Брилка М.С. Роль инноваций в стратегиях развития ТНК // автореф... дисс. канд. экон. наук. - М.: 2018.

3. Климовских Н.В., Сафьянова А.В. Транснациональные корпорации как агенты глобализации // Научные достижения и открытия. 2021. № 3. С. 71-73.

4. Колесникова В.В. Инновационная активность транснациональных корпораций // Бизнес и дизайн ревю. 2022. № 3. С. 68-76.

5. Федченко А.М. Анализ инновационной деятельности международных корпораций в России // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 6. С. 236-241.

6. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Предметное поле государственного управления в системе политических наук // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 10 (184). С. 57-61.

7. Рябова Е.Л. К юбилею известного ученого, преподавателя Надежды Ултургашевой // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 6 (168). С. 57-61.

8. Щупленков Н.О., Рябова Е.Л. Роль фактора времени в политической культуре // Культура Мира. 2022. Т. 10. № 26 (1). С. 75-86.

9. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экономическое, политическое и кросс-культурное значение отелей // Альманах Крым. 2022. № 31. С. 61-72.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Рябова Е.И., Рябова Е.Л. Дихотомия культуры: конфликт ценностей экологии и экономики // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 11-19.

11. Кантаева О.В., Рябова Е.Л. Региональные аспекты реализации государственных инициатив по стимулированию активного долголетия и физической активности пожилых граждан // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 42-51.

12. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Явные и скрытые смыслы забастовок // Власть истории и история власти. 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 30-42.

13. Бирюков С.В., Рябова Е.Л. Феномен лидерства в контексте современных кризисов и вызовов // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 1 (151). С. 9-19.

14. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Эволюция дипломатического подарка как индикатор изменений в международных отношениях // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 6 (156). С. 45-54.

15. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Боль разделенных городов - последствия геополитических игр // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 1 (27). С. 10-20.

16. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитическая авантюра: цена внешнеполитического просчета в истории // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 5 (31). С. 515-524.

17. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Политизация образов истории повседневности (на примере образа ворот) // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 7 (33). С. 782-791.

18. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитические смыслы закрытых границ: размышления в связи с карантином // Альманах Крым. 2020. № 20. С. 11-22.

19. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экологические смыслы международного сотрудничества: все тайное становится явным // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 1(19). С. 10-19.

20. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитика в маске // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 4 (22). С. 500-511.

21. Рыбаков С.В., Рябова Е.Л. К вопросу об инновационном компоненте молодежной политике в российской федерации // Этносоциум и межнациональная культура. 2019. № 11 (137). С. 44.

22. Байханов И.Б. Сквозные компетенции в системе компетенций современного педагога // Педагогическое образование в России. - Екатеринбург, 2022. № 5. C. 17-25. - DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_02.

23. Байханов И.Б. Молодежь в цифровом мире: самооценка сформированности цифровых компетенций абитуриентов московских вузов // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 6 (55). С. 615-623.

24. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен // Власть истории и история власти. - М.: 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 20-29.

25. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен / И.Б. Байханов // Власть истории и история власти. - М.: 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 20-29.

26. Байханов И.Б. Качество образования как стратегическая цель региональной образовательной политики в Чеченской Республике // Отечественная и зарубежная педагогика. - М.: 2019. Т. 1. № 6 (63). С. 46-55.

27. Байханов И.Б. Государственная политика как фактор развития национальной образовательной системы: базовые аспекты // Этносоциум и межнациональная культура, 2020. № 1 (139). С. 69-76.

28. Байханов И.Б. Формирование цифровых компетенций в условиях трансформации образовательных систем // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 7 (56). С. 705-712.

29. Байханов И.Б. Геополитическая культура: как корабль ты назовешь И.Б. Байханов // Миссия конфессий. - М.: 2021. Т. 10. № 5 (54). С. 519-524.

30. Байханов И.Б. Интернет, выборы и формирование электоральной культуры // Эт-носоциум и межнациональная культура, 2013. № 5 (59). С. 101-107.

31. Ананченкова П.И., Тонконог В.В. Направления государственной политики в создании и развитии региональной инновационной образовательной системы. Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 49. С. 8-15.

32. Тонконог В.В., Константинов В.М., Ананченкова п.И. Развитие образовательных услуг в сфере переподготовки и повышения квалификации кадров для малого и среднего бизнеса. Труд и социальные отношения. 2014. Т. 25. № 9. С. 106-121.

33. Тонконог В.В., Ананченкова П.И. E-LEARNING: заменит ли дистант традиционные формы обучения? Труд и социальные отношения. 2017. Т. 28. № 4. С. 119-128.

34. Ананченкова П.И., Кузнецов М.Ю. Профессиональное обучение безработных в системе службы занятости населения. Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 47. С. 176-183.

References

1. Adamanova Z.O., Shatskaya E.Sh. The influence of transnational corporations on the global economy // Investments and innovations. 2021. № 1. P. 27-31.

2. Brilka M.S. The role of innovation in the development strategies of TNCs // abstract of thesis. Ph.D. econ. Sci. - M.: 2018.

3. Klimovskikh N.V., Safyanova A.V. Transnational corporations as agents of globalization // Scientific achievements and discoveries. 2021. № 3. P. 71-73.

4. Kolesnikova V.V. Innovative activity of transnational corporations // Business and design review. 2022. № 3. P. 68-76.

5. Fedchenko A.M. Analysis of innovative activities of international corporations in Russia // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2021. No. 6. pp. 236-241.

6. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Subject field of public administration in the system of political sciences // Ethnosocium and interethnic culture. 2023. № 10 (184). Р. 57-61.

7. Ryabova E.L. To the anniversary of the famous scientist and teacher Nadezhda Ulturgashe-va // Ethnosocium and interethnic culture. 2022. № 6 (168). Р. 57-61.

8. Shchuplenkov N.O., Ryabova E.L. The role of the time factor in political culture // Culture of the World. 2022. Vol. 10. № 26 (1). Р. 75-86.

9. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Economic, political and cross-cultural significance of hotels // Almanac Crimea. 2022. № 31. P. 61-72.

10. Ryabova E.I., Ryabova E.L. Dichotomy of culture: conflict between the values of ecology and economics // Almanac Crimea. 2022. № 32. Р. 11-19.

11. Kantaeva O.V., Ryabova E.L. Regional aspects of the implementation of state initiatives to stimulate active longevity and physical activity of older citizens // Almanac Crimea. 2022. № 32. Р. 42-51.

12. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Explicit and hidden meanings of strikes // Power of history and history of power. 2022. Vol. 8. № 1 (35). Р. 30-42.

13. Biryukov S.V., Ryabova E.L. The phenomenon of leadership in the context of modern crises and challenges // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 1 (151). Р. 9-19.

14. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The evolution of a diplomatic gift as an indicator of changes in international relations // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 6 (156). Р. 45-54.

15. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The pain of divided cities - the consequences of geopolitical games // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 1 (27). P. 10-20.

16. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical adventure: the price of foreign policy miscalculation in history // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 5 (31). P. 515-524.

17. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Politicization of images of everyday history (using the example of the image of a gate) // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 7 (33). P. 782-791.

18. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical meanings of closed borders: reflections in connection with quarantine // Almanac Crimea. 2020. № 20. P. 11-22.

19. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Ecological meanings of international cooperation: everything secret becomes clear // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 1 (19). P. 10-19.

20. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitics in a mask // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 4 (22). P. 500-511.

21. Rybakov S.V., Ryabova E.L. On the issue of the innovative component of youth policy in the Russian Federation // Ethnosocium and interethnic culture. 2019. № 11 (137). P. 44.

22. Baykhanov I.B. Cross-cutting competencies in the system of competencies of a modern teacher // Pedagogical education in Russia. - Ekaterinburg, 2022. № 5. P. 17-25. - DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_02.

23. Baykhanov I.B. Youth in the digital world: self-assessment of the level of digital competencies of Moscow university applicants // Mission of Confessions, 2021. Vol. 10. № 6 (55). P. 615-623.

24. Baykhanov I.B. Features of human resource management in the context of global changes // The power of history and the history of power. - M.: 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 20-29.

25. Baykhanov I.B. Features of human resource management in conditions of global change // The power of history and the history of power. - M.: 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 20-29.

26. Baykhanov I.B. Quality of education as a strategic goal of regional educational policy in the Chechen Republic // Domestic and foreign pedagogy. - M.: 2019. Vol. 1. № 6 (63). P. 46-55.

27. Baykhanov I.B. State policy as a factor in the development of the national educational system: basic aspects // Ethnosocium and interethnic culture, 2020. № 1 (139). P. 69-76.

28. Baykhanov I.B. Formation of digital competencies in the context of transformation of educational systems // Mission of Confessions, 2021. Vol. 10. № 7 (56). P. 705-712.

29. Baykhanov I.B. Geopolitical culture: what do you call a ship I.B. Baykhanov // Mission of confessions. - M.: 2021. Vol. 10. № 5 (54). P. 519-524.

30. Baykhanov I.B. Internet, elections and the formation of electoral culture // Ethnosocium and interethnic culture, 2013. № 5 (59). P. 101-107.

31. Ananchenkova P.I., Tonkonog V.V. Directions of state policy in the creation and development of a regional innovative educational system. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2016. № 49. P. 8-15.

32. Tonkonog V.V., Konstantinov V.M., Ananchenkova P.I. Development of educational services in the field of retraining and advanced training of personnel for small and medium-sized businesses. Labor and social relations. 2014. Vol. 25. № 9. P. 106-121.

33. Tonkonog V.V., Ananchenkova P.I. E-LEARNING: will distance learning replace traditional forms of learning? Labor and social relations. 2017. Vol. 28. № 4. P. 119-128.

34. Ananchenkova P.I., Kuznetsov M.Yu. Vocational training for the unemployed in the employment service system. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2016. № 47. P. 176-183.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.