Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / ЭФФЕКТ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МОНИТОРИНГ / ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лама Майя Кимовна

Автор статьи раскрывает вопрос социально-экономической эффективности на предприятиях. Основой и объектом для исследования выбрано малое предприятие как субъект экономических отношений. Данное исследование носит вызывной характер и побуждает других авторов к дискуссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC EFFICIENCY OF SMALL ENTERPRISES

The author of the article reveals the issue of socio-economic efficiency in enterprises. A small business as a subject of economic relations was chosen as the basis and object for the study. This study is challenging in nature and encourages other authors to discuss.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

УДК 338

Прикладные экономические исследования, ООО «Научный консультант», 2019

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАЛЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ

Лама Майя Кимовна,

Национальный исследовательский Томский государственный университет,

Томск, Россия

Аннотация. Автор статьи раскрывает вопрос социально-экономической эффективности на предприятиях. Основой и объектом для исследования выбрано малое предприятие как субъект экономических отношений. Данное исследование носит вызывной характер и побуждает других авторов к дискуссии.

Ключевые слова: предприятие; эффект; социально-экономическое развитие; мониторинг; планирование.

UDC 338

Applied Economic Researches, SA LLC, 2019

SOCIO-ECONOMIC EFFICIENCY OF SMALL ENTERPRISES

Lama Maya Kimovna,

National Research Tomsk State University, Tomsk, Russia

Abstract. The author of the article reveals the issue of socio-economic efficiency in enterprises. A small business as a subject of economic relations was chosen as the basis and object for the study. This study is challenging in nature and encourages other authors to discuss.

Keywords: enterprise; the effect; socio-economic development; monitoring; planning.

В России 2007 год был объявлен годом малого бизнеса. Принятый в 2007 году Госдумой РФ базовый Закон №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» выводит поддержку малого бизнеса на уровень приоритетов государственной политики [1]. Однако этот важный сектор экономики до сих пор не полностью использует свой потенциал в социальном и экономическом развитии населенных пунктов как с точки зрения объемов производства конкурентоспособных товаров и услуг, так и с точки зрения занятости населения. Особое место среди проблем, тормозящих развитие и устойчивое функционирование МП, является отсутствие экономического и организационно-управленческого механизма, позволяющего объективно оце-

нить варианты МП на начальных стадиях их развития, а также отсутствие инновационных объектов для малого бизнеса, зачастую вынужденных арендовать неприспособленные помещения. Инструментом адаптации МП к конкретным рыночным условиям является бизнес-план, учитывающий инновационные - функциональные, коммерческие, организационно-управленческие и социальные особенности МП [2]. Актуальность разработки такого инструментария предопределена структурными, поисковыми и оценочными требованиями бизнес-планирования, адаптированного для инновационных малых предприятий.

По данным Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Мо-

сквы, расширение рынков сбыта продукции, привлечение международного опыта производства конкурентной продукции, технологий, инвестиций, партнеров для реализации совместных проектов - это реальные потребности более чем 20% субъектов малого предпринимательства, общее количество которых на сентябрь 2007 г. достигло 314 тысяч [3]. Прежде всего, это оптовые торговые предприятия, из них 20 тыс. предприятий поддерживают и расширяют устойчивые связи с поставщиками из других регионов. Вторую по численности (около 16 тыс.) группу малых предприятий, ориентированных на межрегиональное сотрудничество, составляют производственные и научно-технические предприятия. Основные направления их межрегиональных интересов: поиск партнеров и инвестиций для реализации инновационных проектов, продвижение своей продукции на региональных рынках [4].

По данным Департамента потребительского рынка и услуг, в 2007 г. число объектов мелкорозничной торговли сократилось на 2,4 тыс. (на 20,6%) по сравнению с 2006 годом. В 2008 г. их количество должно сократиться еще на 3 тыс., или на 30,8 % по сравнению с 2007 г. Выделяются две основных причины для их сокращения [5]:

а) город ими перенасыщен: в настоящее время в Москве 19,5 тыс. различных ларьков и павильонов. При этом ежегодно открывается более тысячи магазинов шаговой доступности;

б) во время проверок установлены многочисленные нарушения санитарных норм в процессе их деятельности.

Городской целевой программой развития потребительского рынка и услуг на 2007-2009 гг. предусмотрено поэтапное сокращение нестационарных мелкорозничных объектов на 20% ежегодно. Примерно 45% малых предприятий Москвы работают в сфере торговли и общественного питания, более 15% - в строительстве, в промышленности малых и средних предприятий - более 15%, в науке и научном обслуживании - 4,2%, в жилищно-коммунальном хозяйстве - 0,6%.

Между тем, некоторые регионы страны,

например, не имеют ни одного современного кинозала на своей территории. Кинорынки крупных (от 500 тыс. жителей) городов в активно развивающихся регионах, а также рынки городов-миллионников имеют большой потенциал для роста объемов услуг кинопоказа. Малые города (кроме южных курортных районов, городов Подмосковья и прилегающих к нему областей) пока остаются вовсе без кинопроката [6].

С 2008 г. в стране введены новые критерии для развития малого бизнеса. Если фирма подпадает под понятие малое или среднее предприятие, она имеет право рассчитывать на государственную поддержку. При этом особая помощь оказывается предприятиям, задействованных в таких важных секторах, как ЖКХ, социальные услуги, здравоохранение, образование, инновационные проекты. Начал работать специальный портал малого предпринимательства, где сконцентрирована вся информация о федеральной, региональной и муниципальной системах поддержки малого бизнеса.

Освоение территории Москвы в последние годы привело к отставанию строительства детских садов, спортивных комплексов, объектов культуры «шаговой доступности» и других МП социальной инфраструктуры. Новые разработки носят в основном социальную направленность [7]. Таким образом, их ориентация направлена не столько на инвесторов, сколько на комфортность проживания и работы населения. В соответствии с уточненным Генпланом до 2025 г. в новых жилых кварталах Москвы предусматривается создание рабочих мест, одна из целей которых снизить нагрузку на транспортную систему города, т.к. для уменьшения автомобильных пробок примерно 40% москвичей должны работать по месту своего жительства.

Департамент поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы и Департамент имущества столицы в декабре 2007 г. приняли совместное решение, по которому арендная плата для малых предприятий должна быть в разы меньше, чем средняя рыночная цена. Правительство Москвы одобрило Концепцию имущественной поддерж-

ки субъектов малого бизнеса, разработанную как на среднесрочную (2009 - 2011 гг.), так и на долгосрочную (до 2025 г.) перспективу [8]. Так, до 2012 г. планируется ввести в строй 3 млн.м2 площадей для предприятий малого бизнеса, а до 2025 г. - около 30 млн.м2. При этом только технопарки займут свыше 1 млн. м2.

С 1.01.2008 г. вступил в силу Федеральный Закон от 24.07.07 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», где впервые введено понятие «среднее предпринимательство» и установлены критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства. В целях реализации государственной политики развития малого предпринимательства Законом предусмотрены специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета и упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам, а также упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности, упрощенный порядок составления статистической отчетности [9]. Таким образом, создается расширенная система поддержки малого предпринимательства. Тем не менее, существует большая нехватка помещений, приспособленных для ведения бизнеса и дешевых по цене, а также предприятий, рассчитанных на шаговую доступность и предназначенных для маломобильных групп населения.

Оценка малого бизнеса необходима при: официальных разрешениях на ведение предпринимательской деятельности, оценке юридических прав, которые имеет малый бизнес, получении авторских сертификатов. Оценка объектов для малого бизнеса предусматривает: стоимость имущества, включенного в оцениваемый бизнес; реальность получения прибыли. Объективная оценка может быть получена на основе бизнес-плана, адаптированного к требованиям малого бизнеса, и учитывающего стадии функционирования бизнеса [10]. Необходимым этапом бизнес-плана является анализ безубыточности, т.е. сбалансированности соотношения между тремя составляющими требований рынка: издержками; объемом производства; прибы-

лями. Формулу для определения минимально необходимого для безубыточной работы объема реализации продукции (ОбР) можно записать в следующем виде: ОбР = ПсР + ПрР, где ПсР - постоянные расходы, т.е. неизменные расходы, не зависящие от уровня реализации продукции и затрат на ее производство. Эти расходы должны быть оплачены, даже если предприятие не получило никакого дохода. ПрР - переменные расходы, связанные непосредственно с объемом реализованной продукции [11]. В случае, если заранее невозможно сказать, какими будут суммарные переменные расходы в абсолютном выражении, при расчете безубыточности используют относительную величину валовой прибыли ВП, выраженную в процентах от объема реализации продукции:

ВП (%) = ВП/ОбР = (ОбР - ПрР)/ОбР = ПсР/ОбР,

отсюда получаем: ОбР = ПсР/ВП (%).

Для расчета уровня безубыточности в единицах продукции или услуг достаточно разделить полученный результат в денежном выражении на цену единицы товара. Таким образом, определяется количество единиц товара, которое необходимо продать, чтобы обеспечить безубыточность деятельности предприятия. На рис. 1 показана графическая модель расчета точки безубыточности (ТБ) и вероятность закрытия МП в течение 8 лет с момента регистрации с учетом зон риска. Безубыточное производство - количество единиц продукции V, которое нужно произвести и продать, чтобы полностью покрыть годовые постоянные издержки С при данной продажной цене единицы продукции Ps и переменных Су идеальных издержках: ^ - Су) х V = а; V = О / ^ - СУ).

Можно рассчитать Ps - безубыточную продажную цену для данного объема производства и определенных издержек [12]. В случае более одного продукта (А и Б) величина безубыточности продаж рассчитывается: ^а -Суа) х V + ^б -Суб) х Vв = а (А + Б).

Основным типом стратегий малого предприятия является стратегия роста (наступательная стратегия), сформированная в процессе конкурентной (деловой) стратегии. Зарубежные дан-

ные говорят, что необратимые убытки малый бизнес несет в первые 1,5 года, когда закрывается до 50% всех новых предприятий. Затем темпы убытков снижаются, а затем остается около 20% малых предприятий.

Одна из кривых на графике предполагает инновации по отношению к другим. Сравне-

ние между ними, во-первых, позволяет установить отклонение инновационного варианта от традиционного по экономическим показателям; во-вторых, оценить вероятность закрытия предприятия в течение следующего этапа функционирования бизнеса, если не подключить дополнительный кредит [13].

Вероятность закрытия бизнеса, %

90 % 75

60

45 '

30 ■

15

0

этапы

2 3 4 5 6

Вероятность закрытия бизнеса

1

7

8

Рис.1. Вероятность закрытия МП в течение первых лет его функционирования

Риск присутствует на всех этапах функционирования предприятия, но наибольший риск находится в диапазоне от 2 до 6 лет, поскольку МП прошло критический период (один год) своего развития, но вероятность его закрытия еще достаточно высока (из-за не подтвердившейся на рынке инновации или,

напротив, инновации, воспринятой и распространившейся среди аналогичных предприятий) [14]. При этом преждевременно исключать из рассмотрения предприятия моложе двух лет, т.к. существует опасность исключить те предприятия, которые в дальнейшем могли бы стать надежным бизнесом [15].

Литература:

1. Информация из ответов на вопросы о развитии малого бизнеса столицы Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента поддержки и развития г. Москвы М. Выше-городцева в программе «Актуальное интервью» радиокомпании «Говорит Москва», состоявшейся 18.10.2005.

2. Матвеенцева А.В., Соколов А.П. Продовольственная безопасность: региональный аспект. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 6 (16). С. 86-91.

3. Соколов, А. П. Взаимодействие макро- и микроуровней при формировании экономической безопасности страны / А. П. Соколов // Индустриальная экономика. - 2020. - № 1. - С. 6-9.

4. Соколов, А. П. О некоторых проблемах правового обеспечения устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса / А. П. Соколов // Журнал прикладных исследований. -2020. - № 2. - С. 51-57.

5. Соколов, А. П. О некоторых проблемах правового обеспечения устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса / А. П. Соколов // Журнал прикладных исследований. -2020. - № 2. - С. 51-57.

6. Мандрик, Н. В. Конкурентоспособность и делегирование полномочий: инновационный подход / Н. В. Мандрик, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 3(26). -С. 255-259.

7. Кубасова, О. А. Основные этапы формирования стратегии повышения международной конкурентоспособности промышленного предприятия / О. А. Кубасова, И. В. Рыжов // Транспортное дело России. - 2012. - № 5. - С. 209-211.

8. Рыжов, И. В. Влияние Кондратьевских волн на перспективы развития российской экономики и оборонной сферы государства / И. В. Рыжов // Финансы и кредит. - 2002. - № 19(109). - С. 54-61.

9. Рыжов, И. В. Приоритеты инвестиционной стратегии России на долгосрочную перспективу / И. В. Рыжов, С. Г. Малыгин // Экономические науки. - 2008. - № 38. - С. 164-166.

10. Голощапов, А. Н. Общая характеристика и алгоритм проведения внутреннего аудита системы менеджмента качества организации / А. Н. Голощапов, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 5(28). - С. 244-248.

11. Рыжов, И. В. Совершенствование информационного обеспечения формирования бизнес-планов на промышленном предприятии с учетом системного и интегрированного подходов / И. В. Рыжов, А. А. Хачатурян, Б. И. Черняховский // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. - 2018. - № 3(43). - С. 11.

12. Рыжов, И. В. Большие циклы в мировом и отечественном хозяйстве (Воздействие на формирование экономических моделей) : специальность 08.00.01 «Экономическая теория» : диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Рыжов Игорь Викторович. - Москва, 2002. - 387 с.

13. Рыжов, И. В. Организационно-управленческий инструментарий формирования системы качества бизнес-планирования на промышленном предприятии / И. В. Рыжов, Б. И. Черняховский // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 1(90). - С. 783-790.

14. Роль государства в управлении функционированием и развитием предприятий оборонно-промышленного комплекса / С. С. Чеботарев, В. С. Чеботарев, Б. В. Проскурин, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 4(105). - С. 41-45.

15. Рыжов, И. В. Анализ актуальных направлений привлечения инвестиций на отечественные предприятия / И. В. Рыжов, Е. Д. Сахончик // Финансы и кредит. - 2003. - № 24(138). -С. 24-35.

References

1. Informaciya iz otvetov na voprosy o razvitii malogo biznesa stolicy Ministra PraviteFstva Moskvy, rukovoditelya Departamenta podderzhki i razvitiya g. Moskvy M. Vyshegorodceva v programme «AktuaFnoe intervyu» radiokompanii «Govorit Moskva», sostoyavshejsya 18.10.2005.

2. Matveenceva A.V., Sokolov A.P. ProdovoFstvennaya bezopasnosf: regionaFnyj aspekt. Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2016. № 6 (16). S. 86-91.

3. Sokolov, A. P. Vzaimodejstvie makro- i mikrourovnej pri formirovanii ekonomicheskoj bezopasnosti strany / A. P. Sokolov // Industrialnaya ekonomika. 2020. № 1. S. 6-9.

4. Sokolov, A. P. O nekotoryx problemax pravovogo obespecheniya ustojchivogo razvitiya oboronno-promyshlennogo kompleksa / A. P. Sokolov // Zhurnal prikladnyx issledovanij. 2020. № 2. S. 51-57.

5. Sokolov, A. P. O nekotory'x problemax pravovogo obespecheniya ustojchivogo razvitiya oboronno-promy'shlennogo kompleksa / A. P. Sokolov // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 2. S. 51-57.

6. Mandrik, N. V. Konkurentosposobnost' i delegirovanie polnomochij: innovacionny'j podxod / N. V. Mandrik, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimateTstvo. 2012. № 3(26). S. 255-259.

7. Kubasova, O. A. Osnovny'e e'tapy' formirovaniya strategii povy'sheniya mezhdunarodnoj konkurentosposobnosti promy'shlennogo predpriyatiya / O. A. Kubasova, I. V. Ryzhov // Transportnoe delo Rossii. 2012. № 5. S. 209-211.

8. Ryzhov, I. V. Vliyanie Kondrat'evskix voln na perspektivy' razvitiya rossijskoj e'konomiki i oboronnoj sfery' gosudarstva / I. V. Ryzhov // Finansy' i kredit. 2002. № 19(109). S. 54-61.

9. Ryzhov, I. V. Prioritety' investicionnoj strategii Rossii na dolgosrochnuyu perspektivu / I. V. Ryzhov, S. G. Maly'gin // E'konomicheskie nauki. 2008. № 38. S. 164-166.

10. Goloshhapov, A. N. Obshhaya xarakteristika i algoritm provedeniya vnutrennego audita sistemy' menedzhmenta kachestva organizacii / A. N. Goloshhapov, I. V. Ryzhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2012. № 5(28). S. 244-248.

11. Ry'zhov, I. V. Sovershenstvovanie informacionnogo obespecheniya formirovaniya biznes-planov na promy'shlennom predpriyatii s uchetom sistemnogo i integrirovannogo podxodov / I. V. Ry'zhov, A. A. Xachaturyan, B. I. Chernyaxovskij // Informacionno-e'konomicheskie aspekty' standartizacii i texnicheskogo regulirovaniya. 2018. № 3(43). S. 11.

12. Ry'zhov, I. V. Bol'shie cikly' v mirovom i otechestvennom xozyajstve (Vozdejstvie na formirovanie e'konomicheskix modelej) : special'nost' 08.00.01 "E'konomicheskaya teoriya" : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni doktora e'konomicheskix nauk / Ry'zhov Igor' Viktorovich. Moskva, 2002. 387 s.

13. Ry'zhov, I. V. Organizacionno-upravlencheskij instrumentarij formirovaniya sistemy' kachestva biznes-planirovaniya na promy'shlennom predpriyatii / I. V. Ry'zhov, B. I. Chernyaxovskij // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2018. № 1(90). S. 783-790.

14. Rol' gosudarstva v upravlenii funkcionirovaniem i razvitiem predpriyatij oboronno-promy'shlennogo kompleksa / S. S. Chebotarev, V. S. Chebotarev, B. V. Proskurin, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2019. № 4(105). S. 41-45.

15. Ry'zhov, I. V. Analiz aktual'ny'x napravlenij privlecheniya investicij na otechestvenny'e predpriyatiya / I. V. Ry'zhov, E. D. Saxonchik // Finansy' i kredit. 2003. № 24(138). S. 24-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.