Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВО / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ОЦЕНКА / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лыкова Виолетта Павловна

Автором статьи раскрыты актуальные аспекты совершенствования государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности. Установлено, что государственная политика, проводимая в отношении инновационных предприятий дает эффективность не только для самого предприятия, но и для территории в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ASPECTS OF IMPROVING STATE SUPPORT AND STIMULATING INNOVATION

The author of the article reveals topical aspects of improving state support and stimulating innovation. It has been established that the public policy pursued in relation to innovative enterprises gives efficiency not only for the enterprise itself, but also for the territory as a whole.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 336

Прикладные экономические исследования, ООО «Научный консультант», 2020

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лыкова Виолетта Павловна

Санкт-Петербургский государственный горный университет, Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. Автором статьи раскрыты актуальные аспекты совершенствования государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности. Установлено, что государственная политика, проводимая в отношении инновационных предприятий дает эффективность не только для самого предприятия, но и для территории в целом.

Ключевые слова: инновации; стимулирование; государство; финансирование; оценка; мониторинг.

UDC 336

Applied Economic Researches, SA LLC, 2020

TOPICAL ASPECTS OF IMPROVING STATE SUPPORT AND STIMULATING INNOVATION

Lykova Violetta Pavlovna

St. Petersburg State Mining University, St. Petersburg, Russia

Abstract. The author of the article reveals topical aspects of improving state support and stimulating innovation. It has been established that the public policy pursued in relation to innovative enterprises gives efficiency not only for the enterprise itself, but also for the territory as a whole.

Keywords: innovations; stimulation; state; financing; grade; monitoring.

Для развития и эффективного функционирования строительства на инновационных принципах необходима разноэтапная поддержка органами государственной власти.

1. Административная поддержка. Органы государственной власти должны использовать административные ресурсы для поддержки научно-исследовательской, опытно-конструкторской деятельности, направленной на разработку, совершенствование, внедрение и реализацию инновационной продукции строительства [1].

2. Законодательное обеспечение. Необходима разработка правовых основ инноваци-

онной деятельности и принятие нормативно-правовых актов, направленных на создание благоприятной среды для инновационного развития строительства [2]. В том числе (по аналогии с московскими мероприятиями, ориентированными на инновации города):

- совершенствование законодательства с целью создания благоприятных условий для развития научно-технической и инновационной деятельности, в том числе по ее стимулированию;

- разработку предложений по совершенствованию федерального законодательства с целью устранения препятствий, стоящих на

пути развития инновационной деятельности в целом по стране;

- совершенствование нормативно-правового обеспечения по защите авторских прав и интеллектуальной собственности [3];

- разработку предложений по совершенствованию нормативно-правового обеспечения частно-государственного партнерства при осуществлении инновационной деятельности в городе Москве;

- разработку предложений по увеличению объема использования высокотехнологичной и наукоемкой продукции в рамках госзаказа.

Кроме того, следует повысить заинтересованность предприятий, разрабатывающих передовые достижения науки и техники в строительной отрасли, путем передачи им всех прав на интеллектуальную собственность, созданную ими за счет средств города. Целесообразно также разработать порядок долевого использования средств бюджета при зарубежном патентовании изобретений [4].

3. Финансовая поддержка. Бюджетные средства города следует использовать главным образом на создание благоприятной среды для развития науки и инновационного бизнеса, включая создание инновационной инфраструктуры. Финансовую поддержку из бюджета необходимо в значительной мере направить (в том числе в строительную отрасль) на создание условий, при которых инновационная деятельность стала бы более выгодна, чем какая-либо другая [5]. Для этого нужно создать систему стимулирования участников научно-технической и инновационной деятельности. Она должна предоставлять участникам различные виды льгот и преференций, в том числе налоговые льготы, а также льготы по аренде земли и помещений. Система стимулирования непременно должна включать льготы для строительных предприятий, осваивающих инновации.

4. Создание инновационной инфраструктуры. Для перевода экономики на инновационный путь развития строительной отрасли требуется полноценная инфраструктура, включающая большое число предприятий:

- органы координации и управления инновационной деятельностью в строительстве -

от идеи до реализации, включая анализ рынка недвижимости, приоритеты реконструкции и охраны памятников истории и культуры;

- научно-технические предприятия, которые генерируют новые знания, идеи, разработки и создают инновации;

- инновационные предприятия, специализирующиеся на внедрении инноваций в строительную отрасль;

- научно-проектные институты, осваивающие инновации;

- инфраструктуру - вспомогательные предприятия, оказывающие участникам инновационной деятельности финансовые, экспер-тно-консалтинговые, правовые, патентные, информационные, рекламные, проектно-кон-структорские, производственные, образовательные и другие услуги.

Однако создание любой инфраструктуры -дело долгое и весьма капиталоемкое. Поэтому инновационную инфраструктуру Москвы следует создавать постепенно, рачительно используя имеющиеся в городе резервы, в том числе городскую собственность, и хорошо продумывая каждый следующий шаг [6].

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что бюджетные средства целесообразно использовать для создания и развития инновационной инфраструктуры даже в виде прямых инвестиций. Однако такие инвестиции желательно осуществлять в рамках государственно-частного партнерства путем объединения ресурсов города и предпринимательского сообщества.

Из всех элементов инновационной инфраструктуры важнейшее значение имеют инновационные предприятия, то есть предприятия, специализирующиеся на освоении достижений науки и техники.

В Москве сейчас действует множество предприятий, занимающихся производственной и научно-технической деятельностью [7]. Но существует огромный дефицит предприятий, основная деятельность которых направлена на внедрение инноваций в экономику города.

Поэтому постановка вопроса о массовом освоении инноваций вызывает необходимость проведения такой инновационной по-

литики, которая способствовала бы созданию множества новых инновационных предприятий и появлению в городе развитой сети таких предприятий.

Однако чтобы предприятие было способно достичь успеха в инновационной деятельности, причем на мировом уровне, оно должно соответствовать определенным критериям [8]. Инновационному предприятию необходимо иметь в своем распоряжении передовые достижения науки или техники, располагать квалифицированными учеными и специалистами, имеющими внедренческий опыт, а также обладать современной научной, опытной, инженерной, а иногда и производственной инфраструктурой.

С этой точки зрения наиболее приспособлены к преобразованию в инновационные предприятия отраслевые институты и научно-технические предприятия малого бизнеса [9]. В Москве имеется успешный опыт подобных преобразований, что позволяет рекомендовать такую стратегию развития для более широкого распространения.

Новые инновационные предприятия могут также учреждаться Московским инновационным центром, окружными центрами или любыми другими инвесторами. И чем больше инновационных предприятий появится в Москве, тем лучше будет интеграция науки и производства.

Первоочередной задачей является также создание финансовой инфраструктуры инновационной деятельности и прежде всего фондов, занимающихся финансированием инновационных проектов. Без них инновации и инвестиции друг с другом так никогда и не встретятся [10]. Ведь сейчас никто в городе не оказывает такие услуги, так как банковское сообщество и инвесторы опасаются рисков, связанных с инновационной деятельностью.

В развитых странах эту нишу заполняют венчурные фонды, которые охотно берутся за финансирование инноваций. Хотя освоение

некоторых из них приносит таким фондам только убытки, за счет успешных инноваций венчурные фонды в целом получают хорошую прибыль.

Органы власти и банковское сообщество Москвы должны активно участвовать в создании городских венчурных и других фондов. Следует также рассмотреть целесообразность создания целевого бюджетного инновационного фонда, предусмотренного Законом города Москвы от 7 июля 2004 г. №45 «Об инновационной деятельности в городе Москве» [11].

Кроме того, необходимо создать систему подготовки и переподготовки кадров в области инновационной деятельности. К этой работе следует привлечь ведущие университеты Москвы [12].

5. Повышение престижности инновационной деятельности. Далеко не последняя по значимости государственная форма поддержки заключается в повышении престижности научно-технической и инновационной деятельности [13]. Авторитет ученого, изобретателя, новатора должен быть поднят на прежнюю высоту, как в те годы, когда весь мир поражался достижениям нашей науки и техники. На это важное дело нужно нацелить все городские средства массовой информации.

6. Другие формы поддержки. Государственным органам власти необходимо создать в городе условия для оказания всем участникам инновационной деятельности правовой, рекламной, информационной и консалтинговой помощи, в которых особенно нуждаются научно-технические и инновационные предприятия малого бизнеса [14].

Реализация всех форм поддержки инновационной деятельности потребует, конечно, значительных затрат бюджетных средств города. Однако опыт передовых стран свидетельствует, что затраты на создание благоприятных условий для инновационной деятельности быстро окупаются [15].

Список литературы:

1. Соколов, А. П. Взаимодействие макро- и микроуровней при формировании экономической безопасности страны / А. П. Соколов // Индустриальная экономика. - 2020. - № 1. - С. 6-9.

2. Соколов, А. П. О некоторых проблемах правового обеспечения устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса / А. П. Соколов // Журнал прикладных исследований. -2020. - № 2. - С. 51-57.

3. Соколов, А. П. О некоторых проблемах правового обеспечения устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса / А. П. Соколов // Журнал прикладных исследований. -2020. - № 2. - С. 51-57.

4. Соколов, А. П. Стратегия кадровой политики учреждения и направление его реализации в силовых структурах / А. П. Соколов, В. Н. Пожималин // Проблемы развития современного общества : Сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции, Курск, 25 апреля 2015 года. - Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2015. - С. 99-102.

5. Шаталов, А. С. Международное сотрудничество пенитенциарных систем в сфере передачи осужденных для отбывания наказания и исполнения приговора суда / А. С. Шаталов, А. Л. Санташов, Л. Л. Санташова // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 1. - С. 62-78.

6. Рыжов, И. В. Взаимосвязь «длинных волн» в экономике с преобразованиями в оборонной сфере России / И. В. Рыжов // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 2. - С. 6-12.

7. Кузьмина, Т. И. Инвестиционная привлекательность экономики Сербии для российского бизнеса / Т. И. Кузьмина // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 2. - С. 13-16.

8. Ельшин, В. А. Подходы к развитию системы управления предприятий и отраслей оборонно-промышленного комплекса (ОПК) / В. А. Ельшин // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 2. - С. 16-21.

9. Кубасова, О. А. Основные этапы формирования стратегии повышения международной конкурентоспособности промышленного предприятия / О. А. Кубасова, И. В. Рыжов // Транспортное дело России. - 2012. - № 5. - С. 209-211.

10. Рыжов, И. В. Влияние Кондратьевских волн на перспективы развития российской экономики и оборонной сферы государства / И. В. Рыжов // Финансы и кредит. - 2002. - № 19(109). -С. 54-61.

11. Рыжов, И. В. Приоритеты инвестиционной стратегии России на долгосрочную перспективу / И. В. Рыжов, С. Г. Малыгин // Экономические науки. - 2008. - № 38. - С. 164-166.

12. Голощапов, А. Н. Общая характеристика и алгоритм проведения внутреннего аудита системы менеджмента качества организации / А. Н. Голощапов, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 5(28). - С. 244-248.

13. Роль государства в управлении функционированием и развитием предприятий оборонно-промышленного комплекса / С. С. Чеботарев, В. С. Чеботарев, Б. В. Проскурин, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 4(105). - С. 41-45.

14. Рыжов, И. В. Анализ актуальных направлений привлечения инвестиций на отечественные предприятия / И. В. Рыжов, Е. Д. Сахончик // Финансы и кредит. - 2003. - № 24(138). -С. 24-35.

15. Романишина, Т. С. Социокультурные проекты как элемент стратегического развития городов / Т. С. Романишина, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 3(26). - С. 174-176.

References:

1. Sokolov, A. P. Vzaimodejstvie makro- i mikrourovnej pri formirovanii ekonomicheskoj bezopasnosti strany / A. P. Sokolov // Industrialnaya ekonomika. 2020. № 1. S. 6-9.

2. Sokolov, A. P. O nekotoryx problemax pravovogo obespecheniya ustojchivogo razvitiya oboronno-promyshlennogo kompleksa / A. P. Sokolov // Zhurnal prikladnyx issledovanij. 2020. № 2. S. 51-57.

npuKnadHbie экономинеские uccnedoeaHua. № 3 (37), 2020

3. Sokolov, A. P. O nekotory'x problemax pravovogo obespecheniya ustojchivogo razvitiya oboronno-promyshlennogo kompleksa / A. P. Sokolov // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 2. S. 51-57.

4. Sokolov, A. P. Strategiya kadrovoj politiki uchrezhdeniya i napravlenie ego realizacii v silovy'x strukturax / A. P. Sokolov, V. N. Pozhimalin // Problemy' razvitiya sovremennogo obshhestva : Sbornik nauchny'x trudov 2-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kursk, 25 aprelya 2015 goda. Kursk: Zakry'toe akcionernoe obshhestvo "Universitetskaya kniga", 2015. S. 99-102.

5. Shatalov, A. S. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo penitenciarny'x sistem v sfere peredachi osuzhdenny'x dlya otby'vaniya nakazaniya i ispolneniya prigovora suda / A. S. Shatalov, A. L. Santashov, L. L. Santashova // Zhurnal prikladnyx issledovanij. 2020. № 1. S. 62-78.

6. Ry'zhov, I. V. Vzaimosvyaz' "dlinny'x voln" v e'konomike s preobrazovaniyami v oboronnoj sfere Rossii / I. V. Ryzhov // Zhurnal prikladnyx issledovanij. 2020. № 2. S. 6-12.

7. Kuz'mina, T. I. Investicionnaya privlekatel'nost' ekonomiki Serbii dlya rossijskogo biznesa / T. I. Kuz'mina // Zhurnal prikladnyx issledovanij. 2020. № 2. S. 13-16.

8. El'shin, V. A. Podxody' k razvitiyu sistemy' upravleniya predpriyatij i otraslej oboronno-promy'shlennogo kompleksa (OPK) / V. A. El'shin // Zhurnal prikladnyx issledovanij. 2020. № 2. S. 16-21.

9. Kubasova, O. A. Osnovny'e e'tapy' formirovaniya strategii povy'sheniya mezhdunarodnoj konkurentosposobnosti promy'shlennogo predpriyatiya / O. A. Kubasova, I. V. Ryzhov // Transportnoe delo Rossii. 2012. № 5. S. 209-211.

10. Ryzhov, I. V. Vliyanie Kondrafevskix voln na perspektivy razvitiya rossijskoj ekonomiki i oboronnoj sfery gosudarstva / I. V. Ryzhov // Finansy i kredit. 2002. № 19(109). S. 54-61.

11. Ryzhov, I. V. Prioritety investicionnoj strategii Rossii na dolgosrochnuyu perspektivu / I. V. Ryzhov, S. G. Malygin // Fkonomicheskie nauki. 2008. № 38. S. 164-166.

12. Goloshhapov, A. N. Obshhaya xarakteristika i algoritm provedeniya vnutrennego audita sistemy' menedzhmenta kachestva organizacii / A. N. Goloshhapov, I. V. Ryzhov // Rkonomika i predprinimatePstvo. 2012. № 5(28). S. 244-248.

13. Rol' gosudarstva v upravlenii funkcionirovaniem i razvitiem predpriyatij oboronno-promyshlennogo kompleksa / S. S. Chebotarev, V. S. Chebotarev, B. V. Proskurin, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2019. № 4(105). S. 41-45.

14. Ry'zhov, I. V. Analiz aktual'ny'x napravlenij privlecheniya investicij na otechestvenny'e predpriyatiya / I. V. Ry'zhov, E. D. Saxonchik // Finansy' i kredit. 2003. № 24(138). S. 24-35.

15. Romanishina, T. S. Sociokul'turny'e proekty' kak e'lement strategicheskogo razvitiya gorodov / T. S. Romanishina, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2012. № 3(26). S. 174-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.