Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / КАЧЕСТВО / ПРОДУКЦИЯ / ОЦЕНКА / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сарейко Антон Сергеевич

В статье раскрывается вопрос формирования управления качеством продукции на предприятиях нашей страны. Исследование подчеркнуло необходимость поддержания качества продукции в целях обеспечения повышенного спроса на товары, работы и услуги. Процесс управления качеством является стратегически важным для предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PRODUCT QUALITY MANAGEMENT IN RUSSIA

The article reveals the question of the formation of product quality management at the enterprises of our country. The study emphasized the need to maintain product quality in order to meet the increased demand for goods, works and services. The quality management process is strategically important for the enterprise.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ»

УДК 338

ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ В

РОССИИ

Сарейко Антон Сергеевич

Томский государственный университет, Россия, г. Томск

Аннотация. В статье раскрывается вопрос формирования управления качеством продукции на предприятиях нашей страны. Исследование подчеркнуло необходимость поддержания качества продукции в целях обеспечения повышенного спроса на товары, работы и услуги. Процесс управления качеством является стратегически важным для предприятия.

Ключевые слова: управление; качество; продукция; оценка; мониторинг.

UDC 338

FORMATION OF PRODUCT QUALITY MANAGEMENT IN RUSSIA

Sareiko Anton Sergeevich

Tomsk State University, Russia, Tomsk

Abstract. The article reveals the question of the formation of product quality management at the enterprises of our country. The study emphasized the need to maintain product quality in order to meet the increased demand for goods, works and services. The quality management process is strategically important for the enterprise.

Keywords: management; quality; products; grade; monitoring.

Развитие управления качеством продукции в нашей стране представляет собой эволюционный переход от контроля качества продукции к его оценке и разработке системного подхода к управлению качеством,

Контроль качества рассматривается как проверка соответствия количественных и/ или качественных характеристик продукции или процесса, влияющих на качество продукции, установленным требованиям [1]. Суть контроля заключается в получении информации о состоянии объекта контроля и сопоставлении полученных результатов с установленными требованиями, зафиксированными в чертежах, стандартах, ТУ, договорах на поставку и т.п. документах. Работа по контролю качества включает в себя входной контроль (контроль закупаемых материалов и изделий), операционный (на всех участках и технологических переходах в производстве) и окончательный контроль готовой продукции [2].

Важным этапом в развитии контроля является переход от сплошного к выборочному с применением статистических методов об-

работки результатов. Однако такой контроль эффективен только тогда, когда технологические процессы обладают точностью и стабильностью, достаточной для гарантии изготовления бездефектной продукции [3].

Вопрос разработки методов оценки качества продукции возникает как необходимость получения информации о потребности в той или иной продукции, выпускаемой в массовом количестве. Наличие множества видов оценок свидетельствовало о том, что отсутствовали достаточно объективные методы по количественной оценке качества, которые принимались бы всеми потребителями [11]. Такое положение привело к проведению в нашей стране научных исследований по поиску объективных количественных оценок качества продукции, а затем к появлению научного направления, связанного с количественной оценкой качества, квалиметрии. Квалиметрия оперирует не с определением некоего абсолютного качества, а с относительными оценками и определяет качество по отношению к изделию, принятому за базу сравнения - уровень качества [4]. Были вве-

дены понятия показателей качества продукции: единичный, комплексный, групповой, обобщенный, относительный, интегральный.

С течением времени стало ясно, что хорошо и эффективно организовать деятельность по качеству можно только тогда, когда определены элементы процессов обеспечения и улучшения качества, их техническая и экономическая природа, логическая взаимосвязь, требуемые управляющие воздействия; установлен уровень качества и имеющиеся для этого возможности. Поэтому для обеспечения постоянного совершенствования качества продукции необходимо комплексное, взаимосвязанное осуществление технических, организационных, экономических и социальных мероприятий [5].

Основными этапами развития системного подхода к организации работ по улучшению качества продукции в отечественной практике являются:

1. Разработка в 1950-е гг. на Саратовском самолетостроительном заводе системы организации бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления (БИП) [12]. В основу системы положена количественная оценка качества труда (К), которое характеризовалось процентом сдачи продукции с первого предъявления за отчетный период времени [6]. В зависимости от значения К определялся размер премии.

2. Система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий) была впервые разработана на Горьковском самолетостроительном заводе в 1957 - 1958 гг. и направлена на создание условий, обеспечивающих получение в сжатые сроки требуемого качества продукции с первых промышленных образцов за счет укрепления технической подготовки работы конструкторских бюро и технологов производства, на долю которых приходилось 60-85% дефектов, обнаруживаемых в эксплуатации. Эта система вышла за рамки стадии изготовления продукции и охватила многие виды работ на стадии исследования и проектирования, где особое внимание уделялось выявлению причин возможных отказов и их устранению в допроизводственный период и на стадии эксплуатации [13].

3. Система бездефектного труда (СБТ), разработанная и внедренная на Львовском заводе телеграфной аппаратуры в начале

60-х гг. Здесь размер материального поощрения определял коэффициент качества труда, который вычислялся путем учета количества и значимости допущенных производственных нарушений за установленный промежуток времени. Львовская СБТ, так же как и саратовская система БИП, распространялась главным образом на стадию изготовления продукции и не была приспособлена для оценки и стимулирования качества творческого труда.

4. Планирование улучшения качества продукции и управления им получили развитие в системе НОРМ (научная организация труда по увеличению моторесурса), разработанной и впервые внедренной на Ярославском моторном заводе в 1963-64 гг. Эта система характеризуется, прежде всего, тем, что впервые в системе качества за критерий был принят технический параметр продукции (величина моторесурса - наработка в часах до первого капитального ремонта при нормальных условиях эксплуатации). На стадии производства система НОРМ включала в себя положения систем БИП и СБТ, на стадии про -ектирования - системы КАНАРСПИ. [6]

5. Начало разработки комплексных систем управления качеством продукции (КС УКП), обобщающих опыт предшествующих систем по всем стадиям жизненного цикла продукции, относится к концу 60-х гг. Научно-методические основы этой системы разрабатывались научными работниками Всесоюзного научно-исследовательского института стандартизации (ВНИИС) Госстандарта СССР [14]. Система в 1972-73 гг. прошла практическую апробацию и доработку в процессе крупного научно-производственного эксперимента на ряде промышленных предприятий г. Львова. Главная цель системы была сформулирована как «обеспечение постоянного роста качества и технического уровня выпускаемой продукции в соответствии с плановыми заданиями, запросами потребителей и требованиями стандартов» [7].

Внедрение КС УКП потребовало развития метрологического обеспечения производства, многоступенчатого анализа дефектов и статистического контроля качества, создания групп качества, разработки программ качества, введения аттестации продукции, проведения повышения квалифи-

кации специалистов в области управления качеством [15]. Вместе с тем, на многих предприятиях при создании систем управления качеством нарушались основные принципы системного подхода, что привело к формализму в этой работе и, по существу, к отсутствию жизнеспособной системы. Причинами этого также являлись экономическая незаинтересованность предприятий в улучшении качества продукции и административные методы внедрения системы управления качеством на предприятиях [8].

6. Большой заслугой Госстандарта в переходный период к рыночным отношениям явилась работа по гармонизации отечественных стандартов по системам качества с международными, в которых нашел отражение и отечественный опыт по управлению качеством продукции, - в 1996 г. Госстандартом России были приняты следующие государственные стандарты ГОСТ Р ИСО 9000:

- ГОСТ Р. ИСО 9001-96 Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании;

- ГОСТ Р. ИСО 9002-96 Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании;

- ГОСТ Р. ИСО 9003-96 Системы качества. Модель обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции.

Главная цель систем качества, разработан -ных в соответствии с требованиями этих стандартов - обеспечение требуемого заказчиком качества продукции, работ, услуг и предостав -ление ему доказательств способности предприятия обеспечить это качество [9].

Таким образом, переход к новым условиям хозяйствования - развитие рыночных отношений в России - заставил по-новому взглянуть на проблему повышения качества продукции. Формирование новых отношений с заказчиками, которые в большинстве случаев являются негосударственными организациями; изменение требований к продукции, в том числе нормативных; появление конкуренции - все эти факторы определяют потребность в изменении подходов к управлению качеством [10]. При этом разработка новых методов должна базироваться как на пересмотре отечественного опыта, так и на анализе результатов трудов зарубежных ученых в области качества.

Список литературы:

1. Соколов, А. П. Взаимодействие макро- и микроуровней при формировании экономической безопасности страны / А. П. Соколов // Индустриальная экономика. - 2020. - № 1. - С. 6-9.

2. Соколов, А. П. О некоторых проблемах правового обеспечения устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса / А. П. Соколов // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 2. - С. 51-57.

3. Соколов, А. П. О некоторых проблемах правового обеспечения устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса / А. П. Соколов // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 2. - С. 51-57.

4. Соколов, А. П. Стратегия кадровой политики учреждения и направление его реализации в силовых структурах / А. П. Соколов, В. Н. Пожималин // Проблемы развития современного общества : Сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции, Курск, 25 апреля 2015 года. - Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2015. - С. 99-102.

5. Полянская, О. А. Инновационное развитие предприятий отраслевых рынков на базе цифровизации / О. А. Полянская, Л. П. Васильева // Индустриальная экономика. -2020. - № 1. - С. 44-49.

6. Соколов, А. П. Стратегия устойчивого управления организацией с использованием государственных рычагов / А. П. Соколов // Журнал прикладных исследований. - 2020. -№ 1. - С. 6-10.

7. Рыжов, И. В. Влияние больших циклов конъюнктуры на осуществление индустриальных преобразований Российской экономики / И. В. Рыжов // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 1. - С. 11-20.

8. Ельшин, В. А. Особенности систем стра -тегического управления развитием ОПК / В. А. Ельшин // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 1. - С. 20-25.

9. Горелов, Д. В. Общая характеристика алгоритма и принципов оценки качества бизнес-планирования на промышленном предприятии / Д. В. Горелов, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 5(34). - С. 354-360.

10. Теория управления : Учебное пособие для бакалавров / Н. И. Астахова, Г И. Мо-

сквитин, О. В. Барбашина [и др.]. - 1-е изд.. -Москва : Издательство Юрайт, 2013. - 375 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-2160-1.

11. Рыжов, И. В. Некоторые аспекты проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику / И. В. Рыжов, Е. Д. Сахончик // Финансы и кредит. - 2003. - № 23(137). - С. 7-14.

12. Рыжов, И. В. Большие циклы в мировом и отечественном хозяйстве (Воздействие на формирование экономических моделей) : специальность 08.00.01 «Экономическая теория» : диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Рыжов Игорь Викторович. - Москва, 2002. - 387 с.

13. Рыжов, И. В. Организационно-управленческий инструментарий формирования системы качества бизнес-планирования на промышленном предприятии / И. В. Рыжов, Б. И. Черняховский // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 1(90). - С. 783-790.

14. Роль государства в управлении функционированием и развитием предприятий оборонно-промышленного комплекса / С. С. Чеботарев, В. С. Чеботарев, Б. В. Проскурин, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 4(105). - С. 41-45.

15. Рыжов, И. В. Анализ актуальных направлений привлечения инвестиций на отечественные предприятия / И. В. Рыжов, Е. Д. Сахончик // Финансы и кредит. - 2003. - № 24(138). - С. 24-35.

References

1. Sokolov, A. P. Vzaimodejstvie makro- i mikrourovnej pri formirovanii e'konomicheskoj bezopasnosti strany' / A. P. Sokolov // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 1. S. 6-9.

2. Sokolov, A. P. O nekotory'x problemax pravovogo obespecheniya ustojchivogo razvitiya oboronno-promy'shlennogo kompleksa / A. P. Sokolov // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 2. S. 51-57.

3. Sokolov, A. P. O nekotory'x problemax pravovogo obespecheniya ustojchivogo razvitiya oboronno-promy'shlennogo kompleksa / A. P. Sokolov // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 2. S. 51-57.

4. Sokolov, A. P. Strategiya kadrovoj politiki uchrezhdeniya i napravlenie ego realizacii v silovy'x strukturax / A. P. Sokolov, V. N. Pozhimalin // Problemy' razvitiya sovremennogo obshhestva

: Sbornik nauchny'x trudov 2-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kursk, 25 aprelya 2015 goda. Kursk: Zakry'toe akcionernoe obshhestvo «Universitetskaya kniga», 2015. S. 99-102.

5. Polyanskaya, O. A. Innovacionnoe razvitie predpriyatij otraslevy'x ry'nkov na baze cifrovizacii / O. A. Polyanskaya, L. P. Vasireva // Industriarnaya ekonomika. 2020. № 1. S. 44-49.

6. Sokolov, A. P. Strategiya ustojchivogo upravleniya organizaciej s isporzovaniem gosudarstvenny'x ry'chagov / A. P. Sokolov // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 1. S. 6-10.

7. Ry'zhov, I. V. Vliyanie bol'shix ciklov kon''yunktury' na osushhestvlenie industrial'ny'x preobrazovanij Rossijskoj e'konomiki / I. V. Ry'zhov // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 1. S. 11-20.

8. El'shin, V. A. Osobennosti sistem strategicheskogo upravleniya razvitiem OPK / V. A. El'shin // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 1. S. 20-25.

9. Gorelov, D. V. Obshhaya xarakteristika algoritma i principov ocenki kachestva biznes-planirovaniya na promy'shlennom predpriyatii / D. V. Gorelov, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2013. № 5(34). S. 354-360.

10. Teoriya upravleniya : Uchebnoe posobie dlya bakalavrov / N. I. Astaxova, G. I. Moskvitin, O. V. Barbashina [i dr.]. 1-e izd.. Moskva : Izdatel'stvo Yurajt, 2013. 375 s. (Bakalavr. Akademicheskij kurs). ISBN 978-5-9916-2160-1.

11. Ry'zhov, I. V. Nekotory'e aspekty' problemy' privlecheniya inostranny'x investicij v rossijskuyu e'konomiku / I. V. Ry'zhov, E. D. Saxonchik // Finansy' i kredit. 2003. № 23(137). S. 7-14.

12. Ry'zhov, I. V. Bol'shie cikly' v mirovom i otechestvennom xozyajstve (Vozdejstvie na formirovanie e'konomicheskix modelej) : special'nost' 08.00.01 «E'konomicheskaya teoriya» : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni doktora e'konomicheskix nauk / Ry'zhov Igor' Viktorovich. Moskva, 2002. 387 s.

13. Ry'zhov, I. V. Organizacionno-upravlencheskij instrumentarij formirovaniya sistemy' kachestva biznes-planirovaniya na promy'shlennom predpriyatii / I. V. Ry'zhov, B. I. Chernyaxovskij // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2018. № 1(90). S. 783-790.

14. Rol' gosudarstva v upravlenii funkcionirovaniem i razvitiem predpriyatij

oboronno-promy shlennogo kompleksa / S. S. Chebotarev, V. S. Chebotarev, B. V. Proskurin, I. V. Ryzhov // E'konomika i predprinimaterstvo. 2019. № 4(105). S. 41-45.

15. Ryzhov, I. V. Analiz aktuarnyx napravlenij privlecheniya investicij na otechestvenny'e predpriyatiya / I. V. Ry'zhov, E. D. Saxonchik // Finansy i kredit. 2003. № 24(138). S. 24-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.