Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ СОСТАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА В МАЛОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

К ВОПРОСУ СОСТАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА В МАЛОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПЛАН / СТРОИТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ОЦЕНКА / ЭФФЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пенева Татьяна Алексеевна

Автором статьи рассматривается вопрос составления бизнес-плана в малой строительной организации. Бизнес-планирование в малых и микроорганизациях носит важное значение, так как это позволит снизить риски, возникающие в процессе реализации проектов. Статья будет интересна для экономистов-практиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF DRAWING UP A BUSINESS PLAN IN A SMALL CONSTRUCTION ORGANIZATION

The author of the article considers the issue of drawing up a business plan in a small construction organization. Business planning in small and micro organizations is important, as it will reduce the risks that arise during the implementation of projects. The article will be of interest to practicing economists.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ СОСТАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА В МАЛОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 336

К ВОПРОСУ СОСТАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА В МАЛОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Пенева Татьяна Алексеевна

Национальный исследовательский Томский государственный университет,

Россия, г. Томск

Аннотация. Автором статьи рассматривается вопрос составления бизнес-плана в малой строительной организации. Бизнес-планирование в малых и микроорганизациях носит важное значение, так как это позволит снизить риски, возникающие в процессе реализации проектов. Статья будет интересна для экономистов-практиков.

Ключевые слова: бизнес-план; строительство; малый бизнес; оценка; эффект.

UDC 336

ON THE ISSUE OF DRAWING UP A BUSINESS PLAN IN A SMALL

CONSTRUCTION ORGANIZATION

Peneva Tatyana Alekseevna

National Research Tomsk State University, Russia, Tomsk

Abstract. The author of the article considers the issue of drawing up a business plan in a small construction organization. Business planning in small and micro organizations is important, as it will reduce the risks that arise during the implementation of projects. The article will be of interest to practicing economists. Keywords: business plan; construction; small business; grade; the effect.

Разработка бизнес-плана малой строительной организации во многом позволяет определить потенциал предприятия, поставить новые цели и задачи, выработать наиболее рациональные управленческие решения, согласовать действия подразделений, выявить слабые и сильные стороны кадров и всего предприятиях [1]. В плане приводятся результаты расчетов объемов производства, материально-технических и финансовых потребностей предприятия. В рамках бизнес-плана необходимо отразить результаты маркетинговых решений, без которых ни одно дело в условиях рынка и конкуренции не может начинаться и реализовываться.

В бизнес-плане учитывается развитие нового вида деятельности (инновации). При технически новых начинаниях следует сделать все возможное для сохранения и предотвращения утечки информации, представляющей производственную и коммерческую тайну, а также других конфиденциальных сведений [2].

Объем, структура, конкретное содержа-

ние, степень детализации отдельных разделов бизнес-плана определяются поставленными в нем целями, видами делового предпринимательства, его временным и пространственным масштабом и могут быть различными. Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров предприятия, специфики деятельности и сферы, к которой оно относится; определяется емкостью предполагаемого рынка, наличием конкурентов и перспективами роста предприятия [3].

Разрабатываемый как документ, имеющий целью обоснование деятельности предприятия, различных нововведений в производственно-хозяйственной деятельности, бизнес-план не имеет строгой регламентации ни по объему представленной информации, ни по самой структуре документа. Но, независимо от фактической направленности бизнес-плана, в него должна быть включена следующая информация: 1) цели бизнес-плана; 2) описание возможностей предприятия - производственных, материальных,

INNOVATIVE ECONOMY: INFORMATION, ANALYSIS, PROGNOSES

финансовых, трудовых; 3) учет внешних факторов (оценка рынка сбыта, уровня цен и др.); 4) потребность в материально-технической и финансовой поддержке; 5) система управления производственно-хозяйственной деятельностью и контроля за ее функционированием [4].

Главная целевая направленность и отличительные черты бизнес-плана могут быть различными в зависимости от тех внешних условий и характеристик рынка, в которых находится данное предприятие. Принципиально важным с точки зрения полноты охвата проблем и последовательности их решения является вопрос о структуре всего планового документа и внутренней структуре его разделов [5].

Структура бизнес-планов в целом, так же как и внутренняя структура отдельных их раз -делов, в основном однотипна как для отечественных, так и для зарубежных разработок. Зачастую их структура различается лишь по расположению разделов и форме их представления. Как представляется, структура бизнес-плана малой строительной организации должна содержать небольшое, но достаточное для охвата всех сторон ее деятельно -сти количество разделов [6]. Исходя из этого требования, в составе бизнес-плана следует выделить следующие семь разделов, характеризующие экономическую деятельность малого строительного предприятия (рис. 1). Взаимосвязь разделов бизнес-плана показана на рис. 2.

1. План маркетинга и формирование портфеля заказов

Рисунок 1. - Структура бизнес-плана малой строительной организации

План маркетинга и формирование портфеля заказов. Разработка маркетинга предшествует составлению плана предпринимательской деятельности предприятия.

Специфика маркетинга малых предприятий заключается в том, что главным для успеха стратегии устойчивости предприятия, являются личные качества руководителя фирмы или маркетолога, наличие у него обширных связей и накопленная им информация, а также стремление не нарушать формальные законы [7].

Успех стратегии организации во внешней среде зависит от ее внутренних организационных возможностей. Крупные предприятия нуждаются и имеют возможность осуществить создание разветвленных,

полномасштабных маркетинговых служб, которые могли бы проводить комплексное изучение и прогнозирование рынка, ведение рекламы, планирование маркетинговой деятельности и ее контроль. В малом бизне -се ограниченность материальных и финансовых средств, кадров, небольшие размеры объемов работ определяют простую схему управления с совмещением многих функций. В связи с этим у малых организаций нет развитой службы маркетинга. На малом предприятии должен быть один специалист, который ответственен за сбор информации о рынке и совмещает эту работу с другими обязанностями. Главная задача - знать, в каких источниках содержится информация или где ее найти [8].

Рисунок 2. - Взаимосвязь разделов бизнес-плана малой строительной организации

На некоторых малых предприятиях происходит совмещение функций снабжения, сбыта и маркетинга в одном отделе, как это было и при плановой экономике. Эффективность работы такого отдела зависит от персонального фактора, то есть от уровня подготовки менеджера по маркетингу. Важно, чтобы эти функции были разделены на высшем уровне - в стратегии, а выполнять их может один человек.

Малые строительные предприятия, как правило, не занимаются разработкой развернутых долгосрочных планов маркетинга. Их планы чаще всего ограничены по своим целям, задачам, сроку действия и не охватывают длительный временной период, характерный для стратегического планирования [9].

Общеизвестно, что маркетинг в большинстве малых строительных организаций является слабым местом. Профессионалы подчеркивают отсутствие на многих малых предприятиях отдельно выделенной маркетинговой функции: формального маркетингового планирования, управления маркетингом и продажами, сложных методов анализа сбыта, обучения сбыту и маркетингу. Но такой подход не учитывает, что малое пред-

приятие обладает личными знаниями владельца-управляющего о позиции его фирмы на рынке, а неформальное знакомство с клиентами облегчает выявление изменений в их запросах [10]. Кроме обычного исследования рынка малое предприятие может использовать широкий спектр методов сбора информации: регулярное чтение литературы, посещение выставок, личные встречи. На клиентов положительно влияют и персональные рекомендации со стороны владельца. Маркетинговые идеи можно легко найти на малых предприятиях, но при этом руководителю фирмы нужно хорошо знать свое производство, клиентов и конкурентов и иметь возможность внимательно следить за повседневной работой фирмы.

Традиционные исследования рынка полезны малым предприятиям только до определенной степени из-за высоких затрат. Маркетинговые исследования должны прояснить ситуацию по поводу продукции (работ), цены и продвижения, т.е. комплекса маркетинга, чтобы иметь возможность принимать наиболее адекватные маркетинговые решения [11].

Малые предприятия не имеют доступа к ресурсам не только потому, что нет средств, а потому что поделен рынок факторов произ -

!М1\10УАТ!УЕ ЕС01\ЮМУ: ¡ЫРОЯМАТЮМ, АЫАЕУЗ^, РЯООМОБЕЗ

водства и готовой продукции. Из-за высокого уровня монополизации существует ряд барьеров для выхода малых российских предприятий на рынок.

На любое малое предприятие, в том числе, действующее в сфере строительства, оказывают влияние потребители, мелкие и крупные конкуренты и государство [12]. Сильно, помимо прочего, влияние персонального фактора: нужны долговременные, тесные связи с теми, кто готов профинансировать тот или иной проект. Преимущества перед конкурентами также напрямую связаны с личными качествами руководителя фирмы [13].

Поиск ниши рынка для малого предприятия затруднен: это дорого, исследования и анализ не всегда качественны, так как делаются тоже небольшими российскими фирмами, у которых мало опыта в маркетинге. Исследования крупных специализированных фирм малому бизнесу в большинстве своем недоступны, а централизованных научных исследований того или иного рынка и его конъюнктуры у нас пока нет [14].

Таким образом, проанализировав традиционную методику составления бизнес-планов в строительных организациях, следует признать, что общепринятый подход к реализации бизнес-планирования рассчитан на крупные предприятия отрасли и в целом не пригоден для малых строитель -ных фирм в силу большого количества раз -делов и, следовательно, высокой трудоемкости его составления, а также отсутствия специализированных подразделений и, зачастую, кадров надлежащей квалификации, занимающихся составлением бизнес-планов [15].

В последующем, в целях обеспечения более совершенных подходов к осуществлению бизнес-планирования в малых строительных организациях, представляется целесообразным осуществить углубленное исследование их особенностей, а также сосредоточить внимание на разработке научно-методической базы совершенствования внутрифирменного планирования малых предприятий строительной отрасли.

Список литературы:

1. Соколов, А. П. Взаимодействие макро- и микроуровней при формировании экономической безопасности страны / А. П. Соколов

// Индустриальная экономика. - 2020. - № 1. - С. 6-9.

2. Соколов, А. П. О некоторых проблемах правового обеспечения устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса / А. П. Соколов // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 2. - С. 51-57.

3. Соколов, А. П. О некоторых проблемах правового обеспечения устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса / А. П. Соколов // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 2. - С. 51-57.

4. Соколов, А. П. Стратегия кадровой политики учреждения и направление его реализации в силовых структурах / А. П. Соколов, В. Н. Пожималин // Проблемы развития современного общества : Сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции, Курск, 25 апреля 2015 года. - Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2015. - С. 99102.

5. Романцова, Т. В. Организационно-экономические и методические аспекты реализации и оценки результатов инновационно-инвестиционных проектов в сельскохозяйственном производстве на уровне региона (муниципального района) / Т. В. Романцова, И. В. Рыжов, А. Е. Кротов // Репута-циология. - 2016. - № 4(42). - С. 17-25.

6. Теория управления : Учебник / Н. И. Астахова, ГГ И. Москвитин, О. В. Барбаши-на [и др.]. - 1-е изд.. - Москва : Издательство Юрайт, 2015. - 375 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-4737-3.

7. Инновационная направленность и критерии развития современных экономических знаний / А. П. Бирюков, И. С. Брикошина, А. М. Лялин [и др.] // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 6(107). - С. 814-817.

8. Рыжов, И. В. Анализ актуальных направлений привлечения инвестиций на отечественные предприятия / И. В. Рыжов, Е. Д. Сахончик // Финансы и кредит. - 2003. - № 24(138). - С. 24-35.

9. Романишина, Т. С. Социокультурные проекты как элемент стратегического развития городов / Т. С. Романишина, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2012. -№ 3(26). - С. 174-176.

10. Sea ice evolution and internal wave generation due to a tidal jet in a frozen sea / E. G. Morozov, A. V. Marchenko, N. A. Marchenko [et

al.] // Applied Ocean Research. - 2019. - Vol. 87. -P. 179-191. - DOI 10.1016/j.apor.2019.03.024.

11. Рыжов, И. В. Ретроспективный анализ взаимосвязи больших циклов конъюнктуры и преобразований в отечественной промышленности и сельском хозяйстве / И. В. Рыжов, А. В. Кучумов // Международные научные исследования. - 2016. - № 1(26). - С. 189-197.

12. Рыжов, И. В. Совершенствование информационного обеспечения формирования бизнес-планов на промышленном предприятии с учетом системного и интегрированного подходов / И. В. Рыжов, А. А. Хачатурян, Б. И. Черняховский // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. - 2018. - № 3(43). - С. 11.

13. Рыжов, И. В. Большие циклы в мировом и отечественном хозяйстве (Воздействие на формирование экономических моделей) : специальность 08.00.01 «Экономическая теория» : диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Рыжов Игорь Викторович. - Москва, 2002. - 387 с.

14. Рыжов, И. В. Организационно-управленческий инструментарий формирования системы качества бизнес-планирования на промышленном предприятии / И. В. Рыжов, Б. И. Черняховский // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 1(90). - С. 783-790.

15. Роль государства в управлении функционированием и развитием предприятий оборонно-промышленного комплекса / С. С. Чеботарев, В. С. Чеботарев, Б. В. Проскурин, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 4(105). - С. 41-45.

References

1. Sokolov, A. P. Vzaimodejstvie makro- i mikrourovnej pri formirovanii e'konomicheskoj bezopasnosti strany / A. P. Sokolov // IndustriaPnaya ekonomika. 2020. № 1. S. 6-9.

2. Sokolov, A. P. O nekotory'x problemax pravovogo obespecheniya ustojchivogo razvitiya oboronno-promyshlennogo kompleksa / A. P. Sokolov // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 2. S. 51-57.

3. Sokolov, A. P. O nekotory'x problemax pravovogo obespecheniya ustojchivogo razvitiya oboronno-promyshlennogo kompleksa / A. P. Sokolov // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 2. S. 51-57.

4. Sokolov, A. P. Strategiya kadrovoj politiki uchrezhdeniya i napravlenie ego realizacii v

silovy'x strukturax / A. P. Sokolov, V. N. Pozhimalin // Problemy' razvitiya sovremennogo obshhestva : Sbornik nauchny'x trudov 2-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kursk, 25 aprelya 2015 goda. Kursk: Zakry'toe akcionernoe obshhestvo «Universitetskaya kniga», 2015. S. 99-102.

5. Romanczova, T. V. Organizacionno-e'konomicheskie i metodicheskie aspekty' realizacii i ocenki rezul'tatov innovacionno-investicionny'x proektov v sel'skoxozyajstvennom proizvodstve na urovne regiona (municipal'nogo rajona) / T. V. Romanczova, I. V. Ry'zhov, A. E. Krotov // Reputaciologiya. 2016. № 4(42). S. 1725.

6. Teoriya upravleniya : Uchebnik / N. I. Astaxova, G. I. Moskvitin, O. V. Barbashina [i dr.]. 1-e izd.. Moskva : Izdatel'stvo Yurajt, 2015. 375 s. (Bakalavr. Akademicheskij kurs). ISBN 978-5-9916-4737-3.

7. Innovacionnaya napravlennost' i kriterii razvitiya sovremenny'x e'konomicheskix znanij /

A. P. Biryukov, I. S. Brikoshina, A. M. Lyalin [i dr.] // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2019. № 6(107). S. 814-817.

8. Ry'zhov, I. V. Analiz aktual'ny'x napravlenij privlecheniya investicij na otechestvenny'e predpriyatiya / I. V. Ry'zhov, E. D. Saxonchik // Finansy' i kredit. 2003. № 24(138). S. 24-35.

9. Romanishina, T. S. Sociokul'turny'e proekty' kak e'lement strategicheskogo razvitiya gorodov / T. S. Romanishina, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2012. № 3(26). S. 174-176.

10. Sea ice evolution and internal wave generation due to a tidal jet in a frozen sea / E. G. Morozov, A. V. Marchenko, N. A. Marchenko [et al.] // Applied Ocean Research. 2019. Vol. 87. P. 179-191. DOI 10.1016/j.apor.2019.03.024.

11. Ry'zhov, I. V. Retrospektivny'j analiz vzaimosvyazi bol'shix ciklov kon''yunktury' i preobrazovanij v otechestvennoj promy'shlennosti i sel'skom xozyajstve / I. V. Ry'zhov, A. V. Kuchumov // Mezhdunarodny'e nauchny'e issledovaniya. 2016. № 1(26). S. 189197.

12. Ry'zhov, I. V. Sovershenstvovanie informacionnogo obespecheniya formirovaniya biznes-planov na promy'shlennom predpriyatii s uchetom sistemnogo i integrirovannogo podxodov / I. V. Ry'zhov, A. A. Xachaturyan,

B. I. Chernyaxovskij // Informacionno-e'konomicheskie aspekty' standartizacii i

INNOVATIVE ECONOMY: INFORMATION, ANALYSIS, PROGNOSES

texnicheskogo regulirovaniya. 2018. № 3(43). S. 11.

13. Ry'zhov, I. V. Bol'shie cikly' v mirovom i otechestvennom xozyajstve (Vozdejstvie na formirovanie e'konomicheskix modelej) : special'nost' 08.00.01 «E'konomicheskaya teoriya» : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni doktora e'konomicheskix nauk / Ry'zhov Igor' Viktorovich. Moskva, 2002. 387 s.

14. Ry'zhov, I. V. Organizacionno-upravlencheskij instrumental formirovaniya

sistemy' kachestva biznes-planirovaniya na promy'shlennom predpriyatii / I. V. Ry'zhov, B. I. Chernyaxovskij // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2018. № 1(90). S. 783-790.

15. Rol' gosudarstva v upravlenii funkcionirovaniem i razvitiem predpriyatij oboronno-promy'shlennogo kompleksa / S. S. Chebotarev, V. S. Chebotarev, B. V. Proskurin, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2019. № 4(105). S. 41-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.