Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ В ОБОРОННОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ'

ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ В ОБОРОННОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИИ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ОЦЕНКА / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поланская Жанна Андреевна

В статье рассматривается вопрос инновационной стратегии в оборонно-промышленном комплексе страны. Устойчивое, сбалансированное развитие оборонно-промышленного комплекса невозможно без обеспечения безопасности. Выводы, сделанные в статье, позволят в дальнейшем развить данную тему для исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION STRATEGY IN THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX

The article deals with the issue of innovative strategy in the military-industrial complex of the country. Sustainable, balanced development of the military-industrial complex is impossible without ensuring security. The conclusions made in the article will allow further development of this topic for research.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ В ОБОРОННОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ»

УДК 336

ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ В ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

Поланская Жанна Андреевна

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, г. Москва

Аннотация. В статье рассматривается вопрос инновационной стратегии в оборонно-промышленном комплексе страны. Устойчивое, сбалансированное развитие оборонно-промышленного комплекса невозможно без обеспечения безопасности. Выводы, сделанные в статье, позволят в дальнейшем развить данную тему для исследования.

Ключевые слова: стратегия; инновации; оборонно-промышленный комплекс; оценка; мониторинг.

UDC 336

INNOVATION STRATEGY IN THE MILITARY-INDUSTRIAL

COMPLEX

Polanskaya Zhanna Andreevna

Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow

Abstract. The article deals with the issue of innovative strategy in the military-industrial complex of the country. Sustainable, balanced development of the military-industrial complex is impossible without ensuring security. The conclusions made in the article will allow further development of this topic for research. Keywords: strategy; innovation; military-industrial complex; grade; monitoring.

Особое значение в современных условиях приобретает инновационная стратегия в формирующихся инновационных оборонно-промышленных кластерах. Ее разработка и реализация связана с решением проблем, накопившихся как в инновационной системе России, так и в оборонно-промышленном комплексе страны [15]. При этом основная системная проблема заключается в том, что темпы развития и структура российского сектора исследований и разработок не в полной мере отвечают потребностям системы обеспечения национальной безопасности [1]. Кроме того, предлагаемые российским сектором исследований и разработок отдельные научные результаты не находят применения в российской экономике ввиду несбалансированности национальной инновационной системы, а также вследствие общей низкой восприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора [2].

Автор полагает, что реализация инновационной стратегии обеспечит:

привлечение ресурсов (финансовых, ин-

теллектуальных, человеческих и т. д.) в оборонно-промышленный кластер для реализации перспективных инновационных проектов;

развитие инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства;

повышение инвестиционной привлекательности кластера;

рост предложений на разработку новых технологий;

повышение возможностей для подготовки квалифицированных специалистов.

Как представляется, формируемая инновационная стратегия способна решить основную системную проблему развития инноваций в России - преодолеть невысокие темпы развития и изменить структуру российского сектора исследований и разработок, которая не отвечают потребностям предпринимательского сектора и системы обеспечения национальной безопасности [3].

Инновационная стратегия в оборонно-промышленном кластере имеет следующие основные цели:

INNOVATIVE ECONOMY: INFORMATION, ANALYSIS, PROGNOSES

создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок в сфере военного производства;

создание эффективной национальной инновационной системы;

ускорение модернизации экономики на основе технологических инноваций, увеличение числа оборонно-промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации.

Основными задачами инвестиционной стратегии в кластере ОПК являются:

- определение и реализация стратегических технологических и научно-технических приоритетов инновационной деятельности;

- обеспечение развития инновационных технологий в конкурентоспособных областях оборонной промышленности: космической, авиационной, ядерной, биоинженерной и др.;

- создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности;

- стимулирование привлечения отечественных и зарубежных инвестиций в инновационные кластеры ОПК [14].

Основными принципами формирования инновационной стратегии в кластере должны стать:

- учет закономерностей развития науки, техники и экономики, периодической смены моделей техники и модификаций технологий, поколений техники (технологий), технологических укладов и технологических способов производства в ритме краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных и сверхдолгосрочных (цивилизационных) циклов;

- обеспечение партнерства государства, научных учреждений и оборонных предприятий в инновационном развитии оборонно-промышленного комплекса;

- учет долгосрочных военно-экономических интересов и потребностей России;

- повышение ответственности государства и ОПК за конкурентоспособность отечественной продукции военного назначения, экономическую, военную и технологическую безопасность страны. Основные направления реализации инновационной стратегии в кластере включают в себя:

1) развитие среды генерации знаний:

- определение системы приоритетов развития научных направлений;

- развитие интеграции научных и образовательных структур;

2) создание системы научно-технологического прогнозирования и реализации прорывных технологических проектов, уточнение инновационных приоритетов, перечня критических (прорывных) технологий и механизмов их реализации;

3) обеспечение конкурентоспособности сектора прикладных исследований и разработок:

- повышение инвестиционной привлекательности научных организаций путем создания условий, обеспечивающих баланс интересов инвестора и исполнителя НИОКР [13];

- внедрение проектного финансирования организаций сектора науки;

- изменение организационно-правовых форм научных и образовательных структур;

4) поддержка спроса на инновационную продукцию, создание «технологических коридоров»:

- создание технико-внедренческих зон;

- разработка отраслевых технологических программ и прорывных инновационных проектов в отраслях оборонной промышленности;

- совершенствование механизмов поддержки экспорта наукоемкой продукции;

5) развитие инфраструктуры кластерной инновационной системы:

- развитие сети технопарков, инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов, создание центров трансфера технологий;

- развитие венчурного и посевного финансирования;

- создание системы страхования рисков инновационных компаний на начальных стадиях их развития;

6) воспроизводство кадрового потенциала науки, подготовка кадров для инновационной сферы.

В результате реализации инновационной стратегии может быть обеспечено:

создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособных на мировом рынке [12];

проведение технологической модернизации оборонных отраслей промышленности;

формирование эффективной инновационной системы, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с

отечественными оборонными предприятиями;

создание и расширение «технологических коридоров», обеспечивающих конкурентоспособность отечественной промышленности на основе передовых технологий отечественной разработки.

Среди основных факторов, определяющих успех реализации инновационной стратегии необходимо выделить:

- создание инновационной организационной структуры;

- инновационная активность;

- возможность создания инновационной продукции;

- инновационный маркетинг;

- использование инновационных технологий.

Важно подчеркнуть, что инновационная стратегия прорывного типа способна обеспечить создание устойчивого конкурентного преимущества предприятиям ОПК, завоевание ими лидерских позиций в своих отраслях благодаря наращиванию ресурсов и способностей производить инновационную продукцию, реализации системных (радикальных) инноваций, создании эффективных бизнес-моделей и систем [4].

Инновационная стратегия оборонно-промышленного кластера может включать следующие взаимосвязанные элементы (рис. 1): цели и задачи; инновационные приоритеты; инновационные ресурсы; внешние и внутренние факторы формирования; инструменты и методы реализации; эффективность стратегии.

инновационные ресурсы

факторы формиров ания

цели и задачи

инновационные приоритеты

инструменты и методы реализации

эффективность инновационной стратегии

Рисунок 1. - Элементы инновационной стратегии оборонно-промышленного кластера

Механизм реализации инновационной стратегии обеспечивает создание и использование экономических, правовых и организационных условий для эффективной инновационной деятельности, направленной на повышение инновационной привлекательности инновационных кластеров в оборонных отраслях промышленности, совершенствование инновационных процессов в существующих кластерах ОПК [5]. В указанном механизме необходимо выделить организа-

ционные, финансовые и административные методы и инструменты, направленные на стимулирование исследовательской и производственной сферы действовать в соответствии со стратегическими инновационными приоритетами [6].

Среди административных инструментов наиболее важными представляются следующие:

- повышение эффективности координации действий и ответственности за принима-

!М1\10УАТ!УЕ ЕС01\ЮМУ: ¡ЫРОЯМАТЮМ, Л1\1Л1У8!8, РЯООМОБЕЗ

емые решения в сфере науки, инноваций и образования федеральных органов исполнительной власти, в том числе за счет формирования механизмов межведомственной координации в области менеджмента качества, безопасности и конкурентоспособности продукции, технологий и услуг [11];

- корректировка приоритетов развития науки и технологий с учетом изменения социально-экономических и оборонных потребностей и новых достижений науки и практики [7];

- создание механизмов консультаций для формирования направлений развития научно-технологической сферы, а также создания прорывных технологий для решения ключевых научно-технических и военно-экономических задач;

- проработка рыночных перспектив направлений и ключевых областей развития науки и технологий;

- организация инновационной деятельности и форм сотрудничества (партнерства) государственного сектора науки с деловыми и промышленными структурами в проведении исследований и разработок и коммерциализации их результатов;

- формирование механизмов обеспечения инновационной безопасности кластера в условиях глобализации мировой экономики [8].

Среди финансовых инструментов главное место должны занимать:

- финансирование НИОКР из средств федерального бюджета и формирования государственного заказа на НИОКР;

- налоговое стимулирование сферы науки и инноваций (налоговые скидки и налоговое освобождение затрат на исследования и разработки, налоговый иммунитет на имущество организаций, осуществляющих НИОКР);

- целевое бюджетное финансирование, использование федеральной контрактной системы для реализации государственного заказа на НИОКР на конкурсной основе [9].

Организационно-управленческие методы и инструменты включают:

- формирование и использование гибких организационных схем и структур реализации инновационного цикла - элементов инновационной инфраструктуры (промыш-ленно-исследовательские консорциумы и совместные предприятия и партнерства, позволяющие концентрировать инновационный

потенциал на решении наиболее актуальных проблем, инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы, ассоциации, союзы и партнерства в области высоких технологий, технологические инкубаторы, технопарки, бизнес-центры, консалтинговые и маркетинговые предприятия, промышленно-технологические центры поддержки малых предприятий научно-технологической сферы и пр.);

- трансформация большинства прикладных институтов в научные корпорации, подобные ведущим западным научно-исследовательским корпорациям типа SRI-International, RAND, SAIC и др.;

- формирование и финансирование государством (в том числе из бюджета развития и на конкурсной основе) целевых комплексных инновационных программ и проектов;

- расширение подготовки и переподготовки кадров в области управления инновациями;

- формирование системы венчурного инвестирования рисковых инновационных проектов;

- расширение и стимулирование привлечения научно-производственных фирм промышленно развитых стран к участию в совместных инновационных проектах и программах.

Наличие в стране мощной инновационной системы, в основе которой лежат кластерные инициативы и современная наука - необходимое условие для развития и поддержания на постоянно высоком уровне инновационной способности нации, важнейшая составляющая обеспечения национальной безопасности и обороноспособности России [10].

Список литературы:

1. Соколов, А. П. Взаимодействие макро- и микроуровней при формировании экономической безопасности страны / А. П. Соколов // Индустриальная экономика. - 2020. - № 1. - С. 6-9.

2. Соколов, А. П. О некоторых проблемах правового обеспечения устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса / А. П. Соколов // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 2. - С. 51-57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Соколов, А. П. О некоторых проблемах правового обеспечения устойчивого разви-

тия оборонно-промышленного комплекса / А. П. Соколов // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 2. - С. 51-57.

4. Соколов, А. П. Стратегия кадровой политики учреждения и направление его реализации в силовых структурах / А. П. Соколов, В. Н. Пожималин // Проблемы развития современного общества : Сборник научных трудов 2-й Mеждународной научно-практической конференции, Курск, 25 апреля 2015 года. - Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2015. - С. 99102.

5. Стричевский, П. В. Обзор современных взглядов на понятие финансовой системы и ее состав / П. В. Стричевский, И. И. Савельев // Индустриальная экономика. - 2020. - № 1. - С. 22-31.

6. Исохужаева, M. Я. Цифровая грамотность - 2020 / M. Я. Исохужаева // Индустриальная экономика. - 2020. - № 1. - С. 32-36.

7. Mахкамбаев, У. С. Эффективность государственного управления в системе среднего образования / У. С. Mахкамбаев, M. M. Валиева // Индустриальная экономика. -2020. - № 1. - С. 36-39.

8. Новиков, В. В. Развитие программно-целевого принципа ведомственного планирования расходов бюджета при реализации государственных программ / В. В. Новиков // Индустриальная экономика. - 2020. - № 1. -С. 40-43.

9. Романцова, Т. В. Организационно-экономические и методические аспекты реализации и оценки результатов инновационно-инвестиционных проектов в сельскохозяйственном производстве на уровне региона (муниципального района) / Т. В. Ро-манцова, И. В. Рыжов, А. Е. Кротов // Репута-циология. - 2016. - № 4(42). - С. 17-25.

10. Теория управления : Учебник / Н. И. Астахова, Г И. Mосквитин, О. В. Барбаши-на [и др.]. - 1-е изд.. - Mосква : Издательство Юрайт, 2015. - 375 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-4737-3.

11. Инновационная направленность и критерии развития современных экономических знаний / А. П. Бирюков, И. С. Брикошина, А. M. Лялин [и др.] // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 6(107). - С. 814-817.

12. Sea ice evolution and internal wave generation due to a tidal jet in a frozen sea / E. G. Morozov, A. V. Marchenko, N. A. Marchenko [et

al.] // Applied Ocean Research. - 2019. - Vol. 87. -P. 179-191. - DOI 10.1016/j.apor.2019.03.024.

13. Рыжов, И. В. Ретроспективный анализ взаимосвязи больших циклов конъюнктуры и преобразований в отечественной промышленности и сельском хозяйстве / И.

B. Рыжов, А. В. Кучумов // Международные научные исследования. - 2016. - № 1(26). -

C. 189-197.

14. Рыжов, И. В. Совершенствование информационного обеспечения формирования бизнес-планов на промышленном предприятии с учетом системного и интегрированного подходов / И. В. Рыжов, А. А. Хачатурян, Б. И. Черняховский // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. - 2018. - № 3(43). - С. 11.

15. Рыжов, И. В. Большие циклы в мировом и отечественном хозяйстве (Воздействие на формирование экономических моделей) : специальность 08.00.01 «Экономическая теория» : диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Рыжов Игорь Викторович. - Москва, 2002. - 387 с.

References

1. Sokolov, A. P. Vzaimodejstvie makro- i mikrourovnej pri formirovanii e'konomicheskoj bezopasnosti strany' / A. P. Sokolov // Industriarnaya e'konomika. 2020. № 1. S. 6-9.

2. Sokolov, A. P. O nekotory'x problemax pravovogo obespecheniya ustojchivogo razvitiya oboronno-promy'shlennogo kompleksa / A. P. Sokolov // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 2. S. 51-57.

3. Sokolov, A. P. O nekotory'x problemax pravovogo obespecheniya ustojchivogo razvitiya oboronno-promy'shlennogo kompleksa / A. P. Sokolov // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 2. S. 51-57.

4. Sokolov, A. P. Strategiya kadrovoj politiki uchrezhdeniya i napravlenie ego realizacii v silovy'x strukturax / A. P. Sokolov, V. N. Pozhimalin // Problemy' razvitiya sovremennogo obshhestva : Sbornik nauchny'x trudov 2-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kursk, 25 aprelya 2015 goda. Kursk: Zakry'toe akcionernoe obshhestvo «Universitetskaya kniga», 2015. S. 99-102.

5. Strichevskij, P. V. Obzor sovremenny'x vzglyadov na ponyatie finansovoj sistemy' i ee sostav / P. V. Strichevskij, I. I. Savel'ev // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 1. S. 22-31.

INNOVATIVE ECONOMY: INFORMATION, ANALYSIS, PROGNOSES

6. Isoxuzhaeva, M. Ya. Cifrovaya gramotnost - 2020 / M. Ya. Isoxuzhaeva // IndustriaPnaya ekonomika. 2020. № 1. S. 32-36.

7. Maxkambaev, U. S. Effektivnost gosudarstvennogo upravleniya v sisteme srednego obrazovaniya / U. S. Maxkambaev, M. M. Valieva // IndustriaPnaya e'konomika. 2020. № 1. S. 36-39.

8. Novikov, V. V. Razvitie programmno-celevogo principa vedomstvennogo planirovaniya rasxodov byudzheta pri realizacii gosudarstvenny'x programm / V. V. Novikov // IndustriaPnaya ekonomika. 2020. № 1. S. 40-43.

9. Romanczova, T. V. Organizacionno-e'konomicheskie i metodicheskie aspekty realizacii i ocenki rezuPtatov innovacionno-investicionnyx proektov v sePskoxozyajstvennom proizvodstve na urovne regiona (municipaPnogo rajona) / T. V. Romanczova, I. V. Ryzhov, A. E. Krotov // Reputaciologiya. 2016. № 4(42). S. 17-25.

10. Teoriya upravleniya : Uchebnik / N. I. Astaxova, G. I. Moskvitin, O. V. Barbashina [i dr.]. 1-e izd.. Moskva : IzdatePstvo Yurajt, 2015. 375 s. (Bakalavr. Akademicheskij kurs). ISBN 978-5-9916-4737-3.

11. Innovacionnaya napravlennost i kriterii razvitiya sovremennyx e'konomicheskix znanij / A. P. Biryukov, I. S. Brikoshina, A. M. Lyalin [i dr.] // E'konomika i predprinimatePstvo. 2019. № 6(107). S. 814-817.

12. Sea ice evolution and internal wave generation due to a tidal jet in a frozen sea / E. G. Morozov, A. V. Marchenko, N. A. Marchenko [et al.] // Applied Ocean Research. 2019. Vol. 87. P. 179-191. DOI 10.1016/j.apor.2019.03.024.

13. Ry'zhov, I. V. Retrospektivny'j analiz vzaimosvyazi boPshix ciklov kon''yunktury' i preobrazovanij v otechestvennoj promy'shlennosti i sePskom xozyajstve / I. V. Ry'zhov, A. V. Kuchumov // Mezhdunarodny'e nauchny'e issledovaniya. 2016. № 1(26). S. 189197.

14. Ry'zhov, I. V. Sovershenstvovanie informacionnogo obespecheniya formirovaniya biznes-planov na promy'shlennom predpriyatii s uchetom sistemnogo i integrirovannogo podxodov / I. V. Ry'zhov, A. A. Xachaturyan, B. I. Chernyaxovskij // Informacionno-e'konomicheskie aspekty' standartizacii i texnicheskogo regulirovaniya. 2018. № 3(43). S. 11.

15. Ry'zhov, I. V. Bol'shie cikly' v mirovom i otechestvennom xozyajstve (Vozdejstvie na formirovanie e'konomicheskix modelej) : special'nost' 08.00.01 «E'konomicheskaya teoriya» : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni doktora e'konomicheskix nauk / Ry'zhov Igor' Viktorovich. Moskva, 2002. 387 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.