Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТРАСЛЕЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЧЕРЕЗ КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД'

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТРАСЛЕЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЧЕРЕЗ КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ДОХОДНОСТЬ / ОТРАСЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карапчаева Галина Николаевна

В статье автор представляет новое мнение о повышении конкурентоспособности отраслей оборонно-промышленного комплекса. Установлено, что лучшим способом повышения конкурентоспособности является кластерный подход как наиболее оптимальный в сложившихся экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE COMPETITIVENESS OF THE SECTORS OF THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX THROUGH A CLUSTER APPROACH

In the article, the author presents a new opinion on increasing the competitiveness of the branches of the military-industrial complex. It has been established that the best way to increase competitiveness is the cluster approach as the most optimal in the current economic conditions.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТРАСЛЕЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЧЕРЕЗ КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД»

УДК 338.4

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТРАСЛЕЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЧЕРЕЗ

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД

Карапчаева Галина Николаевна

Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации,

Республика Беларусь, г. Гомель

Аннотация. В статье автор представляет новое мнение о повышении конкурентоспособности отраслей оборонно-промышленного комплекса. Установлено, что лучшим способом повышения конкурентоспособности является кластерный подход как наиболее оптимальный в сложившихся экономических условиях.

Ключевые слова: кластер; промышленность; конкурентоспособность; доходность; отрасль.

UDC 338.4

INCREASING THE COMPETITIVENESS OF THE SECTORS OF THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX THROUGH A CLUSTER APPROACH

Karapchaeva Galina Nikolaevna

Belarusian Trade and Economic University of Consumer Cooperatives, Republic of Belarus, Gomel

Abstract. In the article, the author presents a new opinion on increasing the competitiveness of the branches of the military-industrial complex. It has been established that the best way to increase competitiveness is the cluster approach as the most optimal in the current economic conditions. Keywords: cluster; industry; competitiveness; profitability; industry.

Следует подчеркнуть, что создание производственных кластеров в России - авиационного, судостроительного, танкового, космического и других, организация технопарков на практике подтверждают правильность избранного пути взаимопроникновения военных и гражданских технологий, внедрения наиболее жизнеспособных НИОКР ОПК в самые разные отрасли промышленности. Эта стратегия сегодня реализуется в рамках нескольких программ федерального значения: ФЦП «Национальная технологическая база», «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса», «Развитие гражданской авиационной техники», ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники» [1].

В настоящее время проводятся НИОКР по созданию важнейших технологий межотраслевого значения по приоритетным направлениям, охватывающим большую часть переч-

ня критических технологий (всего около 18 направлений). В соответствии с программными мероприятиями ведется разработка около 150 конкретных технологий, не уступающих современному мировому уровню [2]. Принимая во внимание новые тенденции и направления технологического развития в мире, в России планируется реализовать ряд новых Федерально-целевых программ, предусматривающих дальнейшее развитие национальной технологической базы, в частности, ФЦП «Национальная технологическая база на 2007-2011 гг.», включающую подпрограмму развития электронной компонентной базы. Программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2007-2010 гг. и на период до 2015 г.» предусматривает разработку и освоение базовых и критических промышленных технологий, в том числе, ориентированных на создание и производство современных видов специальной тех-

ники, предполагает комплексное решение проблем обновления производственно-технологической базы ОПК, в том числе уникальной стендовой испытательной базы [3]. Всего планируется осуществить более 400 технологических разработок, обеспечить реконструкцию и техническое перевооружение около 120 технологических комплексов. Это стало возможным благодаря кластерному подходу, разработке кластерной политики в сфере оборонного производства, позволяющей реализовывать стратегию развития ОПК, основанную на инновациях, новейших технологиях, эффективном использовании интеллектуального потенциала отрасли [4].

Следует подчеркнуть, что кластерная политика стала одним из главных направлений государственной политики по повышению национальной конкурентоспособности в развитых и развивающихся странах в последние

10 лет. В Правительстве России кластерная политика также рассматривается как одна из

11 «ключевых инвестиционных инициатив» наряду с созданием Инвестиционного фонда РФ, Банка развития и внешнеэкономической деятельности, Российской венчурной компании, особых экономических зон, новой программы по созданию технопарков и другими инициативами, которые являются инструментами диверсификации российской экономики [5]. При этом содержание кластерной политики не расшифровывается.

Возникает закономерный вопрос. Так ли уж нужна сейчас экономике России с ее спецификой модная за рубежом кластерная политика? Необходимо ли копировать опыт других стран в реализации кластерной политики, когда существуют традиционные, отработанные годами типы государственной политики, направленные на ликвидацию «провалов» рынка и поддержку определенного типа предприятий - например, субсидирование отраслей и предприятий, поддержка отдельных предприятий - «выборочных» победителей (pick-winners), система государственных заказов и др.?

Безусловно, кластерная политика необходима, ведь она по своей сути концентрируется на решении главных проблем российской экономики [6].

Во-первых, при проведении кластерной политики во главу угла ставится развитие конкурентного рынка, поддержание конку-

ренции как движущей силы повышения конкурентоспособности компаний, а экономика России в настоящее время отличается высокой монополизацией региональных и локальных рынков, что снижает общую конкурентоспособность экономики [7]. При этом государственные инициативы в кластерной политике ориентированы, в первую очередь, на поддержку сильных и креативных компаний и создании плодотворной среды, в которой, в свою очередь, более слабые и отсталые фирмы могли бы повышать свою конкурентоспособность [8].

Во-вторых, кластерная политика уделяет ключевое внимание микроэкономике - анализу местных рынков и компаний на базе не наследуемых (природные ресурсы и т.п.), а, прежде всего, создаваемых факторов производства (высококвалифицированная рабочая сила, доступная инфраструктура и т.д.) [9]. Сейчас, когда российская экономика достигла макроэкономической стабильности, экономическая политика государства для достижения устойчивого роста экономики в долгосрочной перспективе должна быть более дифференцированной и в большей степени ориентироваться на изучении барьеров для развития и стимулирования отраслей и компаний именно на региональном и локальном уровнях [10]. Микроэкономический подход в кластерной политике позволяет учитывать местные особенности развития и вырабатывать эффективные адресные программы по ускорению развития и повышению конкурентоспособности компаний, в том числе относящихся к сфере военного производства [11].

В-третьих, проведение кластерной политики базируется на организации взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления, бизнесом и научно-образовательными учреждениями для координации усилий по повышению ин-новационности производства и сферы услуг, что способствует взаимному совершенствованию и повышению эффективности в работе [12].

В-четвертых, реализация кластерной политики направлена на стимулирование развития и повышение инновационного потенциала в первую очередь малого и среднего бизнеса, который в российской экономике развит пока слабо по сравнению с развиты-

ми и развивающимися странами. Именно малые и средние предприятия (МСП) формируют в основной массе кластеры и кластерные инициативы - главные объекты проведения кластерной политики [13].

Таким образом, по своему потенциалу и структуре кластерная политика является именно тем комплексом мероприятий, который может способствовать решению главной задачи: повышению конкурентоспособности российской экономики через развитие конкурентных рынков, повышение инновацион-ности различных отраслей экономики, в том числе и оборонного назначения, ускоренное развитие малого и среднего бизнеса, стимулирование инициативы, активизации взаимодействия между государством, бизнесом и научным сообществом [14]. Все это во многом определяет возможности укрепления и наращивания оборонного потенциала Российской Федерации.

Однако необходимо подчеркнуть, что кластерная политика является только одним из нескольких подходов к повышению конкурентоспособности экономики и наибольший положительный эффект от ее реализации может быть достигнут при ее согласованном применении с комплексом других мероприятий [15].

Список литературы:

1. Поспелова О. Равнение на «оборонку» // Красная звезда. - 2007. - 20 апреля.

2. Поспелова О. НИОКР - перспективный двигатель ОПК // Информационное издание «Турбо-Профи». 2007. - 27 ноября. - http:// www.salut.ru/ViewTopic.php?Id=574.

3. Греф ГО. От макроэкономической стабильности к инвестиционному росту // Экономическая политика. - 2006. - №4. - декабрь. - С. 5-18.

4. Портер М., Кетелс К. Конкурентоспособность на распутье // Стратегия и конкурентоспособность. - 2008. - № 1 (25). - С. 42-52.

5. Шибанова, А. А. Обеспечение экономической безопасности системы государственных закупок в РФ : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Шибанова Анна Анатольевна. - Санкт-Петербург, 2020. - 145 с.

6. Соколов А.П. Экологическая составляющая при разработке стратегии устойчивого развития хозяйствующего субъекта. В сб.:

Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах. Сборник научных трудов 5-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Горохов А.А., 2016. С. 303-306.

7. Братко И.В., Васильева Л.П., Соколов А.П. Инструменты повышения конкурентоспособности социально-экономических систем. Курск, 2020.

8. Соколов А.П. Способы повышения эффективности управления региональными проектами в условиях государственно-частного партнерства. Финансовая экономика. 2016. № 4. С. 68-74.

9. Особенности фрактального моделирования личностнопрофессионального потенциала муниципальных служащих в процессе совершенствования профессиональных компетенций / А. А. Ашин, Е. П. Потапова, И. И. Савельев, П. А. Позднякова // Индустриальная экономика. - 2021. - № 1. - С. 87-94. -DOI 10.47576/2712-7559_2021_1_87.

10. Пономарева, Е. В. Основные направления гуманизации уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Республики Азербайджан / Е. В. Пономарева, Е. А. Иванков, С. З. Садыхов // Индустриальная экономика. - 2021. - № 1. - С. 95-98. - DOI 10.47576/2712-7559_2021_1_95.

11. Родинова, Н. П. Особенности формирования и развития современной гуманитарной сферы общества в условиях перехода к информационному постиндустриальному формату взаимодействия / Н. П. Родино-ва, В. М. Остроухов, В. С. Березняковский // Журнал прикладных исследований. - 2021. -Т. 1. - № 1. - С. 6-11. - DOI 10.475776/2712-7516_2021_1 _1 _6.

12. Анализ тенденций формирования спроса на трудовые ресурсы для ^-проектов / М. Н. Гусева, И. З. Коготкова, Г Я. Сороко, Е. С. Никитина // Журнал прикладных исследований. - 2021. - Т. 1. - № 1. - С. 12-18. - DOI 10.47576/2712-7516_2021_1_1_12.

13. Рыжов, И. В. Большие циклы в мировом хозяйстве: взаимосвязь с формированием экономических моделей и их теоретическим обоснованием / И. В. Рыжов // Финансы и кредит. - 2002. - № 20(110). - С. 28-37.

14. Мандрик, Н. В. Конкурентоспособность и делегирование полномочий: инновацион-

ный подход / Н. В. Мандрик, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2012. -№ 3(26). - С. 255-259.

15. Кубасова, О. А. Основные этапы формирования стратегии повышения международной конкурентоспособности промышленного предприятия / О. А. Кубасова, И. В. Рыжов // Транспортное дело России. - 2012. -№ 5. - С. 209-211.

References

1. Pospelova O. Ravnenie na «oboronku» // Krasnaya zvezda. 2007. 20 aprelya.

2. Pospelova O. NIOKR - perspektivny'j dvigater OPK // Informacionnoe izdanie «TurboProfi». 2007. 27 noyabrya. - http://www.salut.ru/ ViewTopic.php?Id=574.

3. Gref G.O. Ot makroe'konomicheskoj stabirnosti k investicionnomu rostu // E'konomicheskaya politika. 2006. №4. dekabr. S. 5-18.

4. Porter M., Ketels K. Konkurentosposobnost' na rasput'e // Strategiya i konkurentosposobnost\ 2008. № 1 (25). S. 4252.

5. Shibanova, A. A. Obespechenie e'konomicheskoj bezopasnosti sistemy' gosudarstvenny'x zakupok v RF : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata e'konomicheskix nauk / Shibanova Anna AnatoPevna. Sankt-Peterburg, 2020. 145 s.

6. Sokolov A.P. E'kologicheskaya sostavlyayushhaya pri razrabotke strategii ustojchivogo razvitiya xozyajstvuyushhego sub"ekta. V sb.: Sovremennye podxody' k transformacii koncepcij gosudarstvennogo regulirovaniya i upravleniya v sociaPno-e'konomicheskix sistemax. Sbornik nauchny'x trudov 5-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otvetstvenny'j redaktor Goroxov A.A., 2016. S. 303-306.

7. Bratko I.V., VasiPeva L.P., Sokolov A.P. Instrument/ povysheniya konkurentosposobnosti sociaPno-e'konomicheskix sistem. Kursk, 2020.

8. Sokolov A.P. Sposoby povysheniya effektivnosti upravleniya regionaPny'mi

proektami v usloviyax gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. Finansovaya e'konomika. 2016. № 4. S. 68-74.

9. Osobennosti fraktal'nogo modelirovaniya lichnostnoprofessional'nogo potenciala municipal'ny'x sluzhashhix v processe sovershenstvovaniya professional'ny'x kompetencij / A. A. Ashin, E. P. Potapova, I. I. Savel'ev, P. A. Pozdnyakova // Industrial'naya e'konomika. 2021. № 1. S. 87-94. DOI 10.47576/2712-7559_2021_1_87.

10. Ponomareva, E. V. Osnovny'e napravleniya gumanizacii ugolovnogo i ugolovnoispolnitel'nogo zakonodatel'stva Respubliki Azerbajdzhan / E. V. Ponomareva, E. A. Ivankov, S. Z. Sady'xov // Industrial'naya e'konomika. 2021. № 1. S. 95-98. DOI 10.47576/2712-7559_2021_1_95.

11. Rodinova, N. P. Osobennosti formirovaniya i razvitiya sovremennoj gumanitarnoj sfery' obshhestva v usloviyax perexoda k informacionnomu postindustriaPnomu formatu vzaimodejstviya / N. P. Rodinova, V. M. Ostrouxov, V. S. Bereznyakovskij // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2021. T. 1. № 1. S. 6-11. DOI 10.475776/2712-7516_2021_1 _1 _6.

12. Analiz tendencij formirovaniya sprosa na trudovy'e resursy' dlya it-proektov / M. N. Guseva, I. Z. Kogotkova, G. Ya. Soroko, E. S. Nikitina // Zhurnal prikladnyx issledovanij. 2021. T. 1. № 1. S. 12-18. DOI 10.47576/2712-7516_2021_1_1_12.

13. Ry'zhov, I. V. BoPshie cikly' v mirovom xozyajstve: vzaimosvyaz' s formirovaniem e'konomicheskix modelej i ix teoreticheskim obosnovaniem / I. V. Ry'zhov // Finansy' i kredit. 2002. № 20(110). S. 28-37.

14. Mandrik, N. V. Konkurentosposobnost' i delegirovanie polnomochij: innovacionny'j podxod / N. V. Mandrik, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2012. № 3(26). S. 255-259.

15. Kubasova, O. A. Osnovny'e e'tapy' formirovaniya strategii povy'sheniya mezhdunarodnoj konkurentosposobnosti promy'shlennogo predpriyatiya / O. A. Kubasova, I. V. Ry'zhov // Transportnoe delo Rossii. 2012. № 5. S. 209-211.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.