УДК 338.4
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТРАСЛЕЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЧЕРЕЗ
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД
Карапчаева Галина Николаевна
Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации,
Республика Беларусь, г. Гомель
Аннотация. В статье автор представляет новое мнение о повышении конкурентоспособности отраслей оборонно-промышленного комплекса. Установлено, что лучшим способом повышения конкурентоспособности является кластерный подход как наиболее оптимальный в сложившихся экономических условиях.
Ключевые слова: кластер; промышленность; конкурентоспособность; доходность; отрасль.
UDC 338.4
INCREASING THE COMPETITIVENESS OF THE SECTORS OF THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX THROUGH A CLUSTER APPROACH
Karapchaeva Galina Nikolaevna
Belarusian Trade and Economic University of Consumer Cooperatives, Republic of Belarus, Gomel
Abstract. In the article, the author presents a new opinion on increasing the competitiveness of the branches of the military-industrial complex. It has been established that the best way to increase competitiveness is the cluster approach as the most optimal in the current economic conditions. Keywords: cluster; industry; competitiveness; profitability; industry.
Следует подчеркнуть, что создание производственных кластеров в России - авиационного, судостроительного, танкового, космического и других, организация технопарков на практике подтверждают правильность избранного пути взаимопроникновения военных и гражданских технологий, внедрения наиболее жизнеспособных НИОКР ОПК в самые разные отрасли промышленности. Эта стратегия сегодня реализуется в рамках нескольких программ федерального значения: ФЦП «Национальная технологическая база», «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса», «Развитие гражданской авиационной техники», ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники» [1].
В настоящее время проводятся НИОКР по созданию важнейших технологий межотраслевого значения по приоритетным направлениям, охватывающим большую часть переч-
ня критических технологий (всего около 18 направлений). В соответствии с программными мероприятиями ведется разработка около 150 конкретных технологий, не уступающих современному мировому уровню [2]. Принимая во внимание новые тенденции и направления технологического развития в мире, в России планируется реализовать ряд новых Федерально-целевых программ, предусматривающих дальнейшее развитие национальной технологической базы, в частности, ФЦП «Национальная технологическая база на 2007-2011 гг.», включающую подпрограмму развития электронной компонентной базы. Программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2007-2010 гг. и на период до 2015 г.» предусматривает разработку и освоение базовых и критических промышленных технологий, в том числе, ориентированных на создание и производство современных видов специальной тех-
ники, предполагает комплексное решение проблем обновления производственно-технологической базы ОПК, в том числе уникальной стендовой испытательной базы [3]. Всего планируется осуществить более 400 технологических разработок, обеспечить реконструкцию и техническое перевооружение около 120 технологических комплексов. Это стало возможным благодаря кластерному подходу, разработке кластерной политики в сфере оборонного производства, позволяющей реализовывать стратегию развития ОПК, основанную на инновациях, новейших технологиях, эффективном использовании интеллектуального потенциала отрасли [4].
Следует подчеркнуть, что кластерная политика стала одним из главных направлений государственной политики по повышению национальной конкурентоспособности в развитых и развивающихся странах в последние
10 лет. В Правительстве России кластерная политика также рассматривается как одна из
11 «ключевых инвестиционных инициатив» наряду с созданием Инвестиционного фонда РФ, Банка развития и внешнеэкономической деятельности, Российской венчурной компании, особых экономических зон, новой программы по созданию технопарков и другими инициативами, которые являются инструментами диверсификации российской экономики [5]. При этом содержание кластерной политики не расшифровывается.
Возникает закономерный вопрос. Так ли уж нужна сейчас экономике России с ее спецификой модная за рубежом кластерная политика? Необходимо ли копировать опыт других стран в реализации кластерной политики, когда существуют традиционные, отработанные годами типы государственной политики, направленные на ликвидацию «провалов» рынка и поддержку определенного типа предприятий - например, субсидирование отраслей и предприятий, поддержка отдельных предприятий - «выборочных» победителей (pick-winners), система государственных заказов и др.?
Безусловно, кластерная политика необходима, ведь она по своей сути концентрируется на решении главных проблем российской экономики [6].
Во-первых, при проведении кластерной политики во главу угла ставится развитие конкурентного рынка, поддержание конку-
ренции как движущей силы повышения конкурентоспособности компаний, а экономика России в настоящее время отличается высокой монополизацией региональных и локальных рынков, что снижает общую конкурентоспособность экономики [7]. При этом государственные инициативы в кластерной политике ориентированы, в первую очередь, на поддержку сильных и креативных компаний и создании плодотворной среды, в которой, в свою очередь, более слабые и отсталые фирмы могли бы повышать свою конкурентоспособность [8].
Во-вторых, кластерная политика уделяет ключевое внимание микроэкономике - анализу местных рынков и компаний на базе не наследуемых (природные ресурсы и т.п.), а, прежде всего, создаваемых факторов производства (высококвалифицированная рабочая сила, доступная инфраструктура и т.д.) [9]. Сейчас, когда российская экономика достигла макроэкономической стабильности, экономическая политика государства для достижения устойчивого роста экономики в долгосрочной перспективе должна быть более дифференцированной и в большей степени ориентироваться на изучении барьеров для развития и стимулирования отраслей и компаний именно на региональном и локальном уровнях [10]. Микроэкономический подход в кластерной политике позволяет учитывать местные особенности развития и вырабатывать эффективные адресные программы по ускорению развития и повышению конкурентоспособности компаний, в том числе относящихся к сфере военного производства [11].
В-третьих, проведение кластерной политики базируется на организации взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления, бизнесом и научно-образовательными учреждениями для координации усилий по повышению ин-новационности производства и сферы услуг, что способствует взаимному совершенствованию и повышению эффективности в работе [12].
В-четвертых, реализация кластерной политики направлена на стимулирование развития и повышение инновационного потенциала в первую очередь малого и среднего бизнеса, который в российской экономике развит пока слабо по сравнению с развиты-
ми и развивающимися странами. Именно малые и средние предприятия (МСП) формируют в основной массе кластеры и кластерные инициативы - главные объекты проведения кластерной политики [13].
Таким образом, по своему потенциалу и структуре кластерная политика является именно тем комплексом мероприятий, который может способствовать решению главной задачи: повышению конкурентоспособности российской экономики через развитие конкурентных рынков, повышение инновацион-ности различных отраслей экономики, в том числе и оборонного назначения, ускоренное развитие малого и среднего бизнеса, стимулирование инициативы, активизации взаимодействия между государством, бизнесом и научным сообществом [14]. Все это во многом определяет возможности укрепления и наращивания оборонного потенциала Российской Федерации.
Однако необходимо подчеркнуть, что кластерная политика является только одним из нескольких подходов к повышению конкурентоспособности экономики и наибольший положительный эффект от ее реализации может быть достигнут при ее согласованном применении с комплексом других мероприятий [15].
Список литературы:
1. Поспелова О. Равнение на «оборонку» // Красная звезда. - 2007. - 20 апреля.
2. Поспелова О. НИОКР - перспективный двигатель ОПК // Информационное издание «Турбо-Профи». 2007. - 27 ноября. - http:// www.salut.ru/ViewTopic.php?Id=574.
3. Греф ГО. От макроэкономической стабильности к инвестиционному росту // Экономическая политика. - 2006. - №4. - декабрь. - С. 5-18.
4. Портер М., Кетелс К. Конкурентоспособность на распутье // Стратегия и конкурентоспособность. - 2008. - № 1 (25). - С. 42-52.
5. Шибанова, А. А. Обеспечение экономической безопасности системы государственных закупок в РФ : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Шибанова Анна Анатольевна. - Санкт-Петербург, 2020. - 145 с.
6. Соколов А.П. Экологическая составляющая при разработке стратегии устойчивого развития хозяйствующего субъекта. В сб.:
Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах. Сборник научных трудов 5-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Горохов А.А., 2016. С. 303-306.
7. Братко И.В., Васильева Л.П., Соколов А.П. Инструменты повышения конкурентоспособности социально-экономических систем. Курск, 2020.
8. Соколов А.П. Способы повышения эффективности управления региональными проектами в условиях государственно-частного партнерства. Финансовая экономика. 2016. № 4. С. 68-74.
9. Особенности фрактального моделирования личностнопрофессионального потенциала муниципальных служащих в процессе совершенствования профессиональных компетенций / А. А. Ашин, Е. П. Потапова, И. И. Савельев, П. А. Позднякова // Индустриальная экономика. - 2021. - № 1. - С. 87-94. -DOI 10.47576/2712-7559_2021_1_87.
10. Пономарева, Е. В. Основные направления гуманизации уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Республики Азербайджан / Е. В. Пономарева, Е. А. Иванков, С. З. Садыхов // Индустриальная экономика. - 2021. - № 1. - С. 95-98. - DOI 10.47576/2712-7559_2021_1_95.
11. Родинова, Н. П. Особенности формирования и развития современной гуманитарной сферы общества в условиях перехода к информационному постиндустриальному формату взаимодействия / Н. П. Родино-ва, В. М. Остроухов, В. С. Березняковский // Журнал прикладных исследований. - 2021. -Т. 1. - № 1. - С. 6-11. - DOI 10.475776/2712-7516_2021_1 _1 _6.
12. Анализ тенденций формирования спроса на трудовые ресурсы для ^-проектов / М. Н. Гусева, И. З. Коготкова, Г Я. Сороко, Е. С. Никитина // Журнал прикладных исследований. - 2021. - Т. 1. - № 1. - С. 12-18. - DOI 10.47576/2712-7516_2021_1_1_12.
13. Рыжов, И. В. Большие циклы в мировом хозяйстве: взаимосвязь с формированием экономических моделей и их теоретическим обоснованием / И. В. Рыжов // Финансы и кредит. - 2002. - № 20(110). - С. 28-37.
14. Мандрик, Н. В. Конкурентоспособность и делегирование полномочий: инновацион-
ный подход / Н. В. Мандрик, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2012. -№ 3(26). - С. 255-259.
15. Кубасова, О. А. Основные этапы формирования стратегии повышения международной конкурентоспособности промышленного предприятия / О. А. Кубасова, И. В. Рыжов // Транспортное дело России. - 2012. -№ 5. - С. 209-211.
References
1. Pospelova O. Ravnenie na «oboronku» // Krasnaya zvezda. 2007. 20 aprelya.
2. Pospelova O. NIOKR - perspektivny'j dvigater OPK // Informacionnoe izdanie «TurboProfi». 2007. 27 noyabrya. - http://www.salut.ru/ ViewTopic.php?Id=574.
3. Gref G.O. Ot makroe'konomicheskoj stabirnosti k investicionnomu rostu // E'konomicheskaya politika. 2006. №4. dekabr. S. 5-18.
4. Porter M., Ketels K. Konkurentosposobnost' na rasput'e // Strategiya i konkurentosposobnost\ 2008. № 1 (25). S. 4252.
5. Shibanova, A. A. Obespechenie e'konomicheskoj bezopasnosti sistemy' gosudarstvenny'x zakupok v RF : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata e'konomicheskix nauk / Shibanova Anna AnatoPevna. Sankt-Peterburg, 2020. 145 s.
6. Sokolov A.P. E'kologicheskaya sostavlyayushhaya pri razrabotke strategii ustojchivogo razvitiya xozyajstvuyushhego sub"ekta. V sb.: Sovremennye podxody' k transformacii koncepcij gosudarstvennogo regulirovaniya i upravleniya v sociaPno-e'konomicheskix sistemax. Sbornik nauchny'x trudov 5-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otvetstvenny'j redaktor Goroxov A.A., 2016. S. 303-306.
7. Bratko I.V., VasiPeva L.P., Sokolov A.P. Instrument/ povysheniya konkurentosposobnosti sociaPno-e'konomicheskix sistem. Kursk, 2020.
8. Sokolov A.P. Sposoby povysheniya effektivnosti upravleniya regionaPny'mi
proektami v usloviyax gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. Finansovaya e'konomika. 2016. № 4. S. 68-74.
9. Osobennosti fraktal'nogo modelirovaniya lichnostnoprofessional'nogo potenciala municipal'ny'x sluzhashhix v processe sovershenstvovaniya professional'ny'x kompetencij / A. A. Ashin, E. P. Potapova, I. I. Savel'ev, P. A. Pozdnyakova // Industrial'naya e'konomika. 2021. № 1. S. 87-94. DOI 10.47576/2712-7559_2021_1_87.
10. Ponomareva, E. V. Osnovny'e napravleniya gumanizacii ugolovnogo i ugolovnoispolnitel'nogo zakonodatel'stva Respubliki Azerbajdzhan / E. V. Ponomareva, E. A. Ivankov, S. Z. Sady'xov // Industrial'naya e'konomika. 2021. № 1. S. 95-98. DOI 10.47576/2712-7559_2021_1_95.
11. Rodinova, N. P. Osobennosti formirovaniya i razvitiya sovremennoj gumanitarnoj sfery' obshhestva v usloviyax perexoda k informacionnomu postindustriaPnomu formatu vzaimodejstviya / N. P. Rodinova, V. M. Ostrouxov, V. S. Bereznyakovskij // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2021. T. 1. № 1. S. 6-11. DOI 10.475776/2712-7516_2021_1 _1 _6.
12. Analiz tendencij formirovaniya sprosa na trudovy'e resursy' dlya it-proektov / M. N. Guseva, I. Z. Kogotkova, G. Ya. Soroko, E. S. Nikitina // Zhurnal prikladnyx issledovanij. 2021. T. 1. № 1. S. 12-18. DOI 10.47576/2712-7516_2021_1_1_12.
13. Ry'zhov, I. V. BoPshie cikly' v mirovom xozyajstve: vzaimosvyaz' s formirovaniem e'konomicheskix modelej i ix teoreticheskim obosnovaniem / I. V. Ry'zhov // Finansy' i kredit. 2002. № 20(110). S. 28-37.
14. Mandrik, N. V. Konkurentosposobnost' i delegirovanie polnomochij: innovacionny'j podxod / N. V. Mandrik, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2012. № 3(26). S. 255-259.
15. Kubasova, O. A. Osnovny'e e'tapy' formirovaniya strategii povy'sheniya mezhdunarodnoj konkurentosposobnosti promy'shlennogo predpriyatiya / O. A. Kubasova, I. V. Ry'zhov // Transportnoe delo Rossii. 2012. № 5. S. 209-211.