Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НА РЫНКЕ'

СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НА РЫНКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / РЫНОК / МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаврилова Анна Петровна

В статье автор предлагает современный взгляд на стратегию повышения конкурентоспособности промышленного предприятия. Данный подход позволит закрепиться на рынке товаров, работ и услуг, что в свою очередь поднимет экономическую эффективность данного субъекта хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY FOR INCREASING THE COMPETITIVENESS OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE TO GAIN A FOOTHOLD IN THE MARKET

In the article, the author offers a modern view on the strategy of increasing the competitiveness of an industrial enterprise. This approach will allow to gain a foothold in the market of goods, works and services, which in turn will increase the economic efficiency of this business entity.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НА РЫНКЕ»

УДК 33

СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

НА РЫНКЕ

Гаврилова Анна Петровна

Национальный исследовательский Томский политехнический университет,

Россия, г. Томск

Аннотация. В статье автор предлагает современный взгляд на стратегию повышения конкурентоспособности промышленного предприятия. Данный подход позволит закрепиться на рынке товаров, работ и услуг, что в свою очередь поднимет экономическую эффективность данного субъекта хозяйствования.

Ключевые слова: стратегия; конкурентоспособность; предприятие; рынок; маркетинг.

UDC 33

STRATEGY FOR INCREASING THE COMPETITIVENESS OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE TO GAIN A FOOTHOLD

IN THE MARKET

Gavrilova Anna Petrovna

National Research Tomsk Polytechnic University, Russia, Tomsk

Abstract. In the article, the author offers a modern view on the strategy of increasing the competitiveness of an industrial enterprise. This approach will allow to gain a foothold in the market of goods, works and services, which in turn will increase the economic efficiency of this business entity. Keywords: strategy; competitiveness; company; market; marketing.

Основными направлениями повышения конкурентоспособности в результате осуществления стратегии повышения международной конкурентоспособности (ПМК) служат проверка соответствия стратегических намерений предприятия существующим рыночным возможностям, выявление сильных и слабых сторон предприятия, выработка стратегий с учетом изменений рыночных условий. Кроме того, важен поиск ресурсов для формирования дополнительных преимуществ, своевременное выделение проблемных зон и коррекция маркетинговых программ, а также создание алгоритмов действий при возможном возникновении подобных ситуаций в будущем. В диссертации указаны главные причины, побуждающие предприятия к применению стратегии ПМК: структурные изменения, как самого предприятия, так и рынка, появление первых признаков падения продаж продукции, не объясни-

мых рыночной конъюнктурой, запуск новой продукции или начало принципиально новой деятельности на новом рынке [1].

Для того чтобы стратегия ПМК обеспечивала конкурентные преимущества предприятия на внешнем рынке, необходима оперативность ее формирования и осуществления, а также четкое соблюдение последовательности действий, принципов и этапов сбора информации. Только в этом случае предприятие сможет обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности на внешнем рынке. Поэтому в работе проанализирован механизм реализации стратегии повышения международной конкурентоспособности, состоящий из четырех основных этапов. Первый этап заключается в предварительном определении целей предприятия на внешнем рынке и условий их достижения за определенный период времени [2]. На втором этапе выявляются причины раз-

личий между плановыми и реальными показателями, для чего осуществляется сбор необходимых документов, приведение списков контрольных вопросов в соответствие со спецификой деятельности конкретного предприятия, производится отбор сотрудников для проведения опросов, определяются методы опроса, и, наконец, проводятся запланированные беседы и находятся ответы на вопросы. Третий этап посвящен анализу результатов анализа деятельности предприятия, итогом которого становятся выявление возможностей или скрытого потенциала и идентификация существующих проблем. На заключительном этапе определяются меры по устранению возможного несоответствия между целями и результатами деятельности предприятия, разрабатываются рекомендации относительно компонентов производственно-сбытовой системы, составляется план корректирующих действий, направленных на повышение международной конкурентоспособности предприятия [3].

В результате усиливающихся процессов глобализации экономики происходит смещение приоритетов в деятельности предприятий с национального на мировой уровень. В настоящее время большинство крупных и средних промышленных компаний работают на зарубежных рынках, что требует от них непрерывного совершенствования своей деятельности и поддержания необходимого уровня конкурентоспособности, гибкости и быстроты реакции на постоянные изменения внешней среды. Значительно возрос интерес и российского бизнеса к зарубежным рынкам: внешнеэкономическую деятельность ведут предприятия из разных областей бизнеса. Выход на зарубежные рынки для российских промышленных предприятий характеризуется необходимостью освоения новых принципов ведения бизнеса, использования новых знаний, выявления конкурентного потенциала, оценки культурных и международных норм разных стран, решения принципиально новых задач бизнеса [4]. Кроме того, для успешного выхода на сбытовые рынки других стран российским компаниям-производителям необходимо выработать такие конкурентные преимущества, которые позволят на протяжении длительного периода достигать поставленных целей. По этим причинам в диссертации решалась задача анализа и

формирования стратегии повышения международной конкурентоспособности предприятий отечественной промышленности, ведущих внешнеэкономическую деятельность.

Как представляется, необходимо формулировать стратегию ПМК предприятия на основе таких элементов конкурентоспособности, как: активность во внешней среде с возможностью реагирования на изменения рынка; устойчивость развития внутренней среды предприятия; системное обеспечение высокой эффективности деятельности, выражающейся в направленности на приобретение конкурентных преимуществ [5]. Таким образом, на уровень конкурентоспособности предприятия влияют факторы как внутренней, так и внешней среды, которые должны подвергаться своевременному анализу и быть оптимизированы на основе его результатов. Поэтому в фундамент стратегии ПМК автором заложен анализ концепции продукта и всех сопутствующих параметров, а также включены факторы внешней среды, в которой функционирует предприятие: контрагенты (потребители продукции, конкурентное окружение, поставщики ресурсов и контактные аудитории) и другие (государственно-правовые и политические, организационно-экономические и управленческие, научно-технологические, социально-культурные и демографические) факторы, оказывающие опосредованное влияние [6]. При этом формирование стратегии ПМК осуществлялось по методу дедукции: от факторов внешней среды к факторам внутренней среды, так как итоги анализа внешней среды оказывают влияние на компоненты внутренней среды, в результате чего может возникнуть необходимость корректировки того или иного компонента [7].

Поскольку международная деятельность любого предприятия требует обоснования принятого решения о выходе на рынок конкретной страны и развертывании деятельности на данном рынке, то в стратегию ПМК должен быть вписан поэтапный отбор территорий: выявление основных рынков для выбора, предварительный отбор и окончательный выбор. В первую очередь составляется предварительный перечень потенциальных внешних рынков с тем, чтобы в ходе формирования стратегии ПМК последовательно исключать из рассмотрения тот или иной

!ММ0УАТ!УЕ ЕС01\ЮМУ: !МР0РМЛТ!0М, ЛМЛ1.У8!8, РРООМОБЕБ

рынок. После анализа факторов макросреды исключаются те страны, которые не имеет смысла рассматривать в качестве целевых рынков ввиду наличия непреодолимых для предприятия препятствий. Для осуществления окончательного выбора рынка проводится анализ факторов мезосреды: потребители, конкурентное окружение, поставщики ресурсов и контактные аудитории [8].

Объектами анализа потребителей продукции выступают структура потребления, мотивация, потребности и предпочтения определенной продукции, тенденции потребительского спроса. Результатом такого анализа является выявление целевых сегментов и выбор одного или нескольких сегментов для освоения, а также определение политики предприятия в отношении стратегии позиционирования. Анализ конкурентного окружения концентрируется на получении необходимых данных для формирования собственных преимуществ, с этой целью изучаются сильные и слабые стороны конкурентов, стратегии их поведения, реакция потребителей на маркетинговые приемы конкурентов и дается оценка потенциала развития предприятия на внешнем рынке в этих условиях. Результатами анализа конкурентов становятся выбор путей и возможностей достижения наиболее выгодного положения предприятия на зарубежном рынке, определение активных и пассивных стратегий в обеспечении ценового преимущества или преимущества за счет качества предлагаемой продукции [9]. Исследование свидетельствует, что стратегия ПМК способствует не только поиску и выбору подходящих поставщиков, но и установлению с ними прочных отношений, акцентирует внимание на важных пунктах в официальных контрактах, а также производит оценку эффективности взаимодействия с поставщиками, на основе которой принимается решение о дальнейшем сотрудничестве. Помимо этого в зависи -мости от особенностей той или иной страны проводится исследование контактных аудиторий. В целом все стратегические решения в области факторов внешней среды должны стать базовыми условиями для повышения конкурентоспособности предприятия и разработки его внутренней политики. После процедуры окончательного выбора внешнего рынка, способа и времени выхода на данный

рынок осуществляется анализ микросреды промышленного предприятия [10].

Кроме того, формирование стратегии ПМК предполагает изучение основных факторов конкурентоспособности продукции: жизненного цикла продукта и его востребованности на рынке, системы качества и внешнего оформления продукта, уровня сопутствующих и сервисных услуг, а также выявление достоинств продукта по сравнению с товарами конкурентов. Стратегия предприятия в области товарной политики затрагивает также важный аспект выведения на рынок новых продуктов предприятия, в том числе инновационных, разработка конкурентоспособной торговой марки и бренда. Так, применение данной стратегии позволяет проанализировать основные компоненты продукта и проводить их изменение в направлении повышения конкурентоспособности на внешнем рынке. Вся совокупность решения данных задач предоставляет возможность предприятию наиболее эффективно приспособиться к меняющимся условиям внешнего рынка, грамотно адаптировать свою продукцию под требования целевой аудитории и вести конкурентную борьбу [11]. В свою очередь стратегия сбытовой политики предприятия имеет своей целью обеспечение требуемого уровня продаж продукции и поддерживает решение руководства предприятия о закреплении на выбранном внешнем рынке. Ценовая политика компании-производителя формируется в условиях борьбы за повышение конкурентоспособности продукции. Стратегия ценовой политики предприятия направлена на определение уровня цен на зарубежном рынке, исследование затрат на разработку, производство и сбыт товаров, влияния конкуренции и продуктов-аналогов, поведения и реакции потребителей. На основе проанализированной информации разрабатывается политика ценообразования, производится выбор ценовой стратегии в текущем и долгосрочном периоде, а также формируется система предоставления скидок и тактика изменения цен [12]. Стратегия распределительной системы предприятия преследует цель определить наиболее эффективные пути, способы и средства быстрейшего доведения продукции до потребителя, что является одним из важных пунктов в обеспечении конкурентоспособности предприятия. Кроме

того, в ходе реализации данной стратегии разрабатываются критерии выбора оптимальных каналов распределения, определяются условия работы с посредниками и формируется система контроля их работы [13]. В части политики продвижения анализ концентрируется на выборе метода составления маркетингового бюджета и инструментов продвижения продукции, необходимых для ее активного сбыта. Цель стратегии политики продвижения состоит в том, чтобы выявить, как и с помощью каких средств повысить авторитет и конкурентоспособность предприятия на внешнем рынке, успешно осуществить личные продажи и рекламные мероприятия, задействовать инструменты PR и прямого маркетинга. На завершающих стадиях формирования стратегии ПМК в исследовании предложены инструменты сводного анализа - матрицы SWOT, PEST и SNW анализа [14].

Необходимо также составить подробные контрольные открытые и закрытые вопросы о внешней и внутренней среде промышленного предприятия, осуществляющего внешнеэкономическую деятельность [15]. Все разработанные списки вопросов могут выступать в качестве отправной точки для формирования опросного листа для отдельно взятого предприятия отечественной промышленности, предполагающего выход на внешний рынок, что позволяет сформулировать необходимые рекомендации по целому ряду мероприятий с целью обретения предприятием конкурентных преимуществ на внешнем рынке.

Список литературы:

1. Братко И.В., Васильева Л.П., Соколов А.П. Инструменты повышения конкурентоспособности социально-экономических систем. Курск, 2020.

2. Соколов А.П. Способы повышения эффективности управления региональными проектами в условиях государственно-частного партнерства. Финансовая экономика. 2016. № 4. С. 68-74.

3. Соколов А.П., Кузнецов И.С. Инвестиционный проект, бизнес-план, анализ инвестиционных проектов как этапы стратегического планирования на предприятии. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № T13. С. 1176-1180.

4. Матвеенцева А.В., Соколов А.П. Продовольственная безопасность: региональный аспект. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 6 (16). С. 86-91.

5. Абдулкадыров, А. С. Семь лет спустя: ретроспективный анализ влияния санкций на сектора национальной экономики России / А. С. Абдулкадыров // Индустриальная экономика. - 2021. - № 2. - С. 29-33. - DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_1_29.

6. Быченков, А. В. Распределение транспортной подвижности в мультимодальной городской дорожной системе как показатель социальной составляющей транспортной системы / А. В. Быченков, И. А. Морозова // Индустриальная экономика. - 2021. - № 2. - С. 3439. - DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_1_34.

7. Савельев, И. И. Анализ факторов, оказывающих влияние на формирование человеческого капитала / И. И. Савельев, А. Н. Рубищев, Н. А. Ковбаса // Индустриальная экономика. - 2021. - № 2. - С. 40-44. - DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_1 _40.

8. Осепов, Н. И. Внедрение системы кайд-зен в тренировочный процесс профессиональной команды по биатлону / Н. И. Осе-пов, М. В. Бузулуцкая // Индустриальная экономика. - 2021. - № 2. - С. 45-49. - DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_1 _45.

9. Горелов, Д. В. Общая характеристика алгоритма и принципов оценки качества бизнес-планирования на промышленном предприятии / Д. В. Горелов, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 5(34). - С. 354-360.

10. Теория управления : Учебное пособие для бакалавров / Н. И. Астахова, Г И. Мо-сквитин, О. В. Барбашина [и др.]. - 1-е изд.. -Москва : Издательство Юрайт, 2013. - 375 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-2160-1.

11. Рыжов, И. В. Некоторые аспекты проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику / И. В. Рыжов, Е. Д. Сахончик // Финансы и кредит. - 2003. - № 23(137). - С. 7-14.

12. Инновационная направленность и критерии развития современных экономических знаний / А. П. Бирюков, И. С. Брикошина, А. М. Лялин [и др.] // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 6(107). - С. 814-817.

13. Рыжов, И. В. Организационно-управ-

INNOVATIVE ECONOMY: INFORMATION, ANALYSIS, PROGNOSES

ленческий инструментарий формирования системы качества бизнес-планирования на промышленном предприятии / И. В. Рыжов, Б. И. Черняховский // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 1(90). - С. 783-790.

14. Роль государства в управлении функционированием и развитием предприятий оборонно-промышленного комплекса / С. С. Чеботарев, В. С. Чеботарев, Б. В. Проскурин, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 4(105). - С. 41-45.

15. Рыжов, И. В. Анализ актуальных направлений привлечения инвестиций на отечественные предприятия / И. В. Рыжов, Е. Д. Сахончик // Финансы и кредит. - 2003. - № 24(138). - С. 24-35.

References

1. Bratko I.V., Vasireva L.P., Sokolov A.P. Instrument/ povy'sheniya konkurentosposobnosti social'no-e'konomicheskix sistem. Kursk, 2020.

2. Sokolov A.P. Sposoby' povysheniya e'ffektivnosti upravleniya regional'ny'mi proektami v usloviyax gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. Finansovaya e'konomika. 2016. № 4. S. 68-74.

3. Sokolov A.P., Kuzneczov I.S. Investicionny'j proekt, biznes-plan, analiz investicionny'x proektov kak e'tapy' strategicheskogo planirovaniya na predpriyatii. Nauchno-metodicheskij e'lektronny'j zhurnal Koncept. 2015. № T13. S. 1176-1180.

4. Matveenceva A.V., Sokolov A.P. Prodovol'stvennaya bezopasnost': regionally j aspekt. Innovacionnaya e'konomika: perspektivy' razvitiya i sovershenstvovaniya. 2016. № 6 (16). S. 86-91.

5. Abdulkady'rov, A. S. Sem' let spustya: retrospektivny'j analiz vliyaniya sankcij na sektora nacional'noj e'konomiki Rossii / A. S. Abdulkady'rov // Industrial'naya e'konomika. 2021. № 2. S. 29-33. DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_1_29.

6. By'chenkov, A. V. Raspredelenie transportnoj podvizhnosti v mul'timodal'noj gorodskoj dorozhnoj sisteme kak pokazatel' social'noj sostavlyayushhej transportnoj sistemy' / A. V. By'chenkov, I. A. Morozova // Industrial'naya e'konomika. 2021. № 2. S. 34-39.

DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_1_34.

7. Savel'ev, I. I. Analiz faktorov, okazy'vayushhix vliyanie na formirovanie chelovecheskogo kapitala /I. I. Savel'ev, A. N. Rubishhev, N. A. Kovbasa // Industrial'naya e'konomika. 2021. № 2. S. 40-44. DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_1_40.

8. Osepov, N. I. Vnedrenie sistemy' kajdzen v trenirovochny'j process professional'noj komandy' po biatlonu / N. I. Osepov, M. V. Buzuluczkaya // Industrial'naya e'konomika. 2021. № 2. S. 45-49. DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_1_45.

9. Gorelov, D. V. Obshhaya xarakteristika algoritma i principov ocenki kachestva biznes-planirovaniya na promy'shlennom predpriyatii / D. V. Gorelov, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2013. № 5(34). S. 354-360.

10. Teoriya upravleniya : Uchebnoe posobie dlya bakalavrov / N. I. Astaxova, G. I. Moskvitin,

0. V. Barbashina [i dr.]. 1-e izd.. Moskva : Izdatel'stvo Yurajt, 2013. 375 s. (Bakalavr. Akademicheskij kurs). ISBN 978-5-9916-2160-1.

11. Ry'zhov, I. V. Nekotory'e aspekty' problemy' privlecheniya inostranny'x investicij v rossijskuyu e'konomiku / I. V. Ry'zhov, E. D. Saxonchik // Finansy' i kredit. 2003. № 23(137). S. 7-14.

12. Innovacionnaya napravlennost' i kriterii razvitiya sovremenny'x e'konomicheskix znanij / A. P. Biryukov, I. S. Brikoshina, A. M. Lyalin [i dr.] // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2019. № 6(107). S. 814-817.

13. Ry'zhov, I. V. Organizacionno-upravlencheskij instrumentarij formirovaniya sistemy' kachestva biznes-planirovaniya na promy'shlennom predpriyatii / I. V. Ry'zhov, B. I. Chernyaxovskij // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2018. № 1(90). S. 783-790.

14. Rol' gosudarstva v upravlenii funkcionirovaniem i razvitiem predpriyatij oboronno-promy'shlennogo kompleksa / S. S. Chebotarev, V. S. Chebotarev, B. V. Proskurin,

1. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2019. № 4(105). S. 41-45.

15. Ry'zhov, I. V. Analiz aktual'ny'x napravlenij privlecheniya investicij na otechestvenny'e predpriyatiya / I. V. Ry'zhov, E. D. Saxonchik // Finansy' i kredit. 2003. № 24(138). S. 24-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.