Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕРЕЗ СТАБИЛИЗАЦИЮ ОБОРОННОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА'

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕРЕЗ СТАБИЛИЗАЦИЮ ОБОРОННОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СТАБИЛЬНОСТЬ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнова Елена Анатольевна

Автор формирует систему обеспечения военной безопасности государства. Основным элементом безопасности определяет как стабилизацию оборонно-промышленного комплекса страны. Достижение данного обстоятельства позволит за счет внедрения новой системы управления оборонно-промышленным комплексом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A SYSTEM FOR ENSURING MILITARY SECURITY THROUGH THE STABILIZATION OF THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX

The author forms a system for ensuring the military security of the state. The main element of security defines as the stabilization of the military-industrial complex of the country. Achieving this circumstance will make it possible through the introduction of a new control system for the military-industrial complex.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕРЕЗ СТАБИЛИЗАЦИЮ ОБОРОННОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА»

УДК 338.4

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕРЕЗ СТАБИЛИЗАЦИЮ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Корнова Елена Анатольевна

Волгоградский государственный технический университет, Россия, г. Волгоград

Аннотация. Автор формирует систему обеспечения военной безопасности государства. Основным элементом безопасности определяет как стабилизацию оборонно-промышленного комплекса страны. Достижение данного обстоятельства позволит за счет внедрения новой системы управления оборонно-промышленным комплексом.

Ключевые слова: безопасность; обеспечение; стабильность; оборонно-промышленный комплекс.

UDC 338.4

FORMATION OF A SYSTEM FOR ENSURING MILITARY SECURITY

THROUGH THE STABILIZATION OF THE MILITARY-INDUSTRIAL

COMPLEX

Kornova Elena Anatolievna

Volgograd State Technical University, Russia, Volgograd

Abstract. The author forms a system for ensuring the military security of the state. The main element of security defines as the stabilization of the military-industrial complex of the country. Achieving this circumstance will make it possible through the introduction of a new control system for the military-industrial complex.

Keywords: safety; security; stability; military-industrial complex.

Главная цель обеспечения военно-экономической безопасности - материальное обеспечение военной организации государства, ее оснащение эффективными системами вооружения, военной, специальной техникой и имуществом, другими материальными ресурсами в количествах, необходимых для гарантированного обеспечения военной безопасности Российской Федерации (рис. 1).

Основные принципы обеспечения военно-экономической безопасности:

- соответствие уровня военно-экономического обеспечения потребностям военной безопасности [1];

- научно-техническая, технологическая, информационная и ресурсная независимость в разработке и производстве основных видов военной продукции;

- концентрация финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресур-

сов на решении ключевых задач обеспечения военной безопасности [2].

Основные направления обеспечения военно-экономической безопасности:

- оптимизация системы государственного управления оборонным промышленным комплексом;

- реструктуризация и конверсия оборонного промышленного комплекса (без ущерба для развития новых технологий и научно-технических возможностей) [3];

- гарантированное обеспечение финансовыми и материально-техническими ресурсами работ по созданию вооружения, военной и специальной техники и военного имущества, а также развития технологий их разработки и производства;

- внедрение системы экономического стимулирования и государственного регулирования ценообразования при разработке и производстве военной продукции и продук-

Основные задачи обеспечения военно-экономической безопасности:

Приоритетные задачи обеспечения военно-экономической безопасности:

обеспечение объективных потребностей военной организации государства в финансовых средствах и материально-технических ресурсах;

развитие научно-техническои, технологической и производственной базы военной организации государства, военной инфраструктуры;

разработка и производство высокоэффективных систем управления войсками и оружием, связи, разведки, стратегического предупреждения, радиоэлектронной борьбы, высокоточных, мобильных безъядерных средств

поражения, а также систем их информационного

обеспечения;

унификация, стандартизация, сокращение типажа и номенклатуры вооружения и военной техники;

Рисунок 1. - Задачи обеспечения военно-экономической безопасности

ции двойного назначения на предприятиях всех форм собственности [4];

- государственная поддержка предприятий (производств) и организаций (учреждений), определяющих военно-техническую и технологическую устойчивость оборонного промышленного комплекса, а также закрытых административно-территориальных образований и градообразующих предприятий;

- сохранение и развитие системы народнохозяйственных объектов, необходимых для устойчивого функционирования национальной экономики и жизнеобеспечения населения в военное время [5];

- оптимизация и создание новых мобилизационных мощностей и объектов, восполнение государственных резервов;

- организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, перспективных научно-технических

и технологических разработок, в том числе конкурентоспособных и импортозамещающих перспективных технологий;

- развитие научно-технической и экспериментальной базы оборонных отраслей промышленности, их научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений и организаций;

- реализация контрактных и конкурсных основ в системе заказов, разработки и производства продукции военного назначения [6];

- использование международной производственной кооперации, военно-технического сотрудничества и совместных НИОКР с зарубежными странами в целях повышения военно-экономического потенциала Российской Федерации;

- расширение экспорта наукоемкой продукции предприятий оборонного промыш-

!ММ0УДТ!УЕ ЕС01\ЮМУ: !МР0РМДТ!0М, ДМД1_У8!8, РРООМОБЕБ

ленного комплекса военного и гражданского назначения;

- выполнение международных обязательств по сокращению и ограничению вооруженных сил и вооружений, а также по поддержанию международной безопасности и мира [7];

- обеспечение патентной и иной правовой защиты объектов интеллектуальной собственности, содержащихся в продукции военного назначения, а также в технологиях их разработки и производства;

- обеспечение социальной защищенности работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией оборонного промышленного комплекса, закрепление высококвалифицированных кадров в военном производстве.

Основные направления мобилизационной подготовки экономики:

- подготовка системы управления экономикой к устойчивому функционированию в период перевода на работу в условиях военного времени и в военное время [8];

- создание, совершенствование и эффективное функционирование системы мобилизационной подготовки органов государственной власти и управления всех уровней, а также организаций и предприятий, имеющих мобилизационные задания;

- оптимизация и развитие мобилизационных мощностей и объектов; создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ресурсов в мобилизационном и государственном резервах [9];

- создание и сохранение страхового фонда конструкторской и технической документации для военного времени;

- подготовка финансово-кредитной, налоговой систем и системы денежного обращения к особому режиму функционирования в условиях военного времени [10];

- разработка и совершенствование нормативной правовой базы мобилизационной подготовки и перевода экономики Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с мирного на военное время.

Но все же проблемы в оборонно-промышленном комплексе остаются. Премьер-министр России Владимир Путин потребовал усилить борьбу с контрабандой и контрафак-том и раскритиковал финансовую деятель-

ность правительства [11]. В ходе заседания президиума Правительства России он потребовал сажать контрабандистов и ускорить проведение денежных средств, выделенных правительством для поддержки промышленности.

По словам Владимира Путина, контра-факт занимает свыше 40% отечественного рынка. Закрытия каналов контрабанды он по -требовал от главы МВД Рашида Нургалиева, от ФСБ и прокуратуры [12].

Еще одна проблема- это медленная работа по заключению контрактов в рамках Госо-боронзаказа (ГОЗ). «Директора говорят, что деньги на предприятия не поступают», - отметил премьер и добавил: «Деньги-то есть, а на предприятиях возникают реальные проблемы». В этой связи он поручил Минобороны РФ ускорить эту работу.

Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал армии Николай Макаров по этому поводу сказал, что работа по заключению соответствующих контрактов по линии Минобороны идет медленно по объективным причинам: «Первая - это то, что поздно прошло у нас уточнение бюджета, в апреле. Мы только 7-12 мая смогли объявить конкурс. Это не наша вина. Мы обоюдно разбираемся с ведомствами. Думаю, числа 1015, самое позднее до 20 июня поправим это положение» [13].

Кстати, по материалам Министерства промышленности и торговли РФ, производство промышленной продукции оборонно-промышленного комплекса в январе - апреле 2009 года выросло на 4,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В то же время в авиационной промышленности производство гражданской продукции за данный период сократилось на 4%. В матери -алах министерства это объясняется снижением производства гражданской продукции в ЗАО «Авиастар - СП», ОАО «ВАСО», ОАО «КНААПО» вследствие переноса сроков выполнения контрактов, корректировки планов поставки, а также увеличения трудозатрат на освоение новых технологий и модифицированной продукции.

В судостроительной промышленности в январе - апреле нынешнего года производство продукции гражданского назначения возросло почти в 2 раза. Всего в постройке находятся 110 судов. При этом выпуск тех-

нологического оборудования для ТЭК сократился на 19,1%.

В промышленности обычных вооружений производство продукции гражданского назначения в январе - апреле снизилось на 39,3%, что обусловлено снижением объемов производства в ОАО «НК «Уралвагонзавод им. Дзержинского», ОАО «Курганмашзавод», ОАО «Нытва», ОАО «ХК «Барнаульский станкозавод», ФГУП «Ижевский механический завод», ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева». В частности, НК «Уралвагонзавод им. Дзержинского» в январе - апреле 2009 г. выпустил 2 тыс. 820 вагонов, 900 цистерн [14].

Объем производства оборудования и подвижного состава железных дорог за данный период сократился на 48,5%, продукции металлургического комплекса - на 51,5%, строительно-дорожной и коммунальной техники - на 78,4%. Если посмотреть ситуацию в регионах, то, к примеру, за первые четыре месяца текущего года объем промышленного производства предприятий Саратовской области, которые входят в оборонно-промышленный комплекс, снизился на 12,6%. Меньше продукции произвели 17 предприятий, наибольший спад был отмечен на ОАО «ЦНИИА» (29,9% от аналогичного периода прошлого года), ЗАО «Саратовский авиационный завод» (32,5%) и ОАО «Завод «Пром-маш» (39,6%).

Задолженность по заработной плате имеется в настоящее время лишь у двух предприятий - авиазавода и Саратовского завода приборных устройств. Об этом на заседании антикризисного штаба сообщил министр промышленности и энергетики области Александр Никонов. Руководители предприятий по этому поводу сообщили, что погасят долги перед работниками в ближайшее время, после того как получат средства по контрактам по государственному оборонному заказу. В области участниками аукционов и торгов, проводимых Министерством обороны, являются 18 предприятий. В 2009 году 13 организаций вошли в ГК «Ростехнологии» [15]. Объем госзаказа в настоящее время немного выше уровня прошлого года, сообщил министр. По его словам, напряженность в промышленном секторе экономики в последнее время спала, «но нам нельзя расслабляться». Главное, сказал он, - это получение аванса на оборонный заказ.

Прежде всего следует сказать, что ОПК сегодня - это около 1300 организаций, расположенных в 70 регионах страны, в которых трудятся примерно полтора миллиона высококвалифицированных специалистов и рабочих. Объем промышленного производства в отраслях ОПК начиная с 1999 года растет в среднем на 7-9 процентов ежегодно, что обусловлено, прежде всего, увеличением государственного оборонного заказа.

в этом секторе в настоящее время ситуация лучше, нежели во всех остальных секторах экономики, так как здесь действует стабильный государственный оборонный заказ, несмотря на все разговоры о том, что его сократили. Да, сократили, но сократили несущественно. И основные задания предприятия получили. Что является, образно говоря, хорошей подушкой безопасности против тех кризисных явлений, которые, к сожалению, в экономике пока развиваются.

Сумма государственного оборонного заказа в 2009 году составила около 1 трлн рублей. Это существенно смягчит те негативные последствия, которые проявляются в гражданских отраслях экономики. Хотя, конечно, гражданская часть продукции предприятий ОПК, к сожалению, также подвержена вышеназванным проблемам, равно как и остальные секторы экономики.

Однако действительно есть проблемы, связанные с тем, что идет структурная перестройка судоремонтной отрасли. Кстати, правительство Российской Федерации критиковало Министерство обороны, в частности, за низкие темпы размещения государственного оборонного заказа, даны соответствующие поручения по исправлению ситуации.

Было определено, чтобы до 31 марта ГОЗ был размещен. Но на сегодня ГОЗ размещен примерно на 70 процентов, а проавансиро-ван существенно меньше. Отсюда и подобные проблемы. Можно по-разному оценивать названную цифру, но факт остается фактом: этих проблем можно было бы избежать.

Еще одна немаловажная проблема - износ оборудования.Онсоставляеткое-гдеболее90 процентов. Это напрямую влияет на качество. В прежние времена на амортизацию основных фондов предприятий отчислялось около 8 процентов прибыли. Нормы амортизации по-прежнему существуют и закладываются. Но у предприятий просто нет средств. Даже

по линии ГОЗ авансирование, бывает, поздно проходит, как и оплата готовой продукции. Поэтому у предприятий просто нет свободных денег, чтобы обновить оборудование. Кроме того, раньше закупки ВВТ были крупносерийные. Сейчас идет в основном мелкосерийная продукция. На этом много не заработаешь.

Ситуация такова, что, к сожалению, даже те средства, которые были выделены правительством РФ на поддержку финансовой системы еще осенью, увы, не дошли до предприятий. Это отчасти связано с несовер -шенством кредитной политики, малодоступностью кредитов для предприятий «оборонки». Правительством Российской Федерации и здесь приняты довольно серьезные решения. В частности, выделены конкретные дополнительные субсидии на поддержку предприятий ОПК. Вот конкретные цифры из Программы антикризисных мер, в частности, перечня «Основных мероприятий правительства Российской Федерации и Банка России по оздоровлению российской экономики в 2009 году», в соответствии с которым на обеспечение финансовой поддержки предприятий ОПК дополнительно выделяется 70,0 млрд руб., в том числе:

- на предоставление предприятиям ОПК субсидий из федерального бюджета на погашение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2008-2009 годах, в том числе для пополнения оборотных средств - 15,0 млрд руб.;

- на оказание государственной поддержки стратегическим предприятиям ОПК путем их капитализации, увеличение уставных капиталов (фондов) - 52,0 млрд руб.;

- на увеличение объемов субсидий организациям ОПК с целью предупреждения банкротства - 3,0 млрд. руб.

Создана постоянно действующая Межведомственная комиссия по поддержке стратегических предприятий и организаций ОПК, исполняющих ГОЗ и испытывающих финансовые трудности в условиях сложившейся ситуации на финансовых рынках, в соответствии с решениями которой выделяются соответствующие средства также на поддержку отдельных стратегических предприятий и организаций ОПК.

Как и у любого развивающегося организма, проблем у «оборонки» очень много, на

эту тему, пожалуй, можно было бы написать целый трактат. Это и освоение новых рынков, и диверсификация производства, и повышение качества выпускаемой продукции. Повторю: качество - одна из основных проблем, которая должна быть решена «оборон -кой», чтобы снять те негативные моменты, которые мы получили в последнее время по ряду поставок. Причем как на внутреннем рынке, так и на зарубежном.

Таким образом, можно выделить главную проблему ОПК - проблему качества, которая должна быть решена нашей «оборонкой» в ближайшее время. Хотя понятно, что она тянет за собой целый клубок других проблем. На втором месте - проблема привлечения молодых кадров. Если не будет преемственности поколений, то все очень быстро и печально закончится.

Подводя итог, необходимо отметить, что принят важнейший документ для оборонно-промышленного комплекса - «Основные направления деятельности правительства Российской Федерации до 2020 года», где специально выделен раздел по развитию высокотехнологичных отраслей экономики, основу которых составляют такие отрасли, как авиастроение, судостроение, ракетно-космическая промышленность и др.

Список литературы:

1. Соколов А.П. Способы повышения эффективности управления региональными проектами в условиях государственно-частного партнерства. Финансовая экономика. 2016. № 4. С. 68-74.

2. Соколов А.П., Кузнецов И.С. Инвестиционный проект, бизнес-план, анализ инвестиционных проектов как этапы стратегического планирования на предприятии. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № T13. С. 1176-1180.

3. Матвеенцева А.В., Соколов А.П. Продовольственная безопасность: региональный аспект. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 6 (16). С. 86-91.

4. Соколов, А. П. Взаимодействие макро-и микроуровней при формировании экономической безопасности страны / А. П. Соколов // Индустриальная экономика. - 2020. - № 1. - С. 6-9.

5. Современные проблемы коммуникации

в бизнеспроектах консалтинговых компаний / А. П Кузнецова, С. А. Першукова, Н. Е. Федорова, В. В. Филатов // Индустриальная экономика. - 2021. - Т. 2. - № 2. - С. 41-46. - DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_2_41.

6. Качественная оценка затрат и инвестиций в проекты информационной безопасности предприятий легкой промышленности / В. А. Симонова, К. С. Задорнов, В. А. Сен-ков, Н. М. Квач // Индустриальная экономика. - 2021. - Т. 2. - № 2. - С. 47-52. - DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_2_47.

7. Формирование качеств выпускника направления «менеджмент» на основе факторной матрицы компетенций / О. И. Лихтанская, С. А. Баркова, В. М. Красилов, А. Кошель // Индустриальная экономика. - 2021. - Т. 2. - № 2. - С. 53-58. - DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_2_53.

8. Колмыкова, Т. С. Стимулирование развития высокотехнологичных производств как приоритет государственной политики в области науки и технологий / Т. С. Колмыкова, Н. Ю. Макаров // Индустриальная экономика. - 2021. - Т. 2. - № 2. - С. 59-64. - DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_2_59.

9. Полощапов, А. Н. Общая характеристика и алгоритм проведения внутреннего аудита системы менеджмента качества организации / А. Н. Полощапов, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 5(28). - С. 244-248.

10. Кулхард, П Д. Система разработки, принятия и исполнения управленческих решений на промышленном предприятии / П Д. Кулхард, И. В. Рыжов // Экономика и предпри -нимательство. - 2013. - № 5(34). - С. 601-608.

11. Романцова, Т. В. Организационно-экономические и методические аспекты реализации и оценки результатов инновационно-инвестиционных проектов в сельскохозяйственном производстве на уровне региона (муниципального района) / Т. В. Ро-манцова, И. В. Рыжов, А. Е. Кротов // Репута-циология. - 2016. - № 4(42). - С. 17-25.

12. Теория управления : Учебник / Н. И. Астахова, П И. Москвитин, О. В. Барбаши-на [и др.]. - 1-е изд.. - Москва : Издательство Юрайт, 2015. - 375 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-4737-3.

13. Рыжов, И. В. Совершенствование информационного обеспечения формирования бизнес-планов на промышленном предприя-

тии с учетом системного и интегрированного п одходов / И. В. Рыжов, А. А. Хачатурян, Б. И. Черняховский // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. - 2018. - № 3(43). - С. 11.

14. Рыжов, И. В. Большие циклы в мировом и отечественном хозяйстве (Воздействие на формирование экономических моделей) : специальность 08.00.01 «Экономическая теория» : диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Рыжов Игорь Викторович. - Москва, 2002. - 387 с.

15. Рыжов, И. В. Организационно-управленческий инструментарий формирования системы качества бизнес-планирования на промышленном предприятии / И. В. Рыжов, Б. И. Черняховский // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 1(90). - С. 783-790.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Sokolov A.P. Sposoby' povy'sheniya e'ffektivnosti upravleniya regional'ny'mi proektami v usloviyax gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. Finansovaya e'konomika. 2016. № 4. S. 68-74.

2. Sokolov A.P., Kuzneczov I.S. Investicionny'j proekt, biznes-plan, analiz investicionny'x proektov kak e'tapy' strategicheskogo planirovaniya na predpriyatii. Nauchno-metodicheskij e'lektronny'j zhurnal Koncept. 2015. № T13. S. 1176-1180.

3. Matveenceva A.V., Sokolov A.P. Prodovol'stvennaya bezopasnost': regional'ny'j aspekt. Innovacionnaya e'konomika: perspektivy' razvitiya i sovershenstvovaniya. 2016. № 6 (16). S. 86-91.

4. Sokolov, A. P. Vzaimodejstvie makro- i mikrourovnej pri formirovanii e'konomicheskoj bezopasnosti strany' / A. P. Sokolov // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 1. S. 6-9.

5. Sovremenny'e problemy' kommunikacii v biznesproektax konsaltingovy'x kompanij / A. G. Kuzneczova, S. A. Pershukova, N. E. Fedorova, V. V. Filatov // Industrial'naya e'konomika. 2021. T. 2. № 2. S. 41-46. DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_2_41.

6. Kachestvennaya ocenka zatrat i investicij v proekty' informacionnoj bezopasnosti predpriyatij legkoj promy'shlennosti / V. A. Simonova, K. S. Zadornov, V. A. Senkov, N. M. Kvach // Industrial'naya e'konomika. 2021. T. 2. № 2. S. 47-52. DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_2_47.

7. Formirovanie kachestv vy'pusknika

napravleniya «menedzhment» na osnove faktornoj matricy kompetencij / O. I. Lixtanskaya, S. A. Barkova, V. M. Krasilov, A. Kosher // Industrial'naya e'konomika. 2021. T. 2. № 2. S. 53-58. DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_2_53.

8. Kolmy'kova, T. S. Stimulirovanie razvitiya vy'sokotexnologichny'x proizvodstv kak prioritet gosudarstvennoj politiki v oblasti nauki i texnologij / T. S. Kolmykova, N. Yu. Makarov // Industrial'naya ekonomika. 2021. T. 2. № 2. S. 59-64. DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_2_59.

9. Goloshhapov, A. N. Obshhaya xarakteristika i algoritm provedeniya vnutrennego audita sistemy' menedzhmenta kachestva organizacii / A. N. Goloshhapov, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimaterstvo. 2012. № 5(28). S. 244-248.

10. Kulxard, G. D. Sistema razrabotki, prinyatiya i ispolneniya upravlencheskix reshenij na promy'shlennom predpriyatii / G. D. Kulxard, I. V. Ryzhov // E'konomika i predprinimaterstvo. 2013. № 5(34). S. 601-608.

11. Romanczova, T. V. Organizacionno-e'konomicheskie i metodicheskie aspekty' realizacii i ocenki rezul'tatov innovacionno-investicionny'x proektov v sel'skoxozyajstvennom proizvodstve na urovne regiona (municipal'nogo rajona) / T. V. Romanczova, I. V. Ryzhov, A. E. Krotov // Reputaciologiya. 2016. № 4(42). S. 17-25.

12. Teoriya upravleniya : Uchebnik / N. I. Astaxova, G. I. Moskvitin, O. V. Barbashina [i dr.]. 1-e izd.. Moskva : Izdatel'stvo Yurajt, 2015. 375 s. (Bakalavr. Akademicheskij kurs). ISBN 978-5-9916-4737-3.

13. Ry'zhov, I. V. Sovershenstvovanie informacionnogo obespecheniya formirovaniya biznes-planov na promy'shlennom predpriyatii s uchetom sistemnogo i integrirovannogo podxodov / I. V. Ry'zhov, A. A. Xachaturyan, B. I. Chernyaxovskij // Informacionno-e'konomicheskie aspekty' standartizacii i texnicheskogo regulirovaniya. 2018. № 3(43). S. 11.

14. Ry'zhov, I. V. Bol'shie cikly' v mirovom i otechestvennom xozyajstve (Vozdejstvie na formirovanie e'konomicheskix modelej) : special'nost' 08.00.01 "E'konomicheskaya teoriya" : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni doktora e'konomicheskix nauk / Ry'zhov Igor' Viktorovich. Moskva, 2002. 387 s.

15. Ry'zhov, I. V. Organizacionno-upravlencheskij instrumentarij formirovaniya sistemy' kachestva biznes-planirovaniya na promy'shlennom predpriyatii / I. V. Ry'zhov, B. I. Chernyaxovskij // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2018. № 1(90). S. 783-790.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.