Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ЧЕРЕЗ НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ'

ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ЧЕРЕЗ НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / НАЛОГИ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ОЦЕНКА / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багамова Светлана Анатольевна

Автор статьи обращает внимание на такую актуальную тему, как инновационная активность организаций. Определено, что налоговое стимулирование, которое применяют органы государственной власти, позволит поддержать, активизировать инновационную активность организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ACTIVITY OF ORGANIZATIONS THROUGH TAX INCENTIVES

The author of the article draws attention to such a topical issue as the innovative activity of organizations. It has been determined that tax incentives, which are used by public authorities, will support, enhance the innovative activity of organizations.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ЧЕРЕЗ НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ»

УДК 33

ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ЧЕРЕЗ НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ

Багамова Светлана Анатольевна

Омский государственный институт сервиса, Россия, г. Омск

Аннотация. Автор статьи обращает внимание на такую актуальную тему, как инновационная активность организаций. Определено, что налоговое стимулирование, которое применяют органы государственной власти, позволит поддержать, активизировать инновационную активность организаций.

Ключевые слова: инновации; налоги; стимулирование; оценка; мониторинг.

UDC 33

INNOVATIVE ACTIVITY OF ORGANIZATIONS THROUGH TAX

INCENTIVES

Bagamova Svetlana Anatolievna

Omsk State Service Institute, Russia, Omsk

Abstract. The author of the article draws attention to such a topical issue as the innovative activity of organizations. It has been determined that tax incentives, which are used by public authorities, will support, enhance the innovative activity of organizations.

Keywords: innovations; taxes; stimulation; grade; monitoring.

В современных условиях основные меры государственной политики в инновационной сфере должны быть направлены на формирование адекватной среды для развития научной и научно-технической деятельности, включая:

- реструктуризацию сети организаций государственного сектора науки;

- поддержку фундаментальных исследований и передовых научных школ;

- обеспечение воспроизводства их кадрового потенциала и приборной базы;

- содействие международному научно-техническому сотрудничеству, привлечению иностранных партнеров и инвесторов к выполнению национальных научно-технологических программ.

Как представляется, для реализации соответствующих мероприятий необходимо сконцентрировать финансовые, кадровые и материально-технические ресурсы на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в интересах формирования высокоэффективной инновационной системы, как на национальном, так и на реги-

ональном уровнях [1]. Для этого из широкого арсенала форм и методов поддержки предприятий, инвесторов и финансовых структур, вкладывающих средства в развитие инновационного потенциала, наработанных мировой практикой, необходимо выбрать наиболее адекватные нынешней ситуации и российской специфике.

Подчеркнем, что в Российской Федерации отдельные виды льгот были сформированы на начальном этапе рыночной реформы, в условиях быстро рушащегося бюджетного финансирования. Они предоставлялись научным организациям без учета конкурентоспособности их научно-технической продукции и возможности ее внедрения в производство [2]. Наиболее распространенными методами были: налоговое стимулирование, стимулирование через амортизационную политику (не как части налоговой политики, а как самостоятельный механизм), прямые бюджетные дотации компаниям, осваивающим новые виды продукции [3].

Однако постепенно, по мере приобретения научными организациями необходимого

опыта функционирования в условиях российского рынка, налоговая политика себя исчерпала, обозначилась тенденция неудовлетворенности этими льготами. Например, часть научных организаций, имеющих в своем распоряжении опытно-производственную базу, могла бы организовать на этой базе производство по собственным разработкам, постепенно трансформируясь в наукоемкие фирмы. Однако установленное законом соотношение удельных весов основной научно-технической и не основной деятельности сразу сыграло бы против них - они перестали бы быть научной организацией и автоматически лишились бы льгот, поскольку для промышленности аналогичных льгот нет.

Исключением в этом отношении является установленный первой частью Налогового кодекса инвестиционный кредит [4], при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу, с последующей поэтапной уплате суммы кредита и начисленных процентов. Основанием для получения инвестиционного налогового кредита являются:

- проведение НИОКР или технологического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения;

- осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов [5];

- выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.

Наверное, это единственный случай реального стимулирования инновационного процесса в Российском законодательстве. Не очень выгодный, но существующий. К сожалению, на практике нет достаточного количества примеров его использования.

Однако главное состоит в том, что имеющиеся льготы не стимулировали ни инновационную деятельность в отраслях экономики в целом, ни заинтересованность в применении отечественных научно-технических новаций в частности, ни приток капиталов в науку, ни осуществление научной деятельности в

организациях, где выдержать установленное отношение 70/30 не представляется возможным [6]. Система стимулирования инновационной деятельности должна способствовать решению двуединой задачи государства в области экономики: общей активизации применения инноваций, обеспечению структурной перестройки и повышению конкурентоспособности реальных секторов экономики.

Как представляется, в нашей стране недостаточно обобщен зарубежный опыт стимулирования инновационного процесса, хотя периодически соответствующие семинары проводятся, в частности, при организации TASIS по проекту Fin Rus 9804 Евросоюза «Инновационные центры и наукограды», где обсуждались проблемы выбора целесообразных путей стимулирования инновационной деятельности в России [7]. С начала до середины 80-х годов общая научно-экономическая оценка налоговых мер по стимулированию НИОКР была скорее скептической. Между тем новые исследования привели к более оптимистической оценке подобного рода мер. Эти исследования показывают, что налоговые меры в той форме, которая была применена в США, Канаде или Австралии, оказали довольно сильный стимулирующий эффект, и предприятия отреагировали на уменьшение цены НИОКР увеличением затрат на них. Например, в США оказалось, что сколько государство недополучило средств в виде налогов, которыми можно было бы финансировать подобного рода деятельность, примерно столько же фирмы вложили дополнительных средств на проведение НИОКР [8].

Анализ затрат и прибыли сравнительно молодой австралийской системы стимулирования также показывает позитивный баланс. С учетом этих результатов представляется интересным детально проанализировать механизмы, применяемые в различных странах. Наиболее часто применяемой в мире формой особого налогообложения затрат на НИОКР является налоговый кредит, при котором или процент затрат фирмы на НИОКР, или процент дополнительно (например, по сравнению с прошлым годом) затраченных средств на НИОКР могут непосредственно вычитаться из задолженности фирмы по налогу [9].

Проще говоря, цель особого налогообложения затрат на НИОКР состоит в том, чтобы

путем снижения фактических предельных издержек на НИОКР активизировать частные усилия в области НИОКР. В Японии, Франции, Великобритании, Италии, Швеции, Корее налоговое законодательство предусматривает возможность стопроцентного вычета из облагаемого налогом дохода сумм, идущих на финансирование текущих издержек по НИОКР и инвестиций на оборудование для НИОКР [10]. В Австралии до 150% затрат на НИОКР могут вычитаться из облагаемого налогом дохода.

Следует также представить еще один пример. Во Франции создан парк высоких технологий «София Антиполис» близ г. Ниццы. Он расположен на территории 2,3 тыс. га, где размещено 1200 организаций различного профиля, в которых занято 25 тысяч человек. Свыше 1000 фирм являются компаниями с иностранным капиталом. Для управления технополисом образована ассоциация, членами которой являются десять местных коммун, торгово-промышленная палата Лазурного берега, сельскохозяйственная палата и Генеральный совет департамента «Приморские Альпы». Средства ассоциации на 51% - бюджетные, на 49 % принадлежат торгово-промышленной палате. Оперативное управление парком осуществляется акционерной компанией, бюджет которой формируется за счет ассоциации и комиссионных за сдачу в аренду земельных участков [11].

Привлекательность функционирования для фирм в Технопарке, помимо льгот по аренде земли (до 1/3 против реальной стоимости), по бесплатной связи, по фактически бесплатной инфраструктуре, - в месте расположения - близ Ниццы, Канн и других субъектов на Лазурном берегу. В то же время департаментом «Приморские Альпы» выделяются значительные средства для строительства зданий (аренда со скидкой до 25 %), обустройства лабораторий и т. п.

Необходимо отметить, что в 1999 г. во Франции принят закон об инновациях. Он предполагает привлечение исследователей для создания предприятий на конкурсной основе. Предусмотрено бюджетное финансирование 550 проектов в областях биотехнологии, информатике, охраны окружающей среды; на каждый проект может быть выделено до 200 млн. франков. В целях продвижения проектов существует программа

развития инкубаторов. Запланирован 31 инкубатор, 10 из них уже существует. В инкубаторах малые фирмы, по сути, безвозмездно получают в пользование помещения, оборудование на 2-3 года, в течение которых проект должен быть отработан [12].

В Бельгии инновационный процесс стимулируется так называемой кластерной политикой: своего рода единение институтов и предприятий. При этом в процесс трансферта технологий вовлекаются и ученые и студенты. Малым предприятиям, участвующим в инновационном процессе, по федеральному закону налог может снижаться на 110%. Во Фландрии существует закон об инвестициях, согласно которому бюджетные средства для трансферта технологий привлекаются через университеты и НИИ. Из научно-технического бюджета до 150 млн. евро предусматриваются на продвижение результатов в промышленность. Стимулами инновациям в компаниях являются и беспроцентные кредиты, и субсидии, размер которых может достигать 25% стоимости [13].

О формах и методах стимулирования инноваций можно судить по центру биотехнологии (Flamanders Interuniversity Institute for Biotechnology - VIB), который создан в 1995 г. Это своего рода виртуальный университет. Он объединяет 4 департамента, 4 университета. Управляется советом директоров из представителей университетов, 4 представителей промышленности, 3 - от правительства. VIB курирует фундаментальные исследования, трансферт технологий, общественные программы. Трансфертом технологий в VIB занимаются 10 человек: 3 эксперта, 1 патентовед, 1 лицензиат, 1 директор, 3 секретаря. 50% прибыли от реализации продукции поступает в университет, который реализовал свою разработку через VIB, а 50% - в VIB на развитие процесса трансферта. Суммарный бюджет VIB - около 30 млн. евро, в том числе около 20 млн. евро - от реализации продукции. Составной частью VIB является BIO - Incubator. Его задача - ускорить образование и стимулировать деятельность компаний, для чего им предоставляются на льготных условиях на 3 года помещения. В рамках общественных программ VIB информирует общество о достижениях науки и технологий в области биологии, создает обучающие программы для вузов, предоставляет

оборудование в пользование школам и вузам, спонсирует издательство книг [14].

Прошедший в 2008 г. семинар в Люксембурге дал возможность представить систему поддержки инновационной деятельности со стороны Европейского Союза. За счет инновационной деятельности поставлена задача к 2010 г. Европейский Союз вывести на уровень самой передовой экономики. Это должно быть достигнуто за счет поощрения предпринимательства, продвижения инноваций, получения результатов от внедрения передовых технологий, разработки отраслевых программ. ЕС стремится к тому, чтобы улучшить взаимодействие инновационных политик в странах ЕС, в том числе сократить разрыв между северными и южными регионами, унифицировать нормативные рамки в области поощрения инноваций, поощрять создание новых компаний, упростить процедуру их создания, создать позитивную фискальную политику для новых компаний и венчурного капитала. Бюджет инновационной программы ЕС 363 млн. евро на 4 года. За счет этих средств изучается опыт и создается информационная программа инновационной системы Cordis, созданы 86 инновационных Relay Centres, занимающиеся трансфертом технологии на европейском уровне (в Германии и Франции по 7-8 центров) [15].

Проведенный диссертантом анализ, позволяет сформулировать предложения по стимулированию инновационного процесса в регионах России. Как представляется, мероприятия по активизации инновационной деятельности можно разделить на два основных блока. Первый блок включает в себя комплекс мер прорывного характера. Это должны быть меры достаточно неординарные и мощные, именно они призваны направить поток инвестиций на реализацию научных разработок в регионах России.

Второй блок мер включает в себя разработку комплекса мероприятий организационного, правового, экономического характера, которые образуют основу программы развития региональной инновационной деятельности.

Список литературы:

1. Щедрина, Ю. П. Кадровая ситуация организации: диагностика и мониторинг / Ю. П. Щедрина, С. В. Никифорова // Индустриальная экономика. - 2020. - № 1. - С. 19-21.

2. Стричевский, П. В. Обзор современных взглядов на понятие финансовой системы и ее состав / П. В. Стричевский, И. И. Савельев // Индустриальная экономика. - 2020. - № 1. - С. 22-31.

3. Исохужаева, М. Я. Цифровая грамотность - 2020 / М. Я. Исохужаева // Индустриальная экономика. - 2020. - № 1. - С. 32-36.

4. Махкамбаев, У. С. Эффективность государственного управления в системе среднего образования / У. С. Махкамбаев, М. М. Валиева // Индустриальная экономика. -2020. - № 1. - С. 36-39.

5. Соколов А.П. Формирование системы устойчивого развития промышленных предприятий. Московский экономический журнал. 2017. № 4. С. 33.

6. Соколов, А. П. Формирование системы устойчивого развития промышленных предприятий / А. П. Соколов // Московский экономический журнал. - 2017. - № 4. - С. 33.

7. Соколов А.П., Пономарева Е.В. Совершенствование системы прогнозирования и планирования социально-экономического развития региона: инструменты, методология и мониторинг. Вологда, 2012.

8. Соколов А.П. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона на примере Вологодской области. В сб.: Леденцовские чтения. Бизнес. Наука. Образование. Материалы III Международной научно-практической конференции. 2013. С. 242-246

9. Горелов, Д. В. Общая характеристика алгоритма и принципов оценки качества бизнес-планирования на промышленном предприятии / Д. В. Горелов, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 5(34). - С. 354-360.

10. Теория управления : Учебное пособие для бакалавров / Н. И. Астахова, Г И. Мо-сквитин, О. В. Барбашина [и др.]. - 1-е изд.. -Москва : Издательство Юрайт, 2013. - 375 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-2160-1.

11. Рыжов, И. В. Некоторые аспекты проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику / И. В. Рыжов, Е. Д. Сахончик // Финансы и кредит. - 2003. - № 23(137). - С. 7-14.

12. Козин, М. Н. Общая характеристика, виды и особенности практического применения аутсорсинга / М. Н. Козин, И. В. Рыжов //

Экономика и предпринимательство. - 2018. -№ 2(91). - С. 1048-1052.

13. Рыжов, И. В. Ретроспективный анализ взаимосвязи больших циклов конъюнктуры и преобразований в отечественной промышленности и сельском хозяйстве / И. В. Рыжов, А. В. Кучумов // Международные научные исследования. - 2016. - № 1(26). - С. 189-197.

14. Рыжов, И. В. Совершенствование информационного обеспечения формирования бизнес-планов на промышленном предприятии с учетом системного и интегрированного подходов / И. В. Рыжов, А. А. Хачатурян, Б. И. Черняховский // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. - 2018. - № 3(43). - С. 11.

15. Рыжов, И. В. Большие циклы в мировом и отечественном хозяйстве (Воздействие на формирование экономических моделей) : специальность 08.00.01 «Экономическая теория» : диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Рыжов Игорь Викторович. - Москва, 2002. - 387 с.

References

1. Shhedrina, Yu. P. Kadrovaya situaciya organizacii: diagnostika i monitoring / Yu. P. Shhedrina, S. V. Nikiforova // IndustriaPnaya ekonomika. 2020. № 1. S. 19-21.

2. Strichevskij, P. V. Obzor sovremennyx vzglyadov na ponyatie finansovoj sistemy i ee sostav / P. V. Strichevskij, I. I. Saverev // IndustriaPnaya ekonomika. 2020. № 1. S. 22-31.

3. Isoxuzhaeva, M. Ya. Cifrovaya gramotnost - 2020 / M. Ya. Isoxuzhaeva // IndustriaPnaya ekonomika. 2020. № 1. S. 32-36.

4. Maxkambaev, U. S. Effektivnost gosudarstvennogo upravleniya v sisteme srednego obrazovaniya / U. S. Maxkambaev, M. M. Valieva // IndustriaPnaya e'konomika. 2020. № 1. S. 36-39.

5. Sokolov A.P. Formirovanie sistemy ustojchivogo razvitiya promy'shlenny'x predpriyatij. Moskovskij e'konomicheskij zhurnal. 2017. № 4. S. 33.

6. Sokolov, A. P. Formirovanie sistemy ustojchivogo razvitiya promy'shlenny'x predpriyatij / A. P. Sokolov // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2017. № 4. S. 33.

7. Sokolov A.P., Ponomareva E.V. Sovershenstvovanie sistemy prognozirovaniya i planirovaniya sociaPno-e'konomicheskogo

razvitiya regiona: instrumenty', metodologiya i monitoring. Vologda, 2012.

8. Sokolov A.P. Strategicheskoe planirovanie social'no-e'konomicheskogo razvitiya regiona na primere Vologodskoj oblasti. V sb.: Ledenczovskie chteniya. Biznes. Nauka. Obrazovanie. Materialy' III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2013. S. 242246

9. Gorelov, D. V. Obshhaya xarakteristika algoritma i principov ocenki kachestva biznes-planirovaniya na promy'shlennom predpriyatii / D. V. Gorelov, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatePstvo. 2013. № 5(34). S. 354-360.

10. Teoriya upravleniya : Uchebnoe posobie dlya bakalavrov / N. I. Astaxova, G. I. Moskvitin, O. V. Barbashina [i dr.]. 1-e izd.. Moskva : IzdatePstvo Yurajt, 2013. 375 s. (Bakalavr. Akademicheskij kurs). ISBN 978-5-9916-2160-1.

11. Ry'zhov, I. V. Nekotory'e aspekty' problemy' privlecheniya inostranny'x investicij v rossijskuyu e'konomiku / I. V. Ry'zhov, E. D. Saxonchik // Finansy' i kredit. 2003. № 23(137). S. 7-14.

12. Kozin, M. N. Obshhaya xarakteristika, vidy' i osobennosti prakticheskogo primeneniya autsorsinga / M. N. Kozin, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2018. № 2(91). S. 1048-1052.

13. Ry'zhov, I. V. Retrospektivny'j analiz vzaimosvyazi bol'shix ciklov kon''yunktury' i preobrazovanij v otechestvennoj promy'shlennosti i sel'skom xozyajstve / I. V. Ry'zhov, A. V. Kuchumov // Mezhdunarodny'e nauchny'e issledovaniya. 2016. № 1(26). S. 189197.

14. Ry'zhov, I. V. Sovershenstvovanie informacionnogo obespecheniya formirovaniya biznes-planov na promy'shlennom predpriyatii s uchetom sistemnogo i integrirovannogo podxodov / I. V. Ry'zhov, A. A. Xachaturyan, B. I. Chernyaxovskij // Informacionno-e'konomicheskie aspekty' standartizacii i texnicheskogo regulirovaniya. 2018. № 3(43). S. 11.

15. Ry'zhov, I. V. Bol'shie cikly' v mirovom i otechestvennom xozyajstve (Vozdejstvie na formirovanie e'konomicheskix modelej) : special'nost' 08.00.01 "E'konomicheskaya teoriya" : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni doktora e'konomicheskix nauk / Ry'zhov Igor' Viktorovich. Moskva, 2002. 387 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.