Научная статья на тему 'АНАЛИЗ, ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЕ'

АНАЛИЗ, ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ОЦЕНКА / УПРАВЛЕНИЕ / ПЕРСОНАЛ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюрин Сергей Алексеевич

Автором проведен анализ, оценка и управление персоналом в инновационной среде. Как показал анализ, на предприятиях широко используются инновационные методы управления, которые возможно реализовать при инновационном подходе в организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS, ASSESSMENT AND PERSONNEL MANAGEMENT IN AN INNOVATIVE ENVIRONMENT

The author carried out the analysis, evaluation and management of personnel in an innovative environment. As the analysis showed, innovative management methods are widely used at enterprises, which can be implemented with an innovative approach in the organization.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ, ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЕ»

УДК 331

АНАЛИЗ, ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЕ

Тюрин Сергей Алексеевич

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, г. Москва

Аннотация. Автором проведен анализ, оценка и управление персоналом в инновационной среде. Как показал анализ, на предприятиях широко используются инновационные методы управления, которые возможно реализовать при инновационном подходе в организации. Ключевые слова: анализ; оценка; управление; персонал; инновации.

UDC 331

ANALYSIS, ASSESSMENT AND PERSONNEL MANAGEMENT IN AN INNOVATIVE ENVIRONMENT

Tyurin Sergey Alekseevich

Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow

Abstract. The author carried out the analysis, evaluation and management of personnel in an innovative environment. As the analysis showed, innovative management methods are widely used at enterprises, which can be implemented with an innovative approach in the organization. Keywords: analysis; grade; control; staff; innovation.

Рынок труда стимулирует появление так называемой новой пары агентов: «Организация < - > Наемный работник». Ситуация на рынке найма рабочей силы, характеризующая собой «голод профессионалов», создает обратную корреляцию взаимоотношений. Не организация выбирает работника, а ценный работник выбирает организацию.

В этой связи необходимо обратить на комплекс мероприятий, характеризующий развитие взаимоотношений между организацией и наемным работником на основе развития клиентских отношений. Управление персоналом на базе клиентских отношений в современных условиях состоит из комплекса мер, предполагающих:

исследование потребностей рынка персонала;

изучение среды, индивида, группы, категорий персонала;

нахождение перспективных ниш человеческого ресурса;

оценку потенциала спроса на организацию;

сегментацию рынка труда для организации;

подготовку под целевой сегмент маркетинговых мероприятий (изучение и создание репутации организации, каналов распространения информации и др.);

стимулирование потенциального персонала.

Во всех мероприятиях суть управления персоналом на основе развития клиентских отношений - обеспечение продажи рабочих мест. В этом случае главное выяснить: «Что продаем?» и «Кому продаем?». Ответ на первый вопрос дает исследование рынка труда. Ответ на второй вопрос суммируется рядом критериев - заработная плата (цена «продукта») и элементы корпоративной культуры. Таким образом, корпоративная культура выступает как «товар» и здесь важно правильное позиционирование и уникальность предложений [1].

Аудит корпоративной культуры, ее диагностика и описание позволяют влиять на ее развитие, а в дальнейшем культура становится управляемой и переходит в инструмент менеджмента. «Товар» корпоративная культура обычно предполагает «Корпоративное руководство», «Кодекс поведения» и т.

п. Это хорошо структурированное описание всех элементов культуры: философия, принципы и правила поведения, слэнг и символика. Можно сказать, что в описании культуры присутствует: миссия, ценности, принципы и др., что формирует общее поле системы [2]. А вот сила того поля выражается через конкурентное преимущество, именно по нему можно измерить силу притяжения к организации наемного работника. Сильное конкурентное преимущество организации - это эксклюзив понятий только своей целевой группы. Конкурентное производство корпоративной культуры в инновационной среде может быть сформулировано следующим образом: «Продвинутые у нас работают легко. Творцы

- это про нас. Мы заново творим самих себя. Здесь учатся, как применить реальность, которую создают, живут и действуют. Мы среди первых находим новое и внедряем. Нашего сотрудника ценят на всех предприятиях, за нашими головами охотятся. Своим примером мы тянем за собой и помогаем развиться» [3]. Теперь представим тип человека, который будет с желанием работать в организации с такой культурой:

На основе слов «первые», «новое», «продвинутые», «внедряли», «творим» - это чело-век-инноватор. Он ищет, собирает и выдает проанализированную информацию оперативно и скорость, обновления, получение новых знаний для него важны. Он информационно открыт.

Слова «учимся», «открываем», «творим себя» говорит о развитой системе компетенции самообучения.

Такие ключевые слова как «про нас говорят», «своим примером», «среди первых» не -сут описание навыка на достижение качеств лидерства и честолюбия.

Самое важное - готовность к изменениям

- «находим и внедряем», «создаем реальность», «изменяем реальность».

Для организации ключевые слова «помогаем развиваться», «за нашими головами охотятся», «нашего сотрудника ценят на других предприятиях» описывают новый тип персонала, очень мобильных людей, личностей, формирующих глобальную экономику, основанную на знаниях [4]. Для организации это качество оборачивается «кузницей кадров» для других предприятий.

Профиль качеств сотрудника, желанного

для инновационной среды, выглядит так:

Ценности - инновативность, стратегич-ность, открытость, самообучаемость.

Качества характера - лидерство и гибкость, уверенность в себе, готовность к изменениям, честолюбие и глобализм, системность.

Навыки - поиска информации, проведения переговоров и презентаций, ориентация на развитие, влияние, ориентация на достижения.

Знания - менеджмент, маркетинг, управление проектами, управление изменениями, стратегическое управление.

При хорошем PR сила такого конкурентно -го преимущества воздействует на необходимую группу менеджеров [5]. А методика поиска конкурентного преимущества с помощью маркетинговых инструментов по блокам выглядит так:

Ориентация на потребителя, - какие работники на каждой ступени иерархии нужны организации, и какая корпоративная культура для них желанна.

Ориентация на конкурента - кто конкурент на рынке труда, преимущества их корпоративной культуры, определение незаметной ниши или то конкурентного преимущества, которое никто не позиционирует, а оно есть в сознании наемных работников [6].

Ориентация на пробел в сознании предполагает выбор своего уже существующего элемента конкурентного преимущества и совмещения с незанятой конкурентами нишей.

Важно найти в стратегической политике управления человеческими ресурсами приоритетные компетенции и тенденции. Конкурентное преимущество организации должно подтянуть всю историю ее развития к мощному толчку в будущее [7]. В этой связи персоналу важно проводить самооценку (табл.1).

Управление персоналом на основе развития клиентских отношений в инновационной среде предполагает творческий подход и персонала, и организационной системы [8]. В данном случае целесообразно выделить восемь шагов на пути такого развития: стремитесь к творческому подходу, найдите свое творческое пространство, найдите подходящее время для творчества, представьте себе, каким будет успех, освободите свой ум, дайте работу воображению, после свободного полета воображения, обуздайте его и

!ММ0УАТ!УЕ ЕС01\ЮМУ: ¡МРОЯМАТЮМ, АМА1.У8!8, РРООМОБЕБ

осознайте масштабы и пределы своих творческих возможностей [9].

потребностей (обеспечение получение прибыли, оказание влияния на отрасль, стремление радовать покупателей и удовлетворять акционеров, улучшение структуры предприятия, обеспечение качества товара и / или услуги, инициирование новых стимулов для продаж, обновление, введение новшеств и др.) [10];

ограничений (культура организации, уровень мотивации персонала и боязнь перемен, неудовлетворительная технология, неправильное определение бюджета, недостаточная осведомленность рынка о нашем бренде, степень переговорной силы покупателей, влияние прошлых ошибок и др.) [11];

выбора (выбор между покупателями; решение ввести конкуренцию на данном, а не на другом рынке; инвестиции в новую технологию, несмотря на нехватку средств; принятие мер для переподготовки персонала, изменение структуры организации, действия, направленные на удовлетворение новых потребностей и др.) [12].

В этой модели «Потребности - Ограничения - Выбор» важны решения о выборе, поэтому алгоритм анализа действующих факторов следующий:

1. Определите проблему: 1) опишите ситуацию (проблему) и свое отношение к ней; 2)

Модель перехода от такого анализа к конкретным действиям предполагает изучение:

опишите желаемое состояние. Опишите подробно то, чего вы хотите на деле [13].

2. Проанализируйте проблему: 1) перечислите ограничивающие факторы; 2) перечислите движущие силы к желаемому результату; 3) перечислите факторы в порядке важности.

3. Выработайте решения: 1) перечислите возможные действия с целью избавиться или уменьшить неблагоприятные факторы; 2) перечислите факторы, способные усилить позитивный эффект движущих сил; 3) выберите наиболее многообещающие и наиболее эффективные факторы (варианты) действий [14].

4. Разработайте план: 1) перечислите необходимые действия и требуемые для каждо -го материальные и людские ресурсы, также финансовые средства; 2) предложите проект общего плана действий, составьте график и распределите обязанности между теми, кто будет осуществлять запланированные действия; 3) рассмотрите план, установите, на какие он может наткнуться препятствия или возражения; 4) завершите разработку плана и приступите к его реализации [15].

Таким образом, важное значение для обеспечения успеха мероприятий по стратегическому развитию персонала организации

Таблица 1. - Примерная карта самооценки

Проблемы для самооценки Оценка, которую вы даете

1. Проблемы работы - Нравится ли мне сегодняшняя работа? - Какой именно деятельностью в фирме я хотел бы заниматься? - Причины, по которым мне не нравится (или нравится) работа, которую я выполняю (с конкретными фактами). - Что вызывает самый большой интерес в моей настоящей работе? - Какие производственные проблемы я бы смог решить по-другому (иным способом)? Укажите конкретно. 5 4 3 2 1

2. Вопросы взаимоотношений в организации - Какие проблемы необходимо в первую очередь решить моему непосредственному руководителю? - По каким проблемам, помимо работы, я бы хотел поговорить с моими руководителями? - Как я оцениваю взаимоотношения в коллективе? - По какой причине я даю такую оценку (напишите как можно подробнее). 5 4 3 2 1

3. Вопросы для саморазвития - Какие цели я себе поставил в этом году (полугодии, квартале) в своей работе? - Какие знания, опыт и квалификацию я приобрел в прошлом году (полугодии, квартале)? - Какие из своих достижений за прошлый год я хотел бы отметить? 5 4 3 2 1

4. О моем характере и интересах - Что я могу сказать о своей личности (сильные и слабые стороны). 5 4 3 2 1

имеет опыт управления персоналом в условиях наличия инновационной составляющей и, соответственно, изменчивости внешней среды.

Список литературы:

1. Соколов А.П. Сбалансированное управление социально-экономической системой региона. Сегодня и завтра Российской эконо -мики. 2015. № 73-74. С. 29-32.

2. Соколов, А. П. Сбалансированное управление социально-экономической системой региона / А. П. Соколов // Сегодня и завтра Российской экономики. - 2015. - № 73-74. - С. 29-32.

3. Соколов А.П., Пономарева Е.В., Климюк Л.Я. Практическое применение эффективных инструментов в экономике АПК: бюджетная поддержка, индикативные планы, диверсификация. Под общей редакцией И.С. Санду. Рязань, 2014.

4. Соколов, А. П. Принципы осуществления деятельности воинских дисциплинарных частей / А. П. Соколов, В. Н. Пожималин // Проблемы развития современного общества : Сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции, Курск, 25 апреля 2015 года. - Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2015. - С. 93-94.

5. Ельшин, В. А. Подходы к развитию системы управления предприятий и отраслей оборонно-промышленного комплекса (ОПК) / В. А. Ельшин // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 2. - С. 16-21.

6. Shermukhamedov, A. T. Digital logistics: innovative complex of transport services / A. T. Shermukhamedov, A. A. Kabulov, D. K. Abdullaeva // Journal of Applied Research. -2020. - No 2. - P. 22-26.

7. Васильева, Л. П. Ипотека в системе способов приобретения права собственности на жилье / Л. П. Васильева // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 2. - С. 27-31.

8. Мишуткин, И. В. Проблематика правового обеспечения устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса в современных политических и социальноэконо-мических условиях / И. В. Мишуткин // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 2. - С. 32-34.

9. Рыжов, И. В. Влияние Кондратьевских волн на перспективы развития российской

экономики и оборонной сферы государства / И. В. Рыжов // Финансы и кредит. - 2002. - № 19(109). - С. 54-61.

10. Рыжов, И. В. Приоритеты инвестиционной стратегии России на долгосрочную перспективу / И. В. Рыжов, С. П Малыгин // Эконо -мические науки. - 2008. - № 38. - С. 164-166.

11. Голощапов, А. Н. Общая характеристика и алгоритм проведения внутреннего аудита системы менеджмента качества организации / А. Н. Голощапов, И. В. Рыжов // Эко -номика и предпринимательство. - 2012. - № 5(28). - С. 244-248.

12. Рыжов, И. В. Большие циклы в мировом и отечественном хозяйстве (Воздействие на формирование экономических моделей) : специальность 08.00.01 "Экономическая теория" : диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Рыжов Игорь Викторович. - Москва, 2002. - 387 с.

13. Рыжов, И. В. Организационно-управленческий инструментарий формирования системы качества бизнес-планирования на промышленном предприятии / И. В. Рыжов, Б. И. Черняховский // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 1(90). - С. 783-790.

14. Роль государства в управлении функционированием и развитием предприятий оборонно-промышленного комплекса / С. С. Чеботарев, В. С. Чеботарев, Б. В. Проскурин, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 4(105). - С. 41-45.

15. Рыжов, И. В. Анализ актуальных направлений привлечения инвестиций на отечественные предприятия / И. В. Рыжов, Е. Д. Сахончик // Финансы и кредит. - 2003. - № 24(138). - С. 24-35.

References

1. Sokolov A.P. Sbalansirovannoe upravlenie sociarno-e'konomicheskoj sistemoj regiona. Segodnya i zavtra Rossijskoj e'konomiki. 2015. № 73-74. S. 29-32.

2. Sokolov, A. P. Sbalansirovannoe upravlenie sociarno-e'konomicheskoj sistemoj regiona / A. P. Sokolov // Segodnya i zavtra Rossijskoj ekonomiki. 2015. № 73-74. S. 29-32.

3. Sokolov A.P., Ponomareva E.V., Klimyuk L.Ya. Prakticheskoe primenenie effektivnyx instrumentov v e'konomike APK: byudzhetnaya podderzhka, indikativny'e plany\ diversifikaciya. Pod obshhej redakciej I.S. Sandu. Ryazan, 2014.

INNOVATIVE ECONOMY: INFORMATION, ANALYSIS, PROGNOSES

4. Sokolov, A. P. Principy' osushhestvleniya deyaternosti voinskix disciplinarny'x chastej / A. P. Sokolov, V. N. Pozhimalin // Problemy' razvitiya sovremennogo obshhestva : Sbornik nauchny'x trudov 2-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kursk, 25 aprelya 2015 goda. Kursk: Zakry'toe akcionernoe obshhestvo "Universitetskaya kniga", 2015. S. 93-94.

5. El'shin, V. A. Podxody' k razvitiyu sistemy' upravleniya predpriyatij i otraslej oboronno-promy'shlennogo kompleksa (OPK) / V. A. El'shin // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 2. S. 16-21.

6. Shermukhamedov, A. T. Digital logistics: innovative complex of transport services / A. T. Shermukhamedov, A. A. Kabulov, D. K. Abdullaeva // Journal of Applied Research. 2020. No 2. P. 22-26.

7. Vasil'eva, L. P. Ipoteka v sisteme sposobov priobreteniya prava sobstvennosti na zhil'e / L. P. Vasil'eva // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 2. S. 27-31.

8. Mishutkin, I. V. Problematika pravovogo obespecheniya ustojchivogo razvitiya oboronno-promy'shlennogo kompleksa v sovremenny'x politicheskix i social'noe'konomicheskix usloviyax / I. V. Mishutkin // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 2. S. 32-34.

9. Ry'zhov, I. V. Vliyanie Kondrat'evskix voln na perspektivy' razvitiya rossijskoj e'konomiki i oboronnoj sfery' gosudarstva / I. V. Ry'zhov // Finansy' i kredit. 2002. № 19(109). S. 54-61.

10. Ry'zhov, I. V. Prioritety' investicionnoj strategii Rossii na dolgosrochnuyu perspektivu / I. V. Ry'zhov, S. G. Maly'gin // E'konomicheskie nauki. 2008. № 38. S. 164-166.

11. Goloshhapov, A. N. Obshhaya xarakteristika i algoritm provedeniya vnutrennego audita sistemy' menedzhmenta kachestva organizacii / A. N. Goloshhapov, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2012. № 5(28). S. 244-248.

12. Ry'zhov, I. V. Bol'shie cikly' v mirovom i otechestvennom xozyajstve (Vozdejstvie na formirovanie e'konomicheskix modelej) : special'nost' 08.00.01 "E'konomicheskaya teoriya" : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni doktora e'konomicheskix nauk / Ry'zhov Igor' Viktorovich. Moskva, 2002. 387 s.

13. Ry'zhov, I. V. Organizacionno-upravlencheskij instrumentarij formirovaniya sistemy' kachestva biznes-planirovaniya na promy'shlennom predpriyatii / I. V. Ry'zhov, B. I. Chernyaxovskij // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2018. № 1(90). S. 783-790.

14. Rol' gosudarstva v upravlenii funkcionirovaniem i razvitiem predpriyatij oboronno-promy'shlennogo kompleksa / S. S. Chebotarev, V. S. Chebotarev, B. V. Proskurin, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2019. № 4(105). S. 41-45.

15. Ry'zhov, I. V. Analiz aktual'ny'x napravlenij privlecheniya investicij na otechestvenny'e predpriyatiya / I. V. Ry'zhov, E. D. Saxonchik // Finansy' i kredit. 2003. № 24(138). S. 24-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.