Научная статья на тему 'СТИМУЛИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ'

СТИМУЛИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / ИННОВАЦИИ / РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лихачева Елена Семеновна

В статье автор раскрывает вопрос инновационной деятельности. Указывает, что инновационная деятельность напрямую зависит от социально-экономического развития региона, в которой она протекает. Обобщены основные понятия, проведена оценка, предложены методы стимулирования. Статья будет интересна для экономистов-исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIMULATION AND EVALUATION OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS

In the article the author reveals the issue of innovation activity. Indicates that innovation activity directly depends on the socio-economic development of the region in which it takes place. The basic concepts are generalized, an assessment is made, methods of stimulation are proposed. The article will be of interest to economists-researchers.

Текст научной работы на тему «СТИМУЛИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ»

УДК 332

СТИМУЛИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ

РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ

Лихачева Елена Семеновна

Академия права и управления ФСИН России, Россия, г. Рязань

Аннотация. В статье автор раскрывает вопрос инновационной деятельности. Указывает, что инновационная деятельность напрямую зависит от социально-экономического развития региона, в которой она протекает. Обобщены основные понятия, проведена оценка, предложены методы стимулирования. Статья будет интересна для экономистов-исследователей.

Ключевые слова: оценка; инновации; регион; социально-экономическое развитие; муниципальное образование.

UDC 332

STIMULATION AND EVALUATION OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS

Likhacheva Elena Semyonovna

Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia, Russia, Ryazan

Abstract. In the article the author reveals the issue of innovation activity. Indicates that innovation activity directly depends on the socio-economic development of the region in which it takes place. The basic concepts

are generalized, an assessment is made, methods of stimulation are proposed. The article will be of interest to economists-researchers.

Keywords: assessment; innovation; region; socio-economic development; municipality.

Активизация инновационной деятельности предполагает участие регионов в инновационных процессах, что, в свою очередь, обусловливает необходимость формирования развернутой системы мотивации инновационной деятельности на региональном уровне на основе создания современного организационно-экономического механизма этой деятельности.

Важным теоретическим и методологическим вопросом анализа инновационного процесса и экономического механизма инновационной деятельности в регионе (на примере Республики Башкортостан) является разработка системы индикаторов инновационной деятельности [1].

Инновационную деятельность в регионе целесообразно оценивать в двух аспектах:

1) совокупность структурообразующих

компонент;

2) совокупность системных характеристик.

Как совокупность структурообразующих компонент инновационную деятельность характеризует система показателей, отраженная на рисунке 1.

В результате проведенных расчетов макроэкономических показателей Республики Башкортостан и регионов Приволжского федерального округа выявлено, что высокие уровни производства ВВП и жизни населения наблюдаются в тех регионах, где высоки показатели структурообразующих компонент инновационной деятельности [2]. Рисунок 1. - Оценка инновационной системы региона как совокупности структурообразующих компонент

Для полной характеристики инновационной системы региона целесообразно оценивать и системные характеристики региональной инновационной деятельности (рис.2).

Сопоставительный анализ интегральных показателей уровня социально-экономического развития регионов Приволж-

ского федерального округа и интегральных оценок структурообразующих компонент и системных характеристик инновационной деятельности в регионах позволяет классифицировать последние в целях выработки соответствующих мер регионального регулирования инновационной деятельности

Рисунок 2. - Блок-схема оценки системных характеристик инновационной деятельности региона

I. Высокая оценка инновационной деятельности Республика Башкортостан

Республика Татарстан_

II. Низкая оценка инновационной деятельности Нижегородская область

Самарская область_

III. Низкий социально-экономический уровень развития

Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Чувашия

Кировская область_

IV. Высокий социально-экономический уровень развития

Оренбургская область Саратовская область Ульяновская область

Республика Удмуртия_

Рисунок 3. - Группировка регионов по уровню социально-экономического развития и оценке их инновационной деятельности

I блок регионов характеризуется высоким социально-экономическим развитием в рамках Приволжского федерального округа и высоким рейтингом инновационной деятельности и перечисленные в нем республики можно обозначить как инновационно-устойчивые [3].

II блок характеризуется высоким рейтингом социально-экономического развития и низким рейтингом инновационной активности. Это инновационно-нейтральный блок регионов [4].

III блок характеризуется низким рейтингом

социально-экономического развития и высоким рейтингом инновационной деятельности - это инновационно-неэффективный блок регионов.

IV блок - регионы с низким уровнем социально-экономического развития и инновационной деятельности могут быть либо инвестиционно-деградирующими, либо инновационно-депрессивными. Представленная группировка регионов позволяет сформулировать важный вывод: высокий уровень жизни наблюдается в регионах с высокими оценками инновационной деятельности и, соответственно, наоборот [5].

Одним из ключевых инновационных аспектов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации является размещение федеральной инфраструктуры в области транспорта, энергетики, связи, здравоохранения, образования, науки и иных областях в целях создания условий для развития субъектов Российской Федерации с учетом их конкурентных преимуществ.

Для повышения эффективности использования указанной инфраструктуры необходимо планирование ее размещения в рамках единой системы стратегического планирования развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В этих целях в разрезе федеральных округов определены зоны опережающего экономического роста, на территориях которых на долгосрочный период прогнозируется развитие перспективных для каждого субъекта Российской Федерации экономических специализаций [6]. Данные специализации призваны составить основу для образования территориально-производственных кластеров и единых технологических цепочек для производства продукции с высокой добавленной стоимостью и формирующих основной вклад в экономику соответствующего субъекта Российской Федерации.

Развитие субъектов Российской Федерации в перспективе должно приобрести инновационный характер, его пространственная конфигурация должна стать более гибкой, не привязанной жестко к сложившейся энергосырьевой базе и центрам концентрации финансовых потоков [7].

Должна возрастать роль новых центров инновационного экономического роста, опи-

рающихся на концентрацию кадрового и технологического потенциала, существенным образом влияющих на трансформацию территориальной структуры расселения и распределения трудовых ресурсов, прежде всего:

крупных городских агломераций с высоким качеством среды обитания и человеческим потенциалом, динамично развивающейся научно-инновационной и образовательной инфраструктурой, растущей деловой активностью и сервисной сферой;

территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях российской экономики в урбанизированных регионах и на глубокую переработку сырья на ранее неосвоенных территориях;

туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг на территориях с уникальными природно-климатическими условиями;

крупных транспортно-логистических узлов и производственных комплексов.

Развитие национальных транспортной, энергетической и телекоммуникационной сетей должно быть нацелено не только на реализацию потенциала центров экономического роста в субъектах Российской Федерации, но и на постепенную их интеграцию в мировые инфраструктурные системы.

Эти пространственные ориентиры развития экономик субъектов Российской Федерации должны составить единую основу для планирования действий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

На федеральном уровне в долгосрочных программных документах развития отраслей экономики и социальной сферы должны оцениваться потребности в федеральной производственной и социальной инфраструктуре и трудовых ресурсах, определяться состав планируемых к созданию в долгосрочном периоде инфраструктурных объектов с учетом ресурсных ограничений [8]. Должны предусматриваться меры государственной поддержки развития приоритетных специализаций в регионах, а также их влияние на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации. Такая поддержка должна осуществляться, в том числе путем предоставления налоговых, таможенных,

тарифных, финансово-кредитных преференций, образования особых экономических зон, прежде всего, в целях стимулирования создания и развития производств в приоритетных специализациях экономик субъектов Российской Федерации на инновационной основе со снижением издержек и повышением производительности труда [9].

На основании таких отраслевых программных документов должны быть утверждены схемы территориального планирования Российской Федерации, на которых с учетом принятых федеральных (долгосрочных) целевых программ будет отображено планируемое размещение объектов федеральной производственной и социальной инфраструктуры, направленное на создание условий для производства на конкретных территориях продукции с максимальной добавленной стоимостью и поставки ее на внутренние и внешние рынки с минимизацией издержек [10].

Мероприятия по созданию таких инфраструктурных объектов и осуществлению мер государственной поддержки реализации экономического потенциала российских регионов должны реализоваться в рамках синхронизированных в территориальном и временном разрезах федеральных (долгосрочных) целевых программ.

В этой связи необходимо преобразование федеральных (долгосрочных) целевых программ, предусматривающее их систематизацию по установленным сферам деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этих сферах, с соответствующим упразднением федеральных целевых программ территориального развития.

Программные мероприятия должны быть увязаны с задачами стратегического развития соответствующих отраслей экономики и социальной сферы, а показатели эффективности - стать наблюдаемыми и измеряемыми, характеризующими вклад результатов реализации программы в социально-экономическое развитие регионов [11]. Софинан-сирование создания региональных и муниципальных объектов в случаях, не связанных с выполнением функций Российской Федерации, уступит место представлению целевых

безадресных субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам на повышение уровня обеспеченности населения публичными услугами и проведение преобразований в соответствующих сферах управления, направленных на увеличение темпов социально-экономического роста субъектов Российской Федерации.

Принятые на федеральном уровне программные документы развития отраслей экономики и социальной сферы должны задавать вектор соответствующим программным документам (стратегиям социально-экономического развития, документам территориального планирования, долгосрочным целевым программам) на региональном и местном уровнях, а в совокупности они при -званы сформировать благоприятную среду для реализации инвестиционных проектов и программ бизнеса.

Такое стратегическое планирование социально-экономического развития субъектов Российской Федерации должно сочетаться с применением мер государственной поддержки реализации конкретных приоритетных инвестиционных проектов, в том числе с использованием средств Инвестиционного фонда, венчурного финансирования, механизма создания особых экономических зон.

Особые меры экономического регулирования на федеральном уровне требуются применительно к геополитически важным, но депрессивным (в силу их географического положения, климатических условий и иных объективных факторов) субъектам Российской Федерации, которые не имеют возможности преодолеть существенное отставание в уровне социально-экономического развития от среднероссийского исключительно за счет собственных ресурсов.

Принципиально важно отметить, что экономическая природа таких мер должна выра -жаться не в передаче бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам дополнительной финансовой помощи, порождающей зачастую иждивенческую политику, а в формировании максимально благоприятных условий для развития бизнеса на соответствующих территориях с учетом их экономической специализации и сбалансированном с ним развитием социальной сферы [12].

Государственная поддержка развития таких субъектов Российской Федерации наряду с их инфраструктурной интеграцией в единое социально-экономическое пространство России может осуществляться путем:

создания особых экономических зон регионального развития, в том числе применительно ко всей территории субъекта Российской Федерации, с предоставлением льгот и преференций, прежде всего, за счет средств федерального бюджета;

субсидирования тарифов на услуги естественных монополий на территориях, где они влекут чрезмерно высокие издержки производства, а также отдельных видов деятельности по оказанию услуг населению в целях повышения их конкурентоспособности;

организации доступа к дешевым финансовым ресурсам, в частности, путем субсидирования процентной ставки по кредитам и лизинговых платежей, а также предоставления дополнительных преференций налогового и таможенного характера в целях стимулирования инновационного развития и модернизации приоритетных для регионов производств [13];

принятия мер, направленных на сохранение исторического и/или природно-ланд-шафтного облика территорий и культурных традиций при повышении качества социальной среды.

Важную роль призвано сыграть проведение особой социальной политики, направленной на сохранение традиционного уклада жизни и занятости коренных малочисленных народностей, прежде всего, Севера, Сибири и Дальнего Востока, изменения качества жизни населения арктических территорий России.

Региональная политика также должна предусматривать применение дополнительных мер по стимулированию внешней и внутренней миграции населения для формирования постоянных трудовых ресурсов на развивающихся депрессивных территориях для стимулирования сохранения расселения на них [14]. Такие меры должны быть синхронизированы с реализацией мероприятий по активизации производственной деятельности на соответствующих территориях.

Важное значение при этом приобретает развитие образования с целью подготовки и переподготовки кадров на обеспечение

потребности в трудовых ресурсах в территориальном и профессионально-квалификационном разрезе с учетом перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации и соответствующих долгосрочных инвестиционных планов крупных компаний [15].

Список литературы:

1. Соколов, А. П. Взаимодействие макро- и микроуровней при формировании экономической безопасности страны / А. П. Соколов // Индустриальная экономика. - 2020. - № 1. - С. 6-9.

2. Соколов, А. П. О некоторых проблемах правового обеспечения устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса / А. П. Соколов // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 2. - С. 51-57.

3. Соколов, А. П. О некоторых проблемах правового обеспечения устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса / А. П. Соколов // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 2. - С. 51-57.

4. Соколов, А. П. Стратегия кадровой политики учреждения и направление его реализации в силовых структурах / А. П. Соколов, В. Н. Пожималин // Проблемы развития современного общества : Сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции, Курск, 25 апреля 2015 года. - Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2015. - С. 99102.

5. Полянская, О. А. Инновационное развитие предприятий отраслевых рынков на базе цифровизации / О. А. Полянская, Л. П. Васильева // Индустриальная экономика. -2020. - № 1. - С. 44-49.

6. Сагинбек, Д. С. Программа развития территорий как инструмент программно-целевого планирования в Республике Казахстан / Д. С. Сагинбек, Л. Н. Коршунова // Индустриальная экономика. - 2020. - № 1. - С. 50-56.

7. Соколов, А. П. Стратегия устойчивого управления организацией с использованием государственных рычагов / А. П. Соколов // Журнал прикладных исследований. - 2020. -№ 1. - С. 6-10.

8. Рыжов, И. В. Влияние больших циклов конъюнктуры на осуществление индустриальных преобразований Российской эконо-

мики / И. В. Рыжов // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 1. - С. 11-20.

9. Горелов, Д. В. Общая характеристика алгоритма и принципов оценки качества бизнес-планирования на промышленном предприятии / Д. В. Горелов, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 5(34). - С. 354-360.

10. Теория управления : Учебное пособие для бакалавров / Н. И. Астахова, Г И. Мо-сквитин, О. В. Барбашина [и др.]. - 1-е изд.. -Москва : Издательство Юрайт, 2013. - 375 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-2160-1.

11. Рыжов, И. В. Некоторые аспекты проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику / И. В. Рыжов, Е. Д. Сахончик // Финансы и кредит. - 2003. - № 23(137). - С. 7-14.

12. Рыжов, И. В. Организационно-управленческий инструментарий формирования системы качества бизнес-планирования на промышленном предприятии / И. В. Рыжов, Б. И. Черняховский // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 1(90). - С. 783-790.

13. Роль государства в управлении функционированием и развитием предприятий оборонно-промышленного комплекса / С. С. Чеботарев, В. С. Чеботарев, Б. В. Проскурин, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 4(105). - С. 41-45.

14. Рыжов, И. В. Анализ актуальных направлений привлечения инвестиций на отечественные предприятия / И. В. Рыжов, Е. Д. Сахончик // Финансы и кредит. - 2003. - № 24(138). - С. 24-35.

15. Романишина, Т. С. Социокультурные проекты как элемент стратегического развития городов / Т. С. Романишина, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2012. -№ 3(26). - С. 174-176.

References

1. Sokolov, A. P. Vzaimodejstvie makro- i mikrourovnej pri formirovanii e'konomicheskoj bezopasnosti strany' / A. P. Sokolov // Industriarnaya e'konomika. 2020. № 1. S. 6-9.

2. Sokolov, A. P. O nekotory'x problemax pravovogo obespecheniya ustojchivogo razvitiya oboronno-promy'shlennogo kompleksa / A. P. Sokolov // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 2. S. 51-57.

3. Sokolov, A. P. O nekotory'x problemax

pravovogo obespecheniya ustojchivogo razvitiya oboronno-promy'shlennogo kompleksa / A. P. Sokolov // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 2. S. 51-57.

4. Sokolov, A. P. Strategiya kadrovoj politiki uchrezhdeniya i napravlenie ego realizacii v silovy'x strukturax / A. P. Sokolov, V. N. Pozhimalin // Problemy' razvitiya sovremennogo obshhestva : Sbornik nauchny'x trudov 2-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kursk, 25 aprelya 2015 goda. Kursk: Zakry'toe akcionernoe obshhestvo «Universitetskaya kniga», 2015. S. 99-102.

5. Polyanskaya, O. A. Innovacionnoe razvitie predpriyatij otraslevy'x ry'nkov na baze cifrovizacii / O. A. Polyanskaya, L. P. Vasil'eva // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 1. S. 44-49.

6. Saginbek, D. S. Programma razvitiya territorij kak instrument programmno-celevogo planirovaniya v Respublike Kazaxstan / D. S. Saginbek, L. N. Korshunova // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 1. S. 50-56.

7. Sokolov, A. P. Strategiya ustojchivogo upravleniya organizaciej s ispol'zovaniem gosudarstvenny'x ry'chagov / A. P. Sokolov // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 1. S. 6-10.

8. Ry'zhov, I. V. Vliyanie bol'shix ciklov kon''yunktury' na osushhestvlenie industrial'ny'x preobrazovanij Rossijskoj e'konomiki / I. V. Ry'zhov // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 1. S. 11-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Gorelov, D. V. Obshhaya xarakteristika algoritma i principov ocenki kachestva biznes-

planirovaniya na promy'shlennom predpriyatii / D. V. Gorelov, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2013. № 5(34). S. 354-360.

10. Teoriya upravleniya : Uchebnoe posobie dlya bakalavrov / N. I. Astaxova, G. I. Moskvitin,

0. V. Barbashina [i dr.]. 1-e izd.. Moskva : Izdatel'stvo Yurajt, 2013. 375 s. (Bakalavr. Akademicheskij kurs). ISBN 978-5-9916-2160-1.

11. Ry'zhov, I. V. Nekotory'e aspekty' problemy' privlecheniya inostranny'x investicij v rossijskuyu e'konomiku / I. V. Ry'zhov, E. D. Saxonchik // Finansy' i kredit. 2003. № 23(137). S. 7-14.

12. Ry'zhov, I. V. Organizacionno-upravlencheskij instrumentarij formirovaniya sistemy' kachestva biznes-planirovaniya na promy'shlennom predpriyatii / I. V. Ry'zhov, B. I. Chernyaxovskij // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2018. № 1(90). S. 783-790.

13. Rol' gosudarstva v upravlenii funkcionirovaniem i razvitiem predpriyatij oboronno-promy'shlennogo kompleksa / S. S. Chebotarev, V. S. Chebotarev, B. V. Proskurin,

1. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2019. № 4(105). S. 41-45.

14. Ry'zhov, I. V. Analiz aktual'ny'x napravlenij privlecheniya investicij na otechestvenny'e predpriyatiya / I. V. Ry'zhov, E. D. Saxonchik // Finansy' i kredit. 2003. № 24(138). S. 24-35.

15. Romanishina, T. S. Sociokul'turny'e proekty' kak e'lement strategicheskogo razvitiya gorodov / T. S. Romanishina, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2012. № 3(26). S. 174-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.