Научная статья на тему 'Социальная защита населения в депрессивном регионе1'

Социальная защита населения в депрессивном регионе1 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
395
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная защита населения в депрессивном регионе1»

без кардинального изменения приоритетов и расширения функций политики доходов, ее согласования с политикой занятости.

В настоящее время функции политики доходов сводятся к установлению минимальных размеров оплаты труда и пенсий, темпов их индексации, а также размеров налоговых ставок в зависимости от величины дохода. Эти функции выполняются, по существу, Министерством финансов. Однако никакая политика занятости не может быть успешной, если она не опирается на значительную дифференциацию в оплате труда работников, имеющих различный уровень профессиональной подготовки и квалификации и выполняющих работу разной степени сложности. Рыночные реформы усугубили недооценку труда учителей, врачей, научных работников, инженеров. В последнее время нарастают масштабы добровольного увольнения квалифицированных рабочих с предприятий промышленности, прежде всего относящихся, к ВПК. Это сопровождается их переходом в сферы деятельности, не требующие высокого уровня профессиональной полготовки, но обеспечивающие приемлемый доход.

Приостановить данные процессы можно лишь на основе согласования политики занятости и политики доходов, формирующейся под воздействием рыночных отношений.

Поэтому совершенствование управления процессами занятости предполагает усиление регулирующей роли государства при формировании цены труда, причем сегодня проблема состоит в обеспечении ее существенного роста.

Мусаева А.З.

Социальная защита населения в депрессивном регионе1

В конце XX века социальная защита населения стала непременным атрибутом социальной политики любого цивилизованного государства. Ее организация имеет целью гарантировать обеспечение определенных стандартов уровня и качества жизни населения на основе перераспределения национального дохода в пользу нетрудоспособных и малоимущих граждан на принципах социальной солидарности.

В настоящее время Россия находится в процессе реформирования и созидания социальных институтов, имеющих такое важное значение для построения гражданского общества. На этом пути можно избежать многих серьезных просчетов и ошибок, если использовать весь накопленный мировой опыт организации социальной защиты населения. Как показывает практика США, Японии, Великобритании и других стран, чьи системы социальной защиты создавались в условиях тяжелейших экономических кризисов, социальные реформы наиболее эффективны именно в то время, когда они сопровождают важные экономические преобразования. Переход от цен-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 04-06-800972)

трализованной плановой экономики к рыночной предполагает не возврат к времени дикого капитализма и либерального рынка, а формирование современного цивилизованного рынка с развитой системой социальной защиты граждан. Чистая рыночная экономика, являясь наиболее эффективным инструментом распределения ограниченных ресурсов общества, в то же время вызывает такие негативные последствия, как безработица, инфляция, малообеспеченность и нищета социально незащищенных категорий населения (дети, пенсионеры, инвалиды, безработные, студенты), значительную дифференциацию доходов граждан, ведущую к усилению социальной напряженности в обществе.

Поэтому государство с развитой рыночной экономикой должно компенсировать указанные отрицательные последствия рынка, страховать своих граждан в трудных объективных ситуациях, в особенности тех, кто не может собственным трудом, инициативой и предприимчивостью защитить себя от негативных последствий рыночной конъюнктуры.

Современный этап развития нашей страны характеризуется глубокими качественными изменениями во всех сферах общества. Реформы, проводимые в стране, выявили не только слабость и уязвимость социальной политики, но во многом и ее ошибочность. Мировой опыт свидетельствует, что недооценка социальных аспектов проводимых преобразований становится тормозом экономических реформ и может свести на нет их результаты. Объективные противоречия, характерные для переходного периода и отражающиеся на объеме национального продукта, уровне жизни, рождаемости, занятости и т.д., в условиях отсутствия стабилизирующих механизмов привели к усилению расслоения населения по уровню доходов, ухудшению социального самочувствия, неуверенности значительной части населения в завтрашнем дне, росту социальной напряженности.

Кроме того, разрушение единого хозяйственного комплекса, дезорганизация управления на местах способствовали резкой дифференциации в уровнях развития различных регионов России. В числе прочих Республика Дагестан, представляя собой самый сложный регион в Российской Федерации в социально-экономическом, политическом, национальном и прочих отношений, не только не смог преодолеть отстаивания от развитых регионов России, но и является сегодня одной из наиболее отсталых республик страны.

В этой связи первоочередной задачей следует считать формирование действенной региональной социально-экономической политики, а одним из ее центральных звеньев должно стать решение проблемы бедности и безработицы населения, как наиболее дестабилизирующих факторов социально-экономического развития страны. Успешное решение возникающих при этом проблем может быть осуществлено при наличии хорошо организованной системы социальной защиты населения как средства смятения противоречий между населением и производством.

Социальная защита населения в условиях рынка строится на основе системы социальных нормативов, которые представляют собой научно обоснованные пока-

затели уровня обеспеченности и потребления важнейших жизненных благ и услуг, размера денежных доходов по социально-демографическим группам населения и регионам страны. Важнейшую роль играет прожиточный минимум, согласно международной методологии рассчитываемой для различных социально-демографических групп. В натуральном выражении прожиточный минимум представляет собой потребительскую корзину с набором более 300 наименований товаров и услуг, в том числе социально-культурного характера. В стоимостном выражении прожиточный минимум должен соответствовать нижней границе затрат на нормальное воспроизводство человека. В системе социальной защиты населения к прожиточному минимуму жестко привязан размер минимальной заработной платы, в процентах от которой рассчитывается минимальный размер пенсий, пособий, стипендий и других социальных платежей. При пересмотре минимальной зарплаты автоматически должен производиться пересмотр всех видов социальных выплат незащищенным слоям граждан.

Социальная защита, являясь комплексной системой, имеет определенную структуру. Нам представляется необходимым выделить в системе социальной защиты следующие элементы: социальные гарантии, социальную индексацию, социальное страхование и социальную поддержку. Остановимся на каждой структурной составляющей.

Социальные гарантии определяют как законодательно оформленные и закрепленные права человека, имеющие механизм реализации и ресурсную базу. Основой системы социальных гарантий являются определенные стандарты (нормативы), присущие данному обществу. К ним относятся: гарантии минимума материальной обеспеченности (прожиточный минимум), гарантированный минимальный размер заработной платы, пособий и компенсаций.

В том случае, когда социальные гарантии недостаточны для поддержания нормального жизненного уровня населения и появляется необходимость соотнесения фиксированных доходов с ростом стоимости жизни, применяется система социальных гарантий и индексаций доходов населения. Компенсация при этом является исключительной мерой, используемой в виде единовременных доплат к заработной плате и пенсиям. Однако наиболее распространенным способом регулирования уровня жизни населения является индексация доходов, которую обычно осуществляют по мере роста индекса цен на все товары "потребительской корзинки". Индексация представляет собой компенсацию за повышение цен путем систематического регулирования номинальных показателей (дохода, процентных ставок, заработной платы и т.д.) в целях поддержания ранее установленного уровня доходов на момент времени, в которой происходит изменение индекса стоимости жизни.

Бездействует принятый в 1991 г. закон РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений в РСФСР". В нем определяются понятия индексации доходов, объекта индексации, порядок расчета индекса потребительских цен и определения порога индексации, определения размера повышения доходов и сбережений граждан, порядок выплаты повышенных доходов, основные источники индексации. Так, в

законе установлен порог индексации - индекс роста потребительских цен, с которого начинается индексация денежных доходов граждан - на уровне 6%. В Законе определены основные виды доходов граждан, индексируемые из бюджета: оплата труда работников бюджетных учреждений, социальных пенсий и пособий; оплата труда работников предприятий, реализующих продукцию и услуги по государственным фиксированным ценам и тарифам при недостатке собственных средств на индексацию; государственные стипендии, государственные трудовые пенсии военнослужащим, доходы по государственным ценным бумагам и государственным займам РФ.

Особым инструментом социальной защиты населения является социальное страхование. Трудности становления рыночных отношений в нашей стране не в последнюю очередь связаны с тем, что сохранившаяся система социального страхования не отвечает новым экономическим условиям, остается компонентом налоговой и распределительной систем и не выполняет свою основную роль - оказание социальной помощи. В действующем у нас финансовом механизме социального страхования не оценивается финансовая нагрузка на плательщиков, страхователи отстранены от участия в управлении фондами, размер страховых выплат не увязан с уровнем профессионального и социального риска. Множество проблем существует в области правого регулирования социального страхования; не выработана и законодательно не оформлена новая идеология разграничения компетенций между центром и субъектами федерации в данной области. Между тем в странах с развитыми рыночными процессами социальное страхование является основным элементом социальной защиты и используется как самостоятельный механизм для аккумуляции денежных средств (например, для пенсионного обеспечения), а также выполнения ряда других функций социальной защиты; организации оздоровления трудящихся (медицинское страхование), создание новых рабочих мест (страхование по безработице), и ряда других. В связи с этим формирование взаимоувязанной системы социальной защиты на основе принципов социального страхования рассматривается сегодня как концептуальный подход к разрешению социальных проблем.

Вышеобозначенные структурные элементы системы социальной защиты охватывают все население. Однако, в сложившейся ситуации, и правительство, и народ должны осознать, что поголовная социальная защита населения от снижения уровня жизни в условиях экономического спада невозможна. Правильнее, обоснованнее говорить о социальной поддержке отдельных слоев и групп населения, наиболее в ней нуждающихся - так называемых социально уязвимых слоев. К ним относятся, прежде всего, лица, обладающие доходами, не превышающими прожиточный минимум, и лишенные возможности собственными усилиями улучшить свое благосостояние, поддерживать минимально необходимые условия существования.

В любой стране с развитой рыночной экономикой государство в той или иной мере осуществляет функцию социальной защиты и поддержки населения. Уровень и широта этой поддержки определяется как уровнем экономического развития страны, эффективностью экономики, так и традициями либерализма или патернализма в

конкретной стране, политическими концепциями правящей партии, стоящей у власти в данное время. Крайние позиции в области социальной защиты связаны, с одной стороны, с осуществлением социальных гарантий в определенных сферах всему населению (жилище, образование, здравоохранение, безработица), с другой стороны, социальной поддержкой только нетрудоспособных членов общества и наименее обеспеченных. Промежуточным вариантом является социальная защита основной массы населения, за исключением наиболее обеспеченных слоев общества.

Таким образом, система социальной защиты населения может быть построена на принципах государственной поддержки нетрудоспособных и малообеспеченных граждан, основной массы населения, за исключением лиц с высоким достатком, или на принципе всеобщности социальных гарантий.

Первая модель является наиболее дешевой для государства, поскольку основная масса населения удовлетворяет соответствующую социальную потребность на рыночной основе за счет личных доходов или фондов предприятий (предпринимателей). Однако, как показывает практика, в таких случаях существуют значительные слои населения, потребности которых оказываются неудовлетворенными ни на рыночной основе, ни за счет государственных программ. Примером тому является США, где миллионы людей не имеют жилья и не охвачены систематическим медицинским обслуживанием. Вторая модель сочетает в себе высокий уровень социальных гарантий с рациональным расходованием государственных ресурсов. Однако она требует решения проблемы установления уровней доходов, на которые социальные гарантии не распространяются. Всеобщность обеспечения определенного уровня социальных услуг отражает наиболее высокую степень государственных гарантий, однако, требует наиболее высоких общественных ресурсов.

При переходе России к рыночной экономике в условиях высокого дефицита государственного бюджета первая модель представляется наиболее подходящей, поскольку значительно экономит государственные ресурсы. Однако необходимо учитывать традиции предшествующего более чем полувекового развития сферы социальных услуг с бесплатным обеспечением жильем, образованием, медицинским обслуживанием, услугами культуры, физической культуры и спорта основной массы населения, что сформировало определенный стереотип завоеваний социализма у трудящихся. Отказ от достигнутого уровня социальных гарантий, как показывает практика развитых стран, вызывает резкий протест населения и может похоронить рыночные реформы в нашей стране. Если мы хотим построить общество, которое обеспечит более высокий уровень жизни каждому на основе эффективной рыночной экономики, мы не должны отказаться от достигнутых социальных гарантий в важнейших сферах социальной политики - образования, обеспечения жильем, пенсионного обеспечения. В противном случае мы будем строить общество для избранных с более низким уровнем социальных гарантий и социальной защищенности для большинства населения, чем при государственном социализме. А поэтому принцип перехода к рынку путем шоковой терапии в условиях либерализации цен неприемлем в

сфере важнейших социальных услуг, когда высокие цены в условиях ничтожной компенсации делают недоступным для большинства населения важнейшие жизненные блага, такие, например, как жилье. При формировании рынка жилье необходимо сохранить для малообеспеченных бесплатное предоставление муниципальных квартир на условиях найма, регулируемый рынок кооперативного жилья с частичным покрытием стоимости строительства из госбюджета и оплатой их личных средств граждан на условиях долгосрочного кредита для удовлетворения потребностей в нормальных жилищных условиях большинства населения. Свободный рынок жилья должен расширяться по мере роста высокообеспеченных слоев населения и рентабельности предприятий. Практика бюджетной компенсации роста стоимости услуг детских дошкольных учреждений в условиях либерализации цен в 1992 году подтверждает необходимость сохранения достигнутого уровня социальной защиты населения, в особенности при значительном расширении численности малообеспеченных граждан.

Сложность осуществления дифференцированного подхода в области социальной защиты населения с различным уровнем доходов связана с необходимостью точного учета всей суммы доходов граждан путем заполнения деклараций о доходах и государственного контроля за фактическими доходами на компьютерной основе, что требует значительных расходов. Кроме того, необходимо установление критериев порога бедности, малообеспеченности, средней и высокой обеспеченности населения, что в условиях высоких темпов инфляции требует постоянного мониторинга и корректировки. Уравнительный принцип распределения общественных фондов потребления в предшествующие годы зачастую приводили к тому, что фактически государственная поддержка в большей степени распределялась среди социальных групп со средними и высокими доходами (дотации на продукты питания, льготные цены на услуги, бесплатное жилье, высшее образование и др.). Рыночная экономика требует перехода к целевой поддержке прежде всего социально незащищенных групп населения в сочетании с установленными государственными гарантиями в определенных областях для большинства населения страны.

Важнейшим вопросом социальной защиты населения является определение ее меры, чтобы подорвать стимулы к высокопроизводительной работе у трудоспособных членов общества, не вызывать иждивенческого настроения у экономически активной части населения, что будет тормозом для выхода из кризиса и подъема нашей экономики. Эта мера связана на макроэкономическом уровне с соотношением между фондом оплаты по труду и общественными фондами потребления. Последние в рыночной экономике выполняют функцию социальной защиты граждан.

Переход к рыночной экономике предполагает создание целостной многосторонней и эффективной системы экономических, правовых и социальных гарантий по соблюдению важнейших прав каждого человека, каждого члена общества. Прежде всего право на труд и защиту от безработицы, на получение дохода, обеспечивающего достойный уровень и качество жизни, на отдых и досуг, на образование и со-

циальное обеспечение и медицинское обслуживание, на попечение и помощь материнству и детству.

Социальная защита трудящихся предполагает законодательное установление минимально гарантированных отпусков (трудовых и социальных). Конкретные их размеры (не ниже минимальных) администрация предприятий, предприниматели устанавливают при заключении коллективных договоров и личных контрактов с работниками, исходя из конкретных условий и имеющихся средств.

Таким образом, государство в рыночной экономике устанавливает минимальные гарантии в сфере трудовых отношений. Остальные вопросы, связанные с размерами оплаты работников, решаются при заключении коллективных договоров предпринимателей с профсоюзами. Значение коллективных договоров, механизма их заключения, и соблюдения в условиях рыночной экономики значительно возрастает по сравнению с формальным характером таких договоров в прежней командно-административной системе. Коллективные договора в развитой рыночной экономике являются важнейшим инструментом социального партнерства и социального мира, обеспечивающим стабильность и бесконфликтность экономического развития.

Несмотря на все трудности последних лет, правительству РД совместно с Министерством труда и социального развития удалось осуществить ряд мер по социальной защите населения за счет увеличения размера заработной платы, пенсий нетрудоспособным гражданам, обеспечению своевременной оплаты труда работников бюджетных организаций, выплаты пособий на детей и безработным.

В рамках ежегодно разрабатываемых программ органами службы занятости населения республики оказывает содействие гражданам, нуждающимся в трудоустройстве, организовываются оплачиваемые общественные работы, принимаются некоторые меры по созданию дополнительных рабочих мест.

Так в целях оказания гражданам дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве, расширения банка данных вакансий, усиления взаимодействия с работодателями проводятся ярмарки вакансий, в которых принимают участие сотни предприятий. В целях снижения напряженности на рынке труда проводится работа по содействию занятости лиц, желающих переехать в другую местность. Из общей численности граждан, состоящих на учете, при содействии ЦЗиТ трудоустроено 48,7 тыс. человек (на 27,4% больше, чем в 2001 году), в том числе безработных - 26,2 тыс. На заявленные работодателями, в органы службы занятости, вакансии трудоустроено 26,2 незанятых граждан, против 20,9 тысяч человек в 2001 году1.

В 2002 году выросли размеры профессиональной подготовки незанятого населения. При содействии служб занятости было направлено на профобучение 2349 безработных граждан (в 2001 году -1775, в 2000 году-1576). Завершили обучение 2376 человек, из них 2148 получили профессиональную подготовку, 134 - прошли

1 Дагестан - 2002. Часть 1. Часть 2. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. Доклад. - Махачкала, 2003, с.267.

переподготовку,79 - освоили смежные профессии и 15 человек повысили квалификацию. Также в республике ведется работа по созданию дополнительных рабочих мест посредством передачи оборудования на лизинговой основе и трудоустройства на них безработных гражданам. Однако, несмотря на улучшение отдельных показателей работы служб занятости республики, по-прежнему напряженным остается состояние рынка труда, высок уровень безработицы, особенно в горных районах. Поэтому для увеличения занятости необходимо с учетом экономической целесообразности расширить работы и производства, обеспечивающие занятость трудоспособного населения.

В настоящее время в республике проживает около 300 тысяч ветеранов войн и труда, инвалидов, членов семей погибших и умерших участников войн, участников ликвидации радиационных аварий, других граждан, которым законодательством предусмотрены льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, проезду в транспорте, медицинскому и лекарственному обеспечению, другим видам льгот.

Постановлением Правительства РД ветеранам Великой Отечественной войны и пенсионерам старше 70 лет предоставлено право бесплатного посещения кинотеатров, музеев, спортивных и других культурных мероприятий. Для ветеранов войны в отдельных городах, районах и на крупных промышленных предприятиях открыты клубы "Ветеран", предоставляются бесплатные услуги предприятиями бытового обслуживания, организуются бригады медицинского обслуживания.

Также в республике проводится работа по обеспечению компенсационных выплат за продукты питания и на оздоровление участникам ликвидации чернобыльской и других радиационных катастроф. Первостепенное значение в деятельности государства должны занимать вопросы поддержки семьи, материнства и детства. В 2002году всеми формами отдыха и оздоровления детей было охвачено более 61 тыс. детей. Треть отдохнувших - из многодетных и неполных семей. 7% - дети-сироты и дети-инвалиды. Пострадавшие от взрыва дети из Каспийска отдыхали в лагере «Островки» Ленинградской области. В здравницах Кавказких минеральных вод отдохнуло 4,2 тыс. детей (Здыс.детей - в 2001 году). Значительно улучшилась материальная база центров медико-социальной реабилитации детей-инвалидов, приюта для несовершеннолетних и других учреждений системы социальной защиты.1

Значительное место в оказании помощи детям и семьям с детьми, попавшим в трудную жизненную ситуацию, отводится учреждениям социального обслуживания, которые предоставляют широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг этим категориям населения. В первую очередь в них нуждаются малообеспеченные, многодетные, неполные, молодые семьи, семьи, имеющие

1 Дагестан - 2002. Часть 1. Часть 2. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. Доклад. - Махачкала, 2003, с.311.

детей с ограниченными возможностями здоровья, безнадзорные дети, дети, подвергшиеся насилию в семье, выпускники детских домов и школ-интернатов.

В ведении органов социальной защиты населения Дагестана находится : 6 центров медико-социальной реабилитации детей-инвалидов; 2 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних; 2 центра социальной помощи семье и детям; 52 центра социального обслуживания населения; 3 отделения по работе с семьей.

В социально-реабилитационном центре и Приюте для несовершеннолетних проходят реабилитацию дети, попавшие в сложные жизненные ситуациии.Основным направлением работы социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних является профилактическая работа по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказание помощи в ликвидации трудной жизненной ситуации в семье.

Центр представляет несовершеннолетним, попавшим в сложные жизненные ситуации, временное проживание на полном государственном обеспечении до определения совместно с органами опеки и попечительства наиболее оптимальных форм их жизнеустройства. Несовершеннолетние здесь получают квалифицированную социальную, правовую, психолого-медико-педагогическую помощь, включая профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социально-культурный, физкультурно-оздоровительный компоненты. За истекший год выявлено и поставлено на профилактический учет 192 неблагополучные семьи, 1072 подростка, из которых 178- отсрочники, 752 несовершеннолетних снято с учета с исправлением. Кроме того, выявлено (с учетом повторности доставления) 3426 безнадзорных и беспризорных подростков, из которых 8 - жители других регионов России, 674 - помещены в реабилитационные учреждения, приюты, детские дома и школы интернаты, 39 - в центр временной изоляции несовершеннолетних [12, с 319]. Дети, попавшие в Приют, обычно физически ослаблены, у многих хронические заболевания, поэтому им помогают пройти углубленное обследование и лечение в стационарах. Со всеми детьми в течении их пребывания в Приюте проводится работа по нравственному, трудовому, умственному, физическому и эстетическому воспитанию.

В Центре социальной помощи семье и детям функционирует отделение социального патронажа, социально-экономической помощи, социально-педагогической помощи со стационаром социальных дошкольных групп, социально-психологической помощи населению, экстренной помощи женщинам с детьми. Для детей из социально незащищенных семей при Центре действуют 4 группы дневного, 1 - круглосуточного пребывания, дошкольные группы с общим охватом 80 детей. Для поддержки малоимущих семей в Центре открыты и функционирует на хозрасчетной основе парикмахерская, мастерская по ремонту обуви, благотворительный магазин "Забота", где по низкой цене можно приобрести одежду, обувь.

Особое внимание уделяется социальному обслуживанию детей-инвалидов. Центр медико-социальной реабилитации детей-инвалидов решает проблемы соци-

альной, психологической, педагогической, трудовой, медицинской реабилитации и адаптации не только детей-инвалидов, но и семей, в которых они воспитываются. Не смотря на недостаточность финансовых средств, сложность в выделении помещений под центры администрации городов и районов изыскивают возможность открывать Центры и отделения социальной помощи семье и детям. С 1999 года в городах Кизляре и Ногайском районе функционируют отделения социальной помощи семье и детям, которые оказывают различную социальную помощь остронуждающимся семьям, с несовершеннолетними детьми. С 1999 года открыт Центр социальной помощи семье и детям в городе Каспийске. В Центре два отделения: отделение реабилитации детей-инвалидов и отделение профилактики безнадзорности детей. Открыто 5 центров медико-социальной реабилитации детей-инвалидов (г.г. Махачкала, Избербаш, Кизилюрт, Хасавюрт, Дербентский район, Кизлярский район, Тару-мовский). В 13 районах и городах республики функционируют социальные столовые, в 11 созданы социальные аптеки. В республике открыто 44 социальных магазина.

Деятельность республиканских социальных служб, помимо ставших традиционными направлений оказания экстренной помощи обездоленным детям, оставшимся без крова и родительского попечения, также сориентирована на профилактику социальной адаптации детей, работу с семьями, патронажное обслуживание, расширение контингента обслуженных лиц.

Министерством труда и социального развития РД разработаны программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и "Развитие социального обслуживания семьи и детей", в которых предусмотрены меры, направленные на развитие в городах и районах республики сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, укрепление их материально-технической базы, повышение квалификации работников социальных служб, усиление их роли в решении актуальных проблем семьи и детства, укрепление стабильности и социального здоровья семьи.

Особое внимание необходимо уделить сокращению масштабов социального сиротства, поддержанию семей, воспитывающим детей, лишившихся родительского попечения, сохранению системы государственных социальных гарантий поддержки жизненного уровня остронуждающихся семей с детьми и инвалидов.

Проводится работа по осуществлению контрольных функций предоставления льгот детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В целях дополнительной материальной поддержки этой категории детей ведется активное сотрудничество Министерства труда и социального развития с зарубежными благотворительными организациями. Осуществляется работа по дальнейшему развитию и укреплению сети специализированных учреждений социального обслуживания семей с детьми, реабилитации детей - инвалидов, социальной реабилитации несовершеннолетних детей, попавших в сложную жизненную ситуацию. В республике продолжается реформирование системы здравоохранения, адаптация деятельности

лечебно-профилактических учреждений к меняющимся социально-экономическим и правовым условиям.

Ведется работа по улучшению деятельности учреждений, здравоохранения ле-чебно-профилактических учреждений республики, укреплению их материально-технической базы. Вместе с тем вызывает тревогу некоторое снижение рождаемости, рост младенческой смертности, тенденция к увеличению таких социально-опасных заболеваний, как сердечно-сосудистые, туберкулез, психические расстройства, наркомания, СПИД.

Для улучшения состояния здоровья населения и сохранения объемов и качества медицинской помощи необходимо добиваться развития приоритетных служб, повышения эффективности медицинской профилактики в деятельности всех структур здравоохранения, особенно в сельской местности.

Даудова П. А.

Тенденции развития рынка труда в Республике Дагестан

Переход к рыночной экономике предполагает значительные качественные изменения в народном хозяйстве. Коренным образом меняется структура общественного производства, что обусловлено сменой форм собственности, формированием многоукладной экономики, совершенствованием системы управления, развитием новых рычагов, механизмов, стимулов, форм и методов хозяйствования. Сдвиги, происходящие в структуре экономики, в конечном счете, отражаются на структуре занятости, вызывая в ней позитивные или негативные изменения.

Структуру занятости на региональном уровне можно рассматривать по различным направлениям: по отраслям и сферам народного хозяйства, видам и формам собственности (секторам экономики), территориальным образованиям, профессионально-квалификационным, половозрастным и другим признакам. В данном вопросе мы исследуем тенденции в развитии отраслевой структуры занятости региона на примере Республики Дагестан.

Изменения в отраслевой структуре занятости в Республике Дагестан, как и по стране в целом, происходят под воздействием общего сокращения спроса на рабочую силу1. Но в отличие от России в республике этот процесс протекает на фоне существенного роста численности экономически активного населения. Так, за 1992— 1998 годы численность последнего увеличилась на 125 тыс. человек, или на 116%, а занятость увеличилась на 1,8% или на 13 тыс. человек. За годы реформирования экономики оказалось подорванной инвестиционная база не только расширенного (резкое уменьшение централизованных и нецентрализованных капитальных вложений, высокие процентные ставки предоставления инвестиционных кредитов), но и

1 Эскеров Д.Б. Исследование рынка труда.// Дагестанская правда. - 2000, 17 февраль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.