Научная статья на тему 'Состояние обеспеченности выполнения социальных нормативов в Дагестане'

Состояние обеспеченности выполнения социальных нормативов в Дагестане Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
97
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние обеспеченности выполнения социальных нормативов в Дагестане»

Мусаева А.З., Петросянц В.З.

Состояние обеспеченности выполнения социальных нормативов

в Дагестане1

Состояние обеспеченности выполнения социальных нормативов и развитие системы социальной защиты населения в регионе характеризуют следующие показатели: социальное страхование, социальные трансферты, предоставление гражданам льгот, субсидий, пособий, минимальные социальные гарантии, пенсионное обеспечение, социальная помощь гражданам пожилого возраста, инвалидам (взрослым и детям) и детям, оставшимся без попечения родителей.

Социальные трансферты - экономическая операция перераспределительного характера, представляющая собой передачу ресурсов, главным образом, в денежной форме, государственными и некоммерческими организациями (профсоюзами, религиозными, благотворительными и т.п.) населению без соответствующего возмещения или компенсации.

Стоимость предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот - оценка в денежном эквиваленте суммы полученных членами обследуемых домашних хозяйств различных дотаций и льгот на покупку товаров или оплату услуг в виде полного или частичного погашения их фактической стоимости. Здесь также учитывается денежная оценка поощрений товарами от предприятий и организаций. К дотациям на питание относится как выплата наличными деньгами, так и выдача талонов на питание, а также предоставление возможности приобретения продуктов питания по более низким ценам (при этом оценивается примерная разница в цене в случае покупки этих продуктов в торговых организациях).

К дотациям на оплату жилья и коммунальных услуг относятся предоставляемые гражданам выплаты в соответствии с действующим законодательством, в виде льгот и субсидий, а также оплата жилья (ремонт жилья) из средств предприятий и организаций. Субсидии - это имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг. Субсидии на оплату жилья коммунальных услуг являются адресным видом социальной помощи и предоставляются гражданам органами государственной власти объектов республики и органами местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот.

В численность пенсионеров включаются все пенсионеры, состоящие на учете в органах социальной защиты, независимо от места получения пенсии. Численность инвалидов характеризует контингент инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты, независимо от времени признания их инвалидами.

До развития сети негосударственных и расширения количества профилей подготовки кадров в государственных учебных заведениях студентами становилась четвёртая часть выпускников дневных школ, а за последние три года показатель достигает 60% . В государственных вузах по дневной форме обучается 65% студентов, по заочной 35%, в негосударственных 51% и 49%.

В республике функционирует 22 музея и филиала, 10 профессиональных театров, 5 концертных организаций, 130 фольклорных ансамблей и коллективов, 1048 массовых библиотек, 1062 клубных учреждений. Охрана здоровья населения остается одним из приоритетных направлений в деятельности Правительства РД.

Таблица 1

_____________________Минимальные социальные нормативы___________________________

на 1 10. 1999г. на 1 10. 2000г. на 1 .04 2006г.

Минимальный размер оплаты труда рабочих и служ. 83.5 132,0 1100

Тарифная ставка 1 разряда ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы с учетом доплаты 110,0 110,0 800

Минимальный размер пенсии по старости: без учета компенсации; с учетом компенсации 94.3 304.3 139.2 439.2 1400 1670

по инвалидности: 1 группы (с надбавкой за уход) 2 группы 3 группы 188,6 94,3 62,8 278,5 139,2 92.8 2400 1200 1100

Аспирантам, обучающимся с отрывом от производ. 250,5 417,5 1500

по случаю потери кормильца (на получателя) за выслугу лет 62,8 94,3 92,8 149,0 700 1000

социальные пенсии инвалидам с детства:1 группы (с надбавкой за уход) 2 группы 188,6 94,3 278,5 139,2 2070 1100

инвалидам, не имеющим трудового стажа: 1 группы 2 группы 3 группы 94,3 62,8 47,2 139,2 92,8 69,6 1100 800 700

Детям-инвалидам (без надбавки за уход) 94,3 139,2 1100

Детям, потерявшим обоих родителей и детям умерших одиноких матерей (на получателя) 94,3 139,2 1400

Детям, потерявшим одного из родителей (на получ.) 62,8 92,8 800

Лицам старше 65 (60)лет, не имеющим труд. стажа 62,8 92,8 800

Единовр. пособия при рождении каждого ребёнка 1252,3 1252,3 1500

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за

1 Исследование выполняется при поддержке РФФИ, проект №04-06-80097а

ребёнком до достижении им возраста 1,5лет 167,0 167,0 500

Ежемесячное пособие: на каждого ребёнка в возрасте до 16 лет на детей одиноких матерей в возрасте до 16 лет на детей воен., на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов в возрасте до 16 лет 58,4 116,9 87,7 58,4 116,9 87,7 70 140 250

Ритуальные пособия 835 835 1000

Минимальный размер ежемесячного пособия по безработице 83,5 83,5 1100

Минимальный размер стипендии студентам вузов 166 166 500

Минимальный размер стипендии студентам, учащимся учреждений среднего специального и НПО 58 70 400

Докторантам, обучающимся с отрывом от произв-ва 500,9 835,9 2500

Источник: сведения Министерства труда и социального развития РД

Таблица 2

Размеры минимальных социальных гарантий _______в соотношении с величиной прожиточного минимума (в процентах)____________

на 1.10. на 1.10. на 1.10.

1999г. 2000г. 2003г.

Минимальный размер оплаты труда 11 15 21

Тарифная ставка ( 1 разряд ЕТС по оплате труда

работников труда работников бюдж. сферы) 15 13 21

Минимальный размер пенсии, по старости:

без учета компенсации 21 26 18

с учетом компенсации 66 83 47

по инвалидности: I группы (с надбавкой за уход) 41 53 36

2 группы 21 26 18

3 группы 14 18 12

по случаю потери кормильца (на получателя ) 14 18 36

социальные пенсии инвалидам с детства:

1 группы (с надбавкой за уход) 41 53 36

2 группы лицам старше 65 (60) лет, не имеющим

трудового стажа 21 26 18

Ежемесячное пособие на каждого ребенка в 10 9 12

возрасте до 16 лет

Минимальный размер стипендии: студентам 22 19 14

вузов среднего специального н начального про- 8 8 5

фессионального образования

Источник: сведения Министерства труда и социального развития РД

На содержание и развитие жилищно-коммунального хозяйства выделено более 1,4млрд. рублей. Жилищный фонд на начало 2002 год составляет 38,8млн. кв. метра общей площади на одного жителя (норма по Российской Федерации, в том числе и по республике 18 кв. метров). Службами жилищных субсидий охвачены все города и 5 районов или 10,5% семей от общего числа нуждающихся. За 2001 год погашена треть начисленного объема субсидий. По состоянию на начало 2003 года около трети населения пользуется льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемых на основании действующего законодательства. Затраты на реализацию льгот погашены на 42 % в том числе на 98% за счет бюджетов всех уровней, на 2% за счет предприятий и организаций.

Несмотря на все трудности последних лет, правительству РД совместно с Министерством труда и социального развития удалось осуществить ряд мер по социальной защите населения за счет увеличения размера заработной платы, пенсий нетрудоспособным гражданам, обеспечению своевременной оплаты труда работников бюджетных организаций, выплаты пособий на детей и безработным. За последний год сокращен период отставания в выплате ежемесячного пособия на ребенка в среднем по республике с 18 до 5 месяцев, а по отдельным городам и районам уже осуществляется текущее финансирование. В основном ликвидирована накопившаяся задолженность по единовременному пособию при рождении ребенка, по пособиям и досрочным пенсиям безработных граждан.

Таблица 3

Число семей, получивших субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг В процентах от общего числа семей Общая сумма начисленных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, тыс. рублей Среднемесячный размер субсидий на семью, рублей

1998 9042 4,3 9447,1 87

1999 8396 6,8 10725,5 106

2000 10729 6,9 16623.3 129

2001 24973 10,5 61573,1 205

2002 33179 14,5 138555,6 348

Источник: сведения Министерства труда и социального развития РД

Существенную роль в социальной поддержке населения сыграла также ликвидация многомесячной задолженности перед пенсионерами и своевременное финансирование выплаты пенсий, усиление контроля за целевым расходованием пенсионных средств.

В рамках ежегодно разрабатываемых программ органами службы занятости населения республики оказывает содействие гражданам, нуждающимся в трудоустройстве, организовываются оплачиваемые общественные работы, принимаются некоторые меры по созданию дополнительных рабочих мест.

Так в целях оказания гражданам дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве, расширения банка данных вакансий, усиления взаимодействия с работодателями проводятся ярмарки вакансий, в которых принимают участие сотни предприятий. В целях снижения напряженности на рынке труда проводится работа по содействию занятости лиц, желающих переехать в другую местность. Из общей численности граждан, состоящих на учете, при содействии ЦЗиТ трудоустроено 48,7 тыс. человек, в том числе безработных - 26,2 тыс. На заявленные работодателями, в органы службы занятости, вакансии трудоустроено 26,2 незанятых граждан, против 20,9 тысяч человек в 2001 году 1.

Таблица 4

Поступление и расходование средств фонда социального страхования РД _______________________(млн. рублей, с 1998г.-тыс. рублей) _________________

1998 1999 2000 2002

Остаток средств на начало периода Поступление -53954 124360 -57106 271285 -30642 396040 -6456 419995

в том числе: страховые взносы, налоговые платежи от реализации путевок 98212 1840 119927 2625 236775 5145 236554 5280

внутрибюджетные поступления прочие поступления Расходование 113487 10821 227512 131443 17290 244821 135600 18520 371854 165781 12380 470229

в том числе на: финансирование выплат населению пособий и пенсий 186895 181729 224203 274867

финансирование отдельных мероприятий по санаторно-курортному обслуживанию 29354 49395 120550 167227

финансирование исполнительной дирекции фонда 7474 9773 16519 23473

средства переданные в центральные фонды прочие расходы 3197 592 3259 665 9978 604 4055 607

Остаток средств на конец периода -57106 -30642 -6456 -56690

Источник: сведения Министерства труда и социального развития РД

Выросли размеры профессиональной подготовки незанятого населения. При содействии служб занятости было направлено на профобучение 2349 безработных граждан. Завершили обучение 2376 человек, из них 2148 получили профессиональную подготовку, 134 - прошли переподготовку,79 - освоили смежные профессии и 15 человек повысили квалификацию. Также в республике ведется работа по созданию дополнительных рабочих мест посредством передачи оборудования на лизинговой основе и трудоустройства на них безработных гражданам. Однако, несмотря на улучшение отдельных показателей работы служб занятости республики, по-прежнему напряженным остается состояние рынка труда, высок уровень безработицы, особенно в горных районах. Поэтому для увеличения занятости необходимо с учетом экономической целесообразности расширить работы и производства, обеспечивающие занятость трудоспособного населения.

В 2003 году, прошедшем под знаком Международного года инвалидов, большее внимание уделялось решению проблем пенсионеров, ветеранов и инвалидов. Впервые полностью профинансированы расходы, предусмотренные в бюджете республики в соответствии с Законом РФ "О ветеранах". Реализация требований этого закона необходимо и впредь уделять повышенное внимание, вопросы социальной защиты ветеранов должны находиться под постоянным контролем Государственного Совета РД и Правительства РД.

В настоящее время в республике проживает около 300 тысяч ветеранов войн и труда, инвалидов, членов семей погибших и умерших участников войн, участников ликвидации радиационных аварий, других граждан, которым законодательством предусмотрены льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, проезду в транспорте, медицинскому и лекарственному обеспечению, другим видам льгот.

1 Дагестан - 2002. Часть 1. Часть 2. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. Доклад. - Махачкала, 2003, с. 267.

Постановлением Правительства РД ветеранам Великой Отечественной войны и пенсионерам старше 70 лет предоставлено право бесплатного посещения кинотеатров, музеев, спортивных и других культурных мероприятий. Для ветеранов войны в отдельных городах, районах и на крупных промышленных предприятиях открыты клубы "Ветеран", предоставляются бесплатные услуги предприятиями бытового обслуживания, организуются бригады медицинского обслуживания.

Также в республике проводится работа по обеспечению компенсационных выплат за продукты питания и на оздоровление участникам ликвидации чернобыльской и других радиационных катастроф. Первостепенное значение в деятельности государства должны занимать вопросы поддержки семьи, материнства и детства. Значительно улучшилась материальная база центров медико-социальной реабилитации детей-инвалидов, приюта для несовершеннолетних и других учреждений системы социальной защиты 1.

Значительное место в оказании помощи детям и семьям с детьми попавшим в трудную жизненную ситуацию, отводится учреждениям социального обслуживания, которые предоставляют широкий спектр социально-экономических, медикосоциальных, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг этим категориям населения. В первую очередь в них нуждаются малообеспеченные, многодетные, неполные, молодые семьи, семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, безнадзорные дети, дети, подвергшиеся насилию в семье, выпускники детских домов и школ-интернатов.

В ведении органов социальной защиты населения Дагестана находится 6 центров медико-социальной реабилитации де-тей-инвалидов; 2 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних; 2 центра социальной помощи семье и детям; 52 центра социального обслуживания населения; 3 отделения по работе с семьей. В социально-реабилитационном центре и Приюте для несовершеннолетних проходят реабилитацию дети, попавшие в сложные жизненные ситуации. Основным направлением работы социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних является профилактическая работа по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказание помощи в ликвидации трудной жизненной ситуации в семье.

Центр представляет несовершеннолетним, попавшим в сложные жизненные ситуации, временное проживание на полном государственном обеспечении до определения совместно с органами опеки и попечительства наиболее оптимальных форм их жизнеустройства. Несовершеннолетние здесь получают квалифицированную социальную, правовую, психолого-медико-педагогическую помощь, включая профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социально-культурный, физкультурнооздоровительный компоненты. За истекший год выявлено и поставлено на профилактический учет 192 неблагополучные семьи, 1072 подростка, из которых 178- отсрочники, 752 несовершеннолетних снято с учета с исправлением. Кроме того, выявлено (с учетом повторности доставления) 3426 безнадзорных и беспризорных подростков, из которых 8 - жители других регионов России, 674 - помещены в реабилитационные учреждения, приюты, детские дома и школы интернаты, 39 - в центр временной изоляции несовершеннолетних2. Дети, попавшие в Приют, обычно физически ослаблены, у многих хронические заболевания, поэтому им помогает пройти углубленное обследование и лечение в стационарах. Со всеми детьми в течение их пребывания в Приюте проводится работа по нравственному, трудовому, умственному, физическому и эстетическому воспитанию.

В Центре социальной помощи семье и детям функционирует отделение социального патронажа, социально-экономической помощи, социально-педагогической помощи со стационаром социальных дошкольных групп, социально-психологической помощи населению, экстренной помощи женщинам с детьми. Для детей из социально незащищенных семей при Центре действуют 4 группы дневного, 1 - круглосуточного пребывания, дошкольные группы с общим охватом 80 детей. Для поддержки малоимущих семей в Центре открыты и функционирует на хозрасчетной основе парикмахерская, мастерская по ремонту обуви, благотворительный магазин "Забота", где по низкой цене можно приобрести одежду, обувь.

Особое внимание уделяется социальному обслуживанию детей-инвалидов. Центр медико-социальной реабилитации де-тей-инвалидов решает проблемы социальной, психологической, педагогической, трудовой, медицинской реабилитации и адаптации не только детей-инвалидов, но и семей, в которых они воспитываются. Не смотря на недостаточность финансовых средств, сложность в выделении помещений под центры администрации городов и районов изыскивают возможность открывать Центры и отделения социальной помощи семье и детям. С 1999 года в городах Кизляре и Ногайском районе функционируют отделения социальной помощи семье и детям, которые оказывают различную социальную помощь остронуждающимся семьям, с несовершеннолетними детьми. С 1999 года открыт Центр социальной помощи семье и детям в городе Каспийске. В Центре два отделения: отделение реабилитации детей-инвалидов и отделение профилактики безнадзорности детей. Открыто 5 центров медико-социальной реабилитации детей-инвалидов (г.г. Махачкала, Избербаш, Кизилюрт, Хасавюрт, Дербентский район, Кизлярский район, Тарумовский). В 13 районах и городах республики функционируют социальные столовые, в 11 созданы социальные аптеки. В республике открыто 44 социальных магазина.

Деятельность республиканских социальных служб, помимо ставших традиционными направлений оказания экстренной помощи обездоленным детям, оставшимся без крова и родительского попечения, также сориентирована на профилактику социальной адаптации детей, работу с семьями, патронажное обслуживание, расширение контингента обслуженных лиц.

Министерством труда и социального развития РД разработаны программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и "Развитие социального обслуживания семьи и детей", в которых предусмотрены меры, направленные на развитие в городах и районах республики сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, укрепление

1Дагестан - 2002. Часть 1. Часть 2. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. Доклад. - Махачкала, 2003, с. 311.

2Дагестан - 2002. Часть 1. Часть 2. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. Доклад. - Махачкала, 2003, с. 319.

их материально-технической базы, повышение квалификации работников социальных служб, усиление их роли в решении актуальных проблем семьи и детства, укрепление стабильности и социального здоровья семьи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особое внимание необходимо уделить сокращению масштабов социального сиротства, поддержанию семей, воспитывающим детей, лишившихся родительского попечения, сохранению системы государственных социальных гарантий поддержки жизненного уровня остронуждающихся семей с детьми и инвалидов.

Проводится работа по осуществлению контрольных функций предоставления льгот детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В целях дополнительной материальной поддержки этой категории детей ведется активное сотрудничество МТиСР с зарубежными благотворительными организациями. Осуществляется работа по дальнейшему развитию и укреплению сети специализированных учреждений социального обслуживания семей с детьми, реабилитации детей - инвалидов, социальной реабилитации несовершеннолетних детей, попавших в сложную жизненную ситуацию. В республике продолжается реформирование системы здравоохранения, адаптация деятельности лечебно-профилактических учреждений к меняющимся социально-экономическим и правовым условиям.

Ведется работа по улучшению деятельности учреждений, здравоохранения лечебно-профилактических учреждений республики, укреплению их материально-технической базы. Вместе с тем вызывает тревогу некоторое снижение рождаемости, рост младенческой смертности, тенденция к увеличению таких социально-опасных заболеваний, как сердечно-сосудистые, туберкулез, психические расстройства, наркомания, СПИД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.