НАПРАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
КАШНИКОВА Т.В.,
кандидат экономических наук, доцент, Южный Федеральный университет, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются основные направления и инструменты повышения эффективности социальной защиты населения региона, возможности осуществления государственной поддержки домашних хозяйств на мезоуровне, в том числе и малообеспеченных слоев населения.
Особое внимание уделяется выявлению инновационных инструментов при формировании социальной политики в Ростовской области. Определяется комплекс мер, необходимых для достижения достойного уровня жизни населения региона.
Ключевые слова: социальная политика; социальные гарантии; социальная поддержка граждан; занятость населения; пенсионное обеспечение; система здравоохранения; демографическая политика.
TRENDS AND TOOLS FOR EFFICIENCY INCREASE OF SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION IN THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE ROSTOV REGION)
KASHNIKOVA T.V.,
PhD, Associate Professor, Southern Federal University, e-mail: [email protected]
In article the main trends and instruments of efficiency increase of social protection of the population in the region, possibility of the state support for households at mesolevel including low-income population are considered. Special attention is paid to identification of innovative tools for forming social policy in the Rostov region. The system of measures necessary for achieving a worthy living standard of the population in the region is defined.
Keywords: social policy; social guarantees; social support of citizens; population employment; provision of pensions; health system; demographic policy.
JEL classification: H55.
В 2012 г. в экономике и социальной сфере Ростовской области сохранились позитивные тенденции. По сравнению с 2011 г. возрос оборот организаций, увеличены индексы промышленного производства, оборота розничной торговли и общественного питания, платных услуг населению, сократилась численность официально зарегистрированных безработных. В 2012 г. свыше 210 тыс. семей получили различные выплаты и пособия (всего 15 видов) на детей, в том числе детские пособия, ежемесячные денежные выплаты на детей первого-второго года жизни из малоимущих семей, детей из многодетных семей. Компенсация расходов на оплату коммунальных услуг предоставлена 64,5 тыс. членов многодетных семей. С 2012 г. с целью стимулирования рождения третьего и последующих детей, введен региональный материнский капитал - 100 тыс. руб. (с ежегодной индексацией). Сертификаты выданы 632 семьям. Беременным женщинам из малоимущих семей, кормящим матерям и детям в возрасте до 3 лет
© Т.В. Кашникова, 2013
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 3
из малоимущих семей предоставлены ежемесячные денежные выплаты на полноценное питание. С 2011 г. 21 малоимущая многодетная семья, достойно воспитывающая 10 и более несовершеннолетних детей, получила бесплатно в личную собственность микроавтобусы. В 2012 г. всеми видами отдыха и оздоровления охвачено 95% детей школьного возраста. Число оздоровленных детей возросло на 14,5%. Из различных источников на эти цели направлено 1,4 млрд руб.
В области принят Закон «О ежемесячной денежной выплате на третьего ребенка или последующих детей гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Ростовской области», который вступил в силу с 1 января 2013 г. Право на получение ежемесячной денежной выплаты определяется в зависимости от среднедушевого дохода семьи, размер которого должен быть ниже среднедушевого денежного дохода населения, сложившегося в Ростовской области за год, предшествующий году обращения за ежемесячной денежной выплатой (оценка среднедушевых денежных доходов 2012 г. составляет 17 575,47 руб. в месяц). Малоимущим семьям, в которых после 31 декабря 2012 г. родится третий или последующие дети, будет назначена ежемесячная денежная выплата со дня рождения ребенка и до достижения им возраста трех лет в размере прожиточного минимума для детей, который в Ростовской области в 2013 г. составит 6535 руб. в месяц. В настоящее время из средств федерального и областного бюджетов выплачивается 15 различных видов пособий семьям с детьми. В 2013 г. на эти цели из бюджета области будет направлено почти 3 млрд руб. Социальная поддержка семей с детьми, особенно многодетных семей, введение новых видов социальной помощи положительно отражается на демографической ситуации в Ростовской области. Внесены изменения в Областной закон о социальной поддержке детства в Ростовской области. Областной закон «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части содержания в приемных семьях» подготовлен в целях увеличения размера ежемесячного денежного вознаграждения, причитающегося приемным родителям (с 5 тыс. 683 руб. до 7 тыс. 388 руб.), которое ежегодно индексируется исходя из определенного областным законом о бюджете уровня инфляции.
В 2012 г. для реализации национального проекта «Здоровье» из федерального бюджета, средств фондов обязательного медицинского и социального страхования областью получено 1,7 млрд руб., 300 млн руб. было выделено из областного бюджета. В 2013 г. работа в рамках национального проекта продолжается по четырем направлениям: формирование здорового образа жизни, развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний, повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, совершенствование медицинской помощи женщинам и детям. В Ростовской области в рамках мероприятий по формированию здорового образа жизни работают 14 взрослых и 6 детских центров здоровья. С начала 2013 г. в центры обратилось почти 64 тысячи жителей Дона, из них только 33% признано здоровыми. В результате реализации мероприятий, направленных на реформирование первичной медицинской службы, произошли значительные изменения в качестве обслуживания граждан, своевременном выявлении и лечении, а также в предотвращении заболеваний.
В 2012 г. в Ростовской области впервые за 20 лет родилось более 50 тыс. детей. Определенный вклад в позитивный процесс внесла и постоянно совершенствуемая медицинская помощь женщинам и детям. В 2012 г. только на оплату по родовым сертификатам из средств федерального бюджета выплачено 470 млн руб. В рамках национального проекта и модернизации здравоохранения в 2012 г. продолжалось проведение диспансеризации 14-летних подростков, а также детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Интеграция мероприятий национального проекта с модернизацией здравоохранения позволили еще больше укрепить материально-техническую базу лечебных учреждений, внедрить стандарты медицинской помощи и повысить уровень информатизации здравоохранения Ростовской области.
Среди основных направлений социальной политики необходимо выделить социальную программу по обслуживанию пожилых граждан и инвалидов. Социальное обслуживание граждан старшего поколения сегодня - это сложившаяся система, сочетающая различные формы, виды и типы учреждений, цель которых - удовлетворение потребностей пожилых людей в социально-медицинских и бытовых услугах. Сегодня в каждом муниципальном образовании области действует центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (ЦСО). Социальные услуги центров, в первую очередь, ориентированы на граждан, находящихся в особо сложных жизненных ситуациях. Важную роль в социальной поддержке пожилых людей играют социально-реабилитационные отделения. Сегодня их в Ростовской области 71. Учитывая, что в социально-реабилитационные отделения в основном поступают малообеспеченные одинокие пенсионеры, они решают и чисто житейские проблемы (пребывать в благоприятных условиях в зимнее время, пройти реабилитацию путем получения полноценного питания, медицинской помощи и др.). Социальные услуги на дому получили 84 тыс. пожилых граждан. В каждом Центре социального обслуживания созданы классы компьютерной грамотности. Обучение прошли около 3 тыс. пожилых и инвалидов. Организованы «народные университеты» - клубно-кружковая форма социальной реабилитации, охватившая более 10 тыс. пожилых граждан. Во всех муниципальных районах и 4 городских округах для оказания неотложных медико-социальных услуг пожилым людям и инвалидам на дому организована работа 82 мобильных бригад. В 2012 г. для мобильных бригад приобретено 11 микроавтобусов. Инвалидам с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата в 2012 г. предоставлено 2,1 тыс. единиц технических средств реабилитации в рамках областной долгосрочной целевой программы «Доступная среда на 2011-2014 годы».
Назначение и выплата пенсий, оказание государственной социальной помощи по линии ПФР в 2012 г. проходило своевременно и без срывов по всей территории Ростовской области. Трудовые пенсии в течение года были про-
индексированы дважды: 1 февраля - на 7% и 1 апреля - на 3,41%. Социальные пенсии 1 апреля были увеличены на 14,1%, размеры ежемесячных денежных выплат - на 6%. В августе была проведена корректировка трудовых пенсий работающих пенсионеров. Средний размер трудовой пенсии в Ростовской области на сегодня составляет 8,6 тыс. руб., в том числе трудовой пенсии по старости - 9 тыс. руб., социальной пенсии - 5,3 тыс. руб. Доходы получателей двух пенсий из числа инвалидов ВОВ составляют в среднем 25,7 тыс. руб., участников ВОВ - 26,9 тыс. руб. Размер трудовых пенсий с 1 февраля 2013 г. увеличился на 6,6%. Индексация пенсий осуществлена исходя из показателя уровня инфляции в РФ, который в 2012 г. составил 6,6%. В результате повышения средний размер трудовой пенсии по старости составил 9 тыс. 577 руб. В целом индексация коснулась 1 млн 176 тыс. пенсионеров, проживающих в регионе.
Не менее важным является вопрос о государственном субсидировании населения. Увеличено финансирование мероприятий Областной долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Ростовской области на 2010-2014 годы», направленных на реализацию прав граждан на социальную поддержку, а также на социальную поддержку семей, имеющих детей. Общий объем финансирования программы в 2012 г. был увеличен с 103830530,7 до 104431451,6 тыс. руб. В 2013 г. на предоставление жилищных субсидий в бюджете Ростовской области заложено 2,45 млрд руб. Сохранен региональный стандарт максимально допустимой доли собственных платежей граждан за ЖКУ - 15% от совокупного дохода семьи. На сегодняшний день в области продолжается предоставление адресной помощи жителям тех районов, в которых тарифы для населения установлены выше критериев доступности оплаты за холодное водоснабжение и водоотведение (40 руб./куб. м., 35 руб./куб. м. соответственно). В целом, различными мерами социальной поддержки в Ростовской области пользуются 844 тыс. льготников. В 2013 г. на эти цели будет направлено более 10 млрд руб. из федерального и областного бюджетов.
В 2012 г. особое внимание уделялось вопросам погашения задолженности по заработной плате на предприятиях Ростовской области. По информации Ростовстата на 01.11.2012 задолженность по выплате заработной платы составляла 50,5 млн руб. перед 2826 работниками на 6 действующих предприятиях и 67,2 млн руб. перед 1091 работником на 4 предприятиях-банкротах. На 14.11.2012 задолженность в действующих организациях снизилась на 0,1 млн руб. и составила 50,4 млн руб. На предприятиях-банкротах сумма долга снизилась на 0,2 млн руб. и составила 67,0 млн руб. За две декады февраля 2013 г. задолженность по заработной плате перед работниками донских организаций сократилась на 29,1 млн руб. и по данным Ростовстата сегодня составляет: на 6 действующих предприятиях 33,8 млн руб. и 46,8 млн руб. на 4 предприятиях-банкротах. Администрацией Ростовской области были приняты все необходимые меры по ее ликвидации. Еженедельно на заседаниях областной межведомственной комиссии по организации взаимодействия государственных органов при осуществлении контроля за соблюдением трудового законодательства заслушивались отчеты руководителей предприятий-должников, глав администраций муниципальных образований, отраслевых министров. Для решения данной проблемы были задействованы надзорные органы, Федерация профсоюзов, Союз работодателей. Подготовку заседаний и контроль выполнения решений комиссии осуществляло министерство труда и социального развития.
Для снижения уровня регистрируемой безработицы в Ростовской области реализуются областная долгосрочная целевая программа «Содействие занятости населения Ростовской области на 2012-2014 годы» и целевая программа «Снижение напряженности на рынке труда Ростовской области на 2012 год». В 2012 г. сохранилась тенденция к снижению уровня регистрируемой безработицы в г. Ростове-на-Дону. По состоянию на 01.11.2012 г. данный показатель составил 0,4% от экономически активного населения, что на 0,2 процентных пунктов меньше, чем в аналогичном периоде 2011 г. С начала 2012 г. в службу занятости обратились 24,1 тыс. человек. Трудоустроено 18,8 тыс. человек. Из них 2527 человек приняли участие в общественных работах, на временные работы направлен 931 гражданин и 5206 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Доля трудоустроенных граждан от числа обратившихся по отношению к уровню 2011 г. увеличилась на 8,6% и составила 78%. Открыли собственное дело и получили финансовую поддержку на подготовку учредительных документов 100 безработных граждан. Число зарегистрированных безработных граждан на 01.11.2012 составило 2425 человек, что на 32% меньше, чем за аналогичный период 2011 г. За 10 месяцев 2012 г. признаны безработными 8196 человек - это на 23% меньше, чем за аналогичный период 2011 г.
Отмечен рост числа вакансий, заявленных в службу занятости. В общегородском банке данных в настоящее время зарегистрировано 15 тыс. вакансий (что на 5% больше, чем в аналогичном периоде 2011 г.). Из них предложения по рабочим профессиям - 72%. Услуги по профессиональной ориентации получили 20,5 тыс. человек, в том числе 7857 безработных. За счет средств бюджета города обеспечена занятость 2760 человек, в том числе 2122 несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Социальные выплаты безработным произведены в полном объеме. Социальную поддержку получили более 14 тыс. безработных граждан. В рамках реализации целевой программы по снижению напряженности на рынке труда Ростовской области на 2012 г. было предусмотрено частичное возмещение расходов работодателю в размере 50 тыс. руб. за каждое рабочее место для инвалидов и 30 тыс. руб. за каждое рабочее место для многодетных родителей и для родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
Мероприятия, предусмотренные Областной программой по снижению напряженности на рынке труда Ростовской области, смогли существенно повлиять на ситуацию на данном рынке, снизить уровень регистрируемой безработицы. В 2013 г. субсидирование самозанятости безработных граждан и стимулирование создания ими дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан не предусмотрено (начинающим предпринимателям компенсируют расходы по организации предпринимательской деятельности - оплата госпошлины за регистрацию
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 3
предприятия, нотариальные услуги, изготовление печатей и штампов, приобретение бухгалтерской документации). Программа сохранила свою социальную направленность в части содействия в трудоустройстве незанятых инвалидов; родителей, воспитывающих детей-инвалидов; многодетных родителей. Работодатели должны создать рабочие места для данных категорий граждан, а служба занятости частично компенсирует затраты по их созданию.
В 2012 г. проведено 297 ярмарок вакансий, в которых приняли участие 12,7 тыс. человек. Трудоустроено более 30% участников. В июле и октябре 2012 г. впервые в Ростове-на-Дону прошли ярмарки вакансий для граждан предпенсионного и пенсионного возраста под общим названием «С мудростью лет - к новым горизонтам». Их посетили 910 человек. Проведены 32 ярмарки вакансий для выпускников, в том числе 9 - для выпускников ВУЗов. В них участвовали более 7 тыс. молодых ростовчан. С начала 2012 г. на предприятиях сокращено 1660 человек, что в 2 раза меньше численности фактически уволенных граждан за аналогичный период 2011 г. Сведения о предстоящих увольнениях предоставили 48 предприятий города, планируется высвобождение 1062 работников, в том числе 641 ростовчанина. На предприятиях, где отмечалась нестабильная ситуация, организованы консультационные пункты, проводилась информационно-консультативная работа по вопросам исполнения действующего законодательства о занятости населения. Проведено 215 рабочих встреч с работодателями, на которых обсуждались вопросы обеспечения занятости населения. Организовано 110 выездов мобильных центров занятости населения в общеобразовательные учреждения города, комиссии по делам несовершеннолетних районов города, на ярмарки вакансий. Мобильные центры занятости населения работали на центральных улицах и площадях Ростова-на-Дону. Консультации здесь получили 3,5 тыс. человек.
В настоящее время планируется стимулировать дополнительным финансированием уже открывших собственное дело начинающих предпринимателей, в случае, если они создадут в рамках своего бизнеса рабочие места, на которые примут безработных граждан. Регулирование социально-трудовых отношений в организациях области осуществляется на основе социального партнерства. Одним из главных показателей развития социального партнерства является количество и качество заключенных соглашений и коллективных договоров. Для повышения осведомленности жителей города и области о формах и видах предоставляемой социальной помощи проводятся информационные встречи с населением, общественными организациями, размещается и регулярно обновляется информация об оказании адресной социальной помощи на официальном портале Администрации Ростова и городской Думы, в СМИ, на информационных стендах районных Управлений соцзащиты.
Таким образом, в Ростовской области реализуются социальные программы и проекты по всем основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации для снижения социально-экономической дифференциации и повышения уровня жизни. При этом в каждой из программ учтены территориальные, демографические, экономические, национальные, социальные особенности области, что делает их наиболее эффективными.
ЛИТЕРАТУРА
Ведомственная целевая программа «Снижение напряженности на рынке труда Ростовской области на 2012 год». Доступно на: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=91437.
Закон от 22.06.2012 № 882-ЗС «О ежемесячной денежной выплате на третьего ребенка или последующих детей гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Ростовской области». Доступно на: http://www. donland.ru/Default.aspx?pageid=111893.
Кашникова Т.В. (2012). Динамика бедности в России в условиях глобальной нестабильности. Глобальный мир: антикризисные императивы, модернизация, институты. М.: Изд-во «Вузовская книга».
Кашникова Т.В. (2012). Мониторинг региональных различий уровня и качества жизни населения России. Маркетинг и коммуникации в бизнесе. Ростов н/Д: Изд-во: «АкадемЛит».
Кашникова Т.В. (2013). Макроэкономическая стратегия социально-экономического развития РФ: политика локализации бедности. Экономический механизм устойчивого развития экономики России в условиях нестабильной внешней среды. Ростов н/Д: Изд-во «Содействие-XXI век».
Областная долгосрочная целевая программа «Содействие занятости населения Ростовской области на 2012-2014 годы». Доступно на: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=103228.
Областной закон от 22.10.2005 № 369-ЗС «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части содержания в приемных семьях». Доступно на: http://www.rostlaws.ru/index. php?ds=1443472.
Областной закон Ростовской области от 22 июня 2012 г. N 873-ЗС «О внесении изменений в Областной закон «О социальной поддержке детства в Ростовской области». Доступно на: http://regionz.ru/index.php?ds=1714647.
Постановление Правительства РО от 07.12.2012 N 1070 «О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 16.10.2009 N 529». Доступно на: http://base.garant.ru/19506941/.
REFERENCES
Departmental target program " Intensity decrease on a Labour Market of the Rostov Region in 2012". Available at: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=91437. (In Russian)
Kashnikova T.V. (2012). Poverty Dynamics in Russia in the context of global instability. The global world: anti-crisis imperatives, modernization and institutions. Moscow: Publishing House "Vuzovskaya Kniga" . (In Russian).
Kashnikova T.V. (2012). Monitoring of regional differences of level and life quality in Russia. Marketing and communications in business. Rostov n / D: "AkademLit" Publishing House. (In Russian).
Kashnikova T.V. (2013). Macroeconomic strategy of social and economic development of the Russian Federation: policy of poverty localization. Economic mechanism for sustainable development of Russian economy in a volatile environment.. Rostov-on-Don: "Sodeystviye-XXI Vek". (In Russian).
Regional long-term target program «Assistance of Employment of the Rostov Region for 2012-2014». Available at: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=103228. (In Russian).
The regional law of 22.10.2005 No. 369-ZS «About measures of social support of orphans and children without parental support in part of keeping them in foster home «. Available at: http://www.rostlaws.ru/index.php?ds=1443472. (In Russian).
The law of 22.06.2012 No. 882-ZS «About monthly payment for the third child or the subsequent children to citizens of the Russian Federation living on the territory of the Rostov region». Available at: http://www.donland.ru/Default. aspx?pageid=111893. (In Russian).
The regional law of the Rostov Region, June 22, 2012 N 873-ZS «About modification of the Regional law «About Social Support of Childhood in the Rostov Region». Available at: http://regionz.ru/index.php?ds=1714647. (In Russian).
The Government Resolution of the Rostov region 07.12.2012 N 1070 «About modification of the resolution of Administration of the Rostov region of 16.10.2009 N 529». Available at: http://base.garant.ru/19506941/. (In Russian).
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 3