УДК 316
Станиславский Петр Владимирович
соискатель кафедры социологии и психологии Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени МП. Платова [email protected]
Социальная защищенность
СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Petr V. Stanislavskii
applicant. Department of sociology and psychology, Southern Russian State Polytechnical University (NPI) of M. I. Platov [email protected]
Social protection
OF FAMILY, MOTHERHOOD AND CHILDHOOD IN THE CONTEXT OF ENSURING DEMOGRAPHIC SAFETY OF RUSSIA
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема социальной защищенности семьи, материнства и детства в современной России, от решения которой во многом зависит уровень демографической безопасности российского общества и его семейно-демографические перспективы. Проведенный автором анализ позволил прийти к заключению о наличии серьезных оснований для тревожного прогноза относительно будущего российской семьи и демографического развития страны с учетом несовершенства и низкой эффективности государственной семейной политики и нормативно-правового пространства как определяющих характер регулирования семейных отношений, а также защиту прав материнства и детства в России.
Ключевые слова: семья, материнство, детство, демографическая безопасность, семейная политика, благополучная семья, неблагополучная семья, социальная адаптация.
Annotation. In this article the problem of social security of family, motherhood and childhood in modern Russia, in many respects influencing the level of demographic safety of the Russian society and its family and demographic prospects, is considered. The analysis which is carried out by the author allows come to the conclusion about existence of serious bases for the disturbing forecast concerning the future of the Russian family and demographic development of the country taking into account imperfection and low efficiency of the state family policy and standard and legal space as defining the nature of regulation of family relations and protection of the rights of motherhood and childhood in Russia.
Keywords: family, motherhood, childhood, demographic safety, family policy, safe family, troubled family, social adaptation.
Система социальной защиты населения существует в каждом обществе, поскольку всегда существуют категории социальных групп, нуждающиеся в поддержке со стороны общества и государства, особенно, если само общество утратило стабильность и развивается по рискогенной траектории [1]. Семья, материнство и детство - ключевые объекты социальной помощи, поскольку от благополучия семьи, детей в семье во многом зависит социальное благополучие общества, его демографическая безопасность, которая рассматривается СИ. Самыги-ным и А. В. Верещагиной как «способность социальной системы безопасно и стабильно функционировать на основе воспроизводства населения как процесса непрерывного возобновления его численности и структуры через смену поколений» [2]. Как видим, в основе демографической безопасности - воспроизводство населения, которое напрямую связано с феноменом материнства и детства, включенных в базовый для общества феномен семьи, хотя современ-
ная семья стремительно меняет свой облик, трансформируясь по мере ценностной трансформации общества и изменения отношения к семье [3]. В российском обществе стремительно снижается социальное здоровье молодежи [4], распространяются со значительной силой прежде не свойственные ей типы семейных отношений, меняется в целом парадигма семейных отношений [5], семья автономизируется, становится менее устойчивой, что порождает в большом количестве неполные семьи, повторные семьи, но все это не снижает, а в ряде случаев повышает значимость материнства, которое всегда, даже в эпоху распада семейных отношений, их кардинального переосмысления и изменения, не утрачивает своего социального и демографического предназначения.
Россия обладает огромной территорией, но при этом ее демографическая ситуация вызывает серьезную тревогу у ученых, которые расценивают ее не иначе, как демографический кризис
104
[6] и не разделяют оптимистичных настроений и заявлений общественных деятелей, принимающих временные демографические успехи за долговременные тенденции и выход из демографического кризиса. Важной проблемой России из числа демографических является «старение» ее населения. П.Н. Лукичев по этому поводу справедливо отмечает, что сложившийся под влиянием длительного снижения рождаемости регрессивный тип возрастной структуры не обеспечивает численного роста населения Ростовской области и приводит к его «старению» [7], и эта тенденция «старения» населения является ключевой для современной России, а не только ее отдельных регионов.
Несмотря на высокий уровень рискогенности современной российской семьи, проявляющийся в высочайшем уровне разводов, семейного насилия, молодежной девиантности, роста социального сиротства, а также вторичного сиротства и т.д. [8], семья в России по-прежнему остается социальной группой, от её социального положения, самочувствия, состава, ценностных установок зависит уровень и характер общественного развития [9]. Конечно, семья в современной России сталкивается с огромным количеством трудностей, производных от кризисной ситуации в экономической сфере, несовершенства семейного законодательства, системы социальной защиты и поддержки семьи, материнства и детства, что отражается на характере ее социальной адаптации в обществе. Высокий уровень разводов в российских семьях следует рассматривать как комплекс причин внешнего и внутреннего характера, т.е. помимо, собственно, внутренних семейных противоречий, конфликтов, приводящих супругов к решению о разводе, немаловажную роль играет фактор экономического неблагополучия российского общества. Особенно сильно экономические трудности «бьют» по молодой семье [10], которая является еще неустойчивой структурой с точки зрения крепости семейных отношений, сформированное™ семейных ролей, норм поведения, родственных связей и т.д.
Именно молодая семья с детьми заслуживает особо пристального внимания о стороны служб и структур, реализующих функции социальной защиты населения и основные направления социальной политики государства. Нельзя сказать, что в России в данном направлении ничего не делается. В стране уже на протяжении многих лет функционирует система поддержки молодых семей с детьми, реализовываются жилищные программы, направленные на льготное получение жилья семьями этой категории, но далеко не все из нуждающихся в подобной помощи могут ею воспользоваться по ряду причин (прежде всего финансовых), так что назвать эффективной социальную политику государства в отношении молодых семей и вообще семейную политику российского государства сложно, как в целом по стране, так и по ее регионам [11].
Если государство хочет видеть в семье устойчивую платформу для преодоления кризисных факторов в демографической сфере общества,
оно должно позаботиться о том, чтобы семья могла эффективно выполнять свои ключевые функции, а для этого она должна обладать высоким адаптационным потенциалом, быть благополучной. Под благополучной семьей В». Дружинин, к примеру, предлагает понимать семью, в которой обеспечивается требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членам и создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости [12].
Иными словами, важной составляющей благополучной семьи является успешная реализация ею социализационной функции, способность обеспечить счастливое детство своим детям, но не может ли этот критерий выступать и критерием эффективности социальной политики государства? Может ли считаться благополучным государство, в котором счастливые дети не составляют значимое большинство, в котором социальное сиротство превышает все допустимые нормы, в котором уровень семейного насилия превышает все нормы цивилизованного общества, в котором феномен отцовства зачастую окрашен в негативные тона при всем том, что без него успешная адаптация семьи в обществе весьма затруднена [13].
Итак, если говорить о российской семье с позиций ее социальной адаптации в современном рискогенном обществе, то благополучная семья может рассматриваться как обладающая высоким адаптивным потенциалом и уровнем адаптированное™ к условиям социальной неопределенности, кризисное™, на основе которого она успешно преодолевает риски внутренней и внешней среды, справляется со своими семейными функциями и занимает достойное положение в обществе. Такая семья удовлетворена своей жизнью, позитивно оценивает свое настоящее и с оптимизмом смотрит в будущее. Если учитывать, что высокий уровень удовлетворенности жизнью не характерен для большинства россиян [14], можно предположить идентичную ситуацию и среди российских семей, включенных в социокультурное пространство страны.
Неблагополучная семья, с позиций адаптационного подхода, может рассматриваться как дезадаптированная семья, обладающая низким социальным статусом, невысоким адаптационным потенциалом, характеризующаяся неспособностью к реализации основных семейных функций, проявлением чего могут выступать неблагополучный эмоционально-психологический климат в семье, насилие в отношении членов семьи, которое может носить физический характер (избиения, физические наказания и т.д.) и социальный (нравственное подавление личности, ограничения ее свободы самовыражения, нарушение прав и т.д.).
Чем опасна социально дезадаптированная семья для общества и его демографического развития? Прежде всего, тем, что она не может эффективно выполнять свои социальные функции и позитивно воздействовать на общественное развитие, порождая свои существованием про-
105
странство рисков, расширяющееся по мере роста такого типа семей. Негативный потенциал такой семьи имеет долговременные тенденции, которые могут найти выражение в неблагополучии будущих семей, которые создадут дети, выросшие в подобных семьях, впитавшие ее ано-мийную сущность, образ жизни, отношение к семейной жизни.
Промежуточное положение между двумя типами семей - благополучной и неблагополучной (дезадаптированной) занимает такой тип семьи, как семья группы риска. Она характеризуется тем, что имеющиеся отклонения в ее функционировании еще не стали фактором ее дезадаптации, но представляют угрозу для жизнедеятельности этой семьи. На этой стадии работа с данной семьей, которая входит в спектр деятельности социальных служб, может изменить ситуацию и предотвратить ее переход к неблагополучной семье. Именно поэтому, семьи группы риска, к которым относят широкий спектр семей (малообеспеченных, неполных, многодетных, семей с детьми-инвалидами и др.) представляют основной объект для работников сферы социальной защиты.
Сегодня и благополучная семья с точки зрения ее социального статуса, семейных отношений, родительского поведения, материального благосостояния, образовательного и культурного потенциала может попасть в разряд неблагополучных по итогам социализации детей, которые находятся под тотальным влиянием СМИ и информационного пространства, в частности сети Интернет, и родительское воздействие не всегда может уберечь от информационных рисков и угроз, содержащихся в Интернет-пространстве. Иными словами, социализационное влияние семьи в обществе информационного типа в значительной степени ограничивается другими агентами социализации, и самым мощным из них являются СМИ, сетевые сообщества Интернет [15].
Совершенно очевидно, что в современном обществе, в котором стабильность семьи и ее социальная адаптация составляют значимый блок общественных проблем, регулятивная роль государства в области создания благоприятных условий для обеспечения жизнедеятельности семьи, реализации функций материнства и формирования счастливого детства значительно повышается, т.е., в сфере социальной защиты семьи наибольшее внимание необходимо уделять вопросам защиты материнства и детства. Данные проблемы и вопросы решаются на основе разработки и реализации государственной семейной политики, но ее эффективность многими исследователями оценивается невысоко [16] при всем том, что, как отмечает Валиахметов Р.М., в России действует большое количество нормативно-правовых актов в области охраны семьи, материнства, отцовства и детства, закрепленные в Семейном, Гражданском,
Трудовом кодексах, а также содержащиеся в законах и нормативно-правовых актах, посвящённых проблемам образования, социальной защиты населения, здравоохранения и т.д., гарантирующих гражданам дополнительные права, связанные с рождением и воспитанием детей [17]. Этим же исследователем подчеркивается, что одним из сдерживающих факторов развития института семьи и важнейших его функций является отсутствие единой системы управления и координации государственной семейной политики на национальном, региональном и муниципальном уровнях.
Причины неблагополучия российской семьи и особенно детей в семье следует, по мнению Е.А. Шохиной, искать в плоскости несовершенства законодательной базы, о чем говорят проблемы в области выполнения алиментных обязательств родителей при разводе; решении жилищных споров, при которых учитываются, прежде всего, права собственника, а не детей; крайне низкие пособия на детей по сравнению с величиной прожиточного минимума и многие другие [18], не позволяющие высоко оценить заботу государства о российских детях.
Анализ Концепции государственной семейной политики России, проведенный ТА. Гурко, выявил многочисленные противоречия, не позволяющие оценить ее как эффективный инструмент в формировании устойчивой семьи с ориентацией на многодетность (именно мотив повышения рождаемости выступает ключевым в данной Концепции и пронизывает ее). Среди множества противоречивых сюжетов в данной Концепции Т.А. Гурко выделила также тот, который показывает, на каком низком государственном уровне в России решается проблема защиты прав детей и детства как такового, поскольку в нашей стране, как отмечается ею, практически н е о б суждаются проблемы сексуальных и психологических злоупотреблений со стороны родителей, в том числе отчимов, опекунов, а понятие «родительская власть» как нормативное в Концепции государственной семейной политики, не может препятствовать преодолению таких нарушений прав детей в семье [19].
Таким образом, несовершенство и низкая эффективность государственной семейной политики и нормативно-правового пространства, определяющего характер регулирования семейных отношений, а также защиту прав материнства и детства в России в условиях разрушения неформальных механизмов регуляции этих отношений и слабости гражданских структур, порождают пространство рисков демографической безопасности общества. Их преодоление возможно только в ситуации формирования действенной нормативно-правовой системы и активизации самого гражданского общества, которое должно быть заинтересовано в сохранении устойчивой и благополучной семьи как залога благополучия всего общества.
106
Литература:
1. Расса дина ТА. Россияне в условиях «общества риска»: эмоциональный и ценностный аспекты // Социологические исследования. 2013. № 11. С. 84-93.
2. Верещагина А.В. Демографияеская безопасность российского общества: критерии и оценка / А.В. Верещагина, СИ. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.
2013. № 2. С. 39.
3. Верещагина А.В. Трансформация института семьи и демографические процессы в российском обществе : автореферат дисс. ... док. соц. наук. Ростов-на-Дону, 2009.
4. Верещагина А.В. Проблемы формирования здоровья российской молодежи в контексте обеспечения национальной безопасности: социологический дискурс / А.В. Верещагина, Н.Х. Гафиатулина, СИ. Самыгин // Национальное здоровье. 2015. № 1. С. 53-61; Самыгин СИ. Здоровье в системе ценностных установок современной российской молодежи / СИ. Самыгин, П.С. Самыгин, М.Ю. Попов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.
2014. № 12-1. С. 199-203.
5. Верещагина А.В. Кризис традиционной семьи и альтернативы развития института семьи в России: теоретический анализ с позиций синергетической парадигмы / А.В. Верещагина, СИ. Самыгин // Инженерный вестник Дона. 2014. № 3. URL: http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2531.
6. Алешковский ИА. Демографический кризис как угроза национальной безопасности России // Век глобализации. 2012. № 2. С. 97.
7. Лукичев П.Н. Демографические и миграционные процессы в Ростовской области на рубеже веков // Гуманитарий Юга России. 2014. № 3.
С. 51.
8. Верещагина А.В. Социальная защита семьи, материнства и детства как основа социальной безопасности. Актуальные проблемы науки Юга России и Армении: поиски и решения / А.В. Верещагина, СИ. Самыгин // Научное издание. Ер. : Амарас, 2013; Лёвушкин АН., «Вторичное сиротство» и меры реагирования органов государственной власти на отказ приемных родителей от ребенкаю / АН. Лёвушкин, ИЮ. Данилова // Власть. 2014. № 8; Самыгин СН. Семья и социальная безопасность / СИ. Самыгин, А В. Верещагина // Гуманитарные, социапьно-экономичес-кие и общественные науки. 2014. № 2; Самыгин СИ. Духовная безопасность России как основа российской государственности / СИ. Самыгин, А.В. Верещагина // Гуманитарные, социапьно-эконо-мические и общественные науки. 2011. № 1 (2).
9. Самыгин С.И. Социальная безопасность : учебное пособие / СИ. Самыгин, А.В. Верещагина, ГИ. Колесникова. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2011. С. 218.
Literature:
1. Rassadina T.A. Russians in the conditions of «society of risk»: emotional and valuable aspects // Sociological researches. 2013. № 11. P. 84-93.
2. Vereshchagina A. V. Demographic safety of the
Russian society: criteria and assessment /
A.V. Vereshchagina, S.I. Samygin // Humanities, Social-economic and Social Sciences. 2013. № 2. P. 39.
3. Vereshchagina A.V. Transformation of family institution and demographic processes in the Russian society : abstract dis. ... Dr. social Sciences. Rostov-on-Don, 2009.
4. Vereshchagina A.V. Problems of formation of health of the Russian youth in the context of ensuring national security: sociological discourse / A.V. Vereshchagina, N.Kh. Gafiatulina, S.I. Samygin // National health. 2015. № 1. P. 53-61; Samygin S.I. Health in the system of valuable orientations of modern Russian youth / S.I. Samygin, P.S. Samygin, M.Yu. Popov // Humanities, Social-economic and Social Sciences. 2014. № 12-1. P. 199-203.
5. Vereshchagina A. V. Crisis of a traditional family and alternative of development of family institute in Russia: the theoretical analysis from the positions of synergetic paradigm / A.V. Vereshchagina,
5.1. Samygin // The Engineering Bulletin of Don. 2014. № 3. URL: http:// ivdon .ru/ ru/ magazine/ archive/ n3y2014/2531.
6. Aleshkovskii I.A. Demographic crisis as a threat to national security of Russia // Century of globalization. 2012. № 2. P. 97.
7. Lukichev P.N. Demographic and migratory processes in the Rostov region at the turn of the century // The Humanist of the South of Russia. 2014. № 3. P. 51.
8. Vereshchagina A. V. Social protection of family, motherhood and childhood as a basis of social safety / A.V. Vereshchagina, S.I. Samygin // Actual problems of science of the South of Russia and Armenia: searches and decisions. Scientific publication. Erevan: Amaras, 2013; Levushkin A.N. «A secondary orphanhood» and responses of public authorities to refusal of adoptive parents of the child / A.N. Levushkin, I.S. Danilova // Power. 2014. № 8; Samygin S.I. Family and social safety /
5.1. Samygin, A.V. Vereshchagina // Humanities, Social-economic and Social Sciences. 2014. № 2; Samygin S.I. Spiritual safety of Russia as a basis of the Russian statehood / S.I. Samygin, A.V. Vereshchagina // Humanities, Social-economic and Social Sciences. 2011. № 1 (2).
9. Samygin S.I. Social safety : manual / S.I. Samygin, A.V. Vereshchagina, G.I. Kolesnikova. M. : «Dashkov and Co» publishing and trade corporation; Rostov-on-Don: Nauka-Spektr, 2011. P. 218.
107
10. Там же. С. 237.
11. Верещагина А.В. Региональная специфика и меры государственного регулирования сферы семейно-брачных отношений в современной России / А.В. Верещагина, СИ. Самыгин // Гуманитарий Юга России. 2015. № 2. С. 57-64.
12. Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. СПб., Питер, 2006. С. 12.
13. Безрукова О.Н. Отцовство в трансформирующемся обществе: ожидания матерей и практики отцов // Социологические исследования. 2013. № 11. С. 118.
14. Российское общество в контексте новых реалий (тезисы о главном). М. : Институт социологии РАН, 2015. URL: http://www.isras.ru/files/File/ publ/ resume_isras_28.01.2015. pdf
15. Самыгин С.И. Информационные аспекты национальной безопасности России / СИ. Самыгин, А.В. Верещагина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 4. С. 92-95; Самыгин СИ. Информационная безопасность молодежи в современной России / СИ. Самыгин, А В. Верещагина, А.В. Кузнецова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 11/1. С. 140-144.
16. Гурко ТА. Россия: социальная политика в отношении молодых родителей // Власть. 2008. № 6.
17. Валиахметов Р.М. Семейная политика и практика в интересах развития человека // Вестник Института социологии. 2014. № 1(18). URL: http://www.vestnik.isras.ru
18. Шохина ЕЛ. Политические аспекты социальной защиты семьи и охраны детства в Российской Федерации : автореферат дисс. ... канд. полит. Наук. Москва, 2009. С. 17.
19. Гурко ТА. О концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года: экспертная оценка // Социологическая наука и социальная практика. 2013. № 3. С. 41.
10. Ibid. P. 237.
11. Vereshchagina A.V. Regional specifics and measures of state regulation of the sphere of the family and marriage relations in modern Russia / A.V. Vereshchagina, S.I. Samygin // The Humanist of the South of Russia. 2015. № 2. P. 57-64.
12. Druzhinin V.N. Family Psychology: 3rd ed. SPb., 2006. P. 12.
13. Bezrukova O.N. Fatherhood in the transformed society: expectations of mothers and practice of fathers // Sociological researches. 2013. № 11. P. 118.
14. The Russian society in the context of new realities (theses about the main thing). M. : Institute of sociology of the Russian Academy of Sciences, 2015. URL: http:// www.isras.ru/ files/ File/ publ/ resume_isras_ 28.01.2015.pdf.
15. Samygin S.I. Information aspects providing national security of Russia / S.I. Samygin, A.V. Vereshchagina // Humanities, Social-economic and Social Sciences. 2014. № 4. P. 92-95; Samygin S.I. Information security of youth in modern Russia /
S.I. Samygin, A.V. Vereshchagina, A.V. Kuznetsova // Humanities, Social-economic and Social Sciences. 2014. № 11/1. P. 140-144.
16. Gurko T.A. Russia: social policy concerning young parents // The Power. 2008. № 6.
17. Valiakhmetov R.M. Family policy and practice in interests of development of the person // The Bulletin of the Institute of Sociology. 2014. № 1(18). URL: http://www .vestnik.isras.ru
18. Shokhina E.A. Political aspects of social family protection and child care in the Russian Federation : abstract dis. ... cand. polit. Sciences. Moscow, 2009. P. 17.
19. Gurko T.A. About the concept of the state family policy of the Russian Federation for the period till 2025: expert assessment // Sociological science and social practice. 2013. № 3. P. 41.
108