УДК 316
Бандурин Александр Петрович
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и педагогики Новочеркасского инженерномелиоративного института имени
А.К. Кортунова «Донской государственный аграрный университет»
Верещагина Анна Владимировна
доктор социологических наук, профессор кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований Института социологии и регионоведения Южного федерального университета [email protected]
Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом и социологии Ростовского государственного экономического университета «РИНХ» [email protected]
Семья и ее
СОЦИАЛИЗАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Aleksandr P. Bandurin
doctor of philosophy, professor,
Head of the Department of philosophy and pedagogics,
Novocherkassk Engineering and Reclamation Institute of A.K. Kortunov,
Don State Agrarian University [email protected]
Anna V. Vereshchagina
doctor of sociological Sciences, professor, Department of theoretical sociology and methodologies of regional researches, Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University [email protected]
Sergei I. Samygin
doctor of sociological Sciences, professor, Department of human resource management and sociology,
Rostov State Economic University [email protected]
Family and its
SOCIAL POTENTIAL IN A CONTEXT OF ENSURING ECOLOGICAL SAFETY OF RUSSIA
Аннотация В данной статье рассматривается глобальная проблема современной человеческой цивилизации, связанная с обеспечением экологической безопасности. Оптимальным путем предотвращения экологической, а, следовательно, и цивилизационной катастрофы следует считать переход на экогуманистическую парадигму, в рамках которой процессы взаимодействия общества и природы происходят в диалоговом формате на основе гибкого инструмента социальной регуляции экологических практик в самых различных социальных сферах. Решение данной проблемы предполагает обращение к базовому агенту социализации - семье, социализационный потенциал которой в современной российской реальности претерпевает, как и сам институт семьи, значительные изменения, негативно сказывающиеся на его функциональной эффективности. Тем не менее, без активизации и оптимизации социа-лизационного потенциала семьи в процесс формирования экологической культуры молодежи как основы для перехода к безопасной стратегии экоразвития предотвратить экологическую катастрофу будет сложно. Этими обстоятельствами продиктован выбор именно такого ракурса исследования достаточно популярной в отечественной социологии экологической проблематики.
Ключевые слова: экологическая безопасность, семья, социализация, молодежь, экологическая культура, российское общество, «качественная семья», социализационный потенциал.
Annotation. In this article the global problem of a modern human civilization connected with ensuring ecological safety is considered. An optimum way of prevention ecological, and, therefore, civilization accident it is necessary to consider transition to an eco-humanistic paradigm within which processes of interaction of society and the nature happen in a dialogue format on the basis of the flexible instrument of social regulation of ecological practices in the most various social spheres. The solution of this problem assumes the address to the basic agent of socialization - a family which socialization potential in modern Russian reality undergoes, as well as the institute of family, considerable changes which are negatively affect its functional efficiency. Nevertheless, without activation and optimization of socialization potential of a family in process of formation of ecological culture of youth as a base for transition to safe strategy of eco-development it will be difficult to prevent environmental disaster. These circumstances dictate a choice of such foreshortening of research of an ecological perspective, rather popular in domestic sociology.
Keywords: ecological safety, family, socialization, youth, ecological culture, Russian society, «a qualitative family», socialization potential
55
Потребность в обеспечении безопасности в современном мире приняла характер глобальной проблемы, но свое непосредственное отражение она находит в функционировании отдельных социальных институтов, структур, организаций, групп, отражая процесс стремительного распространения социальных рисков по различным направлениям и уровням общественного бытия [1]. Глобальный характер приняли проблемы, связанные с развитием экологической, демографической, политической, информационной, духовной, экономической сфер жизнедеятельности общества, но, совершенно очевидно, что именно экологическая безопасность выступает основой международной безопасности и безопасности каждой, отдельно взятой личности, поскольку в современной глобализирующемся мире экологическая проблема выдвинула перед человечеством принципиально иную, прежде не возникавшую альтернативу: быть или не быть человеческой цивилизации в исторической перспективе, есть ли у нее шансы на продолжение своей истории [2] и каким образом ей избежать экологической катастрофы.
Нам представляется, что самым оптимальным путем предотвращения экологической, а, следовательно, и цивилизационной катастрофы следует считать тот, который связан с переходом на гуманистическую парадигму отношений в системе «человек-природа» или, как еще принято называть, экогуманистическую парадигму, в рамках которой процессы взаимодействия общества и природы происходят в диалоговом формате на основе гибкого инструмента социальной регуляции экологических практик в самых различных социальных сферах. В этой связи принципиально важное значение приобретает вопрос о социокультурном содержании социальных институтов, осуществляющих ценностно-нормативную регуляцию [3] и ответственных за экологическую социализацию и экологическое поведение индивидов и социальных групп. Поскольку важнейшим институтом социализации был и остается институт семьи, несмотря на значительные изменения в его функционировании в современную информационную эпоху [4] и функциональную трансформацию, в данной статье актуализируется и анализируется на социологическом уровне проблема, связанная с оценкой социали-зационного потенциала современной семьи в обеспечении экологической безопасности российского общества.
Хорошо известно, что первичная социализация, протекающая в пространстве семейных отношений, оказывает значительное влияние на всю последующую жизнь человека, определяя его мировоззрение, восприятие мира, общества, окружающей среды и отношение к ней. Молодежь, являясь продуктом исторического развития [5], прежде всего является продуктом того общества, в котором происходит ее становление как субъекта общественных отношений, но изначально она формируется в рамках семейных структур, а потому выступает продуктом семейного воспитания. Крепкая, счастливая и благополучная семья является залогом счастливого общества, поскольку является его основной ячейкой, тем микромиром, на уровне ко-
торого воспроизводятся ценности и нормы, культурные традиции и обычаи, ментальные установки, т.е. семья выступает основным механизмом общественного воспроизводства посредством реализации своей ключевой социализационной функции.
Существует множество определений семьи, сложившихся за время развития фамилистики (науки о семье), но в нашем представлении, основанном на современных тенденциях в ее функционировании, семья представляет собой союз людей на основе супружества, родительства, родства, каждый представитель которого идентифицирует себя с членами этого союза, разделяя ответственность за его существование и жизнедеятельность [6]. Данное определение позволяет включать самые различные типы семей, существующие в современном обществе, в спектр социологического исследования с учетом того, что современная семья многолика и плюралистична [7], развивается по собственной логике в мире, полном неопределенности и социокультурных рисков, возрастающих по мере динамики общественного развития.
Важно определиться, также, и с другой ключевой категорией в данной статье, которой является «экологическая безопасность», в авторской трактовке рассматривающаяся как способ функционирования экологической сферы, обеспечивающий сохранение целостности, устойчивости и жизнеспособности социальной системы в процессе взаимодействия общества с окружающим миром, с природой. Жизнеспособность социальной системы обеспечивается за счет эффективного функционирования различных составляющих ее подсистем, из числа которых семейная подсистема играет, как уже было отмечено выше, важнейшую роль, связанную с социокультурным воспроизводством путем передачи ценностей, норм молодому поколению, в том числе, и экологических, определяющих содержание экологической культуры, под которой мы понимаем часть общей культуры индивида, социальной группы, общества, выражающуюся в характере взаимодействия социальных акторов с природной средой и в специфике их экологических ценностей. В условиях динамично меняющейся социокультурной реальности и семейных отношений, как ее значимой сферы, закономерно встает вопрос о социализационном потенциале современной семьи и ее способности к передаче экологических ценностей и формированию экологической культуры у подрастающего поколения, которое все дальше отрывается от природной среды и погружается в информационное, прежде всего, виртуальное, пространство социализации, в котором, в данный момент, господствуют потребительские ценности как часть массовой потребительской культуры, охватившей все современное человечество и угрожающей информационной и духовной безопасности молодого поколения [8].
Семья в условиях информационного общества стремительно утрачивает степень социализацион-ного воздействия на молодежь, поскольку СМИ и Интернет, прежде всего, вытесняют ее из социали-зационного пространства, в котором монополия
56
традиционных институтов социализации (семьи, школы) уже давно перестала быть актуальной. Но не только этот фактор ослабляет социализацион-ное воздействие семьи на молодежь в современном российском обществе. Дело в том, что сама семья в России превратилась в неустойчивую, весьма нестабильную и подверженную конфликтам и риску распада социальную конструкцию. Об этом красноречиво говорят статистические и эмпирические данные о динамике разводов в семье, о росте неполных семей в России, о распространении семейного насилия, альтернативных форм семейной жизни, трансформации родительства и супружеских ценностей [9]. Соответственно, соци-ализационный потенциал российской семьи снижается под воздействием двух основных групп факторов - внешних и внутренних, порождающих риски семейного воспитания, которые, в итоге, выражаются в рисках экологической социализации молодежи, не получающей в семье должных представлений, поведенческих и ценностных ориентиров относительно того, как необходимо выстраивать отношения с окружающей средой, что значит для человека природа, что она может ему дать в плане духовного развития, а не сугубо потребительско-эксплуатационного к ней отношения.
Духовный потенциал российского общества стремительно снижается [10], а вместе с ним, и духовный потенциал семьи, которая, как мы уже отмечали, является микромоделью социума, на уровне которой отражаются все тенденции и процессы, протекающие на макросоциальном уровне. Иными словами, в нездоровом обществе «больна», прежде всего, семья, и это надо понимать при оценке современных социальных процессов, прогнозировании их будущей траектории развития и разработке мер в области изменения вектора общественного развития.
Российские исследователи констатируют, что для российской семьи характерны недостаток взаимопонимания, моральной поддержки, эмпатии, взаимопомощи [1l], что со всей остротой актуализирует проблему повышения качества семейных отношений и семьи [12] как семьи, в которой формируется социально здоровая личность, способная к передаче социальных ценностей и ценностей семейного образа жизни последующему поколению. Российскому государЛитература:
1. Самыгин С.И. Глобальные вызовы современности и безопасность цивилизации третьего тысячелетия / С. И. Самыгин, А. В. Верещагина // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. N° 6. Том 2. URL: http://mii-info.ru/data/documents/EZhSN-2014-6-2.pdf . С. 60.
2. Круглова ГА. Экологическая безопасность и христианство в условиях глобализации // История и современность. 2015. № 1. C. 207.
3. Бандурин АЛ. Социальная регуляция: рациональное и иррациональное. М. : Изд-во «Социально-гуманитарные знания», 2005. С. 218.
ству следует изменить вектор семейной политики и развернуть ее в сторону формирования «качественной» семьи, так как со временем качественные изменения в функционировании семьи приведут к количественным изменениям за счет институционализации главной ценности - ценности семейного образа жизни, что приведет к улучшению социального и физического здоровья [13], уменьшению количества разводов, насилия в семье, одиночества, числа беспризорников, те. к улучшению «экологического» климата в семье. Процесс этот долгий и требует переосмысления ценности семьи на уровне всего общества, а не только государственных и управленческих структур.
Формирование грамотной государственной семейной политики в России в целях повышения ее социализационного потенциала как актора формирования экологической культуры молодежи предполагает необходимость столь же грамотной и эффективной политики государства в сфере образования, спорта и туризма, поскольку семье в одиночку не справиться с проблемой дистанцирования молодежи от природы и приобщения к природе, к ее ценностям. Система образования (в частности, школа), которая несколько удалилась от своей воспитательной природы, должна также уделять пристальное внимание вопросам формирования духовного облика молодежи, а эффективное развитие спортивного туризма, как это было в советском обществе, позволит не только укрепить экономическое положение ряда регионов России, обладающих самыми разнообразными туристическими ресурсами, но и привлечь в век урбанизации внимание молодежи к природе, ее красоте, отличающейся от красоты мегаполисов своей естественностью и величественностью.
Только такой комплексный подход позволит создать эффективную систему экологической социализации молодежи и перейти обществу на иную парадигму отношений с природой, в рамках которой человек как «венец природы» перестанет относиться к ней как безжалостный и всемогущий властелин, а будет стремиться приобщиться к ее внутренней силе, познать законы ее развития с тем, чтобы самому стать духовно сильнее и чище.
Literature:
1. Samygin S.I. Global challenges of the present and safety of a civilization of the third millennium /
S.I. Samygin, A.V. Vereshchagina // European Social Science Journal. 2014. № 6. Vol. 2. URL: http://mii-info.ru/data/documents/EZhSN-2014-6-
2. pdf to. P. 60.
2. Kruglova G. A. Ecological safety and Christianity in the conditions of globalization // History and the present. 2015. № 1. P. 207.
3. Bandurin A.P. Social regulation: rational and irrational. M. : Social and humanitarian knowledge, 2005. P. 218.
57
4. Верещагина А.В. Кризис традиционной семьи и альтернативы развития института семьи в России: теоретический анализ с позиций синергетической парадигмы / А.В. Верещагина, СИ. Самы-гин // Инженерный вестник Дона. 2014. № 3. URL: http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2531
5. Яеон С.В. Жизненное само определение российской молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 4. С. 174.
6. Самыгин СМ. Семья и социальная безопасность / СИ. Самыгин, А.В. Верещагина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 2. С. 116.
7. Верещагина А.В. Формирование новых семейных ценностей и отношений в современном российском обществе / А.В. Верещагина, М.М. Шахба-нова // Вестник дагестанского научного центра.
2013. № 50. С. 66.
8. Самыгин СМ. Информационная безопасность молодежи в современной России / СИ. Самыгин, А.В. Верещагина, А.В. Кузнецова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.
2014. № 11/1. С. 140-144.
9. Брыкова Т.Ю. Возможно ли счастливое супружество в эпоху сексуальной революции? Социологические исследования. 2011. № 11. С. 140-145; Егорова Н.Ю., Сизова ИЛ. Имеет ли российская семья шанс стать солидарной? // Социологические исследования. 2014. № 4. С. 97-102; Тарасова ЕЮ. Проблемы развода в современной семье// Власть.
2015. № 1. С. 141-145 и др.
10. Самыгин СМ. Духовная безопасность России
как основа российской государственности / С.И. Самыгин, А.В. Верещагина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные
науки. 2011. № 1 (2). С. 13-16.
11. Дементьева И.Ф. Социальное самочувствие семьи. Социологические исследования. 2008. № 9. С. 107.
12. Верещагина АД. Трансформация института семьи и демографические процессы в современной России: монография. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. С. 225-226.
13. Vereshchagina A. Gender Analysis of Social Health of Students / A. Vereshchagina, N. Gafiatuli-na, A. Kumykov, O. Stepanov, S. Samygin // Review of European Studies, 2015, Vol. 7, № 7, pp. 223230. URL: http:// www.ccsenet.org/ journal/ index. php/ res/article/view/48999.
4. Vereshchagina A. V. Crisis of traditional family and alternative of development of institute of family in Russia: the theoretical analysis from positions of synergetic paradigm / A.V. Vereshchagina, S.I. Samygin // Engineering bulletin of Don. 2014. № 3. URL: http://ivdon .ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2531
5. Yavon S.V. Vital self-determination of the Russian youth // Knowledge. Understanding. Ability. 2012. № 4. P.174.
6. Samygin S.I. Family and social safety /
S.I. Samygin, A.V. Vereshchagina // Humanities, Social-economic and Social Sciences. 2014. № 2. P. 116.
7. Vereshchagina A.V. Formation of a new family values and the relations in modern Russian society / А.В. Верещагина, М.М. Шахбанова // Bulletin of Dagestan Scientific Center. 2013. № 50. P. 66.
8. Samygin S.I. Information security of youth in modern Russia / S.I. Samygin, A.V. Vereshchagina, A.V. Kuznetsova // Humanities, Social-economic and Social Sciences. 2014. № 11/1. P. 140-144.
9. Brykova T.Yu. Whether it possible a happy matrimony during an era of sexual revolution? // Sociological researches. 2011. № 11. P. 140-145; Egorova N.Yu., Sizova I.L. Does the Russian family have a chance to become solidary? // Sociological researches. 2014. № 4. P. 97-102; Tarasova E.O. Divorce problems in a modern family // The Power. 2015. № 1. P. 141-145, etc.
10. Samygin S.I. Spiritual safety of Russia as a basis of the Russian statehood / S.I. Samygin, A.V. Vereshchagina // Humanities, Social-economic and Social Sciences.2011. № 1 (2). P. 13-16.
11. Dement’eva I.F. Social well-being of a family // Sociological researches. 2008. № 9. P. 107.
12. Vereshchagina A.V. Transformation of institute of a family and demographic processes in modern Russia : monograph. Rostov-on-Don: SFU Press, 2009. P. 225-226.
13. Vereshchagina A. Gender Analysis of Social Health of Students / A. Vereshchagina, N. Gafiatuli-na, A. Kumykov, O. Stepanov, S. Samygin // Review of European Studies, 2015, Vol. 7, № 7, pp. 223230. URL: http:// www.ccsenet.org/ journal/ index. php/ res/article/view/48999.
58