УДК 001
Насибова Инна Натиговна
аспирантка кафедры философии и педагогики Новочеркасского инженерно-мелиоративного института имени А.К. Кортунова. ФГБОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет» [email protected]
Формирование
патриотизма
В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Inna N. Nasibova
graduate student of department of
philosophy and pedagogics of
Novocherkassk engineering and
meliorative institute of
name A.K. Kortunova of FGBOU
VPO «The Don state agricultural university»
Formation of
PATRIOTISM IN THE YOUTH ENVIRONMENT OF THE RUSSIAN SOCIETY: THEORETICAL PROBLEMS OF RESEARCH
Аннотация. В данной статье рассматриваются теоретические проблемы исследования проблемы формирования патриотизма в молодежной среде современной России, которая, вследствие разрушения единой ценностно-нормативной системы, определявшей специфику социализации молодежи и ее патриотического воспитания в СССР, чрезвычайно остро стоит перед российским обществом и нуждается в глубоком социологическом анализе не только состояния патриотических ценностей и установок у современной молодежи, но и путей их эффективного формирования. Это предполагает, с авторской точки зрения, необходимость восстановления целостной и эффективной системы социализации во главе с базовыми агентами воспитания - семьей и образованием.
Ключевые слова: молодежь, ценности,
патриотизм, патриотические ценности, социализация, семья, образование, социали-зационный кризис.
Annotation. In this article theoretical problems of research of a problem of formation of patriotism in the youth environment of modern Russia which, owing to destruction of the uniform valuable and standard system defining specifics of socialization of youth and its patriotic education in the USSR extremely is particularly acute for the Russian society are considered and needs the deep sociological analysis not only conditions of patriotic values and installations at modern youth, but also ways of their effective formation. It assumes from the author's point of view need of restoration of complete and effective system of socialization headed by basic agents of education - a family and education.
Keywords: youth, values, patriotism, patriotic values, socialization, family, education, sotsi-alizatsionny crisis.
Российское общество всегда по праву считалось обществом духовного типа, в котором приоритетные позиции всегда отводились духовности, духовным ценностям. Духовный облик России формировался веками на уровне межпоколенческой трансляции базовых духовных ценностей, но современные условия жизни разрушили этот эффективный с точки зрения духовной преемственности между поколениями процесс. Это является следствием, как кризиса всей социально-регуляционной системы российского общества [1], распавшейся вместе с СССР, так и динамично меняющейся под влиянием глобализации современной реальности, в которой жизненный опыт старших поколений, накопленных ими знании и умений, зачастую становится невостребованным, и эта ситуация переносится
и на сферу духовных ценностей. Переход России к рыночным отношениям, сопровождавшийся экономическим кризисом, который и сегодня определяет ситуацию на рынке труда, поставил многих россиян на грань выживания и, соответственно, способствовал росту значимости инструментальных ценностей как необходимых для достижения материального благополучия, с которым у современной молодежи преимущественно сегодня ассоциируется жизненный успех. В этих условиях происходит инструментализация таких жизненно важных ценностей в молодежной среде, как труд, образование [2].
Таким образом, из духовной Россия превращается в потребительскую страну с соответствующей ментальностью и ценностями, что следует рассматри-
84
вать не иначе как всеобщий духовный кризис, который находит отражение в культурном забвении, исторической амнезии, духовной деградации и социализационной немощности базовых социальных институтов - семьи и образования [3]. В данных условиях актуализируется проблема формирования патриотических ценностей молодежи, которая привлекает к себе очень пристальное внимание не только ученых, но и общественнополитических деятелей после длительного «затишья» 1990-х, когда страна тяжело переходила от одного общественно-политического порядка к другому, теряя на этом пути многие из важных, необходимых для благополучного функционирования общества, ценностных приоритетов и идей.
В свете международных событий, связанных с противостоянием западных и российских геополитических интересов, вопрос о патриотизме молодежи вновь встал на повестку дня, приняв при этом во многом политизированный характер. Объединенная единым национальным порывом вследствие возвращения в границы российского государства Крыма и противостояния давлению Запада Россия пытается отвоевать свое достойное место в системе международных координат, и на этой волне народного энтузиазма по поводу роста международного имиджа России значительно выросли и показатели патриотизма, которые следует оценивать трезво. Необходимо понимать, что всплеск патриотизма в современной России, в том числе в молодежной среде, формируется на почве противостояния Западу и его политике санкций, т.е. такой патриотизм можно назвать патриотизмом, направленным против внешнего «врага» и для его поддержания этот «враг» должен быть и угрожать стране, иначе он, как ситуативный по своей сути, может с такой же легкостью, как появился, исчезнуть.
Иными словами, такой тип патриотизма, не подкрепленный социализационными механизмами его формирования, не прошедший через каналы исторической памяти и межпоколенческой преемственности, может оказаться весьма недолговечным. Но иных механизмов роста патриотизма в молодежной среде на данный момент в России не имеется, так как разрушена единая система патриотического воспитания молодежи, а для ее восстановления, как нам представляется, недостаточно институциональных и управленческих ресурсов.
Восстановление системы ценностной регуляции общества, разрушенной в ходе постсоветских преобразований [4], должно стать приоритетным направлением в сети мероприятий, направленных на реанимацию патриотического воспитания в стране, поскольку в условиях ценностного раскола и хаоса, высокой степени социальной дезинтеграции и деконсолидации, кризиса доверия и социальной справедливости истинный патриотизм не формируется. Молодежь, которая в сети Интернет проводит значительную часть своего времени, не имея в качестве надежного фундамента системы ценностных координат, соответствующих не только базовым ценностям российского общества, но и принципам его организации и функционирования в нем социальных отноше-
ний, легко поддается воздействию СМИ, не всегда благоприятно влияющих на поведение и ценностный мир молодежи. Тем не менее, мы должны констатировать, что СМИ уже довольно успешно конкурирует с базовыми агентами социализации, а сила влияния Интернета уже настолько велика, что даже семье не всегда удается противостоять негативному влиянию его информационной среды.
Возникает вопрос, вполне закономерный в обозначенных обстоятельствах: какие механизмы сегодня можно задействовать, чтобы в системе ценностей молодежи духовные ценности и, в частности, ценности патриотизма заняли свое достойное высокое место?
Для нас совершенно очевидно, что без социализа-ционного потенциала института образования эта проблема не может быть решена. Однако тут же возникает вопрос иного порядка: может ли институт образования в современной России стать верным ориентиром и опорой при решении обозначенных проблем? Обладает ли он для этого достаточным социализационным потенциалом?
Если обратиться к мнению российских исследователей, то можно увидеть, что современная система образования в России, несмотря на длительный период трансформации и реформирования, так и не стала той системой, на уровне которой эффективно удовлетворяются потребности личности и общества, эффективно решаются противоречия, формирующиеся в пространстве социальноэкономических и культурно-образовательных условий развития России [5].
Образование в России превратилось в сферу услуг, т.е. обеспечивает те услуги, которые востребованы в рыночном обществе и продиктованы рынком. Иными словами, высшее образование в России уже не формирует социокультурную базу настоящего и будущего развития общества, не является вектором, определяющим судьбу общества, траекторию его развития, а просто обслуживает рыночное общество образовательными услугами, в которых оно на данный момент нуждается. Включение образования в структуру рынка, на наш взгляд, чрезвычайно ошибочная позиция, во всяком случае, для России, для которой образование всегда выступало сферой производства духовной культуры и трансляции молодежи базовых духовных ценностей. Перевод системы образования в структуру рыночных отношений и подчинение рыночным тенденциям разрушили миссию образования в России, лишили его самой главной функциональной сущности - воспитания молодых поколений.
Мы полагаем, что в подобной ситуации рассчитывать на систему образования как фундамент формирования патриотических ценностей российской молодежи не стоит. Необходим, как пишут российские ученые, парадигмальный переход, как переход к открытой системе непрерывного образования, в рамках которой самоопределение личности происходит в процессе становления свободной образованной духовной
85
личности с высоким нравственным сознанием и зрелым мировоззрением, способностью к инновационной, интеллектуальной деятельности на основе профессиональной компетентности и гражданской ответственности [6]. Иными словами, речь идет о познавательно-развивающей парадигме образования, идеалом которой выступает культуротворящий человек [7].
Через систему образования, в какой бы парадигме она ни функционировала, в той или иной мере транслируются ценности духовного порядка, в том числе и патриотические, но фундаментом патриотического воспитания молодежи в сложившихся парадигмальных рамках российскую систему образования, ориентированную на формирование «человека знающего» [8], назвать сложно.
Это наша авторская позиция, которая, конечно же, может не совпадать с другими точками зрения по данному вопросу, но убеждены в том, что в попытке интегрироваться в международное образовательное пространство российское образование стремительно утрачивает то ценное, что было накоплено за века истории российского образования. Основываясь на экспертном мнении российских исследователей, мы еще раз хотим подчеркнуть, что институт образования в России в современном его состоянии не может эффективно выполнять функции в области патриотического воспитания молодежи.
Проблема формирования патриотических ценностей российской молодежи все чаще становится предметом исследования социологов, и это далеко не случайно, поскольку Россия всегда славилась высоким патриотизмом своего молодого поколения и могла опереться на него в самые трудные моменты общественного развития. Видимо, такой момент наступил, поскольку на различных уровнях общественной жизни - научном, политическом, общественно - эта проблема вдруг приобрела высочайшую актуальность. Из любви к Родине человек способен превзойти пределы своих сил и возможностей, отдать все, в том числе и жизнь, ради ее блага. Одним словом, патриотизм - мощнейший ресурс общественного развития, но если его не формировать у молодого поколения, то за словом «патриотизм» и патриотическими лозунгами останутся одни слова.
Патриотизм как базовая ценность общества формируется в процессе социализации молодежи, т.е. она выращивается, культивируется в молодежной среде. Следовательно, значимая роль в формировании патриотических ценностей и установок принадлежит институтам социализации, среди которых мы уже рассмотрели институт образования и определили его низкую функциональную эффективность в создавшихся парадигмальных условиях развития данного социального института. Теперь необходимо обратиться к социализационному потенциалу института семьи, в котором ребенок впервые получает информацию о мире, окружающем его, о тех или иных явлениях, отношениях и нормах. Да, со временем, под воздействием других агентов социализации и прежде всего СМИ, Интернета,
заложенные в ходе семейной социализации ценности и установки могут трансформироваться, но тот факт, что семья, как правило, остается на всю жизнь с человеком и оказывает на него влияние в различной степени, позволяет говорить о том, что институт семьи даже в условиях информационной революции и тотального влияния СМИ на сознание молодежи продолжает оставаться базовым институтом социализации [9].
В этой связи актуализируется роль семьи в формировании патриотических ценностей российской молодежи в контексте происходящих в институте семьи изменений, негативно сказавшихся на ее социализационном потенциале. Институт семьи в России, как пишут российские ученые, претерпевает значительные изменения, которые отражаются на трансформации репродуктивных установок индивидов, семейных ценностей и ожиданий [10], супружеских установках, а ряд негативных явлений в семейной сфере (рост уровня разводов, семейного насилия, молодежной девиации и т.д.) уже со всей очевидностью угрожают духовной и демографической безопасности России [11].
Семья только тогда может выступать в роли эффективного агента формирования духовных и патриотических в частности ценностей, когда вся социализационная система общества «работает» слаженно, на основе единых социализаци-онных ценностей и норм в рамках надежной с точки зрения обеспечения ключевых социализа-ционных задач в обществе государственной политики в сфере семьи и молодежи. Иными словами, семья как микроячейка общества, отражающая все позитивные и негативные тенденции, протекающие в его пространстве, не может в одиночку решать столь масштабную задачу, как формирование патриотизма в молодежной среде, и, соответственно, винить только ее за просчеты в патриотическом воспитании российской молодежи не стоит. Семья как агент социализации уже далеко не всегда может эффективно конкурировать со СМИ, которые оказывают тотальное воздействие на сознание и поведение молодежи, погруженность в виртуальное пространство которой делает процесс социализации неконтролируемым, хаотичным, непрогнозируемым и потому рискогенным. Засилье массовой культуры и вытеснение из культурного пространства России образцов высокой культуры взамен формирующейся «мусорной» культуры [12], активным потребителем и носителем которой становится молодежь, следует рассматривать как глобальную проблему всего российского общества, идеологически отступившего от своей духовной природы и активно впитывающего потребительскую идеологию. Ценность патриотизма как ценность духовного порядка не может формироваться в подобных условиях, особенно с учетом сворачивания всей молодежной и семейной политики, которая была надежной опорой развития семьи и всей социализационной системы в советском обществе. Конечно же, для этого в обществе, прежде всего, должны быть созданы условия, которые позволят молодежи самореализоваться в пространстве своей Родины, на благо которой, мы убеждены, готова работать
86
большая часть российской молодежи. Молодежь мигрирует не только и не столько потому, что она не любит Россию, а потому, что Россия (в лице правительства и общественных структур), судя по условиям, в которых приходится жить молодежи, не любит ее.
То, что сегодня на уровне государственной власти и научной рефлексии обратились к проблеме патриотизма, прежде всего в молодежной среде, объясняется высочайшей ролью патриотизма в истории каждого общества, жизнеспособность и безопасность которого, во многом, определяется уровнем патриотизма у его граждан. Патриотизм можно рассматривать как единство духовности, гражданской культуры и гражданской активности, которое, аккумулируясь в личности, создают острое ощущение неразрывной связи с Отечеством, его интересами и проблемами, что и становится источником социального активизма, как желания быть полезным Родине, способствовать ее процветанию, росту благополучия. Именно в такой ситуации личностное может отступить пред общественным, как более значимым, т.е. только такое единение с Отчизной, когда ощущается неразрывность связи с ней, становится отражением истинного патриотизма и активизирует личность на занятие более активной социальной позиции.
Низкая социальная активность современной российской молодежи с учетом данных размышлений может свидетельствовать о том, что патриотизм - не самая главная ценность в ее системе ценностей, но и российское государство сегодня нельзя назвать глубоко заботящимся о нуждах и интересам молодежи, а всплеск патриотизма в ее среде, как и во всем российском обществе в последние годы объясняется, как уже отмечалось, нарастающими тенденциями противостояния Запада и России и грамотно выстроенной политикой пропаганды, прежде всего на уровне СМИ во время проведения Зимних олимпийских игр в Сочи, присоединения Крыма и других событий мирового масштаба, в которых Россия проявила себя как сильное, независимое государство, которое может всему миру показать, на что способен ее народ. На этом чувстве гордости, которое стали испытывать россияне,
Литература:
1. Бандурин А.П. Усиление регулирующего влияния норм повседневной реальности в современном обществе. Социально-гуманитарные знания. 2012. № 11; Бандурин А.П. Социокультурные основания рационального и иррационального в системе социальной регуляции. Социально-гуманитарные знания. 2005. № 4.
2. Казарина-Волшебная Е.К. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодежи / Е.К. Казарина-Волшебная, И.Г. Комиссарова, В.Н. Турченко // Социологические исследования. 2012. № 6. С. 124.
3. Верещагина А.В. Семья и социальная безопасность / А.В. Верещагина, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и об-
уставшие ощущать чувство цивилизационной неполноценности, сформировавшееся за 1990-ее годы в результате бездарной и преступной политики руководства страны, и была сформирована стратегия патриотизации россиян (назовем ее так), и она дала свои колоссальные результаты, но надолго ли..?
Мы убеждены в том, что в основе истинного патриотизма находится культура патриотизма, базирующаяся, в свою очередь, на устойчивой и осознанной привязанности, любви к Отечеству, выражением которой является огромная палитра чувств и проявлений любви к государству, к людям, живущим в нем, к народу как единой нации, к своей семье как части этой Отчизны, к истории Отчизны, к ее прошлому и настоящему, а также готовность посвятить себя Родине своим трудом, социальной активностью, гражданской позиций, проявлением уважения к идеалам, ценностям и традициям других наций и народов, проживающих в границах Отечества [13].
Завершить данное исследование нам хотелось бы мыслью о том, что патриотизм невозможно сформировать сразу, моментально, путем кратковременных политических акций и лозунгов. Патриотизм - это результат длительного воспитания, прохождения человека через всю социа-лизационную систему общества, наполненную определенным социокультурным содержанием. Если это социокультурное содержание, хранящее в себе историческую память народа, его духовные достижения и ценностные идеалы, не транслируется через каналы межпоколенческой преемственности, то возникает ситуация, когда патриотизм не формируется изначально как базовая ценность у молодежи, а становится тем инструментом, ресурсом к которому обращаются заинтересованные в этом силы для решения ситуативных задач и проблем, возникающих в данный исторический период времени. Иными словами, идея патриотизма эксплуатируется в определенных целях, что создает нужный эффект и даже позволяет решить те или иные задачи государственной важности, но природа такого патриотизма значительно отличается от той, про которую мы писали с позиций культуры патриотизма.
Literature:
1. Bandurin A.P. Strengthening of the regulating influence of norms of daily reality in modern society. Social and humanitarian knowledge. 2012. № 11; Bandurin A.P. The sociocultural bases rational and irrational in system of social regulation. Social and humanitarian knowledge. 2005. № 4.
2. Kazarina-magic E.K. Paradoxes of transformation of valuable orientations of the Russian youth / E.K. Kazarina-magic, I.G. Komissarova, V.N. Turchen-ko // Sociological researches. 2012. № 6. Page 124.
3. Vereshchagina A.V. Semya and social safety / A.V. Vereshchagina, S.I. Samygin // Humanitarian, social and economic and social sciences. 2014.
87
щественные науки. 2014. № 2. С. 116-120; Герасимов Г.И. Трансформация образования - социокультурный потенциал развития российского общества. М. : Изд-во «Социально-гуманитарные знания», 2005.
4. Бандурин А.П. Социальная регуляция: рациональное и иррациональное. М. : Изд-во «Социально-гуманитарные знания», 2005. С. 218.
5. Герасимов Г.И. Трансформация образования -социокультурный потенциал развития российского общества. М. : Изд-во «Социально-гуманитарные знания», 2005. С. 4.
6. Едалина Н.А. Самоопределение личности как путь к себе. Екатеринбург, 2003. С. 102.
7. Герасимов Г.И. Познавательно-развивающая парадигма: инновационное измерение трансформации образования // Гуманитарий Юга России. 2013. № 4. С. 128.
8. Там же.
9. См. Верещагина А.В. Трансформация института семьи и демографические процессы в российском обществе : автореферат дисс. ... док. соц. наук. Ростов-на-Дону, 2009.
10. Верещагина А.В. Формирование новых семейных ценностей и отношений в современном российском обществе / А.В. Верещагина, М.М. Шахба-нова // Вестник ДНЦ. 2013. № 50. С. 65-71.
11. Алешковский И.А. Демографический кризис как угроза национальной безопасности России. Век глобализации. 2012. № 2; Самыгин С.И., Верещагина А.В. Демографическая безопасность российского общества: критерии и оценка. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 2; Самыгин С.И., Верещагина А.В. Духовная безопасность России как основа российской государственности. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2011. № 1 (2); Соболева С.В., Чудаева О.В. Демографическая безопасность России и ее регионов: факторы, проблемы, индикаторы. Регион: экономика и социология. 2008. № 3.
12. Яницкий О.Н. «Мусорная культура». Новое в социологии: монография отв. ред. Ж.Т. Тощенко. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С. 418-419.
13. Кузнецов В.Н. Российская идеология 21: опыт социологического исследования формирования российской идеологии XXI века. М., 2004. С.183.
№ 2. Page 116-120; Gerasimov G.I. Education transformation - the sociocultural potential of development of the Russian society. M. : Publishing house «Social and humanitarian knowledge», 2005.
4. Bandurin A.P. Social regulation: rational and irrational. M. : Publishing house «Social and humanitarian knowledge», 2005. Page 218.
5. Gerasimov G.I. Education transformation - the sociocultural potential of development of the Russian society. M. : Publishing house «Social and humanitarian knowledge», 2005. Page 4.
6. Edalina N.A. Self-determination of the personality as way to itself. Yekaterinburg, 2003. Page 102.
7. Gerasimov G.I. The informative developing paradigm: innovative measurement of transformation of education // Humanist of the South of Russia. 2013. № 4. Page 128.
8. In the same place.
9. See: Vereshchagina A.V. Transformation of institute of a family and demographic processes in the Russian society : abstract yew. ... dock. the social. sciences. Rostov-on-Don, 2009.
10. Vereshchagina A.V. Formation of new family values and the relations in modern Russian society / A.V. Vereshchagina, M.M. Shakhbanova // the DNTs Bulletin. 2013. № 50. P. 65-71.
11. Aleshkovsky I.A. Demografichesky crisis as threat of national security of Russia. Century of globalization. 2012. № 2; Samygin S.I., Vereshchagina A.V. Demograficheskaya safety of the Russian society: criteria and assessment. Humanitarian, social and economic and social sciences. 2013. № 2; Samygin S.I., Vereshchagina A.V. Spiritual safety of Russia as basis of the Russian statehood. Humanitarian, social and economic and social sciences. 2011. № 1 (2); Soboleva S.V., Chudayev O.V. Demo-graficheskaya safety of Russia and its regions: factors, problems, indicators. Region: economy and sociology. 2008. № 3.
12. Yanitsky O.N. «Garbage culture». New in sociology: monograph отв. Zh.T. Toshchenko edition. M. : UNITY-DANA, 2013. P. 418-419.
13. Smiths V.N. Rossiyskaya ideology 21: experience sociological issledovakniya of formation of the Russian ideology of the XXI century. M., 2004. P. 183.
88