Научная статья на тему 'Социальная стратегия органов внутренних дел: организационно-правовые аспекты формирования'

Социальная стратегия органов внутренних дел: организационно-правовые аспекты формирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
42
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
социальная стратегия / органы внутренних дел / преступность / правоохранительная сфера / организационные аспекты / правовые аспекты / social strategy / internal affairs agencies / crime / law enforcement sphere / organizational aspects / legal aspects

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виктор Борисович Коробов, Алексей Анатольевич Кобозев

В статье рассматриваются вопросы, связанные с обоснованием необходимости разработки и реализации социальной стратегии органов внутренних дел Российской Федерации. Отмечается отсутствие на протяжении ряда лет комплексного подхода к формированию надежных социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел. Подчеркивается актуальность не разовых инвестиций в человеческий капитал органов внутренних дел, а насущная потребность в выработке и реализации единой, целостной социальной стратегии, позволяющей создать долгосрочные благоприятные организационные и правовые условия развития каждого сотрудника системы, раскрытия их потенциальных возможностей и способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Виктор Борисович Коробов, Алексей Анатольевич Кобозев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social strategy of the internal affairs bodies: organizational and legal aspects of formation

The article discusses issues related to the justification of the need to develop and implement a social strategy of the internal affairs bodies of the Russian Federation. It is noted that for a number of years there has been a lack of an integrated approach to the formation of reliable social guarantees for employees of internal affairs bodies. The urgency of not one-time investments in the human capital of internal affairs bodies is emphasized, but the urgent need to develop and implement a unified, holistic social strategy that allows creating long-term favorable organizational and legal conditions for the development of each employee of the system, revealing their potential and abilities.

Текст научной работы на тему «Социальная стратегия органов внутренних дел: организационно-правовые аспекты формирования»

Государственная служба и кадры. 2024. № 3. С.55 — 60. State service and personnel. 2024;(3):55 —60.

Научная статья УДК 342.951, 351.82

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-55-60 NIION: 2012-0061-03/24-120

EDN: https://elibrary.ru/BZFTWS MOSURED: 77/27-008-2024-03-320

Социальная стратегия органов внутренних дел: организационно-правовые аспекты формирования

Виктор Борисович Коробов1, Алексей Анатольевич Кобозев2

1 Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, Москва, Россия, [email protected]

2 Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, Домодедово, Московская область, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с обоснованием необходимости разработки и реализации социальной стратегии органов внутренних дел Российской Федерации. Отмечается отсутствие на протяжении ряда лет комплексного подхода к формированию надежных социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел. Подчеркивается актуальность не разовых инвестиций в человеческий капитал органов внутренних дел, а насущная потребность в выработке и реализации единой, целостной социальной стратегии, позволяющей создать долгосрочные благоприятные организационные и правовые условия развития каждого сотрудника системы, раскрытия их потенциальных возможностей и способностей.

Ключевые слова: социальная стратегия, органы внутренних дел, преступность, правоохранительная сфера, организационные аспекты, правовые аспекты.

Для цитирования: Коробов В.Б., Кобозев A.A. Социальная стратегия органов внутренних дел: организационно-правовые аспекты формирования // Государственная служба и кадры. 2024. № 3. С. 55—60. https://doi.org/10.24412/ 2312-0444-2024-3-55-60 EDN: https://elibrary.ru/BZFTWS

Original article

Social strategy of the internal affairs bodies: organizational and legal aspects of formation

Viktor B. Korobov1, Alexey A. Kobozev2

1 All-Russian Scientific Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, [email protected]

2 All-Russian Institute for Advanced Training of Ministry of Internal Affairs Employees, Domodedovo, Moscow region, Russia, [email protected]

Annotation. The article discusses issues related to the justification of the need to develop and implement a social strategy of the internal affairs bodies of the Russian Federation. It is noted that for a number of years there has been a lack of an integrated approach to the formation of reliable social guarantees for employees of internal affairs bodies. The urgency of not one-time investments in the human capital of internal affairs bodies is emphasized, but the urgent need to develop and implement a unified, holistic social strategy that allows creating long-term favorable organizational and legal conditions for the development of each employee of the system, revealing their potential and abilities.

Keywords: social strategy, internal affairs agencies, crime, law enforcement sphere, organizational aspects, legal aspects.

For citation: Korobov V.B., Kobozev A.A. Social strategy of internal affairs agencies: organizational and legal aspects of formation // Civil service and personnel. 2024. No. 3. P. 55—60. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-55-60 END: https://elibrary.ru/BZFTWS

© Коробов В.Б., Кобозев А.А. М., 2024.

№ 3/2024

Одним из признаков современной эпохи является существенная трансформация преступности, которая становится все более устойчивой, отличается активными изменениями в мотивации, ростом доли уголовных правонарушений против системы управления и общественной безопасности, приобретением более выраженной экономической и организованной направленности, участием в различных вооруженных конфликтах и террористических актах.

В этих условиях повышение эффективности деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (далее — ОВД) представляет собой одну из актуальных задач общественно-экономического и социально-политического развития страны, поскольку именно данная структура по масштабу целевых установок, числу занятых сотрудников, нагрузке занимает одно из ключевых положений в правоохранительной системе Российского государства. Так, по результатам оперативно-служебной деятельности, в 2023 г. по направленным в суды уголовным делам и материалам, находящимся в производстве подразделений ОВД, сотрудниками полиции установлено свыше 1 млн 55 тыс. обвиняемых (подозреваемых), что составляет около 89% участников уголовного судопроизводства данной категории в отчетном периоде [19, с. 60].

При этом в системе ОВД за последние годы интегрирован значительный инерционный потенциал, препятствующий эффективному выполнению служебных задач. Наглядной иллюстрацией этому являются тезисы докладов руководства МВД России в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации). В частности, выражая озабоченность оттоком кадров из ОВД на заседании Совета Федерации в ноябре 2022 г., министр внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцев сообщил о нехватке в ведомстве 90 тыс. сотрудников [16]. А во время выступления в Совете Федерации в мае 2024 г. В.А. Колокольцев заявляет уже «о глобальной нехватке кадров в ОВД» — 152 тыс. чел. С его слов, «в патрульно-постовой службе (далее — ППС) некомплект составляет 25%, в следственной части — 21%, в уголовном розыске — 20%. Если взять ППС в Москве, например в Красносельском районе, то там некомплект ППС равен 78%». Также он обратил внимание на невысокое денежное довольствие сотрудников полиции [18].

В свою очередь, Совет Федерации рекомендовал Правительству Российской Федерации «при формировании проекта федерального бюджета на 2025 г. и на плановый период 2026 и 2027 гг. рассмотреть вопрос о совершенствовании оплаты труда в МВД России и повышении уровня опла-

ты труда низкооплачиваемых сотрудников, включая работников подразделений по вопросам миграции» [7, подп. 44 п. 1].

При этом важно подчеркнуть, что еще в 2012 г., в период реформирования милиции в полицию, была предпринята попытка создать систему социальных гарантий для сотрудников ОВД. К примеру, в развитие Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 «О полиции» [2] и Декларации о полиции, утв. резолюцией Парламентской ассамблеи Совета Европы 8 мая 1979 г. № 690 (1979) [8], был принят Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3].

Между тем многолетняя практика показала, что в социальном обеспечении сотрудников ОВД недосточно полно и последовательно реализуется принцип комплексности. Это нашло выражение в том, что повышение денежного довольствия сотрудникам оказалось нивелировано темпами инфляции, не решенной кардинально осталась и проблема их жилищного обеспечения.

В то же время необходимо понимать, что система ОВД развивается в условиях динамичного роста запросов сотрудников, на которые необходимо адекватно реагировать. Одновременно следует признать, что сегодня органы власти не обеспечивают необходимого уровня и качества жизни сотрудников ОВД. В частности, их денежное содержание существенно отстает от денежного содержания представителей других правоохранительных ведомств (например, сотрудников ФСБ России, СК России и прокуратуры России).

Именно поэтому мы считаем, что нужно говорить не столько о важности разовых социальных акций в отношении сотрудников, сколько о формировании единой социальной стратегии ОВД как безусловного требования сложившихся реалий [9, с. 434]. Аналогичную позицию высказывают Е.П. Миренкова и И.Н. Кременов, которые считают, что «крайне важными являются разработка и принятие концепции развития государственной социальной политики в МВД России на долгосрочную перспективу» [17, с. 97].

К тому же в стране имеются нормативно-правовая база и организационно-методические основы, необходимые для формирования социальной стратегии ОВД. Дело в том, что в настоящее время стратегическое планирование осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-Ф3 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [4] (далее — Ф3 № 172) и Основами государственной политики в сфере стратегического планирования

№ 3/2024

в Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. № 633 [5]. Как справедливо заметил Е.М. Бух-вальд, подготовка и принятие такого особого документа, как указанные выше Основы, сочетающего в себе некоторые регулятивные функции и функции методического обеспечения, вызваны необходимостью придания дополнительной «работоспособности» ФЗ № 172 (подробнее см.: [10, с. 34—35]).

С учетом изложенного задача системы должна состоять в разработке и реализации такой социальной стратегии, целью которой являлось бы удовлетворение возрастающих потребностей каждого сотрудника ОВД. В более широком контексте здесь речь идет об инвестициях в человеческий капитал.

В современной науке используются близкие по значению понятия: «человеческий капитал», «человеческие ресурсы», «человеческий потенциал», «персонал», «кадры» и т.д. Но смысл указанных выражений остается один — именно человеческий потенциал представляет собой катализатор функционирования и развития не только экономической, но и социально-политической системы. По этой причине мы солидарны с Ю.В. Илясовой, Д.Б. Мираньковым и Т.А. Шен-гелией, что «на сегодняшний день человеческий капитал является наиболее ценным экономическим ресурсом, в связи с чем одной из основных задач государства является инвестирование в дальнейшее развитие человеческого потенциала» [14, с. 44].

Однако, по утверждению О.Н. Евхуты, «анализ показателей финансирования как в абсолютном, так и в относительном выражении за счет средств федерального бюджета РФ отраслей образования, здравоохранения, физической культуры и спорта показывает устойчивую тенденцию постепенного сокращения реального финансового обеспечения указанных отраслей... Совокупное воздействие обозначенных ограничений способствует регрессу факторов воспроизводства человеческого капитала ...» [13, с. 188].

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1]. Придерживаясь данной конституционно-правовой концепции, А.Н. Волчанская и А.В. Худяков обоснованно считают, что во взаимоотношениях государства и общества, «с одной стороны, государство. обязуется обеспечить гарантируемый уровень жизни своих граждан. С другой — каждый гражданин Российской Федерации обладает правом на достойный уровень

жизни, который должен обеспечиваться государством в соответствии с правовым статусом индивида» [11, с. 204].

Отсюда следует согласиться с Т.Б. Голубевой, которая отмечает, что государство, объявившее себя социальным, «должно: ...при любых системных и структурных преобразованиях осуществлять сильную и последовательную социальную политику, ориентированную на максимально возможные инвестиции в человека ...» [12, с. 6]. A.A. Клишас также утверждает, что «одной из главных целей существования государства на современном этапе его развития является обеспечение возможностей личностной самореализации» [15, с. 12].

Тем более в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» определена такая национальная цель развития Российской Федерации, как «реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности» [6, подп. «б» п. 1].

В связи с этим можно с полной ответственностью утверждать, что ОВД Российской Федерации остро нуждаются в улучшении качества человеческого капитала (потенциала), поскольку именно от него в решающей степени зависят темпы и результаты развития этой системы.

Вместе с тем нелишним будет указать на следующий штрих. В период недавних реформ ОВД, несмотря на постоянные утверждения о приоритетности персонала (кадров, человеческого потенциала), воспринимались как пассивный объект управления. Тогда как в современное время востребован иной подход, ориентированный на качественные инвестиции в развитие личности каждого сотрудника ОВД. Данный подход призван решать следующие задачи:

■ глубокое исследование в первую очередь качественных характеристик сотрудника;

■ выработку алгоритма действий, ориентированного на максимальное удовлетворение потребностей сотрудника каждого служебного коллектива.

Фактически можно утверждать о повышении социально-профессиональной востребованности инновационного подхода к управлению персоналом (кадрами), а также их подготовкой, что объективно стимулирует необходимость в формировании и реализации социальной стратегии. В ее фундамент должна быть заложена идея о постоянном развитии творческой личности сотрудника ОВД как основополагающего стратегического ресурса системы. Что же касается расходных статей бюджета МВД России, то к ним

№ 3/2024

необходимо относиться уже не как к издержкам, а как к долгосрочным, качественным вложениям в развитие правоохранительной подсистемы. В данном контексте должна быть переформатирована и финансовая политика с ориентацией на поиск и внедрение обновленных форм и методов финансирования. Ее целевые установки должны быть подчинены социальной стратегии.

Что касается упомянутой выше проблемы качественного и количественного некомплекта и текучести кадров МВД России, то она, как представляется, должна решаться в рамках иной модели служебных и трудовых взаимоотношений. В данной модели приоритетом является стимулирование креативного потенциала сотрудников, формирование их как заинтересованных в совершенствовании системы ОВД субъектов Российской Федерации. Социальная стратегия вбирает в себя и вопросы формирования профессиональной культуры, ориентированной на поощрение инициативы и самодисциплины.

Можно утверждать, что социальная стратегия фактически предусматривает продвижение ОВД от модели догоняющего функционирования и развития к модели инновационного свойства. Отсюда исходит особая важность организационных факторов, оказывающих непосредственное влияние на уровень эффективности правоохранительной деятельности ОВД.

Формирование и реализация социальной стратегии могут благотворно сказаться на санации ОВД как бюрократической организации. Например, это касается снижения уровня мелочной опеки подчиненных, отхода от жестких запретов каких-либо самостоятельных действий, ограничивающих инициативу сотрудников, отказа от принципа руководства, превращающего бюрократические установки в самоцель, и т.д.

Именно социальная стратегия, связанная с творческим развитием личности сотрудников ОВД, стимулирует внедрение гибких организационных структур; разумную децентрализацию управления, а также делегирование полномочий нижестоящим органам и подчиненным сотрудникам; более широкое вовлечение рядовых сотрудников в процессы выработки и принятия управленческих решений и т.д.

Таким образом, формирование и реализация социальной стратегии ОВД способны значительно повысить системность и комплексность социального обеспечения сотрудников, активизировать процессы творческого развития личности сотрудников, стимулировать поиск более гибких организационных структур. Все это может повысить эффективность правоохранительной деятельности ОВД, улучшить качество взаимоотношений МВД России с населением.

Список источников

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 дек. (с изм. и доп., вступ. в силу 01.01.2024).

2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900 (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.08.2024).

3. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. I). Ст. 4595 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024).

4. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // СЗ РФ. № 26 (ч. I). Ст. 3378 (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2024).

5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // СЗ РФ. 2024. № 20. Ст. 2584.

6. Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. № 633 // СЗ РФ. 2021. № 46. Ст. 7676.

7. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 3 июля 2024 г. № 203-СФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» // СЗ РФ. 2024. № 28. Ст. 3927.

8. Декларация о полиции. Принята в г. Страсбурге 8 мая 1979 г. на 31-й сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы. Резолюция ПАСЕ № 690 (1979) // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М.: СПАРК, 1998 С. 77—81.

9. Андреев H.A., Коробов В.Б. Стратегическое управление в правоохранительной сфере: Учебник / Под ред. В.В. Гордиенко. М.: Академия управления МВД России, 2015. 571 с.

10. Бухвальд Е.М. Основы государственной политики в сфере стратегического планирования: нерешенные проблемы // Вестн. Ин-та экономики Российской академии наук. 2022. № 1. С. 32—49.

11. Волчанская A.H., Худяков A.B. Социальное обеспечение сотрудников Следственного комитета Российской Федерации как условие эффективного выполнения возложенных на них задач и функций (вопросы конституционно-правового регулирования) // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 12 (97). С. 203—210.

№ 3/2024

12. Голубева Т.Б. Основы социального государства: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 172 с.

13. Евхута О.Н. Основные тенденции и факторы развития человеческого капитала РФ на современном этапе // Вестн. Алтай. акад. экономики и права. 2024. № 2. С. 185—189.

14. Илясова Ю.В., Мираньков Д.Б., Шенгелия ТЛ. Развитие человеческого капитала Российской Федерации и его позиции в международных рейтингах // Учен. зап. Крым. федерал. ун-та им. В.И. Вернадского. Экономика и управление. 2020. Т. 6 (72). № 2. С. 44—58.

15. Клишас ЛЛ. Современная концепция социального государства: Монография / Предисл. Т.Я. Хабриевой; Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М., 2022. 288 с.

16. Колокольцев сообщил о большом оттоке кадров из МВД // URL: https:// tass.ru/obschestvo/ 16343249 (дата обращения: 10.08.2024).

17. Миренкова Е.П., Кременев И.Н. Проблемы реализации социальной защиты сотрудников органов внутренних дел на современном этапе развития Российской Федерации // Молодой ученый. 2019. № 41 (279). С. 95—98.

18. Один работает за четверых: Глава МВД РФ Колокольцев заявил о глобальной нехватке кадров в полиции // URL: https://msk1.ru/text/ politics/2024/05/ 14/ (дата обращения: 10.08.2024).

19. Состояния преступности в России за январь-декабрь 2023 года. М.: ФКУ «ГИАЦ МВД России». 68 с.

References

1. The Constitution of the Russian Federation / / Rossiyskaya gazeta. 1993. 25 dec. (with amendments and additions, introduction. effective 01.01.2024).

2. Federal Law «On the Police» dated 07.02.2011 № 3-FZ // Collection of legislation of the Russian Federation. 2011. № 7. Art. 900 (with amendments and additions, introduction. effective 19.08.2024).

3. Federal Law «On Social Guarantees to Employees of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» dated 19.07.2011 № 247-FZ // Collection of legislation of the Russian Federation. 2011. № 30 (Part I). Art. 4595 (with amendments and additions, introduction. effective 01.01.2024).

4. Federal Law «On Strategic Planning in the Russian Federation» dated 28.06.2014 № 172-FZ // Collection of legislation of the Russian Federation. 2014. № 26 (Part I). Art. 3378.

5. Decree of the President of the Russian Federation «On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030 and for the future up to 2036» dated 07.05.2024 № 309 // Collection of legislation of the Russian Federation. 2024. № 20. Art. 2584.

6. Fundamentals of state policy in the field of strategic planning in the Russian Federation, approved by the decree of the President of the Russian Federation dated 08.11.2021 № 633 // Collection of legislation of the Russian Federation. 2021. № 46. Art. 7676.

7. Resolution of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation «On Proposals of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation on the formation of the concept of the Federal Budget for 2025 and for the planning period 2026 and 2027» dated 03.07.2024 № 203-SF // Collection of legislation of the Russian Federation. 2024. № 28. Art. 3927.

8. Police declaration. Adopted in Strasbourg on May 8, 1979 at the 31st session of the Parliamentary Assembly of the Council of Europe. PACE resolution № 690 (1979) // Collection of documents of the Council of Europe in the field of human rights protection and combating crime. Moscow: SPARK, 1998. P. 77—81.

9. Andreev N.A., Korobov V.B. Strategic management in the law enforcement sphere: textbook edited by V.V. Gordienko. M.: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2015. 571 p.

10. Buchwald E.M. Fundamentals of state policy in the field of strategic planning: unresolved issues // Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2022. № 1. Pp. 32—49. DOI: 10.52180/2073-6487_2022_1_32_49.

11. Volchanskaya A.N., Khudyakov A.V. Social security of employees of the Investigative Committee of the Russian Federation as a condition for the effective performance of their tasks and functions (issues of constitutional and legal regulation) // Current problems of Russian law. 2018. № 12 (97). P. 203—210.

12. Golubeva T.B. Fundamentals of the welfare state: studies. stipend. Yekaterinburg: Ural Publishing House. unita, 2015. 172 p.

13. Evkhuta O.N. The main trends and factors of human capital development in the Russian Federation at the present stage // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2024. № 2. P. 185—189.

14. Ilyasova Yu.V., Mirankov D.B., Shengelia TA. Development of the human capital of the Russian Federation and its position in international ratings // Scientific notes of the V.I. Vernadsky

№ 3/2024

Crimean Federal University. Economics and manage-ment. 2020. Vol. 6 (72). № 2. P. 44—58.

15. Klishas AA. The modern concept of the social state: a monograph / A.A. Klishas; preface by T.Ya. Khabrieva; Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation. Moscow, 2022. 288 p.

16. Kolokoltsev reported a large outflow of personnel from the Ministry of Internal Affairs // URL: https://tass.ru/obschestvo/16343249 (date of application: 10.08.2024).

17. Mirenkova E.P., Kremenev I.N. Problems of implementing social protection for employees of

internal affairs bodies at the present stage of development of the Russian Federation // A young scientist. 2019. № 41 (279). P. 95—98.

18. One works for four: The head of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Kolokoltsev said about the global shortage of personnel in the police // URL: https://msk1.ru/ text/politics/2024/05/14/ (date of application: 10.08.2024).

19. The state of crime in Russia in January-December 2023. Moscow: FKU «GIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia», 2023. 68 p.

Информация об авторах

Коробов В.Б. — доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник НИЦ 2

Кобозев А.А. — доктор юридических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-исследовательского

отдела

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 20.08.2024; одобрена после рецензирования 22.08.2024; принята к публикации 25.08.2024.

Information about the authors

Korobov V.B. — doctor of sociological sciences, professor, chief researcher of scientific research center 2 Kobozev A.A. — doctor of law, associate professor, senior researcher of the research department Contributions of the author: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflict of interest.

The article was submitted 20.08.2024; approved after reviewing 22.08.2024; accepted for publication 25.08.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Педагогика: учебник для студентов юридических вузов и специальностей / под науч. ред. А. А. Реана, А. В. Мудрика; под общ. ред. Л.А. Казанцевой, В.П. Жуковского. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024. — 455 с. — (Серия «Классический учебник»).

ISBN 978-5-238-03934-3

В учебнике изложены основные положения и содержание педагогики, ее методологические основы, теория и практика обучения, воспитания и развития слушателей. Представлены способы контроля и оценки результатов образовательного процесса в вузах. Особое внимание уделено специфике обучения и воспитания курсантов в образовательных учреждениях МВД России.

Для студентов юридических вузов, а также практических работников.

№ 3/2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.