Научная статья на тему 'Сущность дискредитации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации'

Сущность дискредитации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
дискредитация / сущность дискредитации / защита чести / достоинства / деловой репутации / сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации / компрометация сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации / оперативно-розыскное противодействие / discrediting / the essence of discrediting / protection of honor / dignity / business reputation / employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation / compromise of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation / operational investigative counteraction

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пётр Иванович Иванов

До сего времени малоизученным остается сущностно-содержательный элемент дискредитации [6, с. 55—59], которая тесно связана с концепцией защиты чести, достоинства и деловой репутации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Изучение и критический их анализ продиктованы, прежде всего, отсутствием единого понимания дискредитации среди специалистов теории оперативно-розыскной деятельности, что негативно сказывается при определении стратегии и тактики оперативно-розыскного противодействия этому социально-правовому явлению. Автор предпринял попытку предложить научной общественности собственный вариант научно-теоретического его осмысления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of discrediting employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation

To this day, the essential content element of discredit remains little studied, which is closely related to the concept of protecting the honor, dignity and business reputation of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation. Their study and critical analysis is dictated, first of all, by the lack of a common understanding of discredit among specialists in the theory of operational investigative activity, which negatively affects the determination of the strategy and tactics of operational investigative counteraction to this social and legal phenomenon. The author has made an attempt to offer the scientific community its own version of its scientific and theoretical understanding.

Текст научной работы на тему «Сущность дискредитации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»

Закон и право. 2024. № 1. С. 195-200. Law and legislation. 2024;(1):195-200.

Научная статья УДК 343.9

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-1-195-200 EDN: https://elibrary.ru/EOJZZO

NIION: 1997-0063-12/24-041 MOSURED: 77/27-001-2024-12-241

Сущность дискредитации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

Пётр Иванович Иванов

Академия управления МВД России, Москва,

Россия, bab13.92ash@yandex.ru

Аннотация. До сего времени малоизученным остается сущностно-содержательный элемент дискредитации [6, с. 55—59], которая тесно связана с концепцией защиты чести, достоинства и деловой репутации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации1. Изучение и критический их анализ продиктованы, прежде всего, отсутствием единого понимания дискредитации среди специалистов теории оперативно-розыскной деятельности, что негативно сказывается при определении стратегии и тактики оперативно-розыскного противодействия этому социально-правовому явлению2. Автор предпринял попытку предложить научной общественности собственный вариант научно-теоретического его осмысления.

Ключевые слова: дискредитация3; сущность дискредитации; защита чести, достоинства, деловой репутации4; сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации; компрометация сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации5; оперативно-розыскное противодействие.

Для цитирования: Иванов П.И. Сущность дискредитации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Закон и право. 2024. № 1. С. 195—200. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-1-195-200. ББЫ: https://elibrary.ru/EOJZZO

Original article

The essence of discrediting employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation

Peter I. Ivanov

Management Academy of the Ministry of the interior of Russia, Moscow, Russia, bab13.92ash@yandex.ru

1 Защита чести, достоинства, деловой репутации, основанная на конституционных положениях, осуществляется посредством гражданского судопроизводства. Указанные нами вопросы на сегодня находятся в центре внимания формирующейся оперативно-розыскной политики [7, с. 26—33].

2 Дискредитация сотрудников ОВД преследует одну единственную цель — подрыв имиджа полиции в глазах населения и ее репутации. Дискредитация сотрудников ОВД — это способ противодействия преступных формирований и отдельных лиц, преступивших закон, деятельности правоохранительных органов по выявлению и привлечению их к ответственности путем публичного распространения в отношении них ложных порочащих сведений, а также совершения иных действий, направленных на подрыв доверия и умаление авторитета сотрудников ОВД как представителей власти в глазах третьих лиц [5, с. 20].

3 Дискредитация (от фр. discréditer — подрывать доверие) — умышленные действия, направленные на подрыв авторитета, имиджа и доверия [4].

4 С понятием «деловая репутация» мы напрямую связываем формирование положительного имиджа полицейского. В действующем российском законодательстве четкого определения пока не находим. В частности, в статьях 150 и 152 ГК РФ указывается лишь на охрану деловой репутации [3].

5 Компрометация — выставление в неблаговидном свете, опорочивание служебной деятельности сотрудника ОВД, его деловой репутации.

© Иванов П.И. М., 2024.

LAW & LEGISLATION • 01-2024

Abstract. to this day, the essential content element of discredit remains little studied, which is closely related to the concept of protecting the honor, dignity and business reputation of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation. Their study and critical analysis is dictated, first of all, by the lack of a common understanding of discredit among specialists in the theory of operational investigative activity, which negatively affects the determination of the strategy and tactics of operational investigative counteraction to this social and legal phenomenon. The author has made an attempt to offer the scientific community its own version of its scientific and theoretical understanding.

Keywords: discrediting; the essence of discrediting; protection of honor, dignity, business reputation; employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation; compromise of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation; operational investigative counteraction.

For citation: Ivanov P.I. The essence of discrediting employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation // Law and legislation. 2024;(1):195—200. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-1-195-200 EDN: https://elibrary.ru/EOJZZO

Проведенное нами выборочное изучение и критический анализ юридической и специальной литературы показывают, что на сегодня среди специалистов теории оперативно-розыскной деятельности (ОРД) отсутствует единое понимание сути и содержания термина «дискредитация сотрудников органов внутренних дел (ОВД) и их структурных подразделений»6.

Одни склонны считать, что это распространение заведомо ложных порочащих сведений, а также совершение иных действий, умаляющих авторитет органов правопорядка и их сотрудников в связи с осуществлением ими своей законной деятельности или из мести за такую деятельность. Мы также отстаиваем высказанное мнение.

Другие же исследователи дискредитацию сводят лишь к подрыву авторитета системы МВД России среди других министерств и ведомств. Переименование милиции в полицию, большой отток кадров, включая профессионально состоявшихся, они чаще всего приводят в качестве одного из аргументов. Мы не можем согласиться с таким доводом, ибо происходящие социально-экономические и иные перемены в условиях рыночной экономики, ее цифровизации объективно диктуют реформирование государственного аппарата.

Сторонники третьей группы твердят, что внутриведомственные противоправные действия и правонарушения являются основным источником угрозы собственной безопасности, охватываемые единым собирательным термином

6 Для удобства восприятия текста статьи укажем соотношение понятий «дискредитация» и «защита чести, достоинства и деловой репутации»: от общего — к единичному (частному). Эти термины переплетаются и взаимообогащают друг друга.

«дискредитация». Со своей стороны полагаем, что трудно согласиться с такого рода суждением, ибо внешние факторы, к сожалению, по степени интенсивности их влияния на состояние противодействия дискредитации сотрудников ОВД пока что превалируют.

Прежде чем приступить к анализу сущности дискредитации, считаем важным вначале уяснить для себя общетеоретические подходы, которые должны представлять как соответствующую исходную позицию.

Предлагаем исследователям идти по пути от дискредитации правоохранительных органов к дискредитации ОВД, и наоборот. Отсюда нетрудно заметить, что указанное явление присуще не только ОВД, но и правоохранительной системе в целом.

Дискредитация представляет собой собирательное понятие (слагается из совокупности противоправных действий). Она, однако, не есть абсолютно однородное явление. В реальной действительности встречаем его многообразие.

Дискредитация характеризуется как весьма пестрая совокупность различных видов и форм, т.е. она «формируется» в массовидное явление, преодолевая индивидуальные черты, присущие тем или иным ведомствам, одновременно вырабатывая общие, обобщенные признаки, характерные для всей совокупности. Это не просто сумма, а органическая итоговая совокупность, характерная для определенной правоохранительной системы того или иного региона (субъекта Российской Федерации).

Дискредитации как явлению соответствует диалектическое единство всех ее признаков и свойств: дискредитация как исторически изменчивое и преходящее, массовидное, антиобщественное социально-правовое явление. Благодаря единству признаков и свойств мы получаем цельное знание о ней. Как нам представляется,

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2024

рассмотрение через призму диалектического единства создает необходимое условие для плодотворной деятельности по научному обеспечению противодействия правоохранительными органами их дискредитации.

Профессор Г.А. Аванесов [1, с. 170], изучая, в частности, сущность преступности, выделяет три взаимосвязанных момента, а именно: названное явление есть «развивающийся целостный организм»; оно анализируется главным образом в двух планах: социальном и правовом; сущность всегда есть внутренняя и единая характеристика явления (за явлением всегда надо уметь разглядеть сущность). Он писал: сущность преступности одна — социально-правовая.

Приведенные высказывания профессора Г.А. Аванесова, на наш взгляд, вполне можно перенести на анализируемое нами явление — дискредитацию сотрудников ОВД. Мы имеем дело также с социально-правовым явлением, но иного порядка. Между тем мы должны помнить: «сущность глубже, а явление — богаче, многообразнее, но они взаимосвязаны: сущность всегда проявляется и определяет явление, а любое явление существенно не само по себе, а в связи с выражением сущности» [12, с. 37]. Отсюда следует, что сущность, будучи устойчивой по отношению к явлению, постоянно изменяется. Нет сущности явления без его существования, которое и есть, по мнению специалистов, основное проявление сущности.

Хотим подчеркнуть еще одну деталь: сущность любого сложного объекта раскрывается на уровне его системного исследования. В рамках настоящей статьи мы не планировали рассмотрение его элементов, это задача после дующих работ.

Возвращаясь к понятию «дискредитация», отметим, что оно наряду с рассмотренными вопросами, на наш взгляд, охватывает:

■ факты злоупотреблений должностными полномочиями и превышения должностных полномочий среди работников органов внутренних дел. Вот что пишет в этом контексте K.P. Магомедов: «основные задачи деятельности органов внутренних дел — это охрана конституционных прав и свобод граждан. Эффективность деятельности органов внутренних дел зависит от профессионализма, добропорядочности, неподкупности и других профессиональных и этических качеств самих сотрудников. Особый урон правопорядку и законности наносят грубость и бестактность, низкий

уровень профессионализма, нарушение и ущемление конституционных прав и свобод граждан» [9, с. 3]. Со своей стороны мы отчасти разделяем мнение данного автора, поскольку вышеуказанные деяния снижают авторитет государственного аппарата в целом и вызывают огромный отрицательный общественный резонанс;

■ наличие отдельных проявлений коррупции в правоохранительных органах, в том числе в органах внутренних дел [11, с. 3]. Исследователи справедливо отмечают, что такого рода проявления связаны со служебной деятельностью и представляют собой повышенную общественную опасность, так как они не только нарушают нормальную работу правоохранительных органов, но и подрывают авторитет государственной власти.

Нельзя не согласиться с мнением Н.В. Стор-чиловой, что «преступник, наделенный знаниями закона, в том числе уголовного, обладающий властными полномочиями и имеющий в силу этого возможности применения различных средств принуждения к рядовым гражданам, вдвойне опасен» [11, с. 3];

■ виктимологические особенности преступлений, совершаемых в отношении сотрудников органов внутренних дел [13, с. 24]. Следует отметить, что обеспечение защищенности сотрудников ОВД и личной их безопасности на сегодня является одним из приоритетных направлений деятельности ОВД, ибо совокупность криминальных угроз, адресованных как самим сотрудникам, так и членам их семей, к сожалению, сохраняется. Они порой становятся жертвами преступлений;

■ выработку наиболее эффективных форм и методов работы органов внутренних дел в постоянном целенаправленном и динамичном развитии правоохранительных органов в условиях упрочения правового государства в России, в котором совсем не приемлемы даже дисциплинарные проступки и проступки, порочащие честь сотрудника ОВД [2; 14]. При этом мы дисциплинарную их ответственность рассматриваем в качестве важного элемента укрепления законности в деятельности сотрудников ОВД, а также как существенное условие формирования внимательного и ответственного отношения к выполнению ими своих должностных обязанностей.

LAW & LEGISLATION • 01-2024

Перечисляя в тесной увязке с дискредитацией некоторые внутрисистемные факторы и вне ее, можно сделать вывод о том, что их негативный потенциал оказывает заметное влияние на снижение престижа службы в ОВД, авторитета этого ведомства. В данной ситуации только соразмерные и адекватные системные меры, разработанные с учетом концептуальных положений государственной политики в области укрепления правопорядка и действующих нормативных правовых актов, в отношении угрозоноси-телей и источников могут своевременно нейтрализовать их отрицательное влияние.

Ставя задачу перед собой всестороннего изучения понятия «сущность дискредитации», следует не упускать из виду тенденции и закономерности, которые присущи анализируемому нами явлению. Вкратце рассмотрим их.

Говоря о дискредитации, необходимо отслеживать тенденции (тренды) ее развития, чтобы заблаговременно иметь хотя бы представление, с каким социально-правовым явлением нам придется столкнуться в будущем. На сегодняшний день определяющими из них, на наш взгляд, являются:

■ расширение географии совершения противоправных действий в интересах дискредитации сотрудников ОВД РФ. В этом ключе мы усматриваем интернациональный характер таких действий;

■ усиление взаимного влияния различных внутренних и внешних угрозоносителей и иных факторов на оперативно-розыскное противодействие;

■ повышение уровня организованности указанных противоправных действий со стороны лиц, распространяющих заведомо ложные недостоверные сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию сотрудников ОВД и их структурных подразделений;

■ разработка новых и совершенствование существующих форм и методов дискредитации. Справедливости ради следует отметить, что ответные меры также не остаются неизменными, они постоянно модернизируются и усовершенствуются с учетом изучения и критического анализа, прежде всего, судебно-следственной практики;

■ высокий уровень латентности рассматриваемых видов деятельности. Реальные масштабы скрытых (неочевидных) правонарушений (противоправных действий) в отношении указанных сотрудников несопоста-

вимы с количеством зарегистрированных фактов;

■ некоторый рост «профессионального мастерства» лиц, распространяющих заведомо ложные сведения. Нельзя не согласиться в этом плане с мнением криминологов, утверждающих, что за профессионализмом проглядывается криминальный их «стаж», во многом обеспечивающий высокую степень неуязвимости преступников от уголовного преследования.

Названные разновидности тенденций должны стать предметом углубленного всестороннего изучения, чтобы по его результатам представилась возможность выявить закономерности их возникновения и развития.

К числу особо значимых закономерностей в рассматриваемом контексте мы относим такие, как:

■ тактически грамотное сочетание в интересах изобличения лиц, преследующих цель дискредитации сотрудников ОВД и их подразделений, оперативно-розыскных, оперативно-технических и специальных оперативных мероприятий, проводимых с использованием специальных методов и технических средств, данных справочно-ин-формационных систем и баз;

■ надлежащая организация противодействия внутренним и внешним угрозоноси-телям. К сожалению, это управленческое звено нередко продолжает находиться не на должном уровне, а потому требует пристального внимания со стороны руководителей территориальных ОВД.

В последнее время, в связи с глобальной популяризацией сети Интернет, а также появлением большого разнообразия средств массовой информации (далее — СМИ), где публикуемая информация зачастую не проходит должной проверки на достоверность, участились случаи размещения нелестных, часто необъективных сведений о сотрудниках органов внутренних дел Российской Федерации, порочащих их честь, достоинство и деловую репутацию [10];

■ создание в целях обеспечения компактности для нужд, например, подразделений собственной безопасности справочно-информационных систем единого банка данных посредством интегрирования разрозненных информационных ресурсов органов внутренних дел и иных правоох-

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2024

ранительных структур. Решение этой задачи служит одним из ключевых компонентов в системе повышения эффективности информационного обеспечения названных подразделений, поскольку в результате намного облегчается поиск нужной информации в режиме реального времени. Следует при этом заметить, что воплощение ее в жизнь потребует внедрения новых информационных технологий [8, с. 83— 92], так как достаточно много видов учетов: оперативно-розыскной, оперативно-справочный, криминалистический, профилактический, административно-правовой и статистический;

■ устойчивые связи между оперативно-аналитическим обеспечением оперативно-профилактического наблюдения и мони-торингово -предупредительным организационно-тактическим комплексом оперативно-розыскных мероприятий и действий (оперативно-розыскной контроль), осуществляемых в отношении находящихся на оперативном и профилактическом учетах лиц;

■ причинно-следственные связи между мо-ниторингами7 информационно -телеком -муникационных сетей (систем) и сети Интернет, проводимых с целью обнаружения оперативно значимой информации о признаках дискредитации сотрудников ОВД и их подразделений, а также о лицах к ней причастных;

■ взаимосвязь и взаимообусловленность дел оперативного учета и документирования ОРД ОВД, осуществляемых в целях получения, добывания и фиксации в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий оперативно значимых сведений и принятие на их основе соответствующих решений. Такая взаимосвязь отчетливо просматривается, например, при раскручивании схемы коррупционно-криминальных деяний, связанных с дискредитацией сотрудников ОВД и их подразделений.

Характеризуя указанную закономерность, хотим подчеркнуть одну деталь: она не исключает, а наоборот, предполагает принятие мер по созда-

7 Под оперативно-розыскным мониторингом автор понимает наблюдение, анализ, оценку и прогноз противоправных действий, адресованных в отношении сотрудников ОВД, совокупность негативных факторов, а также реализацию планов, программ и стратегий по противодействию дискредитации.

нию разветвленной сети источников оперативной информации, охватывающей уязвимые звенья — угрозоносители, их окружение и сообщников.

Завершая рассмотрение обозначенной темы, хотим подчеркнуть три взаимосвязанных между собой момента:

1) дискредитация системы МВД России (их сотрудников и структурных ее подразделений) — социально-правовое явление, ориентированное на подрыв ее имиджа и авторитета в глазах населения;

2) основными источниками распространения ложных порочащих сведений, а также совершения иных действий, направленных на подрыв доверия и умаление авторитета сотрудников ОВД как представителей власти, на сегодня, как правило, выступают средства массовой информации и информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть Интернет;

3) противодействие дискредитации предполагает принятие комплекса гласных и негласных мер, направленных на своевременное выявление и пресечение указанных противоправных действий.

Список источников

1. Аванесов Г.А. Криминология: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Академия МВД СССР, 1984. 500 с.

2. Беляева Е.Г. Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел: Ав-тореф. дис. ... канд юрид. наук. Курск, 2023. 33 с.

3. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) // URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (Дата обращения: 01.10.2023)

4. Дискредитация сотрудников органов внутренних дел. Понятие, способы защиты // URL: https://xn—80az.xn—b1aew.xn—p1ai/upload/ site128/document_file/Diskrid.compressed.pdf (Дата обращения: 15.10.2023)

5. Дьяченко H.H. К вопросу о терминологии в сфере защиты сотрудников ОВД от дискредитации // Науч. портал МВД России. 2015. № 2. С. 17—20.

6. Дьяченко H.H. Формы и виды дискредитации сотрудников ОВД // Науч. портал МВД России. 2013. № 3. С. 55—59.

7. Иванов П.И. Концептуальные основы формирования оперативно-розыскной политики: понятие, сущность и содержание // Вестник Владимирского юрид. ин-та. 2022. № 2 (63). С. 26—33.

LAW & LEGISLATION • 01-2024

8. Иванов П.И. Оперативно-розыскное противодействие киберпреступлениям (проблемы и пути их решения) // Тр. Академии управления МВД России. 2022. № 4 (64). С. 83-92.

9. Магомедов К.Р. Злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий среди работников органов внутренних дел и проблемы их профилактики (региональное исследование): Автореф. дис. ... канд юрид. наук. Краснодар, 2016. 34 с.

10. Порядок защиты органов внутренних дел от дискредитации (Материал подготовлен в 2020 г.) // МВД России: сайт: URL: https://xn— h1aaaf5a1c.78.xn—b1aew.xn—p1ai/document/ 21974927 (Дата обращения: 13.10.2023)

11. Сторчилова Н.В. Коррупция в органах внутренних дел и ее предупреждение: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 33 с.

12. Тарасов К.Е., Черненко Е.К. Социальная детерминированность биологии человека. М.: Мысль, 1979. 366 с.

13. Чумичкин А.С. Виктимологическая профилактика преступлений, совершаемых в отношении сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дис. ... канд юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2019. 24 с.

14. Шурупова Е.А. Дисциплинарное производство в органах внутренних дел Российской Федерации: административно-правовой аспект: Автореф. дис. ... канд юрид. наук. Челябинск, 2014. 24 с.

References

1. Avanesov G.A. Criminology: Textbook. 2nd ed., revised. and additional. M.: Academy of the Ministry of internal affairs of the USSR, 1984. 500 p.

2. Belyaeva E. G. Disciplinary responsibility of employees of internal affairs bodies: Abstract dis. ... cand. of law. sci. Kursk, 2023. 33 p.

3. Civil Code of the Russian Federation dated November 30, 1994 № 51-FZ (as amended on July 24, 2023, as amended and supplemented, entered into force on October 1, 2023) // URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 5142/ (Accessed: 01.10.2023)

4. Discrediting employees of internal affairs bodies. Concept, methods of protection // Ministry of internal affairs of Russia: website: URL: https:// xn—80az.xn—b1aew.xn—p1ai/upload/site128/ document_file/Diskrid.compressed.pdf (Accessed: 15.10.2023)

5. Dyachenko N.N. On the issue of terminology in the field of protecting police officers from discredit // Scientific portal of the Ministry of internal affairs of Russia. 2015. № 2. Pp. 17—20.

6. Dyachenko N.N. Forms and types of discrediting police officers // Scientific portal of the Ministry of internal affairs of Russia. 2013. № 3. Pp. 55—59.

7. Ivanov P.I. Conceptual basis for the formation of operational investigative policy: concept, essence and content // Bulletin of the Vladimir Law Institute. 2022. № 2 (63). Pp. 26—33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ivanov P.I. Operational and investigative counteraction to cybercrimes (problems and ways to solve them) // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of internal affairs of Russia. 2022. № 4 (64). Pp.83—92.

9. Magomedov K.R. Abuse of official powers and exceeding official powers among employees of internal affairs bodies and problems of their prevention (regional study): Abstract dis. ... cand. of law. Krasnodar, 2016. 34 p.

10. The procedure for protecting internal affairs bodies from discredit (Material prepared in 2020) / / Ministry of Internal Affairs of Russia: website: URL: https://xn—h1aaaf5a1c.78.xn—b1aew.xn—p1ai/ document/21974927 (Accessed: 13.10.2023)

11. Storchilova N. V. Corruption in internal affairs bodies and its prevention: Abstract. dis. ... cand. legal sci. Moscow, 2010. 33 p.

12. Tarasov K.E., Chernenko E.K. Social determinism of human biology. M.: Mysl, 1979. 366 p.

13. Chumichkin A.S. Victimological prevention of crimes committed against employees of internal affairs bodies: Abstract dis. ... cand. of law. M.: Academy of Management of the Ministry of internal affairs of Russia, 2019. 24 p.

14. Shurupova E.A. Disciplinary proceedings in the internal affairs bodies of the Russian Federation: administrative and legal aspect: Abstract dis. ... cand. of law. Chelyabinsk, 2014. 24 p.

Информация об авторе

Иванов П.И. — доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, главный научный сотрудник

Статья поступила в редакцию 30.1 0.2023; одобрена после рецензирования 08.1 2.2023; принята к публикации 14.12.2023.

Information about the author

Ivanov P.I. — doctor of law, professor, Honored lawyer of the Russian Federation, chief researcher

The article was submitted 30.10.2023; approved after reviewing 08.12.2023; accepted for publication 14.12.2023.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.