Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН'

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
141
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ И ГАРАНТИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алменбетова Гульмира Жаксыбековна

Исследуются вопросы социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и Республики Казахстан. Рассмотрены особенности трансформации института социально-правовой защиты сотрудников органов внутренних дел двух стран после распада СССР в 1991 г. Осуществлен теоретический анализ понятия «социально-правовая защита». Рассматривается круг вопросов, связанных с содержанием и проблемами реализации социальных льгот и гарантий для сотрудников органов внутренних дел России и Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алменбетова Гульмира Жаксыбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ASPECTS OF THE PERSONNEL POLICY OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The issues of social and legal protection of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan are investigated. The peculiarities of the transformation of the institute of social and legal protection of employees of the internal affairs bodies of the two countries after the collapse of the USSR in 1991 are considered. The theoretical analysis of the concept of «social and legal protection» is carried out. The range of issues related to the content and problems of the implementation of social benefits and guarantees for employees of the internal affairs bodies of Russia and Kazakhstan is considered.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»

Научная статья УДК 342.922

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1-17-22 NIION: 2003-0059-1/23-543 MOSURED: 77/27-003-2023-01-742

О некоторых аспектах кадровой политики органов внутренних дел Российской Федерации и Республики Казахстан

Гульмира Жаксыбековна Алменбетова

Московский университет МВД России имени В.Я.Кикотя, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. Исследуются вопросы социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и Республики Казахстан. Рассмотрены особенности трансформации института социально-правовой защиты сотрудников органов внутренних дел двух стран после распада СССР в 1991 г. Осуществлен теоретический анализ понятия «социально-правовая защита». Рассматривается круг вопросов, связанных с содержанием и проблемами реализации социальных льгот и гарантий для сотрудников органов внутренних дел России и Казахстана.

Ключевые слова: социально-правовая защита сотрудников органов внутренних дел, социально-ориентированная политика, социальные льготы и гарантии

Для цитирования: Алменбетова Г. Ж. О некоторых аспектах кадровой политики органов внутренних дел Российской Федерации и Республики Казахстан // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 1. С. 17-22. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1-17-22.

Original article

On some aspects of the personnel policy of the internal affairs bodies of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan

Gulmira Zh. Almenbetova

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

[email protected]

Abstract. The issues of social and legal protection of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan are investigated. The peculiarities of the transformation of the institute of social and legal protection of employees of the internal affairs bodies of the two countries after the collapse of the USSR in 1991 are considered. The theoretical analysis of the concept of «social and legal protection» is carried out. The range of issues related to the content and problems of the implementation of social benefits and guarantees for employees of the internal affairs bodies of Russia and Kazakhstan is considered.

Keywords: social and legal protection of employees of internal affairs bodies, socially oriented policy, social benefits and guarantees

For citation: Almenbetova G. Zh. On some aspects of the personnel policy of the internal affairs bodies of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(1):17-22. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1 -17-22.

Социально-правовая защита сотрудников как один из основных институтов системы органов внутренних дел (далее — ОВД) получил новый виток развития на постсоветском пространстве в рамках правозглашенных Конституциями суверенных государств принципов социальной направленности, реализующих функцию обеспечения правовой и социальной защиты граждан.

Не вызывает сомнений и приобрело форму аксиомы утверждение о том, что эффективность деятельности правоохранительной службы, стабильность ее кадрового состава, а следовательно благополучие государства и общества напрямую зависят от уровня правовой и социальной защищенности со© Алменбетова Г. Ж., 2023

трудников. Невозможно не согласиться с В. Г. Ата-манчуком, утверждавшем, что «субъект управления, обладая властью, интеллектуальными, информационными, правовыми и иными преимуществами, должен находиться в состоянии благополучия, иначе он будет не способен исполнять свою миссию» [1, с. 13].

Очевидно, что поддержание надлежащего состояния благополучия и постоянное совершенствование социально-правовой защиты сотрудников ОВД является одной из приоритетных задач государства на современном этапе.

Уяснение содержания понятия социально-правовая защита сотрудников ОВД требует обращения к

общетеоретическим основаниям понятий социальная защита и правовая защита.

В научной литературе в широком смысле под «социальной защитой» понимается «деятельность государства, органов местного самоуправления, организаций по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения» [3, с. 89].

Широкая трактовка правовой защиты подразумевает «деятельность государства, общественных объединений и самого лица по созданию юридических условий, способствующих недопущению остановки процесса реализации прав, а в случае таковой, его восстановления» [6, с.20].

По мнению некоторых исследователей, употребление этих двух понятий принято на практике как равнозначных [5, с. 224]. Понятие «социально-правовая защита» может употребляться в зависимости от контекста и, в то же время, как синоним «социальной защиты» и «правовой защиты», содержание которого подразумевает, в самом общем смысле, защиту социально-экономических отношений правовыми средствами [6, с. 25].

Хотя содержание этих понятий существенно различается по предмету регулирования и характеру правоотношения, они являются сторонами одной медали, что обеспечивает в целом комплексное решение вопросов социально-правовой защиты [8, с. 47].

Таким образом, социально-правовая защита населения выражается в обеспечении общественного благополучия и создании равных возможностей для всех граждан в его достижении, сглаживании социальных противоречий посредством принятия государством, организаций соответствующих мер экономического, правового, организационного характера в виде предоставления льгот, компенсаций и привилегий наиболее уязвимым категориям населения.

Являясь составной частью политики государства в части социально-правовой защиты граждан, социальная защита сотрудников ОВД имеет свои особенности.

Специфика социально-правовой защиты сотрудников ОВД состоит в особом характере несения службы в ОВД, сопряженного с риском для здоровья и жизни, высоких требованиях к сотрудникам и ограничений к ним, обусловливающих необходимость введения компенсирующих дополнительных социальных, правовых, экономических мер для обеспечения нормальной служебной деятельности сотрудников.

Проблема социально-правовой защиты сотрудников ОВД получила актуальность в конце 80-х гг.

XX столетия в условиях коренного реформирования всех основ общества, а также становления новых государств на постсоветском пространстве.

Формирование собственных моделей правоохранительных органов в рамках образования правовых государств с социально-ориентированной политикой вызвало необходимость совершенствования системы управления социальной защиты населения, а вместе с этим и актуализировала вопросы социальной защиты сотрудников правоохранительных органов, стоящих на защите прав и свобод общества.

Трансформация института социально-правовой защиты проходила под влиянием международно-правовых стандартов в области прав человека XX столетия, и была обусловлена общими историческими основаниями советского периода для российской и казахстанской государственности, складывающихся с учетом особенностей национальных традиций и менталитета.

На взгляд автора, с учетом анализа законодательства в области социально-правовой защиты сотрудников ОВД в России и Казахстане, представляется возможным выделить следующие общие ключевые этапы в развитии этого института с момента обретения государствами независимости.

1 этап — 1991-2002 гг. — этап формирования современных российской и казахстанской социальных моделей в сфере правоохранительной деятельности в рамках принятых в Российской Федерации Закона от 18 апреля 1991 г. «О милиции» и Республике Казахстан Закона 23 июня 1992 г. «Об органах внутренних дел». Период поиска и разработки новых механизмов обеспечения социально-правовой поддержки сотрудников ОВД.

2 этап — 2002-2010 гг. — этап совершенствования социальной модели правоохранительной деятельности, установление единых подходов к системе оплаты труда работников органов, содержащихся за счет государственного бюджета как в России, так и в Казахстане.

3 этап — 2011-2019 гг. — дальнейшее усиление законодательства в сфере социально-правовой защиты сотрудников в рамках принятых в Российской Федерации Федерального Закона от 7 июля 2011 г. «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в Республике Казахстан в рамках Указа Президента от 17 августа 2010 г. № 1039 «О мерах по повышению эффективности правоохрани-

JURISPRUDENCE

тельной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан».

4 этап — с 2019 г. по настоящее время — усиление законодательной базы социально-правовой защиты сотрудников ОВД в рамках Дорожной карты по модернизации органов внутренних дел Республики Казахстан на 2019-2021 гг. (далее — Дорожная карта) [16].

Обозначим наиболее существенные особенности в развитии социально-правовой политики обоих государств в сфере правоохранительной деятельности на каждом этапе.

На первом этапе, после распада СССР, на фоне социально-экономического и политического кризиса, роста преступности и усиления социальной напряженности кадровая ситуация ОВД характеризуется жестким кадровым дефицитом, сокращением финансирования ОВД, снижением материально-технической обеспеченности сотрудников, низкой правовой и социальной защищенностью сотрудников.

Международные тренды в области приоритета прав и свобод личности не могли не вовлечь в орбиту основных задач вновь созданных демократических, правовых государств вопросов, связанных с защитой прав и свобод граждан, среди них и сотрудников ОВД.

Прочное введение в научный оборот и нормативное закрепление понятий «правовая защита» и «социальная защита сотрудников милиции» [6, с. 10], потребовало принятия практических мер, регулирующих вопросы правового статуса сотрудников ОВД и гарантирующих их социально-правовую защиту.

Следует отметить, что на начальном этапе становления и развития законодательства о социально-правовой защите сотрудников ОВД России и Казахстана отмечается общая тенденция установления схожих норм, регулирующих данную область отношений.

Так, в сфере правовой защиты для исключения существовавших субъективных начал и оснований в деятельности органов внутренних дел, унаследованных советским периодом, были приняты нормы, устраняющие нелегитимные условия и предпосылки деятельности сотрудников, и направленные на установление правовых пределов действий их служебных обязанностей и прав с предоставлением возможности восстановления прав в случаях их нарушения [4, с. 5].

Гарантиями правовой защиты служебной деятельности сотрудников стали: служба на контрактной основе; четкая регламентация порядка присвоения

специальных званий; закрепление перечня оснований для увольнения из ОВД; сокращение сроков службы в ОВД, дающих право увольнения на пенсию по собственному желанию; определение порядка восстановления в должности, специальном звании и на службе в ОВД; судебное обжалование сотрудником приказа об увольнении.

В сфере социальной защиты сотрудникам предоставлен был большой объем социальных льгот и гарантий, среди которых обязательное государственное, личное и дополнительное социальное страхование (денежные компенсации в случае получения телесных повреждений на службе, возмещение ущерба имущества сотруднику или его близким в связи со служебной деятельностью и др.); жилищные гарантии (ссуды на индивидуальное и кооперативное строительство); медицинские льготы (бесплатная медпомощь, санаторно-курортное обеспечение и др.); транспортные льготы (бесплатное пользование всеми видами транспорта, приобретение вне очереди билетов при следовании в командировку, отпуск и т. д.); денежные компенсации педагогическим работникам учебных заведений МВД России [9] и Казахстана [10].

Уже в конце 1990 — начале 2000 гг. запускаются процессы замены традиционных для советской системы натуральных норм на денежные компенсации или так называемая их «монетизация». Процесс замены ненатуральных форм оплаты на денежные в Казахстане был окончательно завершен к 2002 г., в России к 2005 г.

Замене подверглись льготы в сфере жилищного обеспечения (скидки сотрудникам и пенсионерам на жилье), социального страхования (страховые суммы семье и иждивенцам в случае гибели (увечья), ранения или инвалидности сотрудника), отдельные льготы с разницей в десять лет (в Казахстане к 1995 г. [11], в России к 2005 г. [19]) и вовсе исключаются. Это коснулось продовольственных пайков; бесплатного проезда в общественном транспорте; скидки по оплате жилья, техобслуживанию, содержанию и ремонту, коммунальных услуг, а также абонентской платы за радио и телевидение; льготы по оплате жилья для сотрудников, прослуживших не менее двадцати лет и уволенным в запас или отставку и т. д.

Одновременно с отменой натуральных льгот в России повышены размеры должностных окладов по специальным званиям, надбавки за выслугу лет, за особые условия прохождения службы.

Однако, денежные выплаты в обоих странах не стали реальной компенсацией фактических расхо-

дов, в связи с чем, объем социального обеспечения сотрудников ОВД снизился, а материальное состояние значительно ухудшилось.

Второй этап характеризуется относительной стабилизацией социально-экономической ситуации в обеих странах, позволившей обратить внимание на проблемы социальной защищенности сотрудников ОВД. Предшествующее десятилетие казахстанской действительности как нельзя лучше характеризуют слова Н. Назарбаева о том, что «кризис не дал нам возможности заниматься всерьез благосостоянием людей. Теперь пришло время» [17].

Принимаются законодательные документы, регулирующие вопросы социальной защиты сотрудников правоохранительных органов, прежде всего, в отношении оплаты труда путем увеличения размеров должностных окладов и окладов по специальным званиям, а также установления различного рода надбавок и доплат, введена практика материального стимулирования сотрудников в виде дополнительных разовых премий; увеличиваются надбавки за ученую степень и ученое звание.

К примеру, в Российской Федерации повышение должностных окладов, окладов по специальным званиям, а также за выслугу лет и особые условия осуществлено в 2-2,4 раза [8, с. 68], в Казахстане произведено повышение заработной платы на 40 % [2]. Между тем, в отличие от Казахстана, в России должностные оклады и оклады по специальным званиям, а также выплаты социального характера индексируются, также предусматриваются единовременные дополнительные выплаты.

Однако, принимаемые меры по увеличению размеров денежного довольствия, выплат компенсационного и социального характера и пособий позволили лишь в частичной форме компенсировать инфляционные процессы. В связи с чем, недостаточность мер сказывалось на эффективности деятельности ОВД, отток квалифицированных опытных кадров продолжался.

Третий этап отмечен попыткой кардинального пересмотра вопросов социального-правовой основы деятельности сотрудников ОВД в рамках реформ правоохранительных систем Казахстана 2010 г. и России 2011 г. Принимается комплекс мер, направленных на решение проблем, связанных с денежным довольствием, пенсионным и жилищным обеспечением, медицинским обслуживанием и др.

Необходимость пересмотра вопросов материального обеспечения была вызвана продолжающимся оттоком кадров и массовым переводом в другие ве-

домства сотрудников ОВД в обоих государствах. На тот момент уровень заработной платы и размера пенсий являлся одним из самых низких среди правоохранительных органов и силовых структур на протяжении последнего десятилетия [7, с. 14], что было характерно и для казахстанской полиции.

Так, в целях сохранения профессионального ядра ОВД было повышено денежное довольствие сотрудников в России, в среднем, в два раза, размеры пенсий в 1,6 раз [7, с. 14], казахстанским сотрудникам органов внутренних дел доплата за специальное звание увеличена, в среднем, на 42 % [18].

Кроме того, в России были введены субсидии на приобретение жилого помещения; дополнительные меры социальной защиты для членов семей сотрудников, предоставлены единовременные социальные выплаты на покупку жилья или его строительство и т. д.

На настоящем этапе, начиная с 2019 г., в условиях недовольства казахстанского общества деятельностью полиции и требованием ее реформирования, усиление социального обеспечения полицейских продолжено в рамках реализации Дорожной карты, одним из направлений которой стало совершенствование системы оплаты труда и социальной защиты сотрудников.

По итогам реализации Дорожной карты увеличена заработная плата сотрудникам патрульной полиции на 65 %, оперативно-следственных подразделений — на 55 %, участковым инспекторам полиции по делам несовершеннолетних, преподавателям — на 25 %, сотрудникам остальных служб полиции и уголовно-исполнительной системы — на 20 % [15]. Кроме того, был расширен имеющийся перечень сотрудников, получающих компенсацию за наем (аренду) жилья, где вместе с оперативно-следственными подразделениями, этим правом были наделены участковые, инспекторы по делам несовершеннолетних и патрульные полицейские [13].

Таким образом, как мы видим, социально-правовая защита сотрудников ОВД за последние 30 лет развития ОВД России и Казахстана прошла путь от поиска и разработки новых механизмов и способов поддержки сотрудников ОВД до создания современной единой системы оплаты труда и социальной поддержки. При этом этапы ее трансформации проходили под влиянием трендов международной практики, национальных традиций и объективных условий социально-экономического и политического состояния обоих государств.

Вместе с тем, многие из существующих сегодня наборов услуг и выплат социального характера по-прежнему не адекватны современным реалиям и не

JURISPRUDENCE

отвечают уровню и динамике цен. К примеру, размер выплаты денежной компенсации на содержание жилища и коммунальные услуги казахстанских сотрудников органов внутренних дел установлен еще с 1 января 2011 г. и составляет всего 3739 тенге [12]. Между тем, средний уровень коммунальных услуг по стране по состоянию на 31 декабря 2021 г. составил 21 786 тенге [14]. В этой связи полагаем необходимым внести изменение в действующее законодательство Республики Казахстан в части индексации размера выплаты жилищной компенсации на содержание жилища и коммунальные услуги.

Необходимо отметить, что комплекс мер, реализуемых в целях социальной поддержки сотрудников ОВД, должен быть направлен не только на повышение уровня социальной защищенности сотрудников, но и на стимулирование качественного роста их социально-профессионального статуса, эффективности деятельности, а также на преодоление экономических основ коррупции в органах внутренних дел.

Список источников

1. Атаманчук В. Г. Теория государственного управления: курс лекций. М. : Омега-Л, 2004.

2. Карабчук Т. С., Альмухаметов Р. Р. Заработная плата полицейских в Болгарии, Казахстане, Латвии и России // URL://https://cyberleшnka.ra/artide/n/retro-spektivnyy-anaHz-i-nekotorye-proЫemy-sovremennogo-razvitiya-kadrovoy-politiM-mvd-rossii/viewer.

3. Кокотов А. Н. Муниципальное право. М. : Юрист, 2009.

4. Кондрашов Б. П., Черенков Е. А, Черников В. В. Новое законодательство о прохождении службы в органах внутренних дел. Н. Новгород, 1993.

5. Лойт Х. Х. Государственная кадровая политика в России и ее реализация в органах внутренних дел (исторический и организационно-правовой аспект): дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 1998.

6. Стремоухов А. В. Правовая защита человека: теоретические проблемы: моногр. СПб. : Санкт-Петербургский университет МВД России, 2003.

7. Футо С. Р. К 100-летию Федерального закона «О полиции»: некоторые аспекты истории создания и принятия // Административное право и процесс. 2021. № 5. С. 14-27.

8. Чернышова Л. В. Социально-правовая защита сотрудников полиции: моногр. Уфа : УЮИ МВД России, 2013.

9. Закон Республики Казахстан от 23 июня 1992 г. «Об органах внутренних дел», утратил силу в соответствии с Указом Президента Республики

Казахстан от 21 декабря 1995 г. № 2707 // URL://

https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30061820

&pos=3;-106#pos=3;-106.

10. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» // URL://http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59/

11. Закон Республики Казахстан от 23 июня 1995 г. «Об органах внутренних дел», утратил силу в соответствии с Законом РК от 23 апреля 2014 г. № 199-V // URL:// https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1004063.

12. Закон Республики Казахстан от 2 декабря 2021 г. № 77-VII ЗРК «О республиканском бюджете на 2022-2024 годы» // URL://https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=33582541/

13. Казахстанская модель сервисной полиции: цели, приоритеты и сложности перехода // URL:// https://strategy2050.kz/ru/news/kazakhstanskaya-model-servisnoy-politsii-tseli-prioritety-i-slozhnosti-perekhoda/

14. Казахстан занял 53-е место в рейтинге стран по доступности комуслуг // URL://https://tengrinews. kz/kazakhstan_news/kazahstan-zanyal-53-e-mesto-rey-tinge-stran-dostupnosti-430487/

15. О проводимых реформах в органах МВД РК уже бывшего Министра МВД РК Ерлан Тургумбаев в 2018-2021 гг. // URL://https://www.inform.kz/ru/er-lan-turgumbaev-rasskazal-o-provodimyh-reformah-v-organah-vnutrennih-del_a3 732796.

16. Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2018 г. № 897 «Об утверждении Дорожной карты по модернизации органов внутренних дел Республики Казахстан на 2019-2021 годы» // URL://https://online.zakon.kz/Document/?doc _id=33105099.

17. Послание Президента страны народу Казахстана 24 октября 2000 г. «К свободному, эффективному и безопасному обществу» // URL://https://www. akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/posla-nie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-a-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-oktyabr-2000-g_1342416665.

18. Полицейским увеличат зарплату с 2013 г. // URL://www.uralskweek.kz/2012/10/18/policej skim-uve-lichat-zarplatu-s-2013-goda/

19. Федеральный закон Российской Федерации от 30 июня 2002 г. № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» // URL://http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_37361.

References

1. Atamanchuk V. G. Theory of public administration: a course of lectures. M. : Omega-L, 2004.

2. Karabchuk T. S., Almukhametov R. R. Salaries of police officers in Bulgaria, Kazakhstan, Latvia and Russia // URL://https://cyberleninka.ru/article/n/retro-spektivny-analiz-i-nekotorye-problem-sovremennogo-razvitiya-kadrovoy-politiki-mvd-rossii/viewer.

3. Kokotov A. N. Municipal Law. M. : Lawyer, 2009.

4. Kondrashov B. P., Cherenkov E. A., Cherni-kov V. V. New legislation on service in the internal affairs bodies. N. Novgorod, 1993.

5. Loit Kh. Kh. State personnel policy in Russia and its implementation in the internal affairs bodies (historical and organizational-legal aspect): diss. ...Dr. yurid. M., 1998.

6. Stremoukhov A. V. Human legal protection: theoretical problems: monogr. St. Petersburg : St. Petersburg University of the MIA of Russia, 2003.

7. Futo S. R. To the 100th anniversary of the Federal Law «On Police»: some aspects of the history of creation and adoption // Administrative Law and Process. 2021. No. 5. P. 14-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Chernyshova L. V. Social and legal protection of police officers: monogr. Ufa : UYUI of the MIAof Russia, 2013.

9. The Law of the Republic of Kazakhstan dated June 23, 1992 «On Internal Affairs bodies», became invalid in accordance with the Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated December 21, 1995 No. 2707 // URL://https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30061 820&pos=3 ;-106#pos=3;-106.

10. Law of the Russian Federation of April 18, 1991 No. 1026-1 «On militia» // URL://http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_59/

11. The Law of the Republic of Kazakhstan dated June 23, 1995 «On Internal Affairs bodies», became invalid in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan dated April 23, 2014 No. 199-V // URL://https://online. zakon .kz/Document/?doc_id= 1004063.

12. Law of the Republic of Kazakhstan dated December 2, 2021 No. 77-VII of the SAM «On the republican budget for 2022-2024» // URL://https://online.zakon.kz/ Do cument/?do c_id=33582541/

13. Kazakhstan mo del of service p olice: goals, priorities and difficulties of transition // URL://https://stra-tegy2050.kz/ru/news/kazakhstanskaya-model-servisnoy -politsii-tseli-prioritety-i-slozhnosti-perekhoda/

14. Kazakhstan took the 53rd place in the ranking of countries in terms of accessibility of public services // URL://https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/kazahstan-zanyal-53-e-mesto-reytinge-stran-dostupnosti-430487/

15. On the ongoing reforms in the bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan of the former Minister of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan Yerlan Turgumbayev in 2018-2021 // URL://https://www.inform.kz/ru/erlan-tur-gumbaev-rasskazal-o-provodimyh-reformah-v-organah-vnutrennih-del_a37 32796.

16. Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated December 27, 2018 No. 897 «On approval of the Roadmap for the modernization of internal affairs bodies of the RK for 2019-2021» // URL:// https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33105099

17. Message of the President of the country to the People of Kazakhstan on October 24, 2000 «Towards a free, efficient and secure society» // URL://https://www.akor-da.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezi-denta-respubliki-kazakhstan-n-a-nazarbaeva-narodu-ka-zakhstana-oktyabr-2000-g_1342416665.

18. Police officers will increase their salaries from 2013 // URL://www.uralskweek.kz/2012/10/18/ policej-skim-uvelichat-zarplatu-s-2013-goda/

19. Federal Law of the RF No. 78-FZ of June 30, 2002 «On Monetary allowances for Employees of Certain Federal Executive Authorities, Other Payments to these Employees and Conditions for Transferring Certain Categories of Employees of Federal Tax Police and Customs Authorities of the Russian Federation to other conditions of service (work)» // URL://http://www.consultant.ru/do-cument/cons_doc_LAW_37361.

Информация об авторе

Г. Ж. Алменбетова — адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author

G. Zh. Almenbetova — Adjunct of the Faculty of Training of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 30.05.2022; одобрена после рецензирования 12.07.2022; принята к публикации 12.09.2022. The article was submitted 30.05.2022; approved after reviewing 12.07.2022; accepted for publication 12.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.