Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10342
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
Владимир Игоревич ПЬЯННИКОВ, адъюнкт кафедры деятельности ОВД в особых условиях Академии управления МВД Российской Федерации
Е-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность,
правозащитная и правоохранительная деятельность
Аннотация. В статье автором рассматривается правовое регулирование деятельности органов внутренних дел Республики Казахстан при чрезвычайных ситуациях социального характера.
Ключевые слова: деятельность органов внутренних дел, чрезвычайная ситуация социального характера, правовое регулирование, действия сотрудников органов внутренних дел Республики Казахстан.
Annotation. The author considers the legal regulation of the activities of the internal affairs bodies of the Republic of Kazakhstan in emergency situations of a social nature.
Keywords: activities of internal affairs bodies, emergency of a social nature, legal regulation, actions of employees of internal affairs bodies of the Republic of Kazakhstan.
В устройстве государства органы внутренних дел выполняют очень важные задачи. При выполнении своих функциональных обязанностей органы внутренних дел ориентируются на нормативные правовые акты. Одной из основных задач органов внутренних дел является предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, организация гражданской обороны1.
Правовое регулирование занимает особое место среди форм и методов защиты общества и государства от чрезвычайных ситуаций [4]. Правовое регулирование есть воздействие на общественные отношения при помощи юридических средств, которое включает организацию и формирование законодательной и нормативной базы, устанавливающей права, обязанности, функции, полномочия и меру ответственности
государственных органов, в том числе органов внутренних дел.
Согласно мнению казахстанских ученых, существует две группы нормативных правовых актов, составляющих основную базу деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях социального характера.
Первая группа охватывает законы и подзаконные акты, регламентирующие единую систему государственного предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее функционирование и деятельность органов внутренних дел, являющихся субъектом данной системы.
Вторую группу составляют нормативные правовые акты, которые непосредственно определяют конкретные права и обязанности, задачи и функции органов внутренних дел, осуществля-
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020
ющих свою деятельность в условиях чрезвычайных ситуаций [3].
Мы разделяем эту точку зрения, однако, на наш взгляд, необходимо обусловить появление и третей группы нормативных правовых актов, которые по своей природе возникают после возникновения чрезвычайных ситуаций социального характера. В данном контексте достаточно упомянуть о мародерстве, проявляющемся как в период чрезвычайных ситуаций, так и после.
Изучение результатов деятельности правоохранителей Республики Казахстан показывает, что при введении режима чрезвычайной ситуации социального характера сотрудники различных подразделений (сотрудники ОВД, военно-следственных органов национальной гвардии Республики Казахстан, уголовно-исполнительной системы и органы гражданской защиты) хоть и находятся в составе правоохранительных органов, сталкиваются с трудностями в сфере взаимодействия при вышеуказанных условиях.
Нормативная база является основой в деятельности органов внутренних дел. Согласно Закону «Об органах внутренних дел» их правовую основу составляют Конституция Республики Казахстан, Закон «Об ОВД» и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан, а также международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, если в них установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законе «Об ОВД».
Актуальной становится проблема, связанная с необходимостью четкой правовой регламентации действий сотрудников органов внутренних дел при возникновении чрезвычайных ситуаций социального характера.
В юридической литературе значительное место занимают исследования, посвященные режимам (режим чрезвычайного и военного положения, чрезвычайных обстоятельств, особых условий и др.) Это обусловливается тем, что государственное управление невозможно без установления правовых режимов по разным направлениям деятельности общества.
В каждом государстве существует объективная необходимость в умелой организации имеющихся сил и средств для поддержания надлежащего правопорядка при чрезвычайных ситуациях социального характера.
Таким образом, правовой режим при чрезвычайных ситуациях представляет собой сложное, комплексное правовое воздействие, состоящее из различных приемов и средств, направленных на достижение установленного правопо-
рядка и защиту интересов граждан, государства и общества.
Обращаясь к трудам российских коллег, мы видим, что понятие «правовой режим» достаточно глубоко изучено и широко применяется в различных областях права и юридической практике.
В административном праве правовой режим отражает специфику объекта административно-правового воздействия, а также используемых для его формирования и реализации правовых средств и способов правового регулирования. Административно-правовой режим является одним из правовых инструментов, позволяющих воздействовать на разнообразные объекты управления [2], однако в сфере чрезвычайных ситуаций, возникающих в Республике Казахстан, данное понятие почти не применяется, хотя необходимость в этом объективно имеется.
Изучение этой проблемы позволило нам сформулировать следующее определение правового регулирования применительно к Республике Казахстан, а именно:
правовое регулирование деятельности органов внутренних дел Республики Казахстан при чрезвычайных ситуациях социального характера представляет собой сложное, комплексное правовое воздействие, состоящее из различных приемов, способов и средств, направленных на достижение установленного правопорядка и позволяющих обеспечить защиту интересов граждан, государства и общества.
В обеспечении формирования и реализации правовых режимов при чрезвычайных ситуациях социального характера господствующее значение имеют нормы права в различных сферах. При помощи правовых норм и актов устанавливаются режимные правила, а также ответственность за нарушение этих правил. Правовые, организационные, информационные гарантии способствуют повышению эффективности правоприменительной деятельности органов внутренних дел по обеспечению выполнения или соблюдения предусмотренных правовым режимом обязанностей, запретов и ограничений.
Полагаем, что для достижения поставленной цели — защиты охраняемых законом интересов граждан, общества и государства — должны быть обеспечены следующие условия:
■ тщательная нормативная проработка формирования административно-правовых режимов с детализацией функций соответствующих должностных лиц;
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020
■ решение организационных вопросов функционирования административно-правовых режимов [1].
Только при наличии указанных условий можно рассчитывать на то, что тот или иной правовой режим, в том числе при чрезвычайных ситуациях социального характера, может быть успешно реализован.
В 2019 г. в Республике Казахстан зарегистрировано 15 821 чрезвычайная ситуация и случаи природного и техногенного характера.
При этом пострадало 2759 человек, из них погибло 573 человека, материальный ущерб составил 3456,8 млн тенге2.
Анализируя данную статистику, можно сделать вывод, что на территории Казахстана чрезвычайные ситуации имеют актуальный характер, а участие при их возникновении сотрудников органов внутренних дел является обязательным. В связи с этим проработка правового регулирования деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях социального характера является объективно необходимой.
В свою очередь, эффективность деятельности органов внутренних дел во многом зависит от наличия правильно сконструированных в юридическом смысле и практически действенных правовых режимов при чрезвычайных ситуациях, а также отлаженной правовой системы их реализации.
Практика свидетельствует и о том, что правовое регулирование в деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях социального характера оставляет желать лучшего.
В связи с этим особое значение приобретают вопросы теоретической проработанности правового регулирования, а также создания эффективной системы его реализации.
Необходимо отметить, что в настоящее время несовершенство законодательства, регламентирующего деятельность органов внутренних дел
при чрезвычайных ситуациях социального характера, не в полной мере позволяет устанавливать необходимые правовые режимы.
Указанные теоретические, правовые и организационные проблемы формирования и реализации правовых режимов в сфере деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях социального характера отражают современные потребности общества и требуют глубокого научного осмысления.
1 Закон Республики Казахстан от 23.04.2014 г. № 199-V «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» // https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31538985
2 http ://emer.gov.kz/ru/operativnaya- obstanovka/analiz-chs-po-respublike
Библиографический список
1. Долгополое А. А. Правовая регламентация административно-правовых режимов / / Вестник Моск. ун-та МВД России. 2006. № 6. С. 160.
2. Долгополое А.А. Теоретические и организационные основы административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ в Российской Федерации: Автореф. ... д-ра юрид. наук. М.: ГУ ВНИИ МВД, 2007. 58 с.
3. Ежакоеа К.О. Проблемные вопросы правового регулирования организации взаимодействия подразделений ОВД Республики Казахстан в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера // Вестник КЭУ: экономика, философия, педагогика, юриспруденция. Караганда, 2018. № 2 // https://www.keu.kz/ru/sci-20498/ vestnik-keu/ru-vestnik-2018-02-49.html
4. Назаренко И.А. Организация деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 226 с.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020