В. Б. КНЯЖЕВ,
начальник центра командно-штабных учений, доктор юридических наук, кандидат военных наук, доцент (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]
А. Ф. МАИДЫКОВ,
профессор кафедры управления органами
внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных
учений,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ E-mail: [email protected] (Академия управления МВД России)
Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность.
V. B. KNYAZHEV, Doctor of Law,
Candidate of Military Sciences, Associate Professor, Head of the Centre for Centre for Command Staff Trainings (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
A. F. MAYDYKOV,
Doctor of Law, Professor,
Merited Researcher of the Russian Federation,
Professor at the Department of Management
of Bodies and Units of the Ministry of the Interior
in Special Conditions
(Centre for Command Staff Trainings)
(Management Academy of the Ministry of the
Interior of Russia)
Scientific speciality: 12.00.11 - Judicial Activities, Prosecutorial Activities, Human Rights and Law Enforcement.
УДК 351.862.44
О некоторых особенностях правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в особых условиях
Some Specifics about Legal Control of Activity of Internal Affairs Bodies of the Russian Federation in Special Conditions
В статье рассматриваются особенности правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в особых условиях (обстановки), имеющие большое значение как для теории, так и для практики их функционирования. Приведена авторская классификация нормативных правовых актов, определяющих соответствующее направление деятельности МВД России.
Осуществлен анализ законодательства Российской Федерации и ведомственной нормативно-правовой базы с целью определения сущности таких правовых понятий, как «чрезвычайное обстоятельство» и «особые условия», которые необходимы для точного толкования уже существующих правовых норм и нормативных актов, а также их использования в процессе нормотворческой деятельности в будущем.
The article considers specifics about legal control of activity of internal affairs bodies of the Russian Federation in special conditions (environment), which are of importance as for theory, as for practice of their function. Author classification of normative legal acts, which significate applicable direction of activity of the Interior Ministry of Russia, is given.
The analysis of the legislation of the Russian Federation and departmental normative legal framework is carried out with the purpose of determining the essence of such legal concepts as "extraordinary circumstance" and "special conditions", which are necessary for an accurate interpretation of already existing legal norms and normative acts, as their use in the normative activities in the future.
Органы внутренних дел, особые условия их деятельности, правовое регулирование деятельности органов внутренних дел, особенности деятельности органов внутренних дел в особых условиях.
Internal affairs bodies, special conditions of their activity, legal control of activity of internal affairs bodies, specifics of activity of internal affairs bodies in special conditions.
92
Не рассматривая детально содержание и характер правового регулирования деятельности органов внутренних дел в особых условиях, так как это было сделано нами ранее в ряде научно-методических работ [2, с. 6—19], остановимся лишь на некоторых наиболее важных, на наш взгляд, вопросах указанной проблематики. К их числу мы относим прежде всего законодательную составляющую правового регулирования деятельности органов внутренних дел в особых условиях.
Структурно всю совокупность действующих правовых актов данного направления (сферы) деятельности можно представить как многоуровневое образование.
Первый уровень включает в себя Конституцию Российской Федерации и международные общепризнанные (ратифицированные Россией) правовые акты, представляющие собой правовую основу деятельности органов внутренних дел в особых условиях. К международным правовым актам можно отнести: Европейскую конвенцию о пресечении терроризма1, Резолюцию Совета Безопасности ООН 1373 (2001)2, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод3, Всеобщую декларацию прав человека4, Декларацию прав и свобод человека и гражданина5, Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека6.
Второй уровень содержит федеральные конституционные законы «О военном положении»7 и «О чрезвычайном положении»8.
1 Европейская конвенция о пресечении терроризма [Электронный ресурс]: заключена в г. Страсбурге 27 января 1977 г. (ETS № 90). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Резолюцию 1373 (2001) [Электронный ресурс]: принята Советом Безопасности на его 4385-м заседании 28 сентября 2001 г. // Официальный сайт Совета безопасности ООН. URL: http: www/un/ org (дата обращения: 30.07.2018).
3 Конвенция о защите прав человека и основных свобод [Электронный ресурс]: заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4 Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5 О Декларации прав и свобод человека и гражданина [Электронный ресурс]: постановление ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6 Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека [Электронный ресурс]: заключена в Минске 26 мая 1995 г. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
7 О военном положении: федер. конституц. закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.
8 О чрезвычайном положении: федер. конституц. закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.
На третьем уровне находятся федеральные законы. К их числу можно отнести федеральные законы «О полиции»9, «О безопасности»10, «О противодействии терроризму»11, «О противодействии экстремистской деятельности»12, «Об оперативно-розыскной деятельности»13, «О Федеральной службе безопасности»14, «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»15, «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»16.
На четвертом уровне находятся указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу. К числу таких правовых актов можно отнести Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»17 и постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»18.
К пятому уровню, по нашему мнению, относятся правовые акты, регламентирующие и регулирующие деятельность органов внутренних дел в особых условиях — межведомственные, ведомственные акты, а также правовые установления органов местного самоуправления.
9 О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
10 О безопасности: федер. закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
11 О противодействии терроризму: федер. закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
12 О противодействии экстремистской деятельности [Электронный ресурс]: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13 Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
14 О Федеральной службе безопасности: федер. закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.
15 О войсках национальной гвардии Российской Федерации: федер. закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 27 (ч. I). Ст. 4159.
16 О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федер. закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.
17 Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 // СЗ РФ. 2016. № 52 (ч. V). Ст. 7614.
18 О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: постановление Правительства РФ
от 30 декабря 2003 № 794 // СЗ РФ. 2004. № 2. Ст. 121.
К их числу относятся приказы, наставления, инструкции и уставы о планировании, обеспечении готовности и действиях при чрезвычайных обстоятельствах, в том числе в особых условиях. Указанные правовые акты в основном готовятся самими органами внутренних дел и для собственного использования. Что касается органов местного самоуправления, то их правовая деятельность и правовые акты по обеспечению правопорядка на обслуживаемой территории (в своих регионах) реализуются и применяются в строгом соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»19, касаются в основном сферы (вопросов) некриминального обслуживания населения, в частности спасения людей и их имущества во время наводнений, крупных пожаров и катастроф, проведения карантинных мероприятий в период эпидемий и эпизоотий, участия в обеспечении режима чрезвычайного положения [3, с. 3—13]. Главной отличительной особенностью последней названной нами группы правовых актов, по сравнению с предыдущими, является следующее. Если в основополагающих документах (правовых актах), таких как Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, содержатся принципиальные и главные установки для действий органов внутренних дел в особых условиях и при чрезвычайных обстоятельствах и ситуациях (такие, например, как цели, принципы, гарантии социальной защищенности физических и юридических лиц), то в ведомственных и межведомственных правовых актах содержится в основном информация адресного и конкретного свойства, правовые установки по непосредственной деятельности органов внутренних дел в тех или иных (определенных) ситуациях природного, техногенного, биологического и социального свойства (характера), в том числе при массовых беспорядках, розыске и задержании вооруженных преступников, проведении специальных операций, обеспечении различных (особых) правовых режимов.
Однако в этом направлении правового регулирования деятельности органов внутренних дел в особых условиях имеются и нерешенные проблемы. Одной из них является использование понятийного аппарата, в частности, таких важных и расхожих понятий, как «чрезвычайные ситуации», «чрезвычайные обстоятельства» и «особые условия». Речь в данном случае здесь идет о законодательном опреде-
лении и закреплении этих понятий. К сожалению, нельзя не обратить внимание на то, что в отдельных правовых актах указанные термины используются для объяснения тех или иных ситуаций с различным смыслом и подменяют друг друга. В большинстве из них отсутствуют единые определения, раскрывающие их содержание (кроме понятия «чрезвычайная ситуация»). Этот недостаток отсутствует в Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В ст. 1 «Основные понятия» указанного закона дается следующее определение данного понятия: «Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей»20. Можно как угодно относиться к данному определению, критиковать его за «излишнюю» категоричность, но оно существует и «работает»: прошло проверку временем, апробировано во многих научных трудах и на практике. К слову сказать, вышеуказанный закон — это один из немногих федеральных законов, который не был отменен. Такие его стабильность и «долголетие», учитывая указанную выше проблему, можно только приветствовать.
К сожалению, в отношении двух других терминов — «чрезвычайные обстоятельства» и «особые условия» — дело обстоит гораздо хуже. Определений, закрепленных в законе, характеризующих и раскрывающих их содержание (тем более по отношению к деятельности органов внутренних дел в указанных обстоятельствах (условиях)), пока не существует. Правда эти термины наличествуют и используются в различных ведомственных установлениях, в том числе для характеристики особенностей деятельности органов внутренних дел в различного вида и уровня обстоятельствах. Сравнительно-правовой анализ, проведенный нами для выяснения состояния ситуации с использованием указанных терминов и их научной разработки (формирования), подтверждает наше предположение.
Проиллюстрируем сказанное конкретными примерами использования термина «чрезвычайные обстоятельства». Обратимся к Федеральному закону «О полиции», регламентирующему деятельность полиции как основного
19 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
20 О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федер. закон от 21 декабря
1994 г. № 68-ФЗ (в ред. от 23.06.2016).
94
субъекта оперативно-служебной деятельности. К сожалению, прямого определения, такого как в Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в отношении понятия «чрезвычайные ситуации», этот правовой акт не содержит. Более того, в п. 7 ст. 12 гл. III «Обязанности полиции» Федеральный закон «О полиции» отсылает нас к определению и понятию «чрезвычайные ситуации» при выполнении полицией обязанностей в условиях эпидемий и эпизоотий. Приведем содержание этого пункта: «Принимать при чрезвычайных ситуациях (курсив наш. — Авт.) неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий»21.
Близка к определению понятия «чрезвычайное обстоятельство» формулировка, содержащаяся в ст. 3 гл. II «Обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения», Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»: «Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер»22. Далее в п. «а» и «б» данной статьи идет конкретизация указанных обстоятельств. Информация, которая содержится в названных пунктах, полностью относится к компетенции, правам, обязанностям и ответственности органов внутренних дел, следовательно, может быть включена в содержание определения «чрезвычайные обстоятельства» применительно к их деятельности. Однако это, как отмечалось выше, на законодательном уровне пока не сделано.
Термин (словосочетание) «чрезвычайные обстоятельства» используется также в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ). В п. 3 ст. 1359 разд. VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» части четвертой ГК РФ говорится об «использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца при чрезвычайных обстоятельствах (стихийных бедствиях, катастрофах, авариях) (курсив наш. — Авт.) с уведомлением о таком исполь-
21 О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (в ред. от 05.12.2017).
22 О чрезвычайном положении: федер. конституц. закон от 30 мая
2001 г. № 3-ФКЗ (в ред. федер. конституц. законов от 30.06.2003
№ 2-ФКЗ, от 07.03.2005 № 1-ФКЗ, 03.07.2016 № 6-ФКЗ).
от 12.03.2014 № 5-ФКЗ, от
зовании патентообладателя в кратчайший срок и с последующей выплатой ему соразмерной компенсации»23. В данном случае законодатель не формирует само определение «чрезвычайные обстоятельства», а рассматривает его содержание через называемые им (законодательные) виды обстоятельств, при этом вторгаясь в определение и содержание понятия «чрезвычайная ситуация», содержащееся в упомянутом ранее Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Таким образом, на законодательном уровне определение термина «чрезвычайные обстоятельства» пока отсутствует. Необходимость же такого определения очевидна. Нам могут возразить сторонники ведомственного правового регулирования деятельности органов внутренних дел посредством ссылки на ведомственные правовые акты.
Содержится такое определение и в научных трудах отдельных ученых (М. А. Громова, М. В. Киреева, С. А. Попова), в том числе и одного из авторов этой статьи — А. Ф. Майдыко-ва. Но, как отмечалось, в этой статье речь идет о законодательном закреплении этого термина по типу термина и словосочетания «чрезвычайная ситуация». Сформулировать такое определение предполагается в самое ближайшее время, учитывая его особую значимость и постоянное использование в правовых актах, регулирующих и регламентирующих деятельность органов власти и управления в различных условиях обстановки, в том числе при ее резком осложнении.
Противодействие полиции новым видам угроз национальной безопасности будет более успешным, если удастся выработать такую концепцию административно-правового статуса полиции, которая будет нацелена на решение будущих проблем полицейской деятельности [1, с. 6—10].
Кроме того, следует постоянно помнить, что только закон, обладая высшей юридической силой, служит правовой основой для принятия ведомственных правовых актов.
С учетом сказанного, опираясь на рассмотренные нами законы, предлагаем следующий вариант исследуемого словосочетания применительно к деятельности органов внутренних дел.
Чрезвычайное обстоятельство — это обстановка, которая сложилась на территориях, объектах и в отдельных местностях в результате возникновения событий, явлений, ситуаций, сопровождающихся действиями, создающими непосредственную угрозу жизни и безопасности граж-
23 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (ред. от 01.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. I). Ст. 5496.
дан, общества и государства в особых условиях. Чрезвычайные обстоятельства обычно связаны и сопутствуют другим ситуациям, событиям или явлениям природного, биологического, техногенного или социального характера.
Рассмотрим словосочетание «особые условия».
Мы считаем, что чрезвычайные происшествия, чрезвычайные ситуации и чрезвычайные обстоятельства могут вызывать или создавать особые условия для деятельности органов внутренних дел, во время которых в значительной степени изменяется содержание их повседневной деятельности, возникает необходимость в использовании специальных организационных форм, новых особых (специальных) тактических приемов и методов управления, а также действий. По сути — это особый правовой режим и обстановка в условиях, требующих создания временных организационно-штатных структур, привлечения дополнительных сил и средств, а также создания новой системы управления и связи, а при необходимости — проведения специальных операций.
В п. 5 ст. 37 Федерального закона «О полиции» до выхода в свет Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»24 было сказано, что «в период действия военного или чрезвычайного положения, а также проведении контртеррористической операции, и в условиях военного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и при других чрезвычайных ситуациях допускается в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на срок не более шести месяцев в течение календарного года, изменение режима служебного времени сотрудника полиции, возложение на него дополнительных обязанностей, командирование его в другую местность, временный перевод в другое подразделение без изменения характера службы, а также установление иных особых условий (курсив наш. — Авт.) и дополнительных ограничений без согласия сотрудника полиции». В настоящее время данный пункт Федерального закона «О полиции» утратил силу.
Вместе с тем термин «особые условия» довольно широко используется в других министерствах и ведомствах в целях правового регулирования содержания и особенностей их деятельности в той или иной обстановке. Например,
ст. 85 разд. I «Общая часть» Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — УИК РФ) отчетливо и прямо говорится о том, что «в случаях стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных в исправительном учреждении может быть введен режим особых условий . Этот режим вводится на срок до 30 суток по решению руководителя федерального органа исполнительной власти и включает в себя целый ряд ограничений по установлению и усилению контроля и надзора, а также ответственности осужденных за допущенные правонарушения»25.
Федеральный закон «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 35 «Прохождение службы в федеральной противопожарной службе в особых условиях» раскрывает содержание этого вида условий (обстановки), к которому относит военное положение, чрезвычайное положение, период контртеррористической операции, условия вооруженного конфликта, аварии и катастрофы, при крупных пожарах и др.26
Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ) в ст. 146 «Оплата труда в особых условиях» определяет, что «оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере»27.
Отмечается также, что «в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями».
Возвращаясь к анализу правовых актов о деятельности органов внутренних дел в особых условиях, отметим, что такие правовые акты имеются как на законодательном уровне (помимо Федерального закона «О полиции»), так и в порядке ведомственного правового регулирования. Например, в гл. I «Общие положения» Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» есть специальная ст. 35, которая называется «Прохождение службы в органах внутренних дел в особых условиях».
24 О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. I). Ст. 7020.
25 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (в ред. от 20.12.2017) // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
26 О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 22. Ст. 3089.
27 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 05.02.1918) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 3.
Приказ МВД России «О некоторых вопросах прохождения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации службы в особых условиях» непосредственно в названии содержит словосочетание «особые условия»28.
Но, к большому сожалению, ни в одном из перечисленных нормативных правовых актов не дается определение этому понятию, а лишь излагаются такие отдельные его составляющие, как особенности прохождения службы, специфика оплаты труда, характеристика событий (обстановки), в которых сотрудникам приходится исполнять свои должностные обязанности, и т. д. Вместе с тем приведенный нами сравнительный анализ действующих правовых актов позволяет определить и сформулировать, по нашему мнению, сущностные черты особых условий, в которых осуществляют свою
28 О некоторых вопросах прохождения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации службы в особых условиях: приказ МВД России от 6 июня 2012 г. № 562 (в ред. приказов МВД России от 02.07.2014 № 559, от 14.11.2016 № 722).
деятельность органы внутренних дел всех уровней управления. К таким чертам, в частности, можно отнести то, что «особые условия» для органов внутренних дел — это не рекомендательная, а обязательная сфера и сторона их функционирования, обстановка, в которой они при определенных обстоятельствах не только могут, но и должны быть готовы эффективно действовать. Вот с этих позиций мы, подводя итог сказанному, сформулируем следующие определение и понятие термина (словосочетания) «особые условия».
Особые условия — это повышенная по степени опасности и последствиям обстановка, вызываемая явлениями (событиями) социального, природного, техногенного, биологического характера и требующая от органов государственной власти, органов местного самоуправления принятия (реализации) специальных правовых, организационных, тактических мер и всестороннего обеспечения для защиты интересов личности, общества, государства в мирное или военное время.
Список литературы:
References:
1. Амельчаков И. Ф. Современная концепция 1. административно-правового статуса полиции // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. № 2 (28).
2. Княжев В. Б. и др. Организация управления 2. органами внутренних дел в особых условиях: учебник. М., 2017. Ч. 1.
3. Майдыков А. Ф. Совершенствование право- 3. вого регулирования деятельности органов внутренних дел в особых условиях: лекция. М., 2011.
Amelchakov I. F. Conception of Administrative
and Legal Status of Police Forces in Modern
Russia // Bulletin of the Kazan Law Institute of
MIA of Russia. 2017. № 2 (28).
Knyazhev V. B. i dr. Organizaciya upravleniya
organami vnutrennih del v osobyh usloviyah:
uchebnik. M., 2017. Ch. 1.
Majdykov A. F. Sovershenstvovanie pravovogo
regulirovaniya deyatel'nosti organov vnutrennih
del v osobyh usloviyah: lekciya. M., 2011.
96