Научная статья на тему 'Нормативная основа деятельности ОВД в особых условиях'

Нормативная основа деятельности ОВД в особых условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3117
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЛИЧНОСТИ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА / ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПОВСЕДНЕВНОГО ХАРАКТЕРА / УПРАВЛЕНИЕ ОВД В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ / PROTECTION OF THE RIGHTS AND LEGITIMATE INTERESTS OF THE PERSONALITY / PUBLIC ORDER / PUBLIC SAFETY / LAW-ENFORCEMENT ACTIVITY / THE ADMINISTRATIVE LEGISLATION / AN ADMINISTRATIVE LEGAL REGIME / SPECIAL CONDITIONS OF SPECIAL CHARACTER / SPECIAL CONDITIONS OF DAILY CHARACTER / MANAGEMENT OF DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS IN SPECIAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зиборов Олег Валентинович, Павличев Игорь Станиславович

Представлен анализ нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ОВД в особых условиях. При этом с учетом того, что особые условия могут носить повседневный или специальный характер, обращено внимание на актуализацию проблемы исследования деятельности ОВД в особых условиях повседневного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зиборов Олег Валентинович, Павличев Игорь Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Standard basis of activity of department of internal affairs in special conditions

In article the analysis of the regulations regulating activity of Department of Internal Affairs in special conditions is carried out. At the same time taking into account that special conditions can have daily or special character, the attention to updating of a problem of a research of activity of Department of Internal Affairs in special conditions of daily character is paid.

Текст научной работы на тему «Нормативная основа деятельности ОВД в особых условиях»

УДК 34 ББК 67

© Зиборов О.В., Павличев И.С.

НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

ОЛЕГ ВАЛЕНТИНОВИЧ ЗИБОРОВ,

врио первого заместителя начальника Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент, E-mail: oleg.ziborov@bk.ru; ИГОРЬ СТАНИСЛАВОВИЧ ПАВЛИЧЕВ, адъюнкт кафедры административного права и административной деятельности ОВД Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова

E-mail: pavlichev. igor2009@yandex.ru Научная специальность 12.00.11 — Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Представлен анализ нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ОВД в особых условиях. При этом с учетом того, что особые условия могут носить повседневный или специальный характер, обращено внимание на актуализацию проблемы исследования деятельности ОВД в особых условиях повседневного характера.

Ключевые слова: охрана прав и законных интересов личности, общественный порядок, общественная безопасность, правоохранительная деятельность, административное законодательство, административно-правовой режим, особые условия специального характера, особые условия повседневного характера, управление ОВД в особых условиях.

Annotation. In article the analysis of the regulations regulating activity of Department of Internal Affairs in special conditions is carried out. At the same time taking into account that special conditions can have daily or special character, the attention to updating of a problem of a research of activity of Department of Internal Affairs in special conditions of daily character is paid.

Keywords: protection of the rights and legitimate interests of the personality, public order, public safety, law-enforcement activity, the administrative legislation, an administrative legal regime, special conditions of special character, special conditions of daily character, management of Department of Internal Affairs in special conditions.

Для цитирования: Зиборов О.В., Павличев И.С. Нормативная основа деятельности ОВД в особых условиях. Вестник московского университета МВД России. 2018;(2):82-5.

Сложившаяся в последнее время ситуация, связанная с проблемой построения правового государства, где приоритетом является охрана прав и законных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств, потребовала проведения большого ряда преобразований в деятельности государственных организаций и учреждений. Требования, предъявляемые к осуществлению правоохранительной деятельности, постоянно увеличиваются. Это обусловлено значительным количеством регистрируемых преступлений, совершаемых на территории нашей страны, а также существенными изменениями, произошедшими в правоохранительной области. Так, согласно данным,

представленным на официальном сайте МВД России, за январь-декабрь 2017 года на территории РФ зарегистрировано — 2058,5 тысяч преступлений, или на 4,7% меньше, чем за аналогичный период 2016 года1.

Существенные преобразования коснулись системы МВД и его структурных подразделений, в результате чего с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»2 был принят ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих условия прохождения службы в ОВД, а также произошло реформирование милиции в полицию.

Помимо обозначенного нормативного правового акта основой административно-правового регулиро-

вания условий прохождения службы в органах внутренних дел также являются: федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»3 и федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»4.

Рассматривая деятельность ОВД, и изучая административное законодательство, регламентирующее порядок прохождения и условия службы в ОВД РФ, можно отметить, что деятельность ОВД носит специфический характер, выраженный в том, что даже реализация ее повседневных задач может быть отнесена к «особым условиям» деятельности.

По справедливому замечанию А.Ф. Майдыкова, особые условия представляют собой повышенную по степени опасности и последствиям для жизни и здоровья людей, сохранности материальных культурных ценностей, нормальной деятельности предприятий, организаций и учреждений обстановку (состояние), вызываемую событиями (явлениями) природного, биологического, техногенного и социального характера и требующую от органов внутренних дел для ее нормализации специальных правовых, организационных, тактических мер и их ресурсного обеспечения5. Следовательно, особые условия — это такое состояние, которое образуется в результате воздействия обстоятельств различного характера и может создавать угрозу безопасности личности, общества и государства, и требует от ОВД принятия действенных мер, направленных на нормализацию обстановки и приведение в нормальный режим функционирования всех объектов жизнедеятельности. Проследим, как законодатель обозначает особые условия в деятельности ОВД.

Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», определены общие условия и порядок прохождения службы в ОВД. Однако этим официальным документом не уделено должного внимания «особым условиям» несения службы. В отличие от этого нормативного правового акта в статье 35 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»6, обозначен перечень особых условий деятельности ОВД. В перечень особых условий входят: военное положение или чрезвычайное положение, проведение контртеррористической операции, вооруженный конфликт, ликвидация последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и другие чрезвычайные ситуации. Отсюда следует, что законодатель, с одной стороны дает исчерпывающий перечень условий, которые являются особыми, с другой стороны, содержит формулировку «другие чрезвычайные ситуации», что предпо-

лагает возможность расширительного толкования.

Деятельность ОВД в особых условиях регламентируется не только нормативными правовыми актами, носящими ведомственный характер, но и подзаконными нормативными правовыми актами, к которым относятся постановления Правительства Российской Федерации. В частности, перечень особых условий несения службы сотрудниками органов внутренних дел с соответствующими надбавками определен в постановлении Правительства РФ от 8 декабря 2011 года № 1021 «О ежемесячной надбавке к должностному окладу за особые условия службы сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации»7. Данный перечень не является исчерпывающим и подвергается систематическим изменениям, исходя из складывающейся криминогенной обстановки. Так, в соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2017 года №1208 «О внесении изменения в перечень особых условий службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и предельных размеров ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы» в перечень особых условий теперь включено несение службы в органах внутренних дел, организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области8.

В научной литературе исследователями уделяется повышенное внимание рассмотрению вопросов, связанных деятельностью ОВД в особых условиях. В основном авторы рассматривают особые условия функционирования ОВД в рамках специальных административно-правовых режимов, когда на определенной территории или объекте вводятся специальные ограничения, запреты, обязательства, специальные административные меры, разрешительный способ реализации прав9, а в некоторых случаях дозволенные рамки функционирования общественных отношений10. При этом специальные административно-правовые режимы ориентированы, главным образом, на обеспечение общественной безопасности и охрану общественного порядка, и могут обозначаться как «особые режимы»11 или как «экстраординарные (специальные) административно-правовые режимы»12.

При этом деятельность ОВД в особых условиях характеризуется тремя уровнями управления: тактическим (силы и средства территориальных ОВД); региональным (силы и средства территориальных ОВД, входящих в состав конкретного региона); федеральным (применяется в случае введения специального административно-правового режима на всей территории РФ)13.

Обобщая приведенные суждения можно сказать, что авторы рассматривают деятельность ОВД в особых условиях специального характера, обусловленных введением на определенных территориях или на всей территории РФ специальных административно-право-

вых режимов с соответствующими правовыми последствиями и ограничениями.

Но было бы неверным утверждать, что деятельность ОВД в особых условиях находит свое отражение только в рамках специальных административно-правовых режимов. Российское законодательство, определяя особые условия несения службы, которые носят экстремальный характер при имеющейся высокой вероятности причинения вреда здоровью или гибели сотрудника ОВД, обходит вниманием особые условия деятельности повседневного характера, которые не связаны с введением какого-либо специального административно-правового режима.

В целом, учитывая, что в деятельности ОВД выделяется два вида условий функционирования: «особые условия специального характера» и «особые условия повседневного характера», последнему из них в науке административного права не посвящено фундаментальных исследований.

Вместе с тем, необходимость исследования деятельности ОВД в особых условиях повседневного характера обусловлена рядом факторов, а именно:

• выполнением повседневных задач, таких как, обеспечение общественной безопасности, укрепление общественного порядка, борьба с правонарушениями и преступлениями, защита прав и законных интересов граждан, охрана собственности;

• своевременным реагированием на изменение криминогенной обстановки и возникновением непосредственных оснований для введения специальных административно-правовых режимов на местном, региональном и федеральном уровнях;

• созданием специальной системы управления ОВД, постоянным поддержанием сил и средств ОВД, для их эффективного применения в случае возникновения особых условий специального характера и др.

Таким образом, в деятельности ОВД следует выделить два вида особых условий — специального и повседневного характера. Ввиду того, что именно «особые условия деятельности органов внутренних дел повседневного характера» нуждаются как в законодательном регламентировании, так и в соответствующих административно-правовых научных исследованиях, посвященных этой проблематике, изучение проблемы, связанной с организацией деятельности ОВД в особых условиях повседневного характера, является актуальным и требует проведения фундаментальных исследований.

1 Состояние преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2017 года [Элек-тронный ресурс]. Режим доступа: https://мвд.рф/reports/item/12167987/ (дата обращения 08.02.2018 г.).

2 См.: О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 г. №

З-ФЗ (ред. от 05.12.2017 г.) // Со-брание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.

3 О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: феде-раль-ный закон от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) // Собрание законодатель-ства РФ, 25.07.2011, № 30 (ч. 1), ст. 4595.

4 О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в от-дельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 30.11.2017 г. № 342-ФЗ (ред. от 01.07.2017 г.) // Собрание законодательства РФ, 05.12.2011, № 49 (ч. 1), ст. 7020.

5 Майдыков А.Ф. Актуальные проблемы управления органами внутренних дел МВД Рос-сии в особых условиях — М.: Академия управления МВД России. 2009. С. 5-6.

6 См.: О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ (ред. от 01.07.2017 г.) // Собрание законодательства РФ, 05.12.2011, № 49 (ч. 1), ст. 7020.

7 О ежемесячной надбавке к должностному окладу за особые условия службы сотрудни-кам органов внутренних дел Российской Федерации: постановление Правительства Рос-сийской Федерации от 8.12.2011 г. № 1021 (ред. от 04.10.2017 г.) // Собрание законода-тельства РФ, 19.12.2011, № 51, ст. 7532.

8 О внесении изменения в перечень особых условий службы сотрудников органов внут-ренних дел Российской Федерации и предельных размеров ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы: постановление Правительства Россий-ской Федерации от 04.10.2017 г. № 1208 // Собрание законодательства РФ, 09.10.2017, № 41, ст. 5987.

9 См.: Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник для вузов. М., 2000. С. 414; Зиборов О.В. Административно-правовая концепция военного положения: дис. ...докт. юрид. наук. Краснодар, 2016. С. 104; Мелехин А.В. Проблемы формирования законода-тельства об особых правовых режимах в Российская Федерации // Журнал российского права. 2005. № 10. С. 99-101 и др.

10 См. напр.: Зиборов О.В. Административно-правовая концепция военного положения: дис. .докт. юрид. наук. Краснодар, 2016. С. 106; Румянцев Н.В. Модель формирования эффективной системы управления органами внутренних дел в особых условиях // Вест-ник Московского университета МВД России. 2011. № 9. С. 41-46.

11 Рыльская М.А. Особенности реализации специальных административных режимов // Административное и муниципальное право. 2012. № 3. С. 44-52.

12 Зырянов С.М. Экстраординарные (специальные) административно-правовые режимы: понятие и обоснование необходимости введения // Журнал российского права. 2016. № 4. С. 72-81.

13 Румянцев Н.В. Модель формирования эффективной системы управления органами внутренних дел в особых условиях // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 9. С. 41-46.

Литература

1. Состояние преступности в Российской Федерации за январь — декабрь 2017 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://мвд. рф/геро11з/йет/12167987/ (дата обращения 08.02.2018 г.).

2. О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 05.12.2017 г.) // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.

3. О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) // Собрание законодательства РФ, 25.07.2011, № 30 (ч. 1), ст. 4595.

4. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 30.11.2017 г. № 342-ФЗ (ред. от 01.07.2017 г.) // Собрание законодательства РФ, 05.12.2011, № 49 (ч. 1), ст. 7020.

5. О ежемесячной надбавке к должностному окладу за особые условия службы сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 8.12.2011 г. № 1021 (ред. от 04.10.2017 г.) // Собрание законодательства РФ, 19.12.2011, № 51, ст. 7532.

6. О внесении изменения в перечень особых условий службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и предельных размеров ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы: постановление Правительства Российской Федерации от

04.10.2017 г. № 1208 // Собрание законодательства РФ, 09.10.2017, № 41, ст. 5987.

7. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник для вузов. М., 2000. С. 414.

8. Зиборов О.В. Административно-правовая концепция военного положения: дис. ...докт. юрид. наук. Краснодар, 2016. С. 104, 106.

9. Майдыков А.Ф. Актуальные проблемы управления органами внутренних дел МВД России в особых условиях — М.: Академия управления МВД России. 2009. С. 5-6.

10. Мелехин А.В. Проблемы формирования законодательства об особых правовых режимах в Российская Федерации // Журнал российского права. 2005. № 10. С. 99-101.

11. Рыльская М.А. Особенности реализации специальных административных режимов // Административное и муниципальное право. 2012. № 3. С. 44-52.

12. Зырянов С.М. Экстраординарные (специальные) административно-правовые режимы: понятие и обоснование необходимости введения // Журнал российского права. 2016. № 4. С. 72-81.

13. Румянцев Н.В. Модель формирования эффективной системы управления органами внутренних дел в особых условиях // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 9. С. 41-46.

Социальная политика в органах внутренних дел зарубежных стран. Монография. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Быковская Ю.В. Издательство ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 143 с.

Проводится анализ социальной политики в органах внутренних дел государств дальнего зарубежья, стран Восточной Европы, Балтии и СНГ. Рассмотрены системы оплаты и стимулирования труда, медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения. Исследованы критерии оценки эффективности деятельности правоохранительных органов зарубежных стран.

Для сотрудников органов внутренних дел, а также для адъюнктов и докторантов высших учебных заведений системы образования МВД России.

Ю.В. Быковская

Социальная политика в органах внутренних дел зарубежных стран

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.