Государственная служба и кадры. 2024. № 3. С. 42 — 46. State service and personnel. 2024;(3):42 —46.
Научная статья УДК 349.3
https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-42-46 NIION: 2012-0061-03/24-117
EDN: https://elibrary.ru/YRJKBH MOSURED: 77/27-008-2024-03-317
Достойное социальное обеспечение сотрудника ОВД — показатель эффективности деятельности полиции
Александра Михайловна Зарина1, Лидия Ирековна Ларионова2
1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected]
2 Казанский юридический институт МВД России, Казань, Россия [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы социального обеспечения в органах внутренних дел в сфере оплаты труда, жилищного и медицинского обеспечения. Установлено, что сотрудники полиции и других правоохранительных органов имеют разные социальные гарантии. Для реализации принципа справедливости предлагается внести изменения в ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также разработать и принять федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения сотрудников органов внутренних дел». Необходимо создать законодательную базу, способствующую быстро и своевременно получать сотрудниками полиции специализированную медицинскую помощь. Также вернуть сотрудникам, имеющим право на пенсию, доплату от 25 до 50% суммы пенсии, которая могла быть им назначена.
Ключевые слова: социальная защита, социальные гарантии, сотрудник органов внутренних дел, денежное довольствие, пенсия, единовременная социальная выплата, медицинское обслуживание.
Для цитирования: Зарина A.M., Ларионова Л.И. Достойное социальное обеспечение сотрудника ОВД — показатель эффективности деятельности полиции // Государственная служба и кадры. 2024. № 3. С. 42—46. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-42-46 END: https://elibrary.ru/YRJKBH
Original article
Decent social security for a police officer is an indicator of the effectiveness of police activities
Alexandra M. Zorina1, Lidia Ir. Larionova2
1 V.Ya. Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia,
2 Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Kazan,
Russia, [email protected]
Annotation. The article discusses the main problems of social security in the internal affairs bodies in the field of wages, housing and medical care. It has been established that police officers and other law enforcement agencies have different social guarantees. To implement the principle of fairness, it is proposed to amend Part 4 of Art. 2 of the Federal Law of July 19, 2011 No. 247-FZ «On social guarantees for employees of internal affairs bodies of the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation», as well as to develop and adopt the Federal Law «On the savings and mortgage system of housing provision for employees of internal affairs bodies affairs». It is necessary to create a legislative framework that facilitates the rapid and timely receipt of specialized medical care by police officers. Also, return to employees eligible for a pension an additional payment of 25% to 50% of the pension amount that could have been assigned to them.
Keywords: social protection, social guarantees, internal affairs officer, salary, pension, one-time social payment, medical care.
For citation: Sarin Gas.M., Larionova L.I. Decent social security of an employee of the Department of Internal Affairs-an indicator of the effectiveness of police work // Civil service and personnel 2024. No. 3. P. 42—46. https://doi.org/ 10.24412/2312-0444-2024-3-42-46 END: https://elibrary.ru/YRJKBH
© Зарина А.М., Ларионова Л.И. М., 2024.
№ 3/2024
На сегодняшний день актуальной является проблема предоставления достойных социальных гарантий сотруднику ОВД. Так, в рядах сотрудников полиции наблюдается острая нехватка кадров, некомплект личного состава равен 152 тыс. человек. Министр МВД РФ, генерал полиции В.А. Колокольцев отметил, что сложности комплектования прослеживаются в отдельных субъектах России. В свою очередь, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко заявила, что государству предстоит решить обозначенную проблему. Совместная работа должна быть осуществлена сенаторами совместно с органами исполнительной власти, в том числе на местном уровне, результатом которой станут конкретные меры поддержки сотрудников полиции [6]. Следуя обозначенной положительной тенденции органов государственной власти, актуально обратить внимание на современные проблемы оплаты труда полицейских, а также вопросы их социального обеспечения.
В современном правовом пространстве под социальной защитой сотрудников полиции понимается система мероприятий, которые реализуют органы государственной власти, включающая в себя оказание социальных услуг на высоком уровне. При этом создаются определенные экономические, политические и социальные условия для граждан, а также реализуются отдельные виды социальных гарантий и материальной помощи сотрудникам, подвергающимся постоянному риску для жизни.
В соответствии с действующим законодательством определяются специальные функции и задачи сотрудников органов внутренних дел. Обозначенная категория граждан нуждается в применении к ней отдельных мер социальной защиты [5, с. 3]. Федеральный закон «О полиции» в ст. 1 закрепляет основные направления деятельности полиции — это охрана и защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, охрана общественного порядка и общественной безопасности, предупреждение и противодействие преступности и др. Реализация данных задач будет эффективна тогда, когда сотрудник органов внутренних дел будет надежно защищен государством в сфере социального обеспечения [7, с. 11; 8, с. 24].
Специфика работы в полиции не позволяет повысить свое благосостояние посредством занятия предпринимательской деятельностью, что описано в законе. Сотрудник органов внутренних дел ограничен в реализации своих прав, а в отдельных случаях действуют запреты, связанные с осуществлением функций государственного служащего. Труд полицейского достаточно интенсивен и опасен. В связи с этим именно органы госу-
дарственной власти должны создать благоприятные для граждан социальные и экономические условия прохождения службы в органах внутренних дел.
Предлагаем рассмотреть наиболее актуальные проблемы реализации социальных прав сотрудников органов внутренних дел.
Первое, на что сегодня уже неоднократно обращено внимание, - это оплата труда сотрудников полиции. Сегодня большое внимание уделено повышению денежного довольствия сотрудников и сохранению тенденции единого федерального финансирования. В практике работы милиции до 2012 г. финансирование было разделено на региональный и федеральный бюджеты (соответственно охраны общественного порядка и криминальной милиции), что, на наш взгляд, не в полной мере отвечало потребностям сотрудников ОВД. Следует предусмотреть различные виды материальной помощи со стороны органов местного самоуправления в виде премиальных средств, финансирования ремонта помещений и т.д., однако заработная плата должна выплачиваться из федерального бюджета, исходя из поставленных перед МВД РФ задач.
Обеспечение сотрудников ОВД денежным довольствием предусмотрено Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», где в. п. 4 ст. 2 сказано: «Размеры окладов по типовым должностям сотрудников и окладов по специальным званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники». Однако оплата труда сотрудников Следственного комитета РФ предусмотрена постановлением Правительства РФ от 20.06.2011 № 481 «Об установлении должностных окладов сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, по штатным должностям которых предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий», где установлено, что размер должностного оклада устанавливается в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации. В свою очередь, оплата труда сотрудников органов прокуратуры определена постановлением Правительства РФ от 01.03.2018 № 206 «Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов и организаций
№ 3/2024
прокуратуры Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», в котором сказано, что размер должностного оклада устанавливается в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации. В связи с этим для соблюдения равноправия обеспечения прав сотрудников правоохранительных органов предлагается внести изменения в п. 4 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установив размер должностного оклада сотрудника органов внутренних дел в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя министра внутренних дел Российской Федерации.
Ранее, согласно приказу Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20.04.1999 № 300 «О выплате сотрудникам органов внутренних дел, имеющим право на пенсию, ежемесячной доплаты», сотрудникам органов внутренних дел, имеющим право на пенсию, устанавливалась в зависимости от стажа службы в ОВД ежемесячная доплата от 25 до 50% суммы пенсии, которая могла быть им назначена. На сегодняшний день такая выплата не предусмотрена. Для привлечения более опытных специалистов и развития института наставничества в ОВД необходимо стимулировать работу сотрудников с большим стажем и опытом. В свою очередь, Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации» и Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривают выплату такого рода.
Безусловно, такой показатель, как удовлетворенность сотрудников органов внутренних дел социальным обеспечением, влияет на повышение престижа службы в МВД России. В свое время, когда в Российской Федерации были экономически тяжелые периоды, органы государственной власти применяли практику увеличения заработной платы сотрудников органов внутренних дел посредством введения различного рода надбавок, компенсационных выплат и т.д. [1, с. 212]. В связи с этим необходимо увеличить размер оклада таким образом, чтобы он был больше или равен всем максимальным надбавкам, так как сегодня это третья часть заработной платы сотрудника.
Еще одной проблемой является право сотрудника ОВД на жилищное обеспечение, однако реализовать такое право достаточно сложно из-за большого количества условий. Отдельные граж-
дане недобросовестно получают жилье, намеренно избавляясь от имущества и создавая условия для выделения единовременной социальной выплаты. Так, Н.П. Маюров и В.С. Бялт считают, что отдельные сотрудники умышленно ухудшают свои жилищные условия в цельях постановки на учет заново по прошествии пяти лет на получение единовременной социальной выплаты. Действительно, Жилищный кодекс РФ определяет указанный временной промежуток как вполне допустимый. Авторы считают, что, в связи с тем что материальное положение было ухудшено для того, чтобы в будущем с помощью государства его улучшить, необходимо продумать процедуру предоставления единовременной социальной выплаты, применяя данную субсидию адресно с учетом конкретных жизненных условий и сложившихся у лица обстоятельств [2, с. 181].
М.В. Доцкевич утверждает, что увеличение финансирования со стороны государства не решит проблему обеспеченности сотрудников полиции жильем. Автор считает, что проблему можно решить следующим образом. Предлагается создать специальную строительную корпорацию, находящуюся на балансе государства, для обеспечения жильем как сотрудников правоохранительных органов, так и сотрудников Вооруженных Сил РФ. Объекты, которые будут строиться организацией, должны быть предложены потребителям по кадастровой стоимости. В свою очередь, сотрудникам, покупающим такие строительные объекты, государственные органы предоставят целевой беспроцентный жилищный кредит, рассчитанный в соответствии со стоимостью квартиры.
Обозначенная выше предложенная автором схема социального обеспечения жильем сотрудников правоохранительных органов и Вооруженных Сил РФ позволяет констатировать, с одной стороны, вложение государством денежных средств, а с другой — повышение уровня строительства объектов и обеспечение значительного числа граждан жильем. При такой положительной тенденции денежные средства, выделенные на обозначенные цели, возвращаются обратно государству, так как сотрудники выкупают жилье по цене себестоимости объекта строительства [3, с. 84].
В качестве положительного примера реализации указанного права необходимо, по аналогии с Федеральным законом от 20.08. 2004 № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», принять закон для обеспечения сотрудников ОВД жильем, что значительно упростит процедуру получения недвижимости и повысит показатели обеспеченности сотрудников, что в дальнейшем при-
№ 3/2024
влечет большее количество лиц на службу в полиции. Предлагаем принятие федерального закона ««О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения сотрудников органов внутренних дел». Таким образом, сегодня важно провести выравнивание социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел с социальными гарантиями сотрудников иных федеральных органов исполнительной власти.
Предлагается проводить информирование сотрудников ОВД по вопросам возможности обеспечения их жильем со стороны государства. Для этого необходимо направлять информацию в виде печатных изданий в территориальные органы МВД России, сотрудникам отдела кадров проводить семинары; осуществлять издание методических рекомендаций, учебных пособий и других справочных материалов; на занятиях по служебной подготовке с участием представителей из жилищно-бытовой комиссии разъяснять отдельные вопросы применения жилищного законодательства [3, с. 85].
Т.Л. Евдокимова обозначила проблему реализации права на медицинское обслуживание сотрудников полиции. Так, сотрудники полиции не могут использовать полисы медицинского страхования. В случае если полис был выдан страховой организацией до поступления на службу в МВД России, сотрудник в обязательном порядке возвращает его в организацию. В противном случае действия лица оцениваются как преступные и подлежат квалификации по ст. 159.5 УК РФ.
Важной проблемой является отсутствие в ведомственных поликлиниках специалистов узкого профиля, а также оборудования. В отдельных случаях сотрудник может получить медицинскую помощь в государственных или муниципальных медицинских организациях. Для того чтобы сотрудники МВД России могли получить необходимую медицинскую помощь, между подразделением МВД России и медицинской организацией заблаговременно должен быть заключен договор. Также сотрудник должен обращаться только в ту ведомственную организацию здравоохранения, к которой он закреплен по роду службы. Расходы на указанные выше цели предусматриваются из бюджетных ассигнований федерального бюджета органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Выделение такого рода денежных средств незначительно по объему, в связи с чем оказание медицинской помощи за пределами ведомственных организаций фактически невозможно [4, с. 184, 185].
Таким образом, на сегодняшний день актуальными являются три направления социальной политики в ОВД:
1) обеспечение денежным довольствием;
2) предоставление единой социальной выплаты;
3) медицинское обслуживание.
В связи с этим необходима не только корректировка действующих законов, но и создание новых механизмов регулирования данных отношений. На сегодняшний день остро стоит проблема уравнивания социальных прав сотрудников ОВД с правами сотрудников других органов исполнительной власти, реализуя принцип справедливости. Целью указанных преобразований является повышение престижа службы в полиции и эффективности деятельности аппарата МВД России. Регулярное информирование сотрудников о положенных им социальных выплатах и гарантиях позволит увеличить удовлетворенность службой лиц в подразделениях ОВД.
Список источников
1. Анохина С.Ю. Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел как гарантия их социальной защиты // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2018. № 18/2. С. 210—213.
2. Бялт В.С., Маюров Н.П. Институт социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел на современном этапе реформирования системы МВД России // Пробелы в российском законодательстве. М.: Медиа-ВАК. 2013. № 1. С. 178—183.
3.Доцкевич М.В. Обеспечение социальной защиты сотрудников органов внутренних дел как приоритетное направление работы с кадрами // Вестн. Тюмен. ин-та повышения квалификации сотрудников МВД России. 2014. № 2 (3). С. 82—85.
4. Евдокимова Т.Л. Актуальные проблемы медицинского обеспечения сотрудников и пенсионеров органов внутренних дел России / История, теория, практика российского права. 2018. № 11. С. 183—187.
5. Михайлюк ПА. Административно-правовое регулирование социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 22 с.
6. Сенаторы вместе с МВД разработают меры по повышению зарплат полицейских // https:// senatinform.ru/news/senatory_vmeste_s_mvd _ razrabotayut_mery_po_povysheniyu_zarplat_politseyskikh /
7. Черникова Е.Г., Черников АА. К вопросу изучения некоторых аспектов обеспечения социальной защиты сотрудников правоохранительных органов // Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия. 2016. № 6. С. 11—20.
8. Южакова Л.С. Социальное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской
№ 3/2024
Федерации // Правопорядок: история, теория, практика. 2017. № 2(13). С. 24—27.
References
1. Anokhina S.Yu. Pension provision for employees of internal affairs bodies as a guarantee of their social protection // Current problems in the fight against crimes and other offenses. 2018. № 18/2. P. 210—213.
2. Byalt V.S., Mayurov N.P. Institute of social guarantees for employees of internal affairs bodies at the present stage of reforming the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Gaps in Russian legislation. M.: Media-VAK, 2013. № 1. P. 178—183.
3. Dotskevich M.V. Ensuring social protection of employees of internal affairs bodies as a priority direction of work with personnel // Bulletin of the Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. № 2 (3). P. 82—85.
4. Evdokimova T.L. Current problems of medical provision for employees and pensioners of the internal affairs bodies of Russia // History, theory, practice of Russian law. 2018. № 11. P. 183—187.
5. Mikhailyuk PA. Administrative and legal regulation of social protection of employees of internal affairs bodies in the Russian Federation: abstract. dis. Ph.D. legal Sci. M., 2011. 22 p.
6. Senators, together with the Ministry of Internal Affairs, will develop measures to increase police salaries // https://senatinform.ru/news/ senato^_vmeste_s_mvd_razrabotayut_mery__po_povysheniyu_ zarplat_politseyskikh/
7. Chernikova E.G., Chernikov AA. On the issue of studying some aspects of ensuring social protection of law enforcement officers // Politics, economics and social sphere: problems of interaction. 2016. № 6. P. 11—20.
8. Yuzhakova L.S. Social security for employees of internal affairs bodies of the Russian Federation // Legal order: history, theory, practice. 2017. № 2 (13). P. 24—27.
Информация об авторе авторах
Зарина А.М. — доцент кафедры уголовного права Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент, подполковник полиции; доцент кафедры международного и частного права юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ
Ларионова Л.И. — преподаватель кафедры административного права, административной деятельности и управления органов внутренних дел Казанского юридического института МВД России
Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
Статья поступила в редакцию 16.07.2024; одобрена после рецензи-рования18.07.2024; принята к публикации 22.07.2024.
Information about the authors
Zarina A.M. — Associate Professor of the Department of Criminal Law, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', candidate of legal sciences, associate professor, police lieutenant colonel; Associate Professor, Department of International and Private Law, Faculty of Law, Financial University under the Government of the Russian Federation
Larionova L.I. — Lecturer at the Department of Administrative Law, Administrative Activity and Management of Internal Affairs Bodies of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
The article was submitted 16.07.2024; approved after reviewing 18.07.2024; accepted for publication 22.07.2024.
№ 3/2024