Научная статья на тему 'Роль социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности и необходимость их совершенствования'

Роль социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности и необходимость их совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3229
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / SOCIAL SECTOR / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / INTERNAL AFFAIRS / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / SOCIAL SAFEGUARD / BODIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быковская Ю.В.

Тема. Масштабы современных вызовов и угроз, стоящих перед Российской Федерацией, повышают требования к работе органов внутренних дел, диктуют необходимость разработки мер, позволяющих повысить эффективность правоохранительной деятельности. Важнейшая роль здесь принадлежит совершенствованию системы социальных гарантий, предоставляемых сотрудникам ОВД. Это связано с тем, что невысокий уровень их доходов и назначаемых им пенсий, слабая обеспеченность жильем способствуют усилению социальной напряженности, толкают отдельных сотрудников на путь коррупции. В то же время от эффективности проводимой государственной политики в МВД России во многом зависит результативность правоохранительной деятельности и, следовательно, эффективность обеспечения экономической безопасности. Цели. Анализ социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел и разработка системы методов по их совершенствованию. Методология. С помощью статистических, графических и сравнительных методов исследования проведен анализ динамики расходов федерального бюджета на медицинское, жилищное, пенсионное обеспечение, образование сотрудников МВД России. На основании системного подхода и метода декомпозиции рассмотрены проблемы, существующие в отношении социальных гарантий, предоставляемых сотрудникам ОВД. Обозначена роль государственной социальной политики, проводимой в МВД России для обеспечения экономической безопасности. Результаты. Показано, что для наиболее эффективной работы органов внутренних дел, направленной на обеспечение и повышение экономической безопасности, необходимо дальнейшее совершенствование системы социальных гарантий сотрудникам. Выводы. На основании проведенного анализа сделан вывод о том, что весьма важными являются разработка и принятие концепции развития государственной социальной политики в МВД России на долгосрочную перспективу. В основу данной концепции должен быть положен методологический подход, основанный на определении комплекса мероприятий при проведении государственной социальной политики в МВД России, а также механизмов, институтов и инструментов, обеспечивающих ее эффективное функционирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Быковская Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social safeguard for employees of internal affairs bodies: ensuring the economic security and the need to improve

Importance Whereas Russia faces serious challenges and threats, it puts higher requirements to bodies of internal affairs, and necessitates measures for improving the efficiency of law enforcement. It is crucial to enhance the system of social protection provided to employees of internal affairs since their low income level and retirement benefits, poor living conditions fuel social tension and entail corruption. In the meantime, the Ministry of the Interior of the Russian Federation should perform the State policy effectively so to ensure law enforcement and economic security. Objectives The research analyzes the social safety net of employees of internal affairs and devises a set of methods for improving it. Methods Using statistical, graphics and comparative methods, I analyzed trends in federal budgetary spending on medical service, housing, retirement benefits, education of employees of the RF Ministry of the Interior. Based on the systems approach and decomposition method, I reviewed issues of social safeguard provided to employees of internal affairs. The article indicates the role the State social policy plays for ensuring economic security. Conclusions and Relevance The article states that it is necessary to further improve the system of social safeguard for the employees. It is rather important to devise and adopt a concept for developing the State social policy in the Ministry of the Interior of Russia for a long term. The concept should stipulate a methodological approach prescribing a set of activities of the State social policy in the Ministry of the Interior of Russia, and mechanisms, institutions and tools ensuring its effective implementation.

Текст научной работы на тему «Роль социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности и необходимость их совершенствования»

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

Экономическая безопасность

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИИ СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Юлия Викторовна БЫКОВСКАЯ

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, Москва, Российская Федерация zima7327@yandex.ru

История статьи:

Принята 10.07.2015 Одобрена 06.08.2015

УДК 338.242 JEL: H56

Ключевые слова: экономическая безопасность, социальная сфера, органы внутренних дел, социальные гарантии

Аннотация

Тема. Масштабы современных вызовов и угроз, стоящих перед Российской Федерацией, повышают требования к работе органов внутренних дел, диктуют необходимость разработки мер, позволяющих повысить эффективность правоохранительной деятельности. Важнейшая роль здесь принадлежит совершенствованию системы социальных гарантий, предоставляемых сотрудникам ОВД. Это связано с тем, что невысокий уровень их доходов и назначаемых им пенсий, слабая обеспеченность жильем способствуют усилению социальной напряженности, толкают отдельных сотрудников на путь коррупции. В то же время от эффективности проводимой государственной политики в МВД России во многом зависит результативность правоохранительной деятельности и, следовательно, эффективность обеспечения экономической безопасности.

Цели. Анализ социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел и разработка системы методов по их совершенствованию.

Методология. С помощью статистических, графических и сравнительных методов исследования проведен анализ динамики расходов федерального бюджета на медицинское, жилищное, пенсионное обеспечение, образование сотрудников МВД России. На основании системного подхода и метода декомпозиции рассмотрены проблемы, существующие в отношении социальных гарантий, предоставляемых сотрудникам ОВД. Обозначена роль государственной социальной политики, проводимой в МВД России для обеспечения экономической безопасности.

Результаты. Показано, что для наиболее эффективной работы органов внутренних дел, направленной на обеспечение и повышение экономической безопасности, необходимо дальнейшее совершенствование системы социальных гарантий сотрудникам. Выводы. На основании проведенного анализа сделан вывод о том, что весьма важными являются разработка и принятие концепции развития государственной социальной политики в МВД России на долгосрочную перспективу. В основу данной концепции должен быть положен методологический подход, основанный на определении комплекса мероприятий при проведении государственной социальной политики в МВД России, а также механизмов, институтов и инструментов, обеспечивающих ее эффективное функционирование.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Введение

Современная международная обстановка определяется тем, что в настоящее время мировое сообщество переживает переходный период. Как отмечал Президент Российской Федерации В.В. Путин, мир вступил в эпоху перемен и глубоких трансформаций1. При этом формирование

и дальнейшее развитие человечества, состояние

" 2

которого характеризуется сменой эпох2, сопряжено

1 Выступление Президента РФ В.В. Путина на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 24.10.2014. URL: http://kremlin.ru/news/46860.

2 Выступление и ответы на вопросы министра иностранных дел

с такими негативными явлениями, как возрастание опасности глобального терроризма, распространение оружия массового уничтожения, широкое распространение наркоторговли и организованной преступности, масштабная миграция.

Складывающаяся ситуация усугубляется для России существенным обострением геополитической обстановки, спровоцированной прежде всего событиями на Украине, а также затянувшимся

РФ С.В. Лаврова на открытой лекции по актуальным вопросам внешней политики Российской Федерации. Москва, 20.10.2014. URL: http://mid.rU/brp_4.nsf/0/B67-488BB3E659D8444257D770 04CCED0.

санкционным противостоянием с Западом. Масштабы новых вызовов и угроз, стоящих сегодня перед нашей страной, не только резко повышают роль и значение национальной безопасности, но также требуют изменения концепции ее обеспечения в соответствии со складывающимися обстоятельствами, целями, задачами и приоритетами дальнейшего развития российского государства. В первую очередь, по-новому должны ставиться вопросы обеспечения международной, военной, продовольственной безопасности. При этом важное значение имеет экономическая безопасность, в том числе в социальной сфере.

Происходящие глобальные трансформации в мире, осложнение международных связей и отношений, а также изменения, касающиеся роли и места России на мировой арене, повышают требования к структурам обеспечения экономической безопасности, по-другому расставляют приоритеты в работе силовых структур, прежде всего органов внутренних дел Российской Федерации. На повестку дня встают вопросы о том, какие специалисты нужны органам внутренних дел в современных условиях, каков должен быть их профессиональный уровень, чтобы они были способны эффективно противостоять современным вызовам и угрозам национальной безопасности государства. И, наконец, какие меры следует принять для того, чтобы работа этих специалистов была максимально эффективной.

Особое место в обеспечении экономической безопасности органами внутренних дел принадлежит системе социальных гарантий и в це лом государственной социальной политике, проводимой в отношении сотрудников ОВД. Собственно экономическая безопасность характеризуется устойчивостью к воздействию дестабилизирующих факторов, способностью к поддержанию нормальных условий жизнедеятельности населения, к динамическому социально-экономическому росту и развитию3 [1, 2]. При этом проблемы обеспечения экономической безопасности невозможно решать без учета и вне связи с обеспечением экономической безопасности в социальной сфере4 [3, 4]. Ее состояние и тенденции развития оказывают существенное влияние на состояние экономической безопасности. Невысокий уровень доходов сотрудников ОВД и

3 Багудина Е.Г. и др. Экономический словарь. М.: Проспект, 2005. 624 с.

4 Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность): учебно-методическое пособие / под. ред. Е.А. Олейникова. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. 288 с.

назначаемых им пенсий, неполная обеспеченность жильем способствуют усилению социальной напряженности, толкают отдельных сотрудников на путь коррупции. Как следствие, происходит снижение показателей экономической безопасности в социальной сфере, в частности отношения среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму [5].

В разное время было проведено множество исследований (прежде всего в области теории мотивации и стимулирования труда5), в которых обосновывается вывод о том, что оплата труда, а также социальные гарантии, предоставляемые работникам организаций различных организационно-правовых форм, играют решающую роль в схеме повышения результатов работы. Кроме того, они повышают эффективность деятельности как отдельно взятой организации, так и всего ведомства в целом [6-8]. Следовательно, государственная социальная политика, проводимая в отношении сотрудников ОВД, также способна оказать воздействие на результаты правоохранительной деятельности, повышение ее эффективности и в итоге - на состояние экономической безопасности. В этой связи очевидно, что для повышения экономической безопасности особое значение имеют дальнейшее развитие системы социальных гарантий сотрудникам ОВД, внедрение новых методов формирования государственной социальной политики в МВД России, повышение эффективности практической реализации положений действующего законодательства о социальных гарантиях.

Ключевая роль в формировании доходов сотрудников ОВД, поддержании достойного уровня их жизни и в обеспечении эффективной работы правоохранительной системы принадлежит оплате труда. Особое место оплата труда занимает и в числе мер по регулированию трудовых отношений государственных служащих и их социальной поддержке6. Большое значение имеют и другие социальные гарантии, основными из

5 Губарев Р.В. Анализ современных теорий мотивации и стимулирования труда // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Сер. Экономика. 2014. N° 1. С. 239-246; Мюллер Е.В. Классические теории мотивации и их значение для современной практики управления человеческими ресурсами // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Экономические науки. 2014. № 1. С. 71-80; Захарова Т.И. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие. М.: Евразийский открытый институт, 2010. 264 с.

6 Государственная и муниципальная социальная политика. Курс лекций: учебное пособие / коллектив авторов; под общ. ред. Н.А. Волгина. М.: КноРус, 2011. 1016 с.

которых являются медицинское, жилищное и пенсионное обеспечение, социальное страхование и профессиональное образование.

Охрана здоровья сотрудников ОВД

Важная роль в проведении государственной социальной политики в МВД России отводится медицинскому обеспечению сотрудников. Это связано с тем, что служба в правоохранительных органах связана с повышенными требованиями, предъявляемыми к сотрудникам, - крепким здоровьем, физической выносливостью, психологической устойчивостью в стрессовых ситуациях. Более того, в связи с профессиональной деятельностью нередко подвергаются риску и опасности жизнь и здоровье сотрудников ОВД.

Анализ расходов федерального бюджета свидетельствует о том, что на протяжении последних 9 лет объемы бюджетных ассигнований, выделяемых МВД России на здравоохранение, физическую культуру и спорт, планомерно увеличивались. Удельный вес расходов на здравоохранение в ОВД составлял 2,25-3,3% в общем объеме бюджетных ассигнований, выделенных МВД. Ежегодное увеличение составляло 13-49% по сравнению с предыдущим финансовым годом. При этом увеличение бюджетных ассигнований, выделяемых МВД России на эти цели, опережало ежегодные темпы роста инфляции (рис. 1 и 2). Исключением стал только 2010 г., когда объем выделенных

средств превысил значения предыдущего года всего на 5% (ниже, чем официальный уровень инфляции, составивший 8,1%). Такая ситуация была связана с негативными последствиями мирового финансового кризиса, сокращением доходной части государственного бюджета и, как следствие, бюджета МВД России. Вместе с этим в сравнении с другими финансовыми статьями, сокращение расходов которых составило 20-40%, объемы расходов на здравоохранение в МВД России остались практически на уровне предыдущего года.

В 2012 г. увеличение расходов федерального бюджета на здравоохранение в системе МВД составило 49% по сравнению с предыдущим годом. Такая ситуация в первую очередь была связана с проведением реформы в органах внутренних дел и резким повышением денежного довольствия сотрудников, в том числе персонала медицинских организаций МВД России, имеющего специальные звания. Кроме того, это объясняется необходимостью выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудников вследствие сокращения штатной численности всего ведомства.

Следует отметить, что за рассматриваемый период ежегодные темпы роста бюджетных ассигнований, выделяемых на здравоохранение, физическую культуру и спорт, были практически аналогичны темпам роста объемов бюджетных расходов

Рисунок 1

Динамика роста бюджетных ассигнований, выделяемых МВД России на здравоохранение, физкультуру и спорт, в 2005-2013 гг., млн руб.

Рисунок 2

Динамика роста бюджетных ассигнований, выделяемых МВД России на здравоохранение, и официального уровня инфляции в 2006-2013 гг.:

а - коэффициент увеличения финансирования; б - коэффициент инфляции

МВД. Исключение составил только 2012 г., когда коэффициент увеличения общего объема средств, выделенных МВД России, был значительно выше, чем было направлено на здравоохранение, физическую культуру и спорт (рис. 3). Следует отметить, что в 2014-2015 гг. и плановом периоде 2016-2017 гг. рассматриваемые тенденции ежегодного увеличения бюджетных ассигнований, выделяемых на здравоохранение, сохраняются.

Таким образом, оценивая темпы роста выделяемых средств на здравоохранение в системе МВД России, можно сделать вывод о том, что в этом направлении наблюдается стабильная положительная динамика.

В ходе реформы социальных гарантий 2012 г. в отношении медицинского обеспечения сотрудников ОВД и членов их семей серьезных изменений не произошло. Это связано с тем, что вопросам здравоохранения в МВД России всегда уделялось повышенное внимание. Как и ранее, вопросы физического и психологического здоровья сотрудников органов внутренних дел находятся в числе приоритетных для успешного функционирования системы правопорядка. К новому облику сотрудника

полиции предъявляются высокие требования как в отношении уровня профессиональных знаний и умений, высоких моральных качеств, так и в отношении крепкого физического здоровья и стрессоустойчивости. В этом контексте меры, принятые государством в рамках реформирования системы социальных гарантий сотрудников, имеют особое значение. Вместе с тем дальнейшее эффективное развитие и совершенствование системы медицинского обеспечения в органах внутренних дел не менее важно. Особую остроту имеют вопросы повышения качества медицинского и санаторно-курортного обеспечения, а также применение новых подходов в отношении медицинского обслуживания сотрудников ОВД и членов их семей. В этом контексте на первый план выдвигаются вопросы необходимости применения дополнительных мер, касающихся медицинского обеспечения сотрудников, например добровольного медицинского страхования7 (ДМС), прежде всего коллективного.

7 Под добровольным медицинским страхованием сотрудников ОВД автор понимает форму социальной защиты (дополнительно к медицинскому обеспечению), осуществляемую в соответствии с законодательством о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и предусматривающую получение дополнительных медицинских услуг.

Рисунок 3

Динамика ежегодного увеличения выделенных бюджетных ассигнований на функционирование МВД России и на здравоохранение, физическую культуру и спорт в ОВД России в 2006-2013 гг.:

а - коэффициент увеличения общего финансирования МВД; б - коэффициент увеличения финансирования здравоохранения

Отметим, что роль коллективного добровольного медицинского страхования в совершенствовании системы социальных защиты сотрудников ОВД не следует недооценивать. Во-первых, его применение дает возможность получения действительно качественных медицинских услуг, поскольку уровень предоставляемого бесплатного медицинского обслуживания в силу ряда объективных причин зачастую бывает невысок. Во-вторых, ДМС предоставляет сотрудникам возможность получения дополнительных высокотехнологичных медицинских и иных услуг сверх установленных в рамках ведомственной системы здравоохранения.

Идея добровольного медицинского страхования сотрудников ОВД, дополняющая ведомственную систему здравоохранения, имеет много преимуществ, однако у нее существуют и минусы. Основная проблема для развития этого механизма медицинского обеспечения в системе МВД России заключается в недостаточном бюджетном финансировании программ добровольного медицинского страхования. Кроме того, существуют опасения, что данный механизм будет реализован путем компенсации недостатка бюджетных

ассигнований за счет предоставления медицинских услуг в рамках добровольного медицинского страхования, часть которых будет оплачивать сотрудник. Эти опасения связаны с тем, что добровольное медицинское страхование в отдельных случаях может стать альтернативой ведомственному медицинскому обеспечению. Более того, в нашей стране рынок страховых медицинских услуг до сих пор находится в стадии становления. Все это снижает положительные перспективы развития в государственных органах института добровольного медицинского страхования. Тем не менее полностью отказываться от этого дополнительного способа медицинского обеспечения сотрудников ОВД не стоит. Применение данной формы (на основании централизованного заключения трехсторонних договоров ДМС) может быть осуществлено в рамках «пилотного» проекта в отдельных подразделениях органов внутренних дел. По результатам реализации этого проекта можно будет судить об эффективности или неэффективности его применения и возможности использования в дальнейшем.

Известно, что профессиональная деятельность сотрудников ОВД сопряжена с повышенными

физическими и психологическими нагрузками, а зачастую - с риском для их жизни и здоровья. Подтверждением этого являются задачи, возложенные государством на полицию, их усложнение в последние годы. Действующая система социальных гарантий для этой профессиональной категории включает в себя механизм обязательного государственного страхования, направленный на то, чтобы нивелировать последствия страховых случаев, вероятность наступления которых возможна в период прохождения службы. Вместе с этим, с одной стороны, любой размер выплачиваемой сотруднику ОВД или членам семей погибших сотрудников страховой суммы не позволяет в полном объеме компенсировать последствия страховых случаев, особенно связанных со смертью сотрудника. С другой стороны, с вступлением в силу нового законодательства о социальных гарантиях сотрудникам ОВД размеры страховых выплат по обязательному государственному страхованию были существенно увеличены. Учитывая, что возможности бюджета ограничены, государство определило и зафиксировало в законодательном порядке те размеры выплат, обязательства по которым либо перед членами семьи погибшего сотрудника, либо перед сотрудником в случае наступления страхового случая будут финансово обеспечены и выполнены. Поэтому очевидно, что в ближайшей перспективе пересмотра размеров страховых выплат по обязательному государственному страхованию в сторону увеличения не произойдет. Более того, в соответствии с действующим законодательством размеры выплачиваемых единовременных пособий по обязательному государственному страхованию должны ежегодно индексироваться исходя из уровня инфляции, устанавливаемого на соответствующий финансовый год и плановый период. Это обстоятельство также свидетельствует о том, что увеличение размеров страховых выплат может быть обеспечено государством только в пределах уровня инфляции.

В данном контексте особую актуальность приобретают вопросы о дополнительных мерах социальной поддержки сотрудников ОВД при наступлении страховых случаев с использованием современных принципов и механизмов страхования. Речь идет о добровольном социальном страховании8,

8 Под добровольным социальным страхованием сотрудников ОВД понимается форма социальной защиты, дополнительная к обязательному государственному страхованию, от наступления рисков, связанных с гибелью (смертью) застрахованного лица, получением травмы, ранения, заболевания или инвалидности, произошедших или наступивших в период прохождения службы или при выполнении служебных обязанностей.

в частности добровольном личном социальном страховании и добровольном коллективном социальном страховании.

Следует отметить, что добровольное социальное страхование также имеет свои плюсы и минусы. Хотя эти программы, подобно обязательному социаль ному страхованию, обе спечивают страхование граждан от определенного социального риска, с которым они сталкиваются, существуют и важные различия. Прежде всего, обязательное и добровольное социальное страхование имеют разные цели. Главная цель обязательного социального страхования состоит в обеспечении минимальных страховых гарантий независимо от социального положения, места работы, уровня доходов, пола, возраста, состояния здоровья, места жительства сотрудника ОВД. Цель добровольного социального страхования - в гарантии возмещения потерь при возникновении конкретного страхового случая, детали которого, а также размер страховой суммы обозначены в договоре страхования. Кроме того, различия существуют в источниках финансирования, механизмах индексации и размерах выплачиваемых страховых сумм, налогообложении и т.д. [9]. По мнению автора, положительными сторонами добровольного социального страхования являются следующие.

1. Добровольное социальное страхование позволяет в большей степени придать сотрудникам уверенность в будущем. Оно дает возможность более гибко реагировать на политические и экономические изменения в обществе.

2. Добровольное социальное страхование дополняет собой обязательное социальное страхование, создавая единую систему социального страхования и помогая наиболее полно покрыть страховые риски. Оно мотивирует граждан к определенным видам профессиональной деятельности, связанной с высокими рисками для жизни и здоровья.

3. Добровольное социальное страхование позволяет существенно увеличить эффективность системы социального страхования различных профессиональных групп, и наряду с обязательным социальным страхованием помогает повысить результативно сть самой профе ссиональной деятельности, связанной с высокой вероятностью наступления страховых рисков.

К отрицательным особенностям добровольного социального страхования можно отнести следующее. Граждане обладают ограниченными возможностями

адекватной оценки страховых рисков, и нередко существует высокая зависимость добровольных систем социального страхования от состояния экономики: инфляции, финансового кризиса и т.д. Практика зарубежных стран показывает, что доступ к добровольному социальному страхованию для граждан, входящих в группы риска, практически невысок в силу того, что фактическая степень риска для них во многих случаях превышает средний уровень, а индивидуальные заработки не позволяют платить более высокую страховую премию. Указанные проблемы могут быть решены только в рамках систем обязательного социального страхования, при котором обеспечивается сочетание рисков, гарантирующих приемлемые условия страхования для всех [10]. К таким категориям граждан прежде всего относятся сотрудники «силовых» структур, профессиональная деятельность которых зачастую связана с риском для жизни и здоровья, и которые в силу специфики службы ограничены в возможностях получения дополнительных заработков для повышения общего уровня доходов. В этой связи очевидно, что программы добровольного социального страхования не могут стать альтернативой страхованию обязательному. Вместе тем добровольное социальное страхование, как коллективное, так и индивидуальное, призвано дополнять ряд государственных социальных программ.

Одним из важнейших этапов реализации государственной социальной политики в МВД России в части страхования сотрудников является правильный выбор страховщика. Так, в 2014 г. Счетной палатой РФ была проведена проверка исполнения страховыми организациями контрактов по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и лиц, приравненных к ним. Объектами проверки явились ОАО «СОГАЗ», ЗАО «МАКС», ОАО «ЧСК» (страховщики Минобороны России и МЧС России). В ходе проверки было установлено, что при заключении государственных контрактов, организации документооборота и осуществлении выплат страховых сумм имели место недостатки и нарушения, которые были вызваны в том числе и субъективными причинами. По результатам проверки Счетной палатой было рекомендовано Минобороны России и МЧС России провести служебные проверки по установленным нарушениям и впредь осуществлять надлежащий контроль за исполнением страховщиками условий контрактов в соответствии с законодательством Российской Федерации9.

9 Бюллетень Счетной палаты. 2015. № 1. URL: http://ach.gov. ru/activities/buUeten/#823.

В настоящее время страховщиком МВД России является компания «ВТБ Страхование», которая зарекомендовала себя с положительной стороны. Между тем контракт, заключенный МВД России с этой компанией, действует до 31 декабря 2015 г. Именно поэтому сегодня вопрос о выборе страховщика остается актуальным. В дальнейшем при заключении контрактов об обязательном государственном страховании в МВД России основными критериями выбора страховой организации должны быть финансовая стабильность страховщика и его репутация на рынке страховых услуг.

Профессиональное образование сотрудников ОВД

Особое значение при проведении государственной социальной политики МВД России имеет профессиональное образование сотрудников. Анализ статистических данных об объемах бюджетных ассигнований, выделяемых МВД России на образование, свидетельствует о том, что в течение 2005-2013 гг. происходило ежегодное планомерное увеличение бюджетных средств, направляемых на эти цели (рис. 4). При этом за 2005-2011 гг. удельный вес расходов на образование составлял 3,44-3,92% от общего объема бюджетных ассигнований, выделенных МВД России. Так, в 2012-2013 гг. эти цифры находились на уровне 2,4%, а ежегодное увеличение бюджетных ассигнований, выделяемых МВД на образование, составляло 16-24% по сравнению с предыдущим годом. Исключением явились 2010 и 2013 гг., когда увеличение выделенных ассигнований составило 1,1 и 0,6% соответственно.

В 2012 г. увеличение объема выделенных бюджетных средств на образование в МВД России по сравнению с 2011 г. составило около 42% (рис. 5, 6). Такие значительные темпы роста связаны с резким увеличением денежного довольствия сотрудников с 1 января 2012 г., хотя в рамках проведения организационно-штатных мероприятий в МВД было сокращено количество учебных заведений и, соответственно, сокращена численность сотрудников образовательных организаций.

Как следует из анализа данных рис. 6, за рассматриваемый период коэффициент ежегодного увеличения расходов, выделяемых на образование в системе МВД России, был практически аналогичен коэффициенту увеличения расходов, выделяемых на обеспечение деятельности МВД России. Исключение составил 2012 г., когда коэффициент увеличения общего объема средств, выделенных МВД, был

Рисунок 4

Динамика выделенных бюджетных ассигнований МВД России на образование в 2005-2013 гг., млн руб.

Рисунок 5

Динамика увеличения объемов бюджетных ассигнований, выделенных МВД России на образование, и официального уровня инфляции в 2006-2013 гг.:

а - коэффициент увеличения финансирования; б - коэффициент инфляции 1,5 -т—

Рисунок 6

Динамика ежегодного увеличения выделенных бюджетных ассигнований на функционирование и на образование в МВД России в 2006-2013 гг.:

а - коэффициент увеличения общего финансирования МВД; б - коэффициент увеличения финансирования образования

значительно выше, чем средств, направленных на образование.

Таким образом, приведенные статистические данные показывают, что за исследуемый период имела место положительная динамика роста бюджетного финансирования на образование в МВД России. Темпы роста бюджетного финансирования, выделяемого МВД России на образование, ежегодно опережали официальный уровень инфляции (за исключением 2010 и 2013 гг.). В 2012 г. в связи с модернизацией ОВД наблюдалось резкое увеличение бюджетных ассигнований, выделенных МВД России на образование.

Установлено, что в 2014-2015 гг. и (предположительно) плановом периоде 2016-2017 гг. рассматриваемые тенденции ежегодного увеличения бюджетных ассигнований, выделяемых на образование в системе МВД России, сохраняются. При этом с учетом кризисных процессов, происходящих в экономике и социальной сфере, темпы роста выделяемого бюджетного финансирования на образование несколько сократились.

Не секрет, что федеральный бюджет имеет ограниченные возможности. В этих условиях важным становится проведение эффективной государственной социальной политики в МВД России, которую необходимо осуществлять прежде всего путем оптимизации бюджетных средств, выделяемых на образовательные цели. В частности, это может быть реализовано за счет разработки механизма расчета оптимального (необходимого и достаточного) объема финансовых ресурсов на выполнение государственного заказа в рамках дополнительного профессионального образования сотрудников вне системы ОВД. Положение о возможности повышения квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников в образовательных организациях, не входящих в систему МВД России, закреплено в действующем законодательстве. Очевидно, что необходимый объем теоретических и практических знаний, специальных профессиональных навыков сотрудники смогут получить в ведомственной системе образования. Между тем в отдельных случаях дополнительное

профессиональное образование можно получать вне рамок системы МВД. Эти случаи в основном связаны с получением углубленных специфичных знаний по тем направлениям, которые не реализуются в образовательных организациях МВД России.

В соответствии со сказанным важное значение приобретает разработка методик и методических ре коме ндаций по р асче ту потр е бно сти в бюджетном финансировании государственного заказа на дополнительное профессиональное образование сотрудников ОВД в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Это будет способствовать более четкому планированию и обоснованию потребности в бюджетных ресурсах, позволит описывать поддающиеся количественной оценке ожидаемые результаты реализации государственного заказа на подготовку кадров для органов внутренних дел, поможет более эффективному использованию бюджетных средств и оценке достигнутых результатов.

Методические рекомендации должны включать расчет экономического норматива стоимости образовательной услуги на одного обучающегося, на основании которого определяется объем бюджетного финансирования, необходимого для реализации образовательной услуги по соответствующей программе дополнительного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел [11]. В общем виде методика расчета может быть следующей.

Объем бюджетного финансирования, необходимый для реализации образовательной услуги по соответствующей программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации сотрудников ОВД, может быть рассчитан по следующей формуле:

ОФБО(А)

= ЭНА -ЧА + ДР,

(1)

где Р

ОФБО(А)

ЧА - численность сотрудников ОВД, направленных на обучение по соответствующей программе д о п о л н и т е л ь н о г о п р о ф е с с и о н а л ь н о г о образования;

ДР - дополнительные расходы, необходимые для реализации образовательной услуги А, учитывающие изменения в законодательстве.

Расчет экономического норматива ЭНА стоимости образовательной услуги А на одного обучающегося производится по формуле:

ФОТ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(2)

эна=

ппс(общ)

КЧ,

КЧа ■ КГА,

общ

ФОТ

- объем бюджетного финансового обе спечения на образовательную услугу А, связанную с дополнительным профессиональным образованием сотрудников ОВД;

ЭНА - экономический норматив стоимости образовательной услуги А (образовательной программы) на одного обучающегося, рассчитанный на курс обучения по программам дополнительного профессионального образования;

ппс(общ) - фонд оплаты труда профессорско-преподавательского состава согласно штатному расписанию, в год;

КЧобщ - общее количество часов аудиторной нагрузки по всем проводимым образовательным программам, в год. Этот параметр, в свою очередь, рассчитывается по формуле

КЧобщ= XКЧг • КГр.., (3)

где КЧ. - количество часов на реализацию 7-й услуги на одну группу обучения в соответствии с утвержденными программами курса (учебными планами);

КГ - количество групп, обучающихся по образовательной программе образовательной услуги 7;

КЧА - количество часов аудиторной нагрузки на реализацию образовательной услуги А на одну группу обучения в соответствии с утвержденными программами курса (учебными планами);

КГА - количество групп, обучающихся по образовательной программе образовательной услуги А.

Субсидирование расходов на ЖКХ сотрудникам ОВД

Еще одним важным направлением государственной социальной политики МВД России является жилищное обеспечение сотрудников и членов их семей. Анализ расходов средств федерального бюджета, выде ляе мых ОВД на жилищно -коммунальное хозяйство, позволяет утверждать, что за последнее десятилетие наблюдается ежегодное увеличение выделенных бюджетных ассигнований на эти цели (рис. 7).

В 2006-2011 гг. ежегодные темпы роста выделяемых бюджетных средств на ЖКХ превышали официальный

Рисунок 7

Динамика бюджетных ассигнований МВД России на ЖКХ в 2005-2013 гг., млн руб.

уровень инфляции. Начиная с 2012 г. ситуация изменилась, и на жилищно-коммунальное хозяйство из средств федерального бюджета выделялось не более 75% от уровня предыдущего года (рис. 8). В 2014-2015 гг. подобная тенденция сохраняется, и, следовательно, можно говорить о том, что данное направление расходов финансируется по остаточному принципу. Об этом также свидетельствуют ежегодные темпы роста расходов МВД России в целом и расходов ведомства на жилищную политику (рис. 9). Ситуацию с сокращением расходов на ЖКХ в МВД России можно объяснить введением с 1 января 2012 г. единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, финансирование которой осуществляется по другой статье расходов.

Если говорить о наиболее существенных проблемах, которые возникают в настоящее время при обеспечении сотрудников МВД России жильем, то они сводятся к невысокому уровню доходов сотрудников, нехватке ведомственного жилищного фонда и ограниченности бюджетных ресурсов. Конечно, предоставление единовременной социальной выплаты поможет решить жилищные вопросы для ряда сотрудников, тем не менее ограниченность бюджетного финансирования не позволяет в ближайшей перспективе полностью обеспечить жильем всех нуждающихся. Количество

сотрудников, вставших в очередь на предоставление единовременной социальной выплаты, во много раз превышает возможности государства. В этой связи важными становятся вопросы финансового контроля за использованием бюджетных средств, направляемых государством на социальные нужды.

Например, в настоящее время значительное количество судебных споров связано с отказом жилищно-бытовых комиссий МВД России в постановке на учет или несвоевременном принятии на учет сотрудников для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения либо выплатой в заниженном объеме единой социальной выплаты. Как правило, подобные решения являются неправомерными, и количество таких судебных исков ежегодно растет.

При обеспечении сотрудников ОВД жильем возникает еще одна серьезная проблема. Ранее, до вступления в силу законодательства о социальных гарантиях полиции, многие сотрудники приобрели жилье на условиях ипотечного кредитования. В результате данная категория сотрудников фактически утратила право на предоставление единовременной социальной выплаты, однако сохранила за собой обязательства по выплате ипотеки. Принимая во внимание политику государства, направленную на

Рисунок 8

Динамика объемов бюджетных ассигнований, выделенных МВД России на ЖКХ, и официального уровня инфляции в 2006-2013 гг.:

а - коэффициент увеличения финансирования; б - коэффициент инфляции

Рисунок 9

Динамика ежегодного увеличения выделенных бюджетных ассигнований на функционирование и на жилищную политику в МВД России в 2006-2013 гг.:

а - коэффициент увеличения общего финансирования МВД; б - коэффициент увеличения финансирования ЖКХ

Размер пенсий, величина прожиточного минимума пенсионера и другие финансовые показатели ОВД за 2011-2014 гг.

Сумма, руб./мес.

2011 2012 2013 2014

Размер пенсии пенсионеров ОВД:

- старшего оперуполномоченного, майора полиции с выслугой 20 лет 5 772 10 530 11 320 12 114

- начальника отдела УВД, подполковника полиции с выслугой 25 лет 9 417 16 953 18 224 19 502

Коэффициент повышения пенсий по сравнению с 2011 г:

- старшего оперуполномоченного, майора полиции с выслугой 20 лет - 1,82 1,96 2,10

- начальника отдела УВД, подполковника полиции с выслугой 25 лет - 1,80 1,94 2,07

Величина прожиточного минимума пенсионера 5 032 5 123 5 998 6 785

Средний размер назначенных пенсий 8 203 9 041 9 918 10 889

Соотношение пенсий пенсионеров ОВД и величины прожиточного минимума пенсионера:

- старшего оперуполномоченного, майора полиции с выслугой 20 лет 1,15 2,06 1,89 1,79

- начальника отдела УВД, подполковника полиции с выслугой 25 лет 1,87 3,31 3,04 2,87

Соотношение пенсий пенсионеров ОВД и среднего размера назначенных пенсий:

- старшего оперуполномоченного, майора полиции с выслугой 20 лет 0,70 1,16 1,14 1,11

- начальника отдела УВД, подполковника полиции с выслугой 25 лет 1,15 1,88 1,84 1,79

Денежное довольствие:

- старшего оперуполномоченного, майора полиции с выслугой 20 лет 26 663 56 400 56 400 56 400

- начальника отдела УВД, подполковника полиции с выслугой 25 лет 31 965 64 950 64 950 64 950

Коэффициент замещения:

- старшего оперуполномоченного, майора полиции с выслугой 20 лет 0,22 0,19 0,20 0,21

- начальника отдела УВД, подполковника полиции с выслугой 25 лет 0,29 0,26 0,28 0,30

Источники: данные Росстата; Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»; пост. Правительства РФ от 03.11.2011 № 878 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

расширение возможностей системы ипотечного жилищного кредитования, а также учитывая ограниченный уровень доходов сотрудников ОВД, представляется, что необходимой и обоснованной мерой может стать усиление помощи государства сотрудникам органов внутренних дел, которым самостоятельно реализовать свое право на жилище с помощью системы ипотечного кредитования достаточно сложно. Дополнительным и эффективным инструментом решения жилищной проблемы в системе МВД могло бы стать распространение на сотрудников ОВД льготных условий ипотечного кредитования, например аналогичных тем, что уже разработаны для военнослужащих.

Пенсионное обеспечение сотрудников ОВД

Важнейшей социальной гарантией для сотрудников ОВД и обязательной составляющей государственной

социальной политики10 является пенсионное обеспечение. Анализ ситуации с пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел после реформы социальных гарантий показывает, что в 2012 г. увеличилось соотношение размеров назначенных пенсий с величиной прожиточного минимума (см. таблицу).

Еще в 2011 г. для некоторых категорий пенсионеров МВД России (например, для старшего уполномоченного, майора милиции с выслугой 20 лет) размер пенсии находился на уровне 1,15 прожиточного минимума пенсионера. Для начальника отдела, подполковника милиции с выслугой 25 лет, т.е. для сотрудника, фактически имеющего максимальные показатели для назначения

10 Самыгин С.И. Социальная политика. М.: Дашков и К; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2012. 224 с.

пенсии, размер пенсии составлял всего 1,87 прожиточных минимума. В 2012 г. ситуация изменилась: размеры пенсий для этих категорий сотрудников стали в 2,0-3,3 раза выше величины прожиточного минимума пенсионера. В 20132014 гг. значения этих показателей немного понизились.

Если сравнивать средний размер пенсий в ОВД с величиной прожиточного минимума, можно утверждать, что в настоящее время размер пенсий сотрудников, увольняемых на пенсию, являются оптимальным и достаточным. Более того, при условии ежегодного повышения коэффициента, учитываемого при расчете пенсий, на 2% благосостояние пенсионеров МВД будет постепенно увеличиваться.

Тем не менее, если сравнивать размеры пенсий сотрудников ОВД со средним размером назначенных пенсий по Российской Федерации в целом, то можно увидеть, что величина пенсий полицейских находится на низком уровне. Если в 2011 г. для отдельных категорий пенсионеров МВД России размеры назначенных пенсий были на 30% ниже среднего размера пенсий, а для других категорий, имеющих максимальные показатели для назначения пенсий, это соотношение было на уровне немного выше 1, то в 2012 г. ситуация незначительно изменилась. Размеры пенсий МВД России стали выше среднего размера назначенных пенсий, однако составляют от 1,16 до 1,88 средних размеров назначенных пенсий соответственно. В 2013 г. значения рассматриваемых показателей снизились (даже при увеличении понижающего коэффициента) и составляли 1,14 и 1,84 средних размеров назначенных пенсий. В последние годы эта тенденция снижения соотношения размера пенсий в МВД России и среднего размера назначенных пенсий по России сохраняется.

Реальный размер пенсии является одним из ключевых в методике расчета основных показателей пенсионного обеспечения, используемой Росстатом. Этот показатель отражает уровень благосостояния пенсионеров и адекватность пенсионной системы социально-экономическому положению в стране. Динамика данного показателя отражает стабильность пенсионной системы, возможность государства противостоять возникающим негативным тенденциям в экономике, его способность выполнять свои социальные обязательства.

Наиболее значимым показателем, показывающим способность пенсионной системы обеспечивать

справедливый уровень материального обеспечения пенсионеров, является коэффициент замещения пенсией утраченного заработка. Экономический смысл этого показателя состоит в оценке полноты замещения пенсией утраченного заработка. Основными целями исчисления коэффициента замещения являются: определение адекватности размера пенсии социально-экономической ситуации в стране; сопоставление уровня материального благосостояния пенсионеров и работающих граждан; оценка эффективности пенсионной системы. Данный коэффициент рассчитывается как отношение средней пенсии к средней зарплате (денежному довольствию) [12].

Для конкретного пенсионера ОВД коэффициент замещения зависит в первую очередь от выслуги лет и размера денежного довольствия, исходя из которого производится расчет пенсии. В соответствии с Конвенцией МОТ коэффициент замещения должен составлять не менее 40% от уровня материального обеспечения гражданина в трудоспособный период. При оценке этого показателя следует учитывать особенности методики расчета коэффициента замещения, в частности, что при его расчете размеры пенсии и заработной платы (денежного довольствия) принимаются в абсолютном выражении, но в отличие от заработной платы пенсии не облагаются НДФЛ. И, соответственно, размер пенсии - это то, что реально получают на руки пенсионеры, тогда как работники получают на руки сумму заработной платы меньше, чем начислено, на величину НДФЛ. Иными словами, оба эти фактора занижают реальный коэффициент замещения [13].

Существует и другой взгляд на исчисление коэффициента замещения. Так, например, в 2011 г. заместитель министра Минздравсоцразвития России Ю. Воронин утверждал, что для объективной оценки уровня пенсионного обеспечения коэффициент замещения необходимо считать как соотношение пенсии с прожиточным минимумом пенсионера. Оптимальным считается соотношение 2,5-3 величины прожиточного минимума11.

Соотношение среднего размера пенсии и прожиточного минимума пенсионера в определенной степени может свидетельствовать о покупательной способности пенсий, а его количественное значение характеризует уровень жизни пенсионеров. Между тем при анализе этого

11 Замминистра здравоохранения Юрий Воронин о страховых взносах и будущем российской пенсионной системы. URL: http://rbcdaily.ru/politics/562949980468801.

показателя следует учитывать, что его значение определяется не только размером пенсий, но и динамикой величины прожиточного минимума, а также методикой расчета потребительской корзины. Кроме того, при оценке покупательной способности пенсии необходимо учитывать установленную крайне низкую величину прожиточного минимума российских пенсионеров.

В отношении величины коэффициента замещения для пенсионеров МВД России можно сказать, что этот показатель находится на весьма низком уровне. Расчеты показывают, что в 2012-2014 гг. в большинстве случаев этот коэффициент не достигал 30%. Конечно, в дальнейшем при ежегодном повышении коэффициента для расчета пенсий на 2% коэффициент замещения будет расти, но в сложившейся социально-экономической ситуации пенсионная система пока не способна восполнить пенсионерам их утраченный заработок.

Анализируя темпы роста выделяемых на пенсионное обеспечение уволенных со службы сотрудников правоохранительных органов денежных средств, можно сказать, что на протяжении последних 10 лет наблюдается стабильная положительная динамика. В течение 2005-2013 гг. происходило планомерное увеличение бюджетных ассигнований, выделяемых МВД России на пенсионное обеспечение

(рис. 10). При этом коэффициент ежегодного увеличения не опускался ниже официального уровня инфляции. Исключение составил 2009 г., когда уровень инфляции превысил размеры увеличения выделенных бюджетных ассигнований на пенсионное обеспечение (рис. 11).

В 2012 г. наблюдалось резкое увеличение выделенных бюджетных средств на пенсионное обеспечение сотрудников ОВД. Как уже говорилось, это связано с проведением реформы социальных гарантий в МВД России, результатами которой стали существенный рост пенсий и увеличение количества пенсионеров. В то же время за рассматриваемый период коэффициент ежегодного увеличения расходов, выделяемых на пенсионное обеспечение, практически был равен коэффициенту увеличения расходов, выделяемых на обеспечение деятельности МВД России. Исключение опять же составил 2012 г., когда коэффициент увеличения общих бюджетных ассигнований, выделенных МВД России, оказался значительно выше (рис. 12).

Таким образом, анализ ситуации, сложившейся с государственным пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел, позволяет говорить о том, что к настоящему времени назрела необходимость в совершенствовании этой системы.

Рисунок 10

Расходы МВД России на пенсионное обеспечение в 2005-2013 гг., млн руб.

Рисунок 11

Динамика роста объемов бюджетных ассигнований, выделенных МВД России на пенсионное обеспечение, и официального уровня инфляции в 2006-2013 гг.:

а - коэффициент увеличения финансирования; б - коэффициент инфляции

Рисунок 12

Динамика ежегодного увеличения выделенных бюджетных ассигнований на функционирование и на пенсионное обеспечение в МВД России в 2006-2013 гг.:

а - коэффициент увеличения общего финансирования МВД; б - коэффициент увеличения финансирования пенсионного обеспечения

В последние годы проводится пенсионная реформа в отношении гражданских пенсионеров, однако преобразования практически не коснулись интересов пенсионеров МВД. Понятно, что финансовые возможности государства весьма ограничены, и по этой причине предложения об увеличении размеров пенсий сотрудникам ОВД в несколько раз или о включении всех видов дополнительных надбавок или компенсационных выплат в расчет размера пенсии (что также должно существенно повысить размеры пенсий) несостоятельны. Государство пока не может обеспечить полицейским высоких размеров пенсий, учитывая непростую социально-экономическую обстановку в стране и неутешительные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Вместе с тем предложение о регулярной индексации размеров пенсий является вполне оправданным. После реформы социальных гарантий 2012 г. в отношении расчета размеров пенсий сотрудникам полиции был введен понижающий коэффициент 0,54, который в соответствии с действующим законодательством должен повышаться не менее, чем на 2% в год. Практика последних двух лет показывает, что увеличение этого коэффициента происходило ускоренными темпами, несколько раз в год. Такая ситуация была связана с необходимостью поддержания достигнутого уровня жизни пенсионеров вследствие отсутствия индексации размеров окладов денежного содержания в последние два года и, следовательно, отсутствия индексации пенсий. В 2015 г. из-за сложной экономической обстановки увеличения понижающего коэффициента не предусмотрено. Между тем регулярная индексация размеров пенсий как выполнение социального обязательства государства по отношению к данной категории пенсионеров необходима. При этом размеры индексации пенсий сотрудникам силовых структур должны быть сопоставимы с размерами повышения средних размеров назначенных пенсий в целом по стране. Например, в 2013 г. средний размер пенсий увеличился в 1,093 раза по сравнению с 2012 г., в то время как пенсии сотрудникам МВД России были увеличены всего в 1,075 раза. По этой причине обоснованной мерой видится законодательное урегулирование положения о том, что размеры ежегодной индексации пенсий сотрудникам ОВД должны быть не ниже коэффициента увеличения средних размеров общегражданских пенсий.

Еще одним инструментом, позволяющим повысить уровень благосостояния пенсионеров системы МВД

России, может стать использование механизма государственного софинансирования пенсий12. Следует отметить, что с 1 января 2015 г. срок подачи заявлений застрахованных лиц в данную программу истек. Тем не менее в настоящее время Правительством РФ рассматривается возможность реализации в перспективе проекта, аналогичного Программе государственного софинансирования пенсий. В этой связи актуальными становятся вопросы пенсионного страхования сотрудников ОВД, поскольку стать участником этой или подобной программы возможно только при условии получения статуса застрахованного лица в Пенсионном фонде РФ. Сотрудник ОВД в соответствии с действующим законодательством может лично оформить индивидуальный лицевой счет и получить пенсионное свидетельство. Вместе с тем данное мероприятие целесообразно проводить централизованно, через работодателя (т.е. соответствующее учреждение или подразделение МВД России). В результате сотрудники полиции смогут получать дополнительно к пенсии по государственному пенсионному обеспечению опр е де ле нную сумму де не жны х ср едств , сформированную в рамках данной или подобной программы.

Заключение

Для наиболее эффективной работы органов внутренних дел, направленной прежде всего на обеспечение экономической безопасности страны, необходимо дальнейшее совершенствование системы социальных гарантий сотрудникам ОВД. Очевидно, что решение этих вопросов должно быть научно обоснованным. Между тем любое теоретическое исследование, любая научная разработка имеют реальную ценность, если они направлены на решение практических задач. В соответствии с этим вполне обоснованными становятся разработка и принятие на долгосрочную перспективу концепции развития государственной социальной политики в МВД Российской Федерации.

В основе данной концепции должен лежать методологический подход, позволяющий определить комплекс методов дальнейшего проведения государственной социальной политики в МВД России, механизмы, институты и инструменты, обеспечивающие ее эффективное функционирование.

12 О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений: Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ.

Главные положения концепции должны включать ключевые цели и задачи проведения государственной социальной политики в МВД России, основные направления и приоритеты ее развития на перспективу. Концепция должна базироваться на принципах «социального государства» и социальной рыночной экономики. Важнейшими элементами

концепции должны стать положения, касающиеся развития и совершенствования системы оплаты труда, стимулирования профессиональной деятельности, медицинского и жилищного обеспечения, социального страхования, профессиональной подготовки кадров и пенсионного обеспечения.

Список литературы

1. Паньков В. Экономическая безопасность: мирохозяйственный и внутренний аспект // Внешнеэкономические связи. 1992. Вып. 8. С. 5-18.

2. Бухвальд Е., Гловацкая Н., Лазуренко С. Макросистемы экономической безопасности: факторы, критерии и показатели // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 25-35.

3. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 10-29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Загашвили В.С. Экономическая безопасность России. М.: Гардарики, 1997. 440 с.

5. Сенчагов В.К., МаксимовЮ.М., Митяков С.Н. и др. Инновационные преобразования как императив устойчивого развития и экономической безопасности России: монография. М.: Анкил, 2013. 688 с.

6. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. М.: ГроссМедиа, 2005. 224 с.

7. Марр Р., Шмидт Г. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 450 с.

8. ВетлужскихЕ. Мотивация и оплата труда. Инструменты. Методики. Практика. М.: Альпина Паблишер, 2013. 152 с.

9. Быковская Ю.В. Социальное страхование в системе социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел: цели, сущность, особенности, направления совершенствования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 2; URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/220139.

10. Гринберг Р. С., Рубинштейн А.Я., Дегтярь Л. С. и др. Теория и методология исследования социальных проблем. М.: Наука, 2005. 189 с.

11. Быковская Ю.В. Теоретические подходы к вопросам разработки методики расчета нормативов стоимости образовательных услуг в рамках государственного заказа на подготовку кадров для органов внутренних дел // Проблемы обеспечения эффективной деятельности подразделений экономической безопасности: социально-психологические и управленческие аспекты. М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2011. С. 102-114.

12. Быковская Ю.В. Модернизация системы пенсионного обеспечения в рамках реформы органов внутренних дел // Вестник Института экономики РАН. 2011. № 4. C. 178-192.

13. Малева Т.М., Овчарова Л.Н., Бурдяк А.Я. и др. Социальная поддержка: уроки кризисов и векторы модернизации. М.: Дело, 2010. 336 с.

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

Economic Security

SOCIAL SAFEGUARD FOR EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES: ENSURING THE ECONOMIC SECURITY AND THE NEED TO IMPROVE

Yuliya V. BYKOVSKAYA

Kikot Moscow University of Ministry of the Interior of Russia, Moscow, Russian Federation zima7327@yandex.ru

Article history: Abstract

Received 10 July 2015 Importance Whereas Russia faces serious challenges and threats, it puts higher requirements

Accepted 6 August 2015 to bodies of internal affairs, and necessitates measures for improving the efficiency of law

enforcement. It is crucial to enhance the system of social protection provided to employees of JEL classification: H56 internal affairs since their low income level and retirement benefits, poor living conditions fuel

social tension and entail corruption. In the meantime, the Ministry of the Interior of the Russian Federation should perform the State policy effectively so to ensure law enforcement and economic security.

Objectives The research analyzes the social safety net of employees of internal affairs and devises a set of methods for improving it.

Methods Using statistical, graphics and comparative methods, I analyzed trends in federal budgetary spending on medical service, housing, retirement benefits, education of employees of the RF Ministry of the Interior. Based on the systems approach and decomposition method, I Keyw°rds: economic ^uri^ reviewed issues of social safeguard provided to employees of internal affairs. The article indicates

social sector, bodies, internal the role the State social policy plays for ensuring economic security.

rffek^ social safeguard Conclusions and Relevance The article states that it is necessary to further improve the system

of social safeguard for the employees. It is rather important to devise and adopt a concept for developing the State social policy in the Ministry of the Interior of Russia for a long term. The concept should stipulate a methodological approach prescribing a set of activities of the State social policy in the Ministry of the Interior of Russia, and mechanisms, institutions and tools ensuring its effective implementation.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Pan'kov V. Ekonomicheskaya bezopasnost': mirokhozyaistvennyi i vnutrennii aspekt [Economic security: global and internal aspects]. Vneshneekonomicheskie svyazi = External Economic Relations, 1992, iss. 8, pp. 5-18.

2. Bukhval'd E., Glovatskaya N., Lazurenko S. Makrosistemy ekonomicheskoi bezopasnosti: faktory, kriterii i pokazateli [Macro-systems of economic security: factors, criteria and indicators]. Voprosy Economiki, 1994, no. 12, pp. 25-35.

3. Abalkin L. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: ugrozy i ikh otrazhenie [The economic security of Russia: threats and their implications]. Voprosy Economiki, 1994, no. 12, pp. 10-29.

4. Zagashvili V.S. Ekonomicheskaya bezopasnost'Rossii [The economic security ofRussia]. Moscow, Gardariki Publ., 1997, 440 p.

5. Senchagov V.K., Maksimov Yu.M., Mityakov S.N. et al. Innovatsionnye preobrazovaniya kak imperativ ustoichivogo razvitiya i ekonomicheskoi bezopasnosti Rossii: monografiya [Innovative transformations as an imperative of sustainable development and economic security of Russia: a monograph]. Moscow, Ankil Publ., 2013, 688 p.

6. Shapiro S.A. Motivatsiya i stimulirovaniepersonala [Motivating and encouraging the personnel]. Moscow, GrossMedia Publ., 2005, 224 p.

7. Marr R., Schmidt H. Upravlenie personalom v usloviyakh sotsial'noi rynochnoi ekonomiki: monografiya [Personalmanagement unter Bedingungen einer sozialen Marktwirtschaft]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2007, 450 p.

8. Vetluzhskikh E. Motivatsiya i oplata truda. Instrumenty. Metodiki. Praktika [Motivation and remuneration. Tools. Methodology. Practice]. Moscow, Al'pina Pablisher Publ., 2013, 152 p.

9. Bykovskaya Yu.V. [Social insurance in the system of social guarantees for employees of internal affairs bodies: objectives, substance, specifics, areas for improvement]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem, 2013, no. 2. (In Russ.) Available at: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/220139.

10. Grinberg R.S., Rubinshtein A.Ya., Degtyar' L.S. et al. Teoriya i metodologiya issledovaniya sotsial'nykh problem [Theory and methodology of studying social problems]. Moscow, Nauka Publ., 2005, 189 p.

11. Bykovskaya Yu.V. Teoreticheskiepodkhody k voprosam razrabotki metodiki rascheta normativov stoimosti obrazovatel 'nykh uslug v ramkakh gosudarstvennogo zakaza napodgotovku kadrov dlya organov vnutrennikh del. V kn.: Problemy obespecheniya effektivnoi deyatel'nosti podrazdelenii ekonomicheskoi bezopasnosti: sotsial 'no-psikhologicheskie i upravlencheskie aspekty [Theoretical approaches to the issues of developing the methodology for calculating the standard cost of educational services as part of the State order on personnel training for the internal affairs agencies. In: Issues of ensuring the effective functioning of economic security units: socio-psychological and administrative aspects]. Moscow, Academy of Economic Security of Ministry of the Interior of Russia Publ., 2011, pp. 102-114.

12. Bykovskaya Yu.V. Modernizatsiya sistemy pensionnogo obespecheniya v ramkakh reformy organov vnutrennikh del [The modernization of the pension system in the framework of the internal affairs]. Vestnik Instituta ekonomiki RAN = Vestnik of Institute of Economics of RAS, 2011, no. 4, pp. 178-192.

13. Maleva T.M., Ovcharova L.N., Burdyak A.Ya. et al. Sotsial'naya podderzhka: uroki krizisov i vektory modernizatsii [Social support: lessons from crises and modernization vectors]. Moscow, Delo Publ., 2010, 336 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.