Научная статья на тему 'Модернизация системы пенсионного обеспечения в рамках реформы органов внутренних дел'

Модернизация системы пенсионного обеспечения в рамках реформы органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1274
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СОТРУДНИКОВ МВД / СИСТЕМА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕНСИОНЕРОВ МВД В РОССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Быковская Ю.

Представлены основные аспекты модернизации системы социальной защиты сотрудников органов внутренних дел. Рассматривается действующая система социального обеспечения пенсионеров МВД России, анализируются изменения, вносимые в законодательство о пенсионном обеспечении в связи с проведением реформы в органах внутренних дел, обосновываются предложения по ее дальнейшему совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация системы пенсионного обеспечения в рамках реформы органов внутренних дел»

Ю. БЫКОВСКАЯ,

кандидат экономических наук, заместитель начальника финансово-экономического отдела Академии экономической безопасности МВД России

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РАМКАХ РЕФОРМЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Представлены основные аспекты модернизации системы социальной защиты сотрудников органов внутренних дел. Рассматривается действующая система социального обеспечения пенсионеров МВД России, анализируются изменения, вносимые в законодательство о пенсионном обеспечении в связи с проведением реформы в органах внутренних дел, обосновываются предложения по ее дальнейшему совершенствованию.

Ключевые слова: модернизация органов внутренних дел, социальная защита сотрудников МВД, система пенсионного обеспечения пенсионеров МВД в России.

В настоящее время многие страны сталкиваются с проблемами пенсионного обеспечения своих граждан. Низкие размеры пенсий, увеличение пенсионной нагрузки на работающее население вследствие снижения соотношения граждан трудоспособного возраста и пенсионеров, нестабильность и неустойчивость пенсионных систем, отсутствие достаточного обеспечения финансовыми средствами - все это говорит о необходимости серьезного реформирования систем пенсионного обеспечения в этих государствах.

Схожие проблемы, как в отношении гражданских пенсионеров, так и в отношении военных пенсионеров и пенсионеров правоохранительных органов, существуют и в России, а направления дальнейшего совершенствования и оптимизации систем пенсионного обеспечения являются предметом оживленных дискуссий. Это связано прежде всего с тем, что «проблема выбора пенсионной системы для страны относится к стратегическим, базисным вопросам жизнедеятельности нескольких поколений, а поэтому требует применения подходов и методов, более сложных по характеру, чем те, которые применяются для решения текущих проблем»1.

Учитывая международный опыт решения проблем пенсионного обеспечения, результаты проведения пенсионных реформ в нашей стране в последние два десятилетия, а также разноплановые мнения специалистов, сегодня довольно остро ставятся вопросы о долгосрочных перспективах развития общегражданской пенсионной системы России. В их число входят вопросы об:

- алгоритме расчета пенсий;

- обоснованности и сроках повышения пенсионного возраста;

-необходимости привлечения дополнительных финансовых ресурсов для обеспечения социально приемлемого уровня пенсий по сравнению с заработной платой, в том числе включении в структуру пенсионной системы добровольных индивидуальных или корпоративных накопительных компонент в качестве дополнения к существующим государственным пенсионным программам;

- возможности прямой дотации пенсионной системе за счет общеналоговых средств государственного бюджета;

- способах расчета коэффициента замещения утраченного заработка;

- необходимости введения ограничений досрочного выхода на пенсию;

- изменении механизма индексации пенсий.

Практически любая позиция в отношении возможных направлений и методов

1 Роик В.Д. Пенсионная реформа: дорогу осилит идущий // Пенсия. 2000. № 11.

http://www.pensionreform.ru/pension/pr_tochka11

проведения пенсионной реформы подвергается серьезной критике со стороны оппонентов. По отдельным вопросам позиция Минздравсоцразвития России кардинально отличается от мнения экспертов, занимающихся проблемами совершенствования системы пенсионного обеспечения в нашей стране.

Руководитель Экономической экспертной группы при Правительстве Российской Федерации Евсей Гурвич считает, что позиция Минздравсоцразвития России в отношении совершенствования пенсионной системы, обозначенная в Аналитическом докладе, не содержит предложений по долгосрочному привлечению дополнительных ресурсов в пенсионную систему2.

Экспертная группа, работающая над Стратегией - 2020 по направлению "Реформа пенсионной системы", предлагает поделить пенсионеров на три возрастные группы по принципу - «молодым» пенсионерам - деньги, «пожилым» — социальное обеспечение. Иначе говоря, мнение специалистов этой группы заключается в том, что пенсионеры старших возрастов (после 73 лет) нуждаются не столько в существенной пенсии, сколько в повышенном уровне социальной защищенности, дополнительном медицинском уходе и лекарственной помощи. Для этой категории коэффициент замещения будет ниже по сравнению с другими категориями пенсионеров. Государство должно гарантировать им доход в размере до трех прожиточных минимумов и доступность медпомощи на сумму хотя бы 100 тысяч рублей в год. Причем граждане должны иметь выбор: брать медицинскую помощь "натурой" (лекарствами, услугой сиделки) или деньгами.

Однако Минздравсоцразвития России считает эту позицию антизаконной, говоря о том, что предложения должны соответствовать требованиям Конституции и базовым принципам российского пенсионного законодательства, которые трактуют трудовую пенсию как компенсацию зарплаты, утраченной в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности. Трудовая пенсия «не может полностью или частично заменяться предоставлением медицинских и социальных услуг»3.

Большой диапазон мнений ученых о проблемах системы пенсионного обеспечения и направлениях их решения, предполагаемых результатах и последствиях свидетельствует о сложности вопросов реформирования системы пенсионного обеспечения и не позволяет однозначно положительно или отрицательно высказываться в отношении той или иной позиции.

Особое значение эти вопросы имеют в контексте глубокой модернизации МВД России, создания нового правоохранительного института - полиции - и формировании новой законодательной базы о функционировании этого института.

Сегодня понятно, что в отношении органов внутренних дел необходим новый подход к социально-экономической политике, проводимой государством, а также к модели управления этим институтом. Реализация этих направлений преобразований напрямую связана с решением важнейшей задачи по реформированию системы социальной защиты сотрудников, в том числе совершенствованием системы денежного довольствия, страхования, медицинского, жилищного и пенсионного обеспечения. Это -фундаментальные задачи, решение которых одинаково важно как для нового института -полиции, так и для общества и государства, в целом.

2 Гурвич Е.Т. «Распутать узлы пенсионных компонент». // Выступление на заседании диспут-клуба АНТТЭА «Узлы экономической политики» на тему: «Как обеспечить стабильность пенсионной системы» 17.02.2011 г. http://www.eeg.ru/

3 Селиванова М. Молодым» пенсионерам - деньги, «пожилым» - лекарства. // РИА новости. 18.03.2011. http://www.rian.ru/analytics/20110318/355376634.html

С начала 2000-х годов наблюдается тенденция снижения уровня жизни пенсионеров МВД России: соотношение средних размеров военных пенсий и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по стране уменьшается; темпы роста военных пенсий отстают от темпов роста общегражданских пенсий; сокращается доля образующих компонентов в денежном довольствии основных категорий сотрудников ОВД, и соответственно, снижается соотношение средних размеров всех видов военных пенсий с величиной полного денежного довольствия сотрудников4.

Эффективность пенсионной системы оказывает влияние на мотивацию сотрудников в силу социально-экономической природы пенсии, и наравне с оплатой труда является мощным инструментом воздействия работодателя на работника5.

Рассмотрим подробнее действующее законодательство о пенсионном обеспечении сотрудников органов внутренних дел, а также изменения, вносимые в нормативную правовую базу в связи с проводимыми преобразованиями.

В конце марта 2011 года Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым был внесен на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации проект Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»6.

В финансово-экономическом обосновании Законопроекта указано, что в 2012 году средние размеры пенсий бывших сотрудников органов внутренних дел будут составлять: за выслугу лет - 17722 рубля; по инвалидности - 18720 рублей; по случаю потери кормильца - 8736 рублей. В результате при реализации Законопроекта в 2012 г. пенсии пенсионеров МВД России увеличатся в среднем в 2,2 - 2,3 раза (рис.1). Также в Законопроекте отмечено, что принятие этого закона позволит повысить размеры пенсий пенсионеров МВД России до уровня, превышающего на 30% установленный средний размер общегражданских пенсий в Российской Федерации.

4 Агапцов С.А. Аналитическая записка о результатах экспертно-аналитического мероприятия по анализу вопросов пенсионного обеспечения граждан, получающих пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, и их семей» в Министерстве обороны Российской Федерации, Военном комиссариате Ростовской области, Военном комиссариате г. Санкт-Петербурга, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Главном управлении внутренних дел Ростовской области, Главном управлении внутренних дел г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний и Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков // Бюлл. Счетной палаты РФ. 2008. N 5 (125).

5 Krueger A. B., Pischke J. S. The effects of Social Security on Labor Supply: A Cohort Analysis in the North Generation // Journal of Labor Economics. - 1992. - №10 (October).

6 Проект Федерального закона РФ № 518723-5 «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Законопроект).

за выслугу лет по по случаю

инвалидности потери

ко рмильца

Рис. 1. Соотношение средних размеров действующих пенсий и средних размеров пенсий

в 2012 г.

Тем не менее решение вопросов о повышении пенсий пенсионерам системы МВД России полностью зависит от бюджетного обеспечения органов внутренних дел, в частности на выплату пенсий.

Е.Т. Гурвич при оценке пенсионной системы выделяет несколько уровней. «Минимальные требования состоят в способности системы обеспечивать свои законодательно установленные обязательства. Их несоответствие величине располагаемых финансовых ресурсов создает серьезную угрозу бюджетного кризиса»7.

В данном случае складывается следующая ситуация. В финансово-экономическом обосновании Законопроекта указано, что объем расходов федерального бюджета, направляемых на выплату пенсий пенсионерам МВД России, при условии его реализации в 2012 г., должен составить 165,37 млрд. рублей, в том числе дополнительная потребность - 75,29 млрд. рублей.

За последние шесть лет с момента вступления в действие закона о монетизации льгот увеличение расходов федерального бюджета на выплату пенсий пенсионерам системы МВД России составило от 6,7 до 28,1% (табл. 1, рис. 2). Это прежде всего связано с неоднократной индексацией окладов денежного содержания, и как следствие, индексацией размеров пенсий.

Таблица 1

Объем расходов федерального бюджета на выплату пенсий пенсионерам МВД

России за 2005 - 2011 гг.

Наименование расходов федерального бюджета 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Выплата пенсии пенсионерам МВД России, млрд. рублей 31,06 35,46 41,79 48,99 62,78 67,11 71,6 165,37

По отношению к предыдущему году, % 114,2 117,9 117,2 128,1 106,9 106,7 231,0

7 Гурвич Е.Т. «Оценка перспектив действующей пенсионной системы» // "SPERO". 2008.№8. С 42-43.

4

Из приведенной Таблицы 1 видно, что на выплату пенсий пенсионерам Министерства органов внутренних дел Российской Федерации на 2011 год выделены бюджетные ассигнования в размере 71,6 млрд. руб. Эта цифра меньше, чем объем дополнительной потребности, необходимой на реализацию Законопроекта о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел на 2012 год.

180

160

140

120

100

80

60

40

20

0

/

!

П/6

гт^ 1-8,99 )2,/8

^5,4б"- і-1//9

65,37

Расходы федерального бюджета на выплату пенсий пенсионерам МВД России, млрд. рублей

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Рис. 2. Динамика расходов федерального бюджета на выплату пенсий пенсионерам МВД

России за 2005 - 2011 годы и плановый период 2012 г.8

При проведении реформы социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел также потребуются дополнительные бюджетные ассигнования на выплату денежного довольствия (279,96 млрд. руб.) и единовременных пособий, связанных с увольнением (9897,4 млн. руб.). Очевидно, что при реализации данного законопроекта у государства возникнут серьезные затруднения с финансовым обеспечением Министерства внутренних дел Российской Федерации, в частности на выплату пенсий.

16 марта 2011 г. Законопроект о социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел поддержан Правительством Российской Федерации9, 7 июля 2011 г. -принят Государственной Думой Российской Федерации в третьем чтении. Тем не менее, говоря о социальной реформе органов внутренних дел, в целом, очевидно, что на сегодняшний день бюджетная система не готова к проведению таких крупномасштабных преобразований.

Отдельно хотелось бы остановиться на нововведениях, вносимых данным Законопроектом в действующее законодательство о пенсионном обеспечении пенсионеров системы МВД России. Они сводятся к частичному изменению механизма расчета пенсий. Законопроектом предусматривается, что с 1 января 2012 г. за основу для расчета пенсии принимается денежное довольствие исходя из 54 процентов оклада по должности, оклада по специальному званию и надбавки за выслугу лет, включая выплаты, связанные с индексацией денежного довольствия.

Так, начиная с 1 января 2013 года, данный процент должен ежегодно увеличиваться на 2% до достижения 100% соответствующих сумм денежного довольствия. При этом при исчислении пенсий предполагается применять новые размеры надбавки за выслугу лет10.

8 Федеральные законы о федеральном бюджете на очередной финансовый год и финансово-экономическое обоснование к законопроекту «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

9 Заключение от 16.03.2011 г. № 1073п-П4 «Заключение на проект Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации».

10 Размер надбавки за выслугу лет устанавливается в следующих размерах от оклада денежного содержания при выслуге:

Таким образом, с 1 января 2012 года для пенсионера системы МВД России, имеющего выслугу 20 лет, размер пенсии за выслугу лет будет рассчитан, исходя из 27% суммы оклада денежного содержания и надбавки за выслугу лет. К 2020 г. размер пенсии достигнет 35% от указанных выплат.

Приведем расчет пенсий пенсионеров МВД России за выслугу лет и коэффициента замещения утраченного заработка при условии вступления в действие Законопроекта о социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел на 2012 г. (табл. 2, табл. 3).

Таблица 2

Расчет размеров пенсий пенсионерам МВД России в соответствии с законопроектом «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты

Российской Федерации» на 2012 г.

Специальн ое звание Оклад денежног о содержан ия (ОДС), руб. Выслуга , лет Выслуга лет, % от ОДС Выслуга лет, руб. Итого, руб. Размер пенсии в 2012 г. руб./мес.* Средний размер денежного довольствия, руб./мес. Коэффицие нт замещения утраченног о заработка **

Полковник полиции 36250 От 20 лет и свыше 25 лет 35 12688 48938 17970 83108 21

Подполковн ик полиции 32000 От 20 до 25 лет 30 9600 41600 12580 69667 18

Майор полиции 29750 20 лет 25 7438 37188 10041 62617 16

* - расчет пенсий произведен исходя из следующих коэффициентов:

Коэффициент для расчета пенсий согласно проекту ФЗ о социальных гарантиях сотрудников ОВД на 2012 г.

- от 2 до 5 лет - 10%;

- от 5 до 10 лет - 15%;

- от 10 до 15 лет - 20%;

- от 15 до 20 лет - 25%;

- от 20 до 25 лет - 30%;

- 25 и более лет - 40%.

Полковник полиции 0,68 0,37

Подполковник полиции 0,56 0,30

Майор полиции 0,50 0,27

** Коэффициент замещения утраченного заработка определялся как отношение начальной пенсии к заработной плате перед выходом на пенсию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Расчет коэффициента замещения утраченного заработка

в 2012 - 2020 гг.

Специальное звание Средний размер денежного довольствия , руб./мес. Размер пенсии в 2012 г. руб./мес. Коэффиц иент замещени я Размер пенсии в 2015 г. руб./мес. Коэффиц иент замещени я Размер пенсии в 2020 г. руб./мес. Коэффицие нт замещения

Полковник полиции 83108 17970 0,22 20632 0,27 23294 0,28

Подполковник полиции 69667 12580 0,18 14444 0,23 16307 0,23

Майор полиции 62617 10041 0,16 11528 0,2 13016 0,21

Расчет произведен:

1. без учета индексации окладов денежного содержания и пенсий

2. средний размер денежного довольствия не включает в себя районные коэффициенты и надбавка за риск

Расчеты, приведенные в Таблицах 2 и 3, свидетельствуют о том, что при вступлении в действие Законопроекта о социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел, значительно увеличится разрыв между размерами денежного довольствия и пенсий. И хотя реальный уровень всех видов пенсий возрастет, тем не менее, говоря о социальной реформе в органах внутренних дел, о направлениях государственной политики в отношении полиции, уже сегодня важно создавать такие перспективы для сотрудников, чтобы по выходу на пенсию стабильно поддерживать стандарты уровня жизни, гарантирующие определенный уровень благосостояния и экономическую независимость.

Тенденция увеличения разрыва между размерами денежного довольствия и пенсий наблюдается давно, фактически при каждой социально-экономической реформе, проводимой в нашей стране, конкретно при реформе монетизации льгот. В основном это происходит вследствие увеличения размеров уже существующих и введения новых надбавок, доплат, дополнительных выплат, которые не учитываются при расчете пенсий.

Приведем примеры.

В соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении пенсионеров МВД России при расчете пенсии учитываются должностной оклад, оклад по специальному званию и надбавка за выслугу лет. При проведении реформы 2002 г. был увеличен максимальный размер надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы сотрудников органов внутренних дел с 50 до 70% должностного оклада, который не учитывается при расчете пенсий. В ходе монетизации льгот 2005 г. были увеличены максимальные размеры надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы сотрудников органов внутренних дел с 70 до 120% должностного оклада.

Повышены размеры надбавки к должностному окладу сотрудников, допущенных к государственной тайне на постоянной основе. Введены ежемесячное денежное поощрение для всех категорий сотрудников и дополнительные виды выплат отдельным категориям сотрудников. Указанные надбавки также не учитываются при расчете пенсий.

Не вызывает сомнений, что пенсионная система должна быть способна «поддерживать по меньшей мере стабильное соотношение между величиной пенсий и зарплаты. В этом случае относительное положение пенсионеров по сравнению с работниками не ухудшается»11.

Результаты проведения социально-экономических реформ последнего десятилетия, а также изменения, вносимые в действующее законодательство о пенсионном обеспечении пенсионеров правоохранительных органов, свидетельствуют о том, что сегодня говорить о стабильности пенсионной системы невозможно. Вступление в действие закона о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел также полностью не решит эту проблему. Необходим новый подход к порядку расчета и индексаций пенсий. Представляется обоснованным, чтобы механизм расчета пенсий включал в себя привязку к среднему заработку сотрудников, а также к размерам средней заработной платы по стране.

Такая практика уже существует. Например, размер пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на общегражданскую трудовую пенсию. Для определения среднемесячного заработка федеральных государственных гражданских служащих учитывается их денежное содержание, состоящее из следующих выплат12:

- месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью федеральной государственной гражданской службы (должностной оклад);

- месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином федеральной государственной гражданской службы;

- ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на федеральной государственной гражданской службе;

- ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы;

- ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

- ежемесячного денежного поощрения;

- премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

- единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;

- других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

При этом размер среднемесячного заработка, исходя из которого федеральному государственному гражданскому служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может

11 Там же. С. 42-43.

12 Постановление Правительства РФ от 17.10.2009 г. № 818 «Об утверждении правил определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих».

превышать 2,8 должностного оклада, установленного федеральному государственному гражданскому служащему в соответствующем периоде13.

Такой опыт может послужить положительным примером для совершенствования законодательства о пенсионном обеспечении сотрудников полиции.

Другой пример. В начале июня 2011 г. Минздравсоцразвития России предложило полностью отказаться от сложившегося принципа индексации пенсий по уровню инфляции и вернуться к формуле расчета общегражданских пенсий на основе индивидуального коэффициента, существовавшей до 2002 г., но в модернизированном виде.

Индивидуальный коэффициент работника будет равен отношению его заработка к средней заработной плате по стране. При этом в новой формуле также будет учитываться стажевый коэффициент - от 0,55 при минимально требуемом стаже до 0,75 и средний заработок текущего года. При этом при расчете пенсий размер среднего заработка текущего года будет меняться ежегодно для проведения индексации пенсии, чтобы после назначения размер пенсии не устаревал. Кроме того, Минздравсоцразвития России предлагает ввести в формулу еще один элемент - сложный интегрированный коэффициент, который будет учитывать демографическую и макроэкономическую нагрузку на пенсионную систему. Он также будет рассчитываться и утверждаться ежегодно14.

У этого варианта реформы общегражданской пенсионной системы есть свои преимущества и недостатки. Тем не менее отдельные элементы схемы расчета общегражданских пенсий, учитывающей не только размер заработка и стаж службы, но и средний размер заработной платы по стране, и макроэкономическую нагрузку, и дифференциацию при расчете пенсий, также могут быть приняты за основу при совершенствовании системы пенсионного обеспечения сотрудников МВД России.

Однако в настоящее время, помимо указанных выше нововведений, другие изменения в системе пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел при принятии законопроекта о социальных гарантиях не предусмотрены. Иначе говоря, вероятно, что в ближайшей перспективе не планируется принятие нового законодательства о пенсионном обеспечении пенсионеров МВД России.

Приходится констатировать, что сегодня тенденцией является увольнение со службы из органов внутренних дел молодых сотрудников, у которых истек призывной возраст и которые с легкостью уходят работать в коммерческий сектор экономики. Это связано с тем, что, с одной стороны, за период службы они накопили достаточный багаж знаний и

13 При определении размера пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим, не учитываются:

- суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (инвалидности), приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи;

- суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (инвалидности), приходящиеся на увеличение этого фиксированного базового размера в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности I группы;

- размер доли страховой части трудовой пенсии по старости, исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой);

-суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав граждан.

14 «Новая формула позволит брать взносы со всего заработка и снизить тариф». Интервью статс-секретаря, заместителя Министра Минздравсоцразвития Ю.Воронина газете «Коммерсант» 09.06.2011 г. // Минздравсоцразвития: [веб-сайт] 09.06.2011. http://www.minzdravsoc.ru.

приобрели профессиональный опыт, с другой стороны, не имея большой выслуги лет в правоохранительных органах, еще не задумываются о выходе на пенсию15. При этом увольнение по собственному желанию является основной причиной прекращения службы в органах внутренних дел16.

Для этой категории граждан, особенно для тех, кто прослужил в органах внутренних дел не один год, ситуация обстоит довольно серьезно. В соответствии с действующим законодательством с денежного довольствия сотрудников не уплачиваются взносы в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации) и у этих сотрудников нет накоплений на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. В результате по выходу на пенсию по старости данный сотрудник не может претендовать на достойную общегражданскую пенсию.

Кроме того, любой трудоспособный гражданин Российской Федерации до выхода на пенсию может распорядиться своими пенсионными накоплениями: либо оставить их в управлении государственного пенсионного фонда, либо передать их в управление негосударственным пенсионным фондом. Сотрудники органов внутренних дел такого права лишены в связи с тем, что за период прохождения службы никаких накоплений в Пенсионном фонде у них не формируется.

Эта проблема также свидетельствует о необходимости реформирования системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел и изменения механизма назначения и расчета пенсий.

Проведенный анализ позволяет говорить о том, что социальная политика, проводимая в последние два десятилетия в отношении пенсионеров системы МВД России, прежде всего была направлена на совершенствование законодательства посредством внесения различного рода изменений, дополнений и поправок в устаревший Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в органах внутренних дел.

Очевидно, что на сегодняшний день такой путь преобразований стал малоэффективным. Действующее законодательство о пенсионном обеспечении пенсионеров органов внутренних дел противоречиво, слишком громоздко, из-за многочисленных редакций и ссылок на другие нормативные правовые документы разного уровня вызывает трудности при исполнении.

Новый закон о пенсионном обеспечении сотрудников полиции должен учесть то положительное, что достигнуто за почти двадцатилетний период действия законодательства о пенсионном обеспечении пенсионеров правоохранительных органов, исключить устаревшие, не соответствующие требованиям сегодняшнего времени, несогласованные с другими законодательными документами положения и нормы, а также принять во внимание огромную судебную практику.

Сегодня не вызывает сомнений, что залогом эффективного функционирования нового института полиции будет являться совершенствование кадрового потенциала, включающего привлечение в органы внутренних дел перспективных молодых специалистов, качественное обновление кадров, а также сохранение на службе профессионалов. Решение этих задач в немалой степени зависит от создания

15 По данным Департамента кадрового обеспечения МВД России, если в 2002 году численность сотрудников в возрасте до 30 лет составляла 47,5 % от общего количества работающих, в 2005 году - 46,2%, то в 2009 г. эта цифра составила 44,2%. В 2010 году динамика не улучшилась.

16 По данным Департамента кадрового обеспечения МВД России, в 2002 г. численность сотрудников, уволившихся из ОВД по собственному желанию, составила 48,1% от общего числа уволенных, в 2005 г. - 51,5%, в 2009 г. - 49,2%. В 2010 г. динамика увольнений по собственному желанию не изменилась.

эффективной системы мотивации и стимулирования служебной деятельности, а также повышения уровня социальной защиты сотрудников, в том числе посредством совершенствования системы пенсионного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.