УДК 347 ББК 67.304
актуальные изменения
в законодательстве по вопросам
предоставления социальных гарантий
сотрудникам органов внутренних дел и членам их семей
ВАЛЕНТИН НИКОЛАЕВИЧ ТКАЧЁВ,
начальник Служебно-правового управления Договорно-правового департамента МВД России, профессор Финансового университета при Правительстве РФ, доктор юридических наук, профессор, почетный работник образования г. Москвы Научная специальность 12.00.03 — гражданское право, предпринимательское право,
семейное право, международное частное право E-mail: valentin_t71@mail.ru
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В целях более детальной регламентации и практической доступности социальных гарантий, предоставляемых как сотрудникам органов внутренних дел, так и членам их семей (лицам, находящимся (находившимся) на их иждивении) 4 ноября 2014 г. принят Федеральный закон № 342-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В статье проводится комплексный анализ данного нормативного правового акта, рассматриваются закрепленным им изменения в правовом регулировании и приводятся примеры, иллюстрирующие новшества в социальных гарантиях, предоставляемых сотрудникам органов внутренних дел и членам их семей (лицам, находящимся (находившимся) на их иждивении).
Ключевые слова: социальные гарантии, пенсионное обеспечение, единовременная социальная выплата, ежемесячная денежная компенсация, правовой статус члена семьи сотрудника.
Annotation. To provide more detailed regulation and practical availability of welfare guaranteed to both law enforcement officers and their family members (their dependents), Federal Law No. 342-Ф3 was adopted on November 4, 2014, "On Alteration of Selected Legal Acts of the Russian Federation". The article gives complex analysis of the legal normative act; the vested amendments in legal regulation are considered, as well as legal cases illustrating the novelties in the welfare system made available for law enforcement officers and their family members (their dependents).
Keywords: welfare, pension, social allowance in a single payment, monthly monetary compensation, legal status of the officer's family members.
16 ноября 2014 г. вступил в юридическую силу Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 342-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1 (далее — Закон № 342), который был разработан Минюстом России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, подразделений центрального аппарата МВД России, в том числе специалистов Договорно-правового департамента МВД России (далее — ДПД МВД России), во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации В.В. Володина от 2 декабря 2011 г. № ВВ-П4-8536.
Законом № 342 были внесены изменения в следующие законодательные акты.
1. Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их се-мей»2;
2. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»3;
3. Федеральный закон от 30 июня 2002 г. № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых
федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)»4;
4. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»5;
5. Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»6;
6. Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»7;
7. Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»8.
Закон № 342 направлен на выравнивание социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее — сотрудники) с социальными гарантиями сотрудников иных федеральных органов исполнительной власти, закрепленными в Федеральном законе от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ (в ред. от 2 декабря 2013 г.) «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»9 (например, ФСИН России, ФТС России, ФСКН России).
Законом № 342 уточняются и конкретизируются полномочия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти по вопросам определения порядка предоставления социальных гарантий сотрудникам.
Например, Законом № 342 предоставлены полномочия МВД России (раньше этого не было!) по нормативному урегулированию особенностей организации оказания медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, в том числе при санаторно-курортном лечении, сотрудникам, гражданам России, уволенным со службы в органах внутренних дел, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении. Данная норма Закона № 342 позволит включить в нормотворческий оборот и привести в соответствие с
действующим законодательством ряд ведомственных нормативных правовых актов МВД России, в том числе приказ МВД России от 8 ноября 2006 г. № 895 «Об утверждении Положения об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России»10.
Говоря о конкретной содержательной составляющей Закона № 342, в первую очередь, необходимо отметить, что он предусматривает для отдельных категорий лиц увеличение размеров пенсий, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 (в ред. от 4 ноября 2014 г.) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»11 (далее — Закон о пенсионном обеспечении).
К указанной категории лиц относятся инвалиды III группы вследствие заболевания, полученного в период военной службы, которым пенсии по инвалидности увеличены с 30 до 40 % соответствующих сумм денежного довольствия.
Кроме того, увеличены на 10 % пенсии по случаю потери кормильца:
• семьям лиц, умерших вследствие военной травмы пенсии по случаю потери кормильца увеличены с 40 до 50 % соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, на каждого нетрудоспособного члена семьи;
• семьям лиц, умерших вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы пенсии по случаю потери кормильца увеличены с 30 до 40 % соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, на каждого нетрудоспособного члена семьи.
Приведем пример расчета пенсии с 1 октября 2014 г. по случаю потери кормильца, командира взвода, капитана полиции, имеющего стаж службы на день смерти 10 лет.
Оклад по должности — 16 тыс. руб.
Оклад по званию — 11 тыс. руб.
Процентная надбавка за выслугу лет 10 лет (15%) — 4 тыс. 50 руб.
Итого: 31 тыс. 50 руб.
31 тыс. 50 руб. х 62,12 %12 = 19 тыс. 288 руб. 26 коп. — это денежное довольствие для исчисления пенсии.
За потерю кормильца пенсия назначается в размере 40 %.
Пенсия составит 19 тыс. 288 руб. 26 коп. х 40 % = 7 тыс. 715 руб. 30 коп.
После вступления в силу Закона № 342 по случаю потери кормильца пенсия назначается в размере 50 %.
Пенсия составит 19 тыс. 288 руб. 26 коп. х 50 % =
9 тыс. 644 руб. 13 коп.
Необходимо отметить, что средний размер пенсии по случаю потери кормильца с учетом увеличения, предусмотренного Законом № 342, на 1 января 2015 г. составляет 10 тыс. 344 руб.
Следующими, наиболее представляющими интерес изменениями, содержащимися в Законе № 342, являются его положения, касающиеся вопросов обеспечения жилыми помещениями сотрудников, в том числе предоставление им единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее — ЕСВ).
1. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ (в ред. от 2 декабря 2013 г.) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»13 (далее — Закон о социальных гарантиях) вернул для сотрудников систему жилищного обеспечения, которая была для них фактически упразднена в 2005 г. в связи с принятием Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ14 (далее — ЖК РФ).
При этом из всех силовых ведомств, в том числе правоохранительных органов, с 1 января 2012 г. по сути только сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации имели возможность получать ЕСВ по ценам, соответствующим рыночной стоимости квадратного метра площади жилого помещения с учетом региона проживания сотрудников и членов их семей.
Сегодня это реально действующая социальная гарантия, позволяющая сотрудникам решать свои жилищные проблемы! Так, в 2012 г. на предоставление ЕСВ из федерального бюджета МВД России было выделено 16,2 млрд руб., что позволило обеспечить данной выплатой более 5 тыс. сотрудников и членов их семей. При этом принято на учет для получения ЕСВ 17,4 тыс. человек.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ15 планирование расходов бюджета с учетом приоритетности, непосредственное распределение средств федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также порядок определения и выплаты конкретных адресных сумм находятся в компетенции главного распорядителя средств федерального бюджета.
В соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»16 начиная с 2013 г. на поэтапное обеспечение сотрудников органов внутренних дел единовременной социальной выплатой для приобретения или строительства жилых помещений предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 3,3 млрд руб. ежегодно.
В 2013 г. из федерального бюджета МВД России
на предоставление ЕСВ было выделено 6,1 млрд руб., что позволило обеспечить данной выплатой 1,8 тыс. сотрудников и членов их семей. При этом принято на учет для получения ЕСВ порядка 61,5 тыс. человек.
В ходе исполнения федерального бюджета в 2014 г. по предложению МВД России, как главного распорядителя бюджетных средств, за счет экономии по другим видам расходов увеличен объем бюджетных ассигнований на единовременную социальную выплату на 4,7 млрд руб. Таким образом, уточненный объем бюджетных ассигнований на указанную цель для МВД России в 2014 г. составил 6,8 млрд руб., что позволило обеспечить данной выплатой 1,9 тыс. сотрудников и членов их семей. При этом в МВД России принято на учет для получения ЕСВ уже более 93 тыс. человек.
Таким образом, на сегодняшний день работа по предоставлению ЕСВ в МВД России уже позволила реализовать право на жилье более 9 тыс. сотрудников и членам их семей.
В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»17 в 2015 г. из федерального бюджета МВД России на единовременную социальную выплату предусмотрены средства в объеме 3,1 млрд. руб.
Необходимо учитывать, что в рамках исполнения федерального бюджета на 2015 год МВД России как главный распорядитель бюджетных средств вправе вносить изменения в случае необходимости в сводную бюджетную роспись федерального бюджета, в том числе между годами.
2. Продолжая жилищную тему необходимо отметить, что в ходе реализации права сотрудников на жилье были выявлены некоторые проблемы, связанные с законодательным регулированием вопросов жилищного обеспечения, в том числе в области предоставления ЕСВ.
Анализ выявленных в МВД России проблем правоприменения позволил сформировать предложения, которые также были реализованы в Законе № 342.
Например, в часть 7 ст. 4 Закона о социальных гарантиях Законом 342 был включен перечень так называемых «намеренных действий», повлекших ухудшение жилищных условий претендента на ЕСВ, при этом данный перечень является «открытым». К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе действия, связанные:
1) вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);
2) бменом жилыми помещениями;
3) невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения
без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) выделением доли собственниками жилых помещений;
5) отчуждением жилых помещений или их частей.
До принятия Закона № 342 применялся исчерпывающий перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, предусмотренный Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1223, и перечень этот, к сожалению, позволял отдельным недобросовестным лицам злоупотреблять своим правом на жилищное обеспечение.
Полагаем, что «открытый» перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, предусмотренный новой редакцией части 7 ст. 4 Закона о социальных гарантиях, позволит более эффективно «отсеивать» таких юридически нечистоплотных граждан — претендентов на ЕСВ.
Кроме того, Законом № 342 уточняются положения Закона о социальных гарантиях, связанные с предоставлением дополнительной площади жилого помещения.
1. В новой редакции Закона о социальных гарантиях предусмотрена норма, отражающая сложившуюся правоприменительную практику, в соответствии с которой не суммируется размер дополнительной площади жилого помещения при наличии у сотрудника права на нее по нескольким основаниям (например: сотрудник, имеющий специальное звание полковника полиции, и ученую степень кандидата юридических наук может рассчитывать на дополнительную площадь лишь по одному из названных оснований);
2. в Законе о социальных гарантиях выделена категория граждан, которым предоставлено право на дополнительную площадь жилого помещения размером 20 квадратных метров. К ним отнесены граждане России, указанные в части 1 ст. 6 Закона о социальных гарантиях (сотрудники, граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах внутренних дел, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающие с ними члены их семей), имеющие на день увольнения со службы из органов внутренних дел ученые степени или ученые звания.
Отметим, что Законом № 342 Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия по
определению отдельных категорий сотрудников, которым допускается предоставление единовременной социальной выплаты без учета условий, предусмотренных частями 2 и 7 ст. 4 Закона о социальных гарантиях. Данный перечень сотрудников в настоящее время прорабатывается и будет направлен на повышение эффективности исполнения сотрудниками своих служебных обязанностей.
По аналогии с положениями Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369, к категориям сотрудников, которым допускается предоставление единовременной социальной выплаты без учета условий, предусмотренных частями 2 и 7 ст. 4 Закона о социальных гарантиях, отнесены сотрудники, замещающие в центральных аппаратах МВД России, ГФС России и ФМС России должности высшего начальствующего состава, а также на основе Закона Российской Федерации от 15 января 1993 г. № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» сотрудники, удостоенные звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющиеся полными кавалерами ордена Славы.
Помимо прочего Законом № 342 уточняется состав членов семьи лиц, обеспечиваемых жилыми помещениями по договорам социального найма, который определяется в соответствии с ЖК РФ. Данные изменения устраняют правовые коллизии ЖК РФ с Законом о социальных гарантиях. Закон о социальных гарантиях, определяя членов семьи сотрудника, по общему правилу не относит к ним совершеннолетних детей. Жилищное законодательство, напротив, направлено на обеспечение жильем по договорам социального найма всех лиц, поставленных на учет нуждающихся в жилых помещениях, в том числе детей, независимо от достижения ими совершеннолетия.
3. Закон № 342 содержит ряд изменений, затрагивающих также правовой статус членов семьи сотрудника.
На практике до принятия Закона № 342 возникали трудности с определением понятия «супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с сотрудником». Законом № 342 уточнено данное понятие. К членам семьи сотрудника помимо супруги (супруга), состоящих в зарегистрированном браке с сотрудником, отнесены супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником
на день его гибели (смерти).
Кроме того, Законом № 342 конкретизированы меры социальных гарантий, которые могут предоставляться лицам, находящимся (находившимся) на иждивении сотрудника. Такие меры предусмотрены ст. 11 Закона о социальных гарантиях, предусматривающей медицинское и санаторно-курортное обеспечение сотрудников.
Иными словами, теперь в Законе о социальных гарантиях установлено, что лица, находящиеся на иждивении сотрудника, имеют право на медицинское обеспечение в ведомственных медицинских организациях, за исключением оплаты лекарственных препаратов, кроме случаев, установленных законодательством, на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в ведомственных медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) за плату в размере, устанавливаемом МВД России.
4. Законом № 342 Закон о социальных гарантиях дополнен также новой категорией сотрудников органов внутренних дел, которым оплачивается стоимость проезда. Данная социальная гарантия предоставляется сотрудникам, выполнявшим задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в отдельных регионах Российской Федерации, а также сотрудникам, проходившим службу в условиях военного положения или чрезвычайного положения, вооруженного конфликта, проведения контртеррористической операции, ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера, других чрезвычайных ситуаций и в иных особых условиях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, при наличии показаний к медико-психологической реабилитации. Указанным сотрудникам теперь имеются не только правовые основания для предоставления в трехмесячный срок дополнительного отпуска продолжительностью до 30 суток, а также для оплаты им стоимости проезда при их направлении к месту проведения медико-психологической реабилитации и обратно.
5. Законом № 342 к имеющимся частям ст. 20 Закона о социальных гарантиях дополнительно введена новая часть 9, которая направлена на сохранение размера ежемесячного денежного довольствия сотрудников, пенсий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей в связи с вступлением в силу Закона о социальных гарантиях, в случае если такие выплаты, действовавшие до 1 января 2012 года, предоставлялись в большем размере.
Так, в случае уменьшения размеров ежемесячного денежного довольствия сотрудников, пенсий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей в связи с вступлением в силу Закона о социальных гарантиях за ними сохраняются размеры ежемесячного денежного довольствия и пенсий, установленные в соответствии
с законодательством Российской Федерации, действовавшим до дня вступления в силу Закона о социальных гарантиях, до приобретения ими права на получение ежемесячного денежного довольствия и пенсий в больших размерах на условиях, установленных Законом о социальных гарантиях.
Реализация мероприятий по реформированию денежного довольствия в основном позволила увеличить по сравнению с 2011 годом размеры пенсий в среднем в 1,6 раза.
Вместе с тем у отдельной категории пенсионеров размеры пенсий с 1 января 2012 г. не увеличились либо произошло уменьшение пенсионных выплат.
К этой категории относятся члены семей лиц рядового и младшего начальствующего состава, получающие пенсии по случаю потери кормильца, а также получатели пенсии по инвалидности, назначаемой инвалидам III группы вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы.
Это связано с небольшой выслугой лет кормильца (инвалида), установлением с 1 января 2012 г. нового порядка исчисления пенсии, и отменой, так называемой «президентской» доплаты к пенсии в размере 1 тыс. руб.
В связи с этим постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. № 878 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»18 принято решение о сохранении на переходный период размера пенсионных выплат для этой категории на уровне 2011 г.
Так, например, размер пенсии сержанта полиции с выслугой 5 лет, ставшего инвалидом III группы вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, на 31 декабря 2011 г. составлял 2 тыс. 909 руб., с 1 января 2012 года — 2 тыс. 888 руб.
На сегодняшний день выплата пенсии ему осуществляется в прежнем размере — 2 тыс. 909 руб. до приобретения права на пенсию в большем размере.
Согласно статье 8 Закона № 342 действие положений части 9 ст. 20 Закона о социальных гарантиях, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года, т.е. с даты вступления Закона о социальных гарантиях в юридическую силу.
Продолжая говорить о новейших изменениях в нормативном правовом регулировании социальных гарантий сотрудников и членов их семей отметим, что 4 июня 2014 г. принят Федеральный закон № 144-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»19 (далее — Закон № 144).
Закон № 144 разработан МВД России во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской
Федерации от 27 марта 2012 г. № 7-П (далее — Постановление Конституционного Суда № 7). Постановление Конституционного Суда № 7 признает не противоречащими Конституции Российской Федерации положения части второй ст. 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции»20 (утратил силу) и пункта 1 части 3 ст. 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»21 (в редакции, действовавшей до 1 января 2012 года).
Вышеуказанные нормы по своему конституционно-правовому смыслу в системе действовавшего до 1 января 2012 г. правового регулирования вопросов прохождения службы сотрудников и социальных гарантий сотрудников (членов их семей) не препятствовали предоставлению членам семьи сотрудника милиции (полиции), погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, и лицам, находившимся на его иждивении, ежемесячной выплаты в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, которая в совокупности с другими выплатами обеспечивала бы им получение, по крайней мере, доли заработка (денежного довольствия), приходившейся на каждого из них при жизни сотрудника милиции (полиции).
Положения Закона № 144 предусматривают в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие военной травмы, выплату ежемесячной денежной компенсации членам семей (супругам, несовершеннолетним детям, детям-инвалидам, детям до 23 лет, обучающимся в учебных организациях по очной форме, родителям), а также лицам, находившимся на их иждивении.
Ежемесячная денежная компенсация исчисляется в виде разницы между приходившейся на их долю частью денежного довольствия, получаемого погибшим (умершим) сотрудником по состоянию на день прекращения службы, и назначенной им пенсии по случаю потери кормильца и дополнительных выплат, установленных федеральными законами в связи с гибелью (смертью) сотрудника или смертью гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, за исключением страховых, единовременных и компенсационных выплат. Указанная часть денежного довольствия определяется путем деления денежного довольствия на количество лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации, а также погибшего (умершего) сотрудника или гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел.
Порядка 23 тыс. человек, состоящих на пенсионном обеспечении МВД России, будут претендовать на получение единовременной денежной компенсации по указанным основаниям.
Условия и порядок осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации определяются Правительством Российской Федерации.
МВД России продолжается совершенствование законодательства по вопросам предоставления социальных гарантий сотрудникам и членам их семей, в части урегулирования правоотношений, связанных с выплатой ежемесячного пособия на содержание детей и ежегодного пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей, членам семей сотрудников, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей.
ФЭД МВД России совместно с ДПД МВД России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам выплаты пособий на детей погибших (умерших) сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти» (далее — Законопроект), направленный на урегулирование правоотношений, связанных с выплатой ежемесячного пособия на содержание детей и ежегодного пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей, осуществляемых членам семей погибших (умерших) сотрудников.
В соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 12 Закона о социальных гарантиях выплата указанных пособий осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В настоящее время, с учетом норм части 5 ст. 20 Закона о социальных гарантиях, устанавливающей право выбора при предоставлении одной и той же социальной гарантии, детям погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении служебных обязанностей сотрудников, выплата ежемесячного пособия осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2011 г. № 128-ФЗ (в ред. от 4 июня 2014 г.) «О пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях)»22 (далее — Закон № 128), а выплата ежегодного пособия на основании постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 91123.
Следует отметить, что впервые выплата указанных пособий детям сотрудников, умерших вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2013 г. № 69424 в отношении членов семей умерших сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы,
федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.
Детям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, умерших вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, выплата вышеуказанных пособий не производится в связи с отсутствием полномочий Правительства Российской Федерации.
Законопроектом данные полномочия Правительства Российской Федерации устанавливаются.
Одновременно Законопроектом предлагается предусмотреть индексацию ежемесячного пособия и применение к нему районного коэффициента аналогично порядку выплаты ежемесячного пособия, установленному Законом № 128, в отношении детей сотрудников, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении служебных обязанностей.
В настоящее время дети сотрудников, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении служебных обязанностей, а также дети лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях, указанных в пункте 2 ст. 2 Закона № 128) получают ежемесячное пособие в размере 1 тыс. 978 руб. 97 коп.
Подводя промежуточный итог вопросам, рассматриваемым в статье, можно сделать вывод, что принятие указанных нами новых федеральных законов позволит в определенной части более детально регламентировать адресность и практическую доступность социальных гарантий, предоставляемых как сотрудникам органов внутренних дел, так и членам их семей (лицам, находящимся (находившимся) на их иждивении).
Законодателям и подразделениям центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, ответственным в пределах своей компетенции за нормотворческую деятельность в области правового регулирования социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России, а также членов их семей (это, в первую очередь, ФЭД, ДТ и ДПД МВД России) предстоит еще немало сделать в этом направлении для того, чтобы указанные выше лица почувствовали себя в полной мере гарантированно социаль-
но обеспеченными и защищенными, несмотря ни на какие изменения экономической ситуации в стране.
1 СЗ РФ. 2014. № 45. Ст. 6152.
2 СЗ РФ. 1993. № 9. Ст. 328.
3 СЗ РФ, 1998. № 22. Ст. 2331.
4 СЗ РФ. 2002. № 27. Ст. 2620.
5 СЗ РФ. 2011. № 30. Ст. 4595.
6 СЗ РФ. 2011. № 45. Ст. 6336. + СЗ РФ. 2011. № 46. Ст. 6407.
8 СЗ РФ. 2012. № 53. Ст. 7608.
9 СЗ РФ. 2012. № 53. Ст. 7608; 2013. № 27. Ст. 3477; № 49. Ст. 6351; 2014. № 26. Ст. 403.
10 Приказ зарегистрирован в Минюсте России 30 ноября 2006 года, регистрационный № 547.
11 СЗ РФ. 1993. № 9. Ст. 328; 1995. № 49. Ст. 4693; 1996. № 1. Ст. 4; 1997. № 51. Ст. 719; 1998. № 30. Ст. 3613; 1999. № 23. Ст. 2813; 2000. № 50. Ст. 4864; 2001. № 17. Ст. 1646; № 53. Ст. 5030; 2002. № 2. Ст. 129; № 10. Ст. 965; № 22. Ст. 2029; № 24. Ст. 2254; № 27. Ст. 2620; № 30. Ст. 3033; 2003. № 2. Ст. 154; № 27. Ст. 2700; 2004. № 27. Ст. 2711; № 5. Ст. 3607; 2006. № 3. Ст. 341; № 6. Ст. 637; № 52. Ст. 5505; 2007. № 1. Ст. 35; № 49. Ст. 072; № 50. Ст. 6232; 2008. № 7. Ст. 543; № 19. Ст. 2098; № 30. Ст. 3612; 2009. № 18. Ст. 2150; № 30. Ст. 3739; № 45. Ст. 5271; 2010. № 26. Ст. 3247; № 50. Ст. 6612;
2011. № 7. Ст. 3880; № 46. Ст. 6407; 2012. № 47. Ст. 6392; 2013. № 23. Ст. 2885; № 27. Ст. 477; № 52. Ст. 6962; 2014. № 23. Ст. 2930; № 45. Ст. 6152.
12 Частью 9 ст. 9 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в 2015 г. размер денежного довольствия, учитываемый при исчислении пенсии, установлен на уровне 2014 г. (61,12 % от размера этого денежного довольствия).
13 СЗ РФ. 2011. № 30. Ст. 4595; № 46. Ст. 6407; № 49. Ст. 7020.
2012. № 50. Ст. 6960; № 3. Ст. 7608; 2013. № 27. Ст. 3477; № 48. Ст. 6165; № 49. Ст. 6351; 2014. №. 22. Ст. 770; № 45. Ст. 6152.
14 СЗ РФ. 2005. № 1. Ст. 14.
15 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
16 СЗ РФ. 2012. № 50 (ч. 1, 2, 3, 4). Ст. 6939.
17 СЗ РФ. 2014. № 49 (ч. 1, 2, 3, 4, 5). Ст. 6893.
18 СЗ РФ. 2011. № 46. Ст. 6504; 2012. № 12. Ст. 1410; 2013; № 9. Ст. 954; № 12. Ст. 1340.
19 СЗ РФ. 2014. № 23. Ст. 2929.
20 Ведомости СНД и ВС РСФСР 1991. № 16. Ст. 503.
21 СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
22 СЗ РФ. 2011. № 23. Ст. 3268; 2013. № 27. Ст. 3477. 2014. № 23. Ст. 2930.
23 СЗ РФ. 2005. № 2. Ст. 166; 2006. № 10. Ст. 1103; 2008. № 5. Ст. 406; № 18. Ст. 2050; 2010. № 50. Ст. 6713; 2011. № 10. Ст. 1408; 2012. № 3. Ст. 432; № 12. Ст. 1410; № 20. Ст. 2535; № 50. Ст. 7057; 2013. № 16. Ст. 1950; № 33. Ст. 4395; № 41. Ст. 5185; 2014. № 9. Ст. 4159.
24 2013. № 33. Ст. 4395; 2014. № 18. Ст. 2186.