Научная статья на тему 'Качество жизни членов семей военнослужащих, погибших, ставших инвалидами при исполнении обязанностей военной службы'

Качество жизни членов семей военнослужащих, погибших, ставших инвалидами при исполнении обязанностей военной службы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1221
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЛЕНЫ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / ПОТЕРЯ КОРМИЛЬЦА / LOSS OF BREADWINNER / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / GOVERNMENTAL SUPPORT / СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ И ВЫПЛАТЫ / SOCIAL BENEFITS AND PAYMENTS / FAMILY MEMBERS OF MILITARY PERSONNEL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Саблуков А.В., Арабидзе И.Т.

В статье анализируется качество жизни членов семей военнослужащих, погибших, ставших инвалидами при исполнении обязанностей военной службы. Основными критериями качества жизни данной категории граждан являются меры государственной поддержки, социально-экономические показатели типичных домашних хозяйств, соблюдение и выполнение основных прав и гарантий для членов семей военнослужащих, погибших, ставших инвалидами при исполнении обязанностей военной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Саблуков А.В., Арабидзе И.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The gaulity of life of the family numbers, of the militaries disabled in the prosecution of heir military duties

The article deals with living standards of military personnel family members who died and became disabled during duties. As the main indicators characterizing the quality of life of this category of citizens are analyzed the number and nature of government support measures, the socio-economic indicators of typical households, compliance with and fulfillment of basic rights and guarantees for family members of servicemen who died, became disabled in the performance of military duties service.

Текст научной работы на тему «Качество жизни членов семей военнослужащих, погибших, ставших инвалидами при исполнении обязанностей военной службы»

УДК 316.444.56

А. В. Саблуков, И. Т. Арабидзе

Саблуков А. В., доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Института международных отношений и социально-политических наук МГЛУ; e-mail: asabLukov@maiL.ru

Арабидзе И. Т., аспирант кафедры социологии Института международных отношений и социально-политических наук МГЛУ; e-mail: ati30@mail.ru

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ЧЛЕНОВ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ,

ПОГИБШИХ, СТАВШИХ ИНВАЛИДАМИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ОБЯЗАННОСТЕЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

В статье анализируется качество жизни членов семей военнослужащих, погибших, ставших инвалидами при исполнении обязанностей военной службы. Основными критериями качества жизни данной категории граждан являются меры государственной поддержки, социально-экономические показатели типичных домашних хозяйств, соблюдение и выполнение основных прав и гарантий для членов семей военнослужащих, погибших, ставших инвалидами при исполнении обязанностей военной службы.

Ключевые слова: члены семей военнослужащих; потеря кормильца; качество жизни; государственная поддержка; социальные льготы и выплаты.

Sablukov A. V.

Doctor of Sociological Sciences (Dr.habil.), Professor of the Department of Sociology, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, MSLU; e-mail: asablukov@mail.ru

Arabidze I.T.

Postgraduate Student of the Department of Sociology, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, MSLU; e-mail: ati30@mail.r

THE GAULITY OF LIFE OF THE FAMILY NUMBERS, OF THE MILITARIES DISABLED IN THE PROSECUTION OF HEIR MILITARY DUTIES

The article deals with living standards of military personnel family members who died and became disabled during duties. As the main indicators characterizing the quality of life of this category of citizens are analyzed the number and nature of government support measures, the socio-economic indicators of typical households, compliance with and fulfillment of basic rights and guarantees for family members of servicemen who died, became disabled in the performance of military duties service.

Key words, family members of military personnel; loss of breadwinner; the quality of life; governmental support; social benefits and payments.

Одним из важнейших направлений военно-социальной политики государства является забота о членах семей военнослужащих, погибших (умерших), ставших инвалидами при исполнении обязанностей военной службы (ведении боевых действий). Проведенный анализ показывает, что в данном направлении государством ведется последовательная работа по улучшению качества жизни данной категории граждан. Можно говорить о том, что сформирована определенная система мер поддержки в этом направлении, включающая пенсионное обеспечение, жилищные льготы, выплату пособий, медицинское обеспечение льготы по проезду на транспорте, внебюджетную помощь и ряд других мер.

Большинство льгот членов семей военнослужащих, погибших (умерших), ставших инвалидами при исполнении обязанностей военной службы (ведении боевых действий), определены Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Данный Закон для членов семей погибших военнослужащих предоставляет широкий спектр жилищных льгот, льготы по медицинскому и санаторно-курортному обслуживанию, пенсионному обеспечению, проезду на общественном транспорте и т. д. [Федеральный закон от 27.05.1998 г. ... Электронный ресурс].

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10, 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» ежемесячная денежная компенсация выплачивается:

- членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы;

- членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы в периоды ведения боевых действий в государствах и на территориях, указанных в перечне государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, предусмотренном

приложением к Федеральному закону «О ветеранах», и в установленном Законом порядке признанных безвестно отсутствующими или объявленных умершими [Постановление Правительства РФ № 142 от 22.02.2012 ... Электронный ресурс].

Федеральный закон «О пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях)» определяет право на ежемесячное пособие с последующей его индексацией [Федеральный закон № 128-ФЗ от 04.06.2011 ... Электронный ресурс].

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1051 детям отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера предоставляются пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха [Постановление Правительства РФ № 1051 от 29.12.2008 ... Электронный ресурс].

Законодательством ряда субъектов Российской Федерации предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки несовершеннолетних детей военнослужащих, погибших при исполнении служебного долга. Как правило, это выражается в ежемесячных дополнительных выплатах, либо в форме единовременного денежного пособия, а также других формах. Количество детей, получивших дополнительную финансовую и иную помощь по законодательству субъекта Российской Федерации, в целом по стране в последние годы составляет 4-4,5 тыс. Однако данная помощь оказывается нестабильно и зависит от экономической ситуации в регионе (см. рис. 1).

Вместе с тем проведенный анализ показывает, что несмотря на предпринимаемые государством и регионами меры по повышению качества жизни членов семей военнослужащих, погибших, ставших инвалидами при исполнении обязанностей военной службы, социально-экономическое положение большинства граждан данной категории продолжает оставаться неудовлетворительным.

Рис. 1. Динамика за 2011-2016 гг. детей, получивших дополнительную финансовую и иную помощь

по законодательству субъекта Российской Федерации, а также получивших в течение года организованный отдых

Так, даже после увеличения с 1 февраля 2016 г. ежемесячных денежных выплат на 7 %, размер этих выплат остается крайне низким (см. табл. 1).

Средний размер пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, хотя и увеличился на 370 рубля, но составляет всего лишь 10 265 руб. в мес.

Общее количество граждан, получающих пенсию по случаю потери кормильца вследствие гибели военнослужащего по данным военных комиссариатов, органов МВД, ФСИН и МЧС России составило 37 835 чел., по данным органов социальной защиты, Пенсионного фонда - 50 971 чел. Распределение по различным категориям получателей пенсии по случаю потери кормильца вследствие гибели военнослужащего представлено в таблице 2.

Как свидетельствуют полученные данные, большинство получающих пенсии по случаю потери кормильца-военнослужащего -это родители погибших сержантов и рядовых по призыву (45 %) и младших офицеров (33 %). Их дети участвовали в боевых действиях на территории Северного Кавказа, Афганистана, в Абхазии, Южной Осетии и других «горячих точках». Они погибли в период

несения военной службы (49,0 %) или умерли от ранений, травм и болезней (47,6 %), причиной которых было выполнение воинского долга.

Таблица 1

Изменения в размере ЕДВ для членов семей военнослужащих, погибших (умерших), ставших инвалидами при исполнении обязанностей военной службы (ведении боевых действий) с 1 февраля 2016 г.

Категория льготника Размер ЕДВ до 01.02.2016 г. Размер ЕДВ с 01.02.2016 г.

Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий 1345,30 руб. 1439,47

Члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) 1345,30 руб. 1439,47

Члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей 1345,30 руб. 1439,47

Родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте 3361,09 руб. 3596,37

Родители погибших или умерших военнослужащих довольно неоднородны по своему составу: среди них есть проживающие совместно родители, имеющие других детей, в том числе несовершеннолетних; проживающие совместно родители, не имеющие детей; одинокие мать или отец, имеющие других взрослых детей; работающие одинокие мать или отец, не имеющие других детей; одинокие мать или отец, имеющие других несовершеннолетних детей; находящиеся на пенсии одинокие мать или отец, не имеющие других детей и др. Две последние группы находятся в наиболее сложном материальном положении. По результатам опроса установлено, что более половины (54 0%) одиноких матерей погибших военнослужащих имеют взрослых детей (старше 18 лет), которые проживают с ними совместно.

Таблица 2

Распределение по различным категориям получателей пенсии по случаю потери кормильца вследствие гибели военнослужащего

Категории получателей пенсии по случаю потери кормильца вследствие гибели военнослужащего по данным органов социальной защиты, Пенсионного фонда по данным военных комиссариатов, органов МВД, ФСИН и МЧС России Всего

Общее количество родителей, получающих пенсии по случаю потери кормильца из числа военнослужащих, погибших при прохождении военной службы 43 436 15 111 58 547

Количество родителей, получающих одну пенсию по случаю потери кормильца 6 450 4 673 11 123

Количество родителей военнослужащих, получающих две пенсии (в том числе пенсию по случаю потери кормильца) 36 986 10 438 47 424

Общее количество вдов, получающих пенсии по случаю потери кормильца из числа военнослужащих, погибших при прохождении военной службы 5 602 13 153 18 754

Количество вдов, получающих одну пенсию по случаю потери кормильца 1 689 9 242 10 931

Количество вдов, получающих две пенсии (в том числе пенсию по случаю потери кормильца) 3 913 3 911 7 823

Общее количество детей, получающие пенсию по случаю потери кормильца 1 933 9 572 11 505

ВСЕГО 50 971 37 835 80 806

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению возраста родителей погибших военнослужащих. Это означает, что они в большей степени, чем ранее, хотели бы рассчитывать на пенсию

по потере кормильца, а не на свою занятость. В настоящее время около двух третей матерей (60,1 %) и около половины отцов погибших военнослужащих не работают, находясь на пенсии, и существуют только за счет их и социальных пособий.

Среднемесячный доход, приходящийся на одного члена семьи родителей погибшего военнослужащего, составляет около 24 296 руб. в мес., что позволяет относить большинство из них к группе с низким уровнем жизни. Степень удовлетворенности уровнем благосостояния своей семьи отображена на рисунке 2.

довольно высокий, но на существенные покупки приходится деньги копить

_4^%_

средний, хватает на п итан ие и на самые необходимые вещи 68,5%_

Рис. 2. Степень удовлетворенности уровнем благосостояния в семьях родителей погибших военнослужащих (в % к опрошенным)

Анализ данных исследования показывает, что в семьях погибшего военнослужащего отец или мать нуждаются в различных видах социального обеспечения: обслуживании на дому персоналом отделений социального или социально-медицинского обеспечения -16 %; получении жилья в домах жилищного фонда социального использования (специальном жилом доме для одиноких престарелых) - 5,7 %; направлении в стационарные учреждения социального обслуживания (дом-интернат, пансионат, реабилитационный центр, социально-оздоровительный центр и т. д.) - 10,8 %.

Уровень материального благосостояния своих семей, вдовы погибших военнослужащих оценивают ниже среднего, т. е. хватает на питание и на самые необходимые вещи (58 %). Пятая часть вдов военнослужащих считает, что, что уровень благосостояния низкий, хватает только на питание (17 %), некоторые из них отказывают себе почти во всем, их уровень благосостояния оценивается как очень низкий (8,4 %).

В европейских странах система социальных гарантий, выплат, материальной помощи полностью обеспечивает функционирование семьи погибшего военнослужащего. Поэтому вдовы могут заниматься только воспитанием детей.

О том, насколько сложно членам семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга, получить необходимую медицинскую помощь, можно судить по анализу их ответов на вопросы, приведенные ниже (см. табл. 3)

Таблица 3

Доступность получения медицинских услуг (индекс доступности)

Поликлиника1 Госпиталь2 Санаторий2

Вы лично 0,61 0,17 0,09

Члены вашей семьи 0,55 0,01 0,07

Примечание: 1 При расчете индекса динамики индивидуальных качеств применялась формула: 1ее = (1а + 0,5Ь - 1с + 0,1ё) / 100, где а, Ь, с и ё -процентное значение ответов «свободно», «имеются сложности», «трудно» и «затрудняюсь ответить» соответственно. Диапазон индекса: от 1 до -1.

2 При расчете индекса динамики индивидуальных качеств применялась формула: 1ее = (1а + 0,5Ь - 1с + 0,1я) / 100, где а, Ь, с, ё и е - процентное значение ответов «нет проблем», «есть легко преодолимые сложности», «с большим трудом», «невозможно» и «затруднились с ответом» соответственно. Диапазон индекса: от 1 до -1.

Таким образом, видно, что самым доступным для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга, является посещение обычной поликлиники. С трудностями получения направления на лечение в военный госпиталь сталкиваются не менее четверти (26 %) опрошенных.

Несмотря на то, что более половины (58 %) опрошенных нуждаются в санаторно-курортном лечении возможность его получения крайне ограничена. Вместе с тем материальная компенсация в случае нереализации этой льготы действующим законодательством не предусмотрена.

Более половины (54 %) респондентов за все время после гибели кормильца ни сами лично, ни их дети, ни разу не проходили лечение (не отдыхали) в санатории, доме отдыха, пансионате по путевке, полученной в качестве члена семьи погибшего военнослужащего. Об использовании данной льготы один раз в два года ответили

15 % опрошенных, один раз в 5 лет - 10 %, один раз в 10 лет - 6 %, затруднились ответить - 16 %.

Около половины опрошенных респондентов (48 %) указали, что сталкивались с нарушениями или ущемлением своих законных прав, свобод или льгот. Чаще всего это происходило при оплате жилищно-коммунальных услуг (17 %), получении жилья (15 %), получении медицинского обслуживания (15 %), выплате пенсии (14 %), оплате абонентской платы за пользование телефоном (11 %), осуществлении ремонта жилища (8 %), поступлении детей на учебу в военные учреждения (5 %) и трудоустройстве (4 %). В то же время только треть (30 %) опрошенных респондентов указали, что знают свои законодательные гарантии на получение социального обслуживания и почти столько же (27 %) пользуются ими в полой мере.

Каждый пятый (20 %) респондент обращался в суд, прокуратуру и другие правоохранительные органы за защитой своих прав. О том, насколько обратившиеся были удовлетворены решением своих проблем видно из следующей диаграммы (см. рис. 3).

Рис. 3. Удовлетворенность респондентов действиями чиновников (в %)

Проведенное исследование показало, что при обращении респондентов в государственные социальные службы по месту жительства помощь оказывалась только 30 %.

Роль федеральных и местных фондов социальной поддержки в оказании социальной и материальной помощи опрошенные респонденты оценивают практически одинаково (см. рис. 4).

Более трети (35 %) опрошенных указали, что они получали помощь указанных ранее фондов в виде финансовой поддержки.

Со стороны других организаций 10 % была оказана психологическая помощь, 5 % - юридическая помощь, 4 % - имущественная, 2 % - помощь при трудоустройстве. Около половины (44 %) респондентов не получали никакой помощи со стороны федеральных и местных социальных фондов.

37 36

12

А

ЯяИ

существенно помогают.но мало совсем не

помогают

помогают

затрудняюсь тветить

□ Федеральные социальные фонды о Местные социальные фонды

Рис. 4. Сравнительная оценка помощи со стороны федеральных и местных фондов социальной поддержки (в %)

Таким образом, по оценке опрошенных матерей (вдов) погибших военнослужащих, социальная и материальная поддержка оказывается им только первое время, а потом эта социальная проблема забывается.

Подобная ситуация косвенно свидетельствует о том, что передача социальных обязательств государства в отношении вышеназванной категории населения местным муниципальным властям в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», создает предпосылки того, что нормы законодательства не реализуются по причине ограниченных возможностей на местах [Федеральный закон № 122-ФЗ от 22.08.2004].

Среди видов социального обеспечения, в которых нуждаются вдовы и родители погибших военнослужащих, как показало

исследование, наибольшим спросом пользуются социально-консультационная помощь (7 %) и социальное обслуживание на дому (7 %).

Далее идут в порядке убывания следующие потребности в:

- полустационарном социальном обслуживании (5 %);

- направлении в стационарное социальное учреждение (3 %);

- направлении в специализированные учреждения (3 %);

- социальной, профессиональной, психологической реабилитации и адаптации (2 %);

- предоставлении жилья в специализированных жилых домах (1 %).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенный анализ позволяет сделать ряд выводов.

1. Дополнительные меры социальной поддержки несовершеннолетних детей военнослужащих, погибших при исполнении служебного долга, предусмотренные законодательством субъектов Российской Федерации, не носят системного и регулярного характера, что снижает их эффективность.

2. Среднемесячный доход, приходящийся на одного члена семьи родителей погибшего военнослужащего, позволяет относить большинство из них к социальной группе людей низкого достатка. По уровню благосостояния семьи погибших военнослужащих и сотрудников относятся к бедным слоям населения и нуждаются в государственном социальном обеспечении.

3. Среднемесячный доход, приходящийся на одного члена семьи вдовы военнослужащего, позволяет относить большинство из них к социальной группе людей достатка ниже среднего.

4. Несмотря на принятие законодательных актов, существенно улучшивших уровень пенсионного обеспечения семей, потерявших кормильца-военнослужащего, есть ряд проблем их социально-правовой защищенности, которые даже с учетом ряда принятых законов нуждаются в разрешении, в том числе путем совершенствования правового регулирования.

5. Взрослые члены семей погибших военнослужащих (родители, вдовы) имеют минимальное представление о тех правах и льготах, которое им гарантирует государство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012

года № 142... URL: rg.ru/2012/03/06/vyplaty-dok.html Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря

2008 года № 1051... URL: http://docs.cntd.ru/document/902137477 Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». URL: rg.ru/1998/06/02/voennoslujaschie-status-dok.html Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ... URL: www.consultant.ru/

document/cons_doc_LAW_49025/ Федеральный закон от 04.06.2011 № 128-ФЗ... URL: www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 114671/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.