Научная статья на тему 'Проблемы реализации гарантий, прав и льгот российских граждан, уволенных с военной службы'

Проблемы реализации гарантий, прав и льгот российских граждан, уволенных с военной службы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2106
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕТЕРАНЫ / ВОЕННЫЕ ПЕНСИОНЕРЫ / ПРАВА / ЛЬГОТЫ / ПЕНСИЯ / АДАПТАЦИЯ УВОЛЬНЯЕМЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кириллов А. В.

В статье рассматриваются вопросы удовлетворённости качеством государственной поддержки и проблемы реализации гарантий, прав и льгот, действующего законодательства, для военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей. Материалы статьи основываются на результатах научно-исследовательской работы РГСУ на тему: «Разработка предложений по улучшению социально-экономического положения граждан, уволенных с военной службы, участников боевых действий и членов их семей на основе анализа факторов, определяющих уровень и качество их жизни, в рамках ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации гарантий, прав и льгот российских граждан, уволенных с военной службы»

УДК 364.35

Кириллов А. В.

доктор исторических наук, профессор, декан факультета управления Российского государственного социального университета, Академический советник РАРАН, г. Москва.

Kirillov A. V.

Doctor of Historical Sciences, Professor, Dean at the faculty of management of the Russian State Social University, Academic advisor to RARAN, Moscow.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГАРАНТИЙ, ПРАВ И ЛЬГОТ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Problems of implementation of guarantees, rights and benefits of Russian citizens who are promotedfrom military service

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы удовлетворённости качеством государственной поддержки и проблемы реализации гарантий, прав и льгот, действующего законодательства, для военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей. Материалы статьи основываются на результатах научно-исследовательской работы РГСУ на тему: «Разработка предложений по улучшению социально-экономического положения граждан, уволенных с военной службы, участников боевых действий и членов их семей на основе анализа факторов, определяющих уровень и качество их жизни, в рамках ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей».

Ключевые слова: ветераны, военные пенсионеры, права, льготы, пенсия, адаптация увольняемых военнослужащих.

Abstract: The article deals with the issues of satisfaction with the quality of state support and the problems of the implementation of guarantees, rights and privileges, current legislation, for servicemen dismissed from military service, and their family members. The materials of the article are based on the results of the research work of the RSSU on the topic: "Developing proposals for improving the socio-economic situation of citizens dismissed from military service, participants in hostilities and their families based on an analysis of the factors determining the level and quality of their life, within the framework of the annual monitoring of the socio-economic and legal status of citizens who have been removed from military service and their family members ".

Keywords: veterans, military retirees, rights, benefits, retirement, adaptation of dismissed military personnel.

Специфика работы военнослужащих состоит в особо сложных зачастую условиях труда, повышенном риске. Поэтому вполне логичным является обеспечение военнослужащих дополнительными социальными гарантиями и льготами [1]. Они вправе рассчитывать на особую заботу.

Проведенный в 2018 году нашим творческим коллективом мониторинг демонстрирует наличие существенных проблем в вопросе реализации гарантий, прав и льгот, действующего законодательства, для военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей (рисунок

V-

5,20%

Ы Обеспечивает в

лЛ 17,00% полном объеме

20,60% 1 И Обеспечивает частично

57,20% J 1-1 Не обеспечивает Ы Затрудняюсь ответить

Рисунок 1. - Оценка степени реализации гарантий, прав и льгот, действующего законодательства, для военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей (в % от числа респондентов)

Абсолютное большинства респондентов указывают на то, что гарантии, права и льгот ы действующего законодательства реализуются для них и членов их семей лишь частично. Более пятой части респондентов недовольны степенью обеспечения реализации гарантий, прав и льгот.

Удовлетворённость качеством реализации мер государственной поддержки региональных властей в сфере социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, участников боевых действий и членов их семей еще ниже (рисунок 2).

25 28 В В целом удовлетворен

В Полностью удовлетворен

В В целом не удовлетворен

V 5Ш

\ В Полностью не

удовлетворен

42

Рисунок 2 - Удовлетворённость качеством государственной поддержки граждан, уволенных с военной службы, участников боевых действий и членов их семей (в % от числа респондентов)

На рисунке видно, что основной процент опрошенных - около половины - выбрали пункт «В целом не удовлетворён», всего же неудовлетворенных качеством государственной поддержки граждан, уволенных с военной службы, участников боевых действий и членов их семей оказалось 67%.

Как видно из рисунка 3 наиболее негативная оценка полноты реализации норм, регулирующих социально-правовое положение военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей, вызывает медицинское обслуживание (треть респондентов полагают, что действуют только некоторые из гарантий или большинство гарантий не реализуется). При этом большинство опрошенных инвалидов из числа бывших военнослужащих, отметили, что реализуются лишь некоторые гарантии права и льготы.

л

■ при трудоустройстве

■ при получении жилья

при медицинском обслуживании вас и членов семьи

■ при переподготовке

- при проезде в городском и пригородном транспорте

при выплате пенсии

при выплате пособий, компенсаций для членов семьи

V_

Рисунок 3. - Нарушение прав и льгот, с которыми граждане, уволенные с военной службы, сталкивались в последние 2 года (в % от числа

респондентов^)

Пенсия за выслугу лет дает определённую основу для социальной защищенности бывших военнослужащих (рисунок 4). Она превосходит по

размеру пенсии многих граждан Российской Федерации. Однако оно не соответствует тем заявлениям, которые делало руководство страны по социальному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

45,00%

да, часто

да, редко нет, не приходилось затрудняюсь

ответить

I граждане, уволенные с военной службы ■ граждане, получающие "трудовую" пенсию

Рисунок 4. - Распределение ответов респондентов о частоте и необходимости отказов от покупок предметов первой необходимости (в % от

числа респондентов)

С самого введения понижающего коэффициента, его размер был 54% с обязательным ежегодным повышением не менее чем на 2%. Однако правительство не смогло добиться таких результатов, и он рос более медленными темпами. Его повышали в последний раз только в 2017 году до величины 72,23%

Стратегией социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года предусмотрено достижение 80-процентного размера пенсий граждан, уволенных с военной службы, от объема денежного довольствия военнослужащих [2]. Но 2018 год не принес улучшения финансового положения гражданам, уволенным с военной службы, участникам боевых действий и членам их семей в соответствии с этим законом и принятым к расчету понижающим коэффициентом.

Понижающий коэффициент для военных пенсионеров в 2018 году остался без изменений (закон от 05.12.2017г. № З65-ФЗ). Это объяснялось повышением с 01.01.2018 г. должностных окладов военнослужащих (а, следовательно - и пенсий) на 4%. Это не соответствует обещаниям привести военную пенсию к заявленному показателю. Сама практика свидетельствует о целесообразности отмены понижающего коэффициента. Однако судебная практика свидетельствует об обратном. В результате пенсии граждан, уволенных с военной службы, существенно ниже размеров пенсий

соответствующих категорий гражданских государственных и муниципальных служащих.

Как показали результаты социологических исследований, структура потребления граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей отличается от структуры потребления семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и более приближена к стандартам, характерным для гражданского населения страны в целом (Рис.5). Прежде всего, эти отличия характеризуют повышенные расходы на приобретение продуктов питания, а также высокий уровень расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, лечения и лекарств.

Накопление

» * 6.7

ЖКУ

Поднаем жилья 3,0

Образование

4.7

Отдых и развлечения

8.7

Лечение

й 14,1

Транспортные расходы 8.9

Товары длительного пользования

9.6

Одежда 13,3

Питание

Рисунок 5 - Структура ежемесячных денежных расходов семей граждан, уволенных с военной службы (в % от числа респондентов)

В соответствии с п. 5 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей установлены дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение. Основное содержание социальной адаптации военнослужащих составляет профессиональная переподготовка по гражданским специальностям увольняемых военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, является важной государственной задачей, направленной на решение проблем достойного трудоустройства офицеров и прапорщиков, отдавших многие годы служению Отечества.

Офицеры и прапорщики, прослужившие по 20-25 лет на службе Отечеству, это дисциплинированные, ответственные, трудолюбивые, настойчивые и преданные люди. Имея богатый опыт руководства личным составом, высокий образовательный и интеллектуальный потенциал, они способны внести существенный вклад в экономическое процветание регионов. Единственно, что требуется со стороны государства, это помочь на завершающем этапе службы с профессиональной переподготовкой по гражданским специальностям, а также в целом помочь в социальной

адаптации данной категории граждан в гражданское общество [3]. Ситуация складывается таким образом, что чем больше и добросовестнее прослужил офицер, тем острее перед ним встают вопросы получения гражданской специальности, востребованной на современном региональном рынке труда, поскольку знания, полученные несколько десятком лет назад, морально устаревают.

Необходимость усилий со стороны государства по социально-профессиональной адаптации увольняемых военнослужащих в гражданское общество подтверждается опытом экономически развитых стран Европы -Германии, Франции, Великобритании и других [4]. Важно, что эта работа проводится заблаговременно - до увольнения военнослужащих. Так, например, во Франции офицеры имеют право до 6 месяцев на последнем году службы проходить обучение и стажировку на фирмах, где они предполагают последующее трудоустройство [5].

В российском законодательстве также предусмотрено право увольняемых военнослужащих на бесплатную переподготовку по одной из гражданских специальностей на последнем году службы. Эта норма указана в пункте 4 статьи 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Однако практическая реализация этого права осуществляется на неудовлетворительном уровне. Профессиональная переподготовка, как правило, осуществляется за счет средств Министерства обороны и реализуется вузами МО, дипломы которых в гражданской сфере не ценятся. В результате при поступлении на работу уволенным военнослужащим нередко приходится ее проходить за свой счет.

Что касается трудоустройства бывших военнослужащих, то в настоящее время наиболее перспективным направлением является обеспечение занятости этих граждан через специализированные подразделения, создаваемые на биржах труда, и трудовые агентства, которые ориентированы на работу только с данной категорией населения, хорошо знают ее профессиональные возможности и запросы, особенности психологического состояния. Подобные организации целенаправленно накапливают информацию о вакансиях соответствующего уровня и профиля, осуществляют системный поиск рабочих мест, устанавливают прочные контакты с работодателями.

В целом, как показал мониторинг социально-экономического положения граждан, уволенных с военной службы 2018 года в целях повышения уровня жизни бывших военнослужащих, инвалидов из их числа, членов семей погибших (умерших) военнослужащих необходимо разработать федеральную государственную программу поддержки граждан, уволенных с военной службы, инвалидов и членов их семей, вдов умерших военных пенсионеров. В наиболее сложном материальном положении находятся семьи инвалидов вследствие военной травмы. Наиболее уязвимо среди всех льгот и гарантий, предоставляемых военнослужащим, уволенных с военной службы и членам их семей, медицинское обеспечение. Актуальной

проблемой остается социальная адаптация граждан, уволенных с военной службы, инвалидов вследствие военной травмы и членов семей погибших к новым условиям жизни, связанная с необходимостью их переподготовки на новые профессии, и трудоустройство.

Защитники Отечества должны быть уверены в том, что по окончании нелёгкой ратной службы они получат обеспеченную старость. В противном случае привлекательность военной службы явно будет невысокой, что негативно скажется на вопросах комплектования кадров Вооружённых Сил и соответственно на уровне обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Список литературы

1. Кириллов А.В. Становление попечения об отставных и неспособных к службе военных. /Междисциплинарный научно-практический журнал «Социальная политика и социология» 2009. № 5. - С. 107-124.

2. Стратегия социального развития Вооруженных сил Российской федерации на период до 2020 года. /Официальный сайт МО РФ. -http://sc.mil.ru/social/strategy.htm#txt

3. Кириллов А.В., Виниченко М.В., Русанов В.Ю., Мельничук А.В., Макушкин С. А. Исторический опыт решения социальных проблем ветеранов войны и военной службы и членов их семей. Монография. Москва, 2009. 329 с.

4. Ветераны. История и современность. /Всерос. обществ. движение ветеранов лок. войн и воен. конфликтов "Боевое братство"; [Байер А. Г. и др.]; под ред. Б. В. Громова. Москва, 2005. - 436 с.

5. Шаманов В.А. Система социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей и меры по ее совершенствованию. Выступление на учебно-методическом сборе с руководящим и преподавательским составом Общевойсковой академии ВС РФ. 2 октября 2006 г.

References

1. Kirillov A.V. Stanovlenie popecheniya ob otstavnyh i nesposobnyh k sluzhbe voennyh. /Mezhdisciplinarnyj nauchno-prakticheskij zhurnal «Social'naya politika i sociologiya» 2009. № 5. - S. 107-124.

2. Strategiya social'nogo razvitiya Vooruzhennyh sil Rossijskoj federacii na period do 2020 goda. /Oficial'nyj sajt MO RF. -http://sc.mil.ru/social/strategy.htm#txt

3. Kirillov A.V., Vinichenko M.V., Rusanov V.YU., Mel'nichuk A.V., Ma-kushkin S.A. Istoricheskij opyt resheniya social'nyh problem veteranov vojny i voennoj sluzhby i chlenov ih semej. Monografiya. Moskva, 2009. 329 s.

4. Veterany. Istoriya i sovremennost'. /Vseros. obshchestv. dvizhenie vetera-nov lok. vojn i voen. konfliktov "Boevoe bratstvo"; [Bajer A. G. i dr.]; pod red. B. V. Gromova. Moskva, 2005. - 436 s.

5. SHamanov V.A. Sistema social'nogo obespecheniya voennosluzhashchih, grazhdan, uvolennyh s voennoj sluzhby, i chlenov ih semej i mery po ee sovershenstvovaniyu. Vystuplenie na uchebno-metodicheskom sbore s ru-kovodyashchim i prepodavatel'skim sostavom Obshchevojskovoj akademii VS RF. 2 oktyabrya 2006 g.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.