Насонов К. А.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КРАСНОЙ АРМИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала тяжелейшим испытанием для всех советских людей. Победа над фашистской Германией потребовала колоссального напряжения всех сил народа и стоила ему огромных, беспрецедентных в мировой истории жертв. Обстановка военного времени вызвала необходимость превращения страны в единый военный лагерь и перестройки всей ее экономики. Ведение войны требовало крупных расходов, что сильно изменило государственный бюджет. Тем не менее, вопросы социального обеспечения не отошли на задний план, а, напротив, на всем протяжении войны находились в центре внимания руководства страны. Социальное обеспечение носило стабильный характер, а пенсионное обеспечение в этот период не только не ухудшилось, а наоборот, стало более льготным, нормы обеспечения более высокими. В стране были проведены мероприятия по всестороннему обеспечению граждан, предусматривающие: увеличение размеров пенсий и пособий; распространение действия законодательства по некоторым видам социального обеспечения на более широкие слои населения; введение новых видов обеспечения и др.
Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики страны и теснейшим образом связано с политикой и благополучием той части людей, которая трудится, и неработающих слоев населения.
Понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым. В Большой советской энциклопедии социальное обеспечение в СССР - установленная государством система социальноэкономических мероприятий по материальному обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности, по всестороннему обеспечению матерей и детей, по медицинскому обслуживанию и лечению [2, с. 245].
В новейшем энциклопедическом словаре социальное обеспечение трактуется как система оказания помощи за счет государственного бюджета нуждающимся категориям граждан в виде пенсий, пособий, а также содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах), протезирование; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов и т. д. [9, с. 1173].
Применительно к военной организации под социальным обеспечением Красной Армии автор статьи понимает систему деятельности органов государственной власти и военного управления, командиров, начальников всех уровней, общественных организаций по реализации установленных для военнослужащих, а также лиц, приравненных к ним, граждан, уволенных с военной службы, и членам их семей правовых, политических, экономических и иных мероприятий, проводимых в интересах гарантированного обеспечения материально-бытовых условий, льгот и их законных интересов.
К органам государственной власти в сфере социального обеспечения относились: Совет Народных Комиссаров (СНК) СССР, СНК союзных республик, Народные Комиссариаты социального обеспечения союзных республик, краевые (областные) отделы социального обеспечения, районные и городские отделы социального обеспечения. К органам военного управления - ГКО, Ставка ВГК, НК Обороны, военные советы фронтов и армий, которые в зависимости от своих полномочий помимо военных вопросов, занимались урегулированием и социальных проблем военнослужащих и членов их семей.
Основными видами государственного социального обеспечения военнослужащих и членов их семей в годы Великой Отечественной войны являлись:
- пенсии, пособия в виде периодических или разовых денежных выплат;
- освобождение определенных категорий граждан от налогообложения;
- льготы по обязательным поставкам, жилищные льготы, льготы в области народного образования, льготы в области здравоохранения, льготы по социальному и взаимному страхованию и по обеспечению многодетных матерей государственными пособиями, льготы по перевозкам, почтовые льготы, льготы по материально-бытовому обслуживанию, льготы в области гражданского права, льготы по сохранению стажа и другие льготы для вернувшихся с военной службы;
- материально-бытовое и культурное обслуживание инвалидов войны и семей умерших военнослужащих.
К социальной сфере помимо вышеперечисленных позиций необходимо отнести вопросы, связанные с тыловым обеспечением, такие как: продовольственное и вещевое обеспечение; предоставление жилых помещений, а также медицинское и торгово-бытовое обслуживание, т.е. те моменты, которые напрямую связаны с удовлетворением личных потребностей военнослужащих и членов их семей.
Независимо от источника денежных средств государственное социальное обеспечение осуществлялось в различных видах:
1. Денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, материальная помощь и т. д.).
2. Натуральная помощь (одежда, обувь, продукты питания, донорская кровь, технические приспособления для инвалидов - костыли, протезы и т.д.).
3. Услуги и льготы (содержание в домах - интернатах для инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т. д.).
Одними из основных выплат в период Великой Отечественной войны были пенсии и пособия.
Накануне Великой Отечественной войны - 5 июня 1941 г. - СНК СССР принял постановление «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям» [4, с. 150-159], улучшавшее пенсионное обеспечение указанных лиц за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Размеры пенсий военнослужащим срочной службы, ставшими инвалидами, независимо от причин инвалидности, и членам их семей, потерявшим кормильца, были значительно увеличены.
Положительно решался вопрос о выплате пенсий и пособий военнослужащим и их семьям, инвалидам войны и членам семей погибших воинов в регионах, освобожденных от врага. Лишь в тех случаях, когда в отношении отдельных граждан имелись порочащие сведения об их поведении во время оккупации, пенсии и пособия им не выплачивались [5, с. 438-439].
В круг лиц, на которые распространялись льготы, преимущества, и которые были приравнены по пенсионному обеспечению к военнослужащим, законода-
тельство включило партизан, работников железнодорожного, морского, речного транспорта и работников связи, работавших в районах военных действий, работников вольнонаемного состава линейных органов военных сообщений, находившихся в прифронтовых участках железных дорог в пределах армейского тыла действующей армии, работников вольнонаемного состава, занятых в возведении оборонительных сооружений, оборонительных рубежей и военно-морских баз, участников местной противовоздушной обороны, работников, занятых на аэродромах и военных строительствах [5, с. 85-94].
Многие не знают о том, что в период Великой Отечественной войны военнослужащим выплачивалось денежное довольствие и ряд дополнительных выплат. 23 июня 1941 г. Финансовым Управлением Наркомата Обороны были даны указания о том, что денежное довольствие личному составу Красной Армии выплачивать по нормам мирного времени, однако важной особенностью политики государства в этой области являлся ее поощрительный характер [13, с. 260].
Как известно, гитлеровское командование большие надежды возлагало на свои танковые войска - главную ударную силу. Согласно приказу НКО № 0528 от 1 июля 1942 г. начсоставу истребительно-противотанковых полков были установлены полуторные, а рядовому и младшему начальствующему составу двойные оклады денежного содержания. Одновременно была установлена выплата премий за каждый подбитый танк противника: командиру орудия и наводчику -по 500 руб., остальному составу орудийного расчета по 200 руб. [10, с. 264].
Для улучшения боевой работы летного состава разведывательной авиации с октября 1942 г. оклады их денежного содержания были установлены на 40 % выше окладов ближнебомбардировочной авиации [10, с. 311], а для летного состава авиации дальнего действия с мая 1943 г. оклады были увеличены на 30 % [11, с. 95].
Добавочные выплаты военнослужащим зависели от результатов боевой деятельности. Например, летчику-истребителю за каждый сбитый самолет противника выплачивались 1 000 руб. Экипажу дальнебомбардировочной и тяжелобомбардировочной авиации выплачивалось за каждую успешную бомбардировку промышленных и военных объектов противника - 500 руб., при действиях по столице противника каждому члену экипажа выплачивалось 2 000 руб. [10, с. 6468].
Также использовалась система поощрения военнослужащих лучших частей и соединений, отличившихся в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. 18 сентября 1941 г. четыре стрелковые дивизии получили звание гвардейских. Всему начсоставу этих дивизий была установлена выплата полуторных, а рядовому составу двойных окладов денежного содержания.
В период войны значительно сокращались сроки выслуги в воинских званиях для лиц командного и политического состава частей и соединений, действовавших на фронте, с переходом этих военнослужащих в очередное высшее звание. Постановлением ГКО № 929 от 20 ноября 1941 г. были установлены следующие сроки: для младшего лейтенанта, лейтенанта и младшего политрука - 2 месяца; для старшего лейтенанта и политрука - 3 месяца; для капитана и старшего политрука - 3 месяца; для майора и батальонного комиссара - 4 месяца; для подполковника и старшего батальонного комиссара - 5 месяцев. Лицам начальствующего состава штабов армий и фронтов, а также армейских и фронтовых частей, соединений и учреждений сроки выслуги для получения очередного воинского звания увеличивались в два раза.
Лицам всех названных категорий, раненым в бою или награжденным орденами за отличие в борьбе с фашистскими захватчиками, срок выслуги в очередном воинском звании сокращался наполовину в сравнении со сроком, установленным постановлением для соответствующей категории начальствующего состава [15].
Огромную заботу правительство, ВКП (б) и трудящиеся тыловых районов страны проявляли о раненых фронтовиках и инвалидах Великой Отечественной войны. Это была одна из важнейших государственных задач военного времени, от успешного решения которой во многом зависела судьба миллионов воинов.
Благотворительности ради в госпитали приходило немало добровольцев, лучших активистов - комсомольцев, которые все свободное время отдавали уходу за ранеными и больными воинами. Они читали газеты раненым, устно пересказывали сводки и важнейшие материалы, коллективно читали художественную и политическую литературу, рассказы о героях Великой Отечественной войны, проводили беседы с ранеными по темам, установленным комиссаром госпиталя, оказывали раненым помощь в отправке писем домой, своим товарищам в часть или читали полученные письма, помощь комиссару госпиталя в наведении дисциплины и в организации культурного обслуживания раненых, участвовали в ра-
боте клуба, библиотеки, ленинской комнаты [16]. Они дежурили у постелей тяжелораненых, помогали им всем, чем могли. Тысячи патриотов бесплатно передавали в госпитали различную мебель, постельное белье, полотенца, обувь и др.
В фонд помощи раненым фронтовикам в большом количестве от гражданского населения поступали денежные средства. Еще в самом начале войны в отделениях Госбанка и сберегательных кассах многих областей, краев и республик были открыты специальные счета, на которые вносились и переводились денежные средства, поступавшие в фонд раненых фронтовиков [14, с. 244].
Особо регулировался порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, возвратившихся инвалидами из плена, определялись условия назначения пенсии при выписке из госпиталя. 6 мая 1942 г. СНК СССР принял постановление № 640 «О трудовом устройстве инвалидов Отечественной войны». В нем указывалось на необходимость организации массового обучения новым специальностям инвалидов войны, которые по состоянию здоровья не могли работать по своей прежней специальности. В декабре 1942 г. в стране стали создаваться трудовые интернаты для инвалидов войны [9, с. 89-90]. В трудовых интернатах инвалиды обучались различным специальностям. За сравнительно короткие сроки они приобретали специальности киномехаников, телеграфистов, телефонистов, фотографов, счетоводов, кассиров, бухгалтеров, портных, поваров, слесарей, наборщиков и т. д.
Забота о семьях фронтовиков являлась неразрывной частью заботы государства о Красной Армии. Огромные средства выделялись на обеспечение семей военнослужащих пособиями. Их семьям были предоставлены многочисленные льготы по налогам, по обязательным поставкам сельскохозяйственных продуктов государству, по квартирной плате, плате за обучение детей и т. д.
С началом войны потребовалось урегулировать вопрос о государственном обеспечении семей военнослужащих рядового и сержантского состава по призыву. Порядок государственного обеспечения этой категории граждан был предусмотрен Указом Президиума Верховного совета СССР от 26 июня 1941 г. [6, с. 110]. Семьи военнослужащих рядового и сержантского состава, призванных в Красную Армию и Флот, приобретали право на получение пособий от государства. Размеры пособий определялись в зависимости от количества нетрудоспособных членов семьи и их местожительства в городской или сельской местности.
Был разрешен вопрос об обеспечении семей офицеров, не имевших денежных аттестатов и связи с главой семьи. В соответствии с приказом НКО № 242 от 23 июля 1941 г. «О порядке выдачи части денежного содержания семьям начальствующего состава и сверхсрочнослужащих, не получившим аттестатов» и в последующим постановлением ГКО от 14 мая 1942 г. семьям генералов, офицеров и сверхсрочнослужащих выплачивались пособия в размерах, зависящих от должностного положения военнослужащего и от количества нетрудоспособных иждивенцев: от 75 до 500 рублей [20, л. 260]. Это законоположение было вызвано особыми трудностями и значительными потерями в личном составе Красной Армии в первый период войны. После выяснения судьбы военнослужащего выданное пособие удерживалось из его денежного содержания или из пенсии. Право на получение пособия определялось военкоматами по месту жительства семей после предварительной тщательной проверки необходимых документов.
Во многих городах и селах создавались различные добровольные организации, комиссии, советы по оказанию помощи семьям фронтовиков. Например, в Москве работал совет жен фронтовиков, в котором насчитывалось более 1 500 человек. С их помощью лишь в течение одного года свыше 16 500 членов семей военнослужащих были устроены на работу, 14 500 детей прикреплены к столовым, около 4 000 устроены в ясли и детские сады, более 850 наиболее нуждающихся семей бесплатно получили детскую обувь и одежду [14, с. 270].
Большое внимание партия и правительство на протяжении всех лет войны уделяли улучшению питания детей, сохранению их здоровья. Нормы на отдельные продукты питания по детским продовольственным карточкам были приравнены к нормам снабжения рабочих и служащих, а в отдельных случаях были выше норм снабжения взрослых иждивенцев. Дети до 12 лет получали норму хлеба такую же, как взрослые иждивенцы.
Значительно были повышены нормы выдачи продуктов питания детям, находившимся в детских садах. Школьникам ежедневно отпускались дополнительно 50 г хлеба и 10 г сахара. В 1942 г. 4 млн учащихся получали в школах детские завтраки [14, с. 278].
Во время Великой Отечественной войны была организована для детей воинов Красной Армии и Флота, а также детей - сирот, родители которых погибли от рук немецко-фашистских захватчиков, сеть суворовских и нахимовских училищ, специальных детдомов и детских приемников-распределителей (постанов-
ление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации»).
Военнослужащие пользовались преимуществами в связи с поощрениями за ратный труд и боевые отличия. Была разработана и утверждена система мер массового поощрения и почетного отличия для участников Великой Отечественной войны: утверждение военных орденов, медалей и нагрудных знаков, предоставление военному командованию права награждения орденами и медалями, введении наград за выслугу лет и безупречную службу, установление широкого круга лиц, подлежавших награждению, и конкретного перечня боевых успехов, за которые воины удостаивались наград, награждение воинов Красной Армии специальными медалями за оборону городов - героев, за взятие вражеских городов -крепостей, за освобождение столиц союзных государств, предоставление дополнительных льгот награжденным военнослужащим и их семьям [12, с. 260].
В военное время в Красной Армии и Флоте применялась система льготных перевозок военнослужащих, военнообязанных и их семей в связи с теми или иными обстоятельствами, предусмотренными законодательством.
Советским государством обеспечивалось бесплатное оказание юридической помощи военнослужащим, членам их семей и инвалидам Великой Отечественной войны по вопросам, связанным с льготами и материальным обеспечением, по ведению в суде их дел, при составлении жалоб, заявлений и других бумаг [1, с. 64-69].
Помимо льгот и пособий военнослужащим Красной Армии и Флота все усилия руководства страны и простых советских граждан были направлены на всестороннее обеспечение фронта. Одним из таких направлений была организация массового донорского движения среди населения страны, так как во многих случаях лишь донорская кровь как высокоэффективное лечебное средство могла спасти сотни и сотни тысяч жизней. Кровь для раненых сдавали все слои населения, но ведущая роль в этом принадлежала коллективам промышленных предприятий. Они же являлись инициаторами патриотических начинаний, усиливших размах агитационно-массовой работы по развитию донорства в стране. В Москве, например, начало этому движению положили работницы автозавода. Они обратились со страниц заводской газеты с призывом вступать в ряды доноров, чтобы своей кровью спасать жизнь раненых. Патриотическую инициативу москов-
ских автомобилестроителей поддержали трудящиеся многих других предприятий.
Например, в 1943 г. в Москве насчитывалось 341 282 донора. Благодаря большой организаторской работе партийных, советских, профсоюзных и комсомольских организаций, органов здравоохранения и оборонительных обществ, массовому патриотизму москвичей станции переливания и донорские пункты столицы заготовили в годы войны более 520 тыс. литров донорской крови [7, с. 32-41].
Широкий размах в годы войны получило патриотическое движение за сбор и отправку на фронт подарков для воинов. Это движение развернулось почти одновременно по всей стране. Уже в 1941 г. в сборе подарков для фронтовиков участвовали десятки миллионов человек во всех областях, краях и республиках.
Партийными организациями, органами государственной власти и военного управления велась совместная работа по равномерному распределению подарков между фронтами, о чем свидетельствуют архивные документы Главного Политического Управления РККА [17, л. 317 - 318].
Как правило, вместе с подарками воинам приходили коллективные или индивидуальные письма, но, к сожалению их не хватало и они были далеко не во всех посылках. И хотя написаны они были из различных регионов Советского Союза, городов, деревень, мысли и чувства в них были одни: призыв к скорому уничтожению фашистских оккупантов.
Так, например в одном из батальонов 3-й ударной армии Калининского фронта в 300 посылках, полученных от трудящихся Ивановской области, бойцами было обнаружено всего 3 письма, за исключением напечатанных в типографии писем секретаря Ивановского обкома. Ответы на них писали свыше десятка человек, в том числе и ряд командиров [18, л. 267].
Почти одновременно со сбором подарков для фронтовиков в стране широко развернулся сбор среди населения различной теплой одежды и обуви. Это движение также возникло по инициативе трудящихся масс и было закреплено постановлением ЦК ВКП (б) и директивой начальника Главного Политического Управления РККА № 240 от 21 сентября 1941 г. [19, л. 78].
Сбор теплых вещей и белья проходил по всей стране с небывалым подъемом. Только за три осенних месяца 1941 г. трудящиеся собрали для фронта более 15 млн различных теплых вещей, в т. ч. 1 175 тыс. пар валенок, 1 800 тыс. полу-
шубков, ватных курток и брюк, за счет которых можно было одеть и обуть более двух млн фронтовиков [14, с. 195-196].
Таким образом, в годы Великой Отечественной войны денежные выплаты, льготы и преимущества для военнослужащих, приравненных к ним лиц и членов их семей законами военного времени были серьезно расширены и дифференцированы; обеспечение воинов и их семей пенсиями и пособиями предполагало расширение круга лиц, имевших право на соответствующие выплаты; оказание всевозможной помощи фронту и членам семей военнослужащих, выразившееся в патриотическом движении советского народа в сборе подарков, теплых вещей для красноармейцев, помощи их семьям, начавшееся в нашей стране в первые же дни войны, приняло массовый характер. Забота о семьях фронтовиков стала по-истине всенародным делом, законом жизни военного времени.
Без учета исторического опыта минувшей войны создать новые, высокоманевренные, способные оперативно решать поставленные задачи Вооруженные Силы, наряду со многими проблемами, которые имеются у большинства военнослужащих российской армии и флота, невозможно. Необходимо учитывать опыт деятельности органов государственной власти и военного управления в сфере социального обеспечения военнослужащих и членов их семей, способствовавшей достижению победы в самой жестокой и кровопролитной войне в истории человечества..
* * *
1. Астрахан Е., Братусь С. Льготы, пособия и пенсии военнослужащим и их семьям. М. : Юридическое издательство НКЮ СССР, 1944. 128 с.
2. Большая советская энциклопедия. М. : Советская энциклопедия, 1976. Кн. 1.
3. Большая Советская энциклопедия. М. : Советская энциклопедия, 1974. Т. 15.
4. Законодательные и административно-правовые акты военного времени. М. : Юриздат, 1943.
5. Кац Р.Р. Материальное обеспечение при инвалидности, старости, за выслугу лет и по случаю потери кормильца / под общ. ред. А.Н. Сухова. М., Изд-во социального обеспечения РСФСР, 1948. 678 с.
6. Кравцов Б.П. Советское военное законодательство в период Великой Отечественной войны. М. : ВПА им. Ленина, 1960.
7. Кирсанов Н.А. Из истории организации массового донорского движения в годы Великой Отечественной войны // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 1980. № 1.
9. Новейший энциклопедический словарь. М. : АСТ ; Астрель Транзиткнига, 2004.
10. Прудинский Е.С. Пособия, пенсии и льготы семьям военнослужащих и инвалидам войны. Сб. материалов / под общ. ред. Н.И. Пономарева Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство. 1943.
11. Русский архив: Великая Отечественная: Приказы Народного Комиссара Обороны СССР 22 июня 1941 г. М. : Терра, 1997. 1942 г. Т. 13 (2-2). 448 с.
12. Русский архив: Великая Отечественная: Приказы Народного Комиссара Обороны СССР (1943-1945 гг.). М. : Терра, 1997. Т. 13 (2-3). 456 с.
13. Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР 1941 - 1944 гг. М., 1945.
14. Сборник указаний Финансового управления при НКО. 23 июня 1941. № 12.
15. Синицын А.М. Всенародная помощь фронту. - М. : Военное издательство, 1985. 319 с.
16. ЦАМО (Центральный архив Министерства Обороны Российской Федерации). Ф. 229. Оп.
178. Д. 10.
17. ЦАМО. Ф. 32. Оп. 920265. Д. 4.
18. ЦАМО. Ф. 32. Оп. 920265. Д. 2.
19. ЦАМО. Ф. 32. Оп. 11309. Д. 156
20. ЦАМО. Ф. 32. Оп. 920265. Д. 3.