УДК 331.453 С.А. Беляков
АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ЛИЦ, РАБОТАВШИХ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОГО РИСКА
Исследовательская работа посвящена анализу экономического стимулирования лиц, проработавших долгие годы в условиях повышенного риска - уволенных с военной службы на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Научную новизну исследования составляет обобщение опыта стимулирования и воздействия государства на благосостояние людей, проработавших долгое время в условиях повышенного риска и как следствие - доказана реальная экономическая заинтересованность государства в материальной поддержке лиц, служивших Отчизне. Рассмотрена ситуация с выплатами компенсаций за работу уволенным из силовых структур военнослужащим Омской области. Определены удельный вес пенсионеров по причинам увольнений и структура видов пенсий. При анализе возраста военных пенсионеров Омской области выяснено: наибольшее количество увольнений - граждан в возрасте 50 и более лет (5945 чел.), что говорит о продолжительности их военной службы, при этом ранее гарантированные льготы, пособия и компенсации, возмещающие трудности прохождения службы (выраженные в денежных единицах), были отменены. Из анализа исследования можно заключить, что нормативно-правовая база, регламентирующая социальную защиту военнослужащих, на указанный период исследования была несовершенной, не обеспечивала в должной мере права этих лиц. Обобщение причин низкого уровня социальной защиты бывших военнослужащих и членов их семей позволяет предложить рекомендации, реализация которых может иметь практическое значение.
Ключевые слова: военнослужащий, пенсионер, льгота, военная служба.
Введение
Анализ международного опыта показывает, что формы материального стимулирования безопасного труда могут сыграть важную роль в совершенствовании улучшения благосостояния работающих. Поэтому экономика безопасности труда стала объектом серьезного внимания в целом ряде стран, где были проведены исследования для определения качественных и количественных оценок в этой области. Работа иностранных специалистов показала, что стимулированию безопасного труда уделяется достаточно пристальное внимание, так как это связано с вопросами экономического воздействия на улучшение условий труда [1].
По данным Пенсионного фонда РФ, на выплату досрочных пенсий за работу во вредных условиях труда ежегодно расходуется около 300 млрд рублей [2]. Вредность на производстве компенсируется в зависимости от характеристики вредного (опасного) фактора и выплачивается в зависимости от времени его действия в размере от 4 до 24%. Это общеизвестно, однако есть ряд профессий, где работник вынужден работать (выполнять служебные обязанности, т.е. служить) в условиях постоянного риска в течение всей служебной деятельности и, к великому сожалению, есть категория людей, чьи права не защищаются Трудовым кодексом Российской Федерации. При выходе на пенсию по разным основаниям при различных условиях (выслуга лет, ранение, достижение предельного возраста пребывания на службе и др.), оформляя документы в Пенсионном фонде либо военном комиссариате, специалисты объясняют, как складывается пенсия, из каких показателей, ведь чем рискованнее была работа (боевые действия, воинские части быстрого реагирования, различные должности -командные либо инженерные и т.п.), тем больше будет значение месячных выплат. Заметили, что стимулирующая функция льгот и в целом социального обеспечения военнослужащих выявлена давно. Так, еще Петр Первый отмечал важную роль заботы о воинах, закончивших военную службу, в стимулировании ревностного отношения к службе тех, кто находится в строю [3]. И в наше время военная служба часто связана с риском для здоровья, а порой и для жизни [4].
© Беляков С.А., 2016
С реформированием системы социальных льгот для военнослужащих Российской армии актуальность исследования проблемы экономического стимулирования опасных условий труда и социального обеспечения уволенных из армии солдат и офицеров приобретает большое значение.
Для выполнения задачи изучена нормативно-правовая база по тематике работы и обобщены социальные проблемы уволенных по разным причинам с правом выхода на пенсию; исследованию подлежит как порядок предоставления ежемесячного обязательного дохода, так и размеры различных видов социального обеспечения. Временной показатель - начало XXI в.
Объекты и методы
Объектом исследования являются экономика опасного труда, улучшение благосостояния, формы материального стимулирования граждан, уволенных с военной службы. Предмет исследования - мера социального обеспечения указанной категории граждан. Методы исследования - на основе статистики, системного анализа реальных статистических данных и сравнений. Научную новизну составляет анализ опыта стимулирования и воздействия государства на благосостояние людей, проработавших долгое время в условиях повышенного риска и как следствие - доказана реальная экономическая заинтересованность государства в материальной поддержке лиц, отдавших лучшие годы жизни служению Отчизне. Источни-ковую базу работы составили многочисленные нормативно-правовые акты, периодическая печать и другие источники.
Результаты исследований
Законодательство России по вопросам, связанным с социальными защитой и обеспечением военнослужащих и членов их семей, должно гарантировать им соблюдение основных прав и льгот как в период военной службы, так и после увольнения с нее. Основными документами, которые регулируют вопросы соцзащиты уволенных с военной службы граждан, являются федеральные законы: «О статусе военнослужащих»; «О ветеранах»; постановление Правительства России «Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти» и др. Существуют документы, применяемые только в субъектах Российской Федерации. Например: указ губернатора Омской области «О порядке возмещения затрат, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», постановление главы администрации Омской области «О мерах социальной помощи детям погибших военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел» и др. Вопросы соцобеспечения военных и пути решения проблем также рассматриваются в журналах «Право в Вооруженных Силах», «Ориентир», «Вестник ПВО», «Ваше право», «Военно-исторический журнал» и др.
В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» в связи с особым характером обязанностей, которые возлагаются на людей в военной форме, им предоставляются льготы и компенсации. Особый характер обязанностей солдат и офицеров во время прохождения ими службы, а в дальнейшем при увольнении со службы (выходом на различные виды пенсии) состоит в следующем - это подготовка к вооруженной защите и непосредственно сама защита государственных интересов России, защита от внешних врагов. Выполнение обязанностей военной службы связано с повышенной опасностью, риском для жизни, физического и психического здоровья. Военнослужащие должны быть готовы к самопожертвованию во имя решения поставленных задач.
Известно, что каждый из нас готов выполнять некоторые работы с риском для жизни и здоровья только при условии справедливого, с нашей точки зрения, вознаграждения. Рассмотрим, как складывалась ситуация с выплатами компенсаций за работу в постоянном риске на рубеже ХХ-ХХ1 вв. бывшим военнослужащим.
298
Изучив материалы, проанализировав соотношения военных пенсий на примере данных Центра социального обеспечения военного комиссариата Омской области за период 20012004 гг., выяснили, что общее количество людей, получающих пенсии за указанный период, практически остается неизменным (11 тыс. чел.). Количество военных пенсионеров в зависимости от видов пенсий распределилось следующим образом (табл. 1).
Таблица 1
Количество людей, получающих пенсию
Место Виды пенсий Удельный вес, %
1 Пенсия за выслугу лет 76,5
2 Пенсия по случаю потери кормильца 17
3 Пенсия по инвалидности 6,5
Если рассматривать структуру видов пенсий военных пенсионеров по Омской области за период 2001-2004 гг., картина следующая: за выслугу лет получали пенсии по годам 2001-2004 гг. - 11 057, 11 085, 11 082,10 996 чел. соответственно; пенсию по инвалидности -748, 726, 714, 675 чел. соответственно; по случаю потери кормильца - 1871, 1901, 1918, 1862 чел. соответственно.
Таким образом, пенсии за выслугу лет у военных пенсионеров Омской области - основной вид пенсионного обеспечения.
Сумма ежемесячных денежных выплат военных пенсионеров зависит только от размера ранее получаемого ими денежного довольствия и выплаты по воинскому званию [5].
Проанализировав уволенных военнослужащих, которые получают пенсион за количество прослуженных ими в Вооруженных силах РФ лет, мы определили: за период 20012004 гг. категории пенсионеров в зависимости от причин увольнения распределились следующим образом (табл. 2).
Таблица 2
Причины увольнения в 2001-2004 гг.
Место Причина увольнения Удельный вес, %
1 В связи с организационно-штатными мероприятиями 28-29
2 По состоянию здоровья 24-27
3 Достижение предельного возраста 23-24
4 Другие причины 21-23
Однако в следующем, 2005 г. произошло резкое изменение соотношения причин увольнения военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет (табл. 2).
Таблица 3
Причины увольнения в 2005 г.
Место Причина увольнения Удельный вес, %
1 Достижение предельного возраста 50
2 В связи с организационно-штатными мероприятиями 25
3 По состоянию здоровья 15
4 Другие причины 10
Как видно из табл. 3, наибольшее количество увольнений произошло по причине достижения предельного возраста нахождения на военной службе (в 2 раза больше, чем за предыдущие годы), следующее место в таблице занимают уволенные по организационно-штатным мероприятиям (показатель остался практически на прежнем уровне); резко сократилось количество пенсионеров, которые были уволены по состоянию здоровья (в 1,8 раза), а количество уволенных по другим причинам - всего 10%.
Таким образом, отмечается резкий скачок количества военнослужащих, которые ушли на заслуженный отдых по достижению ими определенного возраста, дающего права на пенсию. При анализе возраста военных пенсионеров Омской области выяснено: наибольшее количество увольнений произошло у граждан в возрасте 50 и более лет (5945 чел.), это свиде-
тельствует о продолжительности их военной службы. При этом число военнослужащих, уволенных до предельного возраста, всего 2,3%.
Одним из важных факторов социальной защиты бывших военных должно явиться правовое закрепление льгот, пособий и компенсаций, которые возмещают трудности прохождения службы, связанной с выполнением широкого комплекса специальных обязанностей в интересах обеспечения безопасности страны. Поэтому объективно возникает потребность в разработке специфических форм и средств социальной защиты военнослужащих. Однако в последние годы ранее гарантированные обязательств со стороны государства отменены (табл. 4).
Таблица 4
Отмененные льготы
№ п/п Льгота Способы компенсации отмененной льготы
1 Оплата 50% занимаемой жилой площади и коммунальных услуг нет
2 Установка и пользование телефоном нет
3 Бесплатное получение в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения дачного хозяйства нет
4 Освобождение от уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц нет
5 Освобождение от уплаты налога на доходы от физических лиц нет
6 Для ветеранов боевых действий льготы по уплате налогов 1100 руб.
7 Для ветеранов боевых действий бесплатный проезд в городском транспорте
8 Для ветеранов боевых действий - льготное обеспечение лекарствами
В период 2005 г. система социальной защиты военнослужащих подверглась воздействию ряда факторов; необходимо было это урегулировать законодательным путем. Для этого была пересмотрена правовая база, касающаяся вопросов социально-экономического обеспечения бывших военнослужащих и членов их семей.
Выводы
Из анализа исследования можно заключить, что нормативно-правовая база, регламентирующая социальную защиту военнослужащих, на указанный период исследования была несовершенна, не обеспечивала в должной мере права лиц, много лет посвятивших служению Отечеству. Обобщение причин низкого уровня социальной защиты бывших военнослужащих и членов их семей позволяет предложить рекомендации, реализация которых может иметь практическое значение.
Вооруженные силы и правоохранительные органы остаются одним из звеньев общей системы специальных органов государства, призванных обеспечивать национальную безопасность. Их предназначение предъявляет специфичные требования к личности военнослужащего, обусловливает необходимость применения особых подходов и к социальной защите этой категории населения.
Список литературы
1. Беляков, С.А., О некоторых вопросах экономики безопасности труда в развитых странах / С.А. Беляков, Е.Ю. Баянова // Электрон. науч.-метод. журн. Омского ГАУ. - 2015. - № 1 (1) апрель - июнь. - URL http:// e-joumaLomgau.ru/index.php/2015-god/1/16-statya/50-00002.
2. Беляков, С.А. Мировой опыт экономического стимулирования безопасных условий труда. Безопасность жизнедеятельности предприятий в промышленно развитых регионах / С.А. Беляков, А.Е. Степанов, Е.Ю. Баянова // Материалы Х Междунар. науч.-практ. конф. - Кемерово, 2013. - С. 298-301.
3. Корякин, В.М. Льготы в системе современной военно-социальной политики России: время реформ / В.М. Корякин // Право в Вооруженных Силах. - 2004. - № 11. - С. 22-25.
4. Бабичев, Л.И. Некоторые проблемы защиты конституционных прав военнослужащих и членов их семей в условиях военной реформы / Л.И. Бабичев, В.А. Зубков // Вкладка в журнал «Право в Вооруженных Силах». - 2002. - № 5. - С. 14-17.
5. Орлов, В.Н. О проблемах пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей / В.Н. Орлов // Право в Вооруженных Силах. - 2004. - № 12. - С. 8-11.
Беляков Сергей Алексеевич, кандидат ист. наук, доцент, Омский ГАУ, e-mail: [email protected].
SUMMARY
S.A. Belyakov
Analysis of economic incentives for individuals working inhigher risk environments
Research work is devoted to the analysis of economic incentives for individuals who have worked for many years in conditions of increased risk - persons discharged from military service at the turn of 20-21 centuries. Analysis of international experience shows that the forms of material incentives for safe work can play an important role in improving the welfare of workers. Therefore, economy safety became the object of serious attention in a number of countries, even where studies have been conducted to determine the qualitative and quantitative assessment in this area.The work of foreign specialists showed that the promotion of safe work is given sufficient attention, as this is linked to issues of economic impact on the improvement of working conditions. Scientific novelty of this research is the analysis of the experience of the stimulation and influence of the state on human well-being that have long worked in conditions of high risk and as a consequence proved a real economic interest of the state in financial support of the persons who gave the best years of his life to the service of the Fatherland. From the analysis of the study it can be concluded that the normative-legal framework regulating social protection of military servicemen for the period of the study was imperfect, did not ensure adequately the rights of individuals who gave many years of his life to the service of the Fatherland. Summarizing the reasons for the low level of social protection of former military personnel and their families allows us to offer recommendations, implementation of which may have practical significance. Armed forces and law enforcement agencies remain one of the important parts of the overall system of the special organs of the state, designed to ensure national security. The special mission of these institutions non-state authorities makes specific demands on the individual serviceman and, thus, requires a special approach and to social protection of this population.
Keywords: soldier, pensioner, preferences, military service
Belyakov Sergey Alekseevich, Cand. Hist. Sci., Assoc. Prof., Omsk SAU, e-mail: [email protected].
УДК 796:378.663(571.13)
Т.Н. Первых, В.П. Трусова, О.В. Ефремов
ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В ОМСКОМ ГАУ
В статье обсуждается вопрос физической подготовленности абитуриенток, поступивших на 1-й курс в Институт экономики и финансов нашего университета. Проанализированы результаты входного контроля, в таблице представлены данные статистического исследования по физической подготовленности девушек на протяжении нескольких лет, которые свидетельствуют о низких показателях контрольных тестов: бег 100 м, прыжки в длину с места, отжимание от гимнастической скамейки. Для улучшения физической подготовленности обучающихся необходимо разнообразить средства и методы физической подготовки. Предлагаются способы решения этой проблемы, даются рекомендации с помощью комплексов со скакалкой и упражнений силовой направленности. Главный фактор усиления роли физической культуры - формирование социально-значимых мотивов к занятиям физкультурой. В настоящее время модно вести здоровый образ жизни, заниматься спортом. Введение норм комплекса ГТО также может помочь формированию интереса к занятиям физической культурой. Систематические занятия физической культурой и спортом способствуют развитию ценных физических качеств, таких как сила, гибкость, быстрота, выносливость, ловкость; воспитанию ценных морально-волевых ка-
© Первых Т.Н., Трусова В.П., Ефремов О.В., 2016
301