Научная статья на тему 'Оценка эффективности социальной политики в органах внутренних дел Российской Федерации'

Оценка эффективности социальной политики в органах внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1421
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / УРОВЕНЬ БЛАГОСОСТОЯНИЯ СОТРУДНИКОВ / ЗАТРАТЫ ГОСУДАРСТВА НА СОЦИАЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Быковская Ю.В.

Одним из ключевых направлений модернизации полиции является повышение эффективности всей правоохранительной системы. Важная роль отводится совершенствованию социальной политики, проводимой в органах внутренних дел. Рассмотрены основные подходы к оценке эффективности социальной политики в МВД России. Особое внимание уделено таким показателям, как результаты деятельности ОВД, уровень благосостояния сотрудников, затраты государства на социальную политику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Быковская Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности социальной политики в органах внутренних дел Российской Федерации»

УДК 338.242

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ю. В. БЫКОВСКАЯ, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Е-mail: zima7327 @yandex. ru Московский университет МВД России

Одним из ключевых направлений модернизации полиции является повышение эффективности всей правоохранительной системы. Важная роль отводится совершенствованию социальной политики, проводимой в органах внутренних дел. Рассмотрены основные подходы к оценке эффективности социальной политики в МВД России. Особое внимание уделено таким показателям, как результаты деятельности ОВД, уровень благосостояния сотрудников, затраты государства на социальную политику.

Ключевые слова: социальная политика, эффективность социальной политики, органы внутренних дел, уровень благосостояния сотрудников, затраты государства на социальную политику.

В современных условиях развития государства, связанных с глубоким реформированием политической, экономической и социальной сфер российского общества, повышение результативности правоохранительной деятельности приобретает все большее значение.

В настоящее время продолжается крупномасштабная модернизация органов внутренних дел Российской Федерации. Диапазон задач, связанных с реформированием полиции, весьма широк. Одним из ключевых направлений является повышение эффективности всей правоохранительной системы. От решения этого вопроса зависят не только способность органов внутренних дел выполнять на достойном уровне профессиональные функции, но

и возможность обеспечивать соответствие своему статусу, содержанию и потребностям современного российского общества. Важнейшая роль в повышении эффективности деятельности полиции отводится совершенствованию системы социальных гарантий, предоставляемых сотрудникам, социальной политики, проводимой в органах внутренних дел, а также методов и механизмов реализации намеченных мероприятий.

Следует отметить, что в современной России социальные проблемы отличаются особой остротой и требуют пристального внимания со стороны государства и общества. Еще 20 лет назад переход России к рыночным отношениям потребовал от государства решения важнейших вопросов, связанных с повышением уровня благосостояния населения и качества его жизни, с выработкой направлений экономических преобразований, учитывающих социальную составляющую, с формированием и реализацией социальной политики, направленной на их успешное решение. За годы реформ в России сложились основы рыночной экономики. Сделано немало для повышения уровня жизни россиян. На протяжении 20 лет на государственном уровне прилагаются огромные усилия, направленные на снижение масштабов бедности, создание благоприятных условий для развития человеческого потенциала, повышение стандартов качества жизни, уровня благосостояния и социальной поддержки всех слоев общества. Однако сегодня социальные

- 9

вопросы не утратили своей актуальности. Сегодня социальная сфера остается высшим приоритетом в развитии российского государства.

Обратимся к статье В. В. Путина «Россия сосредоточивается - вызовы, на которые мы должны ответить». Там руководитель страны в качестве ключевой задачи, которую необходимо решать в предстоящие годы, определил «завершение создания такой структуры социальных гарантий и защиты граждан, такой модели экономики, которые вместе составят единый, живой, постоянно развивающийся и одновременно - устойчивый и стабильный, здоровый государственный организм, способный, безусловно, гарантировать... процветание граждан нашей великой державы на десятилетия вперед» [10]. Это - важнейшее направление развития России.

Все вышесказанное в полной мере относится к развитию и дальнейшему совершенствованию социальной политики, проводимой в органах внутренних дел Российской Федерации.

Довольно сложно определить показатели и параметры, по которым может быть объективно оценена эффективность социальной политики. В отечественной и зарубежной научной литературе проблема эффективности социальной политики является предметом оживленных дискуссий. Так, например, И. П. Денисова считает, что эффективность социальной политики может оцениваться по двум критериям: 1) обеспечение решения собственно социальных проблем; 2) обеспечение сбалансированности социальной политики и экономических показателей роста [3, с. 39].

По мнению С. И. Самыгина, при оценке эффективности социальной политики необходимо использовать: показатели, которые характеризуют фактическое состояние экономики страны и фиксируются органами государственной статистики; а также интегральные показатели развития социальной сферы страны, которые предполагают сложные расчеты на основе объективных (статистически фиксируемых) и субъективных (фиксируемых в ходе социологических исследований) индикаторов [12, с. 41].

Отметим, что оценка эффективности социальной политики в органах внутренних дел имеет свои особенности. Это связано с тем, что правоохранительная деятельность органов внутренних дел как структуры, наиболее тесно взаимодействующей с гражданами и организациями, органично вплетена

во все сферы функционирования государства и является неотъемлемой частью жизни современного общества. И государство, развиваясь, ставит перед правоохранительными институтами все более сложные задачи, требует оперативного реагирования на складывающуюся ситуацию и своевременного решения возникающих проблем. Другими словами, специфика службы, цели и задачи общегосударственного характера, которые призваны решать правоохранительные органы (в частности органы внутренних дел) связаны с повышенной ответственностью со стороны сотрудников, высоким уровнем образования, профессионализмом, физической подготовленностью, а также зачастую сопряжены с риском для их жизни и здоровья. И, соответственно, эти аспекты должны в полной мере учитываться при формировании социальной политики, проводимой в органах внутренних дел.

Вместе с тем основной задачей социальной политики государства является поддержание и улучшение уровня и качества жизни граждан, обеспечение их социального развития. Социальная политика, проводимая в органах внутренних дел, также должна это учитывать. Более того, кадровый состав органов внутренних дел относится к «среднему классу», которому присущи определенные стандарты жизни: уровень материального состояния и потребности, в том числе в жилье, качественном образовании, высокотехнологичной медицинской помощи, отдыхе. Данное обстоятельство также должно приниматься во внимание при реализации социальной политики в органах внутренних дел. И, наконец, социальная политика, проводимая в МВД России, должна помогать и способствовать повышению эффективности правоохранительной деятельности.

Сегодня можно говорить о положительных тенденциях, оказывающих влияние на процесс формирования и реализации социальной политики в органах внутренних дел. Во-первых, в нынешних условиях развития России возрастает роль органов внутренних дел в поддержании стабильности в обществе и сохранении российской государственности.

Во-вторых, проблемы социальной защиты сотрудников ОВД затрагивают судьбы многих граждан. Ведь в нашей стране большое количество семей через службу детей, родителей, близких родственников и друзей связано с органами внутренних дел.

В-третьих, сегодня социальная защита сотрудников полиции является одним из основных приоритетов социально-экономической политики государства.

В связи с этим становится очевидным, что определенный уровень социально-экономического положения сотрудников органов внутренних дел (в том числе достойный уровень их благосостояния, адекватный не только уровню жизни современного общества и реалиям развития государства, но и тем требованиям, которые предъявляются к полиции), эффективная система их социальной защиты являются ключевыми условиями для достижения максимально положительных результатов правоохранительной деятельности.

Вышесказанное обусловливает применение комплексного подхода при определении показателей эффективности социальной политики в органах внутренних дел, поэтому при ее оценке необходимо:

1) основываться на общетеоретических подходах к оценке эффективности и экономической эффективности социальной политики;

2) рассматривать социальную политику в органах внутренних дел с учетом специфики правоохранительной деятельности, ее целей и задач;

3) принимать во внимание, что социальная политика, проводимая в органах внутренних дел, является той сферой деятельности государства, финансирование которой осуществляется из средств федерального бюджета, имеющего ограниченные ресурсы;

4) учитывать уровень и качество работы сотрудников ОВД;

5) принимать во внимание, что при формировании и реализации социальной политики в органах внутренних дел необходимо учитывать индивидуально-личностные характеристики, предъявляемые к руководителям и сотрудникам, прежде всего, имея в виду, что в процессе модернизации органов внутренних дел должна сформироваться и укрепиться новая профессиональная самоидентификации сотрудников, должен быть создан новый тип специалиста, отвечающий требованиям современного российского общества;

6) учитывать общественное мнение об эффективности деятельности органов внутренних дел и о социальной политике, проводимой в полиции, а также принимать во внимание оценку проводимой социальной политики сотрудниками,

проходящими службу в органах внутренних дел.

Системный подход к вопросам эффективности социальной политики в органах внутренних дел позволяет сформировать адекватную и реально работающую модель социальной политики, включающую систему приоритетов ее формирования, дальнейшего развития, реализации и совершенствования.

В научной литературе при интегральной оценке любой деятельности (органов государственного управления, отдельных учреждений) используют показатели результативности и эффективности. Результативность показывает степень достижения определенной (фиксированной) цели. Однако чаще используют понятия «эффекта» и «эффективности».

В общем виде эффективность понимается как возможность достижения результата; значимость получения результата для тех, кому он предназначен; отношение значимости этого результата к количеству усилий, потраченных на его достижение. Иными словами, эффективность какого-либо процесса есть отношение конечных результатов к затратам, обеспечившим его получение.

Например, К. Макконнелл и С. Брю под эффективностью понимают отношение результата к затратам при использовании минимального количества ресурсов для производства данного объема продукции; его производство при минимальных средних общих издержках.

Аналогично определяется эффективность в отечественной науке: «Экономическая эффективность -это результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам. Складывается как интегральный показатель эффективности на разных уровнях экономической системы, является итоговой характеристикой функционирования национальной экономики... Эффективность экономической системы зависит от эффективности производства, социальной сферы (систем образования, здравоохранения, культуры), эффективности государственного управления. Эффективность каждой из этих сфер определяется отношением полученных результатов к затратам и измеряется совокупностью количественных показателей. Для государственной сферы необходимы специальные критерии соответствия затрат и результатов деятельности государства требованиям общества» [13, с. 597-598].

В этом контексте наиболее точными показателями, которые могли бы применяться в расчетах и

которые позволили бы судить об эффективности или, напротив, о недостаточной эффективности социальной политики, проводимой в органах внутренних дел, являются:

• конечные результаты деятельности ОВД;

• уровень благосостояния сотрудников, выражаемый в затратах государства на социальную политику, а также в показателях уровня и качества их жизни.

Следует подчеркнуть, что оценка результатов работы органов внутренних дел достаточно сложна, важно учитывать не только эффект (результат), но и цели и задачи правоохранительной службы, имеющие государственное значение, а также понимать, что иногда конечный положительный результат может быть отсрочен во времени. Кроме того, необходимо принимать во внимание и соотносить результаты работы с тем, что финансирование деятельности правоохранительных органов осуществляется из средств федерального бюджета, возможности которого крайне ограничены (иными словами, необходимо учитывать, что зачастую затраты на осуществление деятельности органов внутренних дел являются не только минимальными, а фактически недостаточными. И именно в этих условиях необходимо достичь определенного положительного результата). Более того, важно учитывать политическую и социально-экономическую ситуацию в стране, а также ключевые ориентиры дальнейшего развития государства.

В конце 2011 г. в ходе модернизации органов внутренних дел и создания нового института -полиции для совершенствования оперативно-служебной деятельности ОВД, концентрации усилий личного состава на достижение конечных результатов при выполнении возложенных задач и реализации функций, а также в связи со структурными изменениями, произошедшими в системе МВД России, была введена в действие новая инструкция по оценке деятельности органов внутренних дел [1]. Эта система оценки утверждена в целях оперативного получения информации об эффективности выполнения задач, стоящих перед органами внутренних дел, а также для своевременного выявления и устранения недостатков в их деятельности.

Итоговая комплексная оценка деятельности территориальных органов МВД России складывается из следующих слагаемых: 1) оценки эффективности деятельности по ведомственным показателям;

2) оценки деятельности территориальных органов МВД России по результатам исследования общественного мнения, по итогам отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России перед законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Федерации, а также оценки информирования государственных и муниципальных органов, граждан о результатах их деятельности;

3) оценки эффективности деятельности территориальных органов МВД России в ходе инспекторских, контрольных, целевых и иных выездов, изучения информационно-аналитических материалов, полученных в рамках осуществления зонального контроля.

В соответствии с указанной инструкцией конечные результаты работы сотрудников ОВД оцениваются на основе значимых с криминологической точки зрения количественных показателей. Так, дается оценка количеству предварительно расследованных тяжких и особо тяжких преступлений; количеству предварительно расследованных преступлений прошлых лет и др. Кроме того, в соответствии с данным документом конечные результаты работы МВД России оцениваются на основе стоимостных показателей. К таким показателям, например, относится размер возмещенного материального ущерба от преступлений экономической направленности.

Текущие тенденции в области преступности, в том числе количество зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлений, преступлений экономической направленности, а также размеры материального ущерба, наносимого государству преступным сообществом, позволяют говорить о том, что на современном этапе существует серьезная опасность для дальнейшего развития государства (рис. 1, 2).

Приведенные статистические данные за анализируемый период с 2002 по 2012 г. показывают, что к 2006 г. по сравнению с 2002 г. уровень криминализации в России вырос более чем в 1,5 раза. Количество зарегистрированных и раскрытых преступлений увеличилось в 1,52 и 1,16 раза, а выявленных преступлений экономической направленности выросло более чем в 1,3 раза. Количество нераскрытых преступлений, дела по которым находились в производстве к 2006 г., увеличилось в 2,2 раза по сравнению с уровнем 2002 г. Размеры материального ущерба от преступлений экономической

4 000

3 500

3 000

2 500

2 000

1 500

1000

500

С) О) Су^

Рис. 1. Динамика количества зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлений и преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами, за 2002-2012 гг.: 1 - зарегистрировано преступлений, тыс.; 2 - раскрыто преступлений, дела и материалы о которых находились в производстве в отчетном периоде, тыс.; 3 - не раскрыто преступлений, дела и материалы о которых находились в производстве в отчетном периоде, тыс.; 4 - количество преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами, тыс.

1600 -,-

1400

с^ с^ ^ с^ сО1 с?5 с? ^ О

^ ^ п? ^ ^ #

Рис. 2. Размеры материального ущерба от преступлений экономической направленности на момент возбуждения уголовного дела за 2002-2012 гг, млрд руб.

направленности на момент возбуждения уголовного дела достигали 1 399,6 млрд руб. (2005 г.).

Начиная с 2007 г. наблюдается снижение значений указанных показателей. Так, в 2011 г. количество зарегистрированных и раскрытых преступлений составило 62 и 73 % соответственно, количество нераскрытых преступлений - 53 %, количество преступлений экономической направленности - 41,4 % от уровня 2006 г. Если сравнивать анализируемые показатели с 2002 г., то количество зарегистрированных и раскрытых преступлений, а также преступлений экономической направленности составило: 95 %, 85 и 54 % соответственно. При этом в 2011 г. по сравнению с 2002 г. увеличилось на 17 % количество нераскрытых преступлений. В 2012 г. тенденция снижения размеров указанных показателей сохранилась.

Хотя за последние несколько лет динамика преступлений имеет тенденцию к сокращению, что говорит об огромной работе органов внутренних дел, тем не менее приведенные цифры, в том числе доля нераскрытых преступлений (от 37,5 до 51,2 %), дают возможность сделать заключение о том, что масштабы преступлений приобрели сегодня массовый характер. Причем формы преступных проявлений становятся все более многообразными и изощренными. Очевидно, что нынешний уровень криминализации не соответствует ни безопасному состоянию экономической системы, ни потребностям общества. Уровень преступности по-прежнему представляет серьезную угрозу личности, обществу и государству.

Следует подчеркнуть, что система оценки результатов деятельности органов внутренних дел на основе внутренних показателей работы используется давно. Однако не вызывает сомнений, что масштабы работы МВД России невозможно измерить только количественными или стоимостными показателями. Уровень преступности, ее динамика и характер во многом зависят от состояния и уровня развития общества, от совокупности политических, экономических, социальных и иных показателей деятельности государства. При этом снижение уровня результатов предыдущих лет не всегда однозначно может оцениваться как снижение эффективности деятельности ОВД. Иными словами, система критериев оценки результативности правоохранительной деятельности, основанная на традиционной системе количественных и стоимостных оценок, не позволяет в полной мере получать объективное представление о масштабах, состоянии и динамике

процессов, происходящих в деятельности служб и подразделений органов внутренних дел. В результате на основе только этих показателей невозможно дать полную и объективную оценку эффективности деятельности ОВД, и, как следствие, эффективности социальной политики, проводимой в МВД России в отношении своих сотрудников.

Судить об эффективности социальной политики в органах внутренних дел также позволяют показатели уровня и качества жизни сотрудников, расходы государства на социальную политику, проводимую в МВД России.

Качество жизни граждан - это центральная категория социального развития в XXI в. Она соотносится со стратегическим развитием России как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В этом контексте следует отметить, что важнейшую роль в совершенствовании социальной политики в ОВД сыграли преобразования, происходящие в МВД России в последние годы. Так, был принят Указ Президента РФ от 24.12.2009 № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [7].

Принятие этого документа стало отправной точкой глубокой модернизации ОВД. В начале августа 2010 г. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев предложил переименовать милицию в полицию. Решение главы государства о создании нового института - полиции - стало ключевым моментом в ходе проведения модернизации органов внутренних дел, который должен качественно изменить подход к деятельности органов внутренних дел и отношение общества и граждан к этой структуре. В течение 2011 г. была сформирована законодательная база для обновления системы МВД России. С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8].

В 2012 г. заместитель министра внутренних дел, статс-секретарь МВД России Сергей Булавин в интервью «Российской газете» в отношении нового федерального закона о социальных гарантиях сотрудникам ОВД отметил, что «впервые в современной истории правовая регламентация социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел вместо подчас разрозненных и противоречивых нормативных правовых

актов подзаконного уровня получает статус федерального закона. Это первый комплексный социальный акт в сфере правоохраны, в ранге федерального закона. Закон выстраивает новую модель социального обеспечения полиции, он закладывает основу для повышения престижа профессии правоохранителя» [4].

Таким образом, сегодня можно говорить о существенных подвижках в совершенствовании социальной политики в ОВД и о значительном повышении уровня благосостояния всех категорий сотрудников, начиная от курсантов и заканчивая пенсионерами системы МВД России.

Анализируя динамику расходов государства на обеспечение функционирования МВД России, в том числе на социальную политику, следует отметить, что в последние годы происходит ежегодное увеличение бюджетных ассигнований, выделяемых министерству, бюджет стал иметь социальную направленность.

Так, за 2005-2011 гг. удельный вес расходов на содержание МВД России составлял от 4,7 до 7,1 % в общем объеме расходов федерального бюджета согласно ведомственной структуре расходов (рис. 3). При этом ежегодное увеличение бюджетных ассигнований, выделяемых МВД России, составляло от 7,1 до 25,8 % (рис. 4).

На 2012 г. размеры выделенных ассигнований были существенно увеличены. Удельный вес расходов на содержание МВД России составил 9,6 % в общем объеме расходов федерального бюджета. Увеличение бюджетных ассигнований, выделенных

12 000 000 10 000 000 8 000 000 6 000 000 4 000 000 2 000 000 0

Рис. 3. Динамика расходов федерального бюджета (1) и расходов федерального бюджета на содержание МВД России (2) за 2005-2012 гг., млрд руб.

1

2

ООООО*—I

оооооооо

Рис. 4. Динамика официального уровня инфляции (1) и увеличения объемов бюджетных ассигнований, выделенных МВД России (2) за 2005-2012 гг., %

МВД России, составило 112,5 % по сравнению с предыдущим годом.

При этом необходимо принять во внимание, что:

• во-первых, за анализируемый период наблюдалась стабильная динамика роста бюджетного финансирования на содержание МВД России;

• во-вторых, темпы роста бюджетного финансирования, выделяемого МВД России, ежегодно опережали официальный уровень инфляции (см. рис. 4);

• в-третьих, изменения, вносимые в закон о федеральном бюджете в течение очередного года, в основном, сводились к увеличению объема бюджетных ассигнований, выделяемых на содержание МВД России;

• в-четвертых, в связи с модернизацией ОВД в 2012 г. наблюдается резкое увеличение бюджетных ассигнований, выделенных МВД России, -в 2,13 раза по сравнению с 2011 г.

Не вызывает сомнений, что ключевую роль в благосостоянии сотрудников играет денежное довольствие. Рассматривая эту ситуацию с позиций анализа расходов федерального бюджета, можно отметить, что за 2005-2011 гг. расходы МВД России на денежное довольствие составляли от 42,8 до 51,6 % в общем объеме расходов федерального бюджета, направляемых на функционирование министерства (рис. 5).

Ежегодное увеличение расходов на эти цели составляло от 5,9 до 40 % по сравнению с предыдущим годом.

В 2012 г. при условии проведения в 2011 г. организационно-штатных мероприятий в МВД России и

Рис. 5. Динамика расходов федерального бюджета, выделенных на денежное довольствие военного персонала и сотрудников МВД России, имеющих специальные звания (1), и общий объем расходов федерального бюджета на МВД России (2) за 2005-2012 гг., млрд руб.

сокращения численности сотрудников в среднем на 20 % удельный вес расходов бюджета МВД России на денежное довольствие составил 60,3 %, при этом увеличение расходов на эти цели составило 161,6 % по отношению к предыдущему году.

Тем не менее ежегодный реальный рост расходов на содержание МВД России, в том числе на обеспечение проведения социальной политики внутри ведомства, фактически не привел к увеличению объема раскрываемости преступлений (рис. 6).

На основе анализа данных рис. 6 становится очевидно, что в 2005-2012 гг. количество нераскрытых преступлений составляло до половины всех преступлений, дела и материалы о которых находились в производстве в отчетном периоде.

При этом, если рассматривать эффективность деятельности МВД России как отношение результата к затратам, которые привели к этому результату, а эффективность социальной политики, к примеру, как отношение результата к затратам на денежное довольствие сотрудников1, то можно сделать вывод, что эффективность деятельности органов внутрен-

1 Динамика ассигнований, выделенных из средств федерального бюджета на денежное довольствие сотрудников, аналогична динамике расходов по другим направлениям социальной политики, проводимой внутри МВД России.

- 15

Рис. 6. Динамика удельного веса нераскрытых преступлений в общем объеме преступлений, дела и материалы о которых находились в производстве в отчетном периоде за 2005-2012 гг., %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

них дел, а также эффективность социальной политики, проводимой внутри ведомства, неуклонно снижаются, даже при условии роста бюджетных ассигнований, выделяемых на функционирование МВД России и на реализацию социальной политики, проводимой в отношении сотрудников (рис. 7, 8).

Анализ данных рис. 7 и 8 показывает, что за рассматриваемый период реальный рост расходов на содержание МВД России, в том числе на денежное довольствие сотрудников, не привел к увеличению раскрываемости преступлений, а зависимость между количеством раскрытых преступлений и объемом

Рис. 7. Динамика расходов федерального бюджета на содержание МВД России (1 - млрд руб.) и эфективности деятельности ОВД (2 - отношение количества раскрытых преступлений к расходам на содержание МВД России) за 2005-2012 гг.

16 -

Рис. 8. Динамика расходов федерального бюджета на денежное довольствие сотрудников МВД России (1 - млрд руб.) и эффективности социальной политики в МВД России (2 - отношение количества раскрытых преступлений к расходам на денежное содержание сотрудников МВД России) за 2005-2012 гг

выделенных ассигнований имеет тенденцию к снижению, что говорит как о снижении эффективности деятельности МВД России в целом, так и о снижении эффективности социальной политики внутри министерства.

Конечно, резкое изменение соотношения анализируемых показателей в 2012 г. связано с вступлением в действие нового законодательства о социальных гарантиях сотрудникам и значительным увеличением размеров их денежного довольствия, пенсий и других социальных выплат. Эта ситуация не говорит о резком снижении эффективности правоохранительной деятельности. Ведь размеры денежного довольствия сотрудников на протяжении многих лет были крайне низкими. Вступление в действие нового законодательства изменило ситуацию. В этой связи 2012 г. можно считать точкой отсчета, по отношению к которой можно будет в дальнейшем проводить анализ и делать выводы либо об эффективности, либо о недостаточной эффективности правоохранительной деятельности и проводимой социальной политике.

Вместе с тем следует признать, что показатели раскрываемости преступлений находятся все же на невысоком уровне. Такая ситуация свидетельствует о том, что мероприятий, направленных на увеличение объемов ассигнований на содержание МВД России, в том числе на социальную политику, недостаточно для того, чтобы повысить эффектив-

ность работы полиции. Более того, имея в виду, что федеральный бюджет имеет ограниченные возможности, очевидно, что государство не может бесконечно повышать размеры бюджетных ассигнований на функционирование МВД России и тем более не может обеспечить сотрудников такими заработками, которые может дать бизнес.

Следует признать, что в настоящее время в России уровень расходов федерального бюджета на оборону и национальную безопасность является одним из самых высоких в мире. Так, например, в 2007 г. объем расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность России составил 5,4 % от общего объема расходов федерального бюджета, в США - 3,7 %, Великобритании - 2,9, Германии - 3,2, Японии - 3,8, Италии - 5,8, в Китае -10 % [5, 9].

В сложившихся условиях повышение эффективности правоохранительной деятельности возможно осуществлять путем оптимизации расходов на содержание полиции и разработки специальных механизмов управления. В данном случае речь, прежде всего, идет об управлении в отношении реализации социальной политики, проводимой в МВД России, в том числе в части оптимизации финансового обеспечения на эти цели. Ведь от того, насколько оказываются действенными механизмы, направленные на управление общественными финансами, насколько оптимально распределены бюджетные средства на всех уровнях бюджетной системы, насколько точно бюджетное планирование ориентировано на целевой результат, насколько эффективно и экономно используются выделенные бюджетные ассигнования, зависит и эффективность деятельности государства в отношении обеспечения безопасности и правопорядка. Большое значение должно уделяться вопросам управления социальной политикой внутри МВД России, в частности - в отношении повышения мотивации и стимулирования профессиональной служебной деятельности сотрудников, повышения эффективности предоставляемого им социального пакета.

Очевидно, что управление социальной политикой в органах внутренних дел должно осуществляться на уровне современных научных проработок. Организация управления вопросами проведения социальной политики внутри МВД России на научной основе означает разработку и реализацию мероприятий, направленных на совершенствование социальной политики путем теоретического изучения и анализа тенденций и закономерностей

ее формирования и реализации, а также принятия соответствующих мер управляющего воздействия с учетом многообразия связей и взаимозависимостей с другими социально-экономическими тенденциями и процессами. При этом важное значение должно отводиться методологическим подходам оценки эффективности использования бюджетных средств, в том числе направляемых на реализацию социальной политики в ОВД и реализацию социальных государственных целевых программ.

При оценке эффективности правоохранительной деятельности и, как следствие, социальной политики, проводимой в МВД России, значительное место должно отводиться уровню профессионализма сотрудников, их отношению к работе. Иными словами, сегодня на передний план выступают вопросы качества выполняемых служебных обязанностей и законность действий, выполняемых сотрудниками органов внутренних дел.

Указанные моменты нашли отражение в приказе МВД России от 26.12.2011 № 1310 [1]. Так, показатели деятельности ОВД сгруппированы по направлениям работы и учитывают показатели качества расследования уголовных дел (например доля уголовных дел, возвращенных прокурором для дополнительного следствия или дознания судом от числа дел, направленных прокурору с обвинительным заключением либо актом, постановлением о применении принудительных мер медицинского характера, следователями и дознавателями территориального органа МВД России).

Следует подчеркнуть, что наличие или отсутствие страха граждан перед преступностью зависят от того, насколько уверен человек в незамедлительном рассмотрении его обращения в органы внутренних дел, насколько высок профессионализм и квалификация сотрудников ОВД, неотвратимость ответственности за совершенное правонарушение, справедливость наказания, достаточно ли скорым будет получение компенсации за ущерб, причиненный преступной деятельностью. Более того, в настоящее время в обществе сформировалось неоднозначное, а иногда и негативное мнение о деятельности органов внутренних дел. Жизненный опыт значительной части граждан, в том числе впечатления от личных контактов с сотрудниками ОВД, а также многочисленные примеры действия сотрудников ОВД, постоянно освещаемые в СМИ, заставляют скептически и зачастую отрицательно оценивать работу полиции.

В данном случае можно говорить о том, что огромное влияние на эффективность правоохранительной деятельности оказывают кадровые аспекты. В связи с тем, что правоохранительная деятельность затрагивает интересы общества и каждого человека в отдельности, эффективность правоохранительной деятельности во многом зависит от индивидуально-личностных характеристик, предъявляемых к сотрудникам. Большую роль здесь играет социальная политика, проводимая в МВД России.

Социальная политика - исключительно гибкий инструмент воздействия, ведь она затрагивает главный субъект противодействия преступности -сотрудников органов внутренних дел. Если система социальных гарантий выстраивается так, что уровень и качество жизни сотрудников не соответствуют потребностям, существующим в обществе, если не действует система мотивов и стимулов, то возникают проблемы, связанные с количеством и качеством кадрового состава, отсутствием среди сотрудников стимулов к профессиональному росту, повышению квалификации. Все это влияет на эффективность работы сотрудников, и, в результате, негативным образом сказывается на безопасности страны.

Сегодня к сотрудникам ОВД предъявляются повышенные требования по обеспечению надежной защиты жизни, здоровья, прав, свобод и имущественных интересов граждан от преступных посягательств. Предоставление сотрудникам властных полномочий требует от них не только соблюдения законности и высокой ответственности при выполнении поставленных задач, связанных с определенной спецификой целей, содержания методов и средств деятельности, но и наличия ряда характеристик, которые связаны со следующими факторами, в частности:

во-первых, с профессиональной пригодностью, включающей в себя профессиональные знания, навыки, умения, аналитические способности, уровень физического развития и состояние здоровья, которые в совокупности обеспечивают наибольшую эффективность деятельности сотрудника ОВД. При этом уровень профессиональной пригодности определяется степенью соответствия компонентов этой структуры требованиям, предъявляемым к ней спецификой профессиональной деятельности;

во-вторых, с моральными качествами, включающими в себя помимо таких характеристик, как умение общаться, коммуникабельность и эмоциональная устойчивость, еще и осознание того, что

служба в ОВД - это не возможность корыстного использования своего служебного положения, а прежде всего защита интересов личности, общества и государства в целом. Сегодня большое значение уделяется нравственности и культуре сотрудников. Именно эти характеристики зачастую рассматриваются наравне с профессиональными качествами, ведь они определяют готовность сотрудника к обеспечению служебных задач, желание их выполнить, чувство ответственности за их выполнение с наибольшей эффективностью. К сотруднику ОВД также предъявляется ряд специфических моральных требований, которые состоят в уважительном отношении к человеку, защите его прав и свобод, четком понимании социальной значимости своей роли, ответственности перед обществом и государством. Все эти требования можно отнести к профессиональной этике правоохранительной службы, которая оказывает воздействие на все стороны жизнедеятельности, на эффективность выполнения служебных задач, отношение сотрудников к своей профессии, удовлетворенность результатами.

Все эти аспекты являются наиболее актуальными в ходе модернизации органов внутренних дел. Формирование новой профессиональной самоидентификации сотрудников, создание новой модели специалиста, соответствующего требованиям современного общества и государства, становятся приоритетными направлениями в ходе проведения серьезной трансформации полиции. В этом контексте важнейшими задачами являются реформирование кадровой работы, направленной на совершенствование кадрового потенциала сотрудников, оптимизация системы отбора и приема граждан на службу в ОВД, а также качественное обновление кадрового состава, привлечение на службу перспективных молодых специалистов, создание профессионального коллектива, основанного на высоких нормах морали и нравственности, формирование нового социального облика сотрудника XXI в.

Более того, в современных условиях для оценки деятельности сотрудников ОВД введен новый критерий - общественное мнение о работе ОВД на основе использования вневедомственных источников социологической информации [1]. В качестве показателей используется официальная информация социологических опросов населения, проведенных независимыми специализированными органами, а также ведомственные источники социологической информации.

Сегодня многие специалисты считают, что этот критерий эффективности деятельности ОВД является одним из наиболее важных показателей при оценке уровня защищенности граждан правоохранительными структурами, их уверенности в надежной защите своих прав и свобод.

Так, например, Д. Д. Невирко, В. Е. Шинкевич и Н. А. Горбач считают, что общественное мнение населения о состоянии правопорядка является одним из основных критериев оценки деятельности органов внутренних дел. Наряду с мнением сотрудников ОВД по поводу организационных, правовых и социальных аспектов функционирования этого социального института оценка общества может служить основой для разработки концепции мероприятий как регионального, ведомственного, так и государственного уровней, повышающих эффективность деятельности правоохранительных структур, а также превращения полиции в институт социальной помощи населению [6].

По мнению А. М. Воронова и Н. М. Кожуха-нова, общественное мнение как критерий оценки эффективности деятельности ОВД имеет большое научное и практическое значение для организации обеспечения безопасности личности, общества, государства от противоправных посягательств. Так, общественное мнение и общественная критика существенно влияют на эффективность как управленческой, так и административно-служебной деятельности органов внутренних дел [2].

Учитывая, что эффективность правоохранительной деятельности находится в прямой зависимости от уровня благосостояния и социальной защищенности сотрудников и членов их семей, следует отметить, что общественное мнение об эффективности деятельности органов внутренних дел, а также мнение сотрудников ОВД об эффективности социальной политики, проводимой в МВД России, имеют огромное значение.

В начале 2012 г. В. В. Путин в своей статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» [11] отметил, что эффективность социальной политики измеряется мнением людей, ответом на вопрос: справедливо ли устроено общество, в котором мы живем? Эти слова в полной мере можно отнести к вопросам эффективности формирования и реализации социальной политики в МВД России, к ее оценке различными социальными группами, а именно:

- гражданами России, в отношении которых осуществляется обеспечение их защиты от пре-

ступных посягательств, и средства которых как налогоплательщиков используются государством для обеспечения функционирования правоохранительных органов, в том числе на реализацию социальной политики в МВД России;

- сотрудниками ОВД, для которых эффективность социальной политики является одним из наиболее действенных механизмов повышения эффективности их профессиональной служебной деятельности.

Описанные выше критерии оценки эффективности социальной политики, проводимой в МВД России, необходимо соизмерять с целями правоохранительной деятельности. Важно принимать во внимание характер службы, специфику задач общегосударственной важности, стоящих перед сотрудниками органов внутренних дел. Именно четкое понимание специфики правоохранительной деятельности и специфики полученных результатов дает возможность сформировать представление о методах эффективного решения задач, стоящих перед органами внутренних дел, а также о механизмах и средствах достижения поставленных целей. В итоге следует четко определить наиболее оптимальные критерии эффективности работы органов внутренних дел и эффективности социальной политики, проводимой в МВД России.

Таким образом, в настоящее время вопросы повышения эффективности социальной политики в МВД России весьма актуальны. Проведенный анализ позволяет выделить ряд подходов к понятию эффективности правоохранительной деятельности и эффективности социальной политики в ОВД, которые должны рассматриваться в совокупности, во взаимосвязи и взаимозависимости. При этом повышение эффективности социальной политики во многом определяется правильностью выбора критериев их оценки, стимулирующих, а не подавляющих деловую активность каждого сотрудника в целом.

Большое значение для развития эффективного функционирования органов внутренних дел имеют вопросы, связанные с необходимостью привлечения на службу наиболее квалифицированных, хорошо подготовленных специалистов. В дальнейшем следует удержать их в рядах правоохранительной службы, понизить уровень текучести «ценных» кадров. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы, связанные с совершенствованием системы социальной защиты сотрудников, созданием эффективной системы мотивации и стимулирования труда. От того,

насколько эффективно работает эта система, во многом зависит эффективность работы ОВД в целом.

Список литературы

1. Вопросы оценки деятельности территориальных органов МВД России: приказ МВД России от 26.12.2011 № 1310.

2. Воронов А.М., Кожуханов Н. М. Общественное мнение как критерий оценки эффективности органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности. 24.11.2012. URL: http://www. lawmix. ru/comm/634.

3. Денисова И. П. Социальная политика. Ростов н/Д: Феникс, 2009.

4. Интервью заместителя министра внутренних дел, статс-секретаря МВД России Сергея Булавина «Российской газете». 20.07.2012. URL: http://www. mvd.ru.

5. Международный валютный фонд (МВФ). URL: http://www. imf. org/external/russian.

6. Невирко Д. Д., Шинкевич В. Е., Горбач Н. А. Деятельность милиции в зеркале общественного мнения. 2006 г. URL: http://ecsocman. edu. ru /data/ 527 /785 /1219 /011-NEVIRK0. pdf.

7. О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 24.12.2009 № 1468.

8. О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

9. Об исполнении федерального бюджета за 2007 год: Федеральный закон от 03.12.2008 № 228-ФЗ.

10. Путин В. В. Россия сосредоточивается - вызовы, на которые мы должны ответить // Известия. 2012. 16.01.

11. Путин В. В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. 2012. 13.02.

12. Самыгин С. И. Социальная политика / С. И. Самыгин, И. А. Янкина, А. В. Рачипа. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2012.

13. Экономический словарь / Е. Г. Багудина, А. К. Большаков и др.; отв. ред. А. И. Архипов. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.